Болезнь и ребенок жизненные потребности больного ребенка

Болезнь и ребенок жизненные потребности больного ребенка thumbnail

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ

Половина моих пациентов — это дети. Если ребенок уже взрослый, то я работаю непосредственно с ним. И мне всегда приятно наблюдать, как с выздоровлением ребенка меняются сами родители. С детьми легче и интереснее работать. Мышление их еще свободно — не засорено мелкими повседневными заботами и разными запретами. Они очень восприимчивы и верят в чудеса. Если ребенок еще совсем маленький, то работаю с родителями. Начинают меняться родители — выздоравливает ребенок.

Уже давно установлено, что родители и дети на информационно-энергетическом, полевом уровне — это единое целое.

Меня часто спрашивают взрослые: «Доктор, но как ребенок может знать о наших отношениях, если мы их от него скрываем? Мы при нем не ругаемся и не ссоримся».
Ребенку не обязательно видеть и слышать своих родителей. У него в подсознании содержится полная ин-формация о своих родителях, об их чувствах и мыслях. Он просто знает о них все. Только не может выразить словами свои чувства. Потому и болеет или ведет себя странно, если у его родителей есть какие-то проблемы.

Многие слышали такое выражение: «Дети отвечают за грехи своих родителей». И это так. Все болезни детей — это отражение поведения и мыслей их родителей. Это очень важно понять. Родители могут помочь своему ребенку выздороветь, меняя свои мысли и верования, свое поведение. Я сразу объясняю родителям,что нет никакой их вины в том, что ребенок заболевает. Я писал о том, что к болезни вообще нужно относиться как к сигналу. А к болезни ребенка — как к сигналу для всей семьи.

Дети — это будущее своих родителей и отражение их взаимоотношений. По реакции детей можно судить о том, все ли правильно мы, взрослые, делаем. Заболел ребенок — это сигнал родителям. Что-то в их отношениях не так. Пора разобраться и добиться совместными усилиями мира и гармонии в семье. Болезнь ребенка — это сигнал отцу и матери к самоизменению!

Что же делают взрослые, когда их чадо заболевает? Разве они воспринимают болезнь ребенка как сигнал для себя? Отнюдь нет. Родители пичкают ребенка таблетками, подавляя этот сигнал. Такое слепое отношение к болезни ребенка усугубляет положение, так как болезнь никуда не исчезает, а продолжает разрушать тонкие полевые структуры ребенка.
Дети сами выбирают себе родителей. Но и родители выбирают себе детей. Вселенная подбирает конкретному ребенку соответствующих родителей, которые лучше всего подходят для него.

Ребенок отражает отца и мать. В нем присутствует и развивается мужское и женское начало Вселенной. В подсознании ребенка содержатся мысли, эмоции и чувства родителей. Отец олицетворяет мужское начало Вселенной, а мать — женское. У если эти мысли агрессивны и разрушительны, то ребенок не может соединить их вместе, да и не умеет. Вот и заявляет он о себе или странным поведением, или болезнями. И поэтому от того, как родители относятся друг к другу, к самим себе и окружающему миру, зависит здоровье и личная жизнь их чада.

Приведу пример. У совсем маленького ребенка начинается эпилепсия. Приступы случаются очень часто. Медицина в таких случаях просто бессильна. Лекарства только ухудшают состояние. Родители обращаются к народным целителям, к бабушкам. Это дает временный эффект.

На первый сеанс с ребенком пришел отец.

—Вы очень ревнивый человек, — объясняю я отцу. — А ревность несет в себе огромный заряд подсознательной агрессии. Когда ваши отношения с женщиной были под угрозой распада, вы не принимали эту ситуацию как созданную Богом и вами, не пытались что-то изменить в себе, а испытывали колоссальную агрессию. В итоге ваш сын от первого брака стал наркоманом, а этот ребенок от второго брака страдает эпилептическими приступами. Болезнь у ребенка блокирует подсознательную программу уничтожения женщин и себя.
— Что же делать? — спрашивает отец ребенка.
— Ребенка может вылечить только одно — ваше избавление от ревности.
— Но как? — спрашивает мужчина.
— Вы сможете сделать это только в том случае, если научитесь любить. Любить себя, жену, детей. Ревность —это не любовь. Это признак неуверенности в себе. Воспринимайте жену как свое отражение, а не как свою собственность. Пересмотрите всю свою жизнь, те ситуации, когда вы ревновали и ненавидели, когда обижались на женщин и когда ставили под сомнение свою мужественность. Просите у Бога прощения за вашу агрессию в этих ситуациях и благодарите его за всех женщин, которые были в вашей жизни, как бы они ни поступали. И еще — это очень важно — просите у Бога,чтобы он научил вас, вашего сына и всех ваших потомков, которые будут в будущем, любви.

Вот еще один пример. Ко мне на прием привезли девушку, у которой внезапно, полгода назад, началась депрессия. Пребывание в психбольнице только ухудшило состояние.
Я долго беседовал с ее отцом. Удалось найти причину болезни и в нем. В его подсознании была мощная программа уничтожения окружающего мира. Это проявлялось в частых обидах, злости и ненависти на жизнь, на свою судьбу, на людей. Он передал эту программу своему ребенку. Пока девочка училась в школе, она чувствовала себя сравнительно хорошо. Но вот после окончания учебы эта подсознательная программа заработала в полную мощь и реализовалась нежеланием жить.

Когда в доме шум, родители или близкие ссорятся, то ребенок часто реагирует на это воспалением уха или бронхолегочными заболеваниями, выражая таким образом свои чувства и давая своей болезнью сигнал родителям: «Обратите на меня внимание! Для меня важны тишина, мир, спокойствие и гармония в семье». Но всегда ли взрослые понимают это?
Очень часто негативные программы в подсознание детей закладываются уже во время беременности. Я всегда спрашиваю родителей об этом периоде и даже о том, что происходило в их отношениях за год до беременности.

— В начале беременности вы думали о том, чтобы сделать аборт, — говорю я женщине, которая пришла на прием с грудным ребенком. У ребенка недавно начался диатез.
— Да, это так, — отвечает женщина. — Я считала, что беременность несвоевременна, но муж и родители мужа убедили меня в том, что надо родить ребенка.
— Ребенка-то вы родили, но в подсознании остался след программы его уничтожения.

Нежелание рожать —это прямая угроза для жизни ребенка. Он отреагировал на это болезнью.

— Что же мне теперь делать? Ему можно как-нибудь помочь? Врачи говорят, что лекарств от этой болезни нет, только диета.
—Лекарства есть. Я вам дам гомеопатические средства. Сначала будет обострение, а потом кожа у ребенка очистится. Но самое главное — нужно «очиститься» вам. В течение сорока дней молитесь и просите прощения у Бога за мысли об аборте, за то, что не смогли создать пространство любви для своего ребенка. Это поможет вам нейтрализовать программу его уничтожения. Кроме этого, вы каждый день будете выражать любовь к себе, мужу и своему ребенку. И еще, помните, что любые претензии к мужу или обиды на него, любой конфликте семье тут же будут отражаться на здоровье ребенка. Создайте пространство любви в своей семье. От этого будет хорошо всем.

Состояние мыслей и эмоций беременной женщины очень важно для состояния здоровья будущего ребенка. Мысли о несвоевременности беременности, страхи рожать, ревность, обиды на мужа, конфликт с родителями — все это передается ребенку и превращается в его подсознании в программу самоуничтожения. Такой ребенок появляется на свет уже с ослабленной иммунной системой и начинает страдать инфекционными заболеваниями практически сразу, в роддоме. И врачи здесь ни при чем. Причина кроется и в ребенке, и в родителях. Важно осознать причины и через покаяние очиститься. Диатезы, аллергии, энтериты, стафилококковые инфекции — все это результат негативных мыслей отца и матери во время беременности или после.

Когда у детей есть всевозможные страхи, причину нужно искать опять же в поведении родителей.

Однажды меня вызвали на дом с просьбой вылечить детей от страхов. В дальнейшем выяснилось, что мать сама страдает страхами — боится далеко отходить от дома, а отец употребляет наркотики. Так кого нужно лечить?

Пли другой пример со страхами. Женщина привела ко мне совсем еще маленькую девочку. У ребенка недавно появились страхи оставаться одной в своей комнате и боязнь темноты. Мы с матерью стали выяснять подсознательные причины. Оказалось, что в семье были очень натянутые отношения, и женщина подумывала о разводе. Но что значит для девочки развод? Это потеря отца. А отец олицетворяет собой опору, защиту. У матери всего лишь появились негативные мысли, а ребенок тут же отреагировал на это своими страхами, демонстрируя родителям, что он не чувствует себя в безопасности.

Как только женщина отказалась от мыслей о разводе и стала действовать в направлении укрепления семьи, страхи у девочки исчезли.

Зависимость поведения детей от поведения родителей хорошо прослеживается при лечении алкоголизма. Ко мне часто приходят родители и просят помочь их, уже взрослым, детям-алкоголикам. Сами дети не хотят лечиться, и я начинаю работать с родителями. Мы выявляем те подсознательные программы поведения родителей, которые отражают алкоголизм ребенка, нейтрализуем их, и происходят удивительные (но на самом деле закономерные) вещи — сын или дочь перестают употреблять спиртное.

В этой главе и в предыдущих главах я привел много примеров детских болезней. Можно это делать до бесконечности. Важно, чтобы мы, взрослые, поняли одну простую истину: если в семье царит любовь, мир и гармония, то ребенок будет совершенно здоров и спокоен. Малейшая дисгармония в чувствах родителей — и поведение ребенка, и его состояние здоровья тут же меняются.

Почему-то сложилось такое мнение, что дети глупее взрослых и последние должны учить детей. Но, работая с детьми, я обнаружил, что они знают гораздо больше нас, взрослых. Дети — это открытые системы. И с самого рождения мы, взрослые, «закрываем» их, навязывая им свое восприятие и делание мира.

В последнее время я часто стал обращаться к своему 8-летнему сыну за советами. И практически всегда его ответы были правильны, просты и в то же время необычайно глубоки. Однажды я спросил его:
— Дима, скажи мне, пожалуйста, что мне нужно делать для того, чтобы быть богатым?
Немного подумав, он просто ответил:
— Нужно помогать людям.
— Но ведь я, как доктор, уже помогаю людям, — сказал я.
— А нужно, папа, помогать не только тем больным людям, которые приходят к тебе на прием, а вообще всем людям. И главное — нужно любить людей. Тогда будешь богатым.
(с)

Серия сообщений «3. Причины болезни «:
Часть 1 — недомогания и болезни беглеца..
Часть 2 — У нас в крови — обвинять другого, но это оправдание для глупых.

Часть 13 — Психосоматика заболеваний на примере плохого зрения
Часть 14 — Последствия смещения позвонков и дисков. Искривления позвоночника-причины.
Часть 15 — Все болезни детей — это отражение поведения и мыслей их родителей
Часть 16 — «Сгинь с глаз моих!», или иной взгляд на проблему снижения остроты зрения
Часть 17 — Проблемы с зубами.

Часть 48 — Продолжение — Мегаполисы – технология создания рабов и уничтожения человечества.
Часть 49 — Причины и корни болезней.
Часть 50 — Панкреатит.Диабет. Причины заболеваний в мышлении и эмоциях. Тест Ольги Кузьменко

Серия сообщений «Болезни и Др.темы-1-«:
Часть 1 — Зачем девушке быть нравственной?
Часть 2 — родителям..

Часть 31 — Вредные привычки в присутствии малыша
Часть 32 — Суета вокруг горшка
Часть 33 — Все болезни детей — это отражение поведения и мыслей их родителей
Часть 34 — 20 советов родителям от логопеда
Часть 35 — Мудрая природа детских заболеваний

Часть 48 — Занятие полезное не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала-каллиграфия
Часть 49 — Болеет ребенок? Лечите МАМУ и ПАПУ.
Часть 50 — ПОЧЕМУ болеют дети? Как сохранить их здоровье?

Источник

— [ Страница 2 ] —

Есть иные функции, которым придают огромное значение в обществе и потому скрывают. Это своего рода табу, о которых стыдятся говорить даже при врачебных анализах (к таким табу относятся выделения экскрементов, интимная гигиена, сексуальная активность и т.п.). Общественные предрассудки в этих сферах человеческой жизни больно затрагивают тех, кто страдает нарушением деятельности функций. Ни они, ни их семьи не имеют возможности поделиться своими трудностями, посоветоваться, найти сочувствие, отклик, поэтому всю жизнь они служат предметом недоброжелательного любопытства.

4. Ещ одним фактором, обусловливающим положение ребнкаинвалида в семье и обществе, является его индивидуальность. Имеются в виду основные характеристики личности: темперамент, или особенности нервной системы: раздражительность, ранимость, сопротивляемость, и т. д.

Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью.

Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их контактах с ребенком.

Запоздалое развитие не бывает правильно понято окружением, посвоему растолковывающим отдельные проявления, включающим их в неправильные взаимосвязи и потому переутомляющим детей раздражителями, которые не приносят пользы, лишь вызывают в детях с отклонениями развития оборонительный механизм.

— 21 Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе.

Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его основные психические потребности. Эти и потребность в соответствующей по количеству и качеству стимуляции, потребность в осмысленном порядке стимуляции, чтобы ребенок мог учиться и приобретать жизненный опыт, потребность в опоре, поддержке, потребность осознать собственное «Я» в системе общественных ценностей, и, наконец, потребность перспективы будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от человека на протяжении всей его жизни. Взрослые удовлетворяют их в большей степени при воспитании детей.

В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности, и т. п. Ребенок-инвалид

-тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Здесь больше чисто механической работы, монотонного ухода и присмотра — а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности гораздо меньше. Это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо разделить обязанности в семье, и общество должно внести свою лепту.

На 2-м месте потребность в упорядоченном мире, дающем знания и опыт. И вновь родители инвалидов с детства поставлены неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград.

Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, ил, напротив, заставляет родителей, чуть ли не силком вынуждать понимание к себе и ребенку.

По реакции окружения родители должны понять, что они не одиноки в своей беде. Специалисты должны внушать им, что их постигло отнюдь не несчастье, а всего лишь трудное испытание, которое при желании и настойчивости можно преодолеть.

Страдает родительское самолюбие воспитателей детей-инвалидов, под угрозой жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. Здесь и детям.

И родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно. Родителям становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их усилия.

Главное, чтобы родители детей с дефектами понимали свое положение и воспринимали его нормально. Важно понимание родителей здоровых детей и общества в целом. Цель, которую мы преследуем — общественное признание людей с физическими и умственными недостатками. Мы целенаправленно приближаемся к тому, чтобы их жизнь ни в чем не отличалась от жизни нормального ребенка в семье и нормального человека в обществе.

— 22 Используемая литература

1. Абрамова Г.С, Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. — 272 с.

2. Забродина Л.Е. Терапевтическая игра и общение с больным ребнком / Сестринское дело № 2, 2007. С. 40-42.

3. Информационный портал «Дети мечты…» www.psvworld.ru, 2009.

4. Кржечковский АЛО. Основы психиатрии для врача общей практики.

Учебно-методическое пособие. — Ставрополь: СГМА, 2007.

5. Панов A.M. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями — эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.

6. Психологические и психиатрические аспекты детской онкологии / Цикл лекций по детской онкологии. Том 2, ст. 38 (сс. 181-182) // Российский биомедицинский журнал Medline.ru. — Санкт-Петербург, июль, 2001.

7. Психологические и психические проблемы у детей, страдающих онкологическими заболеваниями. — Общероссийская Общественная Организация Противораковое Общество России (ПРОР) https://www.pror.ru/.

8. Репина TLB., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. — 2003.

9. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология, №1, 1998.

Ю.Шеврыгин Б.В. Если малыш часто болеет…- 2 изд.- М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996.-160 с.

— 23 —

Источник

Самые частые болезни у детей — результат ли проблем в семье? Рассказывает детский психолог Екатерина Мосина.

Наши друзья с портала krokha.ru выяснили у детского психолога Екатерины Мосиной, может ли частая заболеваемость ребенка зависеть от стрессовой реакции на семейные проблемы.

Сильные эмоциональные потрясения и невозможность психологически переработать их влечет за собой так называемый уход в болезнь. Как показывает практика, ключевую роль в возникновении психосоматических заболеваний у малыша играют неудовлетворенные потребности в любви и внимании родителей, непринятие или подавление его как личности.

Ребенок заболел права родителей

Симптомы болезни как отражение психологического неблагополучия

Фиксация на самой болезни или ее симптомах дает подсказку детскому психотерапевту, с чем может быть связана психологическая проблема маленького пациента и что следует изменить родителям.

Частые простуды, ОРВИ (сниженный иммунитет) – сниженный жизненный потенциал, невыраженный гнев, злость, отсутствие положительных эмоций и увлечений, желание освобождения, усталость от борьбы.

Заболевания кожи (дерматиты, нейродермиты, псориаз) – нарушение границы личности и качества контакта с миром и близкими людьми, в первую очередь – с мамой. Чрезмерное навязывание «заботы» или недостаточный телесный контакт с малышом (формальный, холодный). Множество запретов, отношение к ребенку как к «солдату», авторитарный стиль воспитания в семье.

Бронхиальная астма – «подавленный всхлип», незащищенность, страхи, блокировка эмоций и невозможность их выразить, бесправность, отсутствие самостоятельности и свободы в выражении себя. Возможность свободно дышать (значит быть живым) связана со стихией воздуха – с зоной личностной свободы. В семьях же с такими пациентами часто можно встретить мать, которая очень опекает ребенка; находится в слиянии с ним (говорит «мы» вместо «я и он»); постоянно тревожится за его жизнь; ребенок чувствует очень сильное чувство вины из-за постоянных конфликтов родителей.

Пиелонефрит – напряженная обстановка в семье, унижение со стороны родителей или взрослого противоположного пола (например, если девочку унижает отец, а мальчика – мать или воспитательница в детском саду). Часто так дети реагируют на развод родителей. Болезни мочеточника – обида на родителей, неумение прощать. У девочек – чрезмерная привязанность к отцу, противоречивые чувства к нему, у мальчиков – к матери.

Гастрит – невыраженная агрессия, гнев. Невозможность что-либо «переваривать» – человека, тяжелую ситуацию или негативное чувство. Долгое нахождение в состоянии неопределенности, неверие в светлое будущее.

Как понять, что затяжные простуды или хроническая болезнь ребенка – это психологический «якорь»? Ответьте себе честно на несколько вопросов. Лучше записать ответы на бумаге.

1. Проанализируйте, что происходило в семье на момент начала заболевания малыша? С каким событием в семье или жизни ребенка это может быть связано?

2. Почему ребенку выгоднее болеть, чем быть здоровым? Что он может получить от родителей только тогда, когда болеет?

Например, родительское внимание, любовь, заботу, увидеть свою ценность для них и т. д.

Ребенок с помощью болезни может «удерживать» родителей от расставания, ведь он любит обоих и хочет, чтобы они всегда были рядом. Возможно, любовь между несколькими детьми в семье распределяется в пользу младшего, а старшему недостает родительского тепла и участия. Что остается ему делать? Как легально получить жизненно необходимое внимание? Есть простой способ – заболеть…

3. Какую психологическую выгоду от заболевания ребенка вы получали на момент начала болезни и, возможно, продолжаете получать сейчас?

Этот вопрос звучит как провокационный. Трудно признать, что болезнь ребенка может приносить родителю какую-то выгоду. Дело в том, что эта выгода чаще всего неосознаваемая. Но нужно постараться в этом разобраться. Так как именно выгода является основным «якорем», препятствующим выздоровлению.

«Якори» могут быть разными. Например, мама болеющего ребенка может позволить себе по объективной причине быть несчастной, жертвой, как можно дольше не отпускать от себя малыша, а значит контролировать его жизнь и не проживать свою. Такое «слияние» зачастую компенсирует неудовлетворенность от жизни с мужем или от личной нереализованности. В этом случае женщина полностью сосредотачивает свое внимание на ребенке, переносит на него всю свою заботу и любовь, по сути, живет за него, делает его несамостоятельным и неспособным противостоять трудностям. Эту мамину «теорию» ребенку приходится подтверждать – он начинает болеть. Круг замыкается. Как его разорвать?

4. Спросите себя, что вы будете делать, если ребенок станет здоровым? Как изменится ваша жизнь? Какие перспективы появятся у вас и у ребенка?

Искренне ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, какой «якорь» удерживает ребенка в состоянии болезни и над чем нужно поработать самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Творческое пространство для самовыражения. Полезной в данном случае может быть лепка из глины. Глина – это особый материал, способный быстро залечивать раны. Глина позволяет переделывать вещь то количество раз, которое необходимо, до момента полного удовлетворения результатом.

Закройте поверхность, на которой будет творить кроха, полиэтиленом или клеенкой. Предоставьте в его распоряжение различные материалы для рисования (карандаши, гуашь, пастель, уголь), а также различные форматы бумаги. Основное правило – не давать оценок получившимся рисункам и работам. Основная установка: «Все, что делает мой ребенок, – прекрасно».

Мама-терапия

Метод подробно описан в книге известного профессора психотерапии Бориса Зиновьевича Драпкина «Терапия материнской любовью». Автор сравнивает тело ребенка с сосудом, внутренним резервуаром, который должен быть наполнен материнской любовью. Если маминой любви ребенку не хватает, то резервуар опустошается, а ребенок начинает болеть – тело кричит о своих проблемах. Метод основан на том, что мама воздействует на подсознание ребенка с помощью позитивных внушений во время его сна. Это требует серьезной работы от мамы, но есть достаточное количество научных исследований, подтверждающих эффективность метода.

Образ болезни и образ здоровья

Важно, чтобы ребенок был активно включен в процесс собственного выздоровления. Для этого можно использовать технику трех рисунков. Первый рисунок будет на тему «Моя болезнь». Спросите малыша: «На что похожа твоя болезнь?» Затем пусть он нарисует этот образ. Часто на рисунке «Моя болезнь» можно увидеть темные цвета и заболевшего грустного персонажа, к примеру слоненка. Затем скажите: «Ты знаешь, от тебя самого очень многое зависит, помоги слоненку стать здоровым. Нарисуй, как он побеждает эту болезнь. Что он для этого должен сделать?» Иногда требуется дополнительно ввести сказочного помощника, например фею или волшебника, которые имеют магические возможности. Третий рисунок будет про здорового и жизнерадостного слоненка: «Теперь твой герой здоров. Нарисуй, какой он стал уверенный и сильный!» Часто на третьем рисунке ребенок изображает героя более крупным, присутствует много насыщенных ярких красок, что говорит об активизации внутренних сил и ресурсов ребенка для выздоровления.

Утилизация болезни

Вам понадобятся воздушные шарики (3–5 шт.), на полненные гелием, и маркеры. Выберите открытое пространство на улице – сквер или парк. С помощью маркеров вместе с ребенком нарисуйте на шариках образ, отражающий болезнь, от которой малыш хочет избавиться. Каждый шар может олицетворять симптом болезни. Нарисуйте на шарике глаза, нос, рот, используя весь шар как лицо. Придумайте вместе с ребенком, кто кем будет. Шарик «Кашель», «Плохое самочувствие», «Боль» и т. д. Может быть, сам малыш подскажет вам, с чем еще он готов расстаться, расписав один-два шара на свое усмотрение. Затем ребенок по одному отпускает шарики в небо. В процессе отпускания проговорите волшебные слова (ребенок повторяет за взрослым): «Пусть … навсегда покинет (имя ребенка), улетит высоко-высоко, а (имя ребенка) будет здоров!» Чем больше ребенок вовлечен в процесс рисования и отпускания, тем лучше. Техника подходит для детей от 5 лет.

Библиотерапия, или лечение чтением

Отличным подспорьем для выздоровления может стать чтение и обсуждение стихов, рассказов и сказок, оказывающих профилактический или терапевтический эффект (К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Куприн «Девочка и слон», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», А. Барто «Я лежу, болею, сам себя жалею», мультфильм «Бегемот, который боялся прививок»).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что чем более стабилен ребенок эмоционально, тем лучше его организм сопротивляется болезни. Поэтому ведите правильный образ жизни, прививайте малышу здоровые привычки, мыслите позитивно, чаще обсуждайте с ребенком его будущее, верьте в него. И будьте здоровы!

За психологической помощью обратилась Татьяна – мама Даши, ученицы 1-го класса. Диагноз: хронический пиелонефрит, ночной энурез. В семье есть второй ребенок – девочка-подросток. Три года назад из семьи ушел отец девочек. Ушел со скандалом, к другой женщине. Отношения стали разлаживаться уже на момент беременности, муж был против второго ребенка. Татьяна надеялась, что рождение еще одного ребенка спасет брак. Но развод все-таки состоялся.

К папе ездила только старшая дочка, младшую он приглашал крайне редко. Татьяна была вынуждена много работать, винила себя, что мало видит детей и не смогла удержать их отца. Осталась сильная обида на мужа, и нормального спокойного разговора, когда он приезжал за детьми, не получалось.

На момент начала терапии Даша уже около двух лет спала в подгузниках. На диагностике у девочки были выявлены множественные страхи, застенчивость и повышенная тревожность, сниженное настроение, она фантазировала о том, чтобы папа и мама наконец начали жить вместе. Первоначально Даша пропускала наши встречи из-за частых болезней, тело сопротивлялось переменам.

Долгое время в работах девочки не появлялось мужских фигур, она их всячески избегала. Стало понятно, что это реакция на неопределенность отношений с отцом, на затянувшийся конфликт между родителями, в который бессознательно была вовлечена Даша. Девочка скучала по отцу, нуждалась в его тепле и поддержке. Но любить папу – означало «не любить маму», а «мама так страдает по его вине». Параллельно мама прорабатывала свою обиду на мужа (и в целом на мужчин), постепенно шел процесс прощения, проживания боли и отпускания.

Я работала с этой семьей около полутора лет, включая несколько индивидуальных сессий с отцом девочки. И мама, и дочка за это время сильно изменились – девочка заметно подросла и окрепла, стала самостоятельнее, а мама стала жизнерадостной, сменила имидж. Папа стал больше интересоваться жизнью младшей дочери, приглашал обеих девочек в гости или на отдых. Пиелонефрит перешел в стадию ремиссии, а энурез прошел совсем уже через полгода от начала терапии. Теперь Дашино утро было «сухим» и радостным.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник