Болезнь когда человек о себе в третьем лице

Болезнь когда человек о себе в третьем лице thumbnail

Речь о себе в третьем лице (также иллеизм, от указательного местоимения лат. ille, «тот», более удалённый от говорящего[1]) — самоименование с использованием грамматических выражений третьего лица. Например, у Шекспира Юлий Цезарь всегда упоминает себя в третьем лице: «не может Цезарь быть несправедливым»[2].

В литературе[править | править код]

В античности[править | править код]

В античной литературе существовала традиция, в которой автор (например, Гомер) называл себя в произведении по имени[3]. К V веку до н. э. такое самоименование сохранилось преимущественно в работах греческих историков: Гекатея, Антиоха, Геродота, Фукидида.

Имеется много объяснений использованию самоименования в третьем лице античными авторами: самовосхваление у Цезаря (в «Записках о Галльской войне») и Ксенофонта (Ксенофонт даже пытался скрыть своё авторство, чтобы звучать более правдоподобно при описании собственных успехов), демонстрация объективности и научного стиля у Фукидида (Ион Хиосский записывал свои сплетни в первом лице), закрепление своего авторства («Фукидид афинянин описал…»)[4]. Успешное использование самоименования в третьем лице у Фукидида и Ксенофонта продемонстрировало потенциал приёма для создания у читателя ощущения беспристрастного повествования.

В IV веке до н. э. ритор Исократ в своих трудах говорит от третьего лица, чтобы создать иллюзию, что его советы непосредственно передаются от учителя ученикам. Полибий, следуя Фукидиду, говорит о себе в третьем лице, чтобы заявить об авторстве, подчеркнуть беспристрастность и дистанцироваться от себя самого как участника событий[5].

Юлий Цезарь, в отличие от других известных авторов античности, говорил о себе в третьем лице и в быту, так что его выбор самоименования в «Записках», возможно, отражал и просто привычку[6]. Иосиф Флавий в «Иудейской войне» пишет о себе в третьем лице, а в автобиографической «Жизни» употребляет исключительно местоимение «я», что можно объяснить подражанием Фукидиду в историческом трактате[7].

Изображение индейцев и туземцев[править | править код]

Иллюстрация к роману «Робинзон Крузо»

Речь о себе в третьем лице являлась одним из художественных приемов в изображении «благородного дикаря»[8]. Начало положено у Дефо в «Робинзоне Крузо»:

Чингачгук и другие индейцы в романах Фенимора Купера, суровые и лаконичные, контрастируют с многословными и часто лживыми европейцами.

Пери в романе Жозе де Аленкара «Гуарани».

Хотя концепция «благородного дикаря» в концу XIX века в основном изжила себя, в детской и приключенческой литературе она продлилась дольше. Так говорит и Талькав из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна. В третьем лице говорят индейцы Майн Рида.

В современной литературе[править | править код]

В научных работах исследователи иногда самоименуются как «автор», чтобы избежать использования местоимения «я»[9].

В индуизме[править | править код]

В некоторых направлениях индуизма так могут выражаться святые, мистики и просветлённые (например, Рама Тиртха (англ.)[10] и Свами Рамдас (англ.)[11]); это связано с характерной для индийской философии идеей «отказа от эго»[12].

В повседневной речи[править | править код]

Разговор о себе в третьем лице характерен для детской речи и продолжается обычно до кризиса трёх лет[13], когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Взрослые, разговаривая с маленькими детьми, тоже прибегают к оборотам типа «Папа сказал, что…» с целью быть лучше понятыми[9].

Взрослые в повседневной речи редко выражаются таким образом (для американского английского в качестве примера обычно приводится Боб Доул[14]:

«Когда президент будет готов размещать [систему вооружений], Боб Доул будет готов вести бой [за неё] в Сенате»).

В обыденном сознании эта черта часто ассоциируется с эгоцентризмом и нарциссизмом[15]; в то же время она может означать и противоположное: самоиронию, склонность смотреть на себя «со стороны» и не вполне серьёзное отношение к себе[16], а также некоторую эксцентричность.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ В русской лингвистике словом «иллеизм» обычно обозначают другое понятие, см. Иллеизм
  2. ↑ Л. Пинский. «Шекспир». Глава пятая. От хроник к трагедиям. М.: Издательство «Художественная литература», 1971.
  3. ↑ Элледж, 2015, с. 18—19.
  4. ↑ Элледж, 2015, с. 20—23.
  5. ↑ Элледж, 2015, с. 23—24.
  6. ↑ Элледж, 2015, с. 25.
  7. ↑ Элледж, 2015, с. 25—26.
  8. Элиаде М. Миф о благородном дикаре, или престиж начала.
  9. 1 2 Элледж, 2015, с. 15.
  10. shankara_2000. The Story of Swami Rama Tirtha by Puran Singh.
  11. ↑ Swami Ramdas. bhagavan-ramana.org. Дата обращения 7 октября 2015.
  12. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 22 октября 2015 года.
  13. ↑ Дахалаева Е. Ч. Лингвистический статус 3-го лица в рамках категории лица. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
  14. ↑ Элледж, 2015, с. 1.
  15. Dr Greg Mulhauser, Managing Editor. Illeism and Narcissism (англ.). CounsellingResource.com: Psychology, Therapy & Mental Health Resources. Дата обращения 13 мая 2019.
  16. Theresa Fisher. The Psychological Case for Talking in the Third Person (англ.). Mic. Дата обращения 13 мая 2019.
Читайте также:  Мантры исцеляющие болезни слушать онлайн бесплатно

Литература[править | править код]

  • Дахалаева Е. Ч. Лингвистический статус 3-го лица в рамках категории лица. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
  • Arul Mishra, Himanshu Mishra, and Oscar Moreno (2013), Illeism and Decision Making, in NA — Advances in Consumer Research Volume 41, eds. Simona Botti and Aparna Labroo, Duluth, MN : Association for Consumer Research.
  • Elledge, Ervin Roderick. The Illeism of Jesus and Yahweh: A Study of the Use of the Third-Person Self-Reference in the Bible and Ancient Near Eastern Texts and Its Implications for Christology (англ.). — The Southern Baptist Theological Seminary, 2015.

Источник

Что с точки зрения психологии означает, когда человек говорит о себе в третьем лице?

linar­2012
[2.4K]

3 года назад

Думаю, в психологии вряд ли есть единое мнение на этот счет. Одного «симптома» мало для «постановки диагноза». Маленькие дети, до 3 лет, например, могут говорить о себе в третьем лице (это связывают с тем, что малыш еще не осознает себя как личность).

При шизофрении люди тоже часто — но не всегда — говорят о себе в третьем лице. «Я» больного не едино: есть «я» наблюдающее и «я» действующее. Но и люди здоровые не всегда говорят от первого лица. Мне кажется, иногда замена его на третье нужна, чтобы абстрагироваться от происходящего, расслабиться. Есть в ней игровой элемент. Но, конечно, подмена местоимений в этом случае не будет постоянной.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Джэсс,

я знаком с такими и был знаком и без всякой психологии могу сказать, что

люди такие — тяжелые в общении и быту, у них так проявляется внутренний конфликт.

Они сами с собой не в ладу, и вываливают свой внутренний хаос всюду, где появляются.

Их личность не едина, а дробна, это называется шизофрения.

Большое количество внутреннего негатива выталкивает их из себя, и

это и есть причина их самоотстраненности.

То же самое относится и к случаю, когда человек говорит о себе во втором лице, и

здесь полно таких вопросов и ответов.

Сплошной негативизм и шизота так общеприняты, что уже и не замечаются.

Нормальный человек говорит о себе только «Я».

MaxFe­r
[64.4K]

5 лет назад

Человек тем самым дистанцируется от самого себя. А вот чем вызвано такое желание дистанцироваться — не понятно.

Возможно, он хочет попытаться передать описание какого-либо события с объективной точки зрения, а, возможно, скрыть от своего собеседника свое участие в данном событии. Часто, например, пытаясь узнать совет по какой-либо щекотливой ситуации, человек начинает рассказ типа: «Вот с моим другом такое случилось…»

Как-то так…

Саяны
[62.8K]

3 года назад

С точки зрения психологии это может означать, что в данной ситуации человек смотрит на себя со стороны.

Но третье лицо это не только он/она, но и мы — иногда человек может в шутку о себе говорить от третьего лица — например: «посмотрим-посмотрим…» — все мы иногда так делаем — если речь об этом, то не стоит искать в этом скрытые патологии ;).

Exzor­cist
[27.5K]

5 лет назад

Смотря какой контекст. В большинстве случаев это дистанцирование от чего либо. Но также бывают случаи инфантильности, психических нарушений и еще куча всего. Но, повторюсь, в большинстве случаев это дистанцирование (не нравиться в себе что-то, чувство неполноценности), ориентация на третью личность или проблемы с осознанием себя.

storu­s
[72K]

более года назад

Если человек говорит о себе в третьем лице или называет себя по имени, то чаще всего это указывает на его чувство юмора. Такой собеседник достаточно беззаботно и весело относится к своим привычкам и жизни.

Психологи считают, что используя «он/она» вместо «я» можно очень эффективно донести до другого человека свои интересы и цели. Подобная шутливая форма подачи информации помогает рассказчику снизить собственное эмоциональное давление, оставаясь при этом собранным и сосредоточенным. Это позволяет преодолеть стеснение и чувствовать себя более свободно.

Но стоит помнить, что привычка говорить о себе в третьем лице может также указывать на низкую самооценку человека и даже на начальную стадию шизофрении.

Людви­го
[107K]

2 года назад

Говорение от третьего лица может быть отделение себя от своей я-личности. Это не только шизофрения, но и смотрение на себя со стороны, что очень хорошо, потому что все ошибки и недочеты такой человек в себе увидит быстрее, чем тот, кто только якает. Но кажется, что человек сам себя не принимает, сам себе не принадлежит, раз говорит о себе так отстраненно. Он словно бы не хочет стать самим собой, найти свое истинное Я и полюбить его.

Tiffi­25
[14.2K]

2 года назад

Когда человек говорит о себе в третьем лице — это говорит о дистанцировании, попытки отстраниться от своих эмоций, непринятия себя как полноценной личности.

В любом случае, если это повторяется довольно часто во взрослом возрасте — это свидетельствует о какой то психологической проблеме,инфантильности, травме.

Исправить это уже вряд ли удастся, только если поработать с психологом или психотерапевтом.

svetl­ov
[8.2K]

6 месяцев назад

Расщепление личности — она субличность говорит о другой в третьем лице.

Цельной личности это абсолютно не свойственно.

Шизики слышат в своей голове голоса, называющие даже себя по имени.

Вот такой голос и выражается о главной личности «он».

А как иначе такое может быть?

Знаете ответ?

Источник

Сократу приписывают афоризм «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить» и призыв «познай самого себя» — кредо стремящихся к мудрости. Но существуют ли на самом деле правильные и неправильные способы размышлять о себе?

Читайте также:  Сообщат ли в сад о болезни ребенка

Обычное ворошение мыслей, процесс проговаривания про себя своих забот — точно не вариант. От такого вы, скорее всего, только завязнете в привычных убеждениях и утонете в эмоциях, от которых пытались отстраниться.

Исследования показывают, что у любителей такого самокопания часто возникают проблемы с принятием решений в стрессовых ситуациях, а еще они гораздо больше расположены к депрессии.

Альтернатива — древний риторический прием, поклонником которого были Гомер и Юлий Цезарь: говорение о себе в третьем лице. Термин «иллеизм» для него придумал в 1809 году поэт Сэмюэл Кольридж, образовав слово от латинского ille — он, оно, то есть «не-я». Если рассуждать не о своей ситуации, а о проблеме условного друга, позиция «Дэвид был расстроен тем, что…» позволяет взглянуть на проблему с другой точки зрения и рассеять сгустившийся вокруг нее туман из эмоций.

Опубликовано множество исследований о пользе иллеизма; в свежей статье группы американских и канадских ученых под руководством Игоря Гроссмана также обнаруживаются долгосрочные позитивные последствия этого подхода: большая ясность мышления, лучшая эмоциональная регуляция.

Авторы полагают, что благодаря методу иллеистского дневника развитие мудрости становится простой ежедневной практикой.

Болезнь когда человек о себе в третьем лице

Гроссман и его команда задались целью подвести основательную экспериментальную базу под исследования такого свойства, как мудрость, до сих пор не изучавшегося научно из-за расплывчатости его определения. В одном из предыдущих исследований ему удалось создать методику измерения мудрости, коррелирующую с цифрой IQ. Суждения подопытных измерялись по шкале, факторами которой были интеллектуальная беспристрастность, принятие во внимание других точек зрения, осознание неопределенности и способность находить компромиссы.

Гроссман обнаружил, что «показатель мудрости» значительно точнее, чем результаты тестов на интеллект, указывал на эмоциональное благополучие и удовлетворенность отношениями. Разрабатывая это направление, психолог и обнаружил силу отстраненного подхода: участники экспериментов вели себя скромнее и с большей готовностью принимали альтернативные взгляды, когда говорили о себе в третьем лице.

В следующем исследовании группа Гроссмана попросила триста участников фиксировать сложные для них социальные ситуации. Два независимых психолога оценивали их мышление по упомянутой выше шкале мудрости. Респонденты должны были на протяжении четырех недель вести дневник, описывая подобные ситуации, с которыми они сталкивались в повседневной жизни — например, спор с коллегой или плохие новости. Половину участников попросили делать записи от первого лица («сегодня я»), другую половину — от третьего («сегодня он/а»). Через месяц тест на мудрое мышление повторялся.

Итоги эксперимента оказались такими, как и предполагали ученые: контрольная «якающая» группа не показала сколько-нибудь значимой динамики, те же, кто практиковал иллеизм, стали более рассудительными.

Эти результаты удивительны, в частности, потому, что привычка рассуждать о себе в третьем лице в нашем обществе считается детской — или же воспринимается как проявление нарциссизма (явная противоположность мудрости). Кольридж считал иллеизм хитростью, призванной прикрыть эгоизм. Кстати, Дональд Трамп часто говорит о себе в третьем лице — что бы это ни значило.

Читайте также:  Качество жизни больных с желчнокаменной болезнью

В заключении группы Гроссмана говорится, что было бы полезным узнать, распространяется ли эффект иллеизма и на рассуждения о других вещах, а не только на волнующие участников эксперимента проблемы и конфликты. Вполне возможно, что отстранение помогает и там: раньше, например, было доказано, что внутренний монолог ведет к ошибкам при игре в покер, а успешность при игре на бирже зависит от умения владеть эмоциями.

Источник

На данный момент между медиками ведутся споры о том, понимать ли вялотекущую шизофрению, как форму классического заболевания, или выделить ее, как самостоятельную нозологическую единицу. Этот вопрос всплыл потому, что симптоматика данной болезни довольно абстрактна, и может описывать абсолютно здорового человека с особенным характером. К примеру, эксцентричность и странный внешний вид являются важнейшим проявлением этого недуга, но как тогда отличить представителей разных субкультур (репери, эмо, готы, рокеры, хиппи и др.) от пациентов. Иначе говоря, где грань между нормальностью и скрытой шизофренией, и кто ее определяет?

Клиническая картина заболевания

Как правило, данный вид шизофрении может начать проявляться в возрасте 20-30 лет, но точный и полноценный диагноз ставится обычно только в 40 лет. При этом признаки недуга возможны еще в раннем возрасте, когда ребенок необоснованно выполняет странные действия, например, делает уроки только на кухне, или любит изюм, но никогда не ест его в булочках. Это можно назвать причудой, если ребенок может объяснить, почему он так делает, пусть даже это объяснение будет нелогичным. Если же ребенок говорит «Не знаю», это может свидетельствовать о некоторых предпосылках. Также частым признаком является разговор о себе в третьем лице.

Важно, что люди с вялотекущей шизофренией осознают изменения в своей эмоциональной и психической деятельности, и при желании могут выглядеть очень приветливыми, но это обычно краткосрочная маска.

Однако если человек отличается хладнокровностью, равнодушием к проблемам близких людей, и при этом долгое время может не «снимать» улыбку, то психологи утверждают, что у такого человека шизофрения граничит с социопатией.

Признаки заболевания

По последним данным такая шизофрения наблюдается у 10-15% людей на планете, причем в большинстве случаев этот недуг передается по наследству. Среди основных признаков врачи выделяют такие:

  • замкнутость и нежелание вступать в социальные контакты;
  • очень узкий круг общения;
  • очень узкий круг общения;
  • эксцентричное поведение и довольно грубая реакция на какие-то внешние проявления – мимолетом сказанные слова, неуместные плакаты и т.д.);
  • подозрительность, недоверчивость, нежелание работать в группе и коллективе;
  • сочетание стереотипного мышления с богатой фантазией, приводящей к появлению иллюзий.

Конечно, список подобных признаков довольно большой, и буквально совпадение с 3-4 пунктами может свидетельствовать о наличии скрытой формы болезни.

Важность навязчивых идей

Особое внимание хочется обратить на наличие навязчивых идей, которые могут сопровождаться разными синдромами – тот же синдром навязчивых движений, когда человек открывает двери только левой рукой, или обходит столб только с правой стороны и т.д. Какая-то навязчивая идея настолько входит в жизнь человека, что пациенты объясняют ее просто привычкой. Это может быть желание постоянно убирать, или мыть окна каждый последний четверг месяца. Поразительно, но ради выполнения устоявшейся идеи человек готов даже отпроситься с работы, что может свидетельствовать о том, что заболевание прогрессирует.

Хочется обратить внимание и на то, что более 60% знаменитых ученых по всем признакам страдали данной формой шизофрении. Их навязчивая идея была наука, ради которой они переставали думать о бытовых благах.

Болезнь когда человек о себе в третьем лицеЯрким примером является известный математик Перельман, решивший задачу Пуанкаре, и отказавшийся от награды в миллион долларов, поскольку для него важной была сама задача, а не прибыль. Другой пример, Исаак Ньютон, который отличался на ужас вредным и злостным характером, нежеланием часто общаться с коллегами и непомерной эгоцентричностью. Что уже говорить про замкнутого Теслу или странное поведение Эйнштейна.

Конечно, это не значит, что вялотекущая шизофрения является признаком гениальности, ведь вышеперечисленные ученые прилагали масштабные усилия для достижения успеха в научной сфере. А вот одна лишь болезнь может привести к серьезным психическим расстройствам, поэтому необходимо браться за ее лечение. Но поскольку в данном случае серьезной симптоматики в виде бредовых галлюцинаций и социально опасных действий, не проявляется, врачи обычно назначают только прием нейролептиков и иногда сеансы психоанализа.

Источник