Болезнь с памятью как называется болезнь когда

Болезнь с памятью как называется болезнь когда thumbnail

26 июля 2016732,4 тыс.

Содержание

Забытые дома ключи, долгие поиски телефона, вылетевшая из головы встреча — ситуации, в которые попадает каждый из нас. Небольшие провалы в памяти случаются с каждым из нас. Но если они повторяются слишком регулярно, то могут оказаться симптомом некоторых довольно опасных и прогрессирующих со временем заболеваний. А в некоторых случаях внезапная забывчивость может быть показателем того, что в мозге произошли нарушения, которые необходимо лечить. Почему возникает потеря памяти и когда она опасна, разбирался MedAboutMe.

Какой бывает потеря памяти

Память — комплексное понятие, которое объединяет различные познавательные способности человека. За каждый конкретный ее вид отвечает свой отдел мозга, поэтому и утрата конкретных воспоминаний и навыков говорит врачам о том, где именно следует искать проблему.

Так, например, утрачивая воспоминания о себе, близких, прошедших событиях, человек может не терять виды сенсорной памяти — кинестетическую (моторную), сохранять зрительную и звуковую. В других случаях может нарушаться как раз конкретный вид сенсорной памяти. Например, при афазии человек забывает слова и речь.

Утрата кратковременной памяти (событий, которые были недавно, только что) часто сопутствует травмам и интоксикациям. А вот постепенная утрата долговременной памяти может свидетельствовать о прогрессировании серьезных заболеваний.

Врачи выделяют и такие основные виды утраты памяти:

  • Ретроградная амнезия — человек не может вспомнить события, происходившие с ним до момента потери памяти.
  • Антероградная — человек утрачивает способность запоминать.
  • Диссоциированная амнезия — человек продолжает сохранять общие знания, но теряет воспоминания, касающиеся его личной жизни. В некоторых случаях она проявляется тяжелым заболеванием диссоциативная фуга, при котором человек может внезапно утратить практически все воспоминания о себе, вплоть до имени.
  • Фиксационная амнезия — неспособность запомнить текущие события и в результате невозможность накапливать и усваивать новую информацию.

Потеря памяти может быть:

  • Стационарной — воспоминание утрачено, но другие нарушения не наблюдаются.
  • Регрессирующей — утраченные воспоминания со временем возвращаются.
  • Прогрессирующей — забывается все больше, вплоть до утраты базовых навыков.

Факторы, провоцирующие потерю памяти

Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее. Поэтому все факторы развития амнезии связаны с воздействием на головной мозг.

  • Алкоголь. Влияет на кровообращение, является ядом. Может стать причиной легкой антероградной амнезии — мозг хуже усваивает новую информацию. При тяжелом алкоголизме может развиваться синдром Корсакова – острая нехватка витамина В1, при котором наблюдается фиксационная амнезия, позже состояние перерастает в сочетание ретроградной и антероградной амнезии.
  • Наркотики, в том числе и марихуана. Так же, как и алкоголь, влияют на способность запоминать новую информацию.
  • Недостаток сна. Во время сна мозг обрабатывает полученную за день информацию, в том числе формируются навыки, долгосрочные воспоминания.
  • Недостаточное питание. Нехватка витаминов, чистой воды, а также клетчатки в рационе может сказываться на работе мозга.
  • Лекарства. В частности, последние исследования в США доказали возможность временных нарушений памяти при частом употреблении антигистаминных препаратов. Также проблемы с памятью испытывают люди, употребляющие препараты на основе статинов для понижения уровня холестерина в крови.
  • Стресс, депрессия. Причем эти состояния могут влиять как на общее ухудшение памяти, так и вызвать так называемую истерическую амнезию — выборочное забывание неприятных травмирующих событий.
  • Недостаточная умственная активность. Замечено, что малообразованные люди более склонны к серьезным нарушениям, связанным именно с памятью. Например, у них чаще развивается болезнь Альцгеймера.
  • Плохое зрение. Может стать причиной легкой формы антероградной амнезии.

Потеря памяти при болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера — наиболее частая причина деменции. Развивается она в пожилом возрасте, после 70 лет заболевание диагностируется у 30% человек. Но первые симптомы могут начать беспокоить уже после 40 лет.

Болезнь Альцгеймера не лечится, однако ее можно приостановить. Поэтому крайне важно определить ее на ранних стадиях. И первые симптомы связаны именно с нарушениями памяти. Среди характерных ранних проявлений такие:

  • Периодическое забывание имен близких и недавних событий. Например, из памяти могут выпадать целые разговоры.
  • Человек может потеряться в знакомой среде.
  • Во время беседы больной несколько раз повторяет один и тот же вопрос. Также может постоянно рассказывать одну и ту же историю.
  • Рассеянность, частая потеря вещей.
  • Поскольку возникают трудности с выполнением домашних дел, человек часто перекладывает их на близких.
  • Больной не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Одним из характерных признаков болезни Альцгеймера является настороженное отношение ко всему новому и нежелание (а на самом деле, невозможность) принимать перемены. Связано это с тем, что в процессе прогрессирования болезни развивается не только ретроградная, но и антероградная амнезия. Нарушения памяти делают человека раздражительным. На ранних стадиях он понимает, что что-то не так, однако в полной мере осознать свое состояние не может. Заподозрить болезнь Альцгеймера и настаивать на диагностике и последующем лечении — задача близкого окружения.

Потеря памяти как симптом других заболеваний

Потерей памяти могут сопровождаться и другие заболевания. Наиболее часто симптом возникает при таких состояниях:

  • Черепно-мозговые травмы. При сотрясении мозга наблюдается ретроградная амнезия, часто регрессирующая или стационарная. При более тяжелых травмах может развиться антероградная амнезия.
  • Инсульт. Характерна ретроградная прогрессирующая, в редких случаях регрессирующая, амнезия.
  • Интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и прочие). Если отравление разовое, из памяти исчезают события, которые были во время самой интоксикации. При алкоголизме может развиваться синдром Корсакова с характерной фиксационной амнезией.
  • Опухоли головного мозга.
  • Нейросифилис.
  • Эпилепсия. Характерна амнезия на период приступа.

Профилактика прогрессирования потери памяти

Прогрессирующую потерю памяти при различных деменциях, в том числе и болезни Альцгеймера, возможно замедлить. Симптом связан с повреждением нейронной сети в головном мозге. Восстановить утраченные связи невозможно, однако можно создать новые. Поэтому лучшие результаты показывают больные, которые не лишены общения с близкими, а также те, чья жизнь наполнена событиями. Новые эмоции, впечатления, разговоры могут даваться с трудом, но все же приносят свою пользу. Прогрессирование заболевания у одиноких людей идет быстрее.

У здорового человека потеря клеток мозга начинается приблизительно с 20-летнего возраста. Однако, мозг способен обучаться, в частности, перепрофилировать другие клетки, передавать им функции утраченных, выстраивать новые нейронные связи. На эти процессы благотворно влияют:

  • Чтение.
  • Получение новых навыков (в том числе и физических, связанных с моторной памятью: танцы, шитье, обучение игре на музыкальных инструментах и прочее).
  • Изучение иностранных языков.
  • Решение кроссвордов и других головоломок (исследования показали, что это может замедлить процесс потери памяти в среднем на 2,5 года).
  • Активная социальная жизнь с постоянным общением.

Кроме этого, важно уменьшить воздействие факторов, усугубляющих состояния, связанные с потерей памяти. Исключить алкоголь и наркотики, спать не менее 8 часов, регулярно питаться (например, не пропускать завтрак), разнообразить меню овощами и фруктами.

Подборка сайтов для тренировки памяти

Можно тренировать свой ум и с помощью специальных онлайн-тренажеров. Занимательные головоломки, тесты, игры способствуют развитию различных возможностей человеческого мозга: памяти, скорости мышления, внимательности и вычислительных навыков. 

MedAboutMe рекомендует 7 популярных интернет-ресурсов для тренировки интеллекта:

  • Cognifit
  • Wikium
  • Brainexer
  • Mnemonica
  • Uplift
  • Happymozg
  • Chisloboi
  1. Неврологгия. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт. — 2014
  2. Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. — 2007

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2018;
проверки требуют 7 правок.

Гипертимезия, гипертиместический синдром — способность личности помнить и воспроизводить предельно высокое количество информации о её собственной жизни, исключительная автобиографическая память[1]. Статус данного термина в медицинской терминологии в настоящее время неясен: в различных источниках он употребляется попеременно с понятием «гипермнезия».

Общая информация[править | править код]

Термин «гипертимезия» был впервые использован в статье Э. Паркер, Л. Кэхилл, П. Тиджера и Дж. Макгоу «Случай необычного автобиографического запоминания» (Нейрокейс, 2006)[1]. Авторы указали на такие определяющие характеристики данного нарушения памяти, как «1) личность проводит ненормально много времени в размышлениях о её собственном прошлом, и 2) личность характеризуется исключительной способностью вызывать в памяти определенные события её собственного прошлого». Было отмечено, что пациенты с гипертимезией могут вспомнить со всей точностью любой момент каждого дня своей жизни и описывают подобные воспоминания как неконтролируемые бессознательные ассоциации, возникающие, к примеру, при виде определенной даты в тексте. Исследователи также сочли необходимым предупредить о необходимости отличать гипертимезию от иных, преимущественно не патологических случаев исключительной памяти, связанных с применением разнообразных мнемонических методик.

Распространенность и этиология[править | править код]

Существует много доктрин о гипертимезии, пытающихся объяснить, как люди получают эту способность, но большинство теорий сходится в том, что такая замечательная память появляется у людей естественным образом[2]. По состоянию на 2014 год группа Джеймса Макгоу выявила около 50 людей с гипертимезией среди авторов нескольких сотен обращений[3]. Первым пациентом с таким диагнозом считается женщина под условным псевдонимом AJ (настоящее имя Джилл Прайс[3]), которая весной в 2000 году обратилась к Дж. Макгоу с электронным письмом, рассказывающим о её способности помнить каждый день своей жизни, начиная с 11-летнего возраста[4][5]. Послание Джилл Прайс гласило:

«Я сижу, пытаясь разобраться с чего начать, как объяснить причину моего письма … Я лишь надеюсь, что вы сможете мне как-нибудь помочь. Сейчас мне 34 года, с 11 лет у меня появилась необыкновенная способность вспоминать своё прошлое… Я могу выбрать любую дату начиная с 1976 г. и подробно рассказать, какой это был день, что я тогда делала, что произошло важного. При этом я не смотрю на календарь и не читаю журналов 24-летней давности»[3]

Вероятные причины, которые могут вызывать гипертимезию, условно подразделяются на две группы: психологические и биологические. Гипотезы первого рода высказывались самими авторами; исследователи предположили, что механизм данного нарушения памяти является по своей природе семантическим. Другие специалисты, однако, обратили внимание на ряд характерных результатов, полученных посредством магнитно-резонансной томографии пациентки AJ; в частности, было отмечено, что височная доля и хвостатое ядро увеличены в размерах[6]. Полученная картина оказалась схожа с той, что обыкновенно наблюдается у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством; принимая к рассмотрению этот факт, ряд ученых предлагает считать гипертимезию специфической разновидностью ОКР[7]. Соответствующий случай был изображён в одном из эпизодов медицинского телесериала «Доктор Хаус», где исключительная память больной была объяснена патологической одержимостью собственной жизнью. Кроме того, возникновение гипертимезии иногда гипотетически увязывается с нарушением способности мозга забывать информацию.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Parker E.S., Cahill L., McGaugh J.L. A case of unusual autobiographical remembering. (англ.) // Neurocase (англ.)русск. : journal. — 2006. — February (vol. 12, no. 1). — P. 35—49. — doi:10.1080/13554790500473680. — PMID 16517514.
  2. ↑ Определение гипертимезии: симптомы, причины, диагностика, лечение. Пер. с англ. Н. Д. Фирсовой (2018).
  3. 1 2 3 Журнал «В Мире науки» № 4, апрель 2014
  4. ↑ Woman With Perfect Memory Baffles Scientists, ABC News (20 марта 2006).
  5. Shafy, Samiha An Infinite Loop in the Brain. The Science of Memory. Spiegel Online. Дата обращения 6 декабря 2011. Архивировано 24 ноября 2012 года.
  6. McKinnon, MC & Levine, B. The functional neuroanatomy of autobiographical memory: A meta-analysis (англ.) // Neuropsychologia (англ.)русск. : journal. — 2006. — June (vol. 44, no. 12). — P. 2189—2208.
  7. ↑ «Total Recall: The Woman Who Can’t Forget» на wired.com

Ссылки[править | править код]

  • Сюжет «Total Recall» из телевизионной программы 60 Minutes Australia, посвященный гипертимезии, с участием Дж. Макгоу и пациентки AJ

Источник

Расстройства памяти

Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Расстройства памяти

Расстройства памяти

Причины

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром, вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов, инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях, шизофрении. Эпилепсия, являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении.

Патогенез

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Симптомы расстройств памяти

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга, ЭЭГ, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна. Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для фармакотерапии используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

Источник