Болезни новорожденного функциональные нарушения высшей нервной деятельности

Болезни новорожденного функциональные нарушения высшей нервной деятельности thumbnail

Отдых и Оздоровление / Психология / Психология (статья)

Нарушения поведенческих реакций у детей

Статья | 
26-04-2018, 21:48
 | 

Поведение ребенкаПоведение ребенкаФункциональные нарушения высшей нервной деятельности

Психическая деятельность детей раннего и дошкольного возраста находится в стадии активного становления. Мы ранее публиковали статьи, в которых рассматривали условия оптимального формирования реакций, образующихся и протекающих по принципу условного рефлекса («Условия формирования поведенческих реакций у детей», «Формирование условнорефлекторной реакции у детей»). Это является основы функции системы высшей нервной деятельности человека, которая у людей трансформируется в сложные психические процессы и явления, формы мышления.

При отсутствии оптимальных условий формирования психики ребенка начиная с раннего возраста, со временем у него могут возникать функциональные нарушения высшей нервной деятельности, которые в первую очередь отражаются многообразными формами неадекватного поведения. Если взрослые не находят правильный подход к ребенку, формы неадекватного поведения закрепляются и приобретают более устойчивый характер, что приводит к возникновению неврозов. В этом случае ребенок нуждается в соответствующем лечении, которое назначается психиатром или психоневрологом. Если такие дети не получают необходимого лечения, неврозы в ряде случаев могут приводить к неблагоприятному развитию личности.

Нарушения поведенческих реакций

Нормальное поведение ребенка можно охарактеризовать эмоционально-положительным отношением к окружающему и его активностью: живо интересуется происходящим вокруг, охотно вступает в общение со взрослыми, спокойно (без капризов) выполняет требования взрослых (ложится спать, кушает, одевается и раздевается, моет руки и др), увлеченно играет с другими детьми или самостоятельно и т.д.

От ребенка, особенно в раннем возрасте, нельзя требовать, чтобы его поведение было оптимальным. Ведь несовершенство функций и незрелость головного мозга приводя к некоторой неустойчивости поведения. Для детей в раннем возрасте такая неустойчивость естественна. Например, если ребенок увлечен игрой, он может не сразу ответить на предложение взрослого что-то сделать (идти спать или кушать). При этом, уводя его от детей, с которыми он игрался, или забирая игрушку, он может заплакать. Когда ребенок утомлен, он может заплакать от неудачи в каком-либо занятии или от небольшого порицания. Однако такие поведенческие реакции непостоянны, кратковременны и всегда легко объяснить причину их возникновения.

Формы неадекватного поведения

Неадекватное поведение ребенка характеризуется частым и необоснованным отрицательным эмоциональным состоянием, а его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению собственных психологических и органических потребностей или мешают нормальной жизни окружающих (детей и взрослых).

К неадекватным реакциям можно отнести:

— Упрямство – отказ выполнять обоснованные требования взрослых (например, ребенок категорически отказывается идти спать или есть, при этом он хочет спать или голодный; надеть куртку, хотя ему холодно; помыть руки, которые сильно грязные и др).

— Капризы – проявляются посредством выражения ребенком какого-либо желания, а при попытке его удовлетворить – отказом. Например, просит игрушку, а когда ее получает, говорить, что он ее уже не хочет.

— Немотивированный плач – возникает у детей по самым незначительным причинам. Например, взрослый не сразу завязал ему шнурки или другой ребенок, проходя мимо, случайно его задел и т.д.

— Отказ от контактов со взрослыми (с педагогами, знакомыми, родственниками) – при попытке вызвать к себе положительное отношение, вовлечь ребенка в разговор не имеют успеха.

— Отказ от контакта с другими детьми – ребенок стремиться находиться отдельно от детей, в стороне от них, самостоятельно играет, плачет, когда к нему подходят другие дети, не разговаривает с ними, отворачивается от них, отказывается участвовать в групповых играх и общих занятиях.

— Двигательная расторможенность – ребенок очень активный, не может сосредоточиться на каком-то виде деятельности, не способен к устойчивому вниманию в играх и на занятиях, быстро переходит от одного предмета к другому, мешает играть другим детям. Такие дети могут быть агрессивными: толкать и бить других, отбирать игрушки, кричать, кусать детей вначале с целью отобрать игрушку, выражая этим свое возбужденное состояние; бросает и ломает игрушки.

Причины возникновения неадекватного поведения

У детей могут быть некоторые врожденные предрасположенности для так называемой детской нервности. Предрасположенность к возбудимому или слабому типу нервной деятельности (неустойчивость, приводящая к нервности) может передаваться детям по наследству от родителей.

У ребенка может быть врожденное предрасположение к нервности, возникающее у плода в период внутриутробного развития из-за неблагоприятных условий течения беременности (беременная перенесла тяжелое заболеваний, сильный стресс, плохое питание, курение, потребление алкоголя, а также токсикозы второй половины беременности – плод получает недостаточное количество кислорода).

В последние месяцы беременности у плода наиболее активно развиваются функции головного мозга, в этом периоде нервные клетки ЦНС особенно чувствительны к кислородной недостаточности. В случае возникновения таких неблагоприятных факторов признаки нервности ребенка проявляются уже в первые дни после его рождения: часто просыпается, много кричит.

На быстро развивающемся головном мозге у детей сказывается любое негативное воздействие. В первую очередь это родовая травма, болезни в период новорожденности и первые месяцы жизни, несоблюдение правил возрастных режимов (особенно сон), нарушения режима и рациона питания. Буквально с первых месяцев жизни ребенка начинают сказываться социальные факторы. Уже к 12-месячному возрасту могут проявляться последствия неправильного воспитания.

В первые 6 месяцев жизни у детей формируются взаимоотношения в системе «мать-дитя». Любые нарушения в этой системе влияют на развитие ребенка, особенно на степени уравновешенности его психики. После 6-месячного возраста у детей начинается интенсивный процесс становления общения с членами семьи. В этом возрасте увеличивается количество так называемых стрессовых и психогенных факторов. Дети замечают и по-своему переживают все происходящее вокруг. И чем старше они становятся, тем больше факторов социальной среды влияют на их поведение.

Семейные ссоры, шумная обстановка могут привести к значительному напряжению нервной системы. Ребенок начинает замечать несправедливое отношение к себе, нервозное и резкое, подавление инициативы, частые запреты, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам.

При посещении детского дошкольного учреждения неадекватное поведение ребенка проявляется в первую очередь во время привыкания (адаптации) к новым условиям жизни.

Методы ликвидации неадекватных форм поведения и их профилактика

В случае обнаружения у ребенка проявлений неадекватных форм поведения, чем раньше его от них избавить, тем более успешными будут результаты. При этом необходимо соблюдать некоторые условия:

— прежде всего – проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить состояние здоровья ребенка;
— заниматься нормализацией психического состояния ребенка должны в первую очередь родители;
— помнить о том, что разные формы неправильного поведения ребенка требуют разных подходов.

Например, если ребенок проявляет упрямство и капризы, необходимо обеспечить доброжелательное, спокойное отношение к нему, действовать методом отвлечения и не поощрять чрезмерные требования, при этом не прибегая к наказаниям. В этом случае лучше всего перестать контактировать с ребенком некоторое время. Если ребенок не получает соответствующей реакции взрослого, ему становится неинтересно упрямиться или капризничать. Затем к нему нужно подойти и постараться вовлечь его в какую-либо деятельность или игру, при этом к ребенку следует сохранять доброжелательное и спокойное отношение. Правильные воспитательные подходы в семье и детских дошкольных учреждениях дают желаемый результат.

При плаксивости следует отвлечь ребенка, приласкать, дать поручения, чтобы он их самостоятельно выполнил, вовлечь его в игру.

Двигательная расторможенность снимается путем включения ребенка в занятия с целенаправленной деятельностью, которая должна проходить при заинтересованности и положительном эмоциональном отношении ребенка. Необходимо чередовать периоды концентрации внимания с периодами двигательной активности, пытаясь повысить устойчивость деятельности ребенка.

Если ребенок проявляет агрессию, первостепенно нужно выяснить причины этого состояния: состояние здоровья, нервной системы, обстановку в семье. Необходимо внимательно следить за его поведением и не допускать ситуаций, способствующих проявлению агрессивного поведения. В некоторых случаях, если ребенок посещает детские дошкольные учреждения, его переводят в группу более старших детей. Детей с проявлениями агрессии необходимо постоянно держать в поле зрения, давать им интересные поручения, занимать индивидуальной игрой, следить, чтобы они занимались целенаправленной деятельностью.

Профилактика неадекватного поведения ребенка заключается в создании оптимальных условий развития, обеспечении достаточной (но не чрезмерной) психической и физической активности, полноценном общении со взрослыми, правильной организации групповых игр, регулярном пребывании на свежем воздухе, закаливании, смене разных видов деятельности, чередовании отдыха и активности. Воспитательная работа должна включать индивидуальный подход к ребенку. Например, нерешительным детям следует пробуждать активность и стимулировать их самостоятельную деятельность, давая задания возрастающей трудности.

Проявление самостоятельности необходимо всячески поощрять. Если ребенок что-то хочет сделать самостоятельно, при этом запрещать ему делать это или ограничивать его действия, очень быстро он станет отказываться выполнять то, что ему предлагают взрослые. Постоянные запреты способствуют развитию детской нервности. При этом слово «нельзя» должно быть действительным запретом (если ребенок после слова «нельзя» получает желаемое, это слово не закрепляется как запрещение). Чтобы у детей вырабатывалась дифференцировка слов «нельзя» и «можно», взрослые должны проявлять действия, соответствующие смыслу этих слов. Отсутствие этой дифференцировки затруднит ребенку жизнь, поскольку он не будет слушаться взрослых не потому, что он упрямый или нехороший, а потому, что не в состоянии правильно оценить требования.

Также нужно отметить важный момент: ребенок гораздо охотнее выполняет требования, если они сформулированы не в виде приказа, а в виде просьбы.

Источник

Лекция№2

Сестринский процесс при болезнях новорожденных, наследственно-дегенеративных заболеваниях и заболеваниях вегетативной нервной системы.

БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

В последние десятилетия многие поражения нервной системы связывает с действием различных вредоносных факторов в дородовом периоде во время родов I непосредственно в послеродовом периоде. Все эти три периода составляют перинатальный период.

Вредными факторами, приводящими к поражениям центральной нервной сис­темы могут быть:

1/ асфиксия плода иноворожденного;

2/ родовая травма;

3/ перенесенные в перинатальном периоде ин­фекции и интоксикации;

4/ врожденные нарушения обмена веществ;

Могут быть поражены различные уровни ц.н.с:

а/ головной мозг /оболочки, кора, ствол ит.д./

б/ спинной мозг;

в/ периферическая нервна» система.

Выявляющие расстройства очень разнообразны:

1/ гипертензионный синдром;

2/ угнетение жизненно-важных функций организма;

3/ повышенная возбудимость;

4/ судорожные расстройства;

5/ перезы. параличи, гиперкинезы;

6/ нарушение психики.

Исходы бывает различными в зависимости от тяжести поражения:

1/ может бить полное выздоровление;

2/ инвалидность с глубоким дефектом в двигaтeльной, интеллектуальной и других сферах.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА: может наблюдаться длительное пол бессознательное состояние — ребенок лежит с закрытыми глазами» со страдальческим выражением лица, стонет, в наиболее тяжелых случаях не реагирует на зрительные, слухо­вые, тактильные раздражения. Чаще всего тонус мышц понижен, может быть, сни­жение или полное выпадение рефлексов.

А может быть психомоторное возбуждение ребенка, тонус мышц в этих слу­чаях повышен, ручки иножки приведены к туловищу и резко выпрямлены. Голова бывает слегка закинута назад.

Передний /большой/ родничок при гипертензионном синдроме, обычно увеличен, напряжен; венечный и сагитальный швы, а в наиболее тяжелых случаях и швы; между лобными костями расходятся. Ребенок вскрикивает, срыгивает, молоко. Определяются: симптом «заходящего солнца» -отставшие верхнего века при движениях глазного яблока книзу; -симптом Грефе -появляется полоска склеры над радужкой, при неподвижном состоянии глазных яблок с раскрытием верхних век. Часто при гипертензионном синдроме развивается судорожный синдром- тонические, ре­же клонические судороги, кивки. Судорожный синдром всегда утяжеляет кли­ническую картину и ухудшает прогноз.

Происхождение перинатальных поражений в.н.с. в большинстве случаев свя­зано с асфиксией. Асфиксия может быть первичной и вторичной. Первичная асфиксия связана с заболеванием матери.

Вторичная асфиксия связана с аспирацией околоплодных вод, пороками развития у плода легких, сердца.

Легкая /синяя/ асфиксия- характеризуется следующими клиническими про-явлениями: отсутствие дыхания в течение первой минуты, цианоз кожных покро­вов, снижение мышечного тонуса. Ребенок вял, неактивен, рефлексы угнетены, дыхание аритмично. Спустя несколько часов наступает повышенная возбуди­мость, сохраняется 2-3 дня. К 3-5 суткам состояние нормализуется.

Тяжелая/белая/асфиксия характеризуется цианично-белой окраской кожных покровов, выраженными симптомами угнетения ц.н.с.; мыщечный тонус снижен,; безусловные рефлексы не определяются, поражаются черепные нервы.

Движение глазных яблок плавающее, отмечается горизонтальный и вертикаль­ный нистагм. Дети самостоятельно не сосут ине глотают. Уних нарушен ритм сна ибодрствования. Вялость и сонливость могут сменяться резким беспокойством. Восстановление функций наступает после первой недели жиз­ни.

Источник

Самым распространенным нарушением деятельности высшей нервной системы является неврозы. В наше время в разных странах, среди детского и взрослого населения отмечается достаточно высокий уровень заболеваемости неврозами. Это связано с влиянием различных факторов, в частности несоответствием современного уровня научно-технического прогресса степени развития психофизической адаптации организма людей, особенно детей и подростков.

Большой объем информации, предусмотренный новыми школьными программами, необходимость постоянного ее осмысления, усвоения и запоминания, требование владения современными техническими средствами, вызванная компьютеризацией учебных курсов и т.д. — это реалии современного бытия ученика среднего общеобразовательного учебного заведения. Современный темп обучения и жизнедеятельности детей и подростков требует от них значительных нервно-психических затрат, которые на фоне уменьшения физических нагрузок, плохого питания и экологических катаклизмов становятся факторами возникновения у них невротических расстройств.

Проблему неврозов исследовал известный физиолог И. П. Павлов. Установленные им три основные причины возникновения функциональных неврозов у ​​животных (перенапряжение процессов возбуждения, торможения или их подвижности) вызывают неврозы у людей.

Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате осложнения особо важных для человека жизненных ситуаций. Он проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатических явлений.

Для невроза характерны следующие признаки:

1) наличие психогенной причины заболевания, которая связана с особенностями межличностных отношений в социальном окружении (классе, семьи и т.д.);

2) доминирование эмоциональных и соматовегетативных нарушений в клинической картине невроза как специфических проявлений этого заболевания;

3) возвратность клинических расстройств после длительного отдыха, социо и психотерапии, общеукрепляющего и транквилизирующего (успокаивающего) лечения.

Таким образом, очевидно, что при неврозах не меняется анатомическая целостность ЦНС, а наблюдаются только функциональные расстройства. Это отличает их от органических заболеваний нервной системы, при которых нарушения их деятельности обусловливается повреждением нервной ткани.

Характерной особенностью невроза является осознание больным своих

нарушений, способность управлять своим поведением и адекватно оценивать действительность.

Возникновение неврозов ускоряют специфические личностные качества, индивидуально-типологические особенности ВНД, а также психофизическая ослабленность в результате заболеваний, истощения, интоксикации. Итак, причина возникновения невроза обусловлено взаимодействием психотравмирующей ситуации с выходными характеристиками личности.

Современная классификация неврозов базируется на особенностях клинических проявлений болезни. Выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний и истерический невроз.

Неврастения является одной из наиболее распространенных форм неврозов. Для нее характерно сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с усталостью и истощением, которые быстро развиваются. Чаще всего причинами неврастении у детей и подростков являются чрезмерные эмоциональные реакции, является результатом неблагоприятной семейной атмосферы, длительного волнения, физического и умственного перенапряжений. Заболевание может длиться несколько месяцев, а при наличии обстоятельств, истощают организм, приобретает признаки хронического и протекает в течение многих лет. Способствуют выздоровлению устранения действия негативных факторов, отдых и лечение.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением в процессе мышления идей, представлений, влечений, сомнений, воспоминаний сопротивление желанию человека. Несмотря на критическое отношение к навязчивым явлениям, человек не может избавиться от них усилием воли. Частыми проявлениями этой формы невроза является фобические расстройства, например, страх заболеть неизлечимой болезнью, страх смерти и тому подобное. Встречаются навязчивый страх высоты, лестниц, тесных помещений. Такие переживания являются причиной развития состояния безнадежности, нерешительности, растерянности. Еще одним ярким примером навязчивых состояний является вера в предрассудки. У здорового человека также иногда возникают навязчивые сомнения или опасения, но они кратковременны, легко преодолеваются и не подчиняют себе его поведение. Невроз навязчивых состояний чаще всего оказывается у взрослых людей, однако формируется в детском и подростковом возрасте.

Истерический невроз характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к воздействию внешних раздражителей, бурными проявлениями экспрессивности, эмоциональных и двигательных реакций. Настроение у истериков настойкое , характерен быстрый переход от слез к смеху и наоборот, а также склонность к фантазированию. В них могут возникать различные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в театральных позах, громких вздыхающим, стонах, заламывании рук, вырывание волос. Вегетативные расстройства проявляются в виде нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта (икота, рвота и т.д.). К сенсомоторных расстройств прежде всего относятся гиперкинезии (дрожание рук, ног, всего тела), парезы, временные расстройства речи. Эти расстройства не связаны с органическими поражениями центральной нервной системы и имеют функциональный характер.

Следует отметить, что у детей и подростков встречаются также называемые системные неврозы. Они дополняют симптоматику какого-то определенного невроза еще и такими проявлениями, как расстройства речи, недержания мочи и т.д.

В 60-е годы XX в. в медицинской, психологической, педагогической литературе появился новый термин «школьный невроз». Он характеризуется многими симптомами (плаксивостью, потерей аппетита, чрезмерной потливостью, расстройствами сна, нарушением речи и т.п.), среди которых доминируют стойкий страх перед школой и нежелание ее посещать. Характерно, что симптомы усиливаются не только в той ситуации, когда нужно идти в школу, но и при обычном упоминании о ней. Проявления клинической картины этого невроза могут встречаться и у вполне здоровых детей, однако специфическое сочетание симптомов «школьного невроза» отличается от обычной вредности или упрямства. Для предотвращения возникновения и развития «школьного невроза» нужно в дошкольный период интеллектуально, морально и физически готовить детей к школе: привлекать к посещению подготовительной группы детского сада, приучая их к жизни в коллективе, дома играть с детьми «в школу», учить их читать , писать и т.п.

1983 М.М.Ханашвили, исследуя проблему неврозов, ввел понятие «информационный невроз«. Причиной его он определил одновременное действие триады таких факторов, как избыток информации, нехватка времени для ее восприятия и обработки и высокая мотивация, то есть желание ее усвоения. Информационные неврозы возникают у школьников в период семестровых зачетов, выпускных экзаменов, в одаренных детей — при подготовке к конкурсам, олимпиадам и тому подобное.

Особую актуальность среди ученых, педагогической общественности и родителей приобрел вопрос о предупреждении дидактогенних нервно-психических состояний. Они возникают тогда, когда педагог плохо информирован о психофизиологических особенностях учащихся и о действии слова как физиологического раздражителя. Общаясь с учениками, педагог постоянно (сознательно или бессознательно) влияет на психическое состояние своих воспитанников, способен одним словом, жестом или поступком вызвать положительный или отрицательный отзыв со стороны отдельного ученика или всего класса. Таким образом, дедактогенные неврозы, или дидактогения — это психогенные нарушения работоспособности или здоровья ребенка или подростка, вызванные непрофессиональными действиями учителя (педагогического коллектива) в процессе организации обучения или воспитания. К таким действиям, кроме негативных коммуникативных влияний, следует отнести такие факторы, как объем учебной нагрузки, характер расписания, особенности организации обучения (на уроке, во время четвертных или семестровых зачетов, экзаменов) и отдыха (во время перерыва, выходных, каникул).

Учитель следует помнить, что у детей нервная система более возбуждающая, чем у взрослых, вследствие чего она быстрее истощается. Эту особенность центральной нервной системы детей нужно учитывать при организации учебно-воспитательной работы в школе. Так, если на уроке долгое время занимаются однообразной умственным трудом, при которой возбуждаются одни и те же участки ЦНС, то последняя быстро устает и деятельность ее очень затрудняется. В результате у детей снижается интерес, внимание и вообще их работоспособность. Поэтому на уроках учитель должен применять различные методы и приемы работы, продолжительность каждого из которых должна быть по возможности небольшим. При изменении методов и видов работы нагрузки с одних участков ЦНС переносится на другие, и поэтому значительно отдаляется время наступления ее утомления. С этой же целью после длительной умственной работы следует устраивать перерывы, проводить физкультминутки, в течение которых нервные центры, усиленно работали, могли бы отдохнуть.

Общая атмосфера в школьном заведении должна определяться доброжелательным отношением участников учебного процесса друг к другу, базироваться на уважении как к учителю, так и ученику, последовательности и разумности требований, гражданской порядочности и честности.

Важным условием предотвращения нарушений нервной системы у детей и подростков является гигиеническая организация сна. Сон — это наиболее полноценный отдых для организма. Положительные изменения в функциональном организма происходят только при условии достаточной продолжительности сна, соблюдении режима засыпания и пробуждения.

Количество часов сна, которая необходима школьнику в зависимости от возраста

Возраст и количество часовсна в сутки

6-7 лет 12-13 Дневной сон — один раз в день

8-10 лет 11-12 Дневной сон — по медицинским указаниям

11-12 лет 10-11

13-14 лет 9,5-10

15-16 лет 9-9,5

Полноценность отдыха во время сна зависит от вида деятельности ребенка перед сном, гигиенического состояния помещения, часы последнего приема пищи. Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе (20-30 мин.), Которую можно использовать для общения с ребенком.

Недопустимо, чтобы незадолго до сна дети вместе со взрослыми смотрели телепередачи, читали художественную литературу, слишком возбуждает их нервную систему. Это может стать причиной затруднения засыпания и беспокойного сна. Промежуток времени между ужином и сном должен составлять не менее 2:00.

Ребенок должен спать в хорошо проветренном помещении. Постель должна быть обязательно отдельной, широкой и достаточно жесткой, чтобы предотвратить недостатков осанки. Недосыпание, если оно даже незначительное, но часто повторяется, негативно сказывается на функциональном состоянии нервной системы, снижает сопротивляемость организма к усталости, ухудшает успешность в обучении. Аккумулированное недосыпание является частой причиной неврозов.

Лечить неврозы у детей должен врач. Задача тех, кто окружает, воспитывает и учит детей — осуществлять профилактику подобных нарушений и создавать обстановку, способствующую устранению или смягчению действия травмирующих факторов, не допускать непрофессионализма в отношении детей, оценке результатов их учебных достижений. Именно эти проблемы исследует такая наука, как психогигиена.

Психогигиена школьников изучает различные аспекты проявления процесса обучения на психику детей и связана с проблемами воспитания.

При работе с детьми разных возрастных групп необходимо учитывать их индивидуально-типологические особенности и закономерности развития на разных этапах онтогенеза.

В младшем школьном возрасте очень важно сформировать у детей положительные мотивации к обучению, общению с педагогами и сверстниками. Необходимо, чтобы учащиеся получали удовольствие от умственного труда, чувствовали радость познания нового. Большое значение приобретают совместные усилия родителей и учителей, спокойная и доброжелательная атмосфера в семье, формирование навыков рациональной организации режима дня.

В период полового созревания в организме подростков происходят функциональные изменения большинства систем и органов. Значительные изменения происходят и в их ВНД. Типичными проявлениями поведения в этом возрасте является неуравновешенность (в мышлении, чувствах, поступках), быстрая утомляемость и чрезмерная раздражительность, появление сексуальных влечений.

В пубертатный период возрастает чувствительность к действию таких негативных факторов, как нерациональное соотношение между умственной и физической деятельностью, неполноценный отдых, конфликты, недостаточное пребывание на свежем воздухе, нарушение режима дня и т. Тяжелых и опасных последствиях для здоровья и жизни подростка могут быть вызваны употреблением наркотических веществ, алкоголя, курением. Расстройства психики у подростков могут вызвать негативные эмоции в результате несправедливого отношения к ним, безразличия или, наоборот, назойливой опеки, предвзятой оценки их личности или результатов деятельности.

Педагогам и родителям очень важно найти такие формы и методы работы, которые были бы интересны для подростков, переключали их внимание на виды деятельности, отвлекали от сексуальных переживаний, уменьшали остроту проблем психологического и морально-этического характера, раскрывали их способности и гармонизировали развитие личности.

Источник