Изучение историй болезни как метод исследования

Изучение историй болезни как метод исследования thumbnail

3.3.1. Методика исследования истории болезни и других медицинских документов

Общая методика исследования истории болезни, а также других медицинских документов обеспечивает порядок отражения в заключении эксперта медицинской информации о пострадавшем (больном) в объеме, необходимом для решения экспертных задач [13, 20]. Алгоритм исследования различных медицинских документов соответствует последовательности обследования больного с целью установления диагноза травмы (болезни), принятой в клинической медицине.

В целом методика исследования любого документа, в том числе и медицинского, определяется законами формальной логики. Применяя методы визуального восприятия информации (раздельное исследование), сравнительного исследования (соотношение с собственными исследованиями и другими документами, личными знаниями и сведениями, полученными от консультантов, а также литературными данными науки и практики), абстрактного мышления, идеализации и формализации, путем логического построения умозаключений в поле знаний о предмете, эксперт по медицинским документам прослеживает путь и факты диагностического и лечебного процессов травм (болезней), и танатогенеза для ответов на поставленные перед ним вопросы. Совокупность и последовательность перечисленных методов, применяемых для исследования документа, составляет общепринятую методику изучения истории болезни или любого другого, в том числе, медицинского документа.

Перечень документов для изучения экспертом или комиссией экспертов может включать материалы дела, касающиеся обстоятельств происшествия, медицинские и другие документы, содержащие информацию как о свойствах объекта исследования и условиях его существования во взаимодействии с окружающей средой, так и для уяснения задач предстоящего исследования. Такими документами, например, могут быть:

  • • протокол осмотра места происшествия;
  • • протокол осмотра трупа на месте его обнаружения;
  • • показания подозреваемых, свидетелей, должностных и других лиц;
  • • справки и сводки текущего времени о метеоусловиях и других состояниях внешней среды и окружающих объектов;
  • • истории болезни (медицинские карты стационарных больных);
  • • медицинские документы лечебных учреждений скорой помощи;
  • • журналы учета больных в амбулатории и стационаре;
  • • книги учета обращений за медицинской помощью в воинских подразделениях;
  • • медицинские книжки;
  • • медицинские карты амбулаторных больных;
  • • результаты различных диагностических исследований на специальных носителях и заключения клинических специалистов;
  • • личное дело призывника;
  • • другие документы, характеризующие здоровье человека и отражающие начало, динамику и летальный исход травмы (заболевания);
  • • документы, содержащие антропометрическую и анатомофизиологическую информацию о человеке, обезличенный труп которого предстоит исследовать;
  • • заключение судебно-медицинского эксперта или протокол патологоанатомического исследования трупа (в случае повторного секционного исследования);
  • • материалы проверок и иные документы, характеризующие условия жизни и деятельности погибшего человека.

Первоначальными действиями эксперта в общей методике исследования комплекса документов в ходе конкретной экспертизы является определение перечня необходимых документов и своевременный запрос недостающих, выявление всех противоречий в представленных документах между собой и относительно результатов исследования объекта.

Как любая общая методика имеет частные особенности в зависимости от свойств исследуемого объекта. Особенности методики исследования медицинских документов обусловлены специфическими признаками исследуемых объектов, являющимися содержанием специальных знаний [20]. Поскольку медицинские документы представляют собой сложную систему материальных носителей большого количества информации о пострадавшем (больном), условиях его жизни и получения травмы (болезни), о диагностическом и лечебном процессах и многом, многом другом, то требуется их классификация по различным свойствам.

По содержанию информации, имеющей значение для судебно- медицинских целей, медицинские документы условно могут быть разделены на три группы:

  • 1. Общие — отражающие физическое развитие и состояние здоровья человека на протяжении определенного времени, например: медицинская книжка военнослужащего, амбулаторная карта гражданского лица, медицинская карта призывника и т.д.
  • 2. Частные — в которых зафиксированы эпизодические изменения состояния здоровья организма в целом, отдельного органа или системы органов, например: история болезни, карта диспансерного наблюдения по поводу определенного заболевания, результаты отдельных клинических, лабораторных или специальных исследований.
  • 3. Регистрационные — несущие информацию о фактах обращения за медицинской помощью, о диагнозах, лечебных мероприятиях и других медицинских действиях.

Эксперт изучает все представляемые ему документы и, исходя из задач конкретной экспертизы, определяет, какие документы ему необходимо использовать для обоснования выводов. При этом для исключения ошибки, обусловленной какими-либо внешними обстоятельствами, искажающими истинную картину, необходимо, например, чтобы каждый документ второй группы был исследован в контексте документов первой и третьей групп.

По характеру исполнения медицинские документы могут быть:

  • 1. Первичные — заполняемые или составляемые в оригинале непосредственно при выполнении медицинских действий в отношении пострадавшего (больного) и отражающие объективные свойства травмы (болезни), а также регистрационные сведения и иную информацию о пострадавшем и его травме (болезни). Такие документы обычно называют как «подлинные», т.е. не копии и не подделки. Поскольку указанное понятие имеет двойное толкование, то употребление его вне специальной экспертизы по установлению подлинности (в значении «подделки» или «фальсификации») документа следует понимать только как «не копии»;
  • 2. Вторичные — выписки, справки, заключения и др., выданные на основе первичных документов, а также протоколы допросов медицинских работников, касающиеся травмы (болезни) пострадавшего (больного);
  • 3. Копии.

Судебно-медицинский эксперт в отношении представляемых ему документов не может устанавливать их значение в качестве доказательств в зависимости от характера их исполнения притом, что процессуальный закон предусматривает использование копий документов в качестве доказательств (ч. 3 ст. 84 УПК РФ). Исходя из этого, вопрос об использовании в экспертизе вторичных и копий документов должен решаться в рамках рабочего взаимодействия между органами расследования и ГСЭУ, а его решение должно находиться в зависимости от целей экспертизы, технического и содержательного качества подлинного документа, его копии или вторичного документа. Использование копий и вторичных документов в качестве объектов экспертизы должно носить характер исключительных случаев, имеющих объективные основания, которые отражают в заключении. Качество и способ технического исполнения таких документов отмечают в заключении.

Представленная на экспертизу история болезни является важным медицинским и юридическим документом, наиболее полно и последовательно отражающим объективную информацию о состоянии здоровья пострадавшего (больного) в определенное время, о свойствах заболеваний и травм, их диагностике и лечении. Строго регламентированные правила ведения истории болезни соответствуют общепринятой в медицине методике обследования и лечения больных и пострадавших. Поэтому последовательность изложения вопросов, представленных в истории болезни, как правило, должна сохраняться и в заключении эксперта и являться схемой для изучения других медицинских документов. В заключении эксперта из истории болезни, как минимум, должна быть отражена следующая информация:

  • • время и способ доставки пострадавшего в медицинское учреждение;
  • • состояние его в момент транспортировки;
  • • данные об обстоятельствах травмы;
  • • жалобы на состояние здоровья;
  • • общее состояние больного, показатели гемодинамики (пульс, артериальное давление и др.),
  • • неврологический статус при поступлении, имела ли место потеря сознания;
  • • наличие у пострадавшего каких-либо сопутствующих заболеваний (из анамнеза или поступивших с больным медицинских документов);
  • • признаки алкогольного или наркотического опьянения;
  • • характер повреждений, выявленных при поступлении пострадавшего в стационар и при операциях (по данным протоколов оперативных вмешательств);
  • • результаты лабораторных и инструментальных методов клинического обследования больного, отражающие объективную картину общего состояния организма и травмы (болезни) при поступлении в стационар, в динамике до смерти;
  • • клинический (заключительный) диагноз и время его установления;
  • • дневниковые записи, свидетельствующие о существенных изменениях состояния пострадавшего (больного) и травмы (болезни);
  • • заключения врачей-консультантов, консилиумов и др. диагностических мероприятий, объективно подтверждающие истинный характер травмы (болезни).

Окончательно установленный диагноз, вынесенный на титульный лист истории болезни, должен вытекать из объективных данных, полученных в процессе клинического наблюдения и обследования больного. Динамика болезни, отраженная в дневниках, должна показывать истинную картину течения болезни, и танатогенеза. Этими же свойствами должна обладать информация, перенесенная в заключение эксперта.

В экспертной практике встречаются случаи, когда изложение фактов клинического обследования пострадавшего (больного) в виде отдельных диагнозов или без них бессистемно разбросано по большому массиву медицинских документов, а клинический диагноз отсутствует. В таких случаях судебно-медицинский эксперт самостоятельно или с помощью соответствующих специалистов должен очень внимательно собрать эти факты воедино и представить их в виде судебно- медицинского диагноза по общепринятой схеме: основное повреждение (.заболевание) — конкурирующие, сочетанные и фоновые состояния; далее — операции и медицинские манипуляции по поводу основного повреждения (заболевания); далее — осложнения основного повреждения (заболевания); далее — сопутствующие заболевания {травмы) и их осложнения, связанные с ними операции и медицинские манипуляции; далее — находки, не относящиеся к основной травме (заболеванию); далее — прочие состояния и медицинские вмешательства.

Не следует вносить в заключение эксперта предварительные, этапные и промежуточные диагнозы, предварительные выводы и результаты исследований, рассуждения, обсуждения и предположительные заключения врачей. Такие данные не несут объективной информации, не имеют доказательного значения и могут быть использованы экспертом только в ходе абстрактного мышления для полноценного анализа всей информации, содержащейся в истории болезни. Любое предположительное высказывание (запись) врача, представленное вне контекста исследуемого документа, может повлечь неадекватную оценку у несведущего человека.

Если пострадавший (больной) по одному и тому же поводу находился в нескольких лечебных учреждениях (имеется несколько историй болезни), то в заключение вносят данные последующих историй болезни, дополняющие или противоречащие таковым в первой без автоматического переписывания несколько раз одной и той же информации.

Источник

Автор:кандидат психологических наук, профессор Казьмина О.Ю.

Пояснительная записка

Цель практикума-ознакомление студентов с основными формами практической работы патопсихолога в психиатрическом стационаре; обучение студентов основам патопсихологической пропедевтики и принципам практической психодиагностической работы с психически больными; формирование у студентов навыков организации и проведения патопсихологического исследования.     

Содержание практикума

Раздел I. Патопсихологическая пропедевтика

Деонтологические правила работы патопсихолога Юридические и этические нормативы, регламентирующие деятельность психолога в психиатрической клинике. Основные правила взаимодействия с психически больными. Отношения с больными и их родственниками, с врачами и другими специалистами. Изучение истории болезни Ознакомление со структурой истории болезни. Понятие о психическом статусе больного, о субъективном и объективном анамнезе. Психологический смысл сопоставления данных субъективного и объективного анамнезов. Основные этапы развития личности по данным анамнеза, социальный и профессиональный статус больного; семейное положение и особенности семейных отношений. Заключения невропатолога и других специалистов, данные аппаратурных методов исследования и их значение для общей оценки состояния больного. Психологический анализ истории болезни как метод психологического исследования.

Общая характеристика патопсихологического исследования

Принципы построения патопсихологического исследования. Принципы «функциональной пробы» и моделирования в эксперименте обычной психической деятельности пациента; системный качественный анализ нарушений психики; использование методов количественной оценки данных; необходимость применения комплекса диагностических методов при обследовании каждого больного; обязательность повторного обследования пациента; выбор стратегии и тактики обследования в зависимости от задач и индивидуальных особенностей больного.

Цели проведения патопсихологического исследования. Обследование больных с целью описания структуры дефекта. Патопсихологическое исследование с целью получения данных для дифференциальной диагностики. Обследование больных в условиях проведения психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной; экспертизы, направленной на снятие психиатрического диагноза). Патопсихологическое исследование динамики психической деятельности в процессе терапии и психотерапии.

Патопсихологическая беседа. Основные задачи клинической беседы. Выбор тактики беседы в соответствии с поставленной задачей, состоянием больного, тяжестью психического дефекта. Основные принципы установления контакта с больным. Специфика диалога с больным на каждом из этапов патопсихологического исследования. Составление протокола исследования.

Патопсихологическое заключение.Требования к патопсихологическому диагнозу. Рекомендации к составлению патопсихологического заключения.

Раздел II. Основные методы и методики патопсихологии

Методики исследования нарушений памяти

Заучивание 10 слов. Требования к инструкции. Рекомендации к ведению эксперимента. Оценка диагностических показателей методики. Построение графика продуктивности воспроизведения. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Методика пиктограмм. Показания к применению. Требования к инструкции и ведению эксперимента. Протокол исследования. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Методика опосредствованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву). Показания к применению. Выбор серии слов и картинок по трудности. Оценка основных показателей. Дополнительные возможности методики. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Заучивание рассказов. Требования к сложности текста. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Другие методики исследования нарушений памяти. Проба на ассоциативную память; методика «запоминание с интерференцией»; запоминание рисунков, чисел, фраз, слогов; тест зрительной и слуховой памяти Р.Мейли, тест зрительной ретенции Бентона и т.д. Их диагностические возможности.

Методики исследования нарушений мышления

Методика классификации. Различные варианты методики: классификация предметов и их изображений, классификация фигур, классификация понятий. Диагностические возможности методики. Этапы выполнения методики. Вариации инструкций на каждом этапе. Типы ошибок больных, их психологическая квалификация.

Методика исключения. Варианты методики: исключение предметов и исключение понятий. Особенности инструкции и тестового материала. Возможные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.

Бланковые методики (выделение существенных признаков, установление простых и сложных аналогий). Особенности работы с методиками данного типа: необходимость учета образовательного уровня больного, тщательного предъявления инструкций, совместных с экспериментатором решений на первых этапах выполнения задания, учета возможности внушения больному правильного или ложного решения. Характеристика типичных ошибок больного,

Определение и сравнение понятий. Особенности инструкции и диагностические возможности методик. Оценка результатов: типичошибки, их квалификация. Формирование искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова). Основная направленность методики. Дополнительные возможности ее использования. Основные тактики ведения эксперимента в зависимости от поставленной задачи. Типичные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.

Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Основные показания к применению. Необходимость обсуждения с больным его решений. Типичные ошибки больных, их оценка.

Понимание рассказов, объяснение сюжетных картин, установление последовательности событий. Показания к применению. Психологическая квалификация возможных ошибок больных.

Исследование ассоциаций (свободные ассоциации, ответные ассоциации, ассоциации по противоположности). Диагностические возможности ассоциативного эксперимента. Типы возможных ошибок больных, их квалификация и диагностическое значение.

Методики исследования сенсомоторной сферы и внимания

Корректурная проба. Счет по Крепелину. Методика отсчитывания. Различные варианты методик; их основная направленность и дополнительные диагностические возможности. Построение графиков работоспособности и допущенных ошибок. Оценка результатов: по темпу работы, способности к переключению, количеству ошибок, их распределению.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте и Шульте—Горбова. Показания к применению. Характеристика тестового материала. Особенности предъявления инструкций; необходимость показа на примере. Составление графиков работоспособности и фиксация количества ошибок. Качественная оценка результатов.

Складывание куба Линка. Основная направленность и дополнительные диагностические возможности методики. Типичные ошибки, их диагностическая оценка.

Методы и методики исследования эмоционально-личностных особенностей 

Приемы опосредствованного изучения личности. Учет возникающего у больного в ходе эксперимента отношения к исследованию в целом и к отдельным заданиям, к собственным ошибкам и оценкам экспериментатора. Роль экспериментатора в актуализации или нивелировании этого отношения. Варьирование тактики ведения эксперимента как важный прием изучения личности.

Биографический метод как специальный метод патопсихологического исследования. Специфика психологического анализа истории болезни.

Экспериментальные методики исследования личности. Исследование уровня притязаний. Исследование пресыщения. Исследование самооценки. Различные модификации этих методик и возможности их применения в психиатрической клинике. Основные критерии, используемые для оценки результатов и их интерпретации. Диагностическая ценность методик.

Раздел III. Патопсихологическое обследование психически больных    

Тема 1. Обследование больного с диагнозом «шизофрения»

Планирование обследования (выбор тактики проведения, определение набора методик). Исследование мышления, памяти, эмоционально-личностных особенностей. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.

Тема 2.Обследование больного с диагнозом «эпилепсия»

Планирование обследования (выбор тактики проведения, определение набора методик). Особенности тактики проведения обследования. Исследование особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики протекания психических процессов, памяти, внимания, мышления. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.   

Тема 3.Обследование больного с диагнозом «циклотимия» или «маниакально-депрессивный психоз»

Обследование больного в состоянии ги помани и и в состоянии депрессии. Планирование обследования, выбор тактики проведения и определение набора методик в зависимости от состояния больного. Обязательность повторных обследований. Исследование особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики протекания психических процессов, памяти, внимания, мышления. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.

Источник