К типам вертикальной передачи болезней человека не относится

Тип Представители возбудителей
Герминативный (через половые клетки): от зачатия до появления у плода кровообраще­ния (заканчивается в конце 3-й недели) Вирус краснухи, цитомегаловирус (ЦМВ), Mycoplasma hominis
Гематогенно-трансплацентарный: с момен­та появления у плода кровообращения до конца 4-го месяца (плацентарный барьер двухслойный, его способны преодолевать только вирусы) Вирусы краснухи, эпидемического паротита, кори, ВГВ, ВГС, ВГО, ветряной оспы, ЦМВ
Гематогенно-трансплацентарный (фетальный период): начинается с 5-го месяца внутриутробного развития (плацентарный однослойный барьер могут преодолевать вирусы, бактерии, простейшие), характерно поступление AT беременной через плаценту Вирусы краснухи, ветряной оспы, кори, ЦМВ, ВПГ 2 типа, токсоплазма, виру­сы ВГВ, ВГС, ВГД, Listeria monocytoge­nes, бруцеллы, М. hominis
Восходящий: через влагалище и шейку матки ВПГ 2 типа, стафилококки, стрептококки группы В, М. hominis, Escherichia coli, Candida albicans
Интранатальный (во время родов) Iohokokk, бледная трепонема, ЦМВ, ВПГ 2 типа, Е. со И, стафилококки, стрептококки группы В, С. albicans, Af, hominis

Социальные и природные факторы эпидемического процесса

Социальные условия, влияющие на развитие эпидемического процесса:

• экономические факторы;

• санитарно-коммунальное благоустройство;

• уровень развития здравоохранения;

• урбанизация;

• особенности питания;

• условия труда и быта;

• национально-религиозные обычаи;

• войны;

• миграция населения;

• стихийные бедствия и др.

При инфекциях дыхательных путей наиболее значимые социальные факторы:

• создание крупных городских поселений;

• изменения естественных демографических процессов;

• формирование крупных постоянных (производственных» детских) и временных коллективов;

• удлинение внутригородских транспортных магистралей и увеличение объё­ма внутригородских пассажирских перевозок;

• интенсификация “маятниковой” миграции населения;

• ускорение передвижения населения из города в город за счёт скоростных транспортных средств.

Экологические последствия реализации этих факторов:

• активизация капельного механизма передачи инфекции;

• активизация обмена возбудителями между жителями различных районов го­рода и жителями различных населённых пунктов;

• снижение неспецифической резистентности городского населения к инфек­циям.

Всё это приводит к следующим изменениям в проявлениях эпидемического процесса:

• сокращение интервалов между периодическими подъёмами заболеваемости;

• сдвиг возрастной заболеваемости вправо;

• стирание различий в эпидемиологических особенностях инфекций в крупных городах и мелких населённых пунктах;

• возникновение локальных вспышек в коллективах.

При кишечных инфекциях из социальных факторов наиболее значимыми ока­зываются следующие:

• централизация водоснабжения и питания;

• общее благоустройство населённых мест, в том числе централизованное уда­ление нечистот;

• повышение общей и санитарной культуры населения.

Экологические последствия воздействия этих социальных факторов:

• общее улучшение микробиологического качества питьевой воды и пищевых продуктов при сохранении возможности аварий на водопроводной сети, а также возможности централизованного микробного загрязнения пищевых продуктов;

• повышение загрязнённости воды открытых водоёмов и затруднение процес­сов её самоочищения.

Эти разнонаправленные процессы в свою очередь сказываются на эпидеми­ческом процессе в виде снижения значимости водного, пищевого и контактно-бытового путей передачи инфекции при возможности локальной активизации составляющих их факторов.

При трансмиссивных инфекциях из социальных факторов урбанизации наи­большую эпидемиологическую значимость приобретают следующие:

• строительство новых и расширение старых городских поселений;

• увеличение пребывания горожан в природных условиях (туризм, рыбная лов­ля, охота, сельскохозяйственные работы).

Экологические последствия реализации этих факторов:

• адаптация грызунов и членистоногих к урбанизированной среде и формиро­вание своеобразной городской фауны;

• расширение границ соприкосновения населённых пунктов с природно-очаговыми территориями;

• учащение бытовых и производственных контактов городского населения с природой.

Это отражается на эпидемическом процессе в виде образования антропургических очагов инфекции в пределах городской черты и активизации механизма передачи возбудителей. Возрастает также риск заражения городского населения трансмиссивными инфекциями. Положительные факторы, влияющие на природно-очаговые инфекции (в частности, чуму):

• эпизоотологическое обследование природных очагов с целью определения риска заражения людей;

• вакцинация людей, проживающих в непосредственной близости от природ­ных очагов;

• санитарно-просветительная работа;

• борьба с носителями и переносчиками инфекции;

• лечение больных.

Источник

Сейчас в связи с распространением коронавирусной (COVID-19) инфекции в мире резко возрос интерес к эпидемиологии. И как это зачастую бывает в подобных ситуациях, все направо и налево используют эпидемиологические термины, иногда правильно, а иногда не очень.

Если говорить о передаче возбудителя инфекционного заболевания от одного организма (источник инфекции) к другому (восприимчивый организм), то очень часто путают между собой два понятия: механизм передачи и пути передачи. Кроме того, есть такой термин как факторы передачи. И здесь иногда их путают с источником инфекции.

Теперь по порядку.

Эпидемиологическая триада. Источник: en.ppt-online.org

Механизм передачи

В 30-е годы 20-го века советский ученый Лев Васильевич Громашевский (долгое время жил и работал в Киеве) создал теорию/учение о механизме передачи инфекции.

Он и ввел обозначения этих терминов, которые с тех пор почти не изменились. Другие варианты, которые давались до него, широкое распространение не получили.

Механизм передачи — это эволюционно сложившийся способ перемещения паразита (возбудителя инфекционного заболевания) от одного организма хозяина в другой. Таким образом паразит обеспечивает свое существование как вида.

Типы механизмов передачи

Традиционно в соответствии с теорией/учением Л.В. Громашевского выделяют 4 механизма передачи:

  1. Контактный (прямой контакт и непрямой через что-то). Так распространяются венерические заболевания, вирусные гепатиты и ВИЧ.
  2. Воздушно-капельный или аэрогенный (еще встречаются названия аспирационный и аэрозольный). Это все ОРВИ, в том числе грипп и коронавирус COVID-19.
  3. Фекально-оральный. Кишечные инфекции.
  4. Трансмиссивный. С помощью переносчиков — членистоногих типа вшей, блох, комаров и так далее. Это малярия, вирусный клещевой энцефалит, эпидемический сыпной тиф.

Дополнительно выделяют вертикальный механизм, то есть от матери плоду.

Пути и факторы передачи

Каждый механизм передачи имеет несколько путей передачи. Пути передачи это конкретные элементы внешней среды, с помощью которых паразит (возбудитель) передается от источника инфекции к восприимчивому организму. Эти элементы среды и есть факторы передачи.

Например, при воздушно-капельном механизме передачи есть воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути передачи. То есть через капельки аэрозоля в воздухе и пыль, на которую эти капельки оседают. При фекально-оральном механизме передачи традиционно рассматривают водный, пищевой и контатно-бытовой пути передачи. То есть через воду, пищу и предметы обихода/немытые руки. (Названия путей передачи происходят от последнего фактора передачи в цепочке!) При трансмиссивном механизме есть трансмиссивный путь. При контактном отдельно выделяют естественные пути передачи (половой) и искусственные (при медицинских и косметологических манипуляциях). Здесь я указал только основные классические пути.

Источник инфекции

Обычные люди и даже некоторые врачи часто путают понятия факторы передачи и источник инфекции. Например, могут воду или пищу назвать источником инфекции.

Источник инфекции это естественная среда обитания паразита, где он размножается.

Чаще всего это организм человека или животного. Тогда говорят об антропонозах и зоонозах. При этих инфекциях микробы только лишь пытаются выжить в объектах внешней среды. Им там нечего есть, и они не могут там размножаться. Для этого им нужен живой организм, причем чаще всего определенного вида.

Да, бывают случаи, когда условно элементы внешней среды могут быть источником инфекции, если следовать вышеприведенному определению. Например, в почве могут жить и размножаться некоторые бактерии-сапрофиты. Или в водопроводных трубах (синегнойная палочка) и системах вентиляции (легионелла). Тогда говорят о сапронозах.

Однако, по некоторым данным микроорганизмы все равно для своего размножения во внешней среде нуждаются в других живых организмах. Например, в микроскопических водорослях. И тогда источником инфекции надо по идее считать их. Они как бы тоже заражаются и болеют.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2017;
проверки требуют 42 правки.

Механизм передачи инфекции — способ перемещения возбудителя инфекционной или паразитарной болезни из зараженного организма в восприимчивый. Включает последовательную смену трех стадий:

  • выведение возбудителя из организма источника в окружающую среду;
  • пребывание возбудителя в абиотических или биотических объектах окружающей среды;
  • внедрение (введение) возбудителя в восприимчивый организм.[1]

Механизмы передачи возбудителя[править | править код]

Существует шесть основных механизмов передачи возбудителя инфекции, каждый из которых включает в себя пути передачи возбудителя инфекции:

  • аэрогенный
  • контактный
  • трансмиссивный
  • фекально-оральный
  • вертикальный
  • гемоконтактный

Аэрогенный[править | править код]

Аэрогенные заболевания могут передаваться через капельки из носа и рта.

Аэрогенный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей инфицированного организма и переносятся в макроорганизм через воздух. Реализуется через воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути передачи. При воздушно-капельном пути передачи возбудитель поступает в воздушную среду при кашле, чихании и т. п., пребывает в ней в форме аэрозоля и внедряется в организм человека при вдыхании зараженного воздуха. При воздушно-пылевом пути заражения возбудитель попадает в макроорганизм с частицами пыли (в случае возможности длительного его сохранения во внешней среде, например при туберкулёзе).[1]

Контактный[править | править код]

Контактный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудители выделяются на коже и её придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, половых органов, на поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (чаще при наличии микротравм) внедряются в его организм.[2]

Контактный механизм передачи инфекции подразделяют на прямой (рукопожатия, объятия, поглаживания и т. п., то есть контакт с источником инфекции) и непрямой, или опосредованный (через предметы обстановки, бытовую технику, игрушки, посуду, столовые приборы, предметы гигиены и т. п.).[3]

Трансмиссивный[править | править код]

Трансмиссивный механизм передачи осуществляется при посредстве насекомых. Подразделяется на инокуляционный (при укусе) и контаминационный (при втирании в поврежденную кожу) пути передачи.

Фекально-оральный[править | править код]

Фекально-оральный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции локализуется преимущественно в желудочно-кишечном тракте, определяет его выведение из зараженного организма с испражнениями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды (водный путь), пищи (алиментарный путь), с грязными руками и предметами обихода (контактно-бытовой путь), после чего он вновь локализуется в пищеварительном тракте нового организма.[2][3]

Вертикальный[править | править код]

Трансплацентарный (внутриутробный) путь передачи инфекции — при котором возбудитель инфекции передается от матери к плоду во время беременности.[2]

Вертикальным механизмом передачи инфекции также считается передача возбудителя от матери к плоду во время прохождения им родовых путей.

Гемоконтактный[править | править код]

Гемоконтактный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, обусловленный контактом с кровью зараженного человека. Подразделяется на естественный (вертикальный, половой, непрямой) и искусственный, связанный с медицинскими манипуляциями, внутривенными инъекциями, татуажем.

Примечания[править | править код]

Источник

Мерами профилактики COVID-19, направленными на восприимчивый контингент, являются ведение здорового образа жизни, использование лекарственных средств для местного применения, обладающих барьерными функциями, орошение слизистой оболочки полости носа изотоническим раствором хлорида натрия.
Мерами профилактики, направленными на механизм передачи COVID-19, являются использование средств индивидуальной защиты и соблюдение правил личной гигиены.

1. Основным методом лабораторной диагностики коронавирусной инфекции является

1) реакция иммунофлюоресценции;
2) иммуноферментный анализ;
3) полимеразная цепная реакция;+
4) иммунохроматография;
5) реакция пассивной гемагглютинации.

2. К факторам риска тяжелого течения заболевания и летального исхода относятся

1) пиодермия, анемия, возраст 30-40 лет;
2) атопический дерматит, синусит, возраст моложе 20 лет;
3) сахарный диабет, злокачественные новообразования, возраст старше 60 лет;+
4) гипотиреоз, наследственные заболевания, возраст 40-50 лет;
5) артериальная гипотензия, доброкачественные новообразования, возраст 20-30 лет.

3. Столовую посуду, белье и предметы ухода больного дезинфицируют

1) высушиванием на открытом воздухе;
2) смачиванием раствором дезинфицирующего средства;
3) ультрафиолетовым облучением;
4) кипячением в мыльно-содовом растворе;
5) погружением в раствор дезинфицирующего средства.+

4. Основным фактором передачи COVID-19 является

1) мухи;
2) пищевые продукты;
3) поверхности в общественном транспорте;
4) воздух;+
5) вода.

5. Геном SARS-CoV-2 представляет собой

1) одноцепочечную ДНК;
2) двуцепочечную ДНК;
3) одноцепочечную РНК;+
4) двуцепочечную РНК;
5) неполную двуцепочечную ДНК.

6. Наиболее вероятным природным резервуаром COVID-19 являются

1) утки;
2) летучие мыши;+
3) обезьяны;
4) свиньи;
5) крысы.

7. Наиболее неблагополучная эпидемиологическая ситуация по новой коронавирусной инфекции сложилась в

1) Японии;
2) Малайзии;
3) Республике Корея;
4) Тайланде;
5) Китайской Народной Республике.+

8. При попадании в глаза биологического материала, содержащего возбудитель COVID-19, необходимо

1) очистить глаза стерильным тампоном, смоченным раствором антисептика;
2) промыть глаза водой;
3) очистить глаза стерильным тампоном, смоченным кипяченой водой;
4) очистить глаза сухим стерильным тампоном;
5) закапать 2%-й раствор борной кислоты.+

9. SARS-CoV-2 генетически наиболее близок к

1) коронавирусу HCoV-229E;
2) коронавирусу тяжелого острого респираторного синдрома;+
3) коронавирусу Ближневосточного респираторного синдрома;
4) коронавирусу HCoV-OC43;
5) коронавирусу BETA-CoV 1.

10. Максимальный инкубационный период при коронавирусной инфекции составляет

1) 14 дней;+
2) 7 дней;
3) 21 день;
4) 10 дней;
5) 5 дней.

11. Критерием подтвержденного случая инфекции, вызванной COVID-19, является

1) наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицами, находящимися под наблюдением по COVID-19, которые в последующем заболели;
2) посещение за 14 дней до появления симптомов эпидемиологически неблагополучных по COVID-19 стран и регионов (главным образом г. Ухань, КНР);
3) наличие острой респираторной инфекции, бронхита или пневмонии;
4) положительный результат лабораторного обследования на наличие РНК вируса методом полимеразной цепной реакции;+
5) наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицами, у которых лабораторно подтвержден диагноз COVID-19.

12. Длительность медицинского наблюдения за контактными по COVID-19 лицами составляет

1) 7 дней;
2) 10 дней;
3) 14 дней;+
4) 30 дней;
5) 21 день.

13. Летальность при инфекции, вызванной COVID-19, составляет

1) 30%;
2) 25%;
3) 7%;
4) 15%;
5) 2%.+

14. При попадании на слизистую оболочку рта биологического материала, содержащего возбудитель COVID-19, необходимо прополоскать рот

1) изотоническим раствором хлорида натрия;
2) 3% раствором перекиси водорода;
3) 2% раствором борной кислоты;
4) 70% раствором спирта;+
5) водой.

15. Основной мерой профилактики в отношении источника COVID-19 является

1) транспортировка больных специальным транспортом;
2) изоляция больных в боксированные помещения/палаты инфекционного стационара;+
3) соблюдение больными кашлевой гигиены;
4) использование одноразовых медицинских масок, которые должны сменяться каждые 2 часа;
5) использование одноразового медицинского инструментария.

16. Основными средствами индивидуальной защиты медицинского персонала при работе с лицами, инфицированными COVID-19, являются

1) халат с длинным рукавом;
2) медицинская шапочка;+
3) защитные очки или экран;+
4) респиратор класса FFP2 и выше;+
5) противочумный (хирургический) халат.+

17. В соответствии с международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10) COVID-19 относится к классу

1) болезни органов дыхания (J00-J99);
2) болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (D50-D89);
3) коды для использования в чрезвычайных ситуациях (U 07.1);+
4) факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения (Z00-Z99);
5) внешние причины заболеваемости и смертности (V01-Y98).

18. Путями передачи COVID-19 являются

1) трансмиссивный, половой, артифициальный;
2) пищевой, артифициальный, перинатальный;
3) трансмиссивный, водный, пищевой;
4) контактный, половой, пищевой.
5) воздушно-капельный, воздушно-пылевой, контактный.+

19. Возбудитель новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) принадлежит семейству

1) Picornoviridae;
2) Roniviridae;
3) Caliciviridae;
4) Circoviridae;
5) Coronaviridae.+

20. Возбудитель новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) относится к роду

1) Gammacoronavirus;
2) Zetacoronavirus;
3) Deltacoronavirus;
4) Alphacoronavirus;
5) Betacoronavirus.+

21. При попадании на кожу рук биологического материала, содержащего возбудитель COVID-19, необходимо

1) обработать руки спиртсодержащим кожным антисептиком или спиртом;+
2) протереть руки сухой салфеткой;
3) обработать руки 3% раствором перекиси водорода;
4) обработать руки 2% раствором борной кислоты;
5) вымыть руки водой с мылом.

22. Основными клиническими признаками коронавирусной инфекции являются

1) лихорадка, головная боль, миалгия;
2) лихорадка, кашель, одышка;+
3) ларингит, ринит, конъюнктивит, налеты на миндалинах;
4) конъюнктивит, фарингит, увеличение миндалин и шейных лимфатических узлов;
5) лихорадка, фарингит, диарея.

23. Пациент с коронавирусной инфекцией, вызванной COVID-19, должен быть

1) госпитализирован в ЛОР-отделение стационара;
2) оставлен на амбулаторном лечении;
3) госпитализирован в терапевтическое отделение стационара;
4) госпитализирован в боксированную палату инфекционного стационара;+
5) госпитализирован в общую палату инфекционного стационара.

24. Основным источником коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2, является

1) дикие животные;
2) человек, контактировавший с больным;
3) домашние животные;
4) реконвалесцент;
5) больной человек, в том числе в инкубационном периоде.+

25. Основным видом биоматериала для лабораторной диагностики COVID-19 является

1) мазок из носоглотки и ротоглотки;+
2) мокрота;
3) сыворотка крови;
4) аспират из трахеи и бронхов;
5) носоглоточный смыв.

26. Легкое течение коронавирусной инфекции COVID-19 наблюдается в ___ процентах случаев

1) 80;+
2) 10;
3) 60;
4) 20;
5) 40.

27. Основным механизмом передачи COVID-19 является

1) артифициальный;
2) трансмиссивный;
3) контактный;
4) фекально-оральный;
5) аэрозольный.+

28. Меры профилактики при поездке на эпидемиологически неблагополучную по COVID-19 территорию заключаются в следующем

1) избегать мест массового скопления людей;+
2) принимать поливитаминные комплексы;
3) проводить больше времени на открытом воздухе;
4) использовать одноразовые медицинские маски в местах скопления людей;+
5) мыть руки после посещения мест массового скопления людей и перед приемом пищи.+

29. Мерами профилактики COVID-19, направленными на восприимчивый контингент, являются

1) частое проветривание помещения;
2) ведение здорового образа жизни;+
3) использование лекарственных средств для местного применения, обладающих барьерными функциями;+
4) иммунизация против гриппа;
5) орошение слизистой оболочки полости носа изотоническим раствором хлорида натрия.+

30. Мерами профилактики, направленными на механизм передачи COVID-19, являются

1) применение противовирусных препаратов;
2) использование средств индивидуальной защиты;+
3) применение иммуномодулирующих препаратов;
4) ведение здорового образа жизни;
5) соблюдение правил личной гигиены.+

Если хотите поблагодарить автора или сказать спасибо, можете просто отправить ДОНАТ на развитие проекта (для ПК справа, для мобильных в нижней части сайта).
Таким образом, мы будем видеть вашу поддержку и обратную связь, и будем замотивированы делать еще больше! Спасибо.

Источник