Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека огэ
Задания 1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей
1. Задание 1 № 33. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?
1) определить физические свойства воды в аквариуме
2) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке
3) определить видовой состав обитателей аквариума
4) описать форму аквариума
2. Задание 1 № 161. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
1) анатомия
2) эволюционное учение
3) генетика
4) экология
3. Задание 1 № 193. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
1) Ч. Дарвина
2) И. П. Павлова
3) Л. Пастера
4) И. И. Мечникова
4. Задание 1 № 225. Система наиболее общих знаний в определённой области науки — это
1) факт
2) эксперимент
3) теория
4) гипотеза
5. Задание 1 № 257. На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал
1) учение о доминанте
2) клеточную теорию
3) учение о биосфере
4) теорию возникновения человека
6. Задание 1 № 289. Сформулировать гипотезу — значит
1) собрать имеющиеся факты
2) выдвинуть предположение
3) подтвердить объективность полученных данных
4) провести эксперимент
7. Задание 1 № 321. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) физиология
2) гигиена
3) анатомия
4) медицина
8. Задание 1 № 353. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
1) эволюционного учения
2) клеточной теории
3) рефлекторной теории
4) генной теории
9. Задание 1 № 385. На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал
1) рефлекторную теорию
2) теорию эволюции
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
10. Задание 1 № 417. Систематика — это наука, изучающая
1) функции организмов в природе
2) родственные связи организмов
3) образ жизни организмов
4) внешнее строение организмов
11. Задание 1 № 449. Законы наследования признаков организма установил
1) И. П. Павлов
2) И. И. Мечников
3) Г. Мендель
4) Ч. Дарвин
12. Задание 1 № 481. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
1) генетика
2) физиология
3) экология
4) систематика
13. Задание 1 № 513. На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII — начала XIX в., известный тем, что создал первую научную
1) хромосомную теорию
2) теорию эволюции живого мира
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
14. Задание 1 № 545. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
1) методом микрокопирования
2) методом наблюдения
3) экспериментальным методом
4) гибридологическим методом
15. Задание 1 № 577. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
1) эксперимента
2) наблюдения
3) моделирования
4) анализа
16. Задание 1 № 609. Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) описание
2) наблюдение
3) эксперимент
4) моделирование
17. Задание 1 № 641. Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И. М. Сеченов известен тем, что объяснил
1) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных
3) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы — рефлексы
18. Задание 1 № 705. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом
1) измерения
2) описания
3) сравнения
4) эксперимента
19. Задание 1 № 737. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) сравнение двух микропрепаратов
2) измерение кровяного давления у пациента
3) формирование условного рефлекса на звонок
4) описание нового вида организмов
20. Задание 1 № 769. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
1) генетика
2) антропология
3) экология
4) молекулярная биология
21. Задание 1 № 801. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) популяционно-видовой
22. Задание 1 № 833. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
1) агроном
2) зоотехник
3) селекционер
4) ветеринар
23. Задание 1 № 865. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
1) палеонтология
2) генетика
3) эмбриология
4) систематика
24. Задание 1 № 897. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
1) экспериментальным
2) генеалогическим
3) наблюдения
4) гибридологическим
25. Задание 1 № 929. Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?
1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) организменный
4) биогеоценотический
26. Задание 1 № 961. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?
1) абстрагирования
2) сравнения
3) моделирования
4) экспериментальным
27. Задание 1 № 1025. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?
1) анатомия
2) физиология
3) гигиена
4) психология
28. Задание 1 № 1057. Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?
1) биогеоценотический
2) популяционно-видовой
3) биосферный
4) органоидно-клеточный
29. Задание 1 № 1089. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов
1) моделирования
2) измерения
3) наблюдения
4) экспериментальных
30. Задание 1 № 1121. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?
1) анатомия
2) антропология
3) ветеринария
4) гигиена
31. Задание 1 № 1153. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
1) цитолог
2) эмбриолог
3) анатом
4) селекционер
32. Задание 1 № 1185. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области
1) медицины
2) эволюционного учения
3) агротехники
4) молекулярной биологии
33. Задание 1 № 1217. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
1) динамометр
2) спирометр
3) фонендоскоп
4) глюкометр
34. Задание 1 № 1249. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) биогеоценотический
2) популяционно-видовой
3) клеточный
4) биосферный
35. Задание 1 № 1281. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) наблюдение
36. Задание 1 № 1350. Что из приведённого можно изучать с помощью палеонтологических методов?
1) половое поведение земноводных
2) эволюцию млекопитающих
3) тонкую структуру органоидов клетки
4) зависимость скорости реакции от температуры
37. Задание 1 № 1381. Что из приведённого можно изучать с помощью наблюдения?
1) зависимость скорости реакции от температуры
2) тонкую структуру органоидов клетки
3) половое поведение земноводных
4) эволюцию млекопитающих
38. Задание 1 № 1414. Что из перечисленного изучает наука «физиология»?
1) строение клеток насекомых
2) систематику покрытосеменных растений
3) процессы внутриклеточного дыхания рыб
4) строение задних конечностей лягушек
39. Задание 1 № 1446. Что из перечисленного изучает наука «цитология»?
1) систематику хордовых животных
2) строение клеток растений
3) химические реакции дыхания
4) морфологию передних конечностей животных
40. Задание 1 № 1478. Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения пчёл?
1) микроскопия
2) гибридизация
3) вскрытие
4) наблюдение
41. Задание 1 № 1510. Какой метод Вы бы использовали для изучения строения клетки растений?
1) гибридизация
2) вскрытие
3) микроскопия
4) эксперимент
42. Задание 1 № 1562. Закономерности передачи наследственных признаков изучает
1) генетика
2) систематика
3) антропология
4) биохимия
43. Задание 1 № 1594. Это портрет члена Лондонского королевского общества, который первым увидел и описал микробов. Кто это?
1) Дж. Пристли
2) У. Гарвей
3) А. Везалий
4) А. Левенгук
44. Задание 1 № 1655. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) палеонтология
2) этимология
3) физиология
4) генетика
45. Задание 1 № 1687. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) антропология
2) зоология
3) криптология
4) ботаника
46. Задание 1 № 1735. Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?
1) антропология
2) зоология
3) криптология
4) ботаника
47. Задание 1 № 1863. Какая из перечисленных ниже наук изучает строение клеток печени человека?
1) генетика
2) эмбриология
3) цитология
4) физиология
48. Задание 1 № 1895. Какая из перечисленных ниже наук изучает строение зародыша человека?
1) цитология
2) генетика
3) физиология
4) эмбриология
49. Задание 1 № 1927. Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение
2) моделирование
3) эксперимент
4) описание
50. Задание 1 № 1959. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области
1) анатомии
2) физиологии
3) генетики
4) гигиены
51. Задание 1 № 1992. Какая наука изучает строение и распространение древних папоротниковидных?
1) селекция
2) экология
3) физиология
4) палеонтология
52. Задание 1 № 2024. Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?
1) фенология
2) физиология
3) систематика
4) экология
53. Задание 1 № 2068. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?
1) эксперимент
2) наблюдение
3) сравнение
4) анализ
54. Задание 1 № 2100. Каким методом воспользуется учёный-зоолог при установлении родства между озёрной лягушкой (1) и зелёной жабой (2)?
1) абстрагирования
2) экспериментальным
3) моделирования
4) сравнения
Источник
Вопрос №
1
Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
физиология
гигиена
анатомия
медицина
Вопрос №
2
Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?
цитоплазма
клеточная стенка
вакуоль
рибосома
Вопрос №
3
Лишайники не растут в крупных городах потому, что там
загрязнён воздух
недостаточная влажность
нет водорослей
нет грибов
Вопрос №
4
Что происходит в листьях при дыхании?
выделяется кислород
поглощается углекислый газ
образуются органические вещества
расщепляются органические вещества
Вопрос №
5
Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека служит доказательством их
родства
жизни в одинаковых условиях
происхождения от земноводных
возникновения в одно и то же историческое время
Вопрос №
6
Что придаёт костям упругость?
вода
белки
углеводы
соединения фосфора
Вопрос №
7
Какая из перечисленных желёз участвует в поддержании постоянной концентрации глюкозы в крови человека?
щитовидная
надпочечник
гипофиз
поджелудочная
Вопрос №
8
Из правого желудочка сердца кровь попадает в
лёгочную вену
лёгочную артерию
полую вену
аорту
Вопрос №
9
Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
прямая кишка
пищевод
глотка
желудок
Вопрос №
10
На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: сладкое, кислое, солёное и
терпкое
горькое
жгучее
жирное
Вопрос №
11
Симптомами какого состояния являются повышенная сонливость, плохое настроение и нежелание принимать решения в течение длительного времени?
высокой температуры
депрессии
пищевого отравления
голода
Вопрос №
12
Как называется кровотечение, при котором кровь выделяется со всей поверхности ранения?
капиллярное
артериальное
венозное
внутреннее
Вопрос №
13
В какой среде обитания живут майские жуки на взрослой стадии развития?
почвенной
организменной
водной
наземно-воздушной
Вопрос №
14
К биогеографическим доказательствам эволюции можно отнести
распространение сумчатых в основном в Австралии
обнаружение окаменевших останков динозавров
сходное строение конечностей человека и лягушки
сходство эмбрионов рептилий и птиц
Вопрос №
15
Верны ли следующие суждения о значении птиц в природе?
А. Насекомоядные птицы распространяют плоды и семена растений в природе.
Б. Хищные птицы в природе регулируют численность мелких птиц.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Источник
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Биология – наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.
Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Ботаника — наука о растениях,
Зоология – наука о животных,
Микология — о грибах,
Вирусология — о вирусах,
Микробиология — о бактериях.
Анатомия — наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных — строение животных.
Морфология — наука, изучающая внешнее строение организмов
Физиология — наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека.
Цитология — наука о клетке.
Гистология – наука о тканях.
Систематика — наука, о классификации живых организмов. Классификация — разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.
Палеонтология — наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.
Эмбриология – наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.
Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.
Этология – наука о поведении животных.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Селекция — наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.
Эволюционное учение – изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.
Антропология – наука о возникновении и развитии человека.
Клеточная инженерия — направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.
Генная инженерия — направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).
Бионика — направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.
Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.
ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Метод – это способ познания действительности.
1. Наблюдение и описание.
2. Измерение
3. Сравнение
4. Эксперимент или опыт
5. Моделирование
6. Исторический.
ЭТАПЫ научного исследования
Проводится наблюдение над объектом или явлением
на основе полученных данных выдвигается гипотеза
проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)
проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
теорией или законом
СВОЙСТВА ЖИВОГО
Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии — важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.
Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является наличие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.
Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.
Раздражимость — способность организма реагировать на внешние или внутренние воздействия.
Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.
Наследственность и изменчивость.
Наследственность — свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.
Рост и развитие.
Рост — количественные изменения (например, увеличение массы).
Развитие — качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).
Саморегуляция — способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности — гомеостаз.
Приспособленность (адаптация)
Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм – реакция организма на длину светового дня).
Уровни организации жизни
Номер | Название | Чем представлен | Примеры |
VI | Биосферный | Совокупность всех экосистем | |
V | Экосистемный (биогеоценотический) | Система популяций разных | Саванна, тундра |
IV | Популяционно- | Совокупность популяций, | Медведи белые, |
III | Организменный | Организм как целостная система | Бактерия, обезьяна |
II | Клеточный | Клетка и её структурные компоненты | Эритроциты, митохондрии, хлоропласты |
I | Молекулярный | Органические и неорганические вещества | – белки, углеводы; – вода, ионы солей |
Тестовые задания в формате ОГЭ
Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция
2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью
1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон
3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу
3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии
4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод
1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания
5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?
1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования
6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?
классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования
7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение
8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.
Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0
9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова
10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция
11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.
1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь
12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии
13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения
14. Примером применения экспериментального метода исследования является
1) описание строения нового растительного организма
2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями
3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки
4) формулирование положения на основе полученных фактов
15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.
Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
Время после введения бактерий в культуру, мин. | Число бактерий в колбе 1 | Число бактерий в колбе 2 |
20 | 18 | 20 |
40 | 36 | 40 |
60 | 72 | 80 |
80 | 140 | 160 |
100 | 262 | 314 |
120 | 402 | 620 |
140 | 600 | 1228 |
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
Литература
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.
«Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] – URL:https:// oge.sdamgia.ru
Источник