Какие болезни передаются воздушно капельным путем у взрослых

Какие болезни передаются воздушно капельным путем у взрослых thumbnail

Инфекции, а также вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем, воздействуют на большое количество людей. Иногда говорят об эпидемии. Чтобы свести возможность заражения к минимуму, необходимо знать основные особенности передачи заболевания.

Воздушно-капельный путь передачи

При воздушно-капельном пути передачи возбудители инфекции находятся на слизистой носоглотки, верхних дыхательных путей больного человека. Во время разговора со здоровыми, чихания или даже просто дыхания возбудитель покидает организм и перемещается в окружающую среду через капельки носовой и глоточной слизи.

Воздушно-капельный путь передачи

По воздуху они разносятся на расстояние от больного, оседают на различные предметы, скапливаются в пыли. Здоровые люди, вдыхая этот воздух, контактируя с предметами, заражаются. Обычно заразиться можно, находясь в непосредственной близости от заболевшего человека. При некоторых заболеваниях возбудитель может перемещаться по воздуху на более дальние расстояния.

При заболеваниях кишечными инфекциями вирус попадает через грязные руки на предметы быта (посуду, игрушки, продукты питания). Здоровый человек, контактируя с этими предметами, касается их руками. Во время питания инфекция попадает в рот (ротавирусная инфекция).

Насекомые (особенно мухи) способны переносить инфекцию с зараженных предметов (продуктов питания) на незараженные. Отсутствие элементарных правил гигиены (тщательно мыть фрукты перед употреблением) приводит к тому, что инфекция попадает в организм человека.

Человек вдыхает вирусы

Таким образом становится понятно, что особенностями этого пути являются:

  1. Массовость поражения (порой образовательные учреждения закрывают на карантин),
  2. Несколько видов возбудителей (вирусы, бактерии, грибы, простейшие),
  3. В организм возбудители попадают через слизистую носоглотки.

Инфекции и вирусы, которые передаются воздушно-капельным путем

Воздушно-капельные инфекции подразделяются на вирусные (ОРВИ, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).

  1. Грипп. Первые симптомы: озноб, тело ломит, болит голова, поднимается высокая температура. Затем возникает насморк и кашель. Латентный период до 4 суток. Так как токсины попадают в кровь, особенно опасными являются первые двое суток. Лечится грипп противовирусными и жаропонижающими препаратами, местное лечение при боли в горле и насморке, обильное питье.
  2. Дифтерия. Возникает интоксикация, воспаление глаз, носоглотки. На 10 день после того, как заразился, и несколько дней после болезни больной становится заразным для окружающих. Лечение: противодифтерийная сыворотка в комплексе с антибиотиками.
  3. Менингит. Симптомы: высокая температура, рвота, вялость. В первые сутки может появиться сыпь. В результате инфекции поражается мозговая оболочка. Лечение: дезинтоксикация, антибиотики, коррекция водно-электролитного баланса.
  4. Коклюш. Симптомы: интенсивный кашель. Сначала появляется насморк и небольшая температура, затем – кашель. Заражение происходит только во время общения с больными. Обычно заболевают дети 1 — 5 лет, иногда и дети до 1 года. У взрослых болезнь встречается редко. Лечение: антибиотики.
  5. Скарлатина. Симптомы: резко поднимается высокая температура (до 40 градусов), боль в горле, рвота. Затем появляется сыпь. Лечится антибиотиками.
  6. Корь. Первыми симптомами заболевания служат кашель и чихание, невысокая температура. Затем появляется конъюнктивит. На 3-5 сутки появляются розовые пятна. Жар сохраняется. Лечится жаропонижающими препаратами, обильное питье, постельный режим.
  7. Эпидемический паротит (свинка). Симптомы: плохой аппетит, головная боль, температура. Затем возникает боль около ушей и шеи. Происходит поражение центральной нервной системы и слюнных желез. Лечение: жаропонижающие, противовоспалительные и антигистаминные средства, обильное питье.
  8. Краснуха – поражение кожи и лимфатической системы. Симптомы: невысокая температура, увеличение лимфатических узлов. Через 3 дня развивается сыпь (в первую очередь на лице и шее, затем — по всему телу). По истечении трех дней сыпь исчезает. Опасность заражения возникает за 4 дня до появления сыпи. Лечение: иммуномодуляторы и иммуностимуляторы, обильное питье.
  9. Полиомиелит – заболевание, в результате которого поражается центральная нервная система и спинной мозг. Развивается паралич верхних и нижних конечностей. Симптомы: температура, слабость или напряженность мышц, рвота. Чаще заболевают дети. Лечение: жаропонижающие препараты, постельный режим, витамины.
  10. ОРЗ. Существует около 200 возбудителей. Они погибают под действием высокой температуры. Симптомы: озноб, повышение температуры, головная боль, слабость. Лечится противовирусными и жаропонижающими лекарствами, препаратами от кашля, насморка, требуется обильное питье.
  11. ОРВИ. Возбудителями инфекции являются вирусы. Считается, что антибиотики бессильны при лечении ОРВИ. Симптомы: повышение температуры, отек слизистых, боль в горле. Лечение: противовирусные и жаропонижающие препараты, местное лечение (при боли в горле, кашле, насморке), обильное питье.
  12. Ветряная оспа. Возбудитель – вирус из семейства герпесвируса. Обычно человек заболевает в детском возрасте. За всю жизнь можно переболеть только 1 раз (затем появляется пожизненный иммунитет). Симптомы: резкое повышение температуры, сыпь. Лечение: антисептики.
  13. Ангина – поражение миндалин. Вызывается стрептококками. Симптомы: общая слабость, головная боль, боль в горле при глотании, повышенная температура. Лечение: жаропонижающие препараты, местное лечение (при боли в горле, кашле), обильное питье.
  14. Бронхит – это заболевание бронхов. Бронхит при неправильном лечении может перерасти в воспаление легких. Симптомы: сильный кашель с обильным отхождением мокроты, хрипы, затрудненное дыхание, повышенная температура. Лечение: антибиотики, ингаляции.
  15. Туберкулез. Микобактерии попадают в лимфатические узлы, откуда по лимфатическим сосудам распространяются по всему организму. Симптомы: сильный кашель, боль в груди, кашель с кровью, повышенная потливость. При отсутствии лечения туберкулез может перейти на другие органы (костную систему или головной мозг). Лечение: противотуберкулезные препараты и антибиотики.

Профилактика заболеваний

Эффективным способом профилактики многих заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, является вакцинация. Вакцинация гриппа проводится в осенне-зимний период, в рамках плановых прививок и прививок по эпидемическим показаниям. Многие вакцины вводят ребенку в младшем возрасте (против кори, коклюша и других).

Общеукрепляющие меры: оздоровить воздушную среду в доме — чаще проветривать комнаты, делать влажную уборку, спать с открытым окном, закаливаться. Соблюдение личной гигиены: обязательно мыть руки перед едой. Перед употреблением продуктов питания их рекомендуется тщательно обрабатывать.

Необходимо ограничение контактов больного с окружающими людьми, особенно с детьми. Больной должен носить медицинскую маску. Несколько раз в день промывать нос соляным раствором как больному, так и здоровым.

В предпростудный период рекомендуется употребление противовирусных препаратов.

Питание должно быть разнообразным. Необходимо употреблять в пищу больше фруктов и овощей, свежей зелени. Кроме того, рекомендуется пить курсами витаминные комплексы. Следует помнить, что витамины должен прописывать врач.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2017;
проверки требуют 42 правки.

Механизм передачи инфекции — способ перемещения возбудителя инфекционной или паразитарной болезни из зараженного организма в восприимчивый. Включает последовательную смену трех стадий:

  • выведение возбудителя из организма источника в окружающую среду;
  • пребывание возбудителя в абиотических или биотических объектах окружающей среды;
  • внедрение (введение) возбудителя в восприимчивый организм.[1]

Механизмы передачи возбудителя[править | править код]

Существует шесть основных механизмов передачи возбудителя инфекции, каждый из которых включает в себя пути передачи возбудителя инфекции:

  • аэрогенный
  • контактный
  • трансмиссивный
  • фекально-оральный
  • вертикальный
  • гемоконтактный

Аэрогенный[править | править код]

Аэрогенные заболевания могут передаваться через капельки из носа и рта.

Аэрогенный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей инфицированного организма и переносятся в макроорганизм через воздух. Реализуется через воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути передачи. При воздушно-капельном пути передачи возбудитель поступает в воздушную среду при кашле, чихании и т. п., пребывает в ней в форме аэрозоля и внедряется в организм человека при вдыхании зараженного воздуха. При воздушно-пылевом пути заражения возбудитель попадает в макроорганизм с частицами пыли (в случае возможности длительного его сохранения во внешней среде, например при туберкулёзе).[1]

Контактный[править | править код]

Контактный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудители выделяются на коже и её придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, половых органов, на поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (чаще при наличии микротравм) внедряются в его организм.[2]

Контактный механизм передачи инфекции подразделяют на прямой (рукопожатия, объятия, поглаживания и т. п., то есть контакт с источником инфекции) и непрямой, или опосредованный (через предметы обстановки, бытовую технику, игрушки, посуду, столовые приборы, предметы гигиены и т. п.).[3]

Трансмиссивный[править | править код]

Трансмиссивный механизм передачи осуществляется при посредстве насекомых. Подразделяется на инокуляционный (при укусе) и контаминационный (при втирании в поврежденную кожу) пути передачи.

Фекально-оральный[править | править код]

Фекально-оральный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции локализуется преимущественно в желудочно-кишечном тракте, определяет его выведение из зараженного организма с испражнениями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды (водный путь), пищи (алиментарный путь), с грязными руками и предметами обихода (контактно-бытовой путь), после чего он вновь локализуется в пищеварительном тракте нового организма.[2][3]

Вертикальный[править | править код]

Трансплацентарный (внутриутробный) путь передачи инфекции — при котором возбудитель инфекции передается от матери к плоду во время беременности.[2]

Вертикальным механизмом передачи инфекции также считается передача возбудителя от матери к плоду во время прохождения им родовых путей.

Гемоконтактный[править | править код]

Гемоконтактный механизм передачи инфекции — механизм передачи инфекции, обусловленный контактом с кровью зараженного человека. Подразделяется на естественный (вертикальный, половой, непрямой) и искусственный, связанный с медицинскими манипуляциями, внутривенными инъекциями, татуажем.

Примечания[править | править код]

Источник

Ïðîäîëæåíèå ê ïîñòó Äíåâíèê Êîðîíîâèðóñà

Õîòåë íàïèñàòü êîãäà âñå çàêîí÷èòñÿ, íî ÷òî-òî «âûçäîðîâëåíèå» çàòÿíóëîñü, à 54 ïîäïèñ÷èêà âåðîÿòíî ÷åãî-òî æäóò, äà è ïàìÿòü â 4 ñòåíàõ íà÷èíàåò ñáîèòü.

Èòàê, äëÿ íà÷àëà, ÿ ïðîâåðèë, ïîñëå ìàðòà äåéñòâèòåëüíî èäåò àïðåëü, ïðîñòèòå çà ýòó îïëîøíîñòü.

À òåïåðü ïðîäîëæèì:

04.04. Îòöó ïîçâîíèëè ñ î÷åðåäíûìè âîïðîñàìè(êóäà îí ëåòàë?), â îòâåò îí äîâîëüíî íåöåíçóðíî îáúÿñíèë, ÷òî çàðàçèëñÿ â ìîñêîâñêîé áîëüíèöå, êàê åìó íàäîåëè ýòè ïîñòîÿííûå ðàññïðîñû è ïîïðîñèë åãî áîëüøå íå áåñïîêîèòü.

Ïîñëå ýòîãî åìó ïåðèîäè÷åñêè çâîíèëè èç êàêîé-òî êîíñóëüòàöèè ñïðàâèòüñÿ î ñàìî÷óâñòâèè, â îñòàëüíîì — òèøèíà; ìû óæå ïîäóìàëè ÷òî ïðî íàñ çàáûëè, íî..

09.04. Ðàíüøå ÷àñòåíüêî ñïàë äíåì, à íà êàðàíòèíå ïî÷åìó-òî ïåðåñòàë, ðåøèë ïðèëå÷ü è êàê òîëüêî ïðîâàëèëñÿ â ñîí — çâîíîê: «ïîëèêëèíèêà, êàêîé êîä äîìîôîíà?», ðàçî÷àðîâàíèå îò ïðåðâàííîãî ñíà áûñòðî ñìåíèëîñü ëèêîâàíèåì(ìíå âïåðâûå ïîçâîíèëè, ïðî ìåíÿ ïîìíÿò) è âñêîðå îïÿòü íà ðàçî÷àðîâàíèå, ñîãëàñèå íà 14 äíåé êàðàíòèíà îò 9 ÷èñëà:

-íî ìû óæå òðåòüþ íåäåëþ äîìà ñèäèì

-íó è ÷òî, äèàãíîç æå òîëüêî ñåãîäíÿ ïîäòâåðäèëñÿ

-íî ìàçêè áðàëè âòîðîãî ÷èñëà, çíà÷èò è äèàãíîç îò âòîðîãî ÷èñëà

-íè÷åãî íå çíàåì, ìû ïðèøëè ñåãîäíÿ, òàêîé ïðîòîêîë

×åðåç ïîëòîðà ÷àñà îïÿòü çâîíîê è îïÿòü ìíå

-øòàá ïî áîðüáå ñ êîðîíîâèðóñîì, ïîçäðàâëÿåì, ó âàñ ïîëîæèòåëüíûé àíàëèç(òåêñò áûë äðóãîé, íî çâó÷àëî èìåííî òàê), ê âàì â áëèæàéøåå âðåìÿ ïðèåäåò áðèãàäà çà ìàçêàìè

-ÿ çíàþ, ê íàì ñåãîäíÿ óæå ïðèõîäèëè èç ïîëèêëèíèêè, áðàëè ìàçêè

-à ëåêàðñòâà âàì ïðåäëàãàëè?

-äà, íî ìû óæå çäîðîâû, ïîýòîìó îòêàçàëèñü

-íó ÿ ïîìå÷ó ÷òî ê âàì óæå ïðèõîäèëè, íî ñêîðåå âñåãî ê âàì âñå ðàâíî ïðèåäóò, ó íàñ âñå î÷åíü íåîðãàíèçîâàííî

-äà ìû óæå çàìåòèëè)

-àõàõàõà, äî ñâèäàíüÿ)

Ê ñëîâó î ëåêàðñòâå, ëþäè èç ïîëèêëèíèêè ïðåäëîæèëè ëåêàðñòâà îò ÑÏÈÄà è ìàëÿðèè: «òàì ìíîãî ïîáî÷åê, ýôôåêòèâíîñòü ïîêà íå äîêàçàíà, íî ìèíçäðàâ ðåêîìåíäóåò, áóäåòå ïðèíèìàòü?», ñóäÿ ïî òîìó ÷òî àíòèáèîòèêè (ó êîòîðûõ â ïîáî÷êàõ îòêàç ïå÷åíè è ïî÷åê) îíè îò íàñìîðêà âûïèñûâàþò, «ìíîãî ïîáî÷åê» — çíà÷èò ðåàëüíî ÷òî-òî ñåðüåçíîå.

 22:00 çâîíîê â äâåðü, ñêîðàÿ(òàêè ïðèåõàëà), ñôîòêàëà âñå äîêóìåíòû ÷òî íàì äàëè äî ýòîãî, ïîñëå ñîçâîíà ñ ðóêîâîäñòâîì, ðàç óæ ïðèåõàëà, âçÿëà ìàçîê ó îòöà(â ïîëèêëèíèêå ñêàçàëè ÷òî åñëè äâà ïîëîæèòåëüíûõ,òî ñëåäóþùèé ÷åðåç 10 äíåé), â óëüòèìàòèâíîé ôîðìå çàÿâèëà, ÷òî ïîñêîëüêó ìû òóò äðóã äðóãà çàðàæàåì, ñèäåòü íàì ïîêà ó êàæäîãî íå áóäåò ïî äâà îòðèöàòåëüíûõ

10.04 Íàì ñ îòöîì çâîíèë êàêîé-òî ìóæèê, íà ñêîëüêî ÿ ïîíÿë ó íåãî ðåáåíîê ñ êîðîíîé è â ñêîðîé åìó äàëè íàøè òåëåôîíû äëÿ êîíñóëüòàöèè, è ñìåøíî è êàê-òî ãðóñòíî, ðåáåíîê æå…

11.04 Îòöó ïîçâîíèëè èç ïîëèêëèíèêè è ñêàçàëè ÷òî â ïîíåäåëüíèê(13) ïðèäóò çà ìàçêîì

15.04 Ïîçâîíèëè ìíå è ñïðîñèëè îòöà(òåëåôîí çàðåãàí íà íåãî), ïðåäñòàâèëèñü ñêîðîé è ïîïðîñèëè ñêèíóòü íà âîòñàï ôîòêè âñåõ ïîñòàíîâëåíèé è ñîãëàñèé, ÿ ñîãëàñèëñÿ, íî çàñîìíåâàëñÿ, âåäü â äîêóìåíòàõ íàøè ïàñïîðòíûå äàííûå, ïåðåçâàíèâàþ:

-åùå ðàç çäðàâñòâóéòå

-*òàêèå-òî*?

-äà, ó íàñ åñòü íåêîòîðûå ñîìíåíèÿ, ñ êåì ÿ ãîâîðþ?(îáû÷íî âñå íàçûâàþò ÔÈÎ è äîëæíîñòü)

-ñ îïåðàòèâíîé áðèãàäîé

-ìû íå õîòèì ñêèäûâàòü äîêóìå..

-äà êîìó âû «íàôèã» íóæíû?!

-ìîæåòå ïðèåõàòü è ïîñì..

-íèêòî ê âàì íå ïîåäåò, ÷òîá âû «äîëãî æèëè» *áðîñèëè òðóáêó*

íå çíàþ ÷òî ýòî áûëî, íî ïîçâîíèëè íà ãîðÿ÷óþ ëèíèþ, òàì ñêàçàëè: «íåò, â Ìîñêâå òàêîé ïðàêòèêè òî÷íî íåò»

16.04 ìàìà ïîçâîíèëà â ïîëèêëèíèêó, íà ñ÷åò ìàçêà (âåäü ê îòöó òàê íèêòî è íå ïðèøåë), òàì ñêàçàëè ÷òî èõ ïåðåïðîôèëèðîâàëè â öåíòð ïî áîðüáå ñ êîðîíîâèðóñîì è òåïåðü îíè íàìè íå çàíèìàþòñÿ (à ìû áëèí êòî?), äàëè òåëåôîí äðóãîé ïîëèêëèíèêè, ãäå ñêàçàëè ÷òî îíè íè÷åãî íå çíàþò è äàëè òåëåôîí ãäå ïîñòîÿííî çàíÿòî

Ìíå ïîçâîíèëè èç êîíñóëüòàöèè è ïîñëå ñòàíäàðòíûõ âîïðîñîâ(êîãäà áûëè çà ãðàíèöåé, ãäå è ñ êåì êîíòàêòèðîâàëè):

-Êîãäà ó âàñ áðàëè ïåðâûé ìàçîê?

-2ãî ìàðòà

-Çà ñêîëüêî äî ïåðâûõ ñèìïòîìîâ âû ïåðåäâèãàëèñü íà òàêñè?

-ß íå ïîìíþ, ÿ äîìà ñèæó áîëüøå 3õ íåäåëü

-Òààê.. à êîãäà ïåðâûå ñèìïòîìû ïîÿâèëèñü?

-30ãî òåìïåðàòóðà äî 38 ïîäíÿëàñü

-Òààê, òåìïåðàòóðà ïîäíÿëàñü 30ãî, ïåðâûé ìàçîê 2ãî, çíà÷èò..(åå ÿâíî ñìóòèëî ÷òî ýòî ïåðâûé çâîíîê ñïóñòÿ äâå íåäåëè ïîñëå ìàçêà, õîòÿ ðîäèòåëÿì íà÷èíàëè çâîíèòü íà ñëåäóþùèé äåíü)

-Çíà÷èò ñåãîäíÿ óæå ïðîøëî 2 íåäåëè ñ ïåðâîãî ìàçêà! Ìîæíî ìíå â ìàãàçèí?

-Òåîðåòè÷åñêè..äà, íî ýòî äîëæåí âðà÷ ïîäòâåðäèòü, ïîçâîíèòå â ïîëèêëèíèêó äëÿ ïîâòîðíîãî ìàçêà; Ïîñëåäíèé âîïðîñ êàê âû ðàñöåíèâàåòå ñâîå ñîñòîÿíèå *âàðèàíòû îòâåòîâ*

-Ñòàáèëüíî õîðîøåå

-Òîãäà çàïèøó âàñ íà ïîñëå çàâòðà, åñëè ÷òî — âûçûâàéòå ñêîðóþ

Ãäå-òî ÷åðåç ÷àñ îïÿòü çâîíîê, ïðåäñòàâèëèñü ñêîðîé, ïîïðîñèëè îòöà, îòíåñ òåëåôîí, ñïóñòÿ ïîë ÷àñà îí íå âûäåðæàâ ñïðîñèë «äà ÷òî âàì âîîáùå îò ìåíÿ íóæíî?»

— õîòèì ïîìî÷ü

— òîãäà ñíèìèòå ìåíÿ ñ êàðàíòèíà

— õîðîøî, ìû óäàëèì âàñ èç áàçû

ïîñëå ýòîãî åìó íå çâîíèëè, âûæäàâ íåñêîëüêî äíåé îí îôîðìèë ïðîïóñê è óåõàë íà äà÷ó, òåïåðü ìû æäåì ñâîåãî ÷àñà.

Ïîñòîâ ïðî êîðîíîâèðóñ, åñëè íå ñëó÷èòüñÿ ÷òî-òî íåîðäèíàðíîå, áîëüøå íå áóäåò, âîçìîæíî êîãäà íèáóäü ñîáåðóñü è íà÷íó ïèëèòü ïîñòû ïðî æèçíü, íî ýòî íå òî÷íî)

 êîíöå õîòåëîñü áû ïåðåäàòü ïðèâåò äðóçüÿì, ðîäíûì è ïîäïèñ÷èêàì; ýòè ëþäè ìîðàëüíî ïèíàëè ìåíÿ, ïîääåðæèâàëè è æäàëè ïðîäîëæåíèÿ, âñåì òåðïåíèÿ è õîðîøåãî íàñòðîåíèÿ, â ýòîò ñëîæíûé ïåðèîä, íå áîëåéòå!)

Источник

Несмотря на то, что новая коронавирусная инфекция активно распространяется среди людей уже на протяжении почти двух месяцев, мы до сих пор многого о ней не знаем. Один из важных, не прояснённых моментов связан с тем, способны ли частицы вируса SARS-CoV-2 надолго оставаться в воздухе в виде аэрозоля и впоследствии сохранять способность к заражению при вдыхании. От ответа на этот вопрос зависит понимание динамики распространения инфекции и принятие адекватных мер по противодействию. В этой статье предлагаю рассмотреть данные полученные исследователями в этом направлении, по состоянию на 31 марта 2020.

Содержание

  • Аэробиология. Ликбез
  • Воздушный или капельный, какая разница и почему это должно кого-то волновать
  • Что известно в отношении SARS-CoV-2
  • Обсуждение
  • Обновление от 31.03.2020
  • Цитируемые работы

Аэробиология. Ликбез

Существующая классификация передачи возбудителей инфекционных заболеваний по воздуху выделяет два основных класса: воздушно-капельный и воздушно-пылевой путь, или в английской версии — «droplet» и «airborne» соответственно. Предлагаю следовать более интуитивной английской терминологии и в рамках этой статьи использовать наименования — капельный и воздушный путь соответственно. Всемирная организация здравоохранения определяет воздушные инфекции, как способные распространяться по воздуху с аэрозолями содержащими капли менее 5 микрометров в диаметре, а те заболевания, которые передаются только каплями большего размера — считаются капельными [1][2 стр. 44].

1 микрометр — 1 µm, это одна тысячная часть миллиметра

Считается, что частицы более 5 микрометров, распылившись, например, в результате чихания, не способны надолго задерживаться в воздухе и вскоре оседают под действием силы тяжести. Капли менее 5 микрометров, напротив, могут долгое время находиться в воздухе, в виде аэрозоля и передвигаться вместе с воздушными потоками. Помимо размера частиц на способность инфекций передаваться по воздуху влияет еще множество факторов, от молекулярной структуры, температуры и влажности, до количества солнечного ультрафиолета и скорости ветра. Изучением всех тонкостей распространения микроорганизмов по воздуху занимается специальный раздел биологии – Аэробиология [3].

На данный момент в отношении многих патогенов признано, что они способны передаваться воздушным способом, например, бактериальные патогены: коклюш, стафилококк, и туберкулез, и вирусы такие, как: вирус гриппа, ветряная оспа, краснуха, а также предшественник коронавируса — SARS-CoV [4] [5 стр. 117].

Таблица некоторых распространенных возбудителей, передающихся воздушным путем. Источник [4, таблица 2]

Воздушный или капельный, какая разница и почему это должно кого-то волновать?

От типа распространения инфекции, зависят необходимые меры предосторожности и профилактики.

Сейчас официальная версия ВОЗ и Центра по контролю и профилактике заболеваний США классифицирует новый коронавирус, как передающийся капельным путем (droplet infection), то есть вместе с частицами более 5 микрометров. [6][7]

Размер микрокапель, выходящих из дыхательных путей человека, колеблется в диапазоне от <5 до 500 микрометров в диаметре и зависит в первую очередь от дыхательной активности, так при обычном спокойном дыхании образуются самые маленькие частицы и гораздо большего размера во время кашля и чихания.[4, таблица 3]
Если инфекция распространяется по воздуху только капельным путем, то, как правило, выход капель содержащих её возбудители происходит во время чихания или кашля, такие капли будут осаждаться на землю в течении короткого времени и в радиусе нескольких метров. В этом случае достаточно не находиться слишком близко к зараженному в момент, когда он кашляет или чихает и избегать контакта с вылетающими частицами, также эффективным может быть ношение зараженными медицинских масок, которые вполне способны задерживать крупные частицы.

Если инфекция способна распространяться по воздуху в виде аэрозоля, состоящего из капель менее 5 микрометров, которые выходят из дыхательных путей постоянно, при обычном выдыхании и способны находиться долгое время во взвешенном состоянии, тогда ситуация осложняется и необходимы дополнительные более серьезные меры. В этом случае передача инфекции возможна при нахождении с зараженным в одном помещении, или даже при вдыхании воздуха, проходящего по единой системе вентиляции.

Для наглядности приведу видео, в котором исследователи продемонстрировали, используя Шлирен-метод визуализации [9] распространение воздушных потоков во время различных видов дыхательной активности таких, как: разговор между людьми, спокойное дыхание, смех, кашель и чихание с использованием платка, хирургической маски и маски N95 Источник [9].

Что известно в отношении SARS-CoV-2?

3 марта были опубликованы результаты заборов воздуха из палат 3-х пациентов находящихся на стационаре в очаге вспышки SARS-CoV-2 в Сингапуре, сообщается, что хотя вирус был найден в смывах с поверхностей сантехники и мебели, но в заборах воздуха не было обнаружено аэрозольных частиц вируса, хотя они и были найдены на деталях вентиляции. [10]

10 марта был опубликован препринт работы, с результатами анализов 35 проб воздуха из трех локаций: больницы Renmin университета Ухань, из развернутой полевой больницы Fangcang и из общественной зоны (PUA) также в Ухане. Сообщается что в двух случаях, аэрозольных частиц вируса обнаружено не было либо были лишь незначительные концентрации. Но образцы из отделения реанимации и пробы воздуха в туалете больницы Fangcang дали положительный результат [11].

Важно отметить, что исследования, приведенные выше искали только генетическую сигнатуру вируса, то есть следы РНК. Чтобы понять сохранил ли вирус из воздуха способность инфицировать клетки, необходимо подсевать собранный вирусный материал в клеточную культуру и исследовать результаты. Препринт такого исследования был опубликован уже 13 марта 2020, и результаты были еще более тревожными. В материале, вышедшем при поддержке Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) и Национального института здоровья (NIH), сообщаются предварительные данные о стабильности частиц нового SARS-CoV-2 в аэрозолях и на различных поверхностях, в сравнении с наиболее близким к нему SARS-CoV-1 [12].

Препринт означает, что данные еще предстоит проверить экспертам, но пока результаты выглядят не слишком утешительно. А именно, было показано что: SARS-CoV-2 оставался жизнеспособным в аэрозолях на протяжении 3-х часов, со снижением инфекционного титра с 10^3,5 до 10^2,7 TCID50/L. Также было показано, что наибольшее время жизнеспособности у коронавируса наблюдалось на пластиковых поверхностях – до 48 часов.

Сравнения меры титра TCID50 (вертикальная ось) коронавирусов 2019-nCoV и SARS-CoV-1 в аэрозолях и на различных типах поверхностей. По горизонтали отложено время в часах
[13].

Примечание: TCID50 – это мера вирусного титра, в России используется аббревиатура ЦПД50, если коротко, то если мы говорим, что вирусный титр составляет 10^2,7 TCID50/L – это значит, что в одном литре объема содержится 10^2,7≈500 доз вируса, способных вызвать цитопатический эффект (вирусное поражение клеток) в 50% пробирок с клеточной культурой. [14][15]

Обсуждение

Понимание того как распространяется вирус, крайне важно для разработки эффективных мер предосторожности и профилактики вирусной инфекции. Пока данных о том способен ли коронавирус распространяться по воздуху в виде аэрозоля от одного человека к другому, слишком мало, те исследования, что есть на данный момент, требуют экспертной проверки. Но следует учитывать вероятность того, что эти данные подтвердятся и по возможности сокращать свои риски.

Обновление от 31 марта 2020

29.03.2020 Всемирная организация здравоохранения опубликовала на своем сайте научный бриф о способах передачи nCoV-2019 [16], в котором обобщаются данные имеющиеся на текущий момент.

В работе сообщается о том, что передача аэрогенным путем, то есть с частицами меньше 5 микрометров, возможна, только при определенных условиях, когда с зараженным человеком проводятся поддерживающие процедуры генерирующие большое количество аэрозоля содержащего вирусные частицы. В числе таких процедур перечисляются: эндотрахеальная интубация, бронхоскопия, открытое откачивание жидкости из легких, применение небулайзеров, ручная вентиляция легких перед интубацией, поворот пациента в положение лежа, отсоединение пациента от аппарата ИВЛ, неинвазивная вентиляция с положительным давлением, трахеостомия и сердечно-легочная реанимация.

Поэтому ВОЗ продолжает рекомендовать для людей ухаживающих за пациентами с COVID-19 меры предосторожности от капельного пути передачи инфекции. А для проведения процедур, как те, что перечислены выше, при которых генерируются аэрозоли, ВОЗ рекомендуются меры предосторожности от передачи аэрогенным путем [17][18], включающие в себя: респиратор N95 или FFP2, защиту для глаз, перчатки, халат и передник.

Аналогичных рекомендаций придерживаются также: Европейское общество интенсивной терапии (ESICM) и Общество интенсивной терапии (SCCM) [19]. В то же время Центр по контролю и профилактике заболеваний США () и Европейский центр по профилактике и контролю заболеваний, рекомендуют меры предосторожности от аэрогенной инфекции для любых ситуаций, связанных с уходом за пациентами с COVID-19, но допускают использование обычной хирургической повязки в дополнение к защитным очкам и перчаткам, в случае нехватки респираторов N95 или FFP2 [20][21].

От автора. ВОЗ отмечает, что эти рекомендации могут изменится при поступлении новых данных, поэтому будем следить за обновлениями. Но судя по тем данным, которые есть на данный момент, если вы не медицинский работник и не работаете в близком контакте с больными людьми, у которых уже проявляются симптомы COVID-19, то необходимости в повседневном ношении респиратора, высокого класса защиты, нет. Более важным, в плане предотвращения заражения представляется гигиена рук и контроль контактов с поверхностями, которые могут содержать частицы вируса, а также соблюдение дистанции 1,5 — 2 метра от других людей, при нахождении в общественных местах.

Источник