Классификация болезней по возрасту и полу

ЗДОРОВЬЕ

Основные понятия нозологии: болезнь, норма, здоровье, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

В практической деятельности врача часто встречаются такие понятия, как нормальная температура тела, нормальное давление крови и т. д. При этом имеется в виду усредненный результат измерения тех или иных показателей в определенной популяции. Наиболее часто встречающиеся показатели считают нормой, а человека, показатели которого соответствуют норме, признают здоровым. Однако для этих показателей характерны значительные колебания в зависимости от условий окружающей среды, социально-бытовых условий, и поэтому они не всегда могут быть использованы для строго научного определения здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1946 г. приняла следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Конечно, это определение слишком общее и скорее отражает состояние, к которому следует стремиться. Здоровье — это прежде всего состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз). Здоровье выражается в том, что в ответ на действие повседневных раздражителей возникают адекватные реакции, которые по характеру и силе, времени и длительности свойственны большинству людей данной популяции. Заключение о здоровье или нормальном состоянии организма делают на основании антропометрических, физиологических и биохимических исследований. При оценке состояния здоровья человека имеют значение не только анатомо-физиологические критерии, но и социальные, прежде всего степень участия в трудовой и общественной деятельности.

БОЛЕЗНЬ – нарушение нормальной жизнедеятельности организма под влиянием патогенных факторов, характеризующееся ограничением приспособления его к внешней среде и снижением трудоспособности (последнее отражает социальный характер человека).

Это определение следует из положения, что нормальная жизнь есть результат постоянного приспособления организма к беспрерывно меняющимся условиям среды. При снижении этих возможностей болезнетворный фактор (чрезвычайный раздражитель) может вызвать такие изменения, которые ведут к нарушению главной функции человека — способности трудиться.

В болезни всегда существуют два противоположных процесса, два начала. Одно из этих начал И. П. Павлов назвал «физиологической мерой против болезни», а второе — «собственно патологическим, или поломом». Два начала болезни не существуют порознь, они мыслимы только в диалектическом единстве и борьбе. Например, при абсцессе (гнойное воспаление) мы наблюдаем признаки «полома» (гибель ограниченного участка ткани, боль), но тут же отмечаем и «меры против болезни», которые мобилизуют организм (эмиграция лейкоцитов, фагоцитоз, образование барьера вокруг очага и г. д.). При лихорадке наряду с высокой температурой тела, головной болью и другими явлениями, снижающими трудоспособность человека, наблюдаются более активная выработка антител, более энергичный фагоцитоз и т. д., т. е. «меры против болезни».

Даже при таком заболевании, как рак, когда, казалось бы, у организма нет никакой защиты, внимательный исследователь найдет ее. «Полом» и «мера против болезни» существуют неразрывно, и нет болезни, если нет этого единства. Полное отсутствие защитного механизма означает смерть. Полное отсутствие «полома» означает здоровье.

Из сказанного ясно, что болезнь есть единство двух противоположных тенденций (разрушительной и защитной), находящихся в постоянной борьбе. Эта борьба есть главное, что «создает» болезнь, придает ей определенную направленность, течение. Сложность заключается в том, что в процессе болезни иногда очень трудно отличить, что есть собственно болезнь и что есть защита. Умение различать их составляет едва ли не главную задачу врача. Применять ли жаропонижающие средства при лихорадке? Удалять ли миндалины при хроническом тонзиллите? Понижать ли артериальное давление при выраженном атеросклерозе? Правильную тактику врачу подскажет понимание болезни как единства и борьбы противоположностей. Нужно стремиться к тому, чтобы устранить «собственно патологическое» и в то же время стимулировать «защитное». Правда, это удается далеко не всегда. Часто лечебные мероприятия, направленные на подавление болезненного начала, в той или иной мере подавляют и защитные силы организма (например, радиотерапия при раке, побочные действия многих лекарственных средств).

В Берлине при входе в знаменитую больницу «Шарите» стоит памятник немецкому патологу Рудольфу Вирхову (1821 — 1902). Памятник привлекает внимание изображением основной идеи, выдвинутой великим ученым. Скульптор изобразил ее в виде двух борющихся фигур, одна из которых символизирует здоровье, другая — болезнь. Эта идея близка нашим сегодняшним представлениям о патогенезе болезни и понятна нам.

Болезнь человека и социальные факторы. Человек есть существо социальное, и потому его болезнь характеризуется целым рядом особенностей. Прежде всего это относится к причинам болезни. Для животного среда складывается из физических, химических и биологических факторов, для человека она обогащается, а вместе с тем и усложняется факторами социальными, причем их роль все возрастает.

Тревожные данные о росте сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов во всем мире свидетельствуют о важной роли изменяющихся условий труда и быта (напряженный ритм городской жизни). Обращает на себя внимание и увеличение числа «чисто человеческих» заболеваний (инфаркт миокарда, бронхиальная астма и т. д.).

Читайте также:  Нии глазных болезней сеченова москва официальный сайт

Социальная сторона болезни определяется и тем, что болезнь нарушает трудовую деятельность человека или коллектива людей, причиняя материальный и моральный ущерб как данному человеку, так и обществу в целом.

Таким образом, болезни человека и животных имеют много общего (отсюда значение экспериментального моделирования болезней) и в то же время различного. Единство социального и биологического создает ту особую картину, которая характеризует болезнь человечка.

Человек зависит от природы, но не в меньшей степени природа зависит от человека. Это дает основание говорить об экологии человека. Прежде экология изучала лишь эволюционно сложившиеся процессы равновесия в природе (выживание, развитие, размножение). Теперь понятие «экология» без человека теряет свой смысл — настолько велико, значение вмешательства человека в природу. Отрицательные последствия этого вмешательства (загрязнение среды, дефицит кислорода, пресной воды) включаются в понятие «причины болезней».

Кроме того, понятие «экология человека» имеет и другой, еще более важный смысл. В нем заключены важнейшие проблемы и тенденции современности и прежде всего защита природы, охрана окружающей среды во имя здоровья человека.

Давая определение болезни, мы ищем критерии, которые были бы наиболее постоянны. Таким критерием по отношению к болезни человека является ограничение трудоспособности или потеря ее, т. е. нарушение самой важной социальной функции человека — трудоспособности.

У больного человека складываются новые отношения с окружающей средой. Жизнь продолжается, но она «стеснена», не свободна. «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» (К. Маркс). С этим философским определением болезни перекликается определение С. П. Боткина: «Реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность болезни».

Принципы классификации болезней. В настоящее время насчитывается около тысячи болезней (нозологических форм). С течением времени их число меняется. Многие нозологические формы в настоящее время расчленяются. Некоторые болезни исчезают, другие появляются. Например, лучевая болезнь не существовала, пока не были применены рентгеновские лучи. Не было и космической медицины до начала эры космических полетов.

Классификация болезней основана на нескольких критериях.

1. Этиологическая классификация основывается на общности причины для группы заболеваний. Например, болезни инфекционные и неинфекционные. По этому принципу можно сгруппировать болезни, причиной которых является интоксикация (пищевая, профессиональная), генные и хромосомные мутации (наследственные болезни)и др.

2. Топографо-анатомическая классификация осуществляется по органному принципу: болезни сердца, почек, уха и т. д. Эта классификация не раз подвергалась серьезной критике на том основании, что органной болезни вообще не бывает: любое местное повреждение неизбежно вовлекает в реакцию весь организм. Тем не менее эта классификация распространена, так как она удобна практически. Кроме того, она отвечает современной тенденции в специализации врачебной помощи. Эта классификация сочетается с классификацией по функциональным системам: болезни системы крови, системы пищеварения, опорно-двигательного аппарата и т. д.

3. Классификация болезней по возрасту и полу различает детские болезни (в частности, болезни новорожденных), болезни старческого возраста, В последнее время геронтология и гериатрия выделились в самостоятельные науки, значение которых возрастает в связи с увеличением продолжительности жизни населения и повышением числа больных пожилого возраста. Специальным разделом медицины является гинекология.

4. Экологическая классификация болезней исходит из условий обитания человека. Температура воздуха, атмосферное давление, солнечное освещение, чередование дня и ночи влияют на состояние здоровья населения определенных регионов (например, Крайний Север или тропики). Это краевая, или географическая, патология (малярия, серповидно-клеточная анемия и др.).

5. Классификация по общности патогенеза: аллергические, воспалительные болезни, опухоли.

Источник

Раздел: № 1 «Общая патология».

Тема № 1. 1. « Патологии, как наука», «Общие закономерности возникновения, развития и течения болезни»

Инструкция для студентов.

1. Изучите тему: «Предмет, задачи и методы патологии» используя данное пособие.

2. Выучите термины из раздела №1. стр. 5-6 уч. пособие «Патология в терминах и понятиях » под ред. Н.И. Кувшиновой и Н.Я. Калининой.

3. Выполните задания в тестовой форме по теме занятия. Проконтролируйте правильность выполнения заданий по эталонам ответов (см. приложение № 1.)

4. Подготовьте ответы на вопросы устно

5. Составьте краткое сообщение об одном из выдающихся патологоанатомов

А.И. Абрикосове, А.И. Струкове, Н.И. Краевском и т. д. (см. приложение № 3.)

Теоретическая часть.

Патология

(греч. Pathos страдание, болезнь+ logos учение)-это наука, о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней.Одновременно изучаются морфологические изменения (патологическая анатомия)и функциональные нарушения (патологическая физиология)при болезни на различных уровнях: на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы молекулы.

Читайте также:  Как распознать у себя болезнь щитовидной железы

Различают общую и частную патологию.

Общая патологияизучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней и защитные силы организма, направленные на восстановление нарушенных функций, т.е. даёт представление о типовых патологических процессах, формирует абстрактное представление о болезни (нозология – это учение о болезни) как о совокупности важнейших явлений, составляющих её сущность.

Частная патологияизучает закономерности возникновения и развития конкретных болезней.

Задачи патологии:

1.Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение заболевших

2.Раскрытие сущности болезни; выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания;

3.Установление окончательного правильного диагноза и определение причины смерти;

4.Объяснение клинических проявлений болезни и причины не успешности лечения и реанимации;

5.Определение направления поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Объект исследования патологоанатома: больной человек, труп, экспериментальное животное.

Методы исследования

Биопсия – это операция, при которой у живого человека берётся кусочек ткани и исследуется визуально и под микроскопом методами:

1. световой микроскопии или

2. электронной микроскопии.

На основании структурных изменений патологоанатомом ставит диагноз.

Цитологическое исследование – это исследование отдельных клеток из мазков с поверхности органа или при пункции больного органа.

Аутопсия (посмертная диагностика) – это вскрытие трупа, помогающее установить причину смерти.

Эксперимент– это моделирование болезней на животных.

Патология – это медико-биологическая наука, концентрирующая опыт биологических наук (биология, биохимия, анатомия, физиология, гистология, генетика, иммунология, вирусология) и клинических дисциплин ( терапия, хирургия, неврология, педиатрия). Для познания сущности патологических процессов патология использует данные клинического обследования. Применение новых методов исследования : эндоскопии, эхографии, компьютерной томографии и других позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже характер патологического процесса, обогащает знания об общих закономерностях развития болезней человека и открывает пути развития прижизненной диагностики заболеваний.

Таким образом, патология является фундаментальной наукой, теорией и практикой медицины.

Здоровье и болезнь.

Жить можно в здоровье и в болезни. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Критерии здоровья: уравновешенность организма с окружающей средой, благодаря его способности как единого целого поддерживать гомеостаз, и сохранять трудоспособность.

Болезнь – это есть особая форма жизни в изменившихся условиях, сопровождающаяся нарушением регуляции и приспособляемости в повреждённом организме и снижением работоспособности. Болезнь отличается от патологической реакции, патологического состояния.

Патологическая реакция – это неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма на какое — либо воздействие. Например, кратковременное повышение АД после нервного напряжения, чего в норме не бывает.

Патологический процесс – это закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора, которые, в отличие от физиологических реакций, приводят к нарушению гомеостаза. При различных заболеваний встречаются одинаковые патологические процессы (чаще их комбинации), независимо от причины, индивидуальных особенностей организма, условий окружающей среды и т .д . Такие процессы называются типовымиили стереотипными. Например, отёк, дистрофия, гипоксия, лихорадка, аллергия и другое.

Патологическое состояние – это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, мало меняющееся во времени. Например, культя после ампутации конечности. Иногда патологическое состояние может привести к болезни. Например, при рубцовом сужении пищевода возникают болезни желудочно-кишечного тракта, так как нарушается пищеварение.

В познании сущности болезней следует выделять: причину болезни ( этиология), механизм развития и условия возникновения (патогеноз), закономерности течения, выздоровления, степень риска развития смертельных осложнений (исходы, прогноз)

Этиология

Этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезней и принципах этиотропной профилактики и терапии. Повреждающий фактор, вызывающий при определенных условиях болезнь и определяющий его специфичность, называется этиологическим(причина). Без него невозможно развитие данного заболевания.

По происхождениювсе этиологические факторы делят на две группы:

I.Внешние или экзогенные (5 групп):

1) механические– обладающие большим запасом кинетической энергии, способные вызвать перелом, растяжение, размозжение и т.д.;

2) физические – электрические (ожоги, электрошок), ионизирующее излучение (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термические факторы (ожоги, отморожения);

3) химические —воздействие кислот, щелочей, ядов;

4) биологические — вирусы, бактерии, гельминты;

5) психогенные– точкой приложения этих факторов является кора головного мозга.

II. Внутренние, или эндогенные(наследственные и конституциональные факторы). Например, у предка под влиянием радиации изменился генетический аппарат (мутация). Мутантный ген передаётся из поколения в поколение, и наследник оказывается больным.

Болезнетворные условия – это факторы, которые сами по себе не вызывают определённое заболевание, но способствуют его возникновению. Условия бывают внутренние (наследственная предрасположенность, ранний или старческий возраст и другое) и внешние (переутомление, раннее перенесённые заболевания, нарушение питания и т. д) Например, сапрофиты, присутствующие у всех людей на коже слизистых, в обычных условиях заболевания не вызывают. Если под влиянием каких-либо условий (авитаминоз, ионизирующее облучение т. д ) снижается реактивность организма, то эти микроорганизмы становятся причиной патологии (фурункулез, стоматит т. д ). Существуют иблагоприятные условия (рациональное питание, хорошая физическая подготовка, хороший уход за больным ), которые способствуют более лёгкому течению заболевания и быстрому выздоровлению, а иногда нейтрализуют причину и тогда, например, носитель туберкулёзной палочки может оставаться практически здоровым человеком. Знание этиологии болезней необходимо для их профилактики и лечения.

Читайте также:  При каких болезнях помогает жук знахарь

Профилактика бывает первичная, когда профилактические меры направлены на причину заболевания, и вторичная – на условия уже возникшего заболевания.

Патогенез

Патогенез — учение о механизмах устойчивости, развития болезни, выздоровления, умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности. Патогенез заболевания начинается с повреждения, которое сопровождается нарушением функции. Степень структурных изменений может быть различна: от невидимых глазу изменений до обширных и достаточно глубоких.

Механизмы патогенеза:

1.Прямоеповреждающее действие – механические, термические, химические факторы; 2.Гуморальное– через кровь, лимфу и межклеточную жидкость (распространение опухолевых клеток);

3.Нервно — рефлекторное – через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.

Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов, т .е . тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора (на первичные повреждения) и в дальнейшем вызывают появление новых расстройств жизнедеятельности (вторичные повреждения), т . е . играют роль причины в развитии болезни. В патогенезе необходимо выделить главное звено, которое определяет развитие конкретного процесса. Например, при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия расширяется левое предсердие, возникает застой в лёгких, затем расширяется правый желудочек, возникает застой в большом круге кровообращения, ещё более усиливается гипоксия из-за сердечной недостаточности. Если своевременно устранить главное звено (оперативным путём ликвидировать сужение атриовентрикулярного отверстия), ликвидируются все указанные нарушения и наступает выздоровление. В противном случае нарушается гомеостаз и формируется порочный круг патогенеза.

Принципы классификации болезней.

1.Этиологическая классификация. Болезни сгруппированы по общности: инфекционные и неинфекционные, пищевые, токсические инфекции, профессиональные, наследственные болезни.

2. Топографо — анатомическая классификация. Учитывается пораженный орган: болезнь уха, сердца, почек, печени и т. д.

3.Классификация по возрасту и полу: болезни новорожденных (неонтология), детского

возраста (педиатрия), старческого возраста (геронтология), гинекология.

4. Экологическая классификация: болезни тропических стран (малярия, серповидно клеточная анемия), болезни крайнего севера (гиповитаминозы).

5. Классификация по общности патогенеза: аллергические заболевания, воспалительные, опухоли, шок, болезни адаптации.

6. Классификация по продолжительности заболевания: острые (до 14 дней), под острые (15 – 40 дней), хронические (свыше 40 дней).

Проявление болезни.

Симптом

Симптомы – признаки болезней, клинические проявления. Различают общие и местные, специфические и неспецифические симптомы.

Общие симптомы – признаки, характерные для всего организма: недомогание, потливость, повышение температуры.

Местные симптомы проявляются на коже (волдырь, ожог), на других участках организма.

Неспецифические признаки встречаются при многих болезнях (лихорадка, головная боль и др.). Специфические симптомы характерны для определенного заболевания (сыпь при скарлатине, «куриная слепота» при авитаминозе А).

Все симптомы подразделяются на субъективные и объективные. Субъективные симптомы возникают вследствие определенных ощущений больного человека, т. е. Субъекта (это головная боль, недомогание и др. патологические ощущения).

К объективным симптомам относят те, которые можно определить или подтвердить лабораторно, увидеть или прощупать (сыпь, изменение в крови, увеличение или изменение формы и величины органа).

Синдрм

Синдром– группа симптомов, характерная для определенной болезни

(нефротический, депрессивный, геморрагический синдромы). По выявлению какого-либо

синдрома можно судить о тех или иных нарушениях в организме, о дисфункциях органа или системы, что облегчает постановку диагноза заболевания.

Периоды течения болезни.

1. Латентный(инкубационный для инфекционных заболеваний) или предболезнь – от момента воздействия раздражения до появления симптомов болезни. В этот период организм мобилизует защитные механизмы и препятствует возникновению повреждений, приводящих к клиническим проявлениям болезни. При достаточных адаптационных возможностях гомеостаз сохраняется, и нарушенные функции восстанавливаются. При недостаточности приспособительных реакций организма, которые могут быть даже значительно усилены, развивается болезнь.

2.Продромальныйпериод проявляетсянеспецифическими, общие для многих болезней симптомы расстройства, прежде всего центральной нервной системы: недомогание, слабость, плохое настроение, усталость, головная боль и т. д.

3.Разгар болезни– появляются специфическиесимптомы болезни. В этот период развиваются наряду с повреждением и компенсаторные изменения в организме. Но могут возникать и осложнения – присоединение к основному заболеванию другого патологического процесса или другого заболевания, необязательных для данной болезни, но возникших в связи с ним.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 3992 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник