На границе между проявлениями болезни и дизонтогенеза расположены

На границе между проявлениями болезни и дизонтогенеза расположены thumbnail

Параметры дизонтогенеза:

1. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения.

2. Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения.

3. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Роль негативных, продуктивных и возрастных симптомов дизонтогенеза.

В формировании структуры дизонтогенеза большую роль играют не только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сами клинические проявления болезни, ее симптоматика. В связи с этим можно выделить три вида симптомов, свойственных нарушениям:

1) негативный,

2) продуктивный,

3) возрастной.

Симптом – это единичный частный случай. Синдром – совокупность симптомов.

1) Негативные симптомы (минус-симптомы). Относятся явления «выпадения» в психической деятельности: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и т.д. В детском же возрасте часто бывает трудно отграничить негативные симптомы болезни от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функции может быть обусловлено нарушением ее развития.

2) Продуктивные симптомы (плюс-симптомы). Связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных расстройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

3) Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для самого заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т.д.

Связь возрастных особенностей и характера невротических расстройств.

После рождения повышается роль внешнего окружения или социума и поэтому при неблагоприятных социальных ситуациях развития у ребенка наиболее вероятно первичное развитие невротических реакций и неврозов.

Впоследствии невроз может обуславливать возникновение боле тяжелых расстройств психического развития.

Невроз – это собирательное название для группы функциональных, психогенных, обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению.

Психогенным фактором при неврозах во всех случаях являются неразрешенные конфликты (внешние или внутренние), кроме того, действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сферы психики.

Для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс и степени воздействия стрессового фактора. Так в раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений.

В. Е. Коган: «Чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализированы его реакции, тем более при стрессе нарушены функции внутренних органов».

То есть, дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем (именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведёт к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма).

Это явление получило название соматизация. Заболевания внутренних органов, которые вызываются нарушением норм становления эмоций и сознания у детей/ребенка. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются.

При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны — это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой — привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Ковалев выделил несколько уровней психоневрологического реагирования и возрастные симптомы, свойственные для каждого из этих уровней:

1. Соматовегетативный (0-3 года),

2. Психомоторный (3-7 лет),

3. Аффективный (7-11 лет),

4. Эмоционально-идеаторный (11-17 лет).

1. От 0 до 3 лет соматовегетативные проявления.

· Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды.

· Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, получают недостаточный эмоциональный отклик со стороны матери. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса.

· Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя.

· На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребёнок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати.

· Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребёнок долго боится врачей.

· Желудочно-кишечные расстройства. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи.

· Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Зачастую это обусловлено страхом глотания.

· С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка.

· Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

· Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи).

· Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

2. От 3 до 7 лет психомоторные проявления.

· Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания. У детей впервые могут появляться невротические тики. Ребёнок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д.

· Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующих в речевом акте. Возникает, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления.

· Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д.

· Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

· Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку.

3. От 7 до 11 лет аффективные проявления.

· У детей от 7 до 11 лет самыми частыми проявлениеми невроза являются головная боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребёнка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики, характерная осанка, замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность.

· Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

· Страхи, связанные со школьной дезадаптацией.

· Трудности обучения.

4. С 11 до 17 лет эмоционально-идеаторные проявления.

· Сверхценные увлечения и интересы. Синдром философской интоксикации.

· Сверхценные ипохондрические интересы.

· Нарушения пищевого поведения. Анорексия, булимия.

· Обсессивно-компульсивные расстройства. Навязчивые идеи, мысли, ритуалы, действия.

· Расторможенность влечений. В основе дисфункция эндокринно-вегетативной системы.

· Психогенные реакции. Реакции протеста, оппозиции, эмансипации, трудность овладения своими эмоциями.

· Резкое увеличение депрессивных дебютов.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыдущих уровней, но они занимают периферическое место в картине дизонтогений.

Вывод:

Негативные симптомы. В значительной степени определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза.

Продуктивные симптомы. Менее специфичны для дизонтогенеза, но все же оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развитие ребенка.

Возрастные симптомы. Являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонтогенеза.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделяют два вида симптомов: негативные и продуктивные.

Негативныеявления это выпадение психической деятельности: разрушение, утрата психических функций (интеллекта, памяти и внимания, снижение психической активности).

Продуктивнаясимптоматика связана с явлением возбуждения психических процессов, появлением чего-то, что появилось как результат болезни (невротические расстройства, страхи, галлюцинации, бред, судорожное состояние). Такой подход оправдан во взрослой клинике. В детском возрасте функции еще не до конца сформированы. Поэтому невозможно сказать, что это — выпадение или недоразвитие функции (врожденное слабоумие при олигофрении). Продуктивная симптоматика указывает на остроту болезни, играет значительную роль в формировании аномалии развития. Пример: ребенок страдает судорожными припадками, страхами – то это не может не отразиться на развитии его личности. Определенная симптоматика может отражать определенный тип дизонтогенеза. Пограничными симптомами проявления болезни и дизонтогенеза могут являться возрастные симптомы, патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития.

Лебединский считает, что возникновение возрастной симптоматики возможно при условии наслоения переживания стресса на неблагоприятную органическую основу (резидуальная органика). Возникновение симптомов тесно связанно с онтогенетическим уровнем реагирования на различные вредности. Эти симптомы более специфичны для возраста, а не для какого – либо вида патологии.

Ковалев различал четыре уровня нервно — психического реагирования у детей и подростков:

1) уровень соматовегетативных проявлений от 0 – до 3-х лет.

2) уровень психомоторного реагирования от 4х – до 7-ми лет.

3) уровень аффективного реагирования от 8 – до 12 лет.

4) уровень эмоционально – идеаторного реагирования от 13 – до 16 лет.

На каждом уровне возникает своя специфическая симптоматика.

1) Первый уровень характеризуется нарушением цикла сон-бодрствование, персеверации сна, изменение питания, неврологическая рвота, понос, запор. Проявления незрелости вегетативной нервной системы: на фоне повышения температуры могут быть судороги и галлюцинации.

2) Второй уровень характеризуется симптоматикой в моторной сфере: тики, заикание, гиперкинезы, повышенная психомоторная возбудимость, негативизм.

3) Третий уровень характеризуется эмоциональной лабильностью, агрессивностью, негативизмом, появлением страхов. Проявления эмоционального реагирования характеризуется половым различием; девочки склонны к астенизации, плаксивости, вялости. Мальчики чаще гиперактивны, расторможены.

4) патологические реакции пубертатного возраста: сверхценные идеи, интересы, физическая, философская интоксикация, ипохондрические идеи (выискивание у себя проявлений нездоровья), появление идей мнимого уродства – дисморфофобия. Следствием может быть нервная анорексия. Часто встречаются патологические реакции: протеста, оппозиции, эмансипации. Аффективное состояние неустойчиво, выражена агрессивность.

Периодизация уровней нервно-психического реагирования достаточно условна. Связанно это с тем, что преимущественная симптоматика каждого уровня не только снимает, отодвигает симптоматику более раннего уровня, но и сосуществует на разных этапах в разных качествах, формируются новые типы клинико-психологической структуры. Если в клинической картине доминирует симптоматика более раннего уровня реагирования можно диагностировать ЗПР.

Сосуществование симптоматики: до 3-х летнего возраста длится сенситивный период развития вегетативной нервной системы. То есть в течение этого возраста может проявляться пик негативной симптоматики ВНС. Патологическое растормаживание влечений в пубертате возникает на фоне патологии вегетативно-эндокринной системы. Аффективные расстройства если и были ведущими на втором уровне развития, то имеют далее не меньшее значение на третьем и четвертом уровне. Возрастные изменения отражают патологически измененную фазу развития, с другой стороны могут иметь определенную специфичность, характерную для заболевания которым были вызваны. Пример: страхи появляются на определенном этапе возрастного развития. При шизофрении страхи определяют характер бредовых расстройств. При эпилепсии страхи связываются с нарушением сознания, при неврозах приобретают характер сверхценных идей. Фантазии — нормальный этап возрастного развития наиболее присущие дошкольникам и младшему школьному возрасту. При шизофрении страхи могут приобретать нелепый, вычурный и стереотипный характер, при эпилепсии связываются с растормаживанием влечений. При неврозах, при патологических формированиях личности, психопатиях страхи могут носить социально-компенсаторный характер, своеобразное бегство от собственной социальной несостоятельности. Изучение возрастной симптоматики необходимо для построения психологической структуры нормального онтогенеза — решение важнейшей малоисследованной теоретической задачи дисциплины психологии аномального развития.

Вывод о соотношении болезни и дизонтогенеза:

Взаимоотношение симптоматики может быть представлено следующим образом: негативная симптоматика болезни определяет специфику и тяжесть дизонтогенеза. Продуктивная симптоматика болезни оказывает общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка. Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и явлениями дизонтогенеза.

Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2149; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Помимо этиологии и патогенеза поражения мозга в формировании структуры дизонтогенеза большое место принадлежит самим клиническим проявлениям болезни, ее симптоматике. Симптомы болезни сами тесно связаны с этиологией, локализацией поражения, временем его возникновения и главным образом патогенезом, прежде всего с той или иной выраженностью остроты течения болезни. Они обладают определенной вариабельностью, разной степенью тяжести и длительности проявлений.

Как известно, симптомы болезни делятся на негативные и продуктивные.

В психиатрии к негативным симптомам относятся явления «выпадения» в психической деятельности: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и т. д. Продуктивные симптомы связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных расстройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т. д.

Это деление имеет клиническую определенность в психиатрии взрослого возраста, где негативные симптомы действительно отражают именно явления выпадения функции. В детском же возрасте негативные симптомы болезни часто трудно разграничить от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функции может быть обусловлено нарушением ее развития Примерами могут служить не только такие проявления, как врожденное слабоумие при олигофрении, но и ряд негативных болезненных расстройств, характеризующих дизонтогенез при ранней детской шизофрении.

Продуктивные болезненные симптомы, как будто бы наиболее отдаленные от проявлений дизонтогенеза и скорее указывающие на остроту болезни, в детском возрасте тем не менее также играют большую роль в формировании и самой аномалии развития. Такие частые проявления болезни или ее последствия, как психомоторная возбудимость, аффективные расстройства, эпилептические припадки и другие симптомы и синдромы при длительном воздействии могут играть роль существенного фактора в образовании ряда отклонений развития и тем самым способствовать формированию специфического типа дизонтогении.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые «возрастные»симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы нередко более специфичны для возраста, чем самого заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т. д.

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом:

1) сомато-вегетативный (0—3 года);

2) психомоторный (4—10 лет);

3) аффективный (7— 12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12—16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимущественные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора (А. А. Волохов, 1965, цит. по В. В. Ковалеву, 1979).

Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной Возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования является ведущим в преи особенно пубертатном возрасте. В патологии это прежде всего проявляется в так называемых «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г. Е. Сухарева, 1959), включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации (А. Е. Личко, 1973, 1977, 1979; В. В. Ковалев, 1979) и т. д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им, как правило, более периферическое место в картине дизонтогении. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о явлениях задержки психического развития (К. С. Лебединская, 1969; В. В. Ковалев, 1979

и др.).

При всей важности выделения отдельных уровней нервно-психического реагирования и последовательности их смены в онтогенезе необходимо учитывать известную условность такой периодизации, так как отдельные проявления нервно-психического реагирования не только сменяют и отодвигают друг друга, но на разных этапах сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы клинико-психологической структуры нарушения. Так, например, роль сомато-вегетативных нарушений велика не только на уровне О—3 лет, когда идет интенсивное формирование данной системы, но и в подростковом периоде, когда эта система претерпевает массивные изменения. Ряд патологических новообразований пубертатного возраста (основной уровень которых квалифицируется в рамках «идеаторно-эмоционального») связан и с расторможением влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы. Далее, психомоторные расстройства могут занимать большое место в дизонтогенезе самого раннего возраста (нарушения развития статических, локомоторных функций). Интенсивные изменения психомоторного облика, как известно, характерны и для подросткового периода. Нарушения развития аффективной сферы имеют большое значение и в самом младшем возрасте. Особое место среди них занимают расстройства, связанные с эмоциональной депривацией, приводящие к различной степени задержки психического развития. В возрасте и до 7 лет в клинической картине различных заболеваний большое место занимают такие аффективные расстройства, как страхи. Наконец, разнообразные нарушения интеллектуального и речевого развития разной степени выраженности являются патологией, «сквозной» для большинства уровней развития.

Возрастные симптомы, отражая патологически измененную фазу развития, как известно, тем не менее всегда обладают и определенной клинической спецификой, характерной для заболевания, их вызвавшего. Так, страхи в дошкольном периоде являются возрастным симптомом, потому что они в определенной мере присущи и здоровому ребенку этого возраста. В патологии детского возраста страхи занимают одно из ведущих мест в становлении бредовых расстройств при шизофрении, связываются с нарушением сознания при эпилепсии, приобретают выраженный сверхценный характер при неврозах. То же касается и таких возрастных проявлений, как фантазии. Будучи неотъемлемой частью психической жизни нормального ребенка дошкольного возраста, в патологических случаях они принимают характер аутистических, вычурных, нелепых, стереотипных при шизофрении, тесно связаны с повышенными влечениями при эпилепсии, носят болезненный гиперкомпенсаторный характер при ряде неврозов, психопатиях и патологических развитиях личности,

Изучение возрастных симптомов, лежащих на стыке между симптомами болезни и дизонтогенеза, может дать ценные результаты для исследования ряда закономерностей аномалий развития. Однако эта область до настоящего времени в психологическом плане практически почти не исследована.

Таким образом, в детском возрасте взаимоотношения между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза могут быть представлены следующим образом: негативные симптомы болезни в значительной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза; продуктивные симптомы, менее специфичные для дизонтогенеза, все же оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка; «возрастные» симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонтогенеза.

©2015-2020 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…

Источник