На какой день болезни начинают действовать антибиотики

На какой день болезни начинают действовать антибиотики thumbnail

Антибиотики существуют в мире чуть менее столетия, но уже сложно представить себе современную медицину без этих препаратов. И если бы случайно не обнаружилось, что зеленая плесень на булке вырабатывает антибактериальное вещество, которое впоследствии назвали пенициллином, возможно, жизнь современного человека была бы менее безопасной.

Что такое антибиотик?

Антибиотик – это вещество, которое обладает способностью подавлять деятельность и рост бактерий, не причиняя вреда организму. Исключением служит лишь тип цитостатиковых антибиотиков, которые разрушают и ткани организма, но это их прямое назначение и задумка ученого-создателя.

когда начинает действовать антибиотик

Заболевания, которые мы условно называем простудами, делятся на вирусные и бактериальные, в зависимости от того, кто стал виновником появления симптомов. Для подавления вирусов используют специальные противовирусные препараты, а вот заболевания, вызванные патогенными бактериями, лечатся при помощи антибиотиков.

Широкий и узкий спектр

Антибиотики можно условно поделить на две категории: широкого и узкого спектра действия. Широта действия антибиотика означает, как много различных бактерий может уничтожить таблетка.

Антибиотики узкого спектра врачи применяют, только когда точно знают возбудителя заболевания. Конечно, такое назначение более точное, но не всегда у врачей бывает время на определение возбудителя болезни, так как посев крови может занимать до нескольких суток, а состояние больного может ухудшаться.

В этом случае назначаются антибиотики широкого спектра, которые уничтожают все потенциально опасные микроорганизмы, правда, под удар попадают и полезные микробы, в результате чего возникает дисбактериоз.

Поколения антибиотиков

Антибиотики постоянно совершенствуются, поэтому существует несколько поколений антибиотиков, при этом каждое поколение совершеннее другого, имеет более мощное воздействие, минимальное число побочных эффектов и противопоказаний, хорошую переносимость.

Первые два поколения антибиотиков уже не применяются при лечении, а препараты 3-го и 4-го поколения активно используются в терапии. Для постоянного совершенствования составов антибиотиков важен факт того, что к существующим антибиотикам организмы людей становятся резиститентны, то есть препарат перестает выполнять свою функцию.

антибиотики широкого спектра действия нового поколения

Именно поэтому очень важно не заниматься самолечением, назначая себе антибиотики произвольно, когда в этом нет потребности, например при вирусной инфекции. Когда возникнет ситуация, при которой антибиотик будет реально необходим, он может уже не подействовать.

Антибиотики нового поколения

Но сегодня существуют уже и антибиотики широкого спектра действия нового поколения, пятого. Он имеет более широкий спектр воздействия, поэтому многие бактерии, которые были устойчивы к антибиотикам предыдущих поколений, легко уничтожатся новыми препаратами;

  • «Зифтера»;
  • «Зинфоро»;
  • «Цефтаролин»;
  • «Цефтобипрол».

Принцип действия

После того как стало понятно, что такое антибиотик и какие виды антибиотиков существуют, можно выяснить, как действуют антибиотики.

как действуют антибиотики

После того как человек принимает антибиотик, выпивая таблетку или ставя укол, действующие вещества препарата попадают в кровоток и вместе с кровью попадают в место воспаления. При этом они абсолютно безопасны для человеческого организма, их токсичность распространяется только на бактерии. Существуют два метода действия антибиотиков:

  • разрушать их клеточную структуру, чтобы остановить их рост и размножение в организме;
  • непосредственно уничтожать сами бактерии.

Как именно поведет себя антибиотик в конкретном случае, зависит от многих факторов, в том числе от индивидуальной особенности организма и от дозировки.

Скорость действия

Владея информацией, как действуют антибиотики, важно знать и скорость их действия. То есть через какое время после первого приема препарата человеку необходимо ждать терапевтический эффект.

Вопрос, когда начинает действовать антибиотик, зависит и от самого заболевания, и от степени его тяжести, и от иммунитета человека. Но его непосредственное действие на бактерии, которым он может противостоять, начинается сразу после того, как он через кровь попадает в место бактериального очага.

При этом не имеет принципиального значения, используется ли «старый» препарат, то есть антибиотик 3-го или 4-го поколения, или антибиотики широкого спектра действия нового поколения. Если препарат подобран правильно, человек почувствует облегчение состояния не позже чем через трое суток после начала приема. В этом случае курс антибиотика продолжается полностью, в соответствии с указаниями врача и предписаниями в инструкции по применению.

антибиотики при высокой температуре

Но если по истечении трех суток улучшения состояния больного не наступило, значит, препарат был назначен неверно и продолжать непрерывно давать антибиотики при высокой температуре, игнорируя факт отсутствия положительных изменений, не только бесполезно, но и опасно. Именно поэтому лечение должно всегда проходить под контролем врача.

Если ко времени, когда начинает действовать антибиотик, результата терапии не видно, значит, у пациента может быть не бактериальная, а вирусная или паразитарная инфекция и, продолжая принимать антибиотик, пациент угнетает свою иммунную систему и не дает организму справляться с реальной, а не ошибочно диагностируемой патологией.

Скорость действия при различных заболеваниях

Если под действием антибиотика подразумевать значительное улучшение самочувствия больного, то важно представлять, о каком именно заболевании идет речь.

На вопрос, когда начинают действовать антибиотики при ангине, врачи дают ответ: в конце вторых суток приема. Если к этому времени человек не чувствует себя лучше, у него продолжает держаться высокая температура, боль в горле и признаки общей интоксикации, значит, у пациента может быть резистентность к данному типу антибиотиков. Особенно если он уже пил их раньше, бросая курс сразу после первых признаков улучшения. В этом случае рекомендуется подождать еще одни сутки, а после решать вопрос о смене препарата.

Говоря об ангине, важно понимать, что фактором, который говорит о том, когда начинает действовать антибиотик, является в первую очередь нормализация температуры. Боль при глотании может сохраняться больше, так как для того чтобы отек сошел со слизистой, требуется больше времени. Кроме того, к болевым ощущениям в горле от болезни может добавиться травматическая боль, если пациент не соблюдал специальную диету, щадящую слизистую горла.

когда начинают действовать антибиотики при ангине

А на вопрос, когда начинают действовать антибиотики при бронхите, врачи дают другой ответ: пациент должен почувствовать облегчение через 12-15 часов после приема препарата. Конечно, многое зависит от степени тяжести бронхита и конкретного препарата, но ориентировочно есть возможность представить промежуток времени, после которого можно говорить о неправильном выборе препарата ввиду его неэффективности.

Эффект от разных препаратов

Есть резон выяснить, влияет ли на то, когда начинает действовать антибиотик, конкретный препарат или любое лекарство этой группы демонстрирует эффект приблизительно в одинаковый временной промежуток? Для этого стоит просто изучить инструкции по применению к препаратам.

Например, информация о том, когда начинает действовать антибиотик «Супракс» третьего поколения, разнится от 4 до 12 часов. То есть больной мгновенно чувствует облегчение состояния, если препарат принят по показаниям.

когда начинают действовать антибиотики при бронхите

Ответ на вопрос, когда начинает действовать антибиотик «Флемоксин Солютаб», зависит от того, как именно его применять. Если выпивать таблетки при заболеваниях, указанных в перечне показаний, улучшение самочувствия наступает на вторые-третьи сутки.

Но если использовать их местно, рассасывая как пастилки от боли в горле, то эффект будет практически мгновенным. Правда, курс приема придется завершить полностью, даже если боль в горле полностью исчезнет на первый день.

Что замедляет действие антибиотиков?

Помимо того что любые препараты показывают более слабые результаты лечения в том случае, если не следовать рекомендациям врача или указаниям инструкции по применению, существуют факторы, которые могут продлить время ожидания воздействия антибиотика.

В первую очередь речь идет об алкоголе. Этиловый спирт в лучшем случае нейтрализует действие антибиотика, а в худшем может вызвать серьезные побочные эффекты (тошноту, рвоту, дыхательную недостаточность), которые не смогут сказаться положительно на скорости выздоровления.

Кроме алкоголя существует еще целый список невинных, на первый взгляд, напитков, которыми нельзя запивать антибиотики. В него входят:

  • чай;
  • кофе;
  • соки;
  • газированные напитки;
  • молоко;
  • кефир и другие кисломолочные продукты.

Все эти напитки нейтрализуют действие препарата, делают лечение бесполезным. Поэтому, в том случае, если ко времени, когда начинает действовать антибиотик, физическое состояние не улучшается, нужно еще раз убедиться в том, что таблетка запивалась чистой водой и ничем иным.

когда начинает действовать антибиотик флемоксин солютаб

Таким образом, антибиотики – препараты, которую делают нашу жизнь не только лучше и проще, но в некоторых случаях и дольше. Зная все нюансы употребления этих препаратов, можно быстро поправить здоровье и не столкнуться с побочными эффектами в виде резистентности или неэффективности препарата.

Источник

На какой день начинают действовать антибиотики

Девочки, не знаю уже что и делать! Температура 5 дней, сейчас 38,3. Два раза приходил врач, сказал что набухшие десны и красное горло. С сегодняшнего дня даю Флемоксин Солютаб. Дала 2 раза, температура держится. Когда после антибиотика пропадают симптомы? Уже переживаю!

Комментарии

Смотрите также

  • Через сколько начинает действовать антибиотик?

    Девочки, не знаю уже что и делать! Температура 5 дней, сейчас 38,3. Два раза приходил врач, сказал что набухшие десны и красное горло. С сегодняшнего дня даю Флемоксин Солютаб. Дала 2 раза, температура держится. Когда…

  • Антибиотики!

    Простыли я и ребенок.У ребенка 4 дня держалась38 температура,решили с врачом  прибегнуть к антибиотикам.(флемоксин солютаб)день отпили температуры нет,нокапризный.Я на ГВ еще,у меня тоже держиться температура правда37.5 может мне тоже начать пить или нельзя.

  • Антибиотики

    У дочки четвёртый день температура за 38 (практически не спадает). ÐŸÐµÐ´Ð¸Ð°Ñ‚Ñ€ назначила антибиотик флемоксин солютаб. Принимаем второй день, а температура так и держится. Подскажите, когда должен начать действовать антибиотик?

  • Антибиотик….

    Девочки добрый вечер, подскажите пожалуйста кто нибудь давал деткам антибиотик Флемоксин солютаб? Как быстро он помогает, и помогает ли вообще. У ребенка 2 дня температура держалась 38.5- 39…красное горло, но в последнее время горло наше…

  • Антибиотики!!!

    Опять у нас температура третий день, поднимается до 38,3, сбиваю цефеконом, нурофеном. Вставляю Виферон свечки в попу. Кроме температуры больше ничего нет. В первый день горло чуть красноватое было, вчера дочку вырвало с Нурофена сиропа,…

  • Опять антибиотики (((

    Народные средства от простуды не помогли. Пила чай с лимоном, молоко с прополисом, от кашля пила мукалтин. Но вот сегодня ходила к терапевту, и ей не понравились мои хрипы, оказывается у меня бронхит. Температура держится…

  • Антибиотик

    Началось все 13 января поднялась температура без каких-либо других симптомов болезни, пришла врач сказала горло красное и прописала тантум верде, цитовир и деринат. Я начала все это давать, а на след день у ребенка темп…

  • Лакунарная ангина. На какой день начинает действовать антибиотик и отходить пробки?

    Началось у дочери все с соплей, которые стали зелеными, потом уже присоединился конъюктивит, а далее белый точки на миндалинах. Температура максимум 39,6 на второй день, сбивалась на 4 часа. Поехали к платному педиатру, сдали кровь,…

  • Через сколько должен действовать антибиотик

    Собственно в этом вопрос. У дочки (6 лет) сегодня уже 6 дней температура. Вчера начали АБ, и темпр была 37,2. Сегодня уже поднимается, как и в первые дни, до 38. В легком вчера педи услышала…

Источник

Ñ äåïðåññèåé ñâÿçàíî ìíîæåñòâî ìèôîâ è çàáëóæäåíèé, êîòîðûå ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ òåõ, êòî ïîòåðÿë ðàäîñòü ê æèçíè è äåéñòâèòåëüíî ñòðàäàåò îò òÿæåëûõ ìûñëåé. Ê âðà÷àì-ïñèõèàòðàì, êîòîðûå ñïåöèàëèçèðóþòñÿ íà ëå÷åíèè ýòîé áîëåçíè, îáðàùàþòñÿ ìàëî, à åñëè è ïðèõîäÿò, òî êàê ïðàâèëî äàëåêî íå â ïåðâóþ î÷åðåäü.

Î òîì, óïðÿ÷óò ëè âàñ â ïñèõóøêó ïðè äåïðåññèè, ïðåâðàòèòåñü ëè âû â îâîùà ïîñëå ïðèåìà ïðåïàðàòîâ è ÷òî ñ âàìè ñäåëàþò ëþäè â áåëûõ õàëàòàõ, «Ëàáà» ðåøèëà ðàçîáðàòüñÿ âìåñòå ñ Âëàäèñëàâîì ×óïååâûì, âðà÷îì-ïñèõèàòðîì è ïñèõîòåðàïåâòîì èç Öåíòðà èññëåäîâàíèÿ ðàññòðîéñòâ ïèùåâîãî ïîâåäåíèÿ (ÖÈÐÏÏ).

1. Äåïðåññèþ âñå ëþáÿò îáñóæäàòü, íàïðèìåð, çà âûïèâêîé. Íî ÷òî ìû äåéñòâèòåëüíî î íåé çíàåì?

Ïî âñåìó ìèðó ñåãîäíÿ îò äåïðåññèè ñòðàäàåò áîëåå 300 ìëí ÷åëîâåê. Ýòî îäíî èõ ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé è ãëàâíàÿ ïðè÷èíà ïîòåðè ðàáîòîñïîñîáíîñòè â ìèðå, ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ (ÂÎÇ).

Ïî ýòèì äàííûì, èç-çà äåïðåññèè åæåãîäíî êîí÷àþò æèçíü ñàìîóáèéñòâîì îêîëî 800 òûñ ÷åëîâåê, è ýòî âòîðàÿ âåäóùàÿ ïðè÷èíà ñìåðòè ñðåäè ìîëîäûõ ëþäåé îò 15 äî 29 ëåò. Êðîìå òîãî, äåïðåññèâíûå ñîñòîÿíèÿ âëèÿþò íà ðàáîòîñïîñîáíîñòü è ñàìîå ãëàâíîå – íà êà÷åñòâî æèçíè.

2. Ïîëó÷àåòñÿ, ýòî íå ïðîñòî ïëîõîå íàñòðîåíèå?

Íåò, ýòî âïîëíå ðåàëüíîå çàáîëåâàíèå. Ïðè÷åì ñåðüåçíîå. Áîëüøèíñòâî íàó÷íûõ òåîðèé ãîâîðÿò î òîì, ÷òî äåïðåññèÿ âîçíèêàåò èç-çà íåõâàòêè íåéðîìåäèàòîðî⠖ óíèâåðñàëüíûõ «âåùåñòâ-ïîñðåäíèêîâ», – êîòîðûå ïåðåäàþò ñèãíàëû â ìîçãå îò îäíîé íåðâíîé êëåòêè ê äðóãîé. Ïîýòîìó ëþäè, ñòðàäàþùèå äåïðåññèåé, âèäÿò ìèð â òåìíûõ òîíàõ – ïðè÷åì áóêâàëüíî. Íåéðîìåäèàòîðû ó÷àñòâóþò â ðàáîòå îðãàíîâ çðåíèÿ, ñëóõà, ôîðìèðîâàíèè òàêòèëüíûõ è òåìïåðàòóðíûõ îùóùåíèé.

Áåç ýòèõ âåùåñòâ èíôîðìàöèÿ, êîòîðàÿ äîõîäèò äî ìîçãà, èñêàæàåòñÿ, ëþáèìûå çàíÿòèÿ ïåðåñòàþò ðàäîâàòü, ìóçûêà ñëûøèòñÿ èíà÷å. Êðîìå òîãî, ñíèæàåòñÿ êîíöåíòðàöèÿ è ôóíêöèÿ ïàìÿòè: â äåïðåññèâíîì ñîñòîÿíèè ñòàíîâèòñÿ òðóäíåå âñïîìíèòü ÷òî-òî õîðîøåå.

Ó òåîðèè ñâÿçè äåïðåññèè è íåéðîìåäèàòîðîâ åñòü ìíîæåñòâî êîñâåííûõ ïîäòâåðæäåíèé, íî ïîêà ó íåå íåò áåññïîðíîãî äîêàçàòåëüñòâà. Âñå ïîòîìó, ÷òî íåéðîìåäèàòîðû î÷åíü ìàëåíüêèå. Îòñëåäèòü èõ â îðãàíèçìå è õîðîøåíüêî èññëåäîâàòü – äîðîãî è ñëîæíî.

3.Òàê ÷òî ïðîèñõîäèò ïðè äåïðåññèè?

Äåïðåññèþ ñîñòàâëÿåò ìíîæåñòâî ñèìïòîìîâ ñðåäè êîòîðûõ îñíîâíûå: àïàòèÿ – ñòîéêîå ñíèæåíèå ìîòèâàöèè, àíãåäîíèÿ – îòñóòñòâèå óäîâîëüñòâèÿ îò òîãî, ÷òî ïðèíîñèëî åãî ðàíüøå, à òàêæå óïàäîê ñèë (àñòåíèÿ).

Åùå îäèí ñèãíàë äåïðåññèè – ýòî òðåâîãà. Ýòî óíèâåðñàëüíûé «ôëàæîê» îðãàíèçìà, êîòîðûé äàåò ïîíÿòü: ÷òî-òî èäåò íå òàê. Êàæäûé èç ýòèõ ñèìïòîìî⠖ ðåçóëüòàò äèñáàëàíñà íåéðîìåäèàòîðîâ â êëåòêàõ ãîëîâíîãî ìîçãà, â ïåðâóþ î÷åðåäü – ñåðîòîíèíà. Åñëè ñèìïòîìû ñîõðàíÿþòñÿ 3-5 íåäåëü, òî÷íî ïîðà îáðàòèòüñÿ ê ïñèõèàòðó.

4. Ìîæåò áûòü, íàäî ïðîñòî îòäîõíóòü è äåïðåññèÿ ïðîéäåò?

Íåò. Ïðè ñëàáîé èëè óìåðåííî âûðàæåííîé äåïðåññèè ëó÷øåå ñðåäñòâî ëå÷åíèÿ ïðîòèâîïîëîæíîå. Íóæíî âñòàâàòü èç ïîñòåëè, îáùàòüñÿ ñ ëþäüìè è çàíèìàòüñÿ ñïîðòîì. Ïðîáëåìà â òîì, ÷òî äåëàòü ýòî ïðè äåïðåññèè àáñîëþòíî íå õî÷åòñÿ.

Äëÿ ñèëüíûõ ýïèçîäîâ äåïðåññèè õàðàêòåðíî ðàçâèòèå àïàòèè. Èíîãäà – ýòî ïîñëåäíèé ñïîñîá îðãàíèçìà çàùèòèòüñÿ îò ïîïûòêè ñóèöèäà: ñèë íåò âîîáùå íè íà ÷òî.

5. Çâó÷èò ñòðàøíî! À êàê íå äîâîäèòü äî òàêîãî ñîñòîÿíèÿ?

Ïåðåìåíû ïðîèñõîäÿò ïîñòåïåííî, ïîýòîìó íà íèõ ñëîæíî îáðàòèòü âíèìàíèå. Ïðè äåïðåññèè õàðàêòåðíî ñíèæåíèè êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, ñëàáàÿ ïàìÿòü, íî çà ýòèìè ôàêòîðàìè íàáëþäàòü ñëîæíåå âñåãî: â äåïðåññèâíîì ñîñòîÿíèè òðóäíî àäåêâàòíî îöåíèâàòü ñåáÿ.

Âàæíåå âñåãî èçìåíåíèÿ êà÷åñòâà æèçíè. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðàññòðîéñòâà ñíà (âû ñïèòå íå òàê õîðîøî, êàê ïîëãîäà íàçàä), èçìåíåíèå àïïåòèòà â ëþáóþ ñòîðîíó, ïåðåìåíû â ëè÷íîé ãèãèåíå, îòñóòñòâèå æåëàíèÿ çàáîòèòüñÿ î ñåáå, íàâÿç÷èâîå ÷óâñòâî âèíû è ãðóñòè, ðàâíîäóøèå ê ëþáèìîìó õîááè, êíèãàì, ôèëüìàì, ìóçûêå. Ýòè ïåðåìåíû – ïðèçíàê áèîõèìè÷åñêîé «ïîëîìêè», òîé ñàìîé íåõâàòêè íåéðîìåäèàòîðîâ.

Åñëè ðå÷ü èäåò î ÷óâñòâå áåñïîìîùíîñòè, îòâðàùåíèè ê ñåáå è æåëàíèè íàíåñòè ñåáå âðåä, îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó íóæíî êàê ìîæíî ñêîðåå. Êîãäà òàêèå ìûñëè ñîõðàíÿþòñÿ 2 íåäåëè – æäàòü áîëüøå íå÷åãî, äàëüøå áóäåò õóæå.

6. Îáðàùàòüñÿ ê âðà÷ó ïðè äåïðåññèè? Âû ñìååòåñü? Åñëè ïðèøåë ê ïñèõèàòðó, ñðàçó óïåêóò â ïñèõóøêó!

Íåò, íå ñðàçó.  ïñèõèàòðè÷åñêèå áîëüíèöû íåäîáðîâîëüíî ìîãóò ãîñïèòàëèçèðîâàòü òîëüêî òåõ, êòî ïðåäñòàâëÿåò ðåàëüíóþ îïàñíîñòü äëÿ ñåáÿ èëè îêðóæàþùèõ. Ò.å. åñëè âàñ ñíÿëè ñ îêíà ïðè ïîïûòêå ñóèöèäà, èëè âû ïûòàëèñü ïîðåçàòü îêðóæàþùèõ íîæîì, èëè äîâåëè ñåáÿ äî èñòîùåíèÿ (èíäåêñ ìàññû òåëà ìåíåå 17), òî îñíîâàíèÿ äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè ñóùåñòâóþò.

 ëþáîì äðóãîì ñëó÷àå îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îñòàåòñÿ çà ïàöèåíòîì. Ãëàâíîå, ÷òîáû òÿæåëûå ìûñëè íå ñôîðìèðîâàëèñü â êîíêðåòíûé è ìðà÷íûé ïëàí, êîòîðûé ÷åëîâåê ãîòîâ âûïîëíÿòü óæå ñåé÷àñ. Åñëè îò òàêèõ ìûñëåé óäàåòñÿ îòâëå÷üñÿ â òå÷åíèå ñóòîê, â áîëüíèöó òàêîãî ïàöèåíòà êëàñòü íå áóäóò.

7. Íå âåðþ! Â ïñèõóøêó ëåãêî ïîïàñòü ïðîñòî òàê!

 Ðîññèè ëþáîå ïîïàäàíèå â áîëüíèöó ñâÿçàíî ñ âîðîõîì áóìàã, ïîýòîìó îêàçàòüñÿ òàì «ïðîñòî òàê» íåâîçìîæíî. Äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè â ïñèõèàòðè÷åñêèé ñòàöèîíàð ñóùåñòâóþò ñòðîãèå êðèòåðèè: ðèñê äëÿ îêðóæàþùèõ èëè äëÿ ñåáÿ, èëè ïðèâåäåíèå ê òàêîìó ðèñêó áåç îêàçàíèÿ ïîìîùè. Ïðè äåïðåññèè ê òàêèì ðèñêàì îòíîñÿò íàâÿç÷èâûå ìûñëè î ñàìîóáèéñòâå èëè ïîïûòêè ñóèöèäà â ïîñëåäíèå íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

Åñëè ïàöèåíò íàõîäèòñÿ â òàêîì ñîñòîÿíèè, ãîñïèòàëèçàöèÿ â ñòàöèîíàð – ýòî âûõîä. Òàì ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷åé ÷åëîâåê çà íåñêîëüêî íåäåëü ñìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ òÿæåëûì ñîñòîÿíèåì.

Èíîãäà âðà÷è äåéñòâèòåëüíî ìîãóò íåäîáðîâîëüíî ãîñïèòàëèçèðîâàòü ïàöèåíòà – åñëè îí âõîäèò â ãðóïïû âûñîêîãî ðèñêà. Íàïðèìåð, íåäàâíî ïûòàëñÿ ïîêîí÷èòü ñ ñîáîé è íå äåìîíñòðèðóåò ïîëîæèòåëüíîé äèíàìèêè, òî åñòü åãî ñîñòîÿíèå óõóäøàåòñÿ.

Íî äàæå â òàêîì ñëó÷àå ïàöèåíòó ïðåäîñòàâëåí âûáîð: îí ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò ãîñïèòàëèçàöèè. Áåç ïèñüìåííîãî ñîãëàñèÿ îòâåçòè ÷åëîâåêà â áîëüíèöó ìîæíî òîëüêî íà 72 ÷àñà, çàòåì ñîáèðàåòñÿ âðà÷åáíàÿ êîìèññèÿ è åå ðåøåíèå óõîäèò â ñóä.

Òàêàÿ ïðîöåäóðà òðåáóåò îò âðà÷åé áîëüøèõ òðóäîçàòðàò, ïîýòîìó ê íåé ïðèáåãàþò òîëüêî â ñëó÷àå ðåàëüíîé óãðîçû æèçíè.

Êîíå÷íî, ïñèõèàòðè÷åñêàÿ áîëüíèöà – íå ñàìîå âåñåëîå ìåñòî íà ïëàíåòå, îñîáåííî äëÿ ÷åëîâåêà â òÿæåëîé äåïðåññèè. Íî, ê ñ÷àñòüþ, ðåàëüíîñòü äàëåêà îò ôàíòàçèè ãîëëèâóäñêèõ ñöåíàðèñòîâ. Âðà÷è íå ðàçãóëèâàþò ïî îòäåëåíèþ ñ øîêåðîì èëè çàãîòîâëåííûì øïðèöîì.

Îíè ñòàðàþòñÿ ìàêñèìàëüíî ñíèçèòü ðèñêè ïàöèåíòà, ïîìîãàþò ñïðàâèòüñÿ ñ êðèçèñîì è ñòàáèëèçèðóþò ñîñòîÿíèå òàê, ÷òî ÷åëîâåê ìîæåò ïîñòåïåííî âåðíóòüñÿ â ïðèâû÷íûé ðèòì è ñíîâà ðàäîâàòüñÿ æèçíè.

8. Âû ãîâîðèòå, ÷òî ïàöèåíòû ïñèõèàòðè÷åñêèõ áîëüíèö îïàñíû?

Ïàöèåíòû ïñèõèàòðè÷åñêèõ áîëüíèö ïðåèìóùåñòâåííî ïðåäñòàâëÿþò îïàñíîñòü òîëüêî äëÿ ñåáÿ. Ìåñòíûé ïåðñîíàë âíèìàòåëüíî ñëåäèò çà èõ ñîñòîÿíèåì.

 ñðåäíåì ïî ïîïóëÿöèè ïñèõèàòðè÷åñêèé äèàãíîç èìååò 1 ÷åëîâåê èç 100 – ýòà öèôðà íå ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîëà, ðåãèîíà è íàöèîíàëüíîñòè (èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò ïîæèëûå ìóæ÷èíû – ó íèõ âûøå ðèñê ñóèöèäà).

9. Ìîæåò, âñå-òàêè äîñòàòî÷íî ïîãîâîðèòü ñ ïñèõîëîãîì?

Áåçóñëîâíî, ìîæíî íå îáðàùàòüñÿ â õèðóðãèþ, åñëè âû ñëîìàëè íîãó. Îðãàíèçì ñàì ìîæåò çàæèâèòü ïåðåëîì. Íî ëó÷øå âñå-òàêè íàëîæèòü ãèïñ. Âîò è ïîìîùü ïñèõèàòðà íóæíà äëÿ òîãî, ÷òîáû ñïðàâèòñÿ ñ ïðîáëåìîé áûñòðåå: òàê ìåíüøå ðèñêîâ äëÿ çäîðîâüÿ è æèçíè.

Ïñèõèàòð – ñïåöèàëèñò ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì. Òîëüêî îí ìîæåò ïîñòàâèòü äèàãíîç «äåïðåññèÿ» è íàçíà÷èòü ñõåìó ëå÷åíèÿ. Ïñèõîëîã òàêèì íå çàíèìàåòñÿ. Ïðè êëèíè÷åñêîé äåïðåññèè ïðîáëåìó íóæíî ðåøàòü ñèñòåìíî, ïîäêëþ÷àÿ ê íåé âðà÷à è ïñèõîëîãà.

Êñòàòè, â ñïèñîê íàçíà÷åíèé ïñèõèàòðà âõîäÿò íå òîëüêî àíòèäåïðåññàíòû, íî è òà æå ðàáîòà ñ ïñèõîëîãîì. Ïðè èõ ñîâìåùåíèè äîñòèãàþòñÿ ëó÷øèå ðåçóëüòàòû: àíòèäåïðåññàíòû ïîìîãàþò íàáðàòüñÿ ñèë, à ïñèõîòåðàïèÿ – íàéòè ïðè÷èíó äåïðåññèè.

10. Õîðîøî, à êàê òîãäà âûáðàòü àäåêâàòíîãî ïñèõèàòðà?

Òî÷íî òàê æå, êàê âû âûáèðàåòå ëþáîãî äðóãîãî âðà÷à. Õîðîøóþ ðåêîìåíäàöèþ ìîãóò äàòü äðóçüÿ, êîòîðûå óæå áûâàëè ó òàêîãî ñïåöèàëèñòà è âû âèäåëè, ÷òî èì ñòàëî ëó÷øå.

Åäèíñòâåííûé ÷åòêî î÷åð÷åííûé êðèòåðèé – ãîòîâíîñòü âðà÷à áûòü íà ñâÿçè è îòâå÷àòü íà âîïðîñû. Âàæíî, ÷òîáû ñïåöèàëèñò ìîã ïîääåðæàòü, åñëè ïðîÿâÿòñÿ ïîáî÷íûå ýôôåêòû ëåêàðñòâà.  íèõ íåò óãðîçû, íî âíåçàïíîå ãîëîâîêðóæåíèå, ñîíëèâîñòü, òîøíîòà äåéñòâèòåëüíî ìîãóò íàïóãàòü.

Ê òîìó æå, íå âñåãäà óäàåòñÿ ïîäîáðàòü àíòèäåïðåññàíò, êîòîðûé ïîäîéäåò èìåííî âàì, ñ ïåðâîãî ðàçà.  êðèòè÷åñêèé ìîìåíò ñïåöèàëèñò ñìîæåò ïðåäïðèíÿòü íåîáõîäèìûå ìåðû: óñïîêîèòü, èçìåíèòü ëåêàðñòâåííóþ òåðàïèþ, îáúÿñíèòü, ÷òî ïðîèñõîäèò.

11. Ðàññêàæèòå òîãäà ïðî òàáëåòêè. Åñëè ïñèõèàòð íàçíà÷èò ëåêàðñòâà, ÿ ñòàíó «îâîùåì»?

Ïðèåì ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà íèêîãäà íå ïðèâîäèò ê ïåðåõîäó èç öàðñòâà æèâîòíûõ â öàðñòâî ðàñòåíèé. Ìèô îá «îâîùå» îò÷àñòè ïðîèñõîäèò îò ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ íåéðîëåïòèêîâ, ðàçðàáîòàííûõ ïî÷òè ïîëâåêà íàçàä. Íî â ãîðàçäî áîëüøåé ñòåïåíè ýòî ñîñòîÿíèå âûçâàíî òå÷åíèåì øèçîôðåíèè, îñòàâëåííîé áåç ëå÷åíèÿ. Òî åñòü ðå÷ü â ýòîì êîíòåêñòå âîâñå íå î äåïðåññèè.

Ðÿä òÿæåëûõ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé, åñëè èõ íå ëå÷èòü, ãîä çà ãîäîì çàáèðàþò óíèêàëüíûå ÷åðòû ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà, îñòàâëÿÿ ãëóáîêèé ñëåä íà ïñèõèêå. Ëåêàðñòâà, íàîáîðîò, ñïîñîáñòâóþò çàìåäëåíèþ ýòîãî ïðîöåññà, ïîìîãàÿ ïîääåðæèâàòü âûñîêèé óðîâåíü êà÷åñòâà æèçíè êàê ìîæíî äîëüøå.

12. Òîãäà îáúÿñíèòå, êàê ðàáîòàþò àíòèäåïðåññàíòû!

Ðàáîòà íåðâíîé ñèñòåìû îñóùåñòâëÿåòñÿ ïåðåäà÷åé íåðâíûõ èìïóëüñîâ îò îäíîé êëåòêè ãîëîâíîãî èëè ñïèííîãî ìîçãà (íåéðîíà) äðóãîé ïðè ïîìîùè íåéðîìåäèàòîðîâ. Ýòè âåùåñòâà-ïîñðåäíèêè âûáðàñûâàþòñÿ â ïðîñòðàíñòâî ìåæäó íåéðîíàìè, ÷òî çàïóñêàåò êàñêàä ïåðåäà÷è ñèãíàëà ñëåäóþùèì êëåòêàì. Çàòåì íåéðîìåäèàòîðû çàõâàòûâàþòñÿ îáðàòíî, ðàçðóøàþòñÿ íà ñîñòàâíûå áëîêè è ñîáèðàþòñÿ âíîâü äëÿ ïîâòîðíîé ïåðåäà÷è èìïóëüñîâ.

Ïåðåäà÷à íåðâíîãî èìïóëüñà ïðè äåïðåññèè ìåíÿåòñÿ, òàê êàê êîëè÷åñòâî íåéðîìåäèàòîðîâ ñíèæåíî. Ýòî ïðåïÿòñòâóåò ñîçäàíèþ çàêîí÷åííîãî íåðâíîãî èìïóëüñà. Îòñþäà âîçíèêàåò òðåâîãà. Âîññòàíîâèòü åñòåñòâåííóþ ðàáîòó íåðâíîé ñèñòåìû âîçìîæíî ñ ïîìîùüþ àíòèäåïðåññàíòîâ.

Ëåêàðñòâà îò äåïðåññèè ðàáîòàþò ïî-ðàçíîìó. Ïðåïàðàòû ïðåäûäóùèõ ïîêîëåíèé, íàïðèìåð, èíãèáèòîðû ìîíîàìèíîêñèäàçû (èÌÀÎ), áëîêèðóþò ðàçðóøåíèå íåéðîìåäèàòîðîâ â íåðâíûõ êëåòêàõ. Ñåé÷àñ èõ èñïîëüçóþò äîñòàòî÷íî ðåäêî èç-çà âûðàæåííûõ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ è âûñîêîé òîêñè÷íîñòè.

Èì íà ñìåíó ïðèøëè áîëåå ñîâðåìåííûå ëåêàðñòâà – ñåëåêòèâíûå èíãèáèòîðû îáðàòíîãî çàõâàòà ñåðîòîíèíà (ÑÈÎÇÑ), òî åñòü ïðåïàðàòû, êîòîðûå ïðåïÿòñòâóþò çàõâàòó êîíêðåòíîãî íåéðîìåäèàòîðà.

ÑÈÎÇÑ ïîìîãàþò ñôîðìèðîâàòü çàêîí÷åííûé íåðâíûé èìïóëüñ. Ïîñòåïåííîå óâåëè÷åíèå äîçèðîâêè ïîìîãàåò íåðâíîé ñèñòåìå âåðíóòüñÿ íà «äîêðèçèñíûé óðîâåíü».

13. Âñå àíòèäåïðåññàíòû – óæàñíûå íàðêîòèêè?

Çà âðåìÿ ëå÷åíèÿ äåïðåññèè ÷åëîâåê ïðèâûêàåò ðàçâå ÷òî ê õîðîøåìó íàñòðîåíèþ, íîðìàëüíîìó ñíó è îòñóòñòâèþ òðåâîãè. Òàê ÷òî íå âñå ïñèõîòðîïíûå ïðåïàðàòû íàðêîòèêè, õîòÿ òàêîå ìíåíèå ÷ðåçâû÷àéíî ðàñïðîñòðàíåíî.

Ìèô î çàâèñèìîñòè ñâÿçàí ñ íàëè÷èåì ó ïñèõèàòðè÷åñêèõ ëåêàðñòâ ñèíäðîìà îòìåíû: íàáîðà ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ, âîçíèêàþùèõ ïðè íåñâîåâðåìåííîì, ÷àùå âñåãî ñàìîâîëüíîì, ïðåêðàùåíèè êóðñà ëå÷åíèÿ.

Ìíîãèå ñ÷èòàþò, ÷òî åñëè àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ ñî÷åòàòü ñ àëêîãîëåì , òî îò íèõ ìîæíî áåçáîëåçíåííî îòêàçàòüñÿ íà âðåìÿ, íî ýòî íå òàê. Âñå ïñèõèàòðè÷åñêèå ïðåïàðàòû èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò. Ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ïðèåìà ïðåïàðàò îñòàåòñÿ â êðîâè äî íåñêîëüêèõ íåäåëü, çà êîòîðûå ìîæåò âñòóïèòü â íåïðåäñêàçóåìîå âçàèìîäåéñòâèå ñ àëêîãîëåì. Òîãäà íà ñèìïòîìû îïüÿíåíèÿ íàêëàäûâàåòñÿ ñèíäðîì îòìåíû ïðåïàðàòà, ÷òî ìîæåò ìîæåò ïðèâåñòè ê óãðîæàþùèì æèçíè ñîñòîÿíèÿì.

Íî ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû ïðèäåòñÿ ïèòü äî êîíöà æèçíè. Ïåðâè÷íàÿ ñòàáèëèçàöèÿ ñîñòîÿíèÿ íàñòóïàåò ïðèìåðíî ÷åðåç ìåñÿö.

Çà ýòî âðåìÿ äîçèðîâêà ëåêàðñòâ íàðàùèâàåòñÿ äî ëå÷åáíîé, îíà âñåãäà âûøå. Íåáîëüøèå äîçû â ïåðâîå âðåìÿ íóæíû äëÿ òîãî, ÷òîáû ñíèçèòü êîëè÷åñòâî ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ. Ïîëíûé êóðñ ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè äëèòñÿ îò ïîëóãîäà äî 1,5 ëåò.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ëå÷åíèå çàíèìàåò îò 7 äî 10 ìåñÿöåâ.

14. À âîò ó ìåíÿ åñòü ïîäðóãà, êîòîðàÿ ïèëà àíòèäåïðåññàíòû, íî ïîòîì äåïðåññèÿ âåðíóëàñü, è ñòàëî åùå õóæå. Òàêîå æå ìîæåò ïðîèçîéòè?

Òàê ìîæåò áûòü ïî íåñêîëüêèì ïðè÷èíàì. Ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ – äîñðî÷íîå ïðåêðàùåíèå ëå÷åíèÿ áåç êîíñóëüòàöèè ñ âðà÷îì. Âàæíî ïðîéòè êóðñ äî êîíöà: íåñâîåâðåìåííûé îòêàç îò ëåêàðñòâ âûçûâàþò ñèíäðîì îòìåíû è ïðèâîäÿò ê ïîâòîðíîìó âîçíèêíîâåíèþ äåïðåññèè. Ñèìïòîìû áîëåçíè â òàêîì ñëó÷àå íåðåäêî áûâàþò áîëåå òÿæåëûìè, ÷åì â ñàìîì íà÷àëå.

Îäíàêî ñòàòü õóæå ìîæåò è ïîñëå ïîëíîñòüþ ïðîéäåííîãî êóðñà ëå÷åíèÿ àíòèäåïðåññàíòàìè. Ëåêàðñòâà – íå åäèíñòâåííûé êîìïîíåíò âûçäîðîâëåíèÿ. Îíè ïîìîãàþò ñïðàâèòüñÿ ñ òåêóùèì äåïðåññèâíûì ñîñòîÿíèåì, íî íèêàê íå èñêëþ÷àþò âîçìîæíîñòè ðåöèäèâà. Çàëîãîì ñòàáèëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà ìîæåò áûòü òîëüêî ïîâåäåí÷åñêàÿ ïñèõîòåðàïèÿ. Íà ýòî íóæíî ïîòðàòèòü âðåìÿ.

15. ×òî äåëàòü, åñëè â ïîìîùè ïñèõèàòðà íóæäàåòñÿ áëèçêèé ÷åëîâåê?

Åñëè âû ÷óâñòâóåòå, ÷òî ÷åëîâåê íóæäàåòñÿ â ïîìîùè, íî íå ñ÷èòàåò âîçìîæíûì èëè íóæíûì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó, ìîæíî ïðåäëîæèòü ñîáñòâåííóþ ïîìîùü è ïîéòè ê âðà÷ó âìåñòå, áóêâàëüíî «âçÿòü çà ðóêó è îòâåñòè». Åñëè âû âñòðå÷àåòå ñèëüíîå ñîïðîòèâëåíèå – âûñîêà âåðîÿòíîñòü, ÷òî ñ âàìè ãîâîðèò íå ÷åëîâåê, à åãî áîëåçíü.

Ëþäÿì â äåïðåññèè ÷àñòî ìîæåò áûòü ñòðàøíî ïðèçíàòüñÿ ñàìèì ñåáå, ÷òî ñèòóàöèÿ âûõîäèò èç-ïîä êîíòðîëÿ.

Ëó÷øèé âàðèàíò – íå âñòóïàòü â ïðîòèâîñòîÿíèå, à çàäàâàòü âîïðîñû. Ñ÷èòàåò ëè ÷åëîâåê ïðîèñõîäÿùåå ñ íèì çäîðîâûì? Ìîæåòå ëè âû ÷åì-òî ïîìî÷ü? Äåéñòâèòåëüíî, ïîõîä ê ñïåöèàëèñòó ìîæåò íå ðåøèòü âñåõ ïðîáëåì, íî ïîïûòàòüñÿ âñå æå ñòîèò.

Ñîâðåìåííàÿ ïñèõèàòðèÿ, â îòëè÷èå îò òîãî, ÷åì îíà ðàñïîëàãàëà 30 ëåò íàçàä, îáëàäàåò áîëüøèì íàáîðîì ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ èíñòðóìåíòîâ äàæå äëÿ òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé, òàêèõ êàê øèçîôðåíèÿ èëè áèïîëÿðíîå-àôôåêòèâíîå ðàññòðîéñòâî.

Òàê ÷òî ñ ïîìîùüþ ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè äåïðåññèþ âïîëíå ìîæíî ïîáîðîòü. Ãëàâíîå, íå áîÿòüñÿ èäòè ê âðà÷ó è íå áðîñàòü ëå÷åíèå íà ïîëïóòè.

Источник