Нам от болезней всех полезней сценарий

Нам от болезней всех полезней сценарий thumbnail

Игра «Поле чудес» по теме «Нам от болезней всех полезней»

Цель: формирование представлений о разнообразии и значении лекарственных растений.

Обучающие задачи:

  1. пополнить знания детей о лекарственных растениях;

  2. развивать познавательную активность.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать бережное отношение к растениям,

  2. способствовать сплочению детского коллектива посредством совместной творческой деятельности.

Коррекционно-развивающий задачи:

  1. развивать память, мышление, наблюдательность; обогащать словарный запас детей, их кругозор;

  2. формировать навыки пространственной ориентировки;

  3. способствовать раскрытию актёрских способностей.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

Ведущий. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах, точно золотые россыпи, разбросаны дикорастущие растения. А знаете ли вы, что среди всех этих деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья, обладающие лечебными свойствами? Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам, лекарственные растения используются с древних времен. Опыт их применения накапливался веками и привел к созданию народной медицины. Появились знахари — «знающие люди», которые со временем становились обладателями тайн траволечения. Посвящая в эти тайны своих детей, знахари передавали накопленный опыт следующим поколениям.

Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? (Ответы детей)

Тема нашего занятия «Нам от болезней всех полезней» это могут быть и цветы, и деревья, и травы, и овощи, и злаковые культуры.

Кто может назвать злаковые культуры? (Ответы детей)

Занятие будет проходить в виде игры «Поле чудес».

  1. Игра «Поле чудес»

Первый тур

Вопросы первого отборочного тура:

  1. Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел.)

  2. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

  3. Лиственное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Береза.)

Задание. Острые шипы — характерная особенность этого кустарника. В Южном Казахстане это растение образует в горной местности непроходимые заросли. По народным поверьям, эти колючие кустарники не подпускают к себе посторонних, а потому способны защитить человека от злых духов, насылающих болезни. Древние тюрки, размахивая над колыбелью заболевших детей колючими ветками, пытались таким образом выгнать из жилища злых духов и вместе с ними болезни. Особенно ценным оказалось это растение в годы Великой Отечественной войны: оно помогло многим раненым воинам. Плоды его употреблялись в свежем вида, а из сухих мололи муку. Из такой муки в госпиталях выпекали хлеб. Назовите это растение. (Боярышник.)

Театральный экспромт «Трава здоровья».

Шла девочка Маша по лесной тропинке. Шла, напевала песенку, и не замечала, что топчет она совсем неприглядную глазу траву. Но вдруг она споткнулась о булыжник и разбила коленку. Ушибла так сильно, что появилась кровь.

«Что же делать? Ни воды, ни зелёнки, ни бинта, — подумала Маша. — Как быть? Как обработать мне ранку?» И вдруг услышала.

— Помочь тебе могу я.

А Маша гневно:

— Кто ты такой? Как ты мне можешь помочь?

— А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне всё-равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь, чтобы вырасти, мне нужно много времени. Моё маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит свой стебелёк. Пройдёт время, корешок потолстеет, стебель нальётся силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.

— Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь, — отвечает Маша, — Как тебя зовут?

— Подорожник.

— Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. (Взялись за руки, кружатся) Дружить и помогать друг другу.

Второй тур

Вопросы второго отборочного тура:

  1. Как называется растительный мир? (Флора.)

  2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа.)

  3. Из этого витаминного растения варят зеленые щи. (Щавель.)

Задание. Как и картофель, это растение в Европу привезли испанские моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было главной пищей. Семена растения варили и жарили, из них же готовили напитки, а отваром из листьев лечили больных. Стебли служили дровами, из них также сооружали хижины-вигвамы. Для индейцев не было более полезного растения, чем это! О нем слагали легенды и песни. Многие племена почитали бога Тлалока и богиню Синтеотль, которые будто бы создали это растение и научили людей выращивать его. Этим богам приносили в жертву хлеб, выпеченный из семян этого растения. Что же это за растение? (Кукуруза.)

Игра «Посадка картошки»

Создаются две команды. Первый игрок держит в руках мешочек с пятью картофелинами. На расстоянии двадцати шагов от каждой команды начерчены 5 кружков. По сигналу первые игроки от каждой команды бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит сажать картошку.

Читайте также:  Что такое болезнь ветра в тибетской медицине

Третий тур

Вопросы третьего отборочного тура.

  1. У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как оно называется по-научному? (Алоэ.)

  2. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань.)

  3. Целебный цветок — предок всех роз. (Шиповник.)

Задание. С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию. Там более двух с половиной тысяч лет назад были проведены первые Олимпийские игры — праздник мира, мужества и красоты. Одной из наград победителям был венок из растения, у которого ценны и корешки, и вершки, и семена. Этот пряный овощ имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень. (Петрушка.)

Финал

Задание. Русское название этого кустарника происходит от тюркского слова, обозначающего цвет его плодов. Казахи называют плоды этого дерева «шайтановой ягодой». Это связано с забавной легендой. Когда Аллах одарил людей растениями, то черт выпросил себе именно это, думая, что если оно рано цветет, то и плоды даст раньше всех. Но черт просчитался: созрели яблоки, груши, сливы, а плоды этого дерева остались зелеными, кислыми, терпкими. Отказался тогда черт от подарка, а осенью люди набрали полные корзины вкусных ягод и посмеялись над чертом. Высушенная мякоть плодов этого кустарника повышает иммунитет, а из древесины делают музыкальные инструменты. Что это за растение? (Кизил.)

Суперигра

Задание. Об этом растении мы вспоминаем обычно тогда, когда у нас болит горло: покупаем в аптеке настойку для полоскания. Лекарство готовят из листьев, которые обладают целебными свойствами. Родина этих деревьев — Австралия. Растут они очень быстро и нередко достигают стометровой высоты. Эти деревья помогают людям осушать болота, так как их корни действуют как насосы. Побережье Черного моря в Грузии в прошлом пользовалось дурной славой из-за комаров — разносчиков малярии. Запах листьев этих деревьев, высаженных там во второй половине XIX века, напрочь отпугнул малярийных комаров. Листва у этого дерева не опадает ежегодно, но зато кора вздувается пузырями, свертывается и падает на землю, и тогда стволы делаются голыми и гладкими. Поэтому в народе это дерево называют «бесстыдницей». О каком дереве идет речь? (Эвкалипт.)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Поднять жетон определённого цвета.

— Кто доволен своей работой – зелёный.

— Кто не очень – жёлтый.

— Кому не понравилось на занятии – красный.

— С поставленной задачей справились или нет?

  1. Награждение победителей.

  2. Творческое задание.

Давайте, ребята, нарисуем знакомое вам лекарственное растение, которое когда-то вам помогло. (Травы, деревья, цветы, ягоды)

Источник

Мустафаева Зоре Зубеировна
Сценарий праздника здоровья «Страна здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

ООО ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «ШАГ ЗА ШАГОМ»

c использованием здоровьесберегающих технологий

Сценарий

праздника здоровья для детей старшего дошкольного возраста

«Страна здоровья»

Подготовила :

Мустафаева З. З.

г. Симферополь

Сценарий праздника здоровья для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Обучающие

• учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

Развивающие

• Привитие навыков здорового образа жизни,развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание.

• Развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность.

Воспитательные

• Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

• Воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

• Создавать положительный эмоциональный настрой.

Предварительная работа с детьми:

1.Беседа: «Если хочешь быть здоров»,

2.Беседа: «Подружись с зубной щеткой».

3.Беседа с детьми на темы: «Как правильно чистить зубы», «Для чего человеку нужны здоровые зубы».

4. Беседа с детьми о необходимости чистить зубы.

5. Беседа по теме занятия с использованием «Детской энциклопедии» и другой методической литературы.

8. Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах для сохранения зубов; о рациональном питании, здоровом образе жизни.

9.Беседа на тему: «Витамины».

Дети под музыку заходят в зал.

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Но сначала расскажу я вам старую легенду:

«Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить людьми планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек.Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным»,другой сказал: «Человек должен быть здоровым»,третий сказал: «Человек должен быть умным».

Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы.А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Читайте также:  Прыщи на лице у ребенка болезнь

А здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребёнка, в каждом из нас. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычную страну «Здоровья». Кто из вас хочет быть здоровым? (ответы детей)

Ребенок: Чтобы громче пелись песни,

Жить, чтоб было интересней,

Нужно сильным быть, здоровым!

Эти истины не новы!

Воспитатель: Ну что, нам пора отправляться в путешествие, но сначала нам надо к нему подготовиться.

Подготовим глазки.

Чтобы зоркими нам быть, надо глазками крутить.

Чтобы зоркими нам стать, надо на глаза нажать.

Быстро, быстро поморгай и спокойно закрывай.

Наши глазки готовы? (Да)

А теперь — ушки.

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между

пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

Наши ушки готовы? (Да)

А теперь на очереди наши ручки.

Вырос у нас чесночок, (поочередное разминание пальцев рук)

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили

С дачи домой увозили.

Прощай же наш год

Наш друг – огород!

Наши ручки готовы? Да! (сжимают, разжимают кисти рук)

Помним про наши ножки.

Что за ножечки у нас!

Разомнем мы их сейчас!

Вот мизинчик, безымянный,

Пальчик средний самый-самый,

Указательный, большой-

Самый он любимый мой!

Пяточки мы не забудем, тоже разминать их будем.

Вы, готовы ножки? Да (встают)

А детки готовы? Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)

Молодцы, отправляемся в путь!

Неожиданно появляются Неряха и Грязнуля.

Воспитатель: Кто пришёл в нежданный час?

Путешествие у нас.

Мы гостей уже не ждали.

Посмотрите — странный вид.

Он о чём-то говорит.

Кто такие? Отвечайте!

Праздник нам не нарушайте.

Грязнуля: Угадайте сами, кто мы.

Не люблю я, братцы, мыться.

С мылом, щёткой не дружу.

Вот поэтому, ребята,

Вечно грязная хожу.

И сейчас не потому ли назовут меня…

(Грязнулей)

Неряха: Честно я скажу, ребята,

Быть опрятным, аккуратным

— очень трудно…

Сам не знаю, почему.

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу.

Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю. Я (Неряха)

Воспитатель: Зачем вы к нам явились?

Неряха: Нам помощь нужна! У Грязнули зубы болят!

Грязнуля: Болят! Ой как болят! Помогите мне!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Грязнуле, расскажем, что нужно делать, чтобы зубки всегда были здоровыми!

Ребенок: Как поел почисти зубки!

Делай так два раза в сутки!

Ребенок : Предпочти конфетам фрукты-

Очень важные продукты.

Ребенок : Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

Ребенок : К стоматологу идем

В год два раза на прием

Ребенок : И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Уносите, лучше, ноги!

Не найдёте среди нас

Вы друзей себе сейчас!

Неряха: Чистить зубы, кушать фрукты, ходить на прием к стоматологу- и зубки будут здоровыми! Ты слышал, Грязнуля!

Грязнуля : Слышал! Ребята так много знают!

Воспитатель: Ребята, а может, мы возьмём их с собой в страну «Здоровья», и они станут чистыми, аккуратными, а главное здоровыми?

Дети: Да!

Воспитатель (обращается к Грязнуле и Неряхе): Хотите с нами побывать в стране «Здоровья»?

Грязнуля: Что это за страна?

Неряха: А там не страшно?

Воспитатель: Бояться нечего. Ребята вам помогут.

Грязнуля и Неряха: Согласны.

Воспитатель: С веселой зарядкой отправляемся в страну Здоровья.

Дети под музыку шагают, перестраиваются.

Возле арки-входа их ожидает Королева Здоровья.

Королева: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть и приветствовать в моей стране Здоровья!

Но для того, чтобы попасть в нашу страну нужно открыть замки, а для этого выполнить задания.

Задание первое – «Чудесный мешочек». В мешочке находятся предметы личной гигиены. Выбирайте любой и расскажите, для чего он нужен, и как им пользоваться.

= Дидактическая игра «Чудесный мешочек» =

Королева: Молодцы! Усложняем задание.

Сделайте шаг вперед те дети, у кого предметы по уходу за волосами? Зубами? Руками? Носами? Ушами? Одеждой?

= Дидактическая игра «Волшебные предметы»

Молодцы, вы справились со всеми заданиями и открыли замки!

Добро пожаловать в страну Здоровья!

(Дети проходят в арку под фанфары и садятся на стулья)

Королева: Я очень рад вас видеть и приветствовать в моей стране Здоровья! А как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей)

Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать.

А вы знаете, что каждый человек сам может укрепить свое здоровье?Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Читайте также:  История болезни мкб камень верхней трети мочеточника

Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (Ответы детей — Закаляться, делать зарядку, купаться в море, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать самомассаж.

Королева: Да, каждое утро делаете зарядку, гуляете на свежем воздухе, повара на кухне готовят вам вкусную здоровую пищу, когда вы выходите на прогулку, Ирина Викторовна открывает окна, проветривает помещение, чтобы воздух был чистым.

Итак, начинаем с зарядки?

= Зарядка =

Королева: Молодцы, зарядка – это дверь к здоровью!

А еще мы говорили, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что это значит?

Грязнуля: Я знаю, это пить лимонад и кушать шоколад.

Неряха: Нет это чипсы и сухарики.

Королева: Ребята вы согласны?

Совет мудрый вам я дам.

Знай, не всё, что продаётся,

здоровью пользой обернётся.

Это — вкусно, то — полезно,

что — то вовсе бесполезно.

Давайте научим Неряху и Грязнулю правильно питаться?

Называйте самые лучшие, по вашему мнению, продукты, а ребята подскажут, действительно ли эти продукты полезны.

= игра «Исправь меня!» =

Грязнуля: Стильная Фанта — напиток для франта

Ребенок: Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри!

Неряха: В мире лучшая награда – это плитка Шоколада.

Ребенок: В мире лучшая награда – это гроздь Винограда.

Грязнуля: Знайте, дамы,господа: “Сникерс” — лучшая еда.

Ребенок: Будешь кушать “Сникерс” сладкий, будут зубы не в порядке.

Неряха: Я собою очень горд, я купил сегодня торт.

Ребенок: Фрукты, овощи полезней, защищают от болезней.

Грязнуля: Даёт силы мне всегда очень жирная еда.

Ребенок: Даёт силы нам всегда витаминная еда.

Королева: Молодцы, ребята. Да, для здоровья нам нужна витаминная еда! Чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм, у них есть имена, их зовут А, В, С, Д, Е.

Дети-витамины.

ВИТАМИН А – Я витамин роста. Я помогу вам расти, а также сохраню зрение.

ВИТАМИН В – Я помогаю усваивать пищу.

ВИТАМИН С – Я укрепляю организм и защищаю от болезней.

ВИТАМИНА Д – Я важен для роста и укрепления костей.

Витамин Е – Меня зовут витамин Е. Я необходим для здоровья вашей кожи.

Королева: А вы знаете, где живут витамины? (Ответы детей) Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.

ВИТАМИН А. Я живу в оранжевых и красных овощах и фруктах, а так же в рыбе, яйцах. (морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах)

Помни истину простую –

лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

или пьет морковный сок.

Витамин В: Меня вы можете найти в орехах, рисе, молоке, яйцах, мясе, рыбе.

Витамин С: Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Я живу во всем кислом. (лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника)

От простуды и ангины

помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон,

хоть и очень кислый он.

Витамин Д: Я редко встречаюсь в привычных продуктах, овощах и фруктах. Меня вы можете найти в сыром яичном желтке, твороге, сливочном масле, печени, морепродуктах.

Витамин Е: А я живу я в зеленых овощах, фруктах и зелени. (Это петрушка, киви, капуста, зеленый лук)

Королева: А теперь, давайте поиграем в игру «Витаминка». Сейчас каждый из вас возьмет карточку с продуктом, и определит, какого витамина в этом продукте больше.

= игра «Витаминка» =

Королева: Итак, запомните Правило «Не садиться за стол, если на нем нет овощей. Отдавать предпочтение растительной пище». А теперь я хочу вас наградить. Кто вспомнит пословицы о здоровье, получит награду.

Дети:

1. Чистота — залог здоровья.

2. Самое большое богатство — здоровье.

3. Здоровье всему голова.

4. Имеем здоровье — не бережём, а потеряем плачем.

5. Нет счастья без здоровья.

6. Здоров будешь – всего добудешь.

7. Весёлый смех — здоровье.

8. Человек без здоровья, как дерево без корня.

9. Здоровье — как зеркало, разобьёшь — не склеишь.

10. Здоровье не купишь за деньги.

11. В здоровом теле – здоровый дух.

12. Здоровому все здорово.

Королева: Посмотрите, ребята, что произошло с нашими Грязнулей и Неряхой! (лица вымыты, одежда чистая и опрятная). Ну что, Грязнуля и Неряха, понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали? Ну что, дети, остаёмся жить в стране Здоровья?

Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки. Улыбнись, и улыбка обязательно к тебе вернется.

Доброго вам всем здоровья!

=песня «Зарядка» =

Выход из зала

Источник