Павел кирсанов умирает от тяжелой болезни
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)
1К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
2Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?
3Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».
4Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Персонажи
- Евгений Базаров
- Николай Кирсанов
- Павел Кирсанов
Дальнейшая судьба
- получает ранение на дуэли
- женится на сестре Одинцовой
- умирает от тяжёлой болезни
- женится на Фенечке
5Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
6Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
7«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых внутренне близок Базарову, а другой является его полной
противоположностью.
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одно заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
(А. А. Блок, 1908)
10Назовите модернистское поэтическое течение, представителем которого являлся А. А. Блок.
11Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
12Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А. А. Блока.
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- гипербола
- инверсия
- ирония
- повтор
- сравнение
14Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Источник
Демонстрационные задания необходимы для всех, кто хочет лучше понимать структуру экзамена по литературе, иметь представление о его содержании, количестве вопросов и их сложности. Такой «тренировочный» разбор ЕГЭ по литературе поможет лучше подготовиться к экзамену и сформировать собственные ожидания от предстоящего испытания. Давайте подробно разберем демонстрационный вариант (КИМ) ЕГЭ по литературе за 2018 год.
Часть 1
Перед началом выполнения заданий первой части экзаменуемым предлагается прочесть отрывок из художественного произведения.
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.
– Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.
– Вот кстати и Прокофьич. Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.
– На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь ксебе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
И.С.Тургенев, «Отцы и дети».
Задание 1.
Определить литературное течение/направление или жанр, в традициях которого написано данное произведение.
«К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
Ответ должен выглядеть примерно следующим образом: «Известные нам жанры прозы — это роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча. «Отцы и дети» — это роман».
Задание 2.
Требуется обозначение историко-литературного факта или разъяснение литературного термина.
«Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?»
Эта идеология называется “нигилизм”.
Задание 3.
Требует хорошего знания литературы.
«Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет — литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».
Внимательный читатель вспомнит, что свое произведение Тургенев посвятил Виссариону Григорьевичу Белинскому. Правильный ответ: Белинский.
Задание 4.
Здесь проверяется знание текста и содержание произведения.
Выпускнику предлагают сопоставить персонажей произведения и их характеристику. «Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца».
В условии даны три героя:
- Евгений Базаров
- Николай Перович Кирсанов
- Павел Петрович Кирсанов.
Также даны три варианта развития их жизни:
- получает ранение на дуэли
- женится на сестре Одинцовой
- умирает от тяжелой болезни
- женится на Фенечке.
Если вспомнить все сюжетные линии романа, то ответ получится следующим: Евгений Базаров, заразившись от больного, заболевает тифом и умирает, Николай Петрович Кирсанов берет в жены Фенечку, а Павел Петрович Кирсанов стреляется на дуэли с Базаровым.
Задание 5.
Нацелено на проверку знаний теоретико-литературных понятий.
«Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?»
Правильный ответ: деталь.
Задание 6.
«Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц противопоставлены друг другу. Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?»
Правильный ответ: антитеза или контраст.
Задание 7.
Здесь необходимо знать полный и четкий список произведений для ЕГЭ по литературе.
В качестве задания вас попросят назвать двух героев прозы Гончарова, один из которых похож на Базарова, а другой — является его полной противоположностью.
Правильный ответ: Обломов и Штольц.
Задания 8 и 9 подразумевают развернутые ответы объемом в 5-6 предложений.
В 8 задании спрашивается, как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения. Здесь для правильного ответа уместнее всего обратить внимание на детали: внешность героев, их манеры, фразы и реплики.
9 задание требует осветить остальные произведения русской литературы, в которых есть конфликт поколений. Здесь можно вспомнить “Недоросля” Фонвизина, “Горе от ума” Грибоедова и “Вишневый сад” Чехова.
Часть 2
Перед началом выполнения заданий второй части экзаменуемым предлагается прочесть стихотворение.
10 задание похоже на 1-ое: «Назовите модернисткое поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок».
Правильный ответ: символизм.
В 11 задании нужно указать номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Вспоминаем, что анафора — это единоначатие, и находим соответствующую строфу в стихотворении:
«Когда блеснет в дали дорожной // Мгновенный взор из-под платка // Когда звенит тоской острожной // Глухая песня ямщика!”.
12 задание звучит так: «Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А. А. Блока».
Единственный эпитет, встречающийся в приведенной строфе – «разбойная».
Задание 13.
«Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- гипербола
- инверсия
- ирония
- повтор
- сравнение».
Ответ: «Россия, нищая Россия» — это повтор, «Мне избы серые твои» — инверсия, «Как слезы первые любви» — сравнение. Записываем ответ по порядку: 2, 4, 5.
Задание 14.
«Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп)». Выделяем ударные и безударные слоги в строках “Опять, как в годы золотые, три стертых треплются шлеи”. Составив схему, вычисляем правильный ответ: каждый второй слог — ударный, а значит, размер стихотворения — ямб.
Задания 15 и 16 также требует развернутого ответа.
В 15 задании вопрос звучит так: “Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?” Правильный ответ: любовь к родной земле и вера в то, что страна выстоит, несмотря ни на какие потрясения”.
В 16 задании экзаменуемых спрашивают о том, в каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении А. А. Блока?»
Вспоминаем, что о России также писали Тютчев, Есенин и Ахматова.
Сочинение
В 2018 году темы сочинений звучали следующим образом:
17.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
17.2. В чём противопоставлены образы Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
17.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).
Итак, подробно разобрав типовой вариант ЕГЭ по литературе, вы получаете представление о том, чего ждать на экзамене и как лучше к нему готовиться. Подобные тренировочные работы рекомендуется проходить регулярно в течение года: разбор каждого задания поможет «набить руку» и обрести уверенность в своих силах.
Источник
Ann-K .
Знаток
(348),
закрыт
9 месяцев назад
Дополнен 9 месяцев назад
В конце 24 главы*
Крокус
Искусственный Интеллект
(143660)
9 месяцев назад
Отцы и дети
Жили-были два друга, Аркашка — сын алкашки Федоры Фамусовой и Женька, не пойми чей сын. Сирота он был. Родители егоные разбились в автокатастрофе, когда ехали по Крымскому мосту. Работу никак не могли найти, поэтому каждую неделю шлялись по балам, пили всякую бормотуху и закусывали с раками водку. Однажды они до того упились, что давай приставать к посетителям кафе, где проводил бал один иностранный дипломат. Тому не понравилось, видите ли, как Аркашка вскочил на стол и начал изображать Укупника; вытащил свой паспорт и сожрал его на виду у всех. Дипломат возмутился и погрозил ему пальчиком, на что Женька Базаров схватил стул и опустил его на бошку важного шишки. Тут же приехали жандармы и их затолкали в кутузку. На следующий день следователь Одинцова повезла их на очную ставку в свою деревню, где познакомила друзей со своими коровами и свиньями, прежде, конечно опохмелила их до поросячьего визга, так что, знакомство прошло на высшем уровне. Перемазавшись в остатках жизнедеятельности вышеупомянутых скотов, друзья наконец очухались и уселись на брёвнышко в ожидании следующего чуда, которое не замедлило явиться им в облике некой Кати, молодой и неопытной особы, в родне именуемой двоюродной внучатой золовки по линии кума Прохора, покинувшего сей мир в прошлом году. Аркашка и Женька тут же влюбились в Катьку и давай её делить. Но это никак не получалось, потому что она не хотела делиться, мол и нечем мне делиться, и этого у меня мало, а того ещё меньше, и никаких денег у меня нету, отстаньте от меня, паршивые овощи и всякие моркошки нехорошие. Те обиделись и уехали к себе домой, набрали вина и пошли в дешёвый шинок заливать обиду. А Серьгеевна давай ругать Катьку последними словами, что мол это последняя твоя надежда выйти замуж, а то останешься ни с чем на старости лет, а так хоть дитя вырастишь, он тебе потом стакан воды подаст, беспонятная ты такая -разъэтая, мать тебя в душу-то. Ладно, в пятницу поехала Катя в город искать тех бедолаг, но не доехала —колесо сломалось у брички. В это время как-раз по дороге шёл какой-то Сашка, грязный, вонючий и вечно пьяный, как же, его же все любили и всё время подносили ему фунфырик «Боярки». Ему стало жалко Катьку и он отдал ей своё колесо от коляски, а сам давай орать всякие лозунги и материть жандармов, кои давно уже приглядывались к нему, за что бы того упечь в тюрьму, чтобы тот не ходил, куда не надо и не отсвечивал. Так и получилось: Катька разыскала одного из горемык и через месяц родила ему Кольку, голопузого соплёныша лет шести, тот, правда, не очень обрадовался, но чё поделашь, ладно уж… А Сашка продал свою повозку и подался в шаманы, как-никак самое доходное дело на старости лет будет.
ГАЛИНА
Высший разум
(1893724)
9 месяцев назад
«Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая
голова лежала на белой подушке, КАК голова мертвеца…
Да он и был мертвец»
Духовно-мертвец.
Это — метафора (утрата душевных свойств, мертвая душа)
«…Павел Петрович уезжает на лечение за границу после
свадьбы своего племянника Аркадия Кирсанова.
Павел Петрович поселяется в Дрездене.
За границей он ведет все ту же аристократическую жизнь:
бывает в театрах, общается с интересными людьми.
Однако в глубине души он по-прежнему несчастлив».
Ann-K .Знаток (348)
9 месяцев назад
А по какому поводу он должен был утратить «душевные свойства». Ему вроде как наоборот должно было прийти успокоение после прошедших событий, а это вроде как не духовная смерть.
Источник