Причины болезней толстого кишечника по аюрведе

Причины болезней толстого кишечника по аюрведе thumbnail

27 июля 2009 г.

Наш кишечник. ч.1.

ОБНОВЛЕНИЕ ПОСТА 11 января  2013 — в связи с огромным потоком  вопросов и претензий «не помогает»  от «лечашихся по интернету» вынуждена сократить пост и оставить разьяснения только для консультаций.Удалены все конкретные рекомендации.

Наверное нет такого человека, у которого не было бы проблем с кишечником хоть раз в жизни. Многие авторы, пишущие на эту тему, настаивают на том, что причиной почти всех заболеваний является неправильная работа пищеварительного тракта, и как результат – накопление токсинов и самоотравление организма. В Аюрведе и Йоге существуют несколько методов предотвращения этих проблем, такие как очищение многих органов, практика Асан (поз), Пранайама (дыхание), Медитации. Три последние практики успокаивают мозг, убирают психологический конфликт. Наше ментальное состояние и слаженная работа нашего организма взаимосвязаны – как только ментальные проблемы доходят до опасного уровня – организм начинает ослабевать, теряет свою природную сопротивляемость к инфекциям, начинает сбоить. Так что – “В здоровом духе – здоровое тело”, хотя и обратное изречение, которое многие помнят из советской школы (в моей школе – висело в спортзале) – “В здоровом теле – здоровый дух» – тоже правильно – все взаимосвязано.

Рассмотрим работу нашего кишечника с точки зрения Аюрведы. Большинство согласится, что самая большая проблема для многих – это своевременное освобождение кишечника, т.е. банальный запор. Два дня запора отравляют организм сильнее, чем “залпом” выкуренная пачка сигарет. При запоре возникает напряжение внутренностей, что в свою очередь приводит к геморрою, грыжам, опущениям и выпадениям органов. В литературе немало написано о том, что художник в состоянии запора не может творить, а ученый – решать мировые проблемы. С возрастом запоры мучают все сильнее и сильнее, отравляя жизнь не только в буквальном, но и в переносном смысле.

В предыдущей заметке мы разбирали, как определить – в порядке ли организм. Определить, по какому типу у вас идет дисбаланс можно по виду выделений:
При повышенной Вате имеет место пищеварительный процесс твёрдого типа (появляются твёрдые фекалии, выводимые с трудом и сопровождающиеся повышенным газоотделением; стул нерегулярный).
При повышенной Питте – в кишечнике отмечаются процессы мягкого типа (жидкий стул чаще одного раза в день).
При повышенной Капхе (в кишечнике, т.е . при уменьшении Ваты в кишечнике – виновнице запоров) – состояние кишечника среднее (стул оформленный, регулярный, 1 раз в день в утреннее время, не сопровождающийся сильными потугами). Последнее считается идеальным состоянием, которое не вызывает никаких болезней.

Идеально – опорожнение кишечника должно происходить утром сразу после просыпания. Это точка зрения большинства авторов. Некоторые авторы настаивают, что поход в туалет один раз в несколько дней тоже может быть нормальным, другие утверждают, что опорожнение кишечника должно происходить столько раз в день, сколько раз человек принимал пищу. Но мы будем придерживаться большинства. Трудно найти взрослого человека, у которого бы все было идеально – и розовый язык, и опорожнения без запаха (плавающие , а не тонущие). Если этого нет – значит, в кишечнике присутствуют токсины. Но просто слабительными это не одолеть. Слабительные ослабляют перистальтику, вызывают привыкание и со временем действуют хуже, могут вызвать чрезмерную потерю веса, бессонницу, учащенное сердцебиение, тревогу, головокружение, слабость. Иногда происходит полное нарушение выделений – или начинается понос или запор становится еще сильнее. Травматическое воздействие слабительных приводит в возбуждение Вату (место скопления которой – как раз толстый кишечник). Если при острых состояниях вы принимали сильные слабительные, то после прекращения принятия не ожидайте, что опорожнение будет таким же обильным. Будьте готовы к тому, что вы не будете посещать туалет несколько дней – кишечник после слабительных был пуст, и нужно время для его наполнения.

Одна из основных причин запоров – употребление пищи, которую трудно переварить (за исключением осложнений во время болезней – запор может наступить при высокой температуре, инфекциях и т. д.). Неправильный режим дня (типа позднего вставания) тоже дает свои нарушения. Еще больше вреда наносит современный ритм жизни – все на бегу.

Посмотрите вокруг – мало у кого все протекает размеренно. Обычное расписание – подскочил, причесался, схватил чашку кофе и помчался (описание получилось немного карикатурное). И не до того, чтобы прислушаться к позывам организма – некогда! И на работе – то важное дело, то совещание – опять организму отдается приказ “Молчи, не до тебя сейчас, не до твоих выделений”. И организм привыкает не жить по естественным рефлексам – утро – сразу естественное опорожнение (многие уже и не верят, что такое бывает. Бывает! Как только приведете себя в порядок и начнете жить в режиме, соответствующем вашей конституции – все станет на место!). Утренний секс также ослабляет работу кишечника, потому что усиливает Апана Вайю (движение Воздуха вниз в кишечник).

Черный чай и кофе по утрам тоже ведут к запорам, так как обладают мочегонными свойствами (т.е. высушивают организм, в том числе и кишечник). А мы уже рассматривали , какой консистенции должны быть выделения – как переспелый банан, а не сушенный. Сидячий образ жизни также не прибавляет подвижности кишечнику. Но от этого есть чудесное средство – выполнение Бандх (замков). Это из Пранайамы (дыхания), когда при задержке дыхания подтягиваются разные мышцы. В нашем случае, для профилактики запоров сокращать и втягивать нужно мышцы прямой кишки. Втянули – и подержите – от 30 сек до 3 мин, а так по несколько раз в день. Это чудесное упражнение можно выполнять в любом месте – в общественном транспорте, за рулем машины, за сидением у компьютера или телевизора – главное – не лениться и не забывать. Для мужчин это упражнение является чудесной профилактикой воспаления простаты.

Я уже упоминала вначале, что причиной запоров могут быть стрессы (и связанные с ними волнения), бессонница, страхи. Как вы понимаете, все перечисленное является нарушением Вата Доши. А как ее понижать – мы уже немного разбирали и будем еще разбирать. Так же возбуждает Вату (и соответственно, является причиной запоров) сильное  стимулирование своей нервной системы – бурное времяпровождение, просмотр большого числа телепередач на большой громкости, энергозатратные и экстремальные виды спорта, бурная сексуальная жизнь.

Ну и конечно, запоры – 2-я по значимости проблема для лежачих больных (после основной болезни) из-за малой подвижности организма. Для них сокращение прямой кишки должно войти в практику. Также при употреблении различных лекарств кишечник может работать не совсем правильно. Многие из лекарств могут иметь мочегонный (т.е.) высушивающий эффект.

Если запоры бывают иногда и не превратились в хронические, то начинать восстановление надо с улучшения процесса пищеварения – повышения Агни (Огня пищеварения). В Аюрведе с этим отлично справляются соответствующие вашей Доше специи и употребление всех 6 Вкусов. Вижу некоторые недовольные лица при прочтении этого – многие ведь ждут “магического ” рецепта – выпил ложку и 20 летний запор исчез. Но в Аюрведе так не бывает, тут 1 месяц точного следования режиму за год болезни. Долго, зато наверняка и навсегда (если вы конечно, опять не скатитесь туда, где были раньше с вашими привычками).

(Продолжение следует…)

Заказать консультацию

Источник

Причины Заболеваний

«Всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет» (Чарака-самхита)

Говоря кратко, всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет. (Чарака)

Провидцы аюрведы также разделяли эту точку зрения. По словам Чараки, есть причина для проявления существ, но причины для их уничтожения нет. Болезнь как существо проявляется в силу юкти, то есть слияния многих причин в соответствующем времени и месте, и исчезает с изменением времени и места или устранением этих причин.

Быть может, Чарака вкладывал в свои слова и более глубокий философский смысл: для проявления человеческого существа нужны причины, но для ликвидации его достаточно метаболического хаоса.

Поэтому «сущность лечения состоит в устранении причин», а избегание причинных факторов — лучшее средство остаться здоровым.

Праджняпарадха — конечная причина всех заболеваний, ее устранение — наилучшее лечение. «Средство от всех несчастий, утверждает Чарака, — это освобождение от обольщения желанием».

Основное различие между аюрведой и другими философскими системами выражается в том, что аюрведа в большей степени сосредоточивается на влиянии желаний на здоровье, на способность гармонично функционировать в относительной реальности мира, а не на взаимоотношениях человека с истинной Реальностью.

В Аюрведе различается четыре класса болезней:

  • Болезни, обусловленные мощным влиянием кармы, унаследованной из предыдущих рождений;
  • Болезни, зарождающиеся в более ранние периоды жизни, но проявляющиеся в более поздние;
  • Болезни, связанные с духами
  • Болезни, лежащие на поверхности.

Из четырех классов только поверхностные болезни легко поддаются лечению при помощи подбора пищи, режима и врачебных процедур.

Болезни первых трех классов требуют, помимо этого, дополнительного духовного вмешательства. И только в случае болезней последнего класса причинное действие дош первично, в остальных случаях они действуют только как отражение более мощных и тонких причин, самой сильной из которых является карма.

Закон кармы, не что иное, как третий закон Ньютона: «Всякий раз, когда один объект оказывает воздействие на другой, последний оказывает равное по силе и обратное по направлению воздействие на первый». Иисус сформулировал это так: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами», ибо «что посеете, то и пожнете».

Есть семь основных типов болезней по аюрведе:

1. Генетические или наследственные.

2. Врожденные, например, уродства.

3. Метаболические, связанные с обменом веществ. Они обусловлены расстройством дош из-за неадекватного поступления пищи и других необходимых веществ.

4. Травматические. Сюда входят как физические, так и душевные травмы.

5. Временные. Это пренебрежение сезонными или другими ограничениями, которые должны защищать от неблагоприятных погодных или астрологических воздействий.

6. Божественные. Неподчинение учителю, проклятия, колдовство и эпидемия.

7. Естественные. Голод, жажда, сон, усталость, прочие нужды, разрушение, старение и смерть.

Из всех типов только один вызывается непосредственно функционированием дош. Фундаментальная же причина всех болезней и причина человеческой деятельности, производящей карму – это страстная привязанность живых существ к вещам этого мира. Мы называем ее желанием.

Шесть стадий болезни: Все заболевания, при любых вовлеченных дошах, проходят шесть стадий развития.

Накопление.

В результате влияния болезнетворных факторов, одна или больше дош начинают скапливаться в местах своего основного пребывания: капха – в желудке, питта – в тонком кишечнике, вата – в толстой кишке. Каждая из них производит характерные для себя симптомы: капха создает вялость, тяжесть в конечностях, бледность, вздутие, потерю аппетита и ослабление пищеварения.

Питта дает ощущение жжения, повышение температуры тела, горький вкус во рту, пожелтение кожи, повышенную кислотность в желудке и гневливость.

Вата вызывает слабость и сухость в теле, желание утеплиться и согреться, скованность или переполненность живота, скопление газов, запор, нарушение сна и страхи. На этой стадии вывести избыток дош из организма легче, чем не последующих. Поэтому для укрепления здоровья важны сезонные очищения, – они выводят доши, накопившиеся естественным образом из-за свойств, присущих временам года.

Возбуждение.

На этой стадии доши продолжают увеличиваться и оказывать давление на места пребывания, проявляя описанные выше симптомы в более выраженной форме. Устранить доши на данной стадии достаточно еще просто, но при этом нужно укреплять и органы, в которых они накапливаются, поскольку это органы испытывают стресс от избыточного присутствия дош.

Распространение.

Если возбуждение остается без внимания, доши покидают свои дома и начинают, как бродяги, слоняться по телу в поисках места, где они могли бы найти какое-нибудь пристанище.

Все прежние симптомы ухудшаются, капха может вызвать рвоту, питта – понос, вата – колики в толстой кишке и боли при дефекации с высвобождением большого количества газов. Каждая болезнь протекает своим собственным путем.

В тибетской медицине считается, что болезнь пребывает и распространяется в коже, развивается в плоти, продвигается по каналам, пристает к костям и опускается к жизненным органам и органам-резервуарам.

В аюрведе эта система разделяется на три марги, или три пути, по которым идет болезнь: внутренний, внешний и срединный, называемый марма.

Внутренний проход, состоящий из пищеварительного тракта и ткани расы, как правило, первым подвергается удар со стороны дош, поскольку для тех вполне естественно сосредотачиваться в основных органах пищеварения. Если не устранить доши активным очищением или хотя бы не ослабить их, то рано или поздно они изменят направление своего движения (гати) и вместо того, чтобы вытекать из тела, начнут втекать в его периферийный проход, состоящий из остальных шести тканей.

Если нарушенное равновесие усугубляется приемом стимуляторов, сильных медикаментов или просто депрессивными эмоциями, то и ама, и доши проникают еще глубже в ткани и попадают в проход марма, который включает в себя все жизненно важные органы, в частности сердце и мозг. Проявление болезни в каждый период времени обычно ограничивается каким-нибудь одним путем.

Если затрагивается более чем один путь, лечение становится более проблематичным. Но какое бы направление, какой бы путь ни избрали доши, в конце концов они отыскивают удобное место для нанесения главного удара.

Локализация.

Как правило, доши локализуются в тех областях тела, которые более ослаблены. Чарака сравнивает этот процесс с выпадением дождя. Туча плывет по небу до тех пор, пока не оказывается в соответствующих атмосферных условиях, которые толкают ее на то, чтобы освободиться от груза содержащейся в ней воды. Так и доши, находят подходящее место для сосредоточения, скапливаются в нем и вызывают специфическое расстройст��о, препятствуя физически или функционально нормальной работе расположенных в этих местах каналов.

Болезнь вызывается наличием в тканях или отходах возбужденных дош. На этой стадии появляются предварительные симптомы, возвещающие начало болезни.

Легочный туберкулез, например, начинается с повышения температуры тела по вечерам, которое сопровождается ощущением жжения в ступнях и ладонях.

Проявление.

На этой стадии болезнь распознается как таковая. Например, когда вата, в силу свей сухости, меняет вкус оджаса с присущего ему сладкого на вяжущий и переносит его в мочевые органы, результатом является диабет.

Специализация.

Конкретная форма болезни выявляется в результате специализации, которая обычно характеризуется преобладанием той или иной доши. Например, отек — это опухание кожи, мышечной или другой ткани, как правило, в результате накопления жидкости. Отеки, вызываемые капхой, при надавливании оставляют ямочки, вызываемые ватой – не оставляют, питой – очень мягкие. Почти все болезни имеют по нескольку разновидностей.

Источник

            То понос, то золотуха!

Русская пословица о печальных последствиях крайностей

            Синдром раздраженного кишечника или СРК является довольно распространенным заболеванием. Эта болезнь интенсивно изучается, но, несмотря на прогресс медицинской науки, по-прежнему остается недостаточно изученной. В Германии число больных СРК превышает 12,5 млн. Ежегодные расходы, связанные с обследованием и лечением данной категории больных в США, достигают 25 млрд. долларов, а число обращений составляет приблизительно 3 млн. В связи с высокой актуальностью этой проблемы мы очень подробно разберем это заболевание.

У женщин синдром раздраженного кишечника встречается в 2 раза чаще, горожане болеют чаще жителей сельской местности. Представительницы слабого пола больше страдают от заболевания во время менструаций, так как симптомы провоцируются половыми гормонами, количество которых в этот период увеличено. Согласно некоторым данным, синдром может быть запущен в действие острой кишечной инфекцией.

bearСогласно современным воззрениям СРК определяется как дискомфорт или боли в животе длительностью не менее 12 недель и не более 12 месяцев, сопровождающиеся изменением частоты стула(запоры или поносы). Именно уменьшение интенсивности боли/дискомфорта после стула характеризуют болезнь. В классических Аюрведических текстах проявления грахани схожи с симптомами СРК. Грахани анатомически– это нижний отдел желудка и начало тонкого кишечника, то есть двенадцатиперстная кишка. Именно в этом месте совершаются главные процессы пищеварения и царствует Пачака-питта, субдоша Питты, представляющая собой соляную кислоту, секреты желудка, пищеварительные ферменты двенадцатиперстной кишки, которые расщепляют пищевой комок и участвуют во всасывании питательных веществ в ворсинках кишечника. Пачака-питта – это материальный субстрат, разжигающий главный огонь организма – огонь пищеварения или Джатар-агни. Нарушения этого процесса и вызывают Грахани-рога или синдром раздраженного кишечника, сокращенно – грахани. На Руси это заболевание называлось «кишечная колика» или «медвежья болезнь».

Причины возникновения СРК сложны и до конца не известны. Наибольшее число исследователей сходятся во мнении о важной роли психоэмоционального стресса в развитии СРК. Аюрведа же объясняет всё это просто и красиво дисбалансом дош. При поносах это изначально нарушение огня пищеварения плюс дисбаланс Самана-вата субдоши, которая излишне «раздувает» огонь пищеварения и даёт повышенную активность кишечника. А далее в процесс вовлекаются нарушения Апана-вата и Прана-вата субдош. Прана –вата определяет нарушение регуляции кишечника центральной нервной системой, а Апана, как и Самана-вата, повышает перистальтику кишечника, а также теряет присущее ей свойство сухости: вместо того чтобы обычным путем высушивать кал и придавать ему оформленный вид, возбужденная Апана разлагает его и смешивает с водой. Таким образом, СРК – это дисбаланс Вата-Питта типа.

Зачастую СРК остро начинается с инфекции или сильного стресса. Понос, обусловленный Ватой, обычно бывает пенистым, пациент болезненно, шумно и часто извергает из себя малые количества кала. Когда подключается Питта, исторгаемый материал приобретает темно-желтый, голубоватый или красноватый оттенок из-за присутствия желчи, больной чувствует жажду, слабость и жжение. Понос при избытке Капхи бывает белым и слизистым, большим по объему, сравнительно холодным и безболезненным.

           Изначально, когда причиной поноса становится стресс, провоцирующий Вату, лечение направлено на её успокоение мускатным орехом, ашвагандой, валерианой, пустырником или другими способами. Но если понос вызван накоплением токсинов (амой), первая помощь состоит в том, чтобы ждать и наблюдать, поскольку такое очищение является естественным и прерывать его можно только при опасности обезвоживания организма. Если подавить понос до выведения амы из пищеварительного тракта, остаточная ама будет и дальше закупоривать каналы, приводя к возбуждению Апаны и усугублению проблемы. Именно в силу этой причины при поносе с амой, особенно сопровождаемом обложенным языком, вздутием живота, ощущением тяжести и болью, хорошо давать мягкое слабительное, особенно харитаки – растение, которое «выскребает» аму из тканей тела и в то же время перерабатывает ее. Такое очищение выводит и все избыточные доши, тем самым устраняя ближайшую причину недомогания. Можно дать капсулу «Чистола» или две капсулы «Трифалы» для усиления выведения амы из организма. Вот такой странный для современной медицины рецепт. Как ты знаешь, сейчас принято давать в этих случаях таблетки, уменьшающие перистальтику кишечника и подавляющие естественный выход амы из организма…

            Так что позволение поносу пройти самому по себе выводит из организма аму и избыток ваты, и рецидив болезни становится менее вероятным. И только если есть угроза обезвоживания или когда пациент слишком слаб, слишком молод или слишком стар, а также если пациентом является беременная женщина, то можно успокоить Апану и выведение отходов должно быть прекращено. В таких случаях хорошо попить чай из корок граната, чай с порошком мускатного ореха или выпить настойку зелёных корок грецкого ореха. Во время острого поноса с выходом амы больному можно давать только слабый чай из молотого имбиря с добавлением кумина, до тех пор пока большая часть амы не будет выведена. Затем – или же сразу, если амы не было изначально, – к чаю можно добавить жидкую рисовую кашу, запивая ее молочной сывороткой. Молочная сыворотка имеет вяжущий, кислый и сладкий вкус и уравновешивает все три доши. Все лекарства от поноса нужно давать перед едой, чтобы легче было успокоить Апану. Молочная сыворотка с каменной солью и лимоным соком успокаивает Вату; с медом или сахаром – успокаивает Питту; с трикату – Капху. Как только у больного появится желание поесть, его нужно накормить легкой пищей и опять напоить сывороткой. Если свежей сыворотки не оказывается под рукой, ее можно заменить свежей нежирной простоквашей (кефиром, домашним йогуртом или другими кисломолочными продуктами), разбавленной водой не менее чем наполовину. Неразбавленная простокваша (йогурт и т. д.) обладает свойствами, увеличивающими аму, и ее нужно остерегаться.

          В отличие от поноса, который может быть и болезнью, и симптомом, запор рассматривается только как симптом – за исключением единственного случая, когда он вызван игнорированием позыва к дефекации. Запором, однако, не стоит пренебрегать, поскольку он влечет за собой неблагоприятные последствия, среди которых может быть и понос. Понятие чистоты кишечника прочно вошло в индийское самосознание, и для больного индийца является обычным жаловаться врачу: «мой живот не может себя очистить». Древние тексты изобилуют рецептами слабительных препаратов, и врач, строго придерживающийся традиций Аюрведы, регулярно дает слабительное своим пациентам, чтобы обеспечить свободный отток отходов. Одна из причин того, что «Трифала» столь высоко ценится в Аюрведе, заключается в том, что в достаточной дозировке она действует как надежное и мягкое слабительное. Передозировка сильных слабительных может стать причиной как запора, так и поноса, причем такое расстройство с трудом поддается лечению из-за общего ослабления и нарушения тонуса кишечника.

            Итак, Аюрведа выделяет следующие причины СРК.

  1. Недолеченные поносы (перенесенные инфекции).
  2. Излишне повышенный огонь пищеварения.
  3. Приём пищи, когда предыдущая пища ещё только переваривается в верхних отделах желудочно-кишечного тракта. Это те самые походы к холодильнику за вкусненьким, когда ты уже сыта, но хочется чем-то добавить счастья, то есть съесть сладенького или чего другого вредненького.
  4. Переедание.
  5. Нерегулярное питание.
  6. Преобладание холодной, тяжелой, грубой и раздражающей кишечник пищи.
  7. Неправильно сделанная панчкарма, в частности, виречана.
  8. Подавление естественных потребностей. Стул должен быть утром и очень желательно до завтрака!
  9. Питание в состоянии стресса, гнева, страха и в присутствии других «врагов ума».

            Грахани бывает шести видов.

      Ватаджа-тип грахани вызывается причинами, повышающими Вата-дошу: сухоядение, вяжущая, горькая, острая пища, подавление естественных позывов, высокая физическая нагрузка, стресс и т.д.. Главные отличительные симптомы: газы и боли.

      Питаджа-тип вызывает острая, кислая, излишне горячая пища, горячие эмоции и ведущими симптомами являются снижение веса, жжение при дефекации, желтый или голубоватый оттенок кала.

      Капхаджа грахани провоцирует сладкая,тяжелая, обильная пища, леность и сон днем, в общем обычные проблемы Капхи. Ведущими симтомами являются слабость, слизь в кале, склонность к запорам, очень неприятный запах стула. Потери веса не происходит.

      Саннипатаджа – обычно острый процесс с задействованием всех дош, сопровождается неконтролируемым стулом, лихорадкой, жаждой, слабостью, стоматитом.

      Самграхани – длительное изменение всех дош, хроническое состояние, гораздо тяжелее лечится. Жидкие холодные поносы сменяются твердым маслянистым стулом. Слабость, длительный сон, бурчание в животе.

      Гхатьянтра – грахани переводится как «звук часов», он сопровождается громкими булькающими звуками и большей склонности к запорам.

Лечение.

Если понос становится хроническим, страх его возвращения нередко вызывает новый приступ. Увещевания врача и близких людей, что новый приступ не повторится, коль скоро будут соблюдаться все меры предосторожности в питании и режиме, очень помогают в таких случаях, не давая порочному кругу замкнуться. Страхи обычно присущи людям с преобладающей Вата-дошей, поэтому для них могут сработать прикладывание масла и тепла к животу, глубокое медленное дыхание, простые позы йоги и медитация. Возможен приём «Ашвагандхи» или «Джатаманси».

Рекомендуется сократить употребление жирной пищи, сырого цельного молока, жирных молочных продуктов, мороженого, сыров. Не рекомендуется употреблять шоколад, кофе, сладкие газированные напитки, алкоголь. Следует исключить из рациона грубую клетчатку, черный хлеб, все виды капусты, яблоки, сливы. Нельзя есть свеклу, горох, фасоль. Следует увеличить употребление воды.

            Если СРК сопровождается частыми поносам, следует употреблять продукты, обладающие вяжущими, дубильными свойствами. Например, полезно готовить отвары, кисели из сухой черники и малины. Также полезны ягоды черемухи, груши, кизил, айва. Значительное облегчение принесут свежевыжатые сок граната и отвар из его кожуры. Помогут сок калины, крепкий чай с молоком. При поносах используют отвары корней лапчатки прямостоячей (калгана), змеевика, кровохлебки, ягод черники, настои травы мяты, подорожника, шалфея, настойку зелёных корок грецкого ореха – «Юглосан», при длительном истощающем процессе полезны лекарственные вина, в частности, Дашмула-ришта.

            При спазмах кишечника, сопровождающих СРК, готовьте настои из ромашки, мяты, семян фенхеля, аниса, тмина, отвары измельченных корней валерианы, аира. Чтобы избавиться от метеоризма, полезно принимать настои травы мяты, корней валерианы, сухой травы душицы, плодов фенхеля, тмина, аниса. При всех видах метеоризма идеально подходит настойка «Центурион».

Когда поносы прекращаются и Апана возвращается в свое нормальное состояние, нужно разжечь пищеварительный огонь с помощью соответствующих трав. Питание должно быть строго ограничено легкими, быстро усваиваемыми продуктами до тех пор, пока кишечный тонус не придет в норму. На этом этапе особенно полезны настойки «Центурион», «Берберис», «Аирсан», поскольку они улучшают пищеварение и расслабляюще действуют на Вату. Корень аира помимо всего прочего нормализует кислотность и снижает подверженность к стрессам. Приветствуются жидкие каши, слегка кислые соки и слабая теплая имбирная водичка. Не следует пить крепкий имбирный чай! Очень хорошо употреблять сыворотку молока. В идеале это сыворотка после изготовления масла. В Индии называется такра или баттермилк. Принимается по 2-3 стакана в день. Важно запомнить, что для всех пациентов с проблемами двенадцатиперстной кишки такра подходит просто идеально! Из индийских растений при поносах хороши муста, бхунимбади (андрографис), ним, читрак, кутаджи, чиретта или горечавка, растущая также у нас. Хорошо работает комбинация «Мустакаришта» и «Махакалианака кашайя».

При присутствии амы и чтобы она не накапливалась используются дипана и пачана (поддержание агни и растворение амы). Для этого в пишу надо класть кумин, черный перец (аккуратно), асафетиду, чеснок, фенхель, пажитник, сафлор, базилик, орегано и прочие подходящие для конкретного человека специи. Напоминаю, что идеальным индикатором для определения твоих специй является нос. Нюхай специи при покупке. Специи должны пахнуть прохладно, приятно и освежающе.

При другой проблеме, которая сопровождает СРК, при запорах, чаще спастических, тактика несколько меняется. Назначаются послабляющие травы и травы, снимающие спазм кишечника. Помни о волшебном правиле Аюрведы, что сильные слабительные назначаются только после предварительной подготовки в виде промасливания и сведаны(потения), в противном случае, если нет возможности этого сделать, назначаются только мягкие послабляющие травы и препараты («Трифала», «Чистол» и пр..) Это же относится и к вамане (лечебной рвоте). Делать её можно только под контролем врача Аюрведы и после предварительной подготовки!

Пациенту, у которого возник запор благодаря очищению и иссушению пищеварительного тракта (после поноса), надо сделать микроклизму с мл 25-30 мл кунжутного масла , или масляную микроклизму, приготовленную из экстрактов ветрогонных, кислых и снижающих Вату трав. Следующим шагом будет травяная микроклизма и приём слабительного. Пища должна быть легкой, приготовленной на ги. Необходимо ограничить кофе и чай, шоколад можно в небольших количествах только в дообеденное время.

Лечебный сбор из наших трав при СРК содержит надземную часть тысячелистника благородного, ромашку аптечную, дымянку, листья мелиссы и мяты перечной, плоды кориандра и укропа, траву зверобоя продырявленного и другие травы. В зависимости от проявлений заболевания состав сбора корректируется. Так, при преобладании запоров в смесь включается кора крушины, корень ревеня, плоды жостера, тмина и аниса, трава льнянки, крапивы и вахты. А при форме заболевания, связанной с частыми диареями, — корни змеевика, кровохлебки и калгана, плоды черники и листья шалфея.

Восполнение минералами производится только после нормализации стула: «Коралловый кальций Эко», например. По необходимости производится борьба с анемией и восполнение организма витаминами: сок граната, «Ферро», спирулина, препараты, содержащие басму железа и других металлов. Басмы — это пережженные с травами много раз металлы или минералы. Классификация басм основывается на доминирующем металле или минерале в её составе. Например: раджата-басма (серебро), тамра-басма (медь), лоха (железо), правала (раковины) и др..

            Обязательно надо отрегулировать режим сна, физическая нагрузка дожна быть дозированной, не стоит работать в ночную смену и следует отдавать предпочтение стабильному стилю жизни. Кстати, скользящий рабочий график способствует грахани.

Без долгих дисскуссий можно сказать, что при грахани-рога лидирует дисбаланс Вата-типа. То есть необходима диета для Ваты, но без тяжелой и жирной пищи, плюс снижающие Вата-дошу травы и масляные микроклизмы после остановки поносов. Кроме того в пишу хорошо использовать успокаивающие и сладкие специи: фенхель, кардамон, корицу, а также специи, усиливающие огонь пищеварения — имбирь, куркуму, асафетиду. Очень хорошо пить такру (сыворотку молока) и гармонизировать эмоциональную сферу успокаивающими травами.

Ян Раздобурдин, врач Аюрведы

Источник