Пропедевтика детских болезней учебник читать онлайн

Галина Ивановна Дядя, О. В. Осипова

Пропедевтика детских болезней

1. Достижения отечественной педиатрии

Температура тела и терморегуляция у ребенка

Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.

Истоки многих заболеваний взрослого человека находятся в детском возрасте. Поэтому какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Развитие неонатологии в настоящее время имеется возможность выхаживать глубоко недоношенных и маловесных детей. Диагностировать врожденные и генетические заболевания и лечить их.

Благодаря развитию фармакологии появилось много препаратов для лечения у детей.

Благодаря научным успехам в области микробиологии, вирусологии, фармакологии у врачей появилась возможность предотвращать и снижать заболеваемость детей наиболее часто встречающимися и порой очень тяжелыми инфекциями при помощи вакцинации (прививок).

(ВОЗ) разработала «Расширенную программу иммунизации», направленную на борьбу с шестью основными инфекциями.

При рождении температура тела ребенка около 37,2 °C. Затем в течение 2–3 ч происходит снижение температуры на 1–2 °C. Это состояние называется транзиторной гипотермией. Затем вновь начинается постепенное повышение, и к 5-му дню жизни температура составляет 37,0 °C. У 0,3–0,5 % новорожденных на 3-5-й день жизни наблюдается так называе мая транзиторная лихорадка, при которой подъем температуры достигает 38–39 °C. Такое состояние объясняется незрелостью центра теплорегуляции и нарушением теплопродукции и теплоотдачи.

Центральное звено терморегуляции – гипоталамические центры.

Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии ее, могут быть причиной неадекватной терморегуляции.

Пассивная теплоотдача у новорожденных выше (относительно), чем у детей старшего возраста и взрослых. Это обусловлено большой поверхностью тела на единицу массы, а также особенностями строения кожи (богатой васкуляризацией, тонкостью изолирующего слоя, часто недостаточностью подкожного жирового слоя).

Более позднее развитие теплоотдачи по сравнению с теплопродукцией и ее меньшая эффективность приводят к тому, что перегревание детей первых месяцев и лет жизни более опасно, чем охлаждение.

Перегревание грудных детей приводит к обезвоживанию и может вызвать тепловой удар или шок с нарушением функций центральной нервной системы и жизненно важных органов.

2. Периоды детства и их характеристика

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому возникает определенная потребность выделить ряд периодов, или этапов, развития. Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.

1. Период новорожденности, который делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.

2. Период грудного возраста. Он длится от 29-го дня жизни до года.

В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни завершены, механизм грудного вскармливания сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

3. Преддошкольный, или ясельный, период – от года до 3 лет. Характеризуется снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.

Увеличивается мышечная масса, заканчивается прорезывание молочных зубов, расширяются двигательные возможности, развиваются все анализаторы, совершенствуется речь, определяются индивидуальные черты характера и поведения.

4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. В этот период идет дифференцировка строения внутренних органов, развивается интеллект, улучшается память, совершенствуются координированные движения, формируются индивидуальные интересы увеличивается длина конечностей, постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

5. Младший школьный возраст – от7 до 11 лет. У детей происходит замена молочных зубов постоянными, улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.

6. Старший школьный возраст – с12 до 17–18 лет. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период полового развития и пубертатного скачка роста.

3. Особенности сбора анамнеза у детей

Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет).

Опрашиваются родители.

1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?

2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?

3. Режим и особенности питания беременной.

4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?

5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?

6. Масса тела и рост при рождении.

7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?

8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?

9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?

10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).

11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?

12. Физическое развитие ребенка.

13. Развитие статики и моторики.

14. Психическое развитие.

Анамнез заболевания.

1. Жалобы.

2. Когда заболел ребенок?

3. При каких обстоятельствах развивалось заболевание?

4. Общие проявления заболевания отразить в динамике.

5. Проявления заболевания со стороны всех систем и органов:

1) дыхательной системы: кашель сухой или влажный, время его появления, характер. Мокрота. Боли в груди или спине. Одышка, когда появляется, наличие приступов удушья;

2) сердечно-сосудистой системы: одышка, боли в области сердца. Ощущение перебоев сердцебиений. Отеки;

3) системы пищеварения: тошнота, рвота. Срыгивания у грудных детей. Наличие отрыжки или изжоги. Боли в животе. Стул;

4) мочевыделительной системы: боли в поясничной области, частота мочеиспусканий и их объем. Цвет мочи. Ночное недержание мочи;

Источник

Педиатрия, высыпания у детей, 30 стр, с примерами

Анатомический блокнот студента-педиатра, Пупышев, 2001г. 47 стр.
Анатомия детей в стихотворной форме.

PDF с ответами на экзаменационные вопросы, сделанный в виде шпаргалки в формате «вопрос-ответ»

Автор: Прохоров Е.В.
Дата издания: 2011г.
Кол-во страниц: 30.

Авторы предлагают 29 оригинальных алгоритмов по актуальным вопросам педиатрии. Кроме диагностических в издании представлены некоторые тактические и лечебные алгоритмы. Алгоритмы дифференциальной диагностики именуются по названию симптома или синдрома.

Справочник педиатра, Н.Г.Соколова, 2012г, 255стр.

Детские болезни (том 1) — Шабалов Н.П. — учебник

Год выпуска: 2002
Автор: Шабалов Н.П.
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Клинические дисциплины — завершающий этап обучения в медицинском институте, предусматривающий знание полного объема курсов по физиологии, патологической физиологии, патанатомии, фармакологии. В процессе изучения отдельных глав было бы крайне полезно вновь ознакомиться с соответствующими разделами учебников по вышеперечисленным дисциплинам.
Рекомендуем перед чтением каждой главы данного учебника вновь обратиться к «Пропедевтике детских болезней» и восстановить в памяти сведения об анатомо-физиологических особенностях детского возраста, семиотике, диететике, методах инструментального и клинического обследования ребенка, которые здесь не изложены, так же как и материалы о воспитании, закаливании и валеологии детства.
При изложении сведений по методам лечения учитывалось, что студенты изучают его отдельные аспекты на кафедрах лечебной физкультуры, рентгенологии и радиологии, анестезиологии и реанимации, клинической фармакологии. Кратко представлены материалы и по дифференциальной диагностике заболеваний, с которыми студенты знакомятся на кафедрах детской хирургии, детских инфекционных болезней, офтальмологии, оториноларингологии, дерматологии, неврологии, психиатрии, генетики. Проблемы детей периода новорожденное™ освещены в отдельном учебнике («Неонатология», СПб, 1997).
Краткость учебника предусматривает самостоятельную работу студентов (особенно в субординатуре) с дополнительными источниками литературы, которые преподаватель будет рекомендовать на практических занятиях.

Детские болезни (том 2) — Шабалов Н.П. — учебник

Год выпуска: 2002
Автор: Шабалов Н.П.
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Перед вами второй том пятого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника. Издание содержит новые разделы, посвященные истории отечественной педиатрии, дефициту микроэлементов, иммуномодулирующим средствам. Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последовательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения РФ на 4-6-х курсах педиатрических факультетов медицинских вузов.

Биохимические нормы в педиатрии — Сыромятников Д. Б — Справочник

Год выпуска: 1996
Автор: Д.Б. Сыромятников
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Без знания основ биологической химии невозможно понять механизмы патогенеза многих заболеваний, разрабатывать и давать оценку диагностическим тестам и эффективности лечения. Это является причиной постоянно возрастающего интереса врачей к вопросам медицинской химии. К сожалению, клиническая биохимия, как учебная дисциплина еще не входит в качестве отдельной специальности в учебные программы медицинских институтов, кроме институтов усовершенствования врачей. Кроме того, огромный поток научной информации в области клинической биохимии затрудняет систематическое ознакомление с новыми научными достижениями даже специалистам. Сегодня остро ощущается недостаток в справочной литературе по клинической биохимии и, особенно, в педиатрии. Все это создает настоятельную необходимость в издании такого руководства.

Болезни органов дыхания у детей — Рачинский С. В. — Руководство для врачей

Год выпуска: 2004
Автор: С. В. Рачинского, В. К. Таточенко
Жанр: Педиатрия
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В руководстве описаны морфофункциональные особенности бронхолегочной системы у детей, клиническая физиология дыхания и различный методы исследования. Представлены этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение как распространенных заболеваний органов дыхания (респираторные вирусные инфекции, бронхиты, острые и хронические пневмонии), так и более редких — туберкулез, саркоидоз, микозы, паразитарные болезни, пороки развития бронхов, легких, легочных сосудов и др. Освещены изменения легких при системных, наследственных болезнях и нарушениях обмена веществ. Книга предназначена педиатрам.

Анемии у детей — руководство для врачей — А. В. Папаян, Л. Ю. Жукова

Год выпуска: 2001
Автор: А. В. Папаян, Л. Ю. Жукова
Жанр: Педиатрия
Формат: PDF
Качество: Изначально компьютерное

Описание: Некоторые формы анемий представляют непосредственную угрозу жизни или неизбежно связаны с отставанием детей в физическом, а иногда и в умственном развитии. За последние годы накоплен богатый клинический опыт, разработаны наиболее приемлемые и доступные методы диагностики анемий, для подавляющего большинства заболеваний найден молекулярный дефект, уточнен патогенез. Это позволило авторам руководства предложить врачам четко сформулированные диагностические критерии, алгоритм диагностики, схему терапии. В настоящее время происходит активное внедрение в широкую врачебную практику гематологических анализаторов. Отдельная глава монографии, посвященная эритроцитарным параметрам автоматического анализа крови, представляет большой практический интерес. Наличие в руководстве нормативов и схем терапии с указанием доз препаратов позволяет использовать издание как справочное.

Детские болезни — Баранов А. А. — Учебник

Год выпуска: 2002
Автор: Баранов А. А.
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Создание учебной литературы по детским болезням — приоритетное направление деятельности кафедры детских болезней ММА им. И.М. Сеченова. Первые учебники детских болезней, устранившие зависимость отечественных студентов от переводной литературы, были написаны профессором Н.Ф. Филатовым, руководителем кафедры и клиники Медицинского факультета Московского университета. Это были «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890) и «Краткий учебник детских болезней» (1893), многократно переиздававшиеся (последний раз в 1947 г. к 100-летию Н.Ф. Филатова) и переведённые на многие европейские языки.
«Пропедевтика детских болезней» В.И. Молчанова, Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедева переиздавалась 5 раз (последний в 1970 г.) и переведена на многие языки, включая китайский.
Учебник, всесторонне отражающий проблемы детских болезней, был подготовлен коллективом кафедры под руководством Л.А. Исаевой в 1986 г. Третье его издание вышло в 1996 г.

Общий уход за детьми — Мазурин А. В. — Учебное пособие

Год выпуска: 1998
Автор: Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И.
Жанр: Педиатрия
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: После выхода второго издания учебного пособия прошло 4 года. За этот период авторы получили ряд рекомендаций и предложений по совершенствованию методики преподавания курса общего ухода за детьми. Некоторые замечания были учтены при подготовке настоящего издания, другие, в связи со строго лимитированным количеством часов, отведенных для преподавания данной дисциплины, мы не смогли принять во внимание. Кроме того, в профессиональной подготовке детского врача существует определенная последовательность изложения теоретического материала и усвоения практических навыков.

Пропедевтика детских болезней — Мазурин А. В. — Учебник

Год выпуска: 1985
Автор: Мазурин А. В., Воронцов И. М.
Жанр: Педиатрия
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: После последнего издания учебника «Пропедевтика детских болезней» прошло более 10 лет За это время значительно изменился учебный план подготовки врачей-педиатров, внесены серьезные изменения в программу курса пропедевтики детских болезней, повысились требования к квалификации выпускника медицинского инстатута. На педиатрических факультетах открылись специализированные кафедры — неврологии, кожных болезней, отоларингологии, офтальмологии, гигиены и др., на которых детально изучаются методика исследования и особенности отдельных систем детского организма. В связи с этим отпала необходимость изложения этих специальных тем в курсе пропедевтики детских болезней. Кроме того, количество часов, отведенное учебным планом на изучение пропедевтики детских болезней, не позволяет охватить все разделы пропедевтической педиатрии, которая по существу является медициной детства. Все это вызвало необходимость написания нового учебника в соответствии с новым учебным планом и программой.

Педиатрия — Сергеева К. М. — Учебник

Год выпуска: 2007
Автор: Сергеева К. М.
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В каждой главе учебника сообщаются анатомо-физиологические особенности органов и систем здорового ребенка и особенности заболевания у детей по сравнению со взрослыми. Это имеет особое значение в подготовке врача общей практики и семейного врача.
Особое внимание в учебнике уделено возрастным особенностям здорового ребенка с изложением законов роста и развития, возрастных особенностей органов и систем, иммунитета, нервно-психического развития, вопросам воспитания, создания условий для нормального развития в каждом возрастном периоде детства. Отражены рекомендации экспертов Всемирной организации здравоохранения как в отношении здоровых детей, характера их питания, так и критериев диагностики заболеваний и предлагаемых схем лечения и профилактики.

Педиатрия — В. Г. Майданник — Учебник

Год выпуска: 2002
Автор: В. Г. Майданник
Жанр: Педиатрия
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: В учебнике «Педиатрия» изложены важнейшие аспекты эпидемиологии, этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики и лечения подавляющего большинства заболеваний, встречающихся у детей. По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в 1999 г. и получившим положительные отзывы преподавателей медицинских вузов и врачей-практиков, настоящая книга существенно дополнена практически по всем разделам.
Книга «Педиатрия» предназначена, в первую очередь, для студентов высших медицинских учебных заведений, а также интернов и врачей-педиатров.

Педиатру на каждый день 2007 — Таточенко В.К. — Справочник по лекарственной терапии

Год выпуска: 2007
Автор: Таточенко В.К.
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Данный справочник «Педиатру на каждый день — 2007», первое издание которого вышло 10 лет назад, востребован педиатрами, так что общий его тираж превысил 40 000. В подготовке нового издания нам во многом помогли читательские конференции, проведенные в ряде регионов. Помимо обновления данных предыдущего издания, мы, в соответствии с высказанными пожеланиями, включили ряд новых разделов, а также снабдили практически все нозологические формы ссылками на МКБ-10 (в интересах экономии места мы привели основные шифры в скобках сразу после названия болезни). Поскольку ежегодно появляются новые данные, рекомендации, изменяются многие подходы, мы включили в новое издание соответствующие дополнения.

ЭКГ в педиатрии — Макаров Л.М. — Практическое руководство

Год выпуска: 2002
Автор: Макаров Л.М.
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В практическом руководстве «ЭКГ в педиатрии» освещены теоретические и практические основы электрокардиографии, особенно ЭКГ у детей и подростков. Отдельные главы руководства «ЭКГ в педиатрии» посвящены специфике нормальной и патологической ЭКГ картины у детей с мплантируемыми кардиостимуляторами, новым методам диагностики и другим не менее важным темам.
Книга «ЭКГ в педиатрии» предназначена для педиатров, детских кардиологов, кардиологов, врачей функциональной диагностики, исследователей, научных работников и всех специалистов, использующих электрокардиографию в своей практике.

Неонатология — Сушко Е.П. — Учебное пособие

Год выпуска: 1998
Автор: Е.П. Сушко
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебное пособие «Неонатология» предназначено для студентов лечебно-профилактического факультета медицинского института и может быть использовано участковыми врачами-педиатрами.
Было бы правильно начинать изучение клинической медицины с неонатологии после освоения студентами вопросов генетики, эмбриологии. Однако в современных учебных планах неонаталогия является частью акушерства и частью педиатрии.

Источник