Против чего направлен пафос история болезни

Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь мат. Молодые люди и девушки свободно сквернословят в своих компаниях. Дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу и на телевидение.

Так что же такое сквернословие? Является ли мат частью национального языка или это признак нашего духовного и нравственного разложения?

Сквернословие происходит от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное…». Корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам, мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся человеку вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича за сквернословие полагалось телесное наказание.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В 19 веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Как же влияет сквернословие на здоровье?

Ученые Российской академии наук пришли к выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, учёные установили, что почти все «обруганные» матом семена растений погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Есть прекрасная мудрость: «Словом можно убить, словом можно спасти».

Сквернословие — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.

Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

________________
Помните! Мы сами творим свою жизнь. Подбирая слова, включая внутренний контроль, мы можем спасти себя, сделать свою жизнь добрее, а можем сами же разрушить всё, что нам дано.

Источник

Выполните задания.

1. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего в рассказе «История болезни» М. Зощенко.

2. Подумайте, каким правильнее назвать рассказ М. Зощенко – юмористическим или сатирическим? Обоснуйте свой ответ.

3. Против чего направлен пафос рассказа «История болезни»?

4. Какое отношение к людям высмеивается в рассказе «История болезни» М. Зощенко?

Михаил Михайлович Зощенко. «История болезни».
Цель урока:
1. Выявить средства, с помощью которых писатель М. М. Зощенко создаёт комическое в рассказе.
2. Определить вида комического в данном произведении.

Задачи урока:
1. Научиться анализировать рассказ, увидеть авторское отношение к событиям, происходящим в рассказе.
2. Осмыслить идейно­художественное содержание рассказа путем анализа средств создания комического.

Планируемые результаты освоения курса «Литературы» на уроке
Личностными результатами являются:
-формирование нравственных качеств личности, усвоение гуманистических ценностей общества; формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, уважения к труду.
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия:
— развитие навыков смыслового чтения
-развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления
Предметные результаты включают:
-понимание литературы как особого способа познания жизни
— воспринимать и анализировать прочитанное.

Ход урока
1. Организационный этап.
Мотивационный модуль.
Проходит обсуждение материалов модуля и формируется тема урока. Дети поразмышлять над содержанием рассказа и поведением героев, учатся понимать и различать юмор и сатиру в художественном произведении.

2. Объяснение нового материала.
Объясняющий модуль

Основное содержание:
1. Краткая биография Михаила Зощенко.
2. Рассказ «История болезни». История создания.
3. Достижение комического эффекта в рассказах М. Зощенко.
4. Пример сатирического повествования на рассказе «История болезни».

Основные понятия:
• Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.
• Виды комического – юмор, сатира и ирония.
• Средства комического – мимика, смешение стилей языка, использование коротких фраз, несоответствие ситуации, несуразица, жесты.
• Юмор — изображение чего-то в смешном комическом виде. В отличие от сатиры юмор не отличает, а весело вышучивает.
• Сатира — обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
• Ирония — употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение.
• Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов

3. Закрепление нового материала.(в процессе выполнения заданий-тренажёров происходит усвоение нового материала).

Литература:
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. —6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
2. Н. В. Беляева. Уроки литературы в 8 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017

Источник

Выполните задания.

1. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего в рассказе «История болезни» М. Зощенко.

2. Подумайте, каким правильнее назвать рассказ М. Зощенко – юмористическим или сатирическим? Обоснуйте свой ответ.

3. Против чего направлен пафос рассказа «История болезни»?

4. Какое отношение к людям высмеивается в рассказе «История болезни» М. Зощенко?

Михаил Михайлович Зощенко. «История болезни».
Цель урока:
1. Выявить средства, с помощью которых писатель М. М. Зощенко создаёт комическое в рассказе.
2. Определить вида комического в данном произведении.

Задачи урока:
1. Научиться анализировать рассказ, увидеть авторское отношение к событиям, происходящим в рассказе.
2. Осмыслить идейно­художественное содержание рассказа путем анализа средств создания комического.

Планируемые результаты освоения курса «Литературы» на уроке
Личностными результатами являются:
-формирование нравственных качеств личности, усвоение гуманистических ценностей общества; формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, уважения к труду.
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия:
— развитие навыков смыслового чтения
-развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления
Предметные результаты включают:
-понимание литературы как особого способа познания жизни
— воспринимать и анализировать прочитанное.

Ход урока
1. Организационный этап.
Мотивационный модуль.
Проходит обсуждение материалов модуля и формируется тема урока. Дети поразмышлять над содержанием рассказа и поведением героев, учатся понимать и различать юмор и сатиру в художественном произведении.

2. Объяснение нового материала.
Объясняющий модуль

Основное содержание:
1. Краткая биография Михаила Зощенко.
2. Рассказ «История болезни». История создания.
3. Достижение комического эффекта в рассказах М. Зощенко.
4. Пример сатирического повествования на рассказе «История болезни».

Основные понятия:
• Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.
• Виды комического – юмор, сатира и ирония.
• Средства комического – мимика, смешение стилей языка, использование коротких фраз, несоответствие ситуации, несуразица, жесты.
• Юмор — изображение чего-то в смешном комическом виде. В отличие от сатиры юмор не отличает, а весело вышучивает.
• Сатира — обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
• Ирония — употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение.
• Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов

3. Закрепление нового материала.(в процессе выполнения заданий-тренажёров происходит усвоение нового материала).

Литература:
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. —6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
2. Н. В. Беляева. Уроки литературы в 8 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017

Источник

М. М. Зощенко

И, зная мой характер, они уже не стали спорить со мной и старались во всем поддакивать. Только после купанья они дали мне огромное, не по моему росту, белье. Я думал, что они нарочно от злобы подбросили мне такой комплект не по мерке, но потом я увидел, что у них это — нормальное явление. У них маленькие больные, как правило, были в больших рубахах, а большие — в маленьких.

И даже мой комплект оказался лучше, чем другие. На моей рубахе больничное клеймо стояло на рукаве и не портило общего вида, а па других больных клейма стояли у кого на спине, а у кого на груди, и это морально унижало человеческое достоинство.

Но поскольку у меня температура все больше повышалась, то я и не стал об этих предметах спорить.

А положили меня в небольшую палату, где лежало око-ю тридцати разного сорта больных. И некоторые, видать, были тяжелобольные. А некоторые, наоборот, поправлялись. Некоторые свистели. Другие играли в пешки. Третьи шлялись по палатам и но складам читали, чего написано над изголовьем.

Я говорю сестрице:

— Может быть, я попал в больницу для душевнобольных, так вы так и скажите. Я, говорю, каждый год в больницах лежу, и никогда ничего подобного не видел. Всюду тишина и порядок, а у вас что базар.

Та говорит:

— Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтоб он от вас мух и блох отгонял?

Я поднял крик, чтоб пришел главный врач, но вместо него вдруг пришел этот самый фельдшер. А я был в ослабленном состоянии. И при виде его я окончательно потерял свое сознание.

Только очнулся я, наверно, так думаю, дня через три.

Сестричка говорит мне:

— Ну, говорит, у вас прямо двужильный организм. Вы, говорит, скрозь все испытания прошли. И даже мы вас случайно положили около открытого окна, и то вы неожиданно стали поправляться. И теперь, говорит, если вы нс заразитесь от своих соседних больных, то. говорит, вас можно будет чистосердечно поздравить с выздоровлением.

Однако организм мой не поддался больше болезням, и только я единственно перед самым выходом захворал детским заболеванием — коклюшем.

Сестричка говорит:

— Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. Там у нас детское отделение. И вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок. Вот через это вы и прихворпули.

В общем, вскоре организм взял свое, и я снова стал поправляться. Но когда дело дошло до выписки, то я и тут. как говорится, настрадался и снова захворал, на этот раз нервным заболеванием. У меня на нервной почве на коже пошли мелкие прыщики вроде сыпи. И врач сказал: «Перестаньте нервничать, и это у вас со временем пройдет».

А я нервничал просто потому, что они меня не выписывали. То они забывали, то у них чего-то не было, то кто-то не пришел и нельзя было отметить. То, наконец, у них началось движение жен больных, и весь персонал с ног сбился. Фельдшер говорит:

— У нас такое переполнение, что мы прямо не поспеваем больных выписывать. Вдобавок у вас только восемь дней перебор, и то вы поднимаете тарарам. А у нас тут некоторые выздоровевшие по три недели не выписываются, и то они терпят.

Но вскоре они меня выписали, и я вернулся домой.

Супруга говорит:

— Знаешь, Петя, неделю назад мы думали, что ты отправился в загробный мир, поскольку из больницы пришло извещение, в котором говорится: «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа».

Оказывается, моя супруга побежала в больницу, но там извинились за ошибку, которая у них произошла в бухгалтерии. Это у них скончался кто-то другой, а они почему-то подумали на меня. Хотя я к тому времени был здоров, и только меня на нервной почве закидало прыщами. В общем, мне почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел.

И теперь хвораю дома.

    Вопросы и задания

1. Против чего направлен пафос рассказа «История болезни»?

2. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего.

3. Подумайте, каким правильнее назвать рассказ М. Зощенко — юмористическим или сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения.

4. Попробуйте написать небольшой рассказ на любую тему, например: «Наш поход в лес», используя особенности юмора Зощенко или Тэффи.

5. Подготовьте отзыв на рассказ Зощенко или Тэффи (на выбор).

Источник