Психология болезни и инвалидности скачать бесплатно

Психология болезни и инвалидности скачать бесплатно thumbnail

Виктория Петрова, Владимир Бакулин, Ирина Грецкая

Психология болезни и инвалидности

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стала очевидной теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Начали активно изучать психосоматические проблемы (психическое состояние личности в измененных болезнью условиях) и влияние соматической болезни на психическое развитие. Психосоматическое направление стало одним из интенсивно развивающихся в современной клинической психологии. Кроме того, изучение самосознания соматически больного человека, субъективного отражения его заболевания становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного и инвалида. Внутренняя картина болезни при этом «начинает выступать для исследователей в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного». Независимо от характера заболевания важной является проблема психологической реабилитации больных людей и инвалидов, ведь во многом от ее успешности зависит, сможет ли человек преодолеть сложности социальной адаптации, выработать свои компенсаторные возможности. Без изучения внутренней картины болезни невозможно разработать эффективные способы коррекционного воздействия на развитие больного. А это является одним из важных факторов, влияющих на ход заболевания.

Одной из важных проблем клинической психологии является также проблема симптомогенеза при соматических заболеваниях, роли психологических факторов в этом процессе. Актуальность обусловлена не только необходимостью изучения вопроса о роли психологических факторов в патогенезе симптома болезни, но и необходимостью научного обоснования принципов и выбора методов психологической и физической реабилитации больных и инвалидов. Умением будущих педагогов и психологов использовать знания о психологических особенностях больных и инвалидов для организации педагогического процесса и оказания им психологической помощи. Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность.

Целью изучения настоящей дисциплины является формирование у студентов понятия о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры и теоретическая подготовка студентов к осуществлению деятельности в рамках медико-социальной работы с населением.

К основным задачам данного учебного курса относится: изучение специфики психологии поведения больного человека или инвалида; изучение проблемы кризиса личности и изменения системы отношений в условиях психосоматического страдания; освоение психологических особенностей профессионального общения с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.

Изучение дисциплины «Психология болезни и инвалидности» предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– понятие о внутренней картине болезни;

– понятие о болезненно-специфических переживаниях;

– переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни;

– понятие о механизмах психологической защиты и совладения;

– понятие о психологической травме и ее значение в истории и переживании болезни;

– проблемы жизни, смерти, суицидального поведения;

– особенности работы с проблемой личности.

1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ И ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

1.1. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ БОЛЕЗНИ

Для медицинских, социальных работников, педагогов, психологов и реабилитологов понятие «больной» всегда более близко, конкретно и значимо, чем понятие «болезнь». Больной – это, прежде всего человек, а в человеке в сложном единстве и взаимообусловленности объединены организм и личность (В.Г. Косенко).

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения болезни в переживаниях больного, то, что известный отечественный врач Р. А. Лурия определил как внутреннюю картину болезни. Е.К. Краснушкин пользовался в этих случаях терминами «сознание болезни», «представление болезни», а Е.А. Шевалев – «переживание болезни». Например, немецкий интернист Гольдшейдер писал об «аутопластической картине болезни».

Особенности отражения болезни в переживаниях больного связаны с возникновением у больного человека множества неприятных, а порой тяжелых мыслей:

• о возможности физической неполноценности;

• об исходе опасной хирургической операции;

• о возможном ухудшении материального благополучия;

• о влиянии болезни на планы личной жизни,

• об изменении качества жизни (факт поступления в больницу вызывает у человека массу тревожных мыслей, которые обусловлены отсутствием привычного образа жизни, видом чужих страданий).

В таких случаях речь может идти о влиянии страхов, беспокойств, волнений больного на его личность. Такого рода беспокойство имеет, как правило, сложный характер и включает в себя опасения индивидуальные. Например: «Чем мне угрожает болезнь?». Эти опасения всегда и тесно взаимосвязаны с опасениями, имеющими общественный характер. Например, в связи со сложившимся в обществе особым отношением к некой болезни, с особенностями ее социального звучания. Такой вариант опасений особенно ясно выступает при заразных, социально опасных болезнях, таких, как: СПИД, чума, холера, сифилис, туберкулез и др.

Во внутренней картине болезней эти особенности опасений больного проникают одна в другую, а каждая из них может приобретать качественно особое значение. Например, даже ангина у члена семьи, в составе которой имеются дети, подверженные инфекционным болезням, сопровождается не только индивидуальными опасениями, но и беспокойством за возможное ее «социальное и общественное звучание». «Звучание» внутри семьи, школы, которую посещают дети, и других социальных групп.

Кроме этого на психику больного может оказывать сам патологический процесс, когда человек испытывает физический дискомфорт, а также ограничение физических возможностей, обуславливающих снижение качества жизни, ухудшение социального статуса и т.д.

Встречается и обратная ситуация, когда тем или иным заболеваниям подвержены люди с определенными чертами характера, в этом случае клиническая картина болезни наслаивается на уже имеющиеся характерологические особенности.

На переживание болезни, отношение к патологическому процессу может оказывать влияние и непосредственно общение пациента с медицинским персоналом, процедуры обследования и лечения.

Таким образом, выделяются основные взаимодействующие стороны внутренней картины болезни, которые влияют на ее специфику:

• сенситивная (связанная с ощущением боли в местах поражения);

• эмоциональная (страх, тревога, надежда, т. е. эмоциональные переживания);

• волевая (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении);

• рациональная и информативная (знание о болезни и ее оценка).

Такое «горизонтальное» расчленение внутренней (аутопластической) картины болезни является условным, т.к. в действительности психические процессы всех этих сторон переплетаются в различных комбинациях (В.Г.Косенко). Примером «вертикальной» связи может являться факт рационализации, где рациональный компонент в большей или меньшей степени бессознательно управляется эмоциональными процессами. Например, больной уклоняется от хирургического вмешательства и «объясняет» это тем, что не верит в успешный исход операции, и при этом не признается, что главной причиной является страх перед операцией. Реально обусловленность внутренней картины болезни мультифакторна.

1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ БОЛЕЗНИ

Факторы, определяющие внутреннюю (аутопластическую) картину болезни можно разделить на четыре области:

1. Характер болезни;

2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь;

3. Особенности преморбидной личности: возраст, пол, профессия, особенности личности и темперамента;

4. Прошлое больного, его личный опыт.

1. Характер болезни. Особенности болезни определяет острая она или хроническая, требующая амбулаторного или стационарного лечения, консервативного или хирургического вмешательства, имеются ли сильные боли, ограничение подвижности, неприятные косметические симптомы и т. д. Все это влияет на эмоциональную сферу больного, его психологические особенности, поведение, отношение к лечению.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Психология болезни и инвалидности скачать бесплатно

Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ïñèõîëîãèÿ áîëüíîãî. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà áîëåçíü. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè áîëüíûõ ïðè îñòðîì è õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè áîëåçíè è ìåòîäû èõ àäàïòàöèè. Ïàòîëîãè÷åñêèå âàðèàíòû îòíîøåíèé ìåæäó áîëüíûì è âðà÷îì.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ20.07.2017
Ðàçìåð ôàéëà56,2 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

×àñòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

«ÎÎ ÄÏÎ Ìåæäóíàðîäíàÿ àêàäåìèÿ ýêñïåðòèçû è îöåíêè»

ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ

«Ïñèõîëîãèÿ áîëåçíè è èíâàëèäíîñòè«

Àâòîð: ñëóøàòåëü

Ùåëîáîêîâà Ëàðèñà Âàëåíòèíîâíà

Ñàðàòîâ 2017 ã.

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ïñèõîëîãèÿ áîëüíîãî
  • 1.1 Ïîíÿòèå î âíóòðåííåé êàðòèíå áîëåçíè
  • 1.2 Ôàêòîðû, îïðåäåëÿþùèå âíóòðåííþþ êàðòèíó áîëåçíè
  • 1.3 Îñíîâíûå ôîðìû âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè
  • 2. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà áîëåçíü
  • 3. Ðàçíîâèäíîñòè îòíîøåíèÿ áîëüíîãî ê áîëåçíè
  • 4. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè áîëüíûõ ïðè îñòðîì è õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè áîëåçíè
  • 5. Âèäû ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ïðè õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè áîëåçíè
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà åå ôîðìèðîâàíèå. Ïîíÿòèå ïñèõîëîãèè îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Îñíîâû ìàêðîáèîòè÷åñêîãî ïîäõîäà ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è ëå÷åíèþ ðàêà ïî òåîðèè Êóñè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû îíêîëîãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [41,6 K], äîáàâëåí 15.04.2012

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè è åå äèàãíîñòèêà. Ñîçíàòåëüíîå è íåâîëüíîå èñêàæåíèå êàðòèíû áîëåçíè. Îïðåäåëÿþùèå ôàêòîðû è ìåòîäû êîððåêöèè. Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè ïî òåñòó ËÎÁÈ. Çàâèñèìîñòü ÂÊÁ îò òèïà àêöåíòóàöèè ëè÷íîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [695,3 K], äîáàâëåí 06.01.2012

  • Äèàãíîñòèêà, ñîçíàòåëüíîå è íåâîëüíîå èñêàæåíèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Îïðåäåëÿþùèå ôàêòîðû, ìåòîäû êîððåêöèè è êëàññèôèêàöèÿ âèäîâ îòíîøåíèÿ ê íåé. Óðîâíè âîñïðèÿòèÿ ÷åëîâåêîì è çàâèñèìîñòü âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè îò òèïà àêöåíòóàöèè ëè÷íîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [449,6 K], äîáàâëåí 22.12.2011

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ ðåàêöèè íà áîëåçíü, êîòîðûå ó÷èòûâàþò ñîöèàëüíûå ïîñëåäñòâèÿ çàáîëåâàíèÿ. Èíäèâèäóàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ: ñòàäèè îòðèöàíèÿ, àãðåññèè, äåïðåññèè è ïðèíÿòèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà ãðóïï ïñèõîãåííûõ ðåàêöèé.

    ðåôåðàò [30,1 K], äîáàâëåí 18.02.2011

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Òèï ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèå. Îñîáåííîñòè ïîäðîñòêîâ, ñòðàäàþùèõ ñàõàðíûì äèàáåòîì. Ýìîöèîíàëüíûå è ëè÷íîñòíûå àñïåêòû çäîðîâüÿ. Îòíîøåíèå ê áîëåçíè ïîäðîñòêîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [571,6 K], äîáàâëåí 10.01.2014

  • Îçíàêîìëåíèå ñ ïðåäñòàâëåíèÿìè î ïñèõîñîìàòèêå. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ñîìàòè÷åñêîãî áîëüíîãî. Îïèñàíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ôîðìèðîâàíèþ îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè. Ðàññìîòðåíèå òèïîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèÿ ïî òåîðèè Ëè÷êî.

    ðåôåðàò [37,4 K], äîáàâëåí 14.03.2012

  • Ñîìàòîãåííîå è ïñèõîãåííîå âëèÿíèå áîëåçíè íà ïñèõèêó ÷åëîâåêà, òèïû ðåàêöèè íà çàáîëåâàíèå. Èçó÷åíèå ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, òðåâîæíûõ ðàññòðîéñòâ è äåïðåññèé áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì ïàíêðåàòèòîì. Ìåòîäû èçìåðåíèÿ óðîâíÿ òðåâîæíîñòè è àêöåíòóèðîâàííîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [171,6 K], äîáàâëåí 08.08.2010

  • Îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ ïðîòåêàåò áîëåçíü. Õàðàêòåðèñòèêà âîçðàñòíûõ âçãëÿäîâ íà çàáîëåâàíèå. Îòíîøåíèå ìóæ÷èí è æåíùèí ê íåäóãó. Êîãíèòèâíûé, ýìîöèîíàëüíûé è ïîâåäåí÷åñêèé êîìïîíåíò. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèå ïî À.Å. Ëè÷êî.

    ïðåçåíòàöèÿ [703,8 K], äîáàâëåí 25.12.2015

  • Îñîáåííîñòè òóáåðêóëåçà è åãî îñíîâíûå ôîðìû. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, ôîðìèðóþùèå âíóòðåííþþ êàðòèíó áîëåçíè. Àíàëèç ñðàâíåíèÿ ðåçóëüòàòîâ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ ðàçâèòèÿ áîëåçíè ó ïàöèåíòîâ ñ îòêðûòîé è çàêðûòîé ôîðìîé òóáåðêóëåçà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [160,6 K], äîáàâëåí 25.02.2014

  • Ïðîáëåìà ñóáúåêòèâíîãî áëàãîïîëó÷èÿ â ðàìêàõ êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè, âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè êàê åå ãëàâíûõ êîìïîíåíò. Ïîðÿäîê ðàçðàáîòêè ðåêîìåíäàöèé äëÿ ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè îôòàëüìîëîãè÷åñêèõ êëèíèê ñ öåëüþ ñíèæåíèÿ ïðåäîïåðàöèîííîé òðåâîæíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,4 M], äîáàâëåí 07.07.2013

Психология болезни и инвалидности скачать бесплатно

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ïñèõîëîãèÿ áîëüíîãî. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà áîëåçíü. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè áîëüíûõ ïðè îñòðîì è õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè áîëåçíè è ìåòîäû èõ àäàïòàöèè. Ïàòîëîãè÷åñêèå âàðèàíòû îòíîøåíèé ìåæäó áîëüíûì è âðà÷îì.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ20.07.2017
Ðàçìåð ôàéëà56,2 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè è ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà åå ôîðìèðîâàíèå. Ïîíÿòèå ïñèõîëîãèè îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Îñíîâû ìàêðîáèîòè÷åñêîãî ïîäõîäà ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è ëå÷åíèþ ðàêà ïî òåîðèè Êóñè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû îíêîëîãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [41,6 K], äîáàâëåí 15.04.2012

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè è åå äèàãíîñòèêà. Ñîçíàòåëüíîå è íåâîëüíîå èñêàæåíèå êàðòèíû áîëåçíè. Îïðåäåëÿþùèå ôàêòîðû è ìåòîäû êîððåêöèè. Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè ïî òåñòó ËÎÁÈ. Çàâèñèìîñòü ÂÊÁ îò òèïà àêöåíòóàöèè ëè÷íîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [695,3 K], äîáàâëåí 06.01.2012

  • Äèàãíîñòèêà, ñîçíàòåëüíîå è íåâîëüíîå èñêàæåíèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Îïðåäåëÿþùèå ôàêòîðû, ìåòîäû êîððåêöèè è êëàññèôèêàöèÿ âèäîâ îòíîøåíèÿ ê íåé. Óðîâíè âîñïðèÿòèÿ ÷åëîâåêîì è çàâèñèìîñòü âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè îò òèïà àêöåíòóàöèè ëè÷íîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [449,6 K], äîáàâëåí 22.12.2011

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Êëàññèôèêàöèÿ òèïîâ ðåàêöèè íà áîëåçíü, êîòîðûå ó÷èòûâàþò ñîöèàëüíûå ïîñëåäñòâèÿ çàáîëåâàíèÿ. Èíäèâèäóàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ: ñòàäèè îòðèöàíèÿ, àãðåññèè, äåïðåññèè è ïðèíÿòèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà ãðóïï ïñèõîãåííûõ ðåàêöèé.

    ðåôåðàò [30,1 K], äîáàâëåí 18.02.2011

  • Ïîíÿòèå âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè âíóòðåííåé êàðòèíû áîëåçíè. Òèï ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèå. Îñîáåííîñòè ïîäðîñòêîâ, ñòðàäàþùèõ ñàõàðíûì äèàáåòîì. Ýìîöèîíàëüíûå è ëè÷íîñòíûå àñïåêòû çäîðîâüÿ. Îòíîøåíèå ê áîëåçíè ïîäðîñòêîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [571,6 K], äîáàâëåí 10.01.2014

  • Îçíàêîìëåíèå ñ ïðåäñòàâëåíèÿìè î ïñèõîñîìàòèêå. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ñîìàòè÷åñêîãî áîëüíîãî. Îïèñàíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ôîðìèðîâàíèþ îòíîøåíèÿ ê áîëåçíè. Ðàññìîòðåíèå òèïîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèÿ ïî òåîðèè Ëè÷êî.

    ðåôåðàò [37,4 K], äîáàâëåí 14.03.2012

  • Ñîìàòîãåííîå è ïñèõîãåííîå âëèÿíèå áîëåçíè íà ïñèõèêó ÷åëîâåêà, òèïû ðåàêöèè íà çàáîëåâàíèå. Èçó÷åíèå ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, òðåâîæíûõ ðàññòðîéñòâ è äåïðåññèé áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì ïàíêðåàòèòîì. Ìåòîäû èçìåðåíèÿ óðîâíÿ òðåâîæíîñòè è àêöåíòóèðîâàííîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [171,6 K], äîáàâëåí 08.08.2010

  • Îáñòîÿòåëüñòâà, â êîòîðûõ ïðîòåêàåò áîëåçíü. Õàðàêòåðèñòèêà âîçðàñòíûõ âçãëÿäîâ íà çàáîëåâàíèå. Îòíîøåíèå ìóæ÷èí è æåíùèí ê íåäóãó. Êîãíèòèâíûé, ýìîöèîíàëüíûé è ïîâåäåí÷åñêèé êîìïîíåíò. Òèïû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà çàáîëåâàíèå ïî À.Å. Ëè÷êî.

    ïðåçåíòàöèÿ [703,8 K], äîáàâëåí 25.12.2015

  • Îñîáåííîñòè òóáåðêóëåçà è åãî îñíîâíûå ôîðìû. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, ôîðìèðóþùèå âíóòðåííþþ êàðòèíó áîëåçíè. Àíàëèç ñðàâíåíèÿ ðåçóëüòàòîâ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé âîñïðèÿòèÿ ðàçâèòèÿ áîëåçíè ó ïàöèåíòîâ ñ îòêðûòîé è çàêðûòîé ôîðìîé òóáåðêóëåçà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [160,6 K], äîáàâëåí 25.02.2014

  • Ïðîáëåìà ñóáúåêòèâíîãî áëàãîïîëó÷èÿ â ðàìêàõ êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè, âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè êàê åå ãëàâíûõ êîìïîíåíò. Ïîðÿäîê ðàçðàáîòêè ðåêîìåíäàöèé äëÿ ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè îôòàëüìîëîãè÷åñêèõ êëèíèê ñ öåëüþ ñíèæåíèÿ ïðåäîïåðàöèîííîé òðåâîæíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,4 M], äîáàâëåí 07.07.2013

Психология болезни и инвалидности скачать бесплатно

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

1.

Психология болезни
и инвалидности

2. Тема 1. Здоровье и болезнь. Критерии здоровья. Психология болезни. Критерии тяжести болезни

Согласно определению ВОЗ, состояние полного
физического, духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов называется здоровье.
Способность сохранять соответствующую возрасту и
полу психическую и физиологическую устойчивость в
постоянно меняющихся условиях окружающей среды
называется здоровье человека.
Состояние, которое зависит от состояния головного
мозга, оно характеризуется уровнем и качеством
мышления, развитием внимания и памяти, степенью
эмоциональной устойчивости, развитием волевых
качеств называется психическое здоровье.

3.

Критериями диагностики генетических
показателей соматического уровня
здоровья являются:
— генотип
-отсутствие признаков
дизэмбриогенеза.
Критериями диагностики биохимических
показателей соматического уровня
здоровья являются: показатели
биологических жидкостей и тканей.

4.

Критерием диагностики метаболических
показателей соматического уровня здоровья
является: уровень обмена веществ в покое и
после нагрузок
Критерием диагностики морфологических
показателей соматического уровня здоровья
является: уровень физического развития, тип
конституции (соматотип).
Критериями диагностики функциональных
показателей соматического уровня здоровья
являются:
— норма покоя
— норма реакции
— резервные возможности
— функциональный тип реагирования.

5.

К психическому уровню индивидуального
здоровья относятся показатели:
психологические.
К духовному уровню индивидуального
здоровья относятся моральные ценности.
Критериями диагностики психологических
показателей соматического уровня здоровья
являются:
— эмоционально-волевая, мыслительная,
интеллектуальная сферы
— доминантность полушария
— тип высшей нервной деятельности
— тип темперамента
— тип доминирующего инстинкта.

6.

Критериями диагностики показателей
духовного (нравственного) уровня здоровья
являются:
— социальная востребованность
— система ценностей и способов их
удовлетворения
— целевые установки
— нравственность, отношение к себе и
окружающим.
Для оценки качества здоровья предлагается
метод трех шкал:
— физической удовлетворенности
— психической удовлетворенности
— социальной удовлетворенности.

7.

Наука, изучающая причины
заболеваний, направленная на
сохранение и укрепление здоровья
людей, предупреждение и лечение
болезней, называется медициной.
Болезнь – это: нарушение нормальной
жизнедеятельности организма,
обусловленное функциональными или
морфологическими изменениями.
В развитии болезни обычно различают
4 стадии.

8.

Период, характеризующийся внедрением в
организм патогенного фактора до появления
первых симптомов болезни, называется
латентный (скрытый, инкубационный).
Период, характеризующийся появлением
первых, общих, не характерных признаков
болезни, называется продромальных
явлений.
Полное развитие характерной для данной
болезни клинической картины называется
период разгара болезни.
Период окончания болезни, выражающийся в
выздоровлении, или в рецидиве, или в
переходе острой формы в хроническую, или
смерти называется: исходов болезни.

9.

Симптом – это: признак болезни.
Синдром – это: закономерное
сочетание симптомов, обусловленное
единым патогенезом.
Этиология – это: учение о причинах
болезни.
Патогенез – это: механизм развития
болезни.

10.

К внешним причинам болезни относятся
причины:
— механические
— физические
— химические .
К внутренним причинам болезней
относятся причины: наследственно
предрасположенные.

11.

Соответствие между внешними и
внутренними причинами болезней:
Внешние причины:
— механические;
-физические;химические;биологические;социальные;психогенные.
Внутренние причины:
— наследственные;наследственно предрасположенные.

12.

Тема 2.
Реакция на болезнь в зависимости от
возраста, пола, профессии.
Роль личностных особенностей в
реакциях на болезнь

13.

Гиппократом были описаны типы
темпераментов:
— сангвиник
-холерик
— меланхолик
— флегматик.
Субъективное отношение к
заболеванию называется «внутренней
картиной болезни».
Термин «внутренняя картина болезни»
был предложен Р.А. Лурия.

14.

Стадии протекания внутренней картины
болезни:
1: интеллектуальная интерпретация
диагноза заболевания
2: когнитивная оценка его тяжести
3: формирование эмоционального
паттерна
4: формирование поведенческого
паттерна

15.

Р.А.Лурия выделил характеристики
внутренней картины болезни:
— эмоциональный уровень болезни
— интеллектуальный уровень болезни.
Индивидуально-психологическими
параметрами, формирующими
субъективное отношение к болезни,
являются:
— темперамент
— особенности характера
— качества личности.

16.

Социально-конституциональными
параметрами, формирующими
субъективное отношение к болезни,
являются:
— пол
— возраст
— профессия.

17.

Объективная тяжесть болезни – это информация о:
— летальности после подобного расстройства
— вероятности инвалидизации
— хронификации болезненного процесса.
Лучшая переносимость женщинами болевого
ощущения, состояний длительной ограниченности
движений или обездвиженности свидетельствует о
корреляции пола с типом реагирования на
заболевание.
Для детей, подростков и молодежи наиболее
тяжелыми в психологическом отношении
оказываются: болезни, которые изменяют внешний
вид человека, делают его непривлекательным.

18.

Для лиц зрелого возраста наиболее тяжелыми в
психологическом отношении оказываются:
— венерические и психические заболевания
— хронические и инвалидизирующие заболевания.
Для пожилых и престарелых людей наиболее
тяжелыми в психологическом отношении
оказываются: болезни, которые могут привести к
смерти.
Для пожилых и престарелых людей наиболее
значимыми являются болезни, которые могут
привести к смерти:
— инфаркт
— инсульт
— злокачественные опухоли.

19.

Характеристика индивида со стороны динамических
особенностей его психической деятельности, т.е.
темпа, ритма и интенсивности отдельных
психических процессов и состояний называется
темперамент.
К значимым для выработки определенного типа
психического реагирования на заболевание
параметрам темперамента можно отнести:
— эмоциональность
— переносимость боли
— ограничение движений и обездвиженности.
В рамках известных типов темперамента более
низкие болевые пороги у:
— холерика
— меланхолика.

20.

Трактовки происхождения болезней
основаны на вере в связь между
поведением человека, его
нравственностью и возникновением у
него недуга; при этом подчеркивается
пассивная роль индивида:
— болезнь как кара
— болезнь как испытание
— болезнь как назидание другим
— болезнь как расплата за грехи
предков.

21.

Трактовка происхождения болезней
рассматривается сквозь призму внешней или
внутренней заданности:
— болезнь как неизбежность
— болезнь как стечение обстоятельств
— болезнь как собственная ошибка.
Мировоззренческая платформа оценки
механизмов происхождения заболеваний
базируется на мистическом подходе к
процессам этиопатогенеза:
— болезнь вследствие зависти
— болезнь вследствие ревности.

22.

Способность предвосхищать ход событий,
предвидеть поведение окружающих и
собственные реакции в процессе изменения
ситуации называется антиципационная.
Типология реагирования на заболевание
создана: А.Е. Личко и Н.Я.Ивановым.
Типология реагирования на заболевание
создана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым на
основе оценки влияния трех факторов:
— природы самого соматического заболевания
— типа личности, в котором важнейшую
составную часть определяет тип акцентуации
характера
— отношения к данному заболеванию в
референтной для больного группе.

23.

Первый блок включает типы отношения
к болезни, при которых социальная
адаптация существенно не нарушается.
Второй блок включает типы отношения
к болезни, при которых наблюдается
интрапсихическая направленность.
Третий блок включает типы отношения к
болезни, при которых наблюдается
интерпсихическая направленность.

24.

В первый блок включены типы реагирования
на болезнь:
— гармоничный
— эргопатический
— анозогнозический.
Во второй блок включены типы реагирования
на болезнь:
— ипохондрический
— неврастенический
— меланхолический
— тревожный
— меланхолический.

25.

В третий блок включены типы реагирования
на болезнь:
— сенситивный
— эгоцентрический
— паранойяльный
— дисфорический.
Гармоничный тип реагирования на болезнь:
трезвая оценка своего состояния без
склонности преувеличивать его тяжесть и без
оснований все видеть в мрачном свете, но и
без недооценки тяжести болезни, стремление
во всем содействовать успеху лечения,
нежелание обременять других тяготами ухода
за собой.

26.

Анозногнозический тип реагирования на болезнь:
активное отбрасывание мыслей о болезни, о
возможных ее последствиях, непризнание себя
больным, отрицание очевидного в проявлениях
болезни.
Эргопатический тип реагирования на болезнь:
больной демонстрирует уход от болезни в работу,
даже при тяжести болезни и страданиях, старается
во что бы то ни стало продолжать работу, трудится с
еще большим рвением, чем до болезни.
Тревожный тип реагирования на болезнь:
непрерывное беспокойство и мнительность в
отношении неблагоприятного отношения к болезни,
возможных осложнений, неэффективности и даже
опасности лечения, поиск новых способов лечения,
жажда дополнительной информации о болезни.

27.

Ипохондрический тип реагирования на
болезнь: больной полностью сосредоточен на
болезненных и иных неприятных ощущениях.
Неврастенический тип реагирования на
болезнь: поведение по типу
«раздражительной слабости», особенно при
болях, неприятных ощущениях,
нетерпеливость, неспособность ждать
облегчения.
Меланхолический тип реагирования на
болезнь: удрученность болезнью, неверие в
выздоровление, в возможное улучшение, в
эффект лечения; активные депрессивные
высказывания вплоть до суицидальных
мыслей.

28.

Апатический тип реагирования на болезнь:
полное безразличие к своей судьбе, к исходу
болезни, к результатам лечения. пассивное
подчинение процедурам и лечению при
настойчивом побуждении со стороны, утрата
интереса ко всему, что раньше волновало.
Сенситивный тип реагирования на болезнь:
чрезмерная озабоченность возможным
неблагоприятным впечатлением, которое
могут произвести на окружающих сведения о
своей болезни; опасения, что окружающие
станут избегать, считать неполноценным,
пренебрежительно относиться, распускать
сплетни или неблагоприятные сведения о
причине и природе болезни.

29.

Эгоцентрический тип реагирования на
болезнь: больной уходит в болезнь,
выставляет напоказ близкими и окружающим
свои страдания и переживания, требует
внимания и заботы от окружающих.
Паранойяльный тип реагирования на
болезнь: больной уверен в том, что болезнь
является результатом чьего-то злого умысла,
демонстрирует крайнюю подозрительность к
лекарствам и процедурам.

30.

Обсессивно-фобический тип реагирования на
болезнь: тревожная мнительность прежде
всего касается опасений не реальных, а
маловероятных осложнений болезни, неудач
лечения, а также возможных (но
малообоснованных) неудач в жизни, работе,
семейной ситуации в связи с болезнью;
защитой от тревоги становятся приметы и
ритуалы.
Активное отбрасывание мыслей о болезни, о
возможных ее последствиях, непризнание
себя больным, отрицание очевидного в
проявлениях болезни относится к
анозогнозическому типу отношения к
болезни.

31.

При эгоцентрическом типе отношения к
болезни больной уходит в болезнь,
выставляет напоказ близкими и окружающим
свои страдания и переживания, требует
внимания и заботы от окружающих.
Тип психического реагирования на болезнь,
при котором больной уверен в том, что
болезнь является результатом чьего-то злого
умысла, демонстрирует крайнюю
подозрительность к лекарствам и
процедурам, называется: паранойяльный.

32.

Поведение по типу «раздражительной
слабости», особенно при болях,
неприятных ощущениях,
нетерпеливость, неспособность ждать
облегчения — это неврастенический тип
психического реагирования на болезнь.
Тип отношения к болезни, при котором
больной демонстрирует тревожную
мнительность в отношении нереальных
опасностей и неудач лечения относится
к обсессивно-фобическому.

33.

Отношение к болезни, обладая всеми
характеристиками, присущими
психологическим отношениям, содержит в
себе компоненты (Л.И.Вассерман):
— когнитивный
— эмоциональный
— поведенческий.
Знание о болезни, ее осознание, понимание
ее роли и влияния на жизненное
функционирование больного,
предполагаемый прогноз – это компонент
отношения к болезни (Л.И.Вассерман):
когнитивный.

34.

Ощущение и переживание болезни и
всей ситуации, с ней связанной – это
компонент отношения к болезни (
Л.И.Вассерман): эмоциональный.
Cвязанные с болезнью реакции,
способствующие адаптации или
дезадаптации к ней и выработку
определенной стратегии поведения в
жизненных ситуациях в связи с
болезнью – это компонент отношения к
болезни (Л.И.Вассерман):
поведенческий.

35. Тема 3. Инвалидность. Отношение к инвалидности в зависимости от личностных особенностей. Дети-инвалиды

Тема 3. Инвалидность. Отношение к инвалидности в
зависимости от личностных особенностей. Детиинвалиды
Инвалид – это: человек, у которого
возможности его жизнедеятельности в
обществе ограничены из-за его физических,
умственных, сенсорных или психических
отклонений.
Инвалидность – это: препятствия или
ограничения деятельности человека с
физическими, умственными, сенсорными или
психическими отклонениями.

36.

Существует четыре модели
инвалидности:
— медицинская
— социальная
— политико-правовая
— модель культурного плюрализма.

37.

Медицинская модель инвалидности – это понимание:
ведущей роли медицины в лечении дефекта; инвалид
рассматривается как пациент, реабилитация — как
процесс восстановления трудовых навыков; в этой
связи понятия «инвалид» и «нетрудоспособность» в
общественном сознании воспринимаются как
равнозначные и взаимозаменяющие термины.
Социальная модель инвалидности – это понимание:
— инвалидности как факта наличия и степени утраты
способности к социальному функционированию
привычного для данного общества характера и
уровня; решение проблемы инвалидности через
оказание помощи лицам с функциональными
нарушениями, создание системы учреждений
социального обслуживания.

38.

Политико-правовая модель инвалидности –
это понимание:
— необходимости признания людей, имеющих
инвалидность, как социального меньшинства,
права и свободы которого ущемляются
посредством внешних ограничений:
недоступностью архитектурной среды,
замкнутым кругом общения, ограниченным
доступом к активному участию в жизни
общества.
Модель культурного плюрализма – это
понимание:
— принципов философии независимой жизни,
характерных для общественных инвалидных
движений.

39.

Разработка индивидуальной программы
реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)
состоит из следующих этапов:
— проведение реабилитационно-экспертной
диагностики
— оценка реабилитационного потенциала
— определение реабилитационного прогноза и
определение мероприятий, технических
средств и услуг, позволяющих инвалиду
восстановить или компенсировать
утраченные способности к выполнению
бытовой, общественной, профессиональной
деятельности.

40.

Реабилитационно-экспертная диагностика –
это оценка:
— клинического прогноза
— реабилитационного потенциала
— реабилитационного прогноза.
Факторы, определяющие адаптационные
возможности семей с детьми-инвалидами:
— социально-демографические
— адаптационный потенциал родителей
— возрастной и реабилитационный потенциал
детей-инвалидов.

41.

Выделяют 3 типа семей по реакции
родителей на появление ребенка-инвалида:
— с пассивной реакцией, связанной с
недопониманием существующей проблемы
— с гиперактивной реакцией, когда родители
усиленно лечат, находят «докторов-светил»,
дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и
т.д.
— со