Совесть это болезнь или главный лекарь

Совесть это болезнь или главный лекарь thumbnail

Классный час

Тема «Совесть – это болезнь и главный лекарь»

Цели: Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;

Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Задачи:

Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство со значением слова «совесть»;

Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор;

Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.

Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация «Совесть это болезнь и главный лекарь»; цветные карточки: желтые, зеленые, голубые; карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью», карточки для 1 группы: совесть, доброта, грех), 2 группа: дружба, совесть, ложь, 3 группа: любовь, совесть, трусость; карточки со словами: ДОБРО, ЗЛО; словари: БСЭ, В.Даля, Ушакова; пословицы; сердечки.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Добрый день, дети.

  • Дети с желтой карточкой сядут за 1 ряд, вы – 1 группа, с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа), с голубой карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.

2. Рефлексия

  • Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

3. Мотивационная установка на успех

  • Повторяйте за мной:

Я хороший добрый человек,

Всем в классе я желаю здоровья, радости.

  • У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. Прочитает дружно та команда, которая быстрее всех соберет. (Жить в ладу со своей совестью.)

4. Сообщение темы и цели занятия

  • Кто из вас догадался, какая тема нашего занятия?

  • А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить.

На слайде слова-подсказки:

– я узнаю…

– будем учиться развивать в себе … (положительные качества)

-воспитывать … (нравственные качества)

  • Молодцы, вы правильно определили.

  • Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью.

5. Знакомство с видеороликом «Осколки в сердце»

  • На парте перед вами карточки, прочитайте слова. Скажите одним словом, что это? (Для 1 группы: совесть, доброта, грех) , (2 группа: дружба, совесть, ложь), 3 группа: любовь, совесть, трусость).

  • А теперь распределите по признаку эти качества на 2 группы. Что у вас получилось? (добрые и злые) Работа с доской: прикрепите карточки в 2 столбика: ДОБРО ЗЛО

  • Какое слово повторяется несколько раз? (Совесть.)

«Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла — и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня, — сказал человек.

— Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, — ответил слепой.

— Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

— Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

— Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

— Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

— Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души?

— Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?

— Что является лекарством, исцеляющим душу?

— Что такое СОВЕСТЬ?

— Продолжите мою фразу: «Совесть – это…» (Дети передают друг другу мягкую игрушку)

Формулировка темы «Совесть – это болезнь и главный лекарь» (работа с ватманами)

Работа с дополнительным источником.

— А как толкуют значение этого слова авторы словарей.

Предлагаю группам поискать это определение в разных словарях и хорошо читающие дети вслух произносят.

1 группа. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) СОВЕСТЬ

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

И так, совесть- это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков.

У  известного педагога 20 века Антона Семеновича Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом».  

  • А что значит – поступать по совести. Разберем ситуации.

Ситуация 1. Накануне урока географии Артёму позвонила одноклассница Олеся, отсутствовавшая на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Артём ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле  не записал домашнее задание. На уроке Олесю спросили,  и она не ответила. В итоге – плохая оценка. Оцените действия одноклассников.

Ситуация 2. В школьном коридоре Саша  нашел сотовый телефон. Кроме Саши, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 3. Вы покупаете в магазине хлеб, расплачиваетесь пятидесятирублевой купюрой, и продавец (ученик) по ошибке возвращает вам ваши 50 рублей только мелочью и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Учащиеся представляют результаты обсуждений, высказывают свою точку зрения.

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок, высказываний известных людей, вспомните их.

Работа с пословицами и поговорками.

1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

Чтение пословиц по 1 от каждой группы.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Совесть без зубов грызет.

От человека утаишь, а от совести нет.

4. Игра «Чего нужно и не нужно стыдиться?»

Задание: разложить карточки по стопкам «стыдно», «не стыдно»

  • Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

  • Чего не нужно стыдиться?

— бедность своих родителей;

— неряшливый вид;

— аккуратная, но не модная одежда;

— пренебрежение к окружающим;

— высокомерие;

— физические недостатки;

— некрасивые поступки;

— не престижная работа родителей;

— твое «простое» происхождение;

— невежество, необразованность, безграмотность;

— вульгарная внешность;

-нецензурные выражения.

6. Тренинг «Как не попасть в сети зла?

  • Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

7. Просмотр видеоролика «Воробей»

Я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» и сравнить с предыдущим.

  • Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

8. Подведение итогов. (Составление коллажа)

  • Ребята, у вас на столах лежат рисунки, с помощью которых нам предстоит составить коллаж, олицетворяющий совесть в двух ее проявлениях. Он должен быть простой и понятный всем.

  • Что у нас получилось? (защита)

9. Рефлексия.

  • Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте их в кармашке того коллажа, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора

РЕЗЕРВ.

7. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести — это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

  • Прочитайте нам то, что написали.

  • Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (попросить прощения)

  • Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

  • Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

  • Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

  • В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)

  • Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация классного часа «Совесть- это болезнь или главный лекарь»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

СОВЕСТЬ – ЭТО БОЛЕЗНЬ И ГЛАВНЫЙ ЛЕКАРЬ

Описание слайда:

СОВЕСТЬ – ЭТО БОЛЕЗНЬ И ГЛАВНЫЙ ЛЕКАРЬ

2 слайд

Я ХОРОШИЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕМ В КЛАССЕ Я ЖЕЛАЮ ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ

Описание слайда:

Я ХОРОШИЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕМ В КЛАССЕ Я ЖЕЛАЮ ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ

3 слайд

 - Я УЗНАЮ… - БУДЕМ УЧИТЬСЯ РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ … - ВОСПИТЫВАТЬ…

Описание слайда:

— Я УЗНАЮ… — БУДЕМ УЧИТЬСЯ РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ … — ВОСПИТЫВАТЬ…

4 слайд

СОВЕСТЬ – ЭТО БОЛЕЗНЬ И ГЛАВНЫЙ ЛЕКАРЬ

Описание слайда:

СОВЕСТЬ – ЭТО БОЛЕЗНЬ И ГЛАВНЫЙ ЛЕКАРЬ

5 слайд

ОСКОЛКИ В СЕРДЦЕ

Описание слайда:

ОСКОЛКИ В СЕРДЦЕ

6 слайд

СОВЕСТЬ – ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ МОРАЛЬНЫЙ СТРАХ, НЕСУЩИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА ПОВЕДЕН

Описание слайда:

СОВЕСТЬ – ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ МОРАЛЬНЫЙ СТРАХ, НЕСУЩИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЗА ВЫБОР ИМ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ, ПОСТУПКОВ

7 слайд

У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по сове

Описание слайда:

У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом». А что значит — поступать по совести?

8 слайд

СИТУАЦИИ Ситуация 1. Накануне урока географии Артёму позвонила одноклассница

Описание слайда:

СИТУАЦИИ Ситуация 1. Накануне урока географии Артёму позвонила одноклассница Олеся, отсутствовавшая на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Артём ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле  не записал домашнее задание. На уроке Олесю спросили,  и она не ответила. В итоге – плохая оценка. Оцените действия одноклассников.

9 слайд

СИТУАЦИИ Ситуация 2. В школьном коридоре Саша  нашел сотовый телефон. Кроме С

Описание слайда:

СИТУАЦИИ Ситуация 2. В школьном коридоре Саша  нашел сотовый телефон. Кроме Саши, в коридоре никого не было. Как вы думаете, как он должен поступить?

10 слайд

СИТУАЦИИ Ситуация 3. Вы покупаете в магазине хлеб, расплачиваетесь пятидесяти

Описание слайда:

СИТУАЦИИ Ситуация 3. Вы покупаете в магазине хлеб, расплачиваетесь пятидесятирублевой купюрой, и продавец (ученик) по ошибке возвращает вам ваши 50 рублей только мелочью и дает вам сдачу. Как вы поступите?

11 слайд

итоги классного часа Что нового вы узнали, обсуждая эту тему? Над чем задумал

Описание слайда:

итоги классного часа Что нового вы узнали, обсуждая эту тему? Над чем задумались впервые? Что помог понять классный час?

Выберите книгу со скидкой:

Совесть это болезнь или главный лекарь

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-197132

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

Презентация на тему: » Деловая игра : Совесть –это болезнь или главный лекарь (классный час)» — Транскрипт:

Источник