Сущность болезни и ее основные признаки
Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают морфофункциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме ОДА.
Болезнь — это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминированными изменениями степени компенсаторно-приспособительной саморегуляции живых систем. Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть переходом в новое качественное состояние.
Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру болезни делят на острые, подострые и хронические. Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы. Подострое заболевание протекает более вяло. Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение, а в спорте — раннее возобновление тренировок или участие в соревнованиях.
Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.
Патологический процесс — это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например, повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.
Патологическое состояние — один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического состояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.
Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Чаще всего болезни возникают в результате воздействия внешних факторов. Однако болезни могут возникать и от внутренних причин, лежащих в самом организме. Внешние (экзогенные) причины — переохлаждение, перегревание, радиация, недоедание и др. — изменяют внутреннее состояние организма, в результате чего снижается иммунитет, сопротивляемость к болезнетворным факторам. Внутренние (эндогенные) причины болезней связывают с наследственностью, конституцией, реактивностью, иммунитетом и др.
Патогенез — это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни. Патологический процесс может развиваться на различных уровнях: молекулярном, тканевом, органном, наконец захватывать целую систему. Следует отметить. что в организме все клетки, ткани и органы неразрывно связаны. Поэтому нет местных болезней, всегда болеет весь организм. Отсюда вытекает основной принцип лечения: надо лечить не болезнь, а больного (М.Я. Мудров).
В течение каждой болезни различают следующие периоды: 1 — скрытый, или латентный; 2 — продромальный, или период предвестников болезни; 3 — период развернутого течения болезни; 4 — период завершения болезни.
Скрытый (латентный) период — это время от момента внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называется инкубационным.
Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д.
Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризующиеся сочетанием некоторых симптомов. Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом.
Период завершения болезни бывает разным: выздоровление с восстановлением функций, переход в хроническую форму, осложнения или смерть.
Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.
Иногда основные проявления болезни бывают выражены настолько неотчетливо, что ее трудно диагностировать. Такие формы болезни называют стертыми.
Формы болезни с легким течением и с более быстрым, чем обычно, исчезновением всех болезненных проявлений называют абортивными.
Стертые и абортивные формы заболеваний нередко встречаются у спортсменов.
Обычное течение болезни может измениться в результате осложнений или рецидивов. Осложнение — это присоединение к основным проявлениям болезни изменений, обусловленных не теми факторами, которые вызвали основное заболевание, а какими-то другими, дополнительными. Рецидив — возобновление болезни (например, дизентерии) после более или менее длительного промежутка кажущегося выздоровления. От рецидива нужно отличать повторное возникновение того же заболевания после действительно полного выздоровления (например, повторное воспаление легких). Болезни делят по характеру течения на острые, подострые и хронические. При остром течении имеет место быстрое нарастание и быстрое исчезновение всех симптомов болезни, продолжительность заболевания — от нескольких дней до нескольких недель (грипп, ангина, воспаление легких и др.). При подостром течении заболевание длится недели и месяцы. При хроническом течении оно продолжается многие годы, а иногда всю жизнь и характеризуется периодами затишья, иногда даже кажущимся излечением и периодами обострения с вспышками острых явлений заболевания. Остро текущее заболевание может перейти в подострое или хроническое. Этому способствует плохое, недостаточно активное или незаконченное лечение, а в спорте — раннее возобновление тренировок после болезни, использование форсированных нагрузок. В ряде случаев заболевание с самого начала течет, очень вяло и приобретает хронический характер.
Ведущим принципом классификации болезней является органный или системный, например болезни печени, болезни сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
Понятие о бронхиальной астме и эмфиземе легких. Задачи и особенности физической реабилитации больных с бронхиальной астмой и эмфиземой легких на разных этапах. Специальные упражнения. Методы оценки адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.
Бронхиальная астма — одно из наиболее распространенных заболеваний и обнаруживается тенденция постоянного роста этого заболевания. «Бронхиальная астма — хроническое, рецидивирующее заболевание инфекционной или неинфекционной этиологии, обязательным патогенетическим механизмом которого является сенсибилизация, а основным клиническим признаком — приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции, отека слизистой бронха.
Проведение реабилитационных мероприятий при бронхиальной астме ставит задачей поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма. С этой целью используется комплекс лечебно- восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.
Назначение указанных методов определяется состоянием больного и особенностями течения заболевания.
В реабилитации больного бронхиальной астмой физическим факторам воздействия принадлежит ведущая роль.
Физическая культура является мощным фактором оздоровительного воздействия на организм больного, бронхиальной астмой. Занятия лечебной физкультурой способствуют адаптации организма больного, его сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммунологическую реактивность в отношении вирусной и бактериальной инфекции. Важное значение имеют дыхательные упражнения, направленные на устранение патологических изменений со стороны бронхолегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов.
Умение управлять своим дыханием, возникающее в результате систематической тренировки дыхания, обеспечивает больному осуществление более полноценного дыхательного акта во время приступа удушья, что значительно облегчает его состояние и требует применения меньшего количества спазмолитиических медикаментозных средств.
Основные задачи ЛФК:
1. Нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного патологического очага) и снижение общей напряженности.
2. Уменьшение спазма бронхов и бронхиол.
3. Развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха.
4. Укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания.
5. Увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки.
6. Обучение произвольному мышечному расслаблению.
7. Обучение больного управлять своим дыханием с тем, чтобы владеть им во время астматического приступа.
8. Увеличение функциональных резервов с помощью тренировки.
9. Достижение регрессии обратимых и стабилизация необратимых изменений в легких.
В случае имеющихся изменений со стороны сердечно-сосудистой системы добавляется задача по тренировке и укреплению аппарата кровообращения.
Средства физической реабилитации.Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.
После окончания приступа, для облегчения удаления трудно отделяющейся мокроты, устранения возникающих участков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом. В основном же лечебную гимнастику назначают в период между приступами при улучшении общего состояния больного. Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий и грудной клетки, в этих же целях применяются упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки. Курс лечебной гимнастики можно условно разделить на два периода: подготовительный и тренировочный. Подготовительный период служит больному для ознакомления со специальными упражнениями, для восстановления механизма правильного дыхания, а методисту для ознакомления с функциональными возможностями больного. Продолжительность его 2-3 дня, темп упражнений медленный. В тренировочном периоде применяется широкий арсенал общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений, преследующих цель полностью снять неблагоприятные последствия астматического приступа, осуществить тренировку аппарата внешнего дыхания, улучшить газообмен, интенсифицировать обменные процессы, повысить работоспособность организма в целом. Темп медленный и средний, продолжительность от 2-х до 3-х недель. В занятия ЛГ необходимо включать самые простые, легко выполняемые упражнения — в виде сгибаний, разгибаний, отведений и приведений конечностей, а также упражнения на разгибания туловища, наклоны вперед, в стороны. В тренировочном периоде активно используются гимнастические предметы (палка, мяч), упражнения на гимнастической стенке. Специальные физические упражнения ставят своей целью тренировку и развитие функций и органов, которые нарушены в связи с заболеваниями. Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание при бронхиальной астме уделяется специальным дыхательным упражнениям как статическим, из которых важно выделить диафрагмальное дыхание, так и динамическим.
Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Подбор упражнений и длительность лечебной гимнастики при бронхиальной астме носят сугубо индивидуальный характер, зависят от физической подготовленности занимающихся и тяжести заболевания. Оценка эффективности предлагаемой методики осуществляется на основании самочувствия, показателей функции внешнего дыхания и кровообращения: ЧД, ЖЕЛ, ЧСС, физиологической кривой.
Противопоказания к занятиям ЛГ: при лихорадочных состояниях, в период резко выраженного обострения воспаления, при частых приступах удушья, при выраженной легочно-сердечной недостаточности III степени.
Важное место в системе реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, принадлежит закаливанию.
В реабилитации больных бронхиальной астмой широкое применение находят физиотерапевтические методы.
В специализированных санаториях для лечения бронхиальной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны). Одним из факторов терапевтического воздействия при лечении больных бронхиальной астмой на курортах является климатотерапия.
Важным звеном в системе последующей реабилитации больных бронхиальной астмой является санаторное лечение. Оно проводится как в специальных пульмонологических санаториях, расположенных на юге страны, так и в местных санаториях. Основными лечебными факторами, используемыми для восстановления здоровья у больных во время пребывания в санатории, являются воздушные и солнечные ванны, лечебная гимнастика, массаж, проведение закаливания с применением воздушных процедур.
Реабилитация больных бронхиальной астмой в условиях диспансерного поликлинического наблюдения ставит задачу закрепления положительных результатов, достигнутых на этапе стационарного и санаторного лечения и проведения комплекса реабилитационных мер, направленных на достижение устойчивой ремиссии.
Эмфизема легких — заболевание, характеризующее стойким расширением легких, увеличением их воздушности вследствие понижения эластичности легочной ткани. В альвеолах происходят трофические изменения, их размер при этом увеличивается.
При эмфиземе легких ухудшается альвеолярная вентиляция, нарушается диффузия газов, развивается гипоксемия, все это ведет вначале к легочной недостаточности, а в последующем — к сердечно — сосудистой недостаточности.
В результате увеличения объема легких и малой подвижности диафрагмы снижается дыхательная экскурсия грудной клетки.
У больного имеется одышка, вначале экспираторного типа, т.е. затруднен выдох, а позже, когда развивается сердечная недостаточность и инспираторная, т.е. смешанная. Довольно рано появляется и некоторая сплюснутость лица и конечностей, зависящая вначале от дыхательной, а затем от сердечной декомпенсации, грудная клетка принимает бочкообразную форму.
Специальными задачами ЛФК при эмфиземе являются:
1) сохранение эластичности легочной ткани;
2) развитие подвижности грудной клетки;
3) тренировка диафрагмального дыхания;
4) укрепление дыхательных мышц, в первую очередь участвующих в выдохе;
5) обучение навыкам правильного дыхания с удлиненным выдохом.
Удлиненный выдох уменьшает количество остаточного воздуха и тем самым способствует улучшению газообмена. Увеличение же подвижности грудной клетки и экскурсии диафрагмы создают условия, облегчающие работу сердца. В целом же физические упражнения наряду с улучшением процессов газообмена и функции кровообращения обеспечивают тонизирующее воздействие на ЦНС и другие органы и системы.
ЛФК назначается вне фазы обострения, при отсутствии выраженной сердечно-сосудистой недостаточности.
В занятиях используются упражнения малой и умеренной интенсивности. Широко используются упражнения для сохранения подвижности грудной клетки, упражнения в наклонах, поворотах и вращения туловища. Упражнения скоростно-силового характера применяются ограниченно с вовлечением в движения небольших мышечных групп. Недопустимы натуживания и задержки дыхания.
В случаях, когда в легочной ткани наступают необратимые изменения, развивается пневмосклероз, упражнения должны быть направлены на формирование компенсаций, улучшающих вентиляцию и повышающих газообмен.
С этой целью осуществляется тренировка диафрагмального дыхания и даются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом (упражнения с произношением звуков на выдохе). Для уменьшения остаточного воздуха в легких, особенно в его нижне-боковых участках часть упражнений завершается сдавливанием грудной клетки на выдохе самим больным, либо с помощью инструктора.
Плотность нагрузок небольшая, включаются паузы для отдыха, особенно это важно по отношению к больным, имеющим изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, темп выполнения упражнений должен быть медленным, по мере улучшения адаптации организма к физической нагрузке увеличивается количество повторений и число самих упражнений. В последующем больным назначается ходьба, вначале в медленном темпе (60-70 шагов в мин.) в сочетании с удлиненным выдохом, в последующем, темп и расстояние увеличиваются, хорошо воздействуют прогулки на свежем воздухе, лыжные прогулки, малоподвижные игры с паузами для дыхательных упражнений.
Рекомендуемые страницы:
Источник
Понимание
сущности болезни нашло свое отражение
в структуре слов, выражающих понятие
«болезнь» на том или ином языке. Слово
болезнь
в русском языке происходит от слова
«боль». Наиболее общим смысловым понятием
«болезнь» едва ли не на всех языках мира
является выражение ее вреда, неудобства,
тяжести (disease,
англ.)
общего состояния больного человека,
ощущение боли и слабости, неспособности
к труду и спокойной жизни. В древнегреческом
словаре болезнь обозначается словом
nosos
или
pathos
—
страдание. Латинское morbus
явилось
основанием для многих обозначений слова
«болезнь» в языках романской группы.
Известные
определения болезни, принадлежащие
крупнейшим философам и патологам
мира (Р. Вирхов, И.П. Павлов, К. Бернар,
В.В. Пашутин и др.), составляют основу
общей нозологии. Другие выражают только
отдельные частные стороны этой большой
и до конца еще не решенной проблемы.
Наконец, отдельные определения имеюттолько
историческое значение. Все существующие
определения болезни не являются
всеобъемлющими. Это хорошо показал
в свое время Н.Н. Сиротинин (1957). Вслед
за И.И. Мечниковым он подчеркивал значение
сравнительного и эволюционного подхода
к оценке сущности болезней у живых
существ.
Основной
признак, характеризующий болезнь как
с биологической, так и социальной точки
зрения, — »стеснение», нарушение,
повреждение жизни при болезни. Этот
признак подчеркивал И.М. Сеченов. Он
считал, что болезни возникают под
влиянием «разрушительных раздражений»
окружающей среды. Р. Вирхов утвердил
формулу, что болезнь — это повреждение
клеток, от которых «… зависит жизнь,
здоровье, болезнь и смерть». Он полагал,
что болезнь является местным процессом
и недооценивал роль нарушений
регуляторных механизмов и
защитно-приспособительных процессов
в возникновении и развитии болезни.
И.П. Павлов говорил о различных
«поломах» структуры, функции и регуляции
функций при болезнях.
В
развитии учения о болезни значительное
внимание уделялось влиянию защитных,
компенсаторных, приспособительных
процессов. Об обязательном участии
их в механизме развития болезни писал
Ю. Конгейм. И.П. Павлов называл эти
процессы «физиологической мерой» против
болезни. В.В. Подвысоцкий говорил о
«целительных» силах организма. И.В.
Давыдовский и некоторые философы (В.П.
Петленко, А.Д. Степанов) явно переоценивали
эту сторону в развитии болезни и
определяли болезнь только как
приспособление и даже как фактор
прогрессивной эволюции.
По
поводу определения болезни как
приспособления необходимо сделать
следующие замечания. Болезнь, как и
смерть, является одним из проявлений
всего живого. На это указывал еще К.
Бернар. Так как болезнь представляет
собой прежде всего жизненный процесс,
то, естественно, все признаки жизни,
свойственные ей и характерные для нее,
присущи и болезни. В больном организме
обмен веществ и энергии происходит
в различных формах. Во время болезни
организм тоже обладает реактивностью,
приспособляемостью к существованию в
окружающей среде, в нем продолжаются в
различных формах процессы роста и
размножения клеток и т.д. Все эти
процессы, как и в здоровом организме,
обладают специфичностью, т.е. представляют
собой поток информации (К. Уоддингтон).
Именно поэтому неверно сводить сущность
болезни к какому-либо одному из общих
признаков здоровой или больной жизни,
например свойству приспособления живых
организмов к существованию в окружающей
среде. Некоторые современные биологи
(К. Уоддингтон) понимают сущность
приспособления прежде всего как
способность к размножению. С этой
точки зрения болезнь никак не подходит
под определение приспособления, так
как больные животные обычно размножаются
значительно хуже здоровых.
Неверно
сводить определение болезни к
приспособлению также и потому, что это
будет определение по сходству, а не по
различию между здоровьем и болезнью.
Действительно, с таким же основанием
можно говорить, что болезнь — это обмен
веществ, так как он протекает и в
здоровом, и в больном организме.
Надо
учитывать, что первичным и основным
процессом в развитии каждой болезни
является
повреждение, разрушение, дезорганизация
структур и функций заболевшего организма.
Все реактивные, защитные, компенсаторные,
приспособительные процессы всегда
вторичны, развиваются вслед за повреждением
либо тем или иным болезнетворным
воздействием на организм.
В
процессе развития любой болезни
приспособительные и компенсаторные
процессы сами становятся вредными для
больного и тяжело отражаются на его
состоянии.
Г.
Селье назвал описанные им синдром
«стресс» (напряжение) болезнью
адаптации, или болезнью приспособления.
Он этим также подчеркнул, что напряжение
приспособительных систем организма
при болезни само по себе вредно для
организма и может ухудшить течение
болезни. Болезнь адаптации свидетельствует
также о том, что попытки видеть в любой
болезни только элементы приспособления
заболевшего органивма к существованию
в окружающей среде несостоятельны и не
могут быть приняты всерьез.
Таким
образом, сущность болезни нельзя свести
только к приспособлению, хотя
приспособительные, компенсаторные
процессы участвуют в жизни больного
организма, так как они являются
обязательными для жизни здоровых живых
существ во всех ее проявлениях.
Примером
упрощенного толкования сущности болезни
в плане молекулярной патологии можно
назвать концепцию Полинга о «больных
молекулах». На самом деле нет больных
молекул, а есть болезни, при которых
появляются молекулы необычных для
здорового организма состава и свойства.
В широком смысле слова все болезни
являются молекулярными, но закономерности
молекулярных процессов опосредуются
у животных в биологическом плане, а
биологические процессы у человека — и
в социальном.
У
человека как существа социального
важнейшим и обязательным звеном в
поддержании здоровья и развития болезни
является опосредование биологических
(физиологических) процессов социальными
факторами. Значительное влияние на эти
процессы, как уже отмечалось, оказывает
трудовая деятельность человека,
отличающая его от животных.
Важнейшая
роль социальных факторов в развитии
патологических процессов становится
очевидной при изучении действия любых
болезнетворных причин на организм
человека. По существу, все они действуют
на организм человека опосредованно
через социальную его природу и окружающие
его социальные процессы.
Действительно,
хорошо известны влияния социальных
факторов на возникновение
эпидемическихпроцессов (например,
внутрибольничные, водопроводные,
военные, голодные эпидемии). Существует
много профессий, социально опосредующих
возможность возникновения различных
профессиональных заболеваний,
предупреждение которых требует особых
мер защиты и режима труда работающих.
Тяжкой формой социального опосредования
массовой гибели и заболеваемости людей
являются войны. Действие на организм
человека физических и химических
болезнетворных факторов (тепло, холод,
электроэнергия, ядовитые вещества
и др.), за редким исключением (поражение
молнией, отравление ядовитыми грибами,
замерзание неподвижного человека на
холоде и т.п.), также опосредовано
социальными факторами — одеждой, жильем,
электроприборами и пр. При этом ряд
источников ионизирующей радиации,
электроэнергии и т.п., способных вызвать
в организме тяжелые повреждения,
создан трудом человека. Возникающие в
результате этого повреждения
патологические процессы также являются
социально опосредованными.
Важно
подчеркнуть, что болезнь — это
качественно новый жизненный процесс,
при котором хотя и сохраняются функции,
присущие здоровому организму, но
появляются новые изменения. Например,
у здорового человека количество
вновь образующихся клеток в организме
строго равно числу погибших (в результате
завершившегося жизненного цикла) клеток.
У больных с опухолями появляется клон
клеток, обладающих высоким потенциалом
к размножению, но при этом сохраняются
и нормально функционирующие клеточные
системы. На уровне целого организма
новое качество — это снижение
приспособляемости и трудоспособности.
Резюмируя
изложенное, можно дать следующее
определение: болезнь — это сложная
общая реакция организма на повреждающее
действие факторов внешней среды;
это качественно новый жизненный процесс,
сопровождающийся структурными,
метаболическими и функциональными
изменениями разрушительного и
приспособительного характера в органах
и тканях, приводящими к снижению
приспособляемости организма к
непрерывно меняющимся условиям
окружающей среды и ограничению
трудоспособности.Критерии
болезни.
Важным критерием болезни являются
жалобы больного (недомогание, боль,
различные функциональные нарушения и
др.), которые, однако, не всегда объективно
отражают состояние организма. В ряде
случаев люди с повышенной мнительностью
и поверхностно, но достаточно широко
осведомленные об отдельных симптомах
того или иного заболевания(ий) и причинах,
их вызывающих, могут дезинформировать
врача, рассказывая ему о своих недомоганиях
и связывая их со спецификой профессии
(например, работой с источниками
радиоактивного излучения) или
определенным местом жительства
(например, в зонах, на их взгляд,
экологического неблагополучия и др.).
Студенты медицинских вузов, приступая
к изучению клинических дисциплин и
знакомясь с симптомами отдельных
заболеваний, часто «проецируют» их на
себя, сверяя написанное на страницах
учебников с собственным самочувствием
(«болезнь третьего курса»).
Определяющим
критерием болезни являются результаты
объективного обследования пациента
с привлечением широкого комплекса
лабо- раторно-инструментальных методов
исследования, позволяющих выявить те
или иные отклонения от нормы и установить
характерные симптомы (признаки)заболевания.
Важнейшим
критерием болезни является, как уже
указывалось, снижение приспособляемости
и трудоспособности. Для выявления
снижения приспособительных
возможностей организма проводятся так
называемые функциональные пробы,
когда организм (орган, система органов)
искусственно ставится в условия, в
которых он вынужден проявлять усиленную
способность к функционированию. В этой
связи введено понятие «функциональный
резерв», т.е. показатель, отражающий
минимальную величину нагрузки, ведущей
к расстройству функции того или иного
органа (например, функциональные
нагрузки, применяемые для выявления
отклонений ЭКГ; так называемая
сахарная нагрузка при диабете).
Общие
принципы классификации болезней.
Известно много классификаций болезней,
основанных на различных принципах.
Болезни делят по причинам, вызывающим
заболевание, например наследственные,
инфекционные болезни, травмы, лучевая
болезнь и т.д. Согласно другому принципу
болезни классифицируют по особенности
патогенеза, например болезни обмена
веществ, аллергические болезни, шок и
т.д. Важное место в классификации
болезней занимают возрастные принципы.
Различают болезни новорожденных
(микропедиатрия), детские болезни
(педиатрия), болезни старческого возраста
(гериатрия). Специальным разделом
медицины являются женские болезни
(гинекология).
Соседние файлы в предмете Патологическая физиология
- #
23.02.201516.36 Mб309Patofiziologia_Zayko.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник