Сущность болезни и ее основные признаки

Сущность болезни и ее основные признаки thumbnail

Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда ор­ганизм подвергается чрезмерным физиче­ским и психоэмоциональным нагрузкам, либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают морфофункциональные изменения, нередко перехо­дящие в болезнь или приводящие к травме ОДА.

Болезнь — это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминирован­ными изменениями степени компенса­торно-приспособительной саморегуляции живых систем. Норма есть мера жизнедея­тельности организма в данных конкрет­ных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической са­морегуляции. Болезнь связана с превра­щением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть перехо­дом в новое качественное состояние.

Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру болезни делят на острые, подострые и хронические. Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы. Подострое заболевание протекает более вяло. Хроническое заболевание продол­жается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хрониче­ское. Этому способствует недостаточно активное лечение, а в спорте — раннее во­зобновление тренировок или участие в со­ревнованиях.

Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.

Патологический процесс — это реак­ция организма на болезнетворное раздра­жение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные пато­логические процессы, например, повыше­ние температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.

Патологическое состояние — один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического со­стояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.

Выявление и изучение причин болез­ней служат основой профилактики. Чаще всего болезни возникают в результате воз­действия внешних факторов. Однако бо­лезни могут возникать и от внутренних причин, лежащих в самом организме. Внешние (экзогенные) причины — пере­охлаждение, перегревание, радиация, не­доедание и др. — изменяют внутреннее со­стояние организма, в результате чего сни­жается иммунитет, сопротивляемость к болезнетворным факторам. Внутренние (эндогенные) причины болезней связыва­ют с наследственностью, конституцией, реактивностью, иммунитетом и др.

Патогенез — это учение о механизмах возникновения, развития и течения болез­ни. Патологический процесс может разви­ваться на различных уровнях: молекуляр­ном, тканевом, органном, наконец захва­тывать целую систему. Следует отметить. что в организме все клетки, ткани и орга­ны неразрывно связаны. Поэтому нет ме­стных болезней, всегда болеет весь орга­низм. Отсюда вытекает основной прин­цип лечения: надо лечить не болезнь, а больного (М.Я. Мудров).

В течение каждой болезни различают следующие периоды: 1 — скрытый, или латентный; 2 — продромальный, или пе­риод предвестников болезни; 3 — период развернутого течения болезни; 4 — период завершения болезни.

Скрытый (латентный) период — это время от момента внедрения болезнетвор­ного агента в организм до первых проявле­ний болезни. При инфекционных заболе­ваниях скрытый период называется инку­бационным.

Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, по­вышении температуры и т.д.

Период развернутого течения для каж­дой болезни имеет определенные прояв­ления, характеризующиеся сочетанием некоторых симптомов. Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом.

Период завершения болезни бывает раз­ным: выздоровление с восстановлением функций, переход в хроническую форму, осложнения или смерть.

Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.

Иногда основные проявления болезни бывают выражены на­столько неотчетливо, что ее трудно диагностировать. Такие формы болезни называют стертыми.

Формы болезни с легким течением и с более быстрым, чем обыч­но, исчезновением всех болезненных проявлений называют абор­тивными.

Стертые и абортивные формы заболеваний нередко встречаются у спортсменов.

Обычное течение болезни может измениться в результате ос­ложнений или рецидивов. Осложнение — это присоединение к ос­новным проявлениям болезни изменений, обусловленных не теми факторами, которые вызвали основное заболевание, а какими-то другими, дополнительными. Рецидив — возобновление болезни (например, дизентерии) после более или менее длительного проме­жутка кажущегося выздоровления. От рецидива нужно отличать повторное возникновение того же заболевания после действительно полного выздоровления (например, повторное воспаление легких). Болезни делят по характеру течения на острые, подострые и хронические. При остром течении имеет место быстрое нарас­тание и быстрое исчезновение всех симптомов болезни, продолжи­тельность заболевания — от нескольких дней до нескольких недель (грипп, ангина, воспаление легких и др.). При подостром те­чении заболевание длится недели и месяцы. При хрониче­ском течении оно продолжается многие годы, а иногда всю жизнь и характеризуется периодами затишья, иногда даже кажу­щимся излечением и периодами обострения с вспышками острых яв­лений заболевания. Остро текущее заболевание может перейти в подострое или хроническое. Этому способствует плохое, недоста­точно активное или незаконченное лечение, а в спорте — раннее во­зобновление тренировок после болезни, использование форсирован­ных нагрузок. В ряде случаев заболевание с самого начала течет, очень вяло и приобретает хронический характер.

Ведущим принципом классификации болезней является орган­ный или системный, например болезни печени, болезни сердечно-со­судистой, дыхательной и других систем.

Понятие о бронхиальной астме и эмфиземе легких. Задачи и особенности физической реабилитации больных с бронхиальной астмой и эмфиземой легких на разных этапах. Специальные упражнения. Методы оценки адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Бронхиальная астма — одно из наиболее распространенных заболеваний и обнаруживается тенденция постоянного роста этого заболевания. «Бронхиальная астма — хроническое, рецидивирующее заболевание инфекционной или неинфекционной этиологии, обязательным патогенетическим механизмом которого является сенсибилизация, а основным клиническим признаком — приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции, отека слизистой бронха.

Проведение реабилитационных мероприятий при бронхиальной астме ставит задачей поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспечивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспечения организма. С этой целью используется комплекс лечебно- восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.

Читайте также:  Болезни кожи связанные с воздействием излучения

Назначение указанных методов определяется состоянием больного и особенностями течения заболевания.

В реабилитации больного бронхиальной астмой физическим факторам воздействия принадлежит ведущая роль.

Физическая культура является мощным фактором оздоровительного воздействия на организм больного, бронхиальной астмой. Занятия лечебной физкультурой способствуют адаптации организма больного, его сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммунологическую реактивность в отношении вирусной и бактериальной инфекции. Важное значение имеют дыхательные упражнения, направленные на устранение патологических изменений со стороны бронхолегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов.

Умение управлять своим дыханием, возникающее в результате систематической тренировки дыхания, обеспечивает больному осуществление более полноценного дыхательного акта во время приступа удушья, что значительно облегчает его состояние и требует применения меньшего количества спазмолитиических медикаментозных средств.

Основные задачи ЛФК:

1. Нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного патологического очага) и снижение общей напряженности.

2. Уменьшение спазма бронхов и бронхиол.

3. Развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха.

4. Укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания.

5. Увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки.

6. Обучение произвольному мышечному расслаблению.

7. Обучение больного управлять своим дыханием с тем, чтобы владеть им во время астматического приступа.

8. Увеличение функциональных резервов с помощью тренировки.

9. Достижение регрессии обратимых и стабилизация необратимых изменений в легких.

В случае имеющихся изменений со стороны сердечно-сосудистой системы добавляется задача по тренировке и укреплению аппарата кровообращения.

Средства физической реабилитации.Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

После окончания приступа, для облегчения удаления трудно отделяющейся мокроты, устранения возникающих участков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом. В основном же лечебную гимнастику назначают в период между приступами при улучшении общего состояния больного. Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий и грудной клетки, в этих же целях применяются упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки. Курс лечебной гимнастики можно условно разделить на два периода: подготовительный и тренировочный. Подготовительный период служит больному для ознакомления со специальными упражнениями, для восстановления механизма правильного дыхания, а методисту для ознакомления с функциональными возможностями больного. Продолжительность его 2-3 дня, темп упражнений медленный. В тренировочном периоде применяется широкий арсенал общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений, преследующих цель полностью снять неблагоприятные последствия астматического приступа, осуществить тренировку аппарата внешнего дыхания, улучшить газообмен, интенсифицировать обменные процессы, повысить работоспособность организма в целом. Темп медленный и средний, продолжительность от 2-х до 3-х недель. В занятия ЛГ необходимо включать самые простые, легко выполняемые упражнения — в виде сгибаний, разгибаний, отведений и приведений конечностей, а также упражнения на разгибания туловища, наклоны вперед, в стороны. В тренировочном периоде активно используются гимнастические предметы (палка, мяч), упражнения на гимнастической стенке. Специальные физические упражнения ставят своей целью тренировку и развитие функций и органов, которые нарушены в связи с заболеваниями. Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание при бронхиальной астме уделяется специальным дыхательным упражнениям как статическим, из которых важно выделить диафрагмальное дыхание, так и динамическим.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Подбор упражнений и длительность лечебной гимнастики при бронхиальной астме носят сугубо индивидуальный характер, зависят от физической подготовленности занимающихся и тяжести заболевания. Оценка эффективности предлагаемой методики осуществляется на основании самочувствия, показателей функции внешнего дыхания и кровообращения: ЧД, ЖЕЛ, ЧСС, физиологической кривой.

Противопоказания к занятиям ЛГ: при лихорадочных состояниях, в период резко выраженного обострения воспаления, при частых приступах удушья, при выраженной легочно-сердечной недостаточности III степени.

Важное место в системе реабилитации детей, больных бронхиальной астмой, принадлежит закаливанию.

В реабилитации больных бронхиальной астмой широкое применение находят физиотерапевтические методы.

В специализированных санаториях для лечения бронхиальной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны). Одним из факторов терапевтического воздействия при лечении больных бронхиальной астмой на курортах является климатотерапия.

Важным звеном в системе последующей реабилитации больных бронхиальной астмой является санаторное лечение. Оно проводится как в специальных пульмонологических санаториях, расположенных на юге страны, так и в местных санаториях. Основными лечебными факторами, используемыми для восстановления здоровья у больных во время пребывания в санатории, являются воздушные и солнечные ванны, лечебная гимнастика, массаж, проведение закаливания с применением воздушных процедур.

Реабилитация больных бронхиальной астмой в условиях диспансерного поликлинического наблюдения ставит задачу закрепления положительных результатов, достигнутых на этапе стационарного и санаторного лечения и проведения комплекса реабилитационных мер, направленных на достижение устойчивой ремиссии.

Эмфизема легких — заболевание, характеризующее стойким расширением легких, увеличением их воздушности вследствие понижения эластичности легочной ткани. В альвеолах происходят трофические изменения, их размер при этом увеличивается.

При эмфиземе легких ухудшается альвеолярная вентиляция, нарушается диффузия газов, развивается гипоксемия, все это ведет вначале к легочной недостаточности, а в последующем — к сердечно — сосудистой недостаточности.

В результате увеличения объема легких и малой подвижности диафрагмы снижается дыхательная экскурсия грудной клетки.

У больного имеется одышка, вначале экспираторного типа, т.е. затруднен выдох, а позже, когда развивается сердечная недостаточность и инспираторная, т.е. смешанная. Довольно рано появляется и некоторая сплюснутость лица и конечностей, зависящая вначале от дыхательной, а затем от сердечной декомпенсации, грудная клетка принимает бочкообразную форму.

Специальными задачами ЛФК при эмфиземе являются:

1) сохранение эластичности легочной ткани;

Читайте также:  Аутизм что это за болезнь у детей отзывы

2) развитие подвижности грудной клетки;

3) тренировка диафрагмального дыхания;

4) укрепление дыхательных мышц, в первую очередь участвующих в выдохе;

5) обучение навыкам правильного дыхания с удлиненным выдохом.

Удлиненный выдох уменьшает количество остаточного воздуха и тем самым способствует улучшению газообмена. Увеличение же подвижности грудной клетки и экскурсии диафрагмы создают условия, облегчающие работу сердца. В целом же физические упражнения наряду с улучшением процессов газообмена и функции кровообращения обеспечивают тонизирующее воздействие на ЦНС и другие органы и системы.

ЛФК назначается вне фазы обострения, при отсутствии выраженной сердечно-сосудистой недостаточности.

В занятиях используются упражнения малой и умеренной интенсивности. Широко используются упражнения для сохранения подвижности грудной клетки, упражнения в наклонах, поворотах и вращения туловища. Упражнения скоростно-силового характера применяются ограниченно с вовлечением в движения небольших мышечных групп. Недопустимы натуживания и задержки дыхания.

В случаях, когда в легочной ткани наступают необратимые изменения, развивается пневмосклероз, упражнения должны быть направлены на формирование компенсаций, улучшающих вентиляцию и повышающих газообмен.

С этой целью осуществляется тренировка диафрагмального дыхания и даются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом (упражнения с произношением звуков на выдохе). Для уменьшения остаточного воздуха в легких, особенно в его нижне-боковых участках часть упражнений завершается сдавливанием грудной клетки на выдохе самим больным, либо с помощью инструктора.

Плотность нагрузок небольшая, включаются паузы для отдыха, особенно это важно по отношению к больным, имеющим изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, темп выполнения упражнений должен быть медленным, по мере улучшения адаптации организма к физической нагрузке увеличивается количество повторений и число самих упражнений. В последующем больным назначается ходьба, вначале в медленном темпе (60-70 шагов в мин.) в сочетании с удлиненным выдохом, в последующем, темп и расстояние увеличиваются, хорошо воздействуют прогулки на свежем воздухе, лыжные прогулки, малоподвижные игры с паузами для дыхательных упражнений.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Понимание
сущности болезни нашло свое отражение
в структуре слов, выражающих понятие
«болезнь» на том или ином языке. Слово
бо­лезнь

в русском языке происходит от слова
«боль». Наиболее общим смысловым понятием
«болезнь» едва ли не на всех языках мира
является выражение ее вреда, неудобства,
тяжести (disease,
англ.)
общего состо­яния больного человека,
ощущение боли и слабости, неспособности
к труду и спокойной жизни. В древнегреческом
словаре болезнь обознача­ется словом
nosos
или
pathos

страдание. Латинское morbus
явилось
основанием для многих обозначений слова
«болезнь» в языках романской группы.

Известные
определения болезни, принадлежащие
крупнейшим фи­лософам и патологам
мира (Р. Вирхов, И.П. Павлов, К. Бернар,
В.В. Па­шутин и др.), составляют основу
общей нозологии. Другие выражают толь­ко
отдельные частные стороны этой большой
и до конца еще не решенной проблемы.
Наконец, отдельные определения имеюттолько
историческое значение. Все существующие
определения болезни не являются
всеобъ­емлющими. Это хорошо показал
в свое время Н.Н. Сиротинин (1957). Вслед
за И.И. Мечниковым он подчеркивал значение
сравнительного и эволюционного подхода
к оценке сущности болезней у живых
существ.

Основной
признак, характеризующий болезнь как
с биологической, так и социальной точки
зрения, — »стеснение», нарушение,
повреждение жизни при болезни. Этот
признак подчеркивал И.М. Сеченов. Он
считал, что болезни возникают под
влиянием «разрушительных раздражений»
окружающей среды. Р. Вирхов утвердил
формулу, что болезнь — это по­вреждение
клеток, от которых «… зависит жизнь,
здоровье, болезнь и смерть». Он полагал,
что болезнь является местным процессом
и недо­оценивал роль нарушений
регуляторных механизмов и
защитно-приспо­собительных процессов
в возникновении и развитии болезни.
И.П. Пав­лов говорил о различных
«поломах» структуры, функции и регуляции
функций при болезнях.

В
развитии учения о болезни значительное
внимание уделялось вли­янию защитных,
компенсаторных, приспособительных
процессов. Об обя­зательном участии
их в механизме развития болезни писал
Ю. Конгейм. И.П. Павлов называл эти
процессы «физиологической мерой» против
болезни. В.В. Подвысоцкий говорил о
«целительных» силах организма. И.В.
Давыдовский и некоторые философы (В.П.
Петленко, А.Д. Степанов) явно переоценивали
эту сторону в развитии болезни и
определяли бо­лезнь только как
приспособление и даже как фактор
прогрессивной эво­люции.

По
поводу определения болезни как
приспособления необходимо сделать
следующие замечания. Болезнь, как и
смерть, является одним из проявлений
всего живого. На это указывал еще К.
Бернар. Так как бо­лезнь представляет
собой прежде всего жизненный процесс,
то, есте­ственно, все признаки жизни,
свойственные ей и характерные для нее,
присущи и болезни. В больном организме
обмен веществ и энергии про­исходит
в различных формах. Во время болезни
организм тоже обладает реактивностью,
приспособляемостью к существованию в
окружающей среде, в нем продолжаются в
различных формах процессы роста и
раз­множения клеток и т.д. Все эти
процессы, как и в здоровом организме,
обладают специфичностью, т.е. представляют
собой поток информации (К. Уоддингтон).
Именно поэтому неверно сводить сущность
болезни к какому-либо одному из общих
признаков здоровой или больной жизни,
например свойству приспособления живых
организмов к существованию в окружающей
среде. Некоторые современные биологи
(К. Уоддингтон) понимают сущность
приспособления прежде всего как
способность к раз­множению. С этой
точки зрения болезнь никак не подходит
под опреде­ление приспособления, так
как больные животные обычно размножают­ся
значительно хуже здоровых.

Неверно
сводить определение болезни к
приспособлению также и потому, что это
будет определение по сходству, а не по
различию между здоровьем и болезнью.
Действительно, с таким же основанием
можно говорить, что болезнь — это обмен
веществ, так как он протекает и в
здо­ровом, и в больном организме.

Надо
учитывать, что первичным и основным
процессом в развитии каждой болезни
является
повреждение, разрушение, дезорганизация
структур и функций заболевшего организма.

Все реактивные, защит­ные, компенсаторные,
приспособительные процессы всегда
вторичны, развиваются вслед за повреждением
либо тем или иным болезнетвор­ным
воздействием на организм.

Читайте также:  Молитвы матери о детях от болезней матроне московской

В
процессе развития любой болезни
приспособительные и компен­саторные
процессы сами становятся вредными для
больного и тяжело отражаются на его
состоянии.

Г.
Селье назвал описанные им синдром
«стресс» (напряжение) бо­лезнью
адаптации, или болезнью приспособления.
Он этим также под­черкнул, что напряжение
приспособительных систем организма
при бо­лезни само по себе вредно для
организма и может ухудшить течение
болезни. Болезнь адаптации свидетельствует
также о том, что попытки видеть в любой
болезни только элементы приспособления
заболевшего органивма к существованию
в окружающей среде несостоятельны и не
могут быть приняты всерьез.

Таким
образом, сущность болезни нельзя свести
только к приспо­соблению, хотя
приспособительные, компенсаторные
процессы участву­ют в жизни больного
организма, так как они являются
обязательными для жизни здоровых живых
существ во всех ее проявлениях.

Примером
упрощенного толкования сущности болезни
в плане мо­лекулярной патологии можно
назвать концепцию Полинга о «больных
мо­лекулах». На самом деле нет больных
молекул, а есть болезни, при кото­рых
появляются молекулы необычных для
здорового организма состава и свойства.
В широком смысле слова все болезни
являются молекуляр­ными, но закономерности
молекулярных процессов опосредуются
у жи­вотных в биологическом плане, а
биологические процессы у человека — и
в социальном.

У
человека как существа социального
важнейшим и обяза­тельным звеном в
поддержании здоровья и развития болезни
является опосредование биологических
(физиологических) процессов социальными
факторами. Значительное влияние на эти
процессы, как уже отмечалось, оказывает
трудовая деятельность человека,
отличающая его от животных.

Важнейшая
роль социальных факторов в развитии
патологических процессов становится
очевидной при изучении действия любых
болез­нетворных причин на организм
человека. По существу, все они действу­ют
на организм человека опосредованно
через социальную его природу и окружающие
его социальные процессы.

Действительно,
хорошо известны влияния социальных
факторов на возникновение
эпидемическихпроцессов (например,
внутрибольничные, водопроводные,
военные, голодные эпидемии). Существует
много про­фессий, социально опосредующих
возможность возникновения различ­ных
профессиональных заболеваний,
предупреждение которых требует особых
мер защиты и режима труда работающих.
Тяжкой формой соци­ального опосредования
массовой гибели и заболеваемости людей
явля­ются войны. Действие на организм
человека физических и химических
болезнетворных факторов (тепло, холод,
электроэнергия, ядовитые ве­щества
и др.), за редким исключением (поражение
молнией, отравление ядовитыми грибами,
замерзание неподвижного человека на
холоде и т.п.), также опосредовано
социальными факторами — одеждой, жильем,
элект­роприборами и пр. При этом ряд
источников ионизирующей радиации,
электроэнергии и т.п., способных вызвать
в организме тяжелые повреж­дения,
создан трудом человека. Возникающие в
результате этого повреж­дения
патологические процессы также являются
социально опосредо­ванными.

Важно
подчеркнуть, что болезнь — это
качественно новый жизнен­ный процесс,

при котором хотя и сохраняются функции,
присущие здо­ровому организму, но
появляются новые изменения. Например,
у здоро­вого человека количество
вновь образующихся клеток в организме
строго равно числу погибших (в результате
завершившегося жизненного цикла) клеток.
У больных с опухолями появляется клон
клеток, обладающих вы­соким потенциалом
к размножению, но при этом сохраняются
и нормально функционирующие клеточные
системы. На уровне целого организма
но­вое качество — это снижение
приспособляемости и трудоспособности.

Резюмируя
изложенное, можно дать следующее
определение: бо­лезнь — это сложная
общая реакция организма на повреждающее
дейст­вие факторов внешней среды;
это качественно новый жизненный процесс,
сопровождающийся структурными,
метаболическими и функциональны­ми
изменениями разрушительного и
приспособительного характера в органах
и тканях, приводящими к снижению
приспособляемости организ­ма к
непрерывно меняющимся условиям
окружающей среды и ограниче­нию
трудоспособности.Критерии
болезни.

Важным критерием болезни являются
жалобы больного (недомогание, боль,
различные функциональные нарушения и
др.), которые, однако, не всегда объективно
отражают состояние орга­низма. В ряде
случаев люди с повышенной мнительностью
и поверхност­но, но достаточно широко
осведомленные об отдельных симптомах
того или иного заболевания(ий) и причинах,
их вызывающих, могут дезинфор­мировать
врача, рассказывая ему о своих недомоганиях
и связывая их со спецификой профессии
(например, работой с источниками
радиоактив­ного излучения) или
определенным местом жительства
(например, в зо­нах, на их взгляд,
экологического неблагополучия и др.).
Студенты меди­цинских вузов, приступая
к изучению клинических дисциплин и
знакомясь с симптомами отдельных
заболеваний, часто «проецируют» их на
себя, сверяя написанное на страницах
учебников с собственным самочувстви­ем
(«болезнь третьего курса»).

Определяющим
критерием болезни являются результаты
объектив­ного обследования пациента
с привлечением широкого комплекса
лабо- раторно-инструментальных методов
исследования, позволяющих выявить те
или иные отклонения от нормы и установить
характерные симптомы (признаки)заболевания.

Важнейшим
критерием болезни является, как уже
указывалось, сни­жение приспособляемости
и трудоспособности. Для выявления
сниже­ния приспособительных
возможностей организма проводятся так
назы­ваемые функциональные пробы,
когда организм (орган, система органов)
искусственно ставится в условия, в
которых он вынужден проявлять уси­ленную
способность к функционированию. В этой
связи введено понятие «функциональный
резерв», т.е. показатель, отражающий
минимальную величину нагрузки, ведущей
к расстройству функции того или иного
органа (например, функциональные
нагрузки, применяемые для выявления
от­клонений ЭКГ; так называемая
сахарная нагрузка при диабете).

Общие
принципы классификации болезней.

Известно много классификаций болезней,
основанных на различных принципах.
Болезни делят по причинам, вызывающим
заболевание, например наследствен­ные,
инфекционные болезни, травмы, лучевая
болезнь и т.д. Согласно другому принципу
болезни классифицируют по особенности
патогенеза, например болезни обмена
веществ, аллергические болезни, шок и
т.д. Важное место в классификации
болезней занимают возрастные принци­пы.
Различают болезни новорожденных
(микропедиатрия), детские бо­лезни
(педиатрия), болезни старческого возраста
(гериатрия). Специаль­ным разделом
медицины являются женские болезни
(гинекология).

Соседние файлы в предмете Патологическая физиология

  • #

    23.02.201516.36 Mб309Patofiziologia_Zayko.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник