Типы и механизмы социальных отклонений и социальных болезней

Типы и механизмы социальных отклонений и социальных болезней thumbnail

Попробуем классифицировать наиболее распространенные социальные отклонения и дать им краткую характеристику.

Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с индивидуальными отклонениями от норм в пределах одной субкультуры, то такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.

Например, самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом).

Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.

Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.

В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами.

Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана Э. Ламертом.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.

Например, проявления эксцентричности, «маленьких шалостей», с помощью которых человек пытается выделиться, произвести впечатление на других, даже совершаемые людьми ошибки не воспринимаются окружающими как девиантность.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант.

Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.

Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом — никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа — это культурно одобряемые отклонения.

Характерная черта девиантного поведения заключается в том, что рассматривать его следует с позиции культурного релятивизма. Это означает, что социальная норма, принятая либо по неписаной традиции, либо законодательно, — явление весьма относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом оцениваться как социальное отклонение.

Например, в первобытное время каннибализм (поедание людьми себе подобных), геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считалось нормальными явлениями, вызванными экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешения брака между родственниками). Но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях – абсолютно криминальным поведением.

Критерии девиации часто меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.

После Второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и фактически снискало социальное одобрение. Сигареты рекламировали звезды Голливууда и даже спортсмены. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 году ученые доказали, что курение – причина многих серьезных заболеваний в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала кампанию против курения. А в 90-х годах курение во всех закрытых общественных помещениях некоторых крупных городов США было запрещено законодательно.

Девиантное поведение является самым массовым видом нарушения поведения. Однако сводится оно не только к многочисленным нарушениям общественного и административного порядка. Помимо негативного смысла у слова «девиантность» существует и позитивное значение.

Поставив целью изучить многообразие форм проявления девиантного поведения американский социолог Р. Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействия индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при низшем уровне конформизма, через промежуточные формы более или менее правильного поведения, до крайней девиации при «сверконформизме». Схема Р. Кевен представляет собой кривую Гаусса на горизонтальной прямой, разбитой на 7 равных сегментов.

Типы и механизмы социальных отклонений и социальных болезней

Рис. 9. Континуум форм взаимодействия индивида в обществе

По Р. Кевен

Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Формальные стандарты, доминирующие в этой зоне – это социальные нормы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума называется конформным. Оно вполне регулируется и управляется соответствующими социальными институтами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля.

Те люди, чье поведение попадает в зону B – «недокомформисты». Они вечно спорят, конфликтуют и враждуют с родителями, учителями и полицией. Однако общество не пытается их изолировать и всячески старается исправить их неправильный образ жизни. Те, кто попадает в группу F, являются «сверхконформистами». Молодежь из этой зоны расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Им свойственно заниматься самокопанием и критикой. Взрослые пытаются убедить их быть более непринужденными, веселыми и непосредственными. Людей, чье поведение находится в зоне B или F можно квалифицировать как маргинальных индивидов. Окружающие люди либо с удовольствием принимают их в свой круг, либо отталкивают.

Самые экстремальные зоны – A и G – это больше, чем просто отклонение от принятых норм. Это область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но она образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. Мальчиков из зоны G обзывают «очкариками», «любимчиками учителей», «рохлями» и т.п. Мальчиков из зоны А называют иначе: «трудновоспитуемые», «хулиганы» и т.п.

Таким образом, в зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно расположить вдоль некоторого континуума. На одном его полюсе разместится категория лиц, проявляющих максимально осуждаемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом – категория с максимально одобряемыми отклонениями от нормы: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. По результатам статистических подсчетов в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих категорий пришлось бы примерно по 10 – 15% общей численности населения, и порядка 70% пришлось бы на «твердых середняков».

Источник

Социальные отклонения могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Наиболее распространенным является деление отклонений на разные виды в зависимости от типа нормы, которая нарушается (право, мораль, правила общения и др.). При этом негативные отклонения делятся на преступления, другие правонарушения (административные, гражданские, трудовые, финансовые и т.д.), аморальные поступки и т.д. Практическое значение данной классификации связано с тем, что от нее зависит различие санкций, которые применяются, а также процедуры выявления и наказания виновных.

По характеру нарушаемых норм, можно также выделить отклонения в национальном и международном масштабах. Многие виды поведения представляют собой нарушения норм права, морали, нравственности, обычаев, существующих в данной стране, некоторые виды связаны с нарушением общеприменимых норм и принципов международного права и морали (агрессивные войны, расовая дискриминация, геноцид, международный терроризм и другое).

Возможна классификация (по гипотезе Р. Мертона) в зависимости от принятия или непринятия человеком целей общества и социально одобренных средств достижения. В соответствия с этой классификацией конформизм предусматривает согласие с целями общества и применение законных средств для их достижения; инновация допускает признание целей, но отвергает социально одобренные средства для достижения этих целей; ритуализм связан с непринятием целей и признанием средств — когда содержание цели и возможности ее достижения для данного социального актора приходят в противоречие, он предпочитает соблюдение институциональных норм и отказывается от цели; ретритизм, присутствует тогда, когда человек одновременно отбрасывает социальные средства и цели, т.е. стремление к уходу от действительности и непринятие своего социального мира; мятеж (бунт) предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Классификация социальных отклонений возможна и в зависимости от элементов внутренней структуры. Большинство отклонений — конкретные поступки людей. Если придерживаться характеристики девиантного поведения с помощью четырех элементов (субъект, объект, объективная и субъективная стороны), которая используется в юриспруденции, то к главным типам социальных отклонений следует отнести следующие:

  • v в зависимости от субъекта поведения можно выделить поведение индивидуума, отклоняющееся от нормы — граждан, должностных лиц; деятельность трудовых коллективов и их органов; а также неформальных социальных групп;
  • v в зависимости от объекта — девиантное поведение может быть, во-первых, отнесено к разным сферам общественной жизни; во-вторых, рассмотрено с точки зрения разнообразной социальной направленности (против интересов личности, социальной группы или общества, в общем); в-третьих, могут быть выявлены конкретные ценности и интересы, выступающие как непосредственные объекты правонарушений или аморальных поступков (жизни, здоровья, имущества и др.);
  • v по субъективной стороне можно выделить социальные отклонения, совершающиеся путем деятельности или бездеятельности, содействующие возникновению конкретных вредных последствий или создающие условия для этого и т.д.;
  • v по субъективной стороне девиантное поведение характеризуется разной мотивацией, разными целями, разной степенью предусмотрения и желания возможных последствий.

Существует еще одна классификация, связанная как с объективной, так и с субъективной стороной социальных отклонений. Они делятся на две группы:

  • v поведение, ориентированное на внешнюю среду (экстравертивное). Оно может быть целевым, заранее спланированным или аффективным (например, ссоры в семье);
  • v поведение, ориентированное на самого себя (интровертивное) — пьянство, алкоголизм, самоубийство, наркомания и другое.

И первая, и вторая группы поведения вступают в конфликт с социальными нормами и средствами социального контроля. Любое конкретно-историческое общество заинтересовано в соблюдении каждым индивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях, группах ценностей и норм поведения и общения.

Источник

В процессе
исторического развития в социуме
объективно возникают регуляторы
поведения, социальных связей и отношений,
вследствие чего общество существует и
развивается как целостная система. К
числу таких регуляторов можно отнести
социальные ценности и социальные нормы.

Социальная норма
определяет исторически сложившийся в
конкретном обществе предел, меру,
интервал допустимого поведения,
деятельности людей, социальных групп,
социальных организаций. Им свойственны
три основных способа регулирования:

— дозволение:
указание на варианты поведения, которые
не запрещены, желательны, но не обязательны;

— предписание
(обязывание): указание на требуемые
действия;

— запрет: указание
на действия, которые не следует совершать.

Различают также
поощрительные и рекомендательные нормы.

В обществе имеет
место неприятие или неисполнение
социальных норм. Такое поведение
индивидов или социальных групп
определяется как некомфортное или
ненормативное оно может носить позитивный
характер, что способствует установлению
в обществе более прогрессивных норм
поведения, деятельности (искусство,
научно-техническое и социальное
творчество), или иметь патологический,
негативный, дисфункциональный характер,
что ведет к разрушению прогрессивных
тенденций. Такое поведение, деятельность
принято называть девиантным (отклоняющимся)
поведением.

Границы между
позитивным и негативным поведением
достаточно подвижны, что зависит от
относительности самих социальных норм.

2. Формы и причины девиантного поведения

  1. биологические
    (антропологические). Сторонниками
    такого подхода были Ч. Ломброзо и У.
    Шелдон. Суть его в том, что девиантное
    поведение обусловлено определёнными
    физическими чертами: выступающая нижняя
    челюсть, сплющенный нос, редкая борода,
    пониженная чувствительность к боли,
    мезоморфность, т.е. стройное, сильное
    тело. В последние годы девиантность
    объясняется аномалиями половых хромосом,
    наличием т.н. «гена преступности».

  2. психологические.
    Его основоположником считается З Фрейд.
    Девиантность с точки зрения этого
    подхода обусловлена психическими
    отклонениями личности, наличием
    комплексов. Комплекс – соединение
    психических процессов в единое целое,
    неосознанное образование, которое
    обусловливает структуру и направленность
    сознания. А также тем, что конфликт
    личности и общества задан изначально,
    как столкновение Id
    и Super-Ego
    – системы моральных запретов. Общество
    ограничивает возможность удовлетворения
    инстинктов человека тем самым создает
    конфликтную ситуацию.

  3. социологический
    подход. В его рамках этого подхода
    выделяют интеракционистское направление
    и структурный анализ. В первом девиантность
    не является свойством, внутренне
    присущем какому-либо социальному
    поведению, а предстает следствием
    социальной оценки определенного
    поведения как девиантного. Девиация
    обусловлена способностью влиятельных
    групп общества навязывать другим слоям
    определенные стандарты.

Структурный анализ
предполагает три объяснения:

  • Культурологическое,
    когда причиной девиации являются
    конфликты между нормами субкультуры
    и господствующей культуры, на основании
    того, что индивиды одновременно входят
    в разные этнические, культурные,
    социальные, и другие группы с
    несовпадающими или противоречащими
    ценностями. Это обстоятельство является
    объективной основой для девиации.

  • Конфликтологическое.
    Девиация в данном случае выступает
    результатом противодействия нормам
    капиталистического общества и
    обусловлена социально-экономической
    природой капитализма.

  • Аномическое.
    Обусловлено аномией как рассогласованием
    между провозглашенными данной культурой
    целями и институализированными
    средствами их достижения. Исходя из
    этого строится типология социального
    поведения, которая представляет собой
    разнообразные способы приспособления
    индивида к условиям, существующим в
    обществе: подчинение (конформизм);
    инновация (обновление); ритуализм;
    ретритизм (уход от жизни); мятеж
    (революционность).

Классификация
девиантного поведения

Американский
социолог Г.Беккер в 60-х годах предложил
классифицировать отклоняющееся поведение
на первичное и вторичное. Первичное
отклонение в целом соответствует
культурным нормам. В данном случае
отклонения не значительны и не наносят
заметного ущерба обществу и личности,
хотя и могут быть широко распространены.
Девиация остается в рамках социальной
роли. Вторичные наносят заметный ущерб
социальным отношениям и обществу как
системе, и поэтому однозначно
квалифицируются как девиации, такое
поведение требует применения санкций.

Вторичные отклонения
следует классифицировать по типу
нарушаемой нормы:

  • Нарушения, связанные
    с нарушением правовых норм, т.е.
    правонарушения. Правонарушение – это
    виновное поведение праводееспособного
    лица, которое противоречит нормам права
    и влечет за собой юридическую
    ответственность. Они разделяются на
    проступки и преступления.

  • Отклонения в сфере
    общественной морали: алкоголизм,
    пьянство, наркомания, токсикомания,
    проституция, бродяжничество, нищенство,
    самоубийство.

Это не идеальная
классификация, так как многие правонарушения
могут быть отнесены и к моральным
проступкам, например, хулиганство,
проституция и является также и
правонарушением, поэтому классификацию
отклонений по целевой направленности:

  • Отклонения
    корыстной ориентации – корыстные
    преступления в определенной ситуации,
    проституция;

  • Отклонения
    агрессивной ориентации – насилие как
    средство достижения какой-либо цели,
    выгода, самоутверждение, ревность,
    насилие, например хулиганство.

  • Отклонения
    социально-пассивного типа – уход от
    общественной жизни – пьянство,
    алкоголизм, наркомания, самоубийство.

Р. Мертон рассматривает
девиацию в рамках культуры. Каждая
культура имеет провозглашенные цели и
институализированные средства их
достижения. Рассогласование между ними
ведет к аномии. Способы приспособления
к условиям, существующим в обществе
могут быть такими:

Подчинение,
конформизм

Инновация
(обновление)

Ритуализм

Ретритизм (уход
от жизни)

Мятеж (революционность)

При этом комформизм
и ритуализм являются номрами поведения,
инновация — девиантностью, ретритизм
является девиацией и дезадаптацией
личности, мятеж, как переходная реакция,
которая стремится установить новые
цели и средства их достижения.

Теории девиации.

Теории аномии.

Дюркгейм утверждает,
что девиация играет функциональную
роль в обществе, поскольку девиация и
наказание девианта способствуют
осознанию границ того, что допустимо.
Идея аномии – общественного состояния,
которое характеризуется разложением
системы ценностей, обусловленным
кризисом всего общества, его социальных
институтов, противоречием между
провозглашенными целями и невозможностью
их реализации для большинства. В периоды
быстрых перемен люди перестают понимать,
что ждет от них общество и испытывают
трудности в согласовании своих поступков
с действующими нормами. Р. Мертон применил
эту теорию к оценке американского
общества. Мертоновская типология к
индивидуальной адаптации к аномии:
конформизм, инновация, ритуализм,
ретритизм, бунт.

Теория культурного
переноса.

Тард сформулировал
теорию социального подражания для
объяснения девиантного поведения. Тард
утверждал, что преступники так же как
и нормальные люди имитируют поведение
тех индивидов, с которыми они встречались
в жизни. Иначе говоря, молодые люди
становятся правонарушителями, потому
что общаются с теми подростками, у
которых криминальные модели уже
укоренились.

Теория конфликта.

Основана на теории
марксизма. Угнетенные классы вынуждены
общаться с социальным дном, перенимая
образцы поведения. Законы служат
интересам богатых слоев, выражают их
ценности.

Теории стигматизации.

Сторонники этой
теории взяли за основу идею конфликтологии,
согласно которой индивиды не могут
поладить друг с другом, так как расходятся
в своих интересах и взглядах на жизнь.
При этом те, кто стоит у власти, имеют
возможность выражать свои взгляды и
принципы в нормах, управляющих
институциональной жизнью и с успехом
навешивать ярлыки на нарушителей этих
норм. Получившие клеймо девиантов
начинают рассматривать себя как
нарушителей.

Четыре подхода:

1. Сам по себе
поступок не может быть оценен как
нарушение без согласования с нормами.

2. Сторонники теории
утверждают, что все люди нарушают нормы
в той или иной сфере и мере.

3. Как девиантное
поведение будет рассмотрено тогда,
когда общество назовет его таким.
Некоторым людям оно прощается, другим
нет.

4. Вторичная
девиация – девиантное поведение
вырабатывается в ответ на санкции со
стороны других.

  1. Социальный
    контроль девиантного поведения

Социальный
контроль
девиантного поведения представляет
собой совокупность средств и методов
воздействия общества на нежелательные
формы поведения с целью их элиминации
или минимизации. По формам контроль
может быть формальный (осуществляется
формальными организациями), или
неформальный – связанный с общественным
мнением, идентификацией с референтными
группами. Также бывает карательный
(репрессивный) и сдерживающий
(предупредительный) контроль.

Методы контроля:
принуждение, наказание, негативные
санкции, поощрение, награда или позитивные
санкции.

Механизмы
социального контроля: внешний

контроль — формальные и неформальные
санкции, осуществляется на три уровня:
общесоциальные, административно-правовые,
специальные; внутренний
контроль –
основанный на усвоении ценностей и
норм.

Формы общесоциального
контроля

Заменение или
вытеснение наиболее опасных форм
социальной патологии полезной или
нейтральной деятельностью.

Создание обществ
и групп взаимопомощи (АА, АН, и т.д.), а
также организаций и служб социальной
помощи, реабилитационный центров.

Отмена смертной
казни.

Сокращение доли
приговоров к лишению свободы в системе
правоохранительной деятельности.

Создание домов-приютов
временного содержания для лиц,
конфликтующих с семьей.

Оказание помощи
жертвам преступлений.

Формы
административно-правового контроля

предполагают совершенствование правовых
норм и механизмов их реализации, улучшение
деятельности административно-правовых
органов по борьбе с социальными
отклонениями.

Специальные меры
социального контроля

включают медицинскую, психологическую,
реабилитационную помощь, коррекционную
работу с осужденными, с жертвами
преступлений, с группами риска.

Контрольные вопросы

  1. В чем сущность
    социальной нормы и отклонений?

  2. Охарактеризуйте
    основные социологические теории
    девиантного поведения.

  3. Какую опасность
    представляет девиантное поведение для
    общества?

  4. Какими методами
    ведется социальный контроль за
    девиантами?

Литература

  1. Фирсов
    М.В. Теория социальной работы М., 2000.

  2. Тетерский
    С.В. Введение в социальную работу. М.,
    2000.

  3. Холостова
    Е.И. Социальная работа: теория и практика.
    ИНФРА-М., 2001.

  4. Психология
    социальной работы. пр Гулиной М.А.
    ПИТЕР-2002.

  5. Социальная
    работа. Пр Курбатова. Р-н-Д 2000.

  6. Медведева
    Г.П. Этика социальной работы. М., 2002.

  7. Бурая
    Н.П. Соцiальна робота. Харьков, 1996 г.

  8. Павленок
    В.Д. Основы социальной работы. Учеб.
    Пос. М., 2000.

  9. Теорії
    і методи соціальної роботи. Підручник
    за ред. Т.В. Семигіної. Київ., 2005

  10. Чернецкая
    А.А. Технология социальной работы.
    Учебн. Ростов н/Д, 2006.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник