Второй круг жизненных испытаний болезнь и смерть базарова урок

Второй круг жизненных испытаний болезнь и смерть базарова урок thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Кто учит людей умирать, то учит их жить.

урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Всего и надо, что вчитаться, — боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

                                        Юрий Левитанский

Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. Систематизация изученного материала.
  1. Развивающие:
  1. Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
  2. Систематизация знаний по теории литературы.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитание любви к родному слову.
  2. Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).

Ход урока

1. Оргмомент. Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока. В конце урока тему сформулируют сами учащиеся на основе выводов.

2. Актуализация знаний. Составление интеллект-карты «Евгений Васильевич Базаров».

Учитель: Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).

Образованный

Свято верит в нигилизм

Твердых убеждений

Внутренний стержень

Кремень

Убедителен в споре

Неоспоримые, неопровержимые аргументы

Брутальный

Небрежность в одежде

Материальная сторона его не беспокоит

Стремится быть ближе к народу

«Шут гороховый»

«Волосатый»

Красная рука

Сам себя воспитал

«Чудесный малый, такой простой»

Загадочный и т.д.

Учитель: Каков же Он, Базаров? С одной стороны, твердый и непримиримый, отрицающий все и вся нигилист. С другой стороны, — «рассыропившийся» романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством – любовью. Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.

Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм

Учитель: Как изменилось мнение читателя  о Базарове?

Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

Учитель: Что объединяет эти высказывания?

Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, — усиленно заговорил он… гл.27)

Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Средства выразительности

Примеры

Их роль в тексте

Эпитеты

Распростертое бессильное тело

Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти.

Великодушная!

Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему.

Эпитеты, градация.

Молодая, свежая, чистая…

Она – жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях.

Сравнение

Обломаю дел много… Ведь я гигант!

Сила не только физическая, но прежде всего сила духа.

Метафоры

Старая шутка смерть…

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, — признаюсь, я не вытерпел, заплакал».

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4.Выводы. Подведение итогов.

О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

Мишель Монтень: «Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, то учит их жить».

Как же сформулировать тему нашего урока? Пожалуй, словами Монтеня: «Кто учит людей умирать, тот учит их жить».

В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX  века. 10 класс. Изд.3-е, испр. И доп. Обновленный комплект уроков. М: ВАКО, 2005.
  2. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. – М.: Глобулус, изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  3. Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс; Русская литература XIX века: Вторая половина: В 2 ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст.классов сред.шк. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Тургенев И.С. Избранное: В 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повесьти / Сост., коммент. М. Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.

Источник

Второй круг Базарова

Цель: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи:

Образовательные: показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя; помочь учащимся осознать нравственную силу Базарова, нравственную высоту.

Развивающие: формировать у учащихся навыки анализа текста.

Воспитательные: воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и ценить жизнь.

I. Реализация домашнего задания.

Учащиеся представляют составленные дома синквейны «Любовь Базарова».

— А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? (слайд 2)

II.  Слово учителя.

Начиная с 21 главы в романе «Отцы и дети» полностью повторяется цикл странствий Базарова: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых. (слайд 3) Дома я просила вас ещё раз проследить этот путь.

— Зачем Тургенев показывает этот второй круг, случайно ли? Тот же это Базаров во втором круге или другой, изменившийся? (сначала показано превосходство над всеми, значимость его характера. Теперь – другой, изменившийся, сама жизнь заставила его признать «романтику»)

III. Беседа.

— Внутреннее изменение Базарова влияет как-то на его отношение к окружающим? Рассмотрите, например, отношения с Кирсановыми. (гл.22,23) (Павел Петрович так же ненавидит Базарова и прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – к дуэли. А Базаров, признавая глупость такого «феодального» способа, всё же не отказывается от него. И хотя он выходит победителем, после дуэли он видит в Павле Петровиче не противника, а старика, в которого он только что стрелял).

— Как изменились отношения Аркадия и Базарова? (Аркадию с Базаровым «Точно было скучно». Базаров занят своими проблемами. Да и раньше-то нигилистические взгляды были не его, не Аркадия, а как бы «с чужого плеча». Вёл себя несвойственным ему образом в угоду нигилизму.)

— Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову автор? Какие они, Кирсановы, скорее положительные, или скорее отрицательные? Как вы их расцениваете? (Это лучшие представители дворянства. «…если сливки плохи, то что же молоко?» )

— Выдерживает ли Базаров испытание любовью? (как нигилист – нет, как человек – да. Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем) (слайд 4)

IV. Анализ 27 главы.

— Итак, перед лицом смерти Базаров остался один (подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).

— И все-таки настолько ли одинок Базаров? (Нет, рядом родители). (слайд 5)

— Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.

— Прочтите слова Чехова (слайд 6 )»Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”

— Согласны вы с Чеховым? (Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще свойственно людям. Видны сила и мужество героя).

— Остается ли Базаров верен своим принципам? (и да, и нет. Возможна дискуссия)

Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

— Давайте перечитаем сцену прощания. (слайд 7)

— Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (умирающая лампада ; Лампада — свеча – символ жизни; метафора). (слайд 7 )

— Прочитайте слова Д.И.Писарева (слайд 7) «Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Как вы поняли эти слова? (благородно)

— Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)

— Что значит благородный? (1 уч-ся по словарю Ожегова работает: Благородный – 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 2. Исключительный по своему качеству).

— Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?

V. Итог урока.

Чтение отрывка из романа «Есть небольшое сельское кладбище…” (слайд 8)

О чем говорят цветы на могиле Базарова? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»)

Примирил ли нас Базаров? (Смерть дала ему право быть таким, каким он, может быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить).

— Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виновен и не достиг своей цели”.

— А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?

Домашнее задание:

1)      Подумать, какие вечные проблемы можно выделить в романе «Отцы и дети»;

Сочинение-рассуждение «Что помогает Базарову мужественно принять смерть?»

Презентация
PPTX / 43.93 Мб
 

Использованные ресурсы:

https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/314668/

https://russkay-literatura.ru/pesni-literatury/103-avtor-i-ego-geroj.html

Источник

Второй круг Базарова

Цель: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир,

проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи:

Образовательные: показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя;

помочь учащимся осознать нравственную силу Базарова, нравственную высоту.

Развивающие: формировать у учащихся навыки анализа текста.

Воспитательные: воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и

ценить жизнь.

I. Реализация домашнего задания.

Учащиеся представляют составленные дома синквейны «Любовь Базарова».

— А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? (слайд 2)

II. Слово учителя.

Начиная с 21 главы в романе «Отцы и дети» полностью повторяется цикл странствий

Базарова: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых. (слайд 3) Дома я просила вас ещё

раз проследить этот путь.

— Зачем Тургенев показывает этот второй круг, случайно ли? Тот же это Базаров во втором

круге или другой, изменившийся? (сначала показано превосходство над всеми,

значимость его характера. Теперь – другой, изменившийся, сама жизнь заставила его

признать «романтику»)

III. Беседа.

— Внутреннее изменение Базарова влияет как-то на его отношение к окружающим?

Рассмотрите, например, отношения с Кирсановыми. (гл.22,23) (Павел Петрович так же

ненавидит Базарова и прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – к

дуэли. А Базаров, признавая глупость такого «феодального» способа, всё же не

отказывается от него. И хотя он выходит победителем, после дуэли он видит в Павле

Петровиче не противника, а старика, в которого он только что стрелял).

— Как изменились отношения Аркадия и Базарова? (Аркадию с Базаровым «Точно было

скучно». Базаров занят своими проблемами. Да и раньше-то нигилистические взгляды

были не его, не Аркадия, а как бы «с чужого плеча». Вёл себя несвойственным ему

образом в угоду нигилизму.)

— Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову автор? Какие

они, Кирсановы, скорее положительные, или скорее отрицательные? Как вы их

расцениваете? (Это лучшие представители дворянства. «…если сливки плохи, то что же

молоко?» )

— Выдерживает ли Базаров испытание любовью? (как нигилист – нет, как человек – да.

Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем) (слайд 4)

IV. Анализ 27 главы.

— Итак, перед лицом смерти Базаров остался один (подлинных единомышленников у

нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).

— И все-таки настолько ли одинок Базаров? (Нет, рядом родители). (слайд 5)

— Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.

— Прочтите слова Чехова (слайд 6 )»Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети”! Просто

хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое

чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”

— Согласны вы с Чеховым? (Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще

свойственно людям. Видны сила и мужество героя).

— Остается ли Базаров верен своим принципам? (и да, и нет. Возможна дискуссия)

— Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность

его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

— Давайте перечитаем сцену прощания. (слайд 7)

— Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова?

(умирающая лампада ; Лампада — свеча – символ жизни; метафора). (слайд 7 )

— Прочитайте слова Д.И.Писарева (слайд 7) «Умереть так, что умер Базаров – это все

равно, что сделать великий подвиг». Как вы поняли эти слова? (благородно)

— Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)

— Что значит благородный? (1 уч-ся по словарю Ожегова работает: Благородный – 1.

Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 2. Исключительный по

своему качеству).

— Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?

V. Итог урока.

Чтение отрывка из романа «Есть небольшое сельское кладбище…” (слайд 8)

— О чем говорят цветы на могиле Базарова? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее

сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими

невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом

спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни

бесконечной»)

— Примирил ли нас Базаров? (Смерть дала ему право быть таким, каким он, может

быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить).

— Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью,

бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит,

повторяю я, — я виновен и не достиг своей цели”.

— А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?

Домашнее задание:

1) Подумать, какие вечные проблемы можно выделить в романе «Отцы и дети»;

Сочинение-рассуждение «Что помогает Базарову мужественно принять смерть?»

Использованные ресурсы:

https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/314668/

https://russkay-literatura.ru/pesni-literatury/103-avtor-i-ego-geroj.html

Источник

МБОУ Первомайская СШ

Шумячского района Смоленской области

ЛИТЕРАТУРА

10 класс

БАЗАРОВ ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ

(анализ эпизода)

Учитель Титова Л.М.

Цели: 1) выяснить связь эпизода с проблематикой и сюжетом романа;

охарактеризовать героев, взаимосвязь частей эпизода, способы

выражения авторской позиции;

2) формировать умение анализировать эпизод;

3) воспитывать высокие нравственные качества.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, текст романа, иллюстрация к эпизоду «Смерть Базарова», репродукция картины «Старики родители на могиле сына», компьютер, экран, проектор.

ХОД УРОКА

Учитель. Все романы Тургенева посвящены поиску положительного героя, представителя той общественной среды, которая сыграла бы ведущую роль в преобразовании России. В романе «Отцы и дети» в лице Базарова изображён революционер-разночинец. Анализируя мировоззрение Базарова, его взаимоотношения с представителями лагеря «отцов», мы увидели, что это человек неординарный, хотя многие его взгляды на мир вызвали у нас несогласие, даже осуждение. Что же за человек Евгений Базаров? Каково ваше отношение к нему? О чём бы вы ему написали в своём письме?

Реализация домашнего задания (чтение нескольких писем учащихся)

«Уважаемый Евгений Васильевич, вы мне очень симпатичны, потому что я уважаю людей целеустремлённых, трудолюбивых. Меня покорили ваша прямота и честность, открытость в общении с людьми, независимость взглядов и то, как вы умеете их отстаивать. Правда, не со всеми из них я согласен. Например, вы говорите, что любовь – « романтизм», «гниль», «чепуха». По-моему, любовь — это высокое чувство: оно окрыляет человека, делает его лучше, чище. «Природа не храм, а мастерская»,- говорите вы. Как бы мне хотелось встретиться и поспорить с вами. Природа – в первую очередь храм: она душу лечит, в ней есть гармония, красота».

«Евгений Васильевич, не скрою: читать о вас мне было интересно. В вас многое подкупает: и прежде всего, сила воли, желание сделать свою жизнь полезной. Но вы её очень обедняете, отрицая искусство, любовь, эстетическое значение природы. Мне кажется, вы просто не читали Пушкина, ничего о нём не знаете. А вы прочтите — сколько нового и интересного вы узнаете о мире и о человеке. Как можно отрицать любовь? Когда человек любит, он по-иному чувствует мир, себя, в человеке открываются огромные потенциальные возможности. Да вы и сами многое открыли в себе, полюбив Одинцову. Ну а природа! Неужели вы никогда не обращали внимания на то, как красив закат. Какое неожиданное сочетание красок в вечернем небе, как богата палитра осеннего леса. Оглянитесь кругом, Базаров! Вы пропустили в своей жизни многое, что может подарить человеку истинное наслаждение.

Вы слишком далеко зашли в своём нигилизме».

Учитель. Базаровым можно восхищаться, его можно осуждать, ему можно сочувствовать. Ясно одно — это человек интересный, сложный, заставивший вас поразмышлять о многом. Роман заканчивается смертью героя.

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в ходе анализа эпизода болезни и смерти Базарова? (Примерные ответы)

Что нового открывает в Базарове этот эпизод? Как проявляют себя другие герои? Почему Тургенев именно так заканчивает роман? Каково отношение автора к герою и в чём оно выражается?

Записать тему. Базаров перед лицом смерти. Анализ эпизода.

Эпиграфы

Умереть так, как умер Базаров, — всё равно, что сделать

великий подвиг.

Д. Писарев.

Болезнь Базарова сделана так сильно. что я ослабел… А

конец Базарова? Это чёрт знает, как сделано.

А. Чехов.

План анализа эпизода. (На парте у каждого ученика).

  1. Какие события предшествовалиболезни Базарова? (1 группа).

  2. На какие части можно разделить эпизод? По какому принципу?

(В зависимости от того, как развивается болезнь и как по-новому раскрывается главный герой)

А) Начало болезни. Разговор с отцом. (2 группа).

Б) Развитие болезни. Борьба с ней. (3 группа).

В) Приезд Одинцовой к умирающему Базарову.

Г) Смерть Базарова.

3) Какие черты характера раскрываются в Базарове перед лицом смерти? Аргументировать примерами. (Мужество, самообладание)

4) Какой момент является кульминацией? Почему? (Разговор с Одинцовой. Эта сцена выявляет главное в героях.)

5) Что подчёркивает автор в Одинцовой?

Работа с текстом. (Сам по себе приезд Одинцовой показывает её благородство, но не более. Видя умирающего Базарова, она понимает, что не любит его: «мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, — мгновенно сверкнула у ней в голове»)

6)Как художник показал внутреннее состояние героини?

Работа с иллюстрацией. Слайд 3.

(У неё грустное лицо, но в выражении лица, в осанке действительно есть что-то царское, покровительственное).

Выразительное чтение диалога Базарова и Одинцовой. Индивидуальное задание.

7) Какие стороны личности Базарова открываются в кульминационной сцене? (Трогательная привязанность к родителям: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…» Мы видим, как нежно и страстно любит он Анну Сергеевну; перед нами не чёрствый нигилист, а романтик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

8) Каково авторское отношение к герою? В чём оно выражено? (Автор заставляет читателя проникнуться уважением и любовью к своему герою, раскрывая лучшие стороны его личности).

9) Почему тургеневский герой перед смертью выносит себе приговор: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен…»? ( Это авторская позиция в отношении «базаровского поколения. Тургенев этими словами своего героя даёт оценку с позиций либерального дворянства.)

10) Почему же всё-таки Тургенев закачивает роман сценой смерти Базарова? Случайна или закономерна эта смерть?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с точки зрения автора, закономерна. Тургенев изображает Базарова как личность трагическую и «обречённую на гибель». Вот почему автор «умертвил» своего героя. У него нет друзей, любимой, единомышленников, одинок он в кругу своей семьи, противоречивы его взаимоотношения с народом. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, а как строить будущее, он не знает. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина – внутренний конфликт героя, который испытывает душевный надлом, потому что осознаёт романтика в себе самом.)

Учитель. Итак, смерть Базарова логически не связана со всем произведением: конфликт отцов и детей остался неразрешённым. Тургенев «умертвил» главного героя, потому что не считал революционеров той общественной силой, за которой будущее России. «История героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил – страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит её в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убеждён, что перед лицом слепой силы, уничтожающей всё, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своём пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, даёт ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашёл для себя самый точный образ – «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе её позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдёт во многом не таким человеком и тем обречёт себя на единственно возможную, роковую, трагическую – базаровскую – судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветлённой картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова. Концовка романа лирична, напоминает стихотворение в прозе. Мы слышим голос писателя. Он спрашивает, словно с кем-то спорит, страстно размышляет о замечательном человеке, о его неутешных родителях.

Репродукция картины «Старики родители на могиле сына». Слай4

Чтение текста. Индивидуальное задание.

Учитель. Какие изобразительные — выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства? (Единоначатие, повторы, вопросы. восклицания передают силу и искренность чувств автора. Так писать можно лишь о дорогом и близком человеке. Несомненно, автор скорбит о своём герое.)

РЕФЛЕКСИЯ.

1) Почему Д. Писарев сказал, что «умереть так, как умер Базаров, — всё равно, что сделать великий подвиг»? (Эпиграф к уроку)

2) Почему Тургенев заканчивает роман смертью героя?

  1. Нужны ли России люди, подобные Базарову?

Вывод. В силу своих политических убеждений, Тургенев не верил, что люди, подобные Базарову, найдут пути обновления России. Но плебей и демократ Базаров привлекал аристократа Тургенева своей любовью к труду, точным наукам, огромной силой воли, страстным желанием бороться с невежеством народа, ненавистью ко всякой фразе и позе. Любовь, с которой автор относится к своему герою, говорит о том, что такие люди — необходимая вечная частица жизни, без них невозможно рождение нового, и, досадуя на их запальчивость, резкость, мы не можем не полюбить их честность, прямоту, скрытую силу чувства, строгое мужество.

Домашнее задание: подготовить сообщение «Критики о Базарове».

Описание урока

Урок посвящён анализу эпизода болезни и смерти Базарова. В подготовку и проведение урока включены с учётом дифференцированного подхода индивидуальные задания, работа в группах, различные виды работы с текстом (пересказ, выразительное чтение, анализ изобразительно-выразительных средств). Использование иллюстраций, репродукции картины усиливает эмоциональное воздействие. Основная форма общения между учителем и учащимися – диалог. Она направлена на развитие коммуникативных навыков, критического мышления. В качестве домашнего задания было предложено подготовить сообщение «Критики о Базарове».

Источник