15 основные стадии развития психических болезней

15 основные стадии развития психических болезней thumbnail

Замечание 1

Психическое расстройство (в широком смысле слова) — это состояние психики, которое отличается от обычного, здорового, привычного состояния. Более узко термин употребляется в юриспруденции, психиатрии и психологии.

Сущность понятия «психическое расстройство»

Психическое расстройство также называют: душевное расстройство, душевная болезнь, ментальное расстройство. В качестве противоположности психического расстройства выступает состояние психического здоровья.

Человек, который умеет и может приспособиться к условиям жизни и разрешить жизненные проблемы, чаще всего оценивается как психически здоровый. Если данные способности ограничиваются, а человек не способен справиться с ежедневными задачами в личной, семейной жизни или на работе, не может достичь личных целей, то можно говорить о наличии той или иной формы (степени) психического расстройства.

Психическое расстройство приводит к изменениям (нарушениям) в области поведения, мышления и чувств. Вместе с ними практически всегда изменению подвергаются и соматические функции организма. Формирование эффективных медикаментозных и психологических методов лечения возможно лишь при сотрудничестве психологии и медицины с целью рассмотрения психических расстройств с разных точек зрения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 2

Всемирная организация здравоохранения опубликовала сведения о том, что в мире каждый четвёртый-пятый человек имеет психическое или поведенческое расстройство.

Иногда происходит отождествление понятий «психическое расстройство» и «психическое заболевание», однако приравнивать их неверно, поскольку в психиатрии использование базовых показателей заболевания затрудняется (биологические критерии— наличие телесных патологий, медицинские — качество и угроза жизни, социальные — нарушение социального функционирования человека).

Часто только предполагается, что основой тех или иных психических расстройств могут быть нарушения телесного функционирования. По этой причине Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) вместо терминов «психическое заболевание и болезнь» использует понятие «психическое расстройство».

Фазы развития психических нарушений

Принято рассматривать несколько фаз развития психологических нарушений:

  1. Пренатальная и перинатальная (до и во время родов),
  2. Этап первичной социализации,
  3. Этап, который наступает непосредственно перед проявлением расстройства (продромальная стадия),
  4. Дебют,
  5. Стадия после возникновения расстройства.

В первой фазе (до и в процессе родов) критическим значением для дальнейшего развития психического расстройства обладают генетические факторы, представляющие собой врожденные особенности мозговых механизмов психической деятельности. Также на будущую мать влияют токсические, инфекционные агенты во время беременности, само протекание родов и особенности родовспоможения. Определенное влияние оказывает отношение родителей к будущему ребенку (новорожденному), а также характер их взаимодействия с ним, характер отношений в семье и экологические факторы.

На втором этапе (первичная социализация) на развитие психических нарушений влияют инфекции, негативно отражающиеся на работе мозга. Здесь главная роль принадлежит социально-психологическим факторам, включая характер отношений с родителями и сверстниками, а также стиль воспитания, принятый в семье. Этап социализации ограничен периодами раннего детства и взрослением.

На 1 и 2 фазе формируется уязвимость к развитию психических расстройств (биологическая и личностная уязвимость как набор специфических черт характера). Последующая вероятность проявления расстройства будет зависеть уже от действия пусковых факторов (триггеров). В случае, когда уровень уязвимости низкий, необходимо действие существенных факторов, если же она высокая, то достаточным будет и меньших по силе факторов.

Далеко не в любом случае наличие уязвимости (неблагоприятных факторов на пренатальном этапе и этапе социализации) можно связать с обязательным развитием психического расстройства и прочих отклонений. Это обусловлено тем, что в процессе социализации на личность и психику действуют разнообразные социальные агенты.

Любой человек всегда включен в несколько систем социальных связей и отношений, обладающих разными характеристиками. Здесь большое значение имеет идентификация себя с определенной системой отношений, а также ценности и смыслы, которые личность приписывает данным системам, формам обращения, людям, с которыми происходит взаимодействие. Например, в рамках семьи неудовлетворенная в гиперпротекционистском типе воспитания потребность признания и автономности личности удовлетворяется в системе отношений со сверстниками и другими родственниками. В этом случае своими «настоящими» родителями дети могут считать не маму и папу по паспорту, а бабушку, дедушку или старших членов дворовой группы.

На продромальном этапе развития психического расстройства вступают в действие пусковые факторы болезни. Основной пусковой фактор здесь представлен психологическим стрессом, который проявляется в ходе резко меняющихся привычных условий или хода жизни индивида.

Расстройства могут спровоцировать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся. Здесь многое определяется качеством восприятия событий и реальности самими людьми, поскольку одинаковое событие способно для одного носить стрессовый характер, а для другого — нет. На этой стадии необходимо отличать вредоносные (провоцирующие) и протективные (защищающие) факторы.

Дебют представляет собой первое проявление болезненных признаков расстройств. В этом случае у человека не срабатывают уже привычные способы, которыми он раньше справлялся со стрессовыми ситуациями. Здесь можно говорить о проявлении состояния дезадаптации, неадекватности поведения обстоятельствам жизни.

Этап, возникающий после проявления расстройства (дебюта болезни) связан с действием факторов, которые поддерживают нарушенное протекание психической деятельности (поведение). В этом случае важно выделение вредных (способствующих развитию расстройства) и протективных (мешающих развитию расстройства) факторов.

Источник

15 основные стадии развития психических болезнейСимптоматические психические расстройства протекают на фоне соматических (телесных) болезней. Все подобные расстройства или психозы, сопровождающиеся галлюцинациями или бредом, характеризуются рядом общих признаков. Особо пристальное внимание уделяется расстройствам психики, возникшим на фоне опухолей головного мозга, здесь выделяют две стадии развития заболевания.

Основные симптомы и виды психических расстройств человека

Психические расстройства, которые возникают в связи с заболеваниями внутренних органов и систем, называются симптоматическими психическими расстройствами, а психозы с бредом и галлюцинациями — симптоматическими, или соматогенными («сома» — тело) психозами.

Основными признаками психических расстройств являются:

1. Наличие соматического заболевания, т. е. заболевания внутренних органов, вызванного инфекцией, интоксикацией, опухолью или эндокринными нарушениями.

2. Наличие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями и их течением.

Кроме того, наличие тяжелого заболевания уже само по себе затрагивает личность человека, его эмоциональную сферу — возникает реакция на болезнь. Чаще всего симптомы психических расстройств выражается снижением и неустойчивостью настроения, тревогой, страхом в связи с предстоящим лечением и пребыванием в стационаре. Иногда может возникать такой признак психических расстройств, как гнетущая тоска, протекающая на фоне общей заторможенности, замкнутости.

При заболеваниях, сопровождаемых выраженной интоксикацией, в проявлениях симптоматического психоза преобладают расстройства сознания.

Основными видами психических расстройств человека являются острые и затяжные симптоматические психозы.

Острые психозы развиваются на фоне астенического синдрома. Проявляются симптомами расстройства сознания: нарушением ориентировки, бессвязностью мышления, частичной или полной амнезией (потерей памяти на время психоза). Этот вид психических расстройств часто сопровождается слуховыми и зрительными галлюцинациями. После исчезновения этих симптомов вновь на первый план выступает астения. Острые симптоматические психозы характерны для острых инфекционных заболеваний (грипп, сыпной тиф, воспаление легких), послеродовых септических процессов, острого инфаркта миокарда.

Затяжные симптоматические психозы формируются на фоне длительных астенических состояний. Основной симптом психических расстройств этого вида – стойкое изменение личности по психопатоподобному типу (когда появляются или заостряются такие черты характера, как эгоизм, черствость, раздражительность, нетерпимость до злобности или выраженная «зацикленность» на болезни). Часто встречаются депрессивный, ипохондрический и параноидный синдромы. В процессе того, как проявляется такое психическое расстройство, может развиваться психоорганический синдром с выраженными нарушениями памяти. Также этот вид психического расстройства человека в ряде случаев может привести к возникновению психопатоподобного синдрома. Но возможно и полное выздоровление.

Читайте также:  Можно ли баклажаны при болезни крона

Особенности психических расстройств при соматических сосудистых и инфекционных заболеваниях

Обязательным в картине психическихрасстройств при соматических и инфекционных заболеваниях является астенический синдром. Он проявляется слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью, истощаемостью внимания, расстройствами сна.

При разных соматических заболеваниях психические расстройства имеют свои особенности.

Так, например, при ишемической болезни сердца, стенокардии преобладают нарушения настроения в виде тревоги и страха смерти. Характерны ипохондричность («зацикленность» на болезни, усугубление и придумывание симптомов) и кардиофобия (страх болей в сердце).

В остром периоде инфаркта миокарда особенностью психических расстройств являются ощущения тоски, тревоги, чувство безнадежности, страх смерти. А в тяжелых случаях возможна эйфория и отрицание болезни (анозогнозия), что серьезно осложняет лечение. Бывают и психозы с бредом и галлюцинациями.

Для заболеваний желудочно-кишечного тракта и при инфекционных заболеваниях психические расстройства наряду с ипохондрииностью характеризуются возникновением депрессивных состояний и канцерофобией (страхом наличия рака).

При заболеваниях почек на фоне поражения не выведенными через них токсичными продуктами возможны расстройства сознания, эпилептиформные припадки.

Послеродовые септические процессы могут сопровождаться нарушениями сознания с кататоническими проявлениями. Психические расстройства, возникающие в послеродовом периоде, могут проявляться чувством отчужденности и враждебности по отношению к ребенку или мужу, депрессией.

При повышенном уровне гормонов щитовидной железы человек становится раздражительным, тревожным, нетерпеливым. Признаком психического расстройства у человека при снижении уровня гормонов щитовидной железы являются состояния, похожие на апатическую депрессию с отсутствием энергии и желания чем-либо заниматься.

Сахарный диабет с повышенным содержанием глюкозы в крови страшен не только нарушениями питания тканей, гангренами, нарушениями функции почек. Часто за счет нарушения питания тканей мозга («лишняя» глюкоза оседает на эритроцитах малопроницаемой пленкой) возможны белая горячка (делирий), нарушения памяти вплоть до слабоумия.

При гипертонической болезни и атеросклерозе сосудов головного мозга психические расстройства происходят за счет нарушения питания мозга. Дело в том, что в суженных сосудах кровь циркулирует быстрее, не успевая полноценно обменяться продуктами питания и вывести продукты распада. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях обусловлены тем, что сосуды постепенно становятся облепленными атеросклеротическими бляшками, делаются более ломкими.

Основные стадии психических расстройств

15 основные стадии развития психических болезнейРазличают несколько стадий психических расстройств, основными из них являются псевдоневрастеническая, достаточно выраженная и значительная.

1) Псевдоневрастеническая. Астенический синдром характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, нетерпеливостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, головными болями, головокружением. Часты тревожно-депрессивные состояния, при этом утром сниженное настроение нередко сочетается с элементами раздражительности, а к вечеру больше нарастает тревога. Бывают жалобы ипохондрического характера, чрезмерного прислушивания к своему состоянию, страх перед физическими нагрузками, поездками в транспорте, страх оставаться дома в одиночестве, доходящие часто до навязчивостей.

2) Во второй , достаточно выраженной стадии все перечисленное может носить более выраженный характер. Какие признаки психического расстройства характерны для этой стадии? Нарастает тревожно-депрессивный синдром. Характерно слабодушие (недержание эмоций, слезливость), люди начинают плакать по незначительным поводам, легко переходят от слез к улыбке. Часто меняется характер. Усиливаются (заостряются) черты личности, которые раньше были компенсированы и незаметны. Мнительные и недоверчивые люди становятся подозрительными, им кажется, что их права постоянно ущемляются. Экономные люди становятся скупыми, недоброжелательные — злобными, растет эгоистичность.

Уже возможны нарушения сознания по типу оглушенности, делирия (белой горячки), сумеречных состояний; бредовые идеи отношения, отравления, преследования, зрительные или слуховые галлюцинации. Снижается память, вначале на текущие события. А потом память начинает исчезать в обратном порядке, то есть вначале забываются ближайшие события, а позже — более удаленные.

3) В третьей, значительной стадии, нарушения мозгового кровообращения становятся самыми ярко выраженными. Нарастает бездеятельность, безучастность к происходящему, снижается активность, или наоборот, человек становится расторможенным, утрачивается чувство меры, такта.

Возможны инсульты с грубыми неврологическими нарушениями, парализацией, нарушениями речи, письма. У больных достаточно быстро развивается слабоумие (деменция). Вначале она носит лакунарный характер, когда человек понимает, что с ним происходит что-то не то, затем — тотальный.

Психические расстройства у человека при опухолях и сифилисе головного мозга

15 основные стадии развития психических болезнейПсихические расстройства при опухолях головного мозга или метастазах в головной мозг характеризуются местом их появления. От частых или постоянных, ничем не купируемых головных болей, приступов нарушения или потери сознания — с судорогами и без — до галлюцинаций и бредовых идей. Возможны появления парезов, параличей, расстройств речи, слуха, зрения.

К тяжелому поражению головного мозга, спустя много лет после заражения, может приводить (в связи с «недолеченностью») сифилитическая инфекция. Различают ранние формы поражения — сифилис головного мозга, и поздние — прогрессивный паралич. В постановке диагноза большую роль играют исследования крови на сифилис.

Сифилис головного мозга может развиться через 5-10 лет после заражения. Проявления психических расстройств в этом случае связаны с поражением сосудов головного мозга, сопровождаемым кровоизлияниями в мозге нарастанием слабоумия; может протекать с образованием гумм (специфических участков воспаления в виде похожих на опухоли образований). Расстройства зависят от локализации и величины гумм.

При прогрессивном параличе в отличие от психических расстройств при опухолях мозга симптомы появляются через 10-15 лет после заражения. Болезнь имеет несколько стадий:

1) псевдоневрастеническая — в виде астенического синдрома (утомляемость, раздражительность, частые головные боли, нарушения сна);

2) стадия развитых признаков болезни; бывает в виде различных проявлений. Чаще встречается экспансивная (маниакальная, с повышенным настроением) форма. Характеризуется благодушием, эйфорией, иногда с оттенком гневливости, чрезмерной говорливостью, стремлением к непродуктивной деятельности. Наблюдается абсурдный по содержанию бред величия, расторможенность влечений, циничность. Бывает депрессивная форма, ажитированная (характеризуется возбуждением, больные то поют, то кричат, то танцуют, то нападают, то рвут на себе одежду, то с жадностью едят, то разбрасывают вокруг себя еду), дементная (на фоне слабоумия отмечаются нелепые, циничные формы поведения, исчезает чувство дистанции, назойливы и бесцеремонны в просьбах).

Лечение симптоматических психических расстройств направлено в первую очередь на ликвидацию причин, вызвавших нарушение работы головного мозга. Проводится подбор препаратов, контролирующих уровень гормонов, артериального давления, мероприятия по восстановлению кровообращения, питания, лечение инфекций, ликвидация интоксикации. Психиатрические лекарства здесь носят вспомогательную роль: для коррекции поведения, навязчивых мыслей, настроения, тревоги, возбуждения и других проявлений болезни.

Статья прочитана 11 117 раз(a).

Источник

Ïîíÿòèå, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ïðîòåêàíèå ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé. ×åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà êàê îäíà èç ïðè÷èí ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ýòèîëîãèÿ è ñèìïòîìàòèêà õðîíè÷åñêèõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ãðóïïà ýíäîãåííûõ è ýêçîãåííûõ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Внешние и внутренние факторы риска развития нервных болезней

ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ:

ïî äèñöèïëèíå: Ñóäåáíàÿ ïñèõèàòðèÿ

íà òåìó: «Ñòàäèè òå÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé»

2009

Ââåäåíèå

«Ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ — ýòî ðåçóëüòàò ñëîæíûõ è ðàçíîîáðàçíûõ íàðóøåíèé äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà ÷åëîâåêà ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà, îñîáåííî åãî âûñøèõ îòäåëîâ». Îäèí èç îñíîâîïîëîæíèêîâ ñîâåòñêîé ïñèõèàòðèè Ï.Á. Ãàíóøêèí ïèñàë «Äóøåâíàÿ áîëåçíü ñâÿçûâàåòñÿ ñ ñîñòîÿíèåì âñåãî îðãàíèçìà. Ñ âðîæä¸ííîé êîíñòèòóöèåé èíäèâèäóóìà. Ñ ñîñòîÿíèåì îáìåíà âåùåñòâ, ñ ôóíêöèîíèðîâàíèåì ýíäîêðèííîé ñèñòåìû, íàêîíåö, ñ ñîñòîÿíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. Ãîëîâíîé ìîçã ÿâëÿåòñÿ òîëüêî ãëàâíîé àðåíîé, íà êîòîðîé ðàçûãðûâàåòñÿ è ðàçâ¸ðòûâàåòñÿ âñ¸ äåéñòâèå».

Ïñèõè÷åñêèå áîëåçíè äîñòàòî÷íî ðàñïðîñòðàíåíû ñðåäè íàñåëåíèÿ è ýòèì îïðåäåëÿåòñÿ èõ âàæíàÿ ñîöèàëüíàÿ çíà÷èìîñòü. Òàê, ÷èñëî áîëüíûõ ñ âûðàæåííûìè ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè (ïñèõîçàìè) ñîñòàâëÿåò 2-5% îò âñåãî íàñåëåíèÿ, à âìåñòå ñ ïîãðàíè÷íûìè ñîñòîÿíèÿìè — 10-15%.

Öåëü êîíòðîëüíîé ðàáîòû ðàññìîòðåòü ñòàäèè òå÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé.

Äëÿ äîñòèæåíèÿ äàííîé öåëè áûëè ïîñòàâëåíû ñëåäóþùèå çàäà÷è: ðàññìîòðåòü ïîíÿòèå è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé, à òàêæå êëàññèôèêàöèþ äóøåâíûõ çàáîëåâàíèÿ.

1. Ïîíÿòèå è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé

Ïñèõè÷åñêèå áîëåçíè — ýòî ðåçóëüòàò ñëîæíûõ è ðàçíîîáðàçíûõ íàðóøåíèé äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà ÷åëîâåêà ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ïîðàæåíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà, îñîáåííî åãî âûñøèõ îòäåëîâ, îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ ðàññòðîéñòâà ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì êðèòèêè è ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè.

Ýòèîëîãèÿ áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé îñòàåòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå íåèçâåñòíîé. Íåÿñíî ñîîòíîøåíèå â ïðîèñõîæäåíèè áîëüøèíñòâà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé íàñëåäñòâåííîñòè, âíóòðåííå îáóñëîâëåííûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà è âðåäíîñòåé îêðóæàþùåé ñðåäû, èíà÷å ãîâîðÿ, ýíäîãåííûõ è ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ. Èçó÷åíû îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ãðóáîé îðãàíè÷åñêîé ïàòîëîãèè ãîëîâíîãî ìîçãà, âîçäåéñòâèå èíôåêöèé è èíòîêñèêàöèé, âëèÿíèå ïñèõîãåííûõ ôàêòîðîâ. Íàêîïëåíû ñóùåñòâåííûå äàííûå î ðîëè íàñëåäñòâåííîñòè è êîíñòèòóöèè â âîçíèêíîâåíèè ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Êàêîé-ëèáî îäíîé ïðè÷èíû, âîçíèêíîâåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé, íåò. Îíè áûâàþò âðîæäåííûìè è ïðèîáðåò¸ííûìè, ïîëó÷åííûìè â ðåçóëüòàòå òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé ãîëîâíîãî ìîçãà èëè âñëåäñòâèå ïåðåíåñåííûõ èíôåêöèé, îáíàðóæèâàþòñÿ â ñàìîì ðàííåì èëè ïðåêëîííîì âîçðàñòå. Îäíè èç ïðè÷èí âûÿñíåíû íàóêîé, äðóãèå ïîêà åùå òî÷íî íåèçâåñòíû.

 âîçíèêíîâåíèè è ðàçâèòèè ðÿäà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïàòîëîãè÷åñêàÿ íàñëåäñòâåííîñòü. ×åòêî óñòàíîâëåííûå íûíå íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè ñ ïðÿìîé ïåðåäà÷åé ïîòîìêàì êîíêðåòíûõ êëèíè÷åñêèõ âûðàæåíèé ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ñîñòàâëÿþò ëèøü íåáîëüøóþ ÷àñòü ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé è îòíîñÿòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ê ãðóïïå îëèãîôðåíèè.

Çíà÷èòåëüíî ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ íàñëåäñòâåííîå ïðåäðàñïîëîæåíèå, êîòîðîå ïðèâîäèò ê çàáîëåâàíèþ ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ äîïîëíèòåëüíûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ. Ïðè ýòîì ðèñê çàáîëåâàíèÿ äëÿ áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ áîëüíîãî âîçðàñòàåò ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè âñåãî íàñåëåíèÿ. Âìåñòå ñ òåì óãðîçà çàáîëåâàíèÿ íå ÿâëÿåòñÿ íåèçáåæíîé. Åñëè ïàòîëîãè÷åñêàÿ íàñëåäñòâåííîñòü èìååòñÿ ó îáîèõ ðîäèòåëåé, ðèñê çàáîëåâàíèÿ äëÿ ïîòîìñòâà óâåëè÷èâàåòñÿ.

Ïî ìåðå íàêîïëåíèÿ íàøèõ çíàíèé î íàñëåäñòâåííûõ áîëåçíÿõ è ìåõàíèçìàõ èõ ðàçâèòèÿ ïîÿâëÿåòñÿ âñå áîëüøå äàííûõ î âîçìîæíîñòè ïðåîäîëåíèÿ èõ ïîñëåäñòâèé â ìåäèöèíñêîé ïðàêòèêå ñïåöèàëüíûå ïðè¸ìû äëÿ óìåíüøåíèÿ ðîëè ïàòîëîãè÷åñêèõ ïîñëåäñòâèé ïðè íåêîòîðûõ ãåíåòè÷åñêè îáóñëîâëåííûõ ôîðìàõ îëèãîôðåíèè, ñâÿçàííûõ ñ ðàññòðîéñòâàìè îáìåíà âåùåñòâ.

Íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû, îáóñëîâëåííûå íåïðàâèëüíûì ðàñõîæäåíèåì õðîìîñîì, â ÷àñòíîñòè íåðàñõîæäåíèå 21-é õðîìîñîìû, âûçûâàþò áîëåçíü Äàóíà.

 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà îáóñëîâëåíû âîçäåéñòâèåì ðàçëè÷íûõ âðåäíûõ ôàêòîðîâ íà ðàçâèâàþùèéñÿ ìîçã ïëîäà âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå. Îáû÷íî ðåçóëüòàòîì òàêèõ âîçäåéñòâèé îêàçûâàþòñÿ ðàçëè÷íûå âàðèàíòû óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

Ïîðàæåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà âîçíèêàþò âñëåäñòâèå ïåðåíåñåííîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû, íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ïðîãðåññèðóþùåãî ñêëåðîçà ñîñóäîâ ìîçãà è äðóãèõ áîëåçíåé. Ïåðåíåñåííûå â ëþáîì âîçðàñòå êîíòóçèè, ðàíåíèÿ, óøèáû, ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà ìîãóò ïðèâåñòè ê ïñèõè÷åñêèì íàðóøåíèÿì. Îíè ïðîÿâëÿþòñÿ ëèáî ñðàçó æå, íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå òðàâìû (ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ïîòåðÿ ïàìÿòè è äð.) ëèáî ñïóñòÿ êàêîå-òî âðåìÿ (â âèäå ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé, â òîì ÷èñëå è ñóäîðîæíûõ ïðèïàäêîâ).

Ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ìîãóò âîçíèêíóòü â ðåçóëüòàòå îñòðûõ èëè õðîíè÷åñêèõ îòðàâëåíèé è èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ — ñûïíîé è áðþøíîé òèô, ñêàðëàòèíà, äèôòåðèÿ, êîðü, ãðèïï è îñîáåííî ýíöåôàëèòû è ìåíèíãèòû, ñèôèëèñ, ïîðàæàþùèå â ïåðâóþ î÷åðåäü ãîëîâíîé ìîçã è åãî îáîëî÷êè. Ñðåäè îòðàâëåíèé, âûçûâàþùèõ ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, ïåðâîå ìåñòî ïî ÷àñòîòå çàíèìàåò àëêîãîëü, çëîóïîòðåáëåíèå êîòîðûì ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ àëêîãîëüíûõ ïñèõîçîâ. Ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ, â òîì ÷èñëå è ïñèõîçû, âûçûâàþòñÿ òàêæå óïîòðåáëåíèåì íàðêîòè÷åñêèõ âåùåñòâ — ãàøèøà, ìîðôèÿ è äð. Ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ïðè îòðàâëåíèè ïðîìûøëåííûìè ÿäàìè (ðòóòü, ïåñòèöèäû, èíñåêòèöèäû, òåòðàýòèëñâèíåö è äð.) à òàêæå ïðè íåïðàâèëüíîì ïðèìåíåíèè íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ (àòðîïèíà, àêðèõèíà è äð.).

 îäíèõ ñëó÷àÿõ èíôåêöèè, âûçûâàþùèå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, äåéñòâóþò ñ ñàìîãî íà÷àëà íåïîñðåäñòâåííî íà ìîçã (ïðè íåêîòîðûõ ôîðìàõ ýíöåôàëèòîâ), â äðóãèõ — ïðè òàê íàçûâàåìûõ îáùèõ èíôåêöèÿõ, òèôå, êîðè è ò.ä., ìîæåò èìåòü ìåñòî ïîñëåäóþùåå (òàê íàçûâàåìîå âòîðè÷íîå) âëèÿíèå èíôåêöèè íà âåùåñòâî ìîçãà èëè æå îòðàâëåíèå ìîçãà.

Ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ âîçíèêàþò òàêæå âñëåäñòâèå ñàìîîòðàâëåíèÿ îðãàíèçìà ïðîäóêòàìè íàðóøåííîãî îáìåíà âåùåñòâ (àóòîèíòîêñèêàöèÿ), âûðàáàòûâàþùèìèñÿ â îðãàíèçìå ïðè íàðóøåíèè äåÿòåëüíîñòè åãî îðãàíîâ è ñèñòåì. Òàêîâû ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ïðè äèàáåòå, ðàêå è íåêîòîðûõ äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ. Íåêîòîðûå ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî àóòîèíòîêñèêàöèÿ èìååò çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè øèçîôðåíèè.

Îäíîé èç ïðè÷èí ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ìîæåò ÿâèòüñÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà (óøèá, ñîòðÿñåíèå èëè ðàíåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà). Íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â ðåçóëüòàòå ñêëåðîçà ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà, êðîâîèçëèÿíèÿ â ìîçã è äðóãèå ïðè÷èíû òàêæå ìîæåò ïðèâîäèòü ê ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì.

Ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ íåðåäêî âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå òÿæêèõ ïñèõè÷åñêèõ òðàâì. Ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìàòèçàöèÿ ìîæåò áûòü âíåçàïíîé, îñòðîé, øîêîâîé è äëèòåëüíîé, õðîíè÷åñêîé. Îñòðàÿ òðàâìà ÷àùå ñâÿçàíà ñ íåïîñðåäñòâåííîé óãðîçîé æèçíè è çäîðîâüþ ñàìîãî çàáîëåâøåãî èëè åãî áëèçêèõ. Îáû÷íî çàòÿæíàÿ ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìàòèçàöèÿ êàñàåòñÿ íàèáîëåå òÿæåëûõ äëÿ äàííîé ëè÷íîñòè ñòîðîí (÷åñòè, äîñòîèíñòâà, ñîöèàëüíîãî ïðåñòèæà è ò.ä.).

Äëÿ ðàçâèòèÿ è âîçíèêíîâåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé íåîáõîäèìî íàëè÷èå îïðåäåëåííûõ óñëîâèé. Íàïðèìåð, îñëàáëåíèå îðãàíèçìà âñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ áîëåçíåé, îòðàâëåíèé, âûíóæäåííîé áåññîííèöû, ïñèõè÷åñêèõ ïîòðÿñåíèé. Îñîáåííî âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà â çàâèñèìîñòè îò êîíêðåòíûõ îáñòîÿòåëüñòâ ìîãóò èëè ñïîñîáñòâîâàòü, èëè çàòðóäíÿòü ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêîé áîëåçíè. Ýòè æå óñëîâèÿ âëèÿþò íà êëèíè÷åñêèå ÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ âîçíèêøåãî ïñèõè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

Ñîñòîÿíèå ïñèõè÷åñêèõ áîëüíûõ âî âðåìÿ áîëåçíè ìåíÿåòñÿ, ïðè÷åì ñòåïåíü èçìåíåíèé è èõ òåìï ïðè ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ è ó ðàçíûõ áîëüíûõ ìîãóò áûòü ðàçëè÷íû. Èçìåíåíèå êëèíè÷åñêîé êàðòèíû áîëåçíè è ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî èìååò áîëüøîå ñóäåáíî-ïñèõèàòðè÷åñêîå çíà÷åíèå: ýêñïåðòû äîëæíû îöåíèòü õàðàêòåð áîëåçíåííûõ ïðîÿâëåíèé ïñèõèêè âî âðåìÿ ñîâåðøåíèÿ ïðàâîíàðóøåíèÿ, â ïåðèîä ñëåäñòâèÿ èëè ýêñïåðòèçû. Ýêñïåðòèçû äîëæíû ó÷èòûâàòü òàêæå äàëüíåéøåå òå÷åíèå áîëåçíè, å¸ ïðîãíîç, ÷òî âàæíî ïðè ðåøåíèè âîïðîñà î íàçíà÷åíèè è îòìåíå ìåð ìåäèöèíñêîãî õàðàêòåðà ïðè îñâèäåòåëüñòâîâàíèè îñóæäåííûõ.

Ðÿä ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ðàçâèâàåòñÿ áûñòðî è çàêàí÷èâàåòñÿ ïîëíûì âûçäîðîâëåíèåì. Ýòî íåêîòîðûå àëêîãîëüíûå ïñèõîçû (ïàðàíîèä, ãàëëþöèíîç, äåëèðèé — áåëàÿ ãîðÿ÷êà), îñòðûå ðåàêòèâíûå ñîñòîÿíèÿ. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ýòèõ ñîñòîÿíèé çàêàí÷èâàåòñÿ âûçäîðîâëåíèåì.

Äðóãèå çàáîëåâàíèÿ õàðàêòåðèçóþòñÿ äëèòåëüíûì òå÷åíèåì, ïðè÷åì ìíîãèå èõ íèõ îòëè÷àþòñÿ ïîñòåïåííûì ïðîÿâëåíèåì è íàðàñòàíèåì ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé, ò.å. õàðàêòåðèçóþòñÿ îïðåäåë¸ííîé äèíàìèêîé (ñòàäèéíîñòüþ) ïðîöåññà.

 òå÷åíèè õðîíè÷åñêèõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî ñòàäèé. Ñòàäèÿ ïðåäâåñòíèêîâ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèìïòîìàìè, îáùèìè äëÿ ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ áîëåçíåé â ýòîì ïåðèîäå, — ãîëîâíûìè áîëÿìè, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, òðåâîæíîñòüþ, ñíèæåíèåì óìñòâåííîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè, îùóùåíèåì íåäîìîãàíèÿ, íàðóøåíèåì ñíà è ò.ï.  äàëüíåéøåì ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû, õàðàêòåðíûå äëÿ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ. ÝÒÎ íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ, èëè äåáþò, áîëåçíè. Íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ ïîñòåïåííî èëè áûñòðî, îñòðî è õàðàêòåðèçóåòñÿ òàêèìè ñèìïòîìàìè, êàê áðåäîâûå èäåè, ãàëëþöèíàöèè, ðå÷åäâèãàòåëüíîå âîçáóæäåíèå. Òåìï íàðàñòàíèÿ áîëåçíåííûõ ñèìïòîìîâ ìîæåò áûòü áûñòðûì, òîãäà ãîâîðÿò î çëîêà÷åñòâåííîì òå÷åíèè áîëåçíè, èëè ìåäëåííûì, äëèòåëüíûì, ñ ïîñòåïåííûì ðàñøèðåíèåì áîëåçíåííûõ ïðîÿâëåíèé ïðè ïðîãðåññèðóþùèõ çàáîëåâàíèÿõ, ïðèâîäÿùèõ ê ïñèõè÷åñêîìó äåôåêòó (øèçîôðåíèÿ, ýïèëåïñèÿ è äð.). Òðåòüÿ ñòàäèÿ — èñõîä çàáîëåâàíèÿ: âûçäîðîâëåíèå (ïðè îñòðûõ ïñèõîçàõ — êàê ïðàâèëî), ðåìèññèÿ (ðàçëè÷íîé ñòåïåíè êîìïåòåíöèÿ áîëåçíåííîãî ñîñòîÿíèÿ), íî ïðîãðåññèðîâàíèå ïñèõè÷åñêîãî äåôåêòà âñå-òàêè íàðàñòàåò, ïðèâîäèò â êîíå÷íîì ñ÷åòå ê äåãðàäàöèè ëè÷íîñòè.

Читайте также:  Три травы которые лечат все болезни

Õðîíè÷åñêèå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ïðîòåêàòü íåïðåðûâíî, ñ ïîñòåïåííûì íàðàñòàíèåì ïñèõè÷åñêîãî äåôåêòà è ïîÿâëåíèåì ñïåöèôè÷åñêîãî ñëàáîóìèÿ, è â âèäå ïðèñòóïêîâ, êîòîðûå ïåðåìåæàþòñÿ ñîñòîÿíèÿìè óëó÷øåíèÿ (ðåìèññèè) ñ áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñîõðàííîñòüþ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé â ýòè ïåðèîäû. Îáû÷íî ïîñëå ïîâòîðíûõ ïðèñòóïîâ áîëåçíè ïîÿâëÿþòñÿ âñå áîëåå çàìåòíûå ïðèçíàêè äåôåêòû è ïñèõè÷åñêîé èíâàëèäèçàöèè.

Ïðîãðåññèðóþùèå ïñèõè÷åñêèå áîëåçíè íå âñåãäà ïðèâîäÿò ê ñëàáîóìèþ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âîçíèêàþò èçìåíåíèÿ ëè÷íîñòè è õàðàêòåðà ÷åëîâåêà. Òðóäîñïîñîáíîñòü è äîñòàòî÷íî ïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå áîëüíîãî ñîõðàíÿþòñÿ. Áëàãîäàðÿ ëå÷åíèþ ïðè õðîíè÷åñêèõ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíÿõ ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ïåðèîäû óëó÷øåíèÿ è äàæå íàñòóïàåò ïðàêòè÷åñêîå âûçäîðîâëåíèå.

Ïåðèîäû óëó÷øåíèÿ (ðåìèññèè) áûâàþò ðàçíûìè ïî ïðîäîëæèòåëüíîñòè — îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ëåò. Ðàçëè÷àþòñÿ îíè è ïî ñâîåìó êà÷åñòâó. Ñîâðåìåííûå ìåòîäû òåðàïèè óìåíüøàþò ÷èñëî òÿæåëûõ èñõîäîâ áîëåçíè. Ïðè íåêîòîðûõ ïåðèîäè÷åñêè ïîâòîðÿþùèõñÿ ïñèõîçàõ íå îòìå÷àåòñÿ êàêèõ-ëèáî ïðèçíàêîâ ïñèõè÷åñêîãî äåôåêòà.

Îò ïñèõîçîâ ñ ïðîãðåññèðóþùèì òå÷åíèåì (òàêèõ, êàê øèçîôðåíèÿ, ïðîãðåññèâíûé ïàðàëè÷ è äð.) ñëåäóåò îòëè÷àòü áîëåçíåííûå íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè êîòîðûõ íåò ïðîãðåññèðîâàíèÿ ñàìîãî áîëåçíåííîãî ïðîöåññà è íàðàñòàíèÿ áîëåçíåííûõ ðàññòðîéñòâ, — ýòî îëèãîôðåíèÿ, ïñèõîïàòèè, ïîñëåäñòâèÿ òðàâì ÷åðåïà, ýíöåôàëèòîâ. Îäíàêî â òå÷åíèè æèçíè áîëüíîãî ýòè ñîñòîÿíèÿ ìîãóò ìåíÿòüñÿ èëè â îäíó ñòîðîíó óõóäøåíèÿ, èëè óëó÷øåíèÿ. Ïðîèñõîäèò òàê íàçûâàåìàÿ äèíàìèêà ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Îñîáîå çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè êîëåáàíèé ñîñòîÿíèÿ ïðèíàäëåæèò âíåøíèì âîçäåéñòâèÿì — ïñèõè÷åñêèõ òðàâì, ñîìàòè÷åñêèì áîëåçíÿì, àëêîãîëèçìó.

2. Êëàññèôèêàöèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé

Êëàññèôèêàöèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé ïðîâîäèòñÿ ñ ó÷åòîì èõ ïðè÷èí, õàðàêòåðà êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé è òå÷åíèÿ. Âñå ïðèíÿòûå â íàñòîÿùåå âðåìÿ êëàññèôèêàöèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé íå ÿâëÿþòñÿ îêîí÷àòåëüíûìè è ñîâåðøåííûìè. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ïðîèñõîæäåíèå ðÿäà áîëåçíåé îñòàåòñÿ íåâûÿñíåííûìè, à êëèíè÷åñêèå îñîáåííîñòè è òèï òå÷åíèÿ ìíîãèõ áîëåçíåé íå ìåíÿþòñÿ, ïîÿâëÿþòñÿ è îïèñàíèÿ íîâûõ ôîðì ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ.

 áîëüøèíñòâå îòå÷åñòâåííûõ êëàññèôèêàöèé ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé âûäåëÿþò:

1) ãðóïïó ýíäîãåííûõ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé, â âîçíèêíîâåíèè êîòîðûõ îñíîâíîå çíà÷åíèå èìåþò âíóòðåííèå ôàêòîðû;

2) ãðóïïó ýêçîãåííûõ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé, â âîçíèêíîâåíèè êîòîðûõ îñíîâíîå çíà÷åíèå èìåþò âíåøíèå ôàêòîðû;

3) ñîñòîÿíèÿ, îáóñëîâëåííûå ïàòîëîãèåé ðàçâèòèÿ (ïñèõîïàòèÿ, îëèãîôðåíèè).

Ê ãðóïïå ýíäîãåííûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé îòíîñÿòñÿ òàêèå ïñèõè÷åñêèå áîëåçíè, êàê øèçîôðåíèÿ, ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûé ïñèõîç, ýïèëåïñèÿ è äðóãèå íàñëåäñòâåííî-äåãåíåðàòèâíûå çàáîëåâàíèÿ, ïðè êîòîðûõ ñòðàäàåò ïñèõèêà (áîëåçíü Êîíîâàëîâà-Âèëèñîíà, õîðåÿ Ãåòòèíãòîíà, èíâîëþöèîííûå ïñèõîçû è ò.ä.).

Ê ãðóïïå ýêçîãåííûõ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé îòíîñÿòñÿ ïðîãðåññèðóþùèé ïàðàëè÷ ïðè ñèôèëèñå ìîçãà, ïîñëåäñòâèÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìû è îðãàíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ãîëîâíîãî ìîçãà, ïåðåíåñåííûå îñòðûå è õðîíè÷åñêèå èíòîêñèêàöèè, Èíôåêöèè è ò.ä., à òàêæå íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, âîçíèêàþùèå âñëåäñòâèå ïñèõè÷åñêîé òðàâìû (òàê íàçûâàåìûå ïñèõîãåííûå ñòðåññîâûå ðàññòðîéñòâà) â òå÷åíèè ïñèõè÷åñêîé ïàòîëîãèè ïîñëå ïñèõîãåííûõ è ñòðåññîâûõ ñîñòîÿíèé íå áóäåò, à ïñèõè÷åñêèé äåôåêò â âèäå ñëàáîóìèÿ ðàçâèòüñÿ íå óñïåâàåò. Òàêèå ëèöà ïðàêòè÷åñêè âûçäîðàâëèâàþò.

Ãðóïïó ýíäîãåííûõ è ýêçîãåííûõ çàáîëåâàíèé â îñíîâíîì îáúåäèíÿåò îïðåäåëåííîå íà÷àëî, ðàçâèòèå è èñõîä ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, êîòîðûå îáíàðóæèâàþò òåíäåíöèè ê ïðîöåññó ðàçðóøåíèÿ ëè÷íîñòè è ïîÿâëåíèþ ïñèõè÷åñêîãî äåôåêòà, ïðèâîäÿùåì ê îðãàíè÷åñêèì èçìåíåíèÿì â ãîëîâíîì ìîçãå, íåñìîòðÿ íà ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû èõ âîçíèêíîâåíèÿ.

 ãðóïïå ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, îáóñëîâëåííûõ ïàòîëîãèåé ðàçâèòèÿ ïñèõèêè, âûäåëÿþò îëèãîôðåíèþ (â îñíîâíîì ñòðàäàåò èíòåëëåêò), ïñèõîïàòèþ (â îñíîâíîì ñòðàäàåò õàðàêòåð) è äðóãèå ôîðìû ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé, ò.å. íå èìåþùèå âèäèìîé ïðîãðåäèåíòíîñòè (íàðàñòàíèÿ) êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé.

Ãðóïïà âðåìåííûõ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â âèäå èñêëþ÷èòåëüíûõ ñîñòîÿíèé âûäåëåíà îòäåëüíî. Îíè âîçíèêàþò îñòðî, ñ áðåäîì è ãàëëþöèíàöèÿìè, êàê ïðàâèëî, ó ïðàêòè÷åñêè çäîðîâûõ ëèö (íî ÷àùå ñ îãðàíè÷åíèÿìè èçìåíåíèÿìè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû), ïðîòåêàþò áûñòðî ïî âðåìåíè è çàêàí÷èâàþòñÿ ïðîñòðàöèåé è ñíîì, à çàòåì è âûçäîðîâëåíèåì. Ïðåæäå âñåãî, ýòî ïàòîëîãè÷åñêîå îïüÿíåíèå, ðàçëè÷íûå ïðîñîíî÷íûå ñîñòîÿíèÿ ñ ñóìåðå÷íûì íàðóøåíèåì ñîçíàíèÿ è àôôåêòèâíûå ðåàêöèè.

Ýòà êëàññèôèêàöèÿ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (ðàññòðîéñòâ, íàðóøåíèé) ïðîèñõîäèò èç ìåäèöèíñêîãî êðèòåðèÿ íåâìåíÿåìîñòè (ñò. 21 ÓÊ ÐÔ) è íåäååñïîñîáíîñòè (ñò. 29 ÃÊ ÐÔ). Ñîãëàñíî ñò. 21 ÓÊ ÐÔ, êëàññèôèêàöèÿ íàðóøåíèé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà õðîíè÷åñêèå ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, âðåìåííûå ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, ñëàáîóìèå è èíûå áîëåçíåííûå ñîñòîÿíèÿ ïñèõèêè.

Òàêèì îáðàçîì, äëÿ îïðåäåëåíèÿ ôîðìû çàáîëåâàíèÿ, ò.å. ïðè ïîñòàíîâêå äèàãíîçà, ó÷èòûâàþò: ýòèîëîãèþ (ïðîèñõîæäåíèå), ñèìïòîìàòèêó, òå÷åíèå, ôàçó ïðîöåññà, ïðîãíîç (èñõîä) è (åñëè åñòü âîçìîæíîñòü) ïàòîëîãè÷åñêóþ àíàòîìèþ. Òîëüêî ñîâîêóïíîñòü ýòèõ äàííûõ è ïîçâîëÿåò óñòàíàâëèâàòü îòäåëüíûå íîçîëîãè÷åñêèå åäèíèöû çàáîëåâàíèÿ, ñäåëàòü âûâîä î ïðàâèëüíîñòè ëå÷åíèÿ, ðåøèòü âîïðîñ î âìåíÿåìîñòè — çà ñîâåðøåííûå äåéñòâèÿ, èëè äååñïîñîáíîñòü — íåäååñïîñîáíîñòè â ñîâåðøåíèè ãðàæäàíñêèõ àêòîâ, òðóäîâûõ âîçìîæíîñòÿõ è èíâàëèäíîñòè.

Çàêëþ÷åíèå

 âîçíèêíîâåíèè è ðàçâèòèè ðÿäà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïàòîëîãè÷åñêàÿ íàñëåäñòâåííîñòü.

Çíà÷èòåëüíî ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ íàñëåäñòâåííîå ïðåäðàñïîëîæåíèå, êîòîðîå ïðèâîäèò ê çàáîëåâàíèþ ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ äîïîëíèòåëüíûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ.

Äëÿ ðàçâèòèÿ è âîçíèêíîâåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé íåîáõîäèìî íàëè÷èå îïðåäåëåííûõ óñëîâèé. Íàïðèìåð, îñëàáëåíèå îðãàíèçìà âñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ áîëåçíåé, îòðàâëåíèé, âûíóæäåííîé áåññîííèöû, ïñèõè÷åñêèõ ïîòðÿñåíèé. Îñîáåííî âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà â çàâèñèìîñòè îò êîíêðåòíûõ îáñòîÿòåëüñòâ ìîãóò èëè ñïîñîáñòâîâàòü, èëè çàòðóäíÿòü ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêîé áîëåçíè. Ýòè æå óñëîâèÿ âëèÿþò íà êëèíè÷åñêèå ÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ âîçíèêøåãî ïñèõè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

 òå÷åíèè õðîíè÷åñêèõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî ñòàäèé. Ñòàäèÿ ïðåäâåñòíèêîâ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèìïòîìàìè, îáùèìè äëÿ ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ áîëåçíåé â ýòîì ïåðèîäå, — ãîëîâíûìè áîëÿìè, ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ, òðåâîæíîñòüþ, ñíèæåíèåì óìñòâåííîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè, îùóùåíèåì íåäîìîãàíèÿ, íàðóøåíèåì ñíà è ò.ï.  äàëüíåéøåì ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû, õàðàêòåðíûå äëÿ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ. ÝÒÎ íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ, èëè äåáþò, áîëåçíè. Íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ ïîñòåïåííî èëè áûñòðî, îñòðî è õàðàêòåðèçóåòñÿ òàêèìè ñèìïòîìàìè, êàê áðåäîâûå èäåè, ãàëëþöèíàöèè, ðå÷åäâèãàòåëüíîå âîçáóæäåíèå. Òåìï íàðàñòàíèÿ áîëåçíåííûõ ñèìïòîìîâ ìîæåò áûòü áûñòðûì, òîãäà ãîâîðÿò î çëîêà÷åñòâåííîì òå÷åíèè áîëåçíè, èëè ìåäëåííûì, äëèòåëüíûì, ñ ïîñòåïåííûì ðàñøèðåíèåì áîëåçíåííûõ ïðîÿâëåíèé ïðè ïðîãðåññèðóþùèõ çàáîëåâàíèÿõ, ïðèâîäÿùèõ ê ïñèõè÷åñêîìó äåôåêòó (øèçîôðåíèÿ, ýïèëåïñèÿ è äð.). Òðåòüÿ ñòàäèÿ — èñõîä çàáîëåâàíèÿ: âûçäîðîâëåíèå (ïðè îñòðûõ ïñèõîçàõ — êàê ïðàâèëî), ðåìèññèÿ (ðàçëè÷íîé ñòåïåíè êîìïåòåíöèÿ áîëåçíåííîãî ñîñòîÿíèÿ), íî ïðîãðåññèðîâàíèå ïñèõè÷åñêîãî äåôåêòà âñå-òàêè íàðàñòàåò, ïðèâîäèò â êîíå÷íîì ñ÷åòå ê äåãðàäàöèè ëè÷íîñòè.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Âîëêîâ Â.Í. Ñóäåáíàÿ ïñèõèàòðèÿ: Ì.: Þðèñòú, 2007. — 449 ñ.

2. Æàðèêîâ Í.Ì. Ñóäåáíàÿ ïñèõèàòðèÿ: Ì.: Þðèñòú, 2006. — 421 ñ.

3. Êîëîêîëîâ Ã.Ð. Îñíîâû ñóäåáíîé ìåäèöèíû è ïñèõèàòðèè: Ì.: Íîðìà, 2006. — 331 ñ.

4. Êàëåìèíà Â.Â. Ñóäåáíàÿ ïñèõèàòðèÿ: Ì.: Äàøêîâ è Ê, 2008. — 356 ñ.

5. Ïàóêîâ Â.Ñ. Îñíîâû ñóäåáíîé ìåäèöèíû è ïñèõèàòðè?