Аюрведа список болезней и их причины

Причины Заболеваний

«Всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет» (Чарака-самхита)

Говоря кратко, всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет. (Чарака)

Провидцы аюрведы также разделяли эту точку зрения. По словам Чараки, есть причина для проявления существ, но причины для их уничтожения нет. Болезнь как существо проявляется в силу юкти, то есть слияния многих причин в соответствующем времени и месте, и исчезает с изменением времени и места или устранением этих причин.

Быть может, Чарака вкладывал в свои слова и более глубокий философский смысл: для проявления человеческого существа нужны причины, но для ликвидации его достаточно метаболического хаоса.

Поэтому «сущность лечения состоит в устранении причин», а избегание причинных факторов — лучшее средство остаться здоровым.

Праджняпарадха — конечная причина всех заболеваний, ее устранение — наилучшее лечение. «Средство от всех несчастий, утверждает Чарака, — это освобождение от обольщения желанием».

Основное различие между аюрведой и другими философскими системами выражается в том, что аюрведа в большей степени сосредоточивается на влиянии желаний на здоровье, на способность гармонично функционировать в относительной реальности мира, а не на взаимоотношениях человека с истинной Реальностью.

В Аюрведе различается четыре класса болезней:

  • Болезни, обусловленные мощным влиянием кармы, унаследованной из предыдущих рождений;
  • Болезни, зарождающиеся в более ранние периоды жизни, но проявляющиеся в более поздние;
  • Болезни, связанные с духами
  • Болезни, лежащие на поверхности.

Из четырех классов только поверхностные болезни легко поддаются лечению при помощи подбора пищи, режима и врачебных процедур.

Болезни первых трех классов требуют, помимо этого, дополнительного духовного вмешательства. И только в случае болезней последнего класса причинное действие дош первично, в остальных случаях они действуют только как отражение более мощных и тонких причин, самой сильной из которых является карма.

Закон кармы, не что иное, как третий закон Ньютона: «Всякий раз, когда один объект оказывает воздействие на другой, последний оказывает равное по силе и обратное по направлению воздействие на первый». Иисус сформулировал это так: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами», ибо «что посеете, то и пожнете».

Есть семь основных типов болезней по аюрведе:

1. Генетические или наследственные.

2. Врожденные, например, уродства.

3. Метаболические, связанные с обменом веществ. Они обусловлены расстройством дош из-за неадекватного поступления пищи и других необходимых веществ.

4. Травматические. Сюда входят как физические, так и душевные травмы.

5. Временные. Это пренебрежение сезонными или другими ограничениями, которые должны защищать от неблагоприятных погодных или астрологических воздействий.

6. Божественные. Неподчинение учителю, проклятия, колдовство и эпидемия.

7. Естественные. Голод, жажда, сон, усталость, прочие нужды, разрушение, старение и смерть.

Из всех типов только один вызывается непосредственно функционированием дош. Фундаментальная же причина всех болезней и причина человеческой деятельности, производящей карму – это страстная привязанность живых существ к вещам этого мира. Мы называем ее желанием.

Шесть стадий болезни: Все заболевания, при любых вовлеченных дошах, проходят шесть стадий развития.

Накопление.

В результате влияния болезнетворных факторов, одна или больше дош начинают скапливаться в местах своего основного пребывания: капха – в желудке, питта – в тонком кишечнике, вата – в толстой кишке. Каждая из них производит характерные для себя симптомы: капха создает вялость, тяжесть в конечностях, бледность, вздутие, потерю аппетита и ослабление пищеварения.

Питта дает ощущение жжения, повышение температуры тела, горький вкус во рту, пожелтение кожи, повышенную кислотность в желудке и гневливость.

Вата вызывает слабость и сухость в теле, желание утеплиться и согреться, скованность или переполненность живота, скопление газов, запор, нарушение сна и страхи. На этой стадии вывести избыток дош из организма легче, чем не последующих. Поэтому для укрепления здоровья важны сезонные очищения, – они выводят доши, накопившиеся естественным образом из-за свойств, присущих временам года.

Возбуждение.

На этой стадии доши продолжают увеличиваться и оказывать давление на места пребывания, проявляя описанные выше симптомы в более выраженной форме. Устранить доши на данной стадии достаточно еще просто, но при этом нужно укреплять и органы, в которых они накапливаются, поскольку это органы испытывают стресс от избыточного присутствия дош.

Распространение.

Если возбуждение остается без внимания, доши покидают свои дома и начинают, как бродяги, слоняться по телу в поисках места, где они могли бы найти какое-нибудь пристанище.

Все прежние симптомы ухудшаются, капха может вызвать рвоту, питта – понос, вата – колики в толстой кишке и боли при дефекации с высвобождением большого количества газов. Каждая болезнь протекает своим собственным путем.

В тибетской медицине считается, что болезнь пребывает и распространяется в коже, развивается в плоти, продвигается по каналам, пристает к костям и опускается к жизненным органам и органам-резервуарам.

В аюрведе эта система разделяется на три марги, или три пути, по которым идет болезнь: внутренний, внешний и срединный, называемый марма.

Внутренний проход, состоящий из пищеварительного тракта и ткани расы, как правило, первым подвергается удар со стороны дош, поскольку для тех вполне естественно сосредотачиваться в основных органах пищеварения. Если не устранить доши активным очищением или хотя бы не ослабить их, то рано или поздно они изменят направление своего движения (гати) и вместо того, чтобы вытекать из тела, начнут втекать в его периферийный проход, состоящий из остальных шести тканей.

Если нарушенное равновесие усугубляется приемом стимуляторов, сильных медикаментов или просто депрессивными эмоциями, то и ама, и доши проникают еще глубже в ткани и попадают в проход марма, который включает в себя все жизненно важные органы, в частности сердце и мозг. Проявление болезни в каждый период времени обычно ограничивается каким-нибудь одним путем.

Если затрагивается более чем один путь, лечение становится более проблематичным. Но какое бы направление, какой бы путь ни избрали доши, в конце концов они отыскивают удобное место для нанесения главного удара.

Локализация.

Как правило, доши локализуются в тех областях тела, которые более ослаблены. Чарака сравнивает этот процесс с выпадением дождя. Туча плывет по небу до тех пор, пока не оказывается в соответствующих атмосферных условиях, которые толкают ее на то, чтобы освободиться от груза содержащейся в ней воды. Так и доши, находят подходящее место для сосредоточения, скапливаются в нем и вызывают специфическое расстройст��о, препятствуя физически или функционально нормальной работе расположенных в этих местах каналов.

Болезнь вызывается наличием в тканях или отходах возбужденных дош. На этой стадии появляются предварительные симптомы, возвещающие начало болезни.

Легочный туберкулез, например, начинается с повышения температуры тела по вечерам, которое сопровождается ощущением жжения в ступнях и ладонях.

Проявление.

На этой стадии болезнь распознается как таковая. Например, когда вата, в силу свей сухости, меняет вкус оджаса с присущего ему сладкого на вяжущий и переносит его в мочевые органы, результатом является диабет.

Специализация.

Конкретная форма болезни выявляется в результате специализации, которая обычно характеризуется преобладанием той или иной доши. Например, отек — это опухание кожи, мышечной или другой ткани, как правило, в результате накопления жидкости. Отеки, вызываемые капхой, при надавливании оставляют ямочки, вызываемые ватой – не оставляют, питой – очень мягкие. Почти все болезни имеют по нескольку разновидностей.

Источник

Причины Заболеваний

«Всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет» (Чарака-самхита)

Говоря кратко, всякая вещь в этом мире имеет только два состояния: нормальное и ненормальное, и каждое из них обусловлено причиной. Ничего беспричинного в мире нет. (Чарака)

Провидцы аюрведы также разделяли эту точку зрения. По словам Чараки, есть причина для проявления существ, но причины для их уничтожения нет. Болезнь как существо проявляется в силу юкти, то есть слияния многих причин в соответствующем времени и месте, и исчезает с изменением времени и места или устранением этих причин.

Быть может, Чарака вкладывал в свои слова и более глубокий философский смысл: для проявления человеческого существа нужны причины, но для ликвидации его достаточно метаболического хаоса.

Поэтому «сущность лечения состоит в устранении причин», а избегание причинных факторов — лучшее средство остаться здоровым.

Праджняпарадха — конечная причина всех заболеваний, ее устранение — наилучшее лечение. «Средство от всех несчастий, утверждает Чарака, — это освобождение от обольщения желанием».

Основное различие между аюрведой и другими философскими системами выражается в том, что аюрведа в большей степени сосредоточивается на влиянии желаний на здоровье, на способность гармонично функционировать в относительной реальности мира, а не на взаимоотношениях человека с истинной Реальностью. 

В Аюрведе различается четыре класса болезней:

  • Болезни, обусловленные мощным влиянием кармы, унаследованной из предыдущих рождений;
  • Болезни, зарождающиеся в более ранние периоды жизни, но проявляющиеся в более поздние;
  • Болезни, связанные с духами
  • Болезни, лежащие на поверхности.

Из четырех классов только поверхностные болезни легко поддаются лечению при помощи подбора пищи, режима и врачебных процедур.

Болезни первых трех классов требуют, помимо этого, дополнительного духовного вмешательства. И только в случае болезней последнего класса причинное действие ДОШИ первично, в остальных случаях они действуют только как отражение более мощных и тонких причин, самой сильной из которых является карма.

Закон кармы, не что иное, как третий закон Ньютона: «Всякий раз, когда один объект оказывает воздействие на другой, последний оказывает равное по силе и обратное по направлению воздействие на первый». Иисус сформулировал это так: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами», ибо «что посеете, то и пожнете».

Есть семь основных типов болезней по аюрведе:

1. Генетические или наследственные.

2. Врожденные, например, уродства.

3. Метаболические, связанные с обменом веществ. Они обусловлены расстройством дош из-за неадекватного поступления пищи и других необходимых веществ.

4. Травматические. Сюда входят как физические, так и душевные травмы.

5. Временные. Это пренебрежение сезонными или другими ограничениями, которые должны защищать от неблагоприятных погодных или астрологических воздействий.

6. Божественные. Неподчинение учителю, проклятия, колдовство и эпидемия.

7. Естественные. Голод, жажда, сон, усталость, прочие нужды, разрушение, старение и смерть.

Из всех типов только один вызывается непосредственно функционированием дош. Фундаментальная же причина всех болезней и причина человеческой деятельности, производящей карму – это страстная привязанность живых существ к вещам этого мира. Мы называем ее желанием.

Шесть стадий болезни: Все заболевания, при любых вовлеченных дошах, проходят шесть стадий развития.

Накопление.

В результате влияния болезнетворных факторов, одна или больше дош начинают скапливаться в местах своего основного пребывания: капха – в желудке, питта – в тонком кишечнике, вата – в толстой кишке. Каждая из них производит характерные для себя симптомы: капха создает вялость, тяжесть в конечностях, бледность, вздутие, потерю аппетита и ослабление пищеварения.

Питта дает ощущение жжения, повышение температуры тела, горький вкус во рту, пожелтение кожи, повышенную кислотность в желудке и гневливость.

Вата вызывает слабость и сухость в теле, желание утеплиться и согреться, скованность или переполненность живота, скопление газов, запор, нарушение сна и страхи. На этой стадии вывести избыток дош из организма легче, чем не последующих. Поэтому для укрепления здоровья важны сезонные очищения, – они выводят доши, накопившиеся естественным образом из-за свойств, присущих временам года.

Возбуждение.

На этой стадии доши продолжают увеличиваться и оказывать давление на места пребывания, проявляя описанные выше симптомы в более выраженной форме. Устранить доши на данной стадии достаточно еще просто, но при этом нужно укреплять и органы, в которых они накапливаются, поскольку это органы испытывают стресс от избыточного присутствия дош.

Распространение.

Если возбуждение остается без внимания, доши покидают свои дома и начинают, как бродяги, слоняться по телу в поисках места, где они могли бы найти какое-нибудь пристанище.

Все прежние симптомы ухудшаются, капха может вызвать рвоту, питта – понос, вата – колики в толстой кишке и боли при дефекации с высвобождением большого количества газов. Каждая болезнь протекает своим собственным путем.

В тибетской медицине считается, что болезнь пребывает и распространяется в коже, развивается в плоти, продвигается по каналам, пристает к костям и опускается к жизненным органам и органам-резервуарам.

В аюрведе эта система разделяется на три марги, или три пути, по которым идет болезнь: внутренний, внешний и срединный, называемый марма.

Внутренний проход, состоящий из пищеварительного тракта и ткани расы, как правило, первым подвергается удар со стороны дош, поскольку для тех вполне естественно сосредотачиваться в основных органах пищеварения. Если не устранить доши активным очищением или хотя бы не ослабить их, то рано или поздно они изменят направление своего движения (гати) и вместо того, чтобы вытекать из тела, начнут втекать в его периферийный проход, состоящий из остальных шести тканей.

Если нарушенное равновесие усугубляется приемом стимуляторов, сильных медикаментов или просто депрессивными эмоциями, то и ама, и доши проникают еще глубже в ткани и попадают в проход марма, который включает в себя все жизненно важные органы, в частности сердце и мозг. Проявление болезни в каждый период времени обычно ограничивается каким-нибудь одним путем.

Если затрагивается более чем один путь, лечение становится более проблематичным. Но какое бы направление, какой бы путь ни избрали доши, в конце концов они отыскивают удобное место для нанесения главного удара.

Локализация.

Как правило, доши локализуются в тех областях тела, которые более ослаблены. Чарака сравнивает этот процесс с выпадением дождя. Туча плывет по небу до тех пор, пока не оказывается в соответствующих атмосферных условиях, которые толкают ее на то, чтобы освободиться от груза содержащейся в ней воды. Так и доши, находят подходящее место для сосредоточения, скапливаются в нем и вызывают специфическое расстройство, препятствуя физически или функционально нормальной работе расположенных в этих местах каналов.

Болезнь вызывается наличием в тканях или отходах возбужденных дош. На этой стадии появляются предварительные симптомы, возвещающие начало болезни.

Легочный туберкулез, например, начинается с повышения температуры тела по вечерам, которое сопровождается ощущением жжения в ступнях и ладонях.

Проявление.

На этой стадии болезнь распознается как таковая. Например, когда вата, в силу свей сухости, меняет вкус оджаса с присущего ему сладкого на вяжущий и переносит его в мочевые органы, результатом является диабет.

Специализация.

Конкретная форма болезни выявляется в результате специализации, которая обычно характеризуется преобладанием той или иной доши. Например, отек — это опухание кожи, мышечной или другой ткани, как правило, в результате накопления жидкости. Отеки, вызываемые капхой, при надавливании оставляют ямочки, вызываемые ватой – не оставляют, питой – очень мягкие. Почти все болезни имеют по нескольку разновидностей.

Источник

В большинстве своем мы привыкли рассматривать наши заболевания с точки зрения влияния внешних механизмов. Принцип наших рассуждений таков: я порезался, попала инфекция и ранка воспалилась. Или: на меня чихнул больной человек в общественном транспорте, и в мой организм попали болезнетворные микробы, я тоже заболел. Это односторонний подход. Аюрведа же выявляет причины заболеваний, кроющиеся в делах, поступках и даже мыслях человека.

Мнение Аюрведы о болезнях и причинах их возникновения

Для того, чтобы возникло какое-нибудь заболевание, должно совпасть сразу несколько причин. Необходимы определенные условия, например, ослабленный иммунитет из-за предыдущей болезни, травмы или хронического недомогания, плохая погода (переохлаждение, перегревание, сквозняк и так далее), плохая пища или питье, удар, нервное расстройство, даже просто плохое настроение. Западная медицина считает, что любое хроническое заболевание фактически неизлечимо и ищет причины внешнего характера, не учитывая множество мелких действий, которые привели к такому состоянию. Почему в самые жестокие эпидемии одни люди заболевают и погибают, а другие либо успешно выздоравливают или вообще болезнь словно обходит их стороной? Здесь стандартный подход к лечению также утверждает, что происходит это из-за внешних факторов: не попали микробы, организм сопротивляется вторжению, сильный иммунитет и так далее, не углубляясь в самый главный вопрос — почему это происходит? В результате медики назначают лечение не причины заболевания, а лишь его симптомов, «загоняя» хворь вглубь организма и делая его чувствительнее к другим опасным «болячкам».

Болезнь: враг или друг?

Болезни по Аюрведе рассматриваются как факторы, имеющие не только физиологическое, но и психологическое происхождение. Этот подход объясняет, почему люди одного возраста и примерно равных сил неодинаково выходят из различных болезней — позитивно настроенный борец обычно справляется намного быстрее и выздоравливает энергичнее, чем ипохондрик, склонный расценивать появление каждой царапины или легкое чихание как трагедию мирового масштаба.

Но и это еще не все. Аюрведа считает, что некоторые заболевания являются своеобразным предупреждением человеку. Например, появление лишнего веса свидетельствует о неблагополучии с обменом веществ и сбоями в системе питания. Наш врач в лучшем случае назначит человеку диету и отправит его заниматься спортом, в худшем — выпишет таблетки для похудения, которые окончательно «добьют» его организм. Чтобы этого не случилось, лучше пользоваться Аюрведой для похудения.

Врач же, практикующий аюрведическую медицину, постарается «докопаться» до первоосновы внезапного набора веса. Связан ли он с беременностью и кормлением ребенка грудью или другими гормональными причинами? Или же человек находится в состоянии тяжелого стресса и «заедает» горе? Лечение заболевания будет столь же разносторонним, включающим в себя методики нормализации веса путем правильного питания, снятия стресса путем психотерапии, массажа и других процедур, а также дополнительных действий, призванных переключить зацикленность больного на пище на другие цели и интересы в жизни.

Множество современных заболеваний можно отнести к болезням, фактически являющимся нашими учителями. Они указывают нам, что мы сами становимся их причиной, потакая своим порокам и пагубным пристрастиям. Таких болезней на данный момент подавляющее большинство, и провоцируются они нашей ленью, малоподвижностью, алкоголизмом, обжорством, курением, наркоманией, стремлением к превосходству, перфекционизмом, завистью, невоздержанностью и многими другими чертами и свойствами характера/, которыми нас наградила современная действительность. Чем дальше человек уходит от своего природного начала, тем больше он страдает от болезней. Не зря же их называют «болезнями цивилизации».

Некоторые болезни ведут себя довольно странно с точки зрения западной медицины. Например, эпилепсия постепенно проходит, если у больного появляется варикозное расширение вен. Последнее заболевание трудно считать таким уж благом, но в свете опасности эпилепсии борьба с варикозом все-таки намного проще и легче. И таких примеров можно привести достаточно много.

Даже западные ученые уже признали, что ряд болезней имеет адаптогенное влияние на человеческий род. Например, некоторые вирусы и бактерии провоцируют состояния, которые проходят безо всякого лечения или при минимальном воздействии, но мощно стимулируют и укрепляют иммунитет. Известно, что ребенок, выросший в «стерильных» условиях, не только не защищен от болезней, но и наиболее подвержен им. В то же время цыганские дети, растущие фактически на улице без особого присмотра и ухода, болеют в десятки раз меньше и выздоравливают намного быстрее, причем зачастую безо всякого лечения. Такие заболевания вполне можно признать друзьями.

В Аюрведе некоторые болезни принято считать проводниками в мир иной. Они возникают у стариков за определенное время до их смерти и свидетельствуют об окончании запаса жизненной энергии. Фактически они облегчают переход в иной мир.
Но существуют и болезни, однозначно являющиеся врагами человечества. Они вызываются исключительно внешними причинами. Это может быть травма, авария или сильный удар, повлекший за собой опасную или смертельную болезнь, ожог, облучение, отравление, контакт с опасными веществами и токсинами, многое другое.

Разнообразие причин появления болезней

С точки зрения Аюрведы, все болезни развиваются, следуя пяти механизмам:

  • Кармическому.
  • Родовому.
  • Экологическому.
  • Метаболическому.
  • Онтогенетическому.

Понятие кармического механизма не имеет ничего общего с мистикой, тем не менее, всерьез современной медициной не рассматривается. Однако в Аюрведе считается, что каждая прожитая нами жизнь накладывает свой отпечаток на наше нынешнее существование. Если определенные пороки накапливались из жизни в жизнь, рано или поздно они выльются в соответствующую им болезнь. В таких случаях медицина разводит руками и заносит такую болезнь в разряд таинственных и неизлечимых, а Аюрведа отслеживает ее источник и справляется с последствиями. Чем больше прожито жизней в человеческом облике и чем больше каждое существование накопило грехов, тем более тяжелой может оказаться болезнь.

Родовой механизм напрямую связан с наследственностью и генетическими проблемами, при этом наследственность подразумевает не только передачу определенных проблем физиологического и психологического плана, но и склонность к определенному типу поведения, что влечет за собой появление болезни. В каждом из нас накапливаются наследственные признаки всего нашего рода. Если учесть, что по статистике за спиной каждого из нас в среднем стоят 2 миллиона предков, то накопление негативных данных может быть колоссальным. Если не осознать того, что мы не существуем сами по себе, а являемся продолжением нашего огромного рода со своими пороками и достижениями, справиться со своими собственными демонами нам может и не удастся.

Экологический механизм тесно связан с психологическими особенностями некоторых людей. В нашем мире полно крайне вредных экологических факторов, но они оказывают пагубное влияние. Ярким примером можно указать жителей зоны отчуждения вокруг взорвавшегося ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. В то время, как тысячи людей погибли или тяжко заболели от последствия радиоактивного облучения, эти люди спокойно живут на зараженной земле, питаются ее плодами и мирно существуют вдали от привычных благ цивилизации. Таким образом, утверждать однозначно, что поводом для развития проблемы со здоровьем служит исключительно экология, также нельзя однозначно. Безусловно, опасные экологические факторы оказывают крайне негативное влияние на здоровье человечества, но заболевают далеко не все. Стало быть, у болезни много причин.

Метаболический механизм имеет непосредственное сходство с принципом накопления энтропии в материи. Каждая клетка постепенно подвергается разрушительному воздействию разнообразных факторов, эти проявления постепенно накапливаются и повреждения организма на клеточном уровне с возрастом выливаются в такие страшные заболевания, как болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие. Чем старше человек, тем больше у него шансов серьезно пострадать.

Онтогенетический механизм базируется на понятии трех основных дош — вата, питта и капха. Для того, чтобы организм был здоров, все три доши должны быть в равновесии. Но статичность исключает развитие, без которого нет жизни. Поэтому организм человека постоянно находится в изменении, но в идеале стремится к равновесию дош.

Как справляться с заболеваниями

Когда выяснены основные причины, справляться с болезнью по Аюрведе становится намного проще, лечение проходит быстрее и успешнее. Но это потребует намного больше усилий от пациента, чем при лечении по западному образцу. Мы привыкли к такому лечению: лежишь в палате, тебя пичкают таблетками по расписанию, гоняют на процедуры и врач периодически проводит осмотры и отправляет на анализы. То есть сам пациент фактически ничего не делает самостоятельно для своего полного выздоровления. В Аюрведе же все происходит иначе. Врач выявляет истинные мотивы появления болезни и старается разобраться, что именно привело к такому состоянию. Пациент же должен разобраться в глубинных мотивах появления своих болезней. Возможно, изжогу он испытывает в присутствии только определенного лица из-за личного конфликта или скрытой неприязни? Тогда для устранения заболевания нужно убрать основную причину — конфликт, выяснив отношения раз и навсегда.

Лечение многих болезней по Аюрведе часто состоит из нескольких этапов. Оно включает в себя психологическую разгрузку, освобождение от негатива на духовном уровне, физическую очистку и собственно лечение. Причем оздоровлению подлежит весь организм, так как это единое целое, а не набор органов, работающих в унисон. Только при комплексном и грамотном подходе возможно лечение таких страшных заболеваний, с которыми не справляется западная цивилизация: рака, диабета, депрессий, астмы, туберкулеза и многих других. Их причины во многом известны, но мы знаем, что служит источником болезни, но не знаем повода, который «запускает» ее. По Аюрведе, лечение таких болезней во многом связано с психологическими проблемами, недовольством собой, жизнью, близкими, угнетенным состоянием, самоедством и другими травмирующими факторами, которые подвергают организм человека риску. В большинстве случаев именно мы сами становимся стартовым механизмом для развития своих болезней, поэтому сами же должны стать лечением для них.

Принципы сохранения здоровья достаточно просты и доступны всем:

  • Позитивное мышление.
  • Доброжелательность.
  • Рациональный подход к решению вопросов.
  • Близость к природе.
  • Правильное сбалансированное питание.
  • Здоровый образ жизни.
  • Здоровый образ мыслей.
  • Подвижность и энергичность.

Подробный подход позволит каждому человеку как можно меньше болеть и прожить долгую и плодотворную жизнь.

Источник