Анализ музыкального произведения чайковского болезнь куклы

Анализ музыкального произведения чайковского болезнь куклы thumbnail

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Анализ пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

из цикла «Детский альбом»

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика — пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ много замечательных сборников композиторов-классиков:

— Чайковский П.И. «Детский альбом»;

— Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»;

— Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65;

— Свиридов А. «Детский альбом» и др.

Учащиеся с большим удовольствием работают над пьесами малой формы и это вполне объяснимо:

—  небольшой объем;

— разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

— богатое стилистическое и жанровое разнообразие;

— возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Для преподавателя работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами, крупной формой и полифонией.

Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа над пьесами имеет свою специфику, свои задачи и свои трудности. Но главная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне.

«Детский альбом» Чайковского – первый в России классический сборник музыки для детей. Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес?

Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878г. «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной  легкости и заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана … »

Это было время весеннее, после путешествия, из-за границы Петр Ильич приехал отдыхать на Украину в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее «лучезарным краем».

В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети, — часто говорил композитор, — составляют лучшее украшение жизни». Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, — любимец Чайковского. Композитор называл его «восхитительным экземпляром человеческой породы». Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз задумывался над тем, что сочинений для детей, не так уж много …  А в мае 1878 года сборник был уже закончен и напечатан. Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову – отцу Боба: «Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».  

Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремился в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем многообразии, не приукрашая ее, не избегая ее тяжелых сторон, но стараясь выявить в ней прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всем правду и, играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы все в них было «настоящее», композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Он хочет, чтобы чувства его маленьких героев были искренни и глубоки.

 Рассмотрим одну из пьес этого цикла – «Болезнь куклы». Она входит в трилогию о кукле: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла».

«Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Первые потери маленького человека, очень серьезные переживания, созвучны здесь с пьесой Р. Шумана «Первая утрата».

Пьеса рассчитана на учащегося 1-2 класса, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и  левой руки.  В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру, которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,  Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация) тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с  запаздывающей педалью. Важно научить его слышать связь педализации с интонированием мелодии и сменами гармонии.

В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

Кантиленные пьесы  лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую фантазию и продвинет пианистическую технику.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. К.: Муз. Украина, 1982.

3. Егорина Н. Е. Уроки фортепианного цикла.  Лекция-концерт,2005.

    (xies.ru/225330/1/Лекция_концерт__сценарий_.html‎)

Источник

Болезнь куклы

            Жанр: Фортепианная миниатюра
соль  минор из цикла «Детский альбом»,
ор. З9.

            Многие
пьесы «Детского альбома» свидетельствуют о любовном отношении П. Чайковского к
детям. Это отнюдь не показное чувство: о нем свидетельствуют также и другие
произведения композитора, адресованные 
детям (мы называли их в предисловии к этому циклу), а также множество
высказываний в эпистолярном наследии композитора. Такое отношение было
характерно не только для Петра Ильича, но и для других членов его семьи.
Достаточно вспомнить, сколько любви и сил вложил Модест Ильич, брат П. И.
Чайковского,  в воспитание Коли Конради,
глухонемого мальчиком, над которым он взял 
опеку.1 По воспоминаниям современников, в самом композиторе
было что-то детское, «он, как ребенок, мог 
играть с детьми и любил детские забавы, отдаваясь им с искренним
увлечением».2

            «Болезнь
куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле; вторая — и последняя –
«Похороны куклы». И хотя музыка выражает детские эмоции, мы знаем, что порой
эти переживания в детстве бывают более сильными, чем во взрослом возрасте, во
всяком случае, они часто охватывают все существо ребенка.

            Течение
музыки медленное: авторская ремарка – moderato [итал. — умеренно]. Другая авторская
исполнительская подсказка – espressivo [итал. — выразительно].
Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в
проявлении чувства. Эта сдержанность выражена автором в простоте и однотипности
фактуры и ритма на протяжении всей пьесы.3

            В
трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Ребенок, взявшийся за разучивание
этой пьесы, вероятно, впервые столкнется с очень интересной композиторской
особенностью этой мелодии: она возникает на слабую долю такта и каждый
следующий звук тоже «вспыхивает» после паузы. Иными словами, звуки мелодии не
переливаются один в другой, но возникают из тишины, и лишь спустя
несколько  таких  звуков мы осознаем, что они составляют
мелодическую линию. Для юного исполнителя здесь довольно сложная задача: нужно
так «выстроить» эти вспыхивающие звуки, чтобы они действительно воспринимались
как одна мелодия.

            Другая
трудность состоит в том, что звуки мелодии возникают на слабую – вторую – долю
двухдольного такта, но поскольку мелодия должна звучать ярче аккомпанемента,
исполняемого на сильную – первую – долю, существует реальная опасность, что
слушатель, не знающий, как эта пьеса записана композитором, будет воспринимать
каждый звук мелодии, наоборот, как сильную долю такта. Если так будет казаться, то значит
исполнитель совершает некий художественный просчет – играет эту пьесу как бы со
сдвинутой на одну четверть тактовой чертой, что, конечно же, будет неправильно.
Таким образом, от исполнителя и его искусства зависит, чтобы у слушателя
создалось верное впечатление – щемящий звук мелодии возникает с некоторым
эмоциональным усилием, выражая то болезненное состояние, которое стремился
передать композитор.

            Так
строится первое предложение этой пьесы. Во втором предложении голоса как бы
меняются местами, и функция мелодии на время переходит к нижнему голосу.
Чайковский и здесь использует свой излюбленный прием – «разговор» голосов.4

            Если
помнить, что все пьесы «Детского альбома» написаны с тем, чтобы научить юного
пианиста какому-нибудь одному исполнительскому приему, то можно констатировать,
что целью композитора в данной пьесе было научить протяжному звуку на
фортепиано. При этом, между прочим, получилась необычайно выразительная пьеса.

Примечания

4 Этот «разговор» в данной пьесе, как и во многих
других, чисто инструментальных произведениях П. Чайковского, вполне можно
представить себе «озвученным» любимым либреттистом композитора – его  братом Модестом. Мы знаем множество примеров
(об этом свидетельствует их переписка, в которой обсуждаются вопросы работы
над  операми, например, над  «Пиковой дамой»), когда стихи возникали уже
для сочиненной музыки. Вот один из 
эпизодов их  переписки (из  письма П. И. к М. И. от 20 февраля / 4 марта
1890 года): «Стихи как будто порядочны в арии, но местами я боюсь, что  смысла нет. Например, имеет ли смысл: «И
плачу вашею слезой»? Кажется, что  нет.
Частица но употреблена 2 раза и так,
что  суть того, что  хочет сказать князь, т. е., что он любит
самоотверженно и готов на всякую жертву для нее, не ясна. Изволь переделать так, чтобы был смысл, но  чтобы сохранились вполне то же качество  и та же форма стиха, ибо  музыка уже написана (курсив  наш. —
А. М.
)». Цит. по кн.: Чайковский П.
Избранные письма. М. 2002. С. 284.

©Александр МАЙКАПАР

Источник

Áèîãðàôèÿ Ï.È. ×àéêîâñêîãî è õàðàêòåðèñòèêà åãî òâîð÷åñòâà. Àíàëèç ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé, âõîäÿùèõ â «Äåòñêèé àëüáîì». Ñêðûòèå â íèõ ãëóáèííîãî ñìûñëà æèçíåííîãî ïåðèîäà êîìïîçèòîðà. Ìóçûêàëüíûé ðàçáîð ïüåñû, åå òîíàëüíîñòü è ðèòìè÷åñêèé ìîòèâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Äèñöèïëèíà: Àíàëèç ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ

Àíàëèç òðåõ÷àñòíîé ôîðìû ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ «Íîâàÿ êóêëà»

1. Ñâåäåíèÿ î êîìïîçèòîðå è åãî òâîð÷åñòâå

×àéêîâñêèé ϸòð Èëüè÷ (1840— 1893), êîìïîçèòîð, äèðèæ¸ð, ïåäàãîã.

Ðîäèëñÿ 7 ìàÿ 1840 ã. â ñåëåíèè ïðè Êàìñêî — Âîòêèíñêîì çàâîäå (íûíå ãîðîä Âîòêèíñê, Óäìóðòèÿ) â ñåìüå ãîðíîãî èíæåíåðà.  1850 ã. ñåìüÿ ïåðååõàëà â Ïåòåðáóðã, è ×àéêîâñêèé ïîñòóïèë â Ó÷èëèùå ïðàâîâåäåíèÿ, êîòîðîå îêîí÷èë â 1859 ã.

Îí ïîëó÷èë ÷èí òèòóëÿðíîãî ñîâåòíèêà è ìåñòî â Ìèíèñòåðñòâå þñòèöèè. Íî ëþáîâü ê ìóçûêå îêàçàëàñü ñèëüíåå — â 1862 ã. þíîøà ñäàë ýêçàìåíû â òîëüêî îòêðûâøóþñÿ òîãäà Ïåòåðáóðãñêóþ êîíñåðâàòîðèþ.  1863 ã. îí îñòàâèë ñëóæáó, à ïîñëå îêîí÷àíèÿ ñ ñåðåáðÿíîé ìåäàëüþ êîíñåðâàòîðèè (1866 ã.) áûë ïðèãëàø¸í çàíÿòü äîëæíîñòü ïðîôåññîðà â Ìîñêîâñêîé êîíñåðâàòîðèè.

 1866 ã. ×àéêîâñêèé íàïèñàë Ïåðâóþ ñèìôîíèþ («Çèìíèå ãð¸çû»), â 1869 ã. — îïåðó «Âîåâîäà» è óâåðòþðó-ôàíòàçèþ «Ðîìåî è Äæóëüåòòà», â 1875 ã. — çíàìåíèòûé Ïåðâûé ôîðòåïèàííûé êîíöåðò, â 1876 ã. — áàëåò «Ëåáåäèíîå îçåðî».

 êîíöå 70-õ ãã. êîìïîçèòîð ïåðåæèë òÿæ¸ëûé äóøåâíûé êðèçèñ, ñâÿçàííûé ñ íåóäà÷íîé æåíèòüáîé, â 1878 ã. îñòàâèë ïðåïîäàâàíèå. Òåì íå ìåíåå èìåííî â ýòîò ãîä áûëî ñîçäàíî îäíî èç ëó÷øèõ åãî ïðîèçâåäåíèé — îïåðà «Åâãåíèé Îíåãèí» íà ñþæåò À. Ñ. Ïóøêèíà.

Íàñòîÿùåé âåðøèíîé ñòàëà îïåðà «Ïèêîâàÿ äàìà» (1890 ã.), òàêæå íà ñþæåò Ïóøêèíà.  1891 ã. ×àéêîâñêèé íàïèñàë ñâîþ ïîñëåäíþþ îïåðó «Èîëàíòà». Ñî÷èíÿë îí è ìóçûêó ê áàëåòàì: «Ñïÿùàÿ êðàñàâèöà», 1889 ã.; «Ùåëêóí÷èê», 1892 ã. Âçë¸ò ×àéêîâñêîãî — ñèìôîíèñòà ÿâëåí â åãî Øåñòîé ñèìôîíèè (1893 ã.).

Ïîñòîÿííî îáðàùàëñÿ êîìïîçèòîð è ê ìàëûì ôîðìàì. Îí àâòîð 100 ðîìàíñîâ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ æåì÷óæèíàìè âîêàëüíîé ëèðèêè, à òàêæå áîëåå ÷åì 100 ôîðòåïèàííûõ ïüåñ (â èõ ÷èñëå öèêëû «Âðåìåíà ãîäà», 1876 ã., è «Äåòñêèé àëüáîì», 1878 ã.). Òâîð÷åñòâî ×àéêîâñêîãî áûëî âûñîêî îöåíåíî åù¸ ïðè æèçíè — â 1885 ã. îí áûë èçáðàí äèðåêòîðîì Ðîññèéñêîãî ìóçûêàëüíîãî îáùåñòâà, â 1892 ã. ñòàë ÷ëåíîì-êîððåñïîíäåíòîì ôðàíöóçñêîé Àêàäåìèè èçÿùíûõ èñêóññòâ, â 1893 ã. — ïî÷¸òíûì äîêòîðîì Êåìáðèäæñêîãî óíèâåðñèòåòà.

Ïîñëåäíèå ãîäû æèçíè ϸòð Èëüè÷ ïðîâ¸ë â Êëèíó ïîä Ìîñêâîé, ãäå â 1892 ã. ïðèîáð¸ë äîì (ñ 1894 ã. ìóçåé êîìïîçèòîðà).

Ñêîí÷àëñÿ 6 íîÿáðÿ 1893 ã. â Ïåòåðáóðãå.

2. Õàðàêòåðèñòèêà öèêëà

Âðåìÿ ñîçäàíèÿ «Äåòñêîãî àëüáîìà» Ï.È. ×àéêîâñêîãî.

«Äåòñêèé àëüáîì » Ï.È ×àéêîâñêîãî îòíîñèòñÿ ê öèêëó ôîðòåïèàííûõ ïüåñ.

Çàìûñåë êîìïîçèòîðà î íàïèñàíèè äåòñêîãî öèêëà ìîæíî îòíåñòè ê ôåâðàëþ 1878 ãîäà. ×àéêîâñêèé íàõîäèëñÿ â çàãðàíè÷íîì ïóòåøåñòâèè.  îäíîì èç ïèñåì ê çíàêîìûì îí ñîîáùàåò î æåëàíèè ñîçäàòü íåáîëüøîé ñáîðíèê ëåãêèõ ïüåñ äëÿ äåòñêîãî èñïîëíåíèÿ. Îòïóñê áûë ïîëíîñòüþ îêîí÷åí â ìàå 1878 ãîäà. Ìóçûêàëüíûå íîìåðà ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé â íåáîëüøèå ìèêðîöèêëû. Ãëóáèíó ïîäòåêñòà, ñëîæíûé æèçíåííûé ïåðèîä ñêðûë ïîä ìåëîäè÷íûìè èíòîíàöèÿìè ×àéêîâñêèé. «Äåòñêèé àëüáîì», èñòîðèÿ ñîçäàíèÿ êîòîðîãî ñâÿçàíà ñ ñåìüåé ñåñòðû êîìïîçèòîðà, çàñëóæèâàåò òîãî, ÷òîáû íàçûâàòüñÿ øåäåâðîì.

Àíàëèç ïüåñ âõîäÿùèõ â «Äåòñêèé àëüáîì» Ï.È.×àéêîâñêîãî

Ñ íåîáûêíîâåííîé ÷óòêîñòüþ è òîíêèì ïîíèìàíèåì äåòñêîé ïñèõîëîãèè êîìïîçèòîð îòðàçèë â «Äåòñêîì àëüáîìå» æèçíü è áûò äåòåé òîé ñðåäû, êîòîðàÿ ïîâñåäíåâíî åãî îêðóæàëà.  «Äåòñêîì àëüáîìå» 24 ïüåñû, íå ñâÿçàííûå åäèíîé òåìàòèêîé. Âñå ïüåñû öèêëà ïðîãðàììíûì, â êàæäîé ñîäåðæèòñÿ êîíêðåòíûé ñþæåò, æèâîå ïîýòè÷åñêîå ñîäåðæàíèå.  ñáîðíèêå çàïå÷àòëåí øèðîêèé êðóã îáðàçîâ. Ýòî:

êàðòèíû ïðèðîäû — «Çèìíåå óòðî», «Ïåñíÿ æàâîðîíêà» .

èãðû äåòåé — «Èãðà â ëîøàäêè», «Áîëåçíü êóêëû», «Ïîõîðîíû êóêëû», «Íîâàÿ êóêëà», «Ìàðø äåðåâÿííûõ ñîëäàòèêîâ».

Æèâî îáðèñîâàíû ïåðñîíàæè ðóññêèõ íàðîäíûõ ñêàçîê — «Íÿíèíà ñêàçêà», «Áàáà-ÿãà», ðóññêîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà — «Ðóññêàÿ ïåñíÿ», «Ìóæèê íà ãàðìîíèêå èãðàåò», «Êàìàðèíñêàÿ».

ïåñíè äðóãèõ íàðîäîâ — «Èòàëüÿíñêàÿ ïåñåíêà», «Ñòàðèííàÿ ôðàíöóçñêàÿ ïåñåíêà», «Íåìåöêàÿ ïåñåíêà», «Íåàïîëèòàíñêàÿ ïåñåíêà».

 öèêëå èìåþòñÿ ýëåìåíòû èçîáðàçèòåëüíîñòè — «Øàðìàíùèê ïîåò» è çâóêîïîäðàæàíèÿ — «Ïåñíÿ æàâîðîíêà».

×àéêîâñêèé íå ïðèáåãàÿ ê óïðîùåí÷åñòâó, ðèñóåò áîãàòûé âíóòðåííèé ìèð ðåáåíêà â ïüåñàõ «Óòðåííåå ðàçìûøëåíèå», «Ñëàäêàÿ ãðåçà» è «Õîð».

Ïüåñû âõîäÿùèå â «Äåòñêèé àëüáîì»:

1.Óòðåííÿÿ ìîëèòâà

2.Çèìíåå óòðî

3.Èãðà â ëîøàäêè

4.Ìàìà

5.Ìàðø äåðåâÿííûõ ñîëäàòèêîâ

6.Áîëåçíü êóêëû

7.Ïîõîðîíû êóêëû

8.Íîâàÿ êóêëà

9.Âàëüñ10.Ìàçóðêà

11.Ðóññêàÿ ïåñíÿ

12.Ìóæèê íà ãàðìîøêå èãðàåò

13.Êàìàðèíñêàÿ

14.Ïîëüêà

15.Èòàëüÿíñêàÿ ïåñåíêà

16.Ñòàðèííàÿ ôðàíöóçñêàÿ ïåñåíêà

17.Íåìåöêàÿ ïåñåíêà

18.Íåàïîëèòàíñêàÿ ïåñåíêà

19.Íÿíèíà ñêàçêà

20.Áàáà-ßãà

21.Ñëàäêàÿ Ãð¸çà

22.Ïåñíÿ æàâîðîíêà

23.Øàðìàíùèê ïî¸ò

24. öåðêâè

3. Öåëîñòíûé ìóçûêàëüíî-òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ðàçáèðàåìîãî ïðîèçâåäåíèÿ

ìóçûêàëüíûé ïüåñà ÷àéêîâñêèé êîìïîçèòîð

Õàðàêòåð è ïðîãðàììíîñòü ïüåñû «Íîâàÿ êóêëà».

Ïüåñà «Íîâàÿ êóêëà» — ýòî òîíêàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ çàðèñîâêà — ðàäîñòü äåâî÷êè ïî ïîâîäó çàìå÷àòåëüíîãî ïîäàðêà — íîâîé êóêëû.

Ïüåñà î÷åíü ðàäîñòíàÿ, ñòðåìèòåëüíàÿ, ïîë¸òíàÿ. Äåâî÷êà òàê ðàäà íîâîé èãðóøêå! Âìåñòå ñî ñâîåé êóêëîé îíà êðóæèòñÿ, òàíöóåò è, íàâåðíîå, ÷óâñòâóåò ñåáÿ î÷åíü ñ÷àñòëèâîé. Èñïîëíèòåëüñêèìè ñðåäñòâàìè ÿâëÿþòñÿ ðèòìè÷åñêîå è ôàêòóðíîå îäíîîáðàçèå: â êðàéíèõ ÷àñòÿõ ïüåñû ïîâòîðåíèå ðèòìè÷åñêîé ôèãóðû — ÷åòâåðòè è âîñüìîé, à â ñðåäíåé — ðàçäåëåííûõ ïàóçàìè äâóõ âîñüìûõ.  êðàéíèõ ÷àñòÿõ ðàçâèòèþ è ðàçíîîáðàçèþ ÷óäåñíîé âûðàçèòåëüíîñòè, ïîëåòíîñòè, ìÿãêîé óñòðåìëåííîñòè ìåëîäèè ïîìîãóò âûñòàâëåííûå àâòîðîì äèíàìèêà è òîíêèå àðòèêóëÿöèîííûå óêàçàíèÿ. Ýòè ÷àñòè èñïîëíÿþòñÿ êàê áû «íà îäíîì äûõàíèè», äîáèâàþòñÿ ïîñòåïåííîñòè äèíàìèêè.

 ñðåäíåé ÷àñòè ïüåñû «äûøàùàÿ» ìåëîäèÿ, ïðîñëåæèâàåòñÿ çà ãèáêîñòüþ èíòîíàöèé è íåïðåðûâíîñòüþ ðàçâèòèÿ ìóçûêè.  äèíàìèêå, òî÷íî ïðåäñòàâëåííîé àâòîðîì, êóëüìèíàöèîííàÿ òî÷êà ïðèõîäèòñÿ íà 24-25 òàêòû. Íå ìåíÿÿ îáùåãî ðàäîñòíîãî íàñòðîåíèÿ, â ìåëîäèè ïîÿâëÿþòñÿ ïàóçû ìåæäó êîðîòêèìè ìîòèâàìè èç äâóõ çâóêîâ, ïåðåäàþùåå êàê áû ó÷àùåííîå äûõàíèå. Ê êîíöó ñðåäíåé ÷àñòè âîçáóæäåíèå ïðîõîäèò; âîçâðàùàåòñÿ ìóçûêà ïåðâîé ÷àñòè.

«Íîâàÿ êóêëà» — ïðîãðàììíàÿ ïüåñà. Åå íàçâàíèå «ïðîãðàììèðóåò» íàñòðîåíèå è ñîäåðæàíèå, óæå èäåò ïðåäñòàâëåíèå, ÷åãî îæèäàòü, äî òîãî, êàê ïðîñëóøàòü ïåðâûå çâóêè ïüåñû.

Ìóçûêàëüíûé ðàçáîð ïüåñû.

 ìåëîäèè ñëûøíû ýìîöèîíàëüíûå ÷óâñòâà, ðàäîñòü äåâî÷êè ê íîâîé êóêëå.

Òîíàëüíîñòü ïðîèçâåäåíèÿ Bb-dur(ñè b ìàæîð), ïðè êëþ÷å 2 çíàêà-ñè? ìè?

Ðàçìåð ïðîèçâåäåíèÿ- 3/8

Ôîðìà ïüåñû òðåõ÷àñòíàÿ

Òåìï-Allegro (ñêîðî)

3) Ñòðóêòóðíûé àíàëèç ïåðèîäà.

Ïüåñà èìååò ïåðèîä íå êâàäðàòíîãî ñòðîåíèÿ .

Ïî òåìàòèçìó 1 è 3 ÷àñòü ñõîæè, ò.ê 3 ÿâëÿåòñÿ ïîâòîðíîé 1 ÷àñòè. 2 ÷àñòü ñåðåäèíà âñåé ïüåñû (êóëüìèíàöèÿ).

Îñíîâíàÿ òîíàëüíîñòü ïüåñû «Íîâàÿ êóêëà»Bb-dur .  õîäå èñïîëíåíèÿ ïðîèçâåäåíèÿ ýòà òîíàëüíîñòü ïðàêòè÷åñêè íå ïðåòåðïåâàåò èçìåíåíèé, âûçâàííûõ îòêëîíåíèÿìè è ìîäóëÿöèÿìè.

 ïðîèçâåäåíèè ðèòìè÷åñêèé ìîòèâ. Õàðàêòåðíàÿ ðèòìè÷åñêàÿ ôîðìóëà, àáñòðàêòíûé àñïåêò ìåëîäèè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Городское коммунальное казенное предприятие
«Детская музыкальная школа №5»

Открытый урок

на тему: «Создание музыкального образа на уроке фортепиано».

Работа над трилогией П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

hello_html_m2c5e446c.jpg

Подготовила преподаватель І категории

фортепианного отделения

Карева Н.И.

Уральск 2018г.

Открытый урок

на тему: «Создание музыкального образа на уроке фортепиано».Работа над трилогией П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Цель урока: Умение передать характер каждой пьесы, используя динамику, фразировку, выразительные особенности изложения музыкального материала, исходя из способностей данного учащегося и его музыкального развития.

Задачи урока:

Образовательные: — формировать пианистические умения и навыки с

помощью образных впечатлений;

— работа над средствами воплощения художественных образов через фактурные, тембровые, динамические, штриховые особенности музыкального материала;

— находить индивидуальные решения в плане оптимального приспособления игрового аппарата, приемов звукоизвлечения, необходимых для раскрытия музыкальных образов.

Воспитательные: — воспитывать эстетический вкус на лучших образцах

классической музыки;

— воспитывать положительное отношение к решению творческих задач при работе над музыкальным произведением.

Методические приемы:

— словесный , наглядный, иллюстративный

— активизация слуха, обращение музыкальному восприятию ученика;

— прямая и наводящая формы воздействия.

План урока:

  1. Организационный момент, готовность к уроку.

  2. Вступительное слово.

  3. Работа над пьесой П.Чайковского «Болезнь куклы»

  4. Работа над пьесой П.Чайковского «Похороны куклы»

  5. Работа над пьесой П.Чайковского «Новая кукла»

Ход урока.

Вступительное слово

Музыка Петра Ильича Чайковского звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом его произведении, будь то сложная симфония или незатейливая детская пьеса. По-настоящему понять и оценить его крупные произведения вы сможете, когда станете взрослыми. Мы же обратимся к «Детскому альбому». 

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.

На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Пётр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно. Обдумывая замысел «Детского альбома», сочинённого в летние месяцы 1878 года, Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с занимательными для детей заглавиями, как у Шумана». Ссылаясь на аналогичное произведение Шумана («Альбом для юношества» немецкого композитора), он имел в виду только общую задачу — создать цикл небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны для исполнения самими детьми.hello_html_219d41b0.jpg

Получилась своеобразная фортепианная сюита, где в небольших по объёму пьесах народного характера перед юным пианистом последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка, отсутствие фактурных сложностей делают эти произведения доступными юным исполнителям.

Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» —  называет Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пёстрой чередой без строгой сюжетной последовательности.

Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги.

Болезнь куклыhello_html_fdea605.jpg

Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела).

— Кукла Маша заболела.
— Врач сказал, что плохо дело.
— Маше больно, Маше тяжко!
— Не поможешь ей, бедняжке.
— Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…

У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох… ах…»

Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула…hello_html_mf93abb8.jpg

Похороны куклы

В музыке, написанной для детей, чувствуется бережное отношение к переживаниям ребёнка, понимание их глубины и значительности. Слушая эту пьесу, обращаешь внимание на серьёзность, неподдельность чувств маленького героя, на то, с каким уважением композитор относится к личности ребёнка.hello_html_m6046dc6d.jpg

Снег на земле и на сердце снег.
Кукла, родная, прощай навек.
Больше, дружочек любимый мой,
Мне не играть с тобой.

Лучшею куклою ты была.
Как же тебя я не сберегла?
Как же такое случилось с тобою?
Куда и зачем от меня ты ушла?

Снег на земле и на сердце снег.
Маша, родная, прощай навек.
Больше, дружочек любимый мой,
Мне не играть с тобой.

Чайковский не случайно дал подзаголовок своему циклу – «В подражание Шуману». Эта пьеса невольно напоминает «Первую утрату» из «Альбома для юношества» Р. Шумана.

Пьесу пронизывает характерный ритм типичного похоронного марша, однако эта черта не делает из пьесы действительно похоронный марш. Порой в литературе можно встретить утверждение, что здесь Чайковский воспроизвёл звучание хора. Нам кажется, что эту музыку скорее можно представить себе в оркестровом, а не хоровом, варианте. Но как бы то ни было, и при исполнении, и, слушая эту пьесу, не стоит всё воспринимать слишком всерьёз. Всё-таки, композитор звуками создаёт впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.hello_html_m624fb15f.jpg

Новая кукла

Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка наполнена  чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который даёт аккомпанемент, напоминает взволнованное биение сердца.

Ах, мама, мама, неужели
Куклу скоро привезут?
Ах, мама, мама, в самом деле
Кукла скоро будет тут?

Ах, где же куколка моя?
Её хочу увидеть я.
Ах, что? Уже? Тогда молю –
Ну, дай мне куколку мою.

Ах, как она прекрасна, мама!
Как я рада, Боже мой!
Ах, кукла, кукла! Никогда мы
Не расстанемся с тобой,
Теперь с тобой, теперь с тобой,
С тобой, с тобой, с тобой, с тобой.

«Новая кукла» завершает маленькую сюиту. Лёгким ветерком радости предстаёт эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребёнка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом…

Пьеса звучит в характере стремительного вальса. Обычный вальсовый размер 3/4 ускорен вдвое — 3/8. Поэтому мелодия словно «задыхается». Она даже не разделена на фразы, а состоит из мелких мотивов, сливающихся в одну «волну». Аккомпанемент «облегчён» паузами на слабых долях.hello_html_m7131830b.jpg

Форма пьесы простая трёхчастная. Крайние части, будучи восьмитактными периодами единого строения, повторяются. Середина же пьесы гармонически неустойчива. Короткие мотивы будто «порхают» из октавы в октаву. Главный приём развития в этом разделе — секвенция. В репризе мелодия «рассеивается», исчезает.

Итог урока:

— Ученицы умеют анализировать музыкальное произведение;

— У них сформирован музыкальный образ;

— Ученицы правильно владеют штрихами и динамическими оттенками.На уроке стало понятно, что выразительным и точным исполнением штрихов можно изобразить различный характер пьесы.

— Артикуляция пальцев стала более активной.

Цель урока достигнута.

Домашнее задание: Закрепить дома полученные в классе навыки и приемы звукоизвлечения. Ярче исполнять акценты. Играть нотный текст правильной аппликатурой.

Оценка: пять.

Источник