Анамнез и его значение в распознавании болезней

Анамнез и его значение в распознавании болезней thumbnail

Не следует путать с Анамнесис — литургическим и философским термином.

Ана́мнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель — облегчение состояния пациента.

Данные анамнеза (сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и др.) медицинский работник выясняет с целью их использования для диагностики, выбора метода лечения и/или профилактики. Сбор анамнеза является одним из основных методов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших диагностических процедур. Сбор анамнеза — это универсальный метод диагностики, применяемый во всех областях медицины.

Виды анамнеза[править | править код]

Неполный список видов анамнеза:

Анамнез болезни (новолат. Anamnesis morbi)

Начало заболевания, динамика симптомов с момента начала заболевания до момента обращения, с какими факторами пациент связывает данное заболевание, какие исследования и какое лечение проводилось и каковы результаты и т. п.

Анамнез жизни (новолат. Anamnesis vitae)

Перенесённые ранее заболевания, существующая хроническая патология со стороны различных органов и систем органов, операции, травмы и т. п. Также изучаются условия жизни пациента.

Акушерский анамнез

Были ли ранее беременности, как протекали, каков их исход.

Гинекологический анамнез

Перенесённые гинекологические заболевания и операции на женских половых органах, менструальный цикл, его особенности, периодичность, болезненность и т. п.

Семейный анамнез

Наличие подобных симптомов у кровных родственников, наследственные заболевания и т. п.

Аллергологический анамнез

Аллергические реакции, в том числе на лекарственные средства, вакцины, пищевые продукты, растения и т. п. Характер проявлений при развитии аллергии.

Анамнез характера питания больного

Сбор сведений о характере съеденной пищи, частоте её употребления и режиме питания на протяжении определённого промежутка времени (обычно 2—5 дней). Подобные сведения позволяют врачу сформировать простые рекомендации, связанные с питанием.

Страховой (экспертный) анамнез

Наличие/отсутствие полиса ОМС (ДМС), срок нетрудоспособности по каким-либо причинам за последние 12 месяцев («сколько времени состоял на больничном листе»).

Эпидемиологический анамнез

Сборы сведений о контактах больного с инфекционными больными, поездках в регионы эндемичные по какой-либо инфекции. В случае массовых пищевых отравлений опрос больных о том, что они ели. Подобные данные позволяют выявить источник заражения и отравления.

См. также[править | править код]

  • Катамнез

Ссылки[править | править код]

  • Анамнез // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Анамнез и осмотр гинекологических больных (недоступная ссылка) Проверено 19 ноября 2016.

Источник

Анамнез жизни - Анамнез болезни

Анамнез (от греческого слова Anamnesko – вспоминать, изучение анамнеза) представляет собой комплекс информации о развитии болезни и непосредственно пациенте. Изучение анамнеза проводят путем опроса самого пациента, а также лиц, которые его знают, и применяют для установления прогноза и диагноза болезни, а также подбоа оптимальных методов и способов терапии и профилактики. В некоторых случаях при изучении анамнеза используется документация. Опрос родственников и близких больного проводят при сборе анамнезе маленьких детей, пациентов, домашних животных в бессознательном состоянии или очень тяжелом течении болезни, а также у глухонемых и психически больных. Умело собранные данные анамнеза помогают правильно интерпретировать данные объективного клинического исследования и составить представление о характере и локализации патологического процесса в организме больного.

Изучение анамнеза проводят по определенному, четкому плану. Есть необходимость сначала собирать анамнез болезни (по латыни — anamnesis morbi), а затем анамнез жизни (по латыни — anamnesis vitae).

Изучение анамнеза болезни

При составлении анамнеза болезни выясняют жалобы пациента, анализируют временную последовательность формирования, возникновения, развития патологии и взаимосвязь отдельных симптомов и клинических признаков заболевания, динамику болезни в целом. Выявляют причинные факторы и те, что вызывают развитие заболевания. Узнают о ранее поставленном диагнозе и проведенном курсе лечение. Изучение динамики болезни представляет собой сбор сведений о работоспособности и состоянии здоровья пациента, наличие различных заболеваний, о продолжительности болезни и характеристик начального периода, о последовательности возникновения различных клинических проявлений болезни. Выясняют, были ли периоды ухудшения или улучшения общего состояния, чем они интерпретировались, наличие ремиссий и рецидивов, как менялась работоспособность.

Изучение анамнеза жизни

Изучение анамнеза жизни дает возможность более полного и общего анализа индивидуальных особенностей организма, что является очень важным для обеспечения индивидуализации способов терапии и профилактики возможных обострений. Изучение анамнеза жизни можно провести по такой схеме:

  • вакцинации
  • перенесенные заболевания
  • операции
  • общие биографические характеристики по периодам жизни
  • травмы
  • вредные привычки
  • наследственность
  • семейная жизнь
  • условия быта и труда

Перенесенные заболевания приводят в хронологическую последовательность, причем нельзя ограничиваться только выяснением факта заболевания, нужно уточнять наличие осложнений, особенности течения патологии и схемы терапии в тех случаях, когда это в той или иной степени мало влиять на особенности данной болезни. Важно иметь информацию, не болел ли пациент туберкулезом, не обнаружено у него злокачественной неоплазии. Иногда пациент может отрицать перенесенные болезни (например, сифилис, туберкулез и др.). Что касается гипотетического влияния условий труда на здоровье и работоспособность, особенностей профессии у испытуемого, информацию получают по следующей схеме: режим работы и трудовой процесс; химические, физические и бактериологические вредные факторы; санитарное состояние и организация мероприятий по борьбе с профессиональными заболеваниями на месте работы. Необходимо также собрать информацию о семейной жизни пациента: выясняют состояние здоровья супругов, а также детей. Нужно получит информацию о состоянии здоровья родителей пациента и ближайших кровных родственников, имея в виду наличие отягощенной наследственности относительно тех или иных болезней. Анализ данных следует проводить при учете личностных особенностей пациента, а достоверность их проверять путем сопоставления с данными физикального, инструментального и лабораторного обследования, а также по наличию отчетной медицинской документации.

^Наверх

Полезно знать

  • Аэросил – диоксид кремния
  • Алгоритм диагностики – Алгоритм диагностический
  • Аликвоты

Источник

  1. Анамнез: основные разделы, их диагностическое значение. Роль г.А.Захарьина в разработке учения об анамнезе.

Профессор
Григорий Антонович Захарьин (1829-1897)
возглавлял факультетскую терапевтическую
клинику Московского университета.
Многие известные врачи-терапевты считают
его основателем московской терапевтической
школы. Он был блестящим клиницистом-диагностом
и терапевтом. В историю российской и
зарубежной медицины он вошел как ученый,
сформировавший принципы современной
науки о расспросе больного, изучении
истории заболевания и условий жизни
пациента. Г.А. Захарьин указывал не
необходимость соблюдения полноты и
известного порядка опроса больного. В
соответствие с учением Г.А. Захарьина
в настоящее время выделяют разделы
изучения жалоб больного, функционального
статуса, истории настоящего заболевания
(anamnesis
morbi)
и истории жизни пациента (anamnesis
vitae).
Эти принципы диагностической практики
были изложены в опубликованных
«Клинических лекциях» (1889 г.). В этой
работе он демонстрирует индивидуальный
разбор больного по оригинальной схеме
обследования, позволявшей путем
тщательного опроса устанавливать
развитие болезни, вероятные причины
ее, функциональное состояния органов
и назначать нужный режим, лекарства и
другие лечебные мероприятия.

Особое
внимание Г.А. Захарьин уделял
последовательности и плану обследования
пациента. Он подчеркивал, что не все
симптомы имеют одинаково важное значение
для диагностики заболевания. Нередко
он пренебрегал результатами лабораторных
исследований и отдавал предпочтение
собственному опыту и результатам
непосредственного обследования больного,
допуская, что медицинская наука еще
недостаточно развита, чтобы объяснить
все выявляемые изменения.

Анамнез
(anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание) —
совокупность сведений о больном и его
заболевании, полученных путем опроса
самого больного и (или) знающих его лиц
и используемых для установления диагноза,
прогноза болезни, выбора оптимальных
методов ее лечения и профилактики. А.
как процесс получения этих сведений
является одним из основных методов
клинического обследования больного

Основные
разделы анамнеза — А. болезни и А. жизни,
каждый из них собирается по определенному
плану.

Анамнез
болезни (anamnesis morbi) — сведения о
возникновении и течении болезни.
Устанавливают время и последовательность
возникновения жалоб, характер начала
болезни. Надо иметь в виду, что иногда
болезнь после появления некоторых
симптомов может затем длительно не
проявляться, а в дальнейшем возникает
осложнение, ошибочно принимаемое за
начало болезни. Устанавливают причинные
и способствующие развитию болезни
факторы, повод для первого обращения к
врачу, результаты проведенных исследований
и установленный диагноз. Далее выясняют
в хронологической последовательности
течение заболевания, изменение
субъективных и объективных признаков
болезни в периоды обострений, длительность
ремиссий. Короткий А. болезни дает
основание подозревать острое заболевание
или злокачественный процесс, а
рецидивирующее течение — хронический
процесс чаще воспалительного или
аллергического характера. Устанавливают
характер и последовательность появления
новых симптомов, осложнений, динамику
трудоспособности больного. Узнают, в
какие лечебные учреждения обращался
больной, какие применялись методы
лечения, их эффективность. При возможности
выявляют название и дозы применявшихся
лекарств, оценивают их адекватность,
эффект, переносимость, проявление
побочных действий (фармакологический
А.). Эти сведения обеспечивают
преемственность в лечении на новом
этапе болезни.

Анамнез
жизни (anamnesis vitae) — сведения, характеризующие
физическое, психическое и социальное
развитие обследуемого, излагаемые в
определенной последовательности. Объем
этих сведений варьирует в зависимости
от условий, в которых больному оказывается
медпомощь. В неотложной ситуации
выясняются только основные моменты,
необходимые для диагноза и лечения. В
целом, чем подробнее собран А. жизни,
тем более понятен врачу больной с его
индивидуальными особенностями, знание
которых помогает уточнению диагноза и
прогноза болезни, тактики лечения,
профилактических рекомендаций.
Необходимыми разделами А. жизни являются:
физическое и психическое развитие в
детстве и юности; семейная жизнь и
бытовые условия; вредные привычки;
профессиональный А.; перенесенные
заболевания; аллергологический А.;
наследственность. У женщин собирают
также акушерский анамнез.

Оценка
физического и психического развития
больного в детстве, его этническая
принадлежность, место рождения дают
возможность заподозрить некоторые
врожденные и эндемические заболевания.
Для оценки психического развития
больного важно уточнить, в каком возрасте
он начал учиться в школе, какая была
успеваемость, сколько классов окончил.
Существенными для понимания больного
являются сведения о его половом развитии,
начале и особенностях семейной жизни.
Выясняются условия жизни: характеристика
жилища; материальная обеспеченность;
полноценность питания (характер пищи,
регулярность ее приема, периоды
нарушенного питания); продолжительность
и регулярность отдыха; занятия физкультурой
и спортом. Уточняют, в каких местностях
проживал или бывал обследуемый в течение
жизни (климатический А.). Активно выясняют
наличие и характер вредных привычек:
курения, употребления алкоголя,
наркотиков, тонизирующих или токсических
веществ; с какого возраста и в каком
количестве употребляет их больной.

Профессиональный
А. включает сведения о всех этапах
трудовой деятельности, службе в армии
(род войск); о возрасте, в котором больной
начал работать, приобретенных профессиях,
должности; имеется ли инвалидность, ее
причина, группа. Необходимо составить
представление о трудовом процессе и
режиме труда, физических, химических и
бактериологических профвредностях,
санитарном состоянии помещений. Важно
выяснить мнение больного о связи
заболевания с тем или иным вредным
фактором, влиянии его на трудоспособность.
У пожилых выясняют участие в Великой
Отечественной войне, с какого возраста
на пенсии, занимается ли общественной
работой.

Перенесенные
заболевания, а также травмы, операции,
контузии, ранения выясняют в хронологической
последовательности, начиная с детства,
отмечают их тяжесть, осложнения. Необходим
анализ возможной связи настоящего
заболевания с ранее перенесенной
болезнью или ее лечением.

Аллергологический
А. включает сведения о наличии аллергических
заболеваний у больного и его родственников.
Обязательно уточняют проявления аллергии
(крапивница, отек Квинке, анафилактоидные
реакции, шок, отек слизистых оболочек
носа, голосовых связок, бронхообструктивный
синдром и т.д.), по возможности выясняют
аллерген или предполагают его отношение
к какой-либо группе веществ (лекарство,
летучие вещества, пищевые продукты,
вакцины, сыворотки и т.д.).

При
выяснении роли наследственности в
развитии болезни устанавливают наличие
того же заболевания или сходных болезней
у кровных родственников. Выясняют
возраст и причины смерти умерших
родственников в предшествующих
поколениях, здоровье детей больного.
Уточняют наличие сходных болезней по
линии только одного или обоих родителей.

Акушерский
А. касается детородной функции женщины.
Выясняются цикличность и характер
менструаций, число беременностей,
абортов, родов, особенности их течения,
осложнения, перенесенные гинекологические
заболевания, возраст наступления
менопаузы. В период беременности и родов
женщина обследуется всесторонне, и
тогда нередко впервые выявляются скрыто
протекавшие заболевания (например,
пороки сердца, пиелонефрит, сахарный
диабет и др.).

Источник

Анамнез (от греч. anamnesis — воспоминание) — это сумма сведений, которые обследуемый — больной или здоровый человек (при диспансеризации) — сообщает о состоянии своего здоровья, о своем заболевании, о своих переживаниях и ощущениях в связи с заболеванием, о реакциях своего организма на внешние воздействия. Эти сведения врач использует при установлении диагноза и прогноза, а также и при назначении лечения. Расспрос о возможных (с точки зрения больного) причинах заболевания, его начале, развитии и течении — исторический метод изучения заболевания, имеющий целью установить правильный диагноз. В настоящее время этот метод продолжает приобретать все более широкий характер, включая также данные о реактивности организма, его компенсаторных способностях и т. д. Сюда относятся данные, имеющие большое практическое значение, об аллергических реакциях, индивидуальной непереносимости, осложнениях, гематологических и других проявлениях при применении антибиотиков, кортикостероидов и др.

Важнейшим условием правильного распознавания заболевания является тщательное методическое обследование больного, состоящее из двух разделов: изучения проявлений болезни, ощущаемых только больным (субъективных симптомов заболевания, выявляемых при собирании анамнеза, расспросе), и изучения признаков заболевания, доступных врачебному наблюдению
(объективного обследования больного при помощи физических, а также различных лабораторных, инструментальных и других методов исследования).

Собирание анамнеза больного предшествует объективному его обследованию (см. Диагноз). Противопоставление этих методов обследования, как и недооценка одного из них, ошибочно, так как они дополняют друг друга и обеспечивают изучение организма в целом. В каждом отдельном случае в зависимости от индивидуальных особенностей больного и характера заболевания любой из этих методов может иметь то большее, то меньшее значение. Анамнестический метод позволяет изучать личность больного, характер нервных процессов, что приближает к пониманию типа высшей нервной деятельности. Совокупность всех методов обследования позволяет сделать заключение о диагнозе заболевания, прогнозе и лечении.

Выдающимся русским врачам М. Я. Мудрову, С. П. Боткину и особенно Г. А. Захарьину принадлежит важнейшая роль в разработке и развитии анамнестического метода.

Анамнез имеет большое значение для изучения болезни в развитии, в динамике. На основании анамнеза можно установить более или менее точно происхождение, причины и условия возникновения заболевания; изучить перенесенные в прошлом заболевания (а также реакции организма на те или иные воздействия), условия жизни обследуемого, наличие проф. вредностей, вредных привычек и т. д. При помощи анамнеза возможно распознавание функциональных нарушений, проявляющихся в субъективных ощущениях больного в период болезни, когда нет органических изменений, доступных объективному обследованию. При собирании анамнеза и расспросе важно обращать внимание не только на то, о чем сообщает больной, но и на то, как сообщает, на его манеру держаться, манеру разговора, его реакции на вопросы и т. д. Это позволяет изучить личность больного, особенности его характера, поведения, нервно-психического состояния. Собеседование между врачом и больным способствует возникновению между ними контакта, доверия к врачу, что помогает в распознавании болезни и особенно в лечении, в частности в психотерапии. Одной из важных задач при обследовании больного, установлении диагноза и лечении является выяснение тех индивидуальных особенностей, которые характеризуют проявления данного заболевания у данного больного. Одна и та же болезнь у разных людей протекает по-разному, со своими особенностями, что зависит от возраста, наследственных признаков, реактивности и других свойств организма больного. Выяснению этих особенностей наряду с объективным обследованием способствуют данные анамнеза. Как и все методы обследования, собирание анамнеза должно проводиться в определенной последовательности и по четкому плану. Чем больше фактов — признаков, симптомов — на основании расспроса и объективного обследования сумеет собрать врач, тем точнее будет диагноз заболевания.

Принято различать анамнез данного заболевания — анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни больного, или общий анамнез (anamnesis vitae).

Анамнез болезни включает сведения, касающиеся настоящего заболевания. Он является первым этапом в обследовании больного, на основании которого у врача создается первоначальное представление, гипотеза о характере заболевания.

Анамнез болезни должен дать ответ на следующие вопросы.
1.       На что жалуется больной? Больной сообщает свои ощущения и переживания, а также и другие сведения о проявлениях болезни (например, боли в области сердца, сердцебиения, рвота, черный стул). Жалобы больного дают возможность врачу предполагать нарушения в той или иной системе организма (сердечно-сосудистой, пищеварения) и, не отступая от исследования организма в целом, обратить особое внимание на эту систему.

2.       Когда больной заболел, когда появились первые признаки заболевания? Этот вопрос позволяет со значительной долей точности решить, является ли данное заболевание острым или хроническим.

3.       Как возникло заболевание, каковы первые его признаки, что им предшествовало? Диагностическое значение этого вопроса заключается в том, что некоторые болезни имеют характерное начало с последовательным развитием клинической картины (например, внезапное начало при крупозном воспалении легких и постепенное, более медленное развитие при бронхопневмонии).

4.       Течение заболевания, его развитие с момента возникновения до настоящего времени. Выяснение этого вопроса дает возможность выявить динамику заболевания, постепенное развитие симптомов и различных проявлений болезни, смену периодов улучшения и ухудшения, обострения болезни, какое проводилось лечение и какой был при этом эффект.

При собирании анамнеза необходимо критически оценивать жалобы больного. Собирание анамнеза — это творческий акт изучения субъективных симптомов заболевания, их осмысливания, сопоставления, научной и логической интерпретации. Выслушивая рассказ больного и расспрашивая его, обследующий врач всегда должен при этом помнить важнейшее положение И. П. Павлова о целостности организма, о единстве организма и среды. За жалобами больного и субъективными симптомами врач должен видеть патологический процесс, происходящий в организме, значение повреждения и степень участия тех или иных органов и систем в развитии картины болезни.

При собирании анамнеза жизни больного отмечают те особенности биографии и условий его жизни, которые, возможно, имели значение в формировании конституционального типа и типа нервной системы и могли играть роль в возникновении данного заболевания. Тип высшей нервной деятельности формируется под влиянием внешней среды на унаследованные особенности организма. В связи с этим при собирании анамнеза необходимо обратить внимание на наследственные особенности больного, на состояние здоровья ближайших родственников и перенесение ими заболевания.

В формировании типовых особенностей организма особенно важную роль играют факторы социальные. Поэтому при расспросе подробно выясняются материально-бытовые условия, условия труда, наличие профессиональных вредностей, условия отдыха и т. д. Важное место занимает выяснение перенесенных в прошлом заболеваний, поскольку каждое заболевание может быть следствием, осложнением или обострением либо перенесенных в прошлом, либо хронически протекающих заболеваний. Необходимо помнить, что собирание анамнеза является лишь частью той работы, которая предшествует установлению диагноза, и что даже очень подробно и тщательно собранный анамнез не дает права ставить окончательный диагноз без данных объективного исследования.

Расспрос должен быть подробным и систематическим, особенно при хронических заболеваниях. При острых заболеваниях, особенно при состояниях, угрожающих жизни больного, он бывает кратким. В этих случаях у врача нет времени на собирание подробного анамнеза, а требуются срочные, немедленные действия для спасения жизни больного. О больных, находящихся в бессознательном состоянии, анамнестические сведения получают у родственников или окружающих лиц.    

  • Анамнез у детей
  • Эпидемиологический анамнез

Источник