Анатомия человека ее строение болезни и их лечение

Анатомия человека ее строение болезни и их лечение thumbnail

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в
ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических
дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о
происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия
изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные
органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит
исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции,
особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды,
формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение
тела человека
современная наука рассматривает с позиций диалектического
материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа
и системы органов. «…Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’.
Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа
функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без
понимания его строения.  Человеческий организм состоит из
большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных
частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы
без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой
систем.

Знание
анатомии
в системе
медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О.
Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден».
Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред
больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины,
необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского
образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а
одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П.
Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы
анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения
клинических дисциплин.                                          

Основными методами анатомического исследования являются
наблюдение, осмотр тела, вскрытие  (от
греч. anatome — рассе­чение,
расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа  или 
группы органов   (макроскопическая  анатомия), их внутреннего строения
(микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела,
отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или
при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая
ана­томия
(от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С
появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от
греч. kytos — клетка) — наука
о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными
техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов,
расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние
покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для
изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими
методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно
проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на
кожные покровы (примеры).        

 

Для обозначения положения тела человека в пространстве,
расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях
и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит,
ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные,
построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится
на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная
(медианная) плоскость,
распо­ложенная вертикально и ориен­тированная
спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной
и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию
соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов  «передний» 
и  «задний» при определении
положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или
«вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум
предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная
— могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей
может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления
(оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная
ось
(вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются
позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная
части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной
осью
(продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его
положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа,
длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная)
ось
(поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось
ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный
sagittalis) расположена в переднезаднем направлении,
как и сагиттальная плоскость.

Читайте также:  Стул с кровью во время болезни

Для
определения проекции границ органов
(сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно
проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя
сре­динная линия,
lineamedianaanterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между
правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, lineamedianaposte­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков
позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще
несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная
линия,
lineasternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, lineamedioclavicularis,   проходит  
через   середину   ключицы,  
нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также lineamammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная
линия,
lineaaxillarisanterior, начинается от одноименной складки (plicaaxillarisanterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя
подмышечная линия,
lineaaxillarismedia, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя
подмышечная линия,
lineaaxillarisposterior, — от одноименной складки (plicaaxillarisposterior). Лопаточная линия, lineascapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, lineaparavertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные
отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических
знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и
лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования
неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал,
что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела
человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде
чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию.
Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования,
медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь
приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев
(1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического
развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и
функции и др.).

Строение
тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического
материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа
и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять
без анализа функций и строения.

  Человеческий организм состоит из большого
числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а
единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без
взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются
наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного
органа  или  группы органов   (макроскопическая  анатомия), их внутреннего строения
(микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с
помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы
с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание
принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека —
индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить
причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его
строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела
че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает
целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только
наука аналитическая, но и син­тетическая.  

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах
нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Наличие   индивидуальной   изменчивости  
формы   и   строенщ тела   человека  
позволяет   говорить   о   вариантах   (вариациями» строения   организма  
(от  лат.   variatio — изменение,   varians -* вариант), которые выражаются в виде
отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко
выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от
греч. anomalia — неправиль­ность).
Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение
сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют
внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие
черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия   (от греч. teras, род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои,
индивидуальные особеннос­ти строения
. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает
индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние
формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими
антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения
человека: долихоморфный(от
греч. dolichos — длинный),
для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник);
брахиморф­ный(от
греч. brachys — короткий) —
короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный
тип — мезоморфный(от
греч. mesos — средний),
наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

Читайте также:  Сбитнева гриб чага против 100 болезней скачать

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и
тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах.
Примеры.           

Не менее важно
понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором
выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения  (пренатальный период)  рассматривает   э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения
(постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с
увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и
старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает
наука о закономерностях старения — геронтология   (от греч. geron — старик).

Примеры:

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных
периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом
черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей
черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и
внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток
височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях
продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой
проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается
слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового
созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в
области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300
см3. В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей
костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется
интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых
отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа;
продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно
уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между
клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому
периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет,
происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный
шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42
года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В
старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Источник

Человек по праву считается самым сложным живым организмом. Его анатомия обеспечивает нормальную жизнедеятельность и его устойчивость к окружающей среде. Если допустить некоторую метафоричность, то человеческий организм одновременно и склад, и электрическая компания, и аптека, и отчистка сточных вод. Благодаря своему анатомическому строению человеческий организм обладает силой и крепостью.

Анатомия — это наука, которая изучает строение человека, его внешнее и внутреннее составляющие. В то же время анатомия человека отчетливо демонстрирует, как совершенно и в тоже время хрупко человеческое тело. Ведь повреждение одной системы, может спровоцировать сбои в работе всех остальных отделов.

Внешнее строение человека

Анатомия человека делится на внутреннее и внешнее строение. Внешнее устройство человека- это части тела, которые может увидеть и назвать каждый:

  • голова;
  • шея;
  • спереди — грудина;
  • сзади — спина;
  • верхние и нижние конечности.

Скелет

В скелет человека входят:

  • череп;
  • шейные позвонки;
  • нижняя челюсть;
  • грудина;
  • ключица;
  • плечевая кость;
  • ребра;
  • лопатки;
  • мечевидный отросток;
  • таз;
  • крестец;
  • копчик;
  • лучевая кость;
  • локтевая кость;
  • кости кисти;
  • бедренная кость;
  • большая берцовая кость;
  • малая берцовая кость;
  • кости стопы.

Скелет человека представляет собой своеобразный остов для внутренних органов, который включает в себя множество разных костей, соединенных в суставы.

Когда ребенок рождается, его скелет насчитывает 350 костей. При взрослении некоторые кости срастаются, поэтому у взрослого человека их насчитывается уже 200 штук. Все они делятся на две группы:

  1. Осевые кости, которые входят в несущие конструкции.
  2. Добавочные кости.

Взрослая развитая кость включает в себя:

  • органическую ткань;
  • неорганическую ткань;
  • воду.

Хрящ

Хрящевая ткань иногда может быть составляющим компонентом кости, а иногда выступает в качестве временного элемента. Следует отметить, что хрящевая ткань менее прочная и плотная, чем костная.

Хрящ имеет в своем составе специфические клетки — хондроциты. Характерной особенностью хряща является отсутствие вокруг него кровяных сосудов, то есть они его не пронизывают и не питают. Питание хрящ получает из жидкости, которая находится в окружающих его тканях.

Хрящ бывает следующих видов:

  • желтый волокнистый;
  • гиалиновый;
  • белый волокнистый.

Сочленения

  • сочленения костей туловища;
  • сочленения костей туловища и головы;
  • сочленения костей верхних конечностей;
  • сочленения костей нижних конечностей.

Сочленения обеспечивают двигательную способность мышцам, которые крепятся к сухожилиям. Способность мышц сокращаться позволяет двигаться туловищу, рукам и ногам, а также выполнять разнообразные действия: прыгать, разворачиваться, резко останавливаться, бегать, накланяться и даже улыбаться.

Внутреннее строение человека

Внутреннее устройство человека- это органы первостепенной важности, которые имеют свои функции и не открыты человеческому взору. К ним относятся:

  • сердце;
  • желудок;
  • легкие;
  • головной мозг;
  • печень;
  • легкие;
  • кишечник.

Помимо вышеназванных частей, внутреннее строение человека включает в себя железы секреции, нервные стволы, кровеносные сосуды и пр. К ним относится:

  • вилочковая железа;
  • молочные железы (у женщин);
  • предстательная железа (у мужчин);
  • надпочечники;
  • щитовидная железа;
  • гипофиз;
  • эпифиз;
  • эндокринные железы;
  • экзокринные.
Читайте также:  За какие болезни позвоночника дают группу по инвалидности

Нервная система включает: центральный и периферический отделы. Сосудистая система включает: вены, капилляры; артерии.

Хорошо известно, что анатомическое строение человеческого организма имеет определенное сходство с некоторыми животными. Этот факт обусловлено тем, что человек эволюционировал от млекопитающих. Он обладает не только не только анатомической схожестью, но и схожим клеточным строением и похожим ДНК.

Человеческий организм состоит из клеток, которые группируясь, образуют эпителий, из которого сформированы все человеческие органы.

Все отделы человеческого организма соединяются в системы, которые слаженно функционируют для обеспечения устойчивой жизнедеятельности человека:

  1. Сердечно — сосудистая. Играет основную роль, поскольку качает кровь и транспортирует ее во все остальные органы.
  2. Дыхательная. Насыщает кровь кислородом, а также перерабатывает его в углекислый газ.
  3. Нервная. Включает спинной и головной мозг, нервные окончания, стволы и клетки. Основная задача- регуляция всех функций организма.
  4. Пищеварительная. Сложнейшая система у человека. Основная задача- переваривание пищи, обеспечивание организма питательными веществами и энергией для жизнедеятельности.
  5. Эндокринная. Отлаживает нервные и биологические процессы.
  6. Опорно-двигательная. Способствует передвижению человека и поддерживает его тело в вертикальном положении. В нее входят: суставы, связки, мышцы.
  7. Кожа или покровная система. Является защитным панцирем, который препятствует проникновению внутрь вредных элементов.
  8. Мочевыделительная и половая. Половые органы делятся на мужские и женские. Ин основная функция — репродуктивная и выделительная.

Какие органы скрывает грудная клетка?

В грудной клетке располагаются:

  • сердце;
  • легкие;
  • бронхи;
  • трахея;
  • пищевод;
  • диафрагма;
  • вилочковая железа.

Сердце

Сердце располагается между легкими и, по сути, является мышцей. По своему размеру сердце не больше кулака человека, то есть если каждый человек сожмет кулак, то его размер будет идентичен его сердцу. Его функция состоит в том, чтобы принимать и качать кровь. Оно имеет необычное косое расположение: одна его сторона отходит вправо, вверх и назад, а другая — вниз и влево.

Основные сосуды ответвляются из правой стороны мышцы. Биение сердцу обеспечивает две его стороны: левый и правый. Левый желудочек превосходит размерами правый. Сердце выстлано специфической тканью, которая называется перикардом. Внутренняя часть перикарда прирастает к сердцу, а внешняя — соединена с кровеносными сосудами.

Легкие

Самый большой парный орган, который занимает основную часть грудной клетки. Легкие расположены по оби стороны сердца и заключены в плевральные мешки. Несмотря на то, что правое и левое легкое внешне мало чем отличаются, они имеют разные функции и строение.

Как можно увидеть на картинке, легкие состоят из долей: левое легкое включает в себя две доли, а правое — три. Левое легкое обладает изломом в левой части, правое такого изгиба не имеет. Основная функция легких снабжать кровь кислородом и перерабатывать его в углекислый газ.

Трахея

Располагается между бронхами и гортанью. Представляет собой хрящевые полукольца, соединительные связки и мышцы, которые находятся на задней стенке, покрытые слизью. Внизу трахея делится на два бронха, которые направляются в легкие. Бронхи являются продолжением трахеи. Они выполняют следующие функции:

  • проведение воздуха по легким;
  • защитно-очистительная функция.

Пищевод

Представляет собой длинную трубку, которая начинается в гортани. Проходит через диафрагму и соединяется с желудком. Пищевод состоит из кольцевых мышц, которые продвигают пищу к желудку.

Какие органы скрываются в брюшной полости?

В брюшной полости находятся части организма, которые входят в пищеварительную систему. К ним относится:

  • желудок;
  • печень;
  • желчный пузырь;
  • поджелудочная железа;
  • двенадцатиперстная кишка;
  • тонкий кишечник;
  • толстый кишечник;
  • прямая кишка;
  • анус.

Желудок

Главная часть пищеварительной системы. Он является продолжением пищевода, который отделен от него клапаном, прикрывающим вход. Желудок имеет форму мешочка, заполняется пищей и вырабатывает сок (специфическую жидкость), богатый ферментами, которые расщепляют пищу.

Кишечник

Кишечник — наиболее длинная часть пищеварительного тракта. Начинается после выходного отверстия желудка. Имеет форму петлей и заканчивается выходным отверстием. Кишечник состоит из:

  • тонкой кишки;
  • толстой кишки;
  • прямой кишки.

Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной кишки и подвздошной, которые переходят в толстую, а толстая кишка в прямую. Основная функция кишечника переваривать пищу и выводить ее остатки из организма.

Печень

Самая крупная железа в организме человека. Также участвует в процессе пищеварения. Основная задача — обеспечивать обмен веществ и участвовать в процессе кроветворения. Располагается сразу же под диафрагмой и делится на две части, которые называются долями. Соединяется с двенадцатиперстной кишкой, тесно связана с воротной веной, сообщается и функционирует с желчным пузырем.

Селезенка

Находится под диафрагмой. Основные функции заключаются:

  • в формировании элементов крови;
  • защите организма.

Селезенка меняется в размерах в зависимости от количества скопленной крови.

Почки

Почки также находятся в брюшной полости, несмотря на то, что не имеют отношение к пищеварительному тракту. Почки — состоят из парных частей, которые выполняет важную функцию: регуляцию гомеостаза. Имеют форму бобов и участвуют в процессе мочевыделения. Прямо над почками располагаются мочеточники.

Мочевой пузырь

Представляет собой специфическую емкость — мешок, предназначенный для сбора мочи.

Органы малого таза

Расположены в пространстве, которое ограничено малым тазом. Существует разница между мужскими и женскими тазовыми органами, что обуславливается половой принадлежностью.

В малый таз входят:

  • часть кишечника- прямая кишка, которая имеет около 15 см;
  • мочевой пузырь, который у мужчин и женщин имеет разное расположение. У женщин соприкасается со стенками влагалища и матки, у мужчин — прилегает к потокам и семенным пузырькам, а также к прямой кишке;
  • женские половые органы: влагалище, матка, яичники;
  • мужские половые органы: семенной пузырек; предстательная железа.

Оценка статьи:

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…

Источник