Артюнина г п основы медицинских знаний здоровье болезнь и образ жизни

Артюнина г п основы медицинских знаний здоровье болезнь и образ жизни thumbnail

Скачать бесплатно учебное пособие: Основы медицинских знаний, Артюнина Г.П.

Год выпуска: 2003

Автор: Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А.

Жанр: Здравоохранение

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и разработано в соответствии с программой обучения по дисциплине «Основы медицинских знаний». Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний продиктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него, по нашему мнению, может вывести Россию из сложившегося тупика.
Глубинной основой мотивации всех сторон жизнедеятельности человека является стремление к достижению удовольствия, удовлетворения — пищевого, физического, сексуального, эстетического, творческого, морального и т.д. В процессе воспитания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения. Мы любим то, к чему привыкли, не задумываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено. Моментально усваивается пагубность привычки отведать глоток кипятка, но пагубность привычки преимущественно вечернего употребления пищи или пристрастия к жирной пище, колбасе или конфетам осознается лишь при поздних нарушениях жирового обмена. Может она и осознается раньше, но настолько привычно, сильно и легко достижимо это удовольствие, что преодолеть себя крайне трудно, а в порядке психологической самозащиты проще сослаться на наследственность, предопределенность. Однако чаще всего речь может идти только об общесемейных пищевых привычках.
Еще трагичней ситуация с достижением удовольствия при легкости и быстроте формирования влечений, имеющих компонент биохимической зависимости (табакокурение, наркомания, алкоголизм). Это уже определенно становится болезнью.
Прочно усвоенные навыки становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент перестают контролироваться сознанием, переходят в подсознание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его поведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным. Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками и условиями именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников или посещая справочные ресурсы интернета, например https://tabletix.ru/ — сайт о медицине и здоровье. В образовательной среде навыки наращиваются и по возможности корригируются.
В этом плане воспитывать — значит вооружать воспитуемо-го способами удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устойчивы в конкуренции мотивов и вызывают положительные эмоции.
Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему решают воспитатели, преподаватели, педиатры. Однако исходное анкетирование и опросы по основам здоровья среди учителей и врачей выявляет недостаточный уровень их знаний. Лишь 20-25% опрошенных могут правильно оценить значимость факторов, определяющих здоровье, назвать основные составляющие здорового образа жизни. В большинстве педагогических коллективов относятся к физкультуре и ОБЖ, как к предметам второстепенным. Все это вполне сопоставимо с отрицательной динамикой состояния здоровья учащихся за время обучения, состоянием здоровья самих педагогов. Надо начинать с себя! Примеры поучительнее правил. Просветительско-догматические методы воздействия малоэффективны, особенно на сложившуюся семейно-бытовую среду. Существенные положительные изменения возможны только при максимальной мотивации через самих учащихся. Это достижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливости, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и закаливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).
Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний» и данного учебного пособия — выработать у будущих педагогов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.
Задачи:

  1. Формирование практических умений и знаний у студентов о методах оценки количества и качества здоровья человека.
  2. Развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.
  3. Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания школьников.
  4. Формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения.
  5. Формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека.
  6. Формирование у студентов навыков по уходу за больными на дому.
  7. Ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания доврачебной помощи.

В древнейшей библейской легенде рассказано, как молодой царь Соломон услышал во сне неведомый Голос: «Проси, что тебе дать? Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь? Выбирай — и сбудется, что захочешь!» Задумался Соломон, а, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не прошу власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло, и быть справедливым судьей». И сказал ему Голос: «Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого, что он был мудрым, он сделался могущественным, сильным, здоровым, богатым и прожил он долгую жизнь, и покорились ему все его народы. Узнал о мудром Соломоне весь мир. По всей земле пошла слава о его великом уме и справедливости и люди пошли к нему, чтобы рассудил он их, их тяжбы, их ссоры…
Для того, чтобы стать мудрым, необходимы, по крайней мере, знания и опыт. Данное учебное пособие рассчитано на то, чтобы дать знания о здоровье человека.

Содержание учебного пособия

«Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни»

Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика

  1. Определение понятия «здоровье»
  2. Компоненты здоровья
  3. Концепции здоровья
  4. Предболезнь. Болезнь
  5. Факторы, определяющие здоровье и болезнь
  6. Общественное здоровье
  7. Критерии оценки индивидуального здоровья

Организация здравоохранения   

  1. Модели организации здравоохранения
  2. Охрана здоровья женщин и детей
  3. Контроль за состоянием здоровья школьников
  4. Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников
  5. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России
  6. Обязательное медицинское страхование
  7. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
  8. Перспективы здравоохранения в россии
  9. Всемирная организация здравоохранения

Здоровье и наследственность    

  1. Биологический потенциал здоровья
  2. Азбука генетики
  3. Наследственные болезни
  4. Генная терапия
  5. Клонирование
  6. Биологическая и социальная компоненты наследственности человека
  7. Медико-генетическое консультирование
  8. Здоровье и конституция человека

Экология и здоровье человека   

  1. Основные понятия и законы экологии человека
  2. Экологический кризис
  3. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды
  4. Глобальные загрязнители объектов
  5. Окружающей среды
  6. Атмосферный воздух
  7. Питьевая вода и здоровье
  8. Экология жилых и общественных помещений
  9. Экология почвы
  10. Экология продуктов питания
  11. Климат и здоровье
  12. Эндоэкология
  13. Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России
  14. Международные природоохранные экологические организации

Здоровье и образ жизни   

  1. Образ жизни
  2. Здоровый образ жизни
  3. Двигательная активность и здоровье
  4. Питание и здоровье

Болезни цивилизации   

  1. Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека
  2. Ожирение
  3. Гипертоническая болезнь
  4. Атеросклероз
  5. Ишемическая болезнь сердца
  6. Сахарный диабет
  7. Рак
  8. Аллергические заболевания

Организация профессиональной жизнедеятельности   

  1. Умственная работоспособность и утомление
  2. Труд и здоровье учителя
  3. Компьютер и здоровье

Профилактика инфекционных болезней   

  1. Немного истории
  2. Инфекционный процесс
  3. Эпидемический процесс
  4. Профилактика инфекционных заболеваний в школе
  5. Федеральный закон «об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
  6. Понятие об иммунитете и его видах
  7. Общие признаки инфекционных заболеваний
  8. Воздушно-капельные инфекции
  9. Туберкулез
  10. Желудочно-кишечные инфекции
  11. Пищевые отравления бактериальными токсинами
  12. Гематогенные инфекции
  13. Зоонозы
  14. Болезни, передаваемые половым путем (БППП)
  15. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний

Основные принципы ухода

  1. За больными на дому
  2. Общие принципы ухода за больными
  3. Техника измерения артериального давления
  4. Введение лекарственных средств
  5. Уход за лихорадящими больными
  6. Режим физической активности
  7. Профилактика пролежней
  8. Уход за больными при рвоте
  9. Уход за больными при поносе

Доврачебная неотложная помощь

  1. Основные понятия
  2. Реанимация
  3. Контузия, кома
  4. Обморок, коллапс
  5. Травматический шок
  6. Раны и кровотечения
  7. Ранения грудной клетки
  8. Ранения живота
  9. Переломы костей
  10. Ушибы
  11. Вывихи
  12. Поражение электрическим током
  13. Ожоги
  14. Утопление
  15. Отморожение и переохлаждение
  16. Тепловой, солнечный удар
  17. Инородные тела
  18. Травмы и поражения глаз
  19. Отравления
  20. Укусы насекомых и змей
  21. Анафилактический шок
  22. Бронхиальная астма
  23. Комы при сахарном диабете
  24. Гипертонический криз
  25. Приступ стенокардии
  26. Острые боли в животе
  27. Общие правила транспортировки пострадавших
  28. Универсальная аптечка

Вопросы для контроля
Литература

скачать учебное пособие: «Основы медицинских знаний — 2 тома»

Источник

Артюнина г п основы медицинских знаний здоровье болезнь и образ жизни

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

308

Добавлен:

10.03.2016

Размер:

2.72 Mб

Скачать

Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова

Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ: ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ

И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям

педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов педагогических вузов

Том I

Псков – 2003

1

ББК

51.1(2)2я 73 А 867

Печатается по решению кафедры охраны здоровья детей и ре- дакционно-издательского совета ПГПИ им. С.М.Кирова.

Рецензенты:

Доктор медицинских наук, профессор Макарова Л.Н. Кандидат медицинских наук Филиппова А.Г. Кандидат педагогических наук Королев В.Г.

Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А.

А 867 Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учеб- ное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 304 с.

Авторы книги – преподаватели кафедры охраны здоровья детей Псковского педагогического института: доктор медицинских наук Артюнина Галина Петровна, доктор медицинских наук Игнатькова Светлана Александровна и председатель Псковского областного ко- митета здравоохранения кандидат медицинских наук Гончар Нико- лай Тимофеевич. В книге рассматриваются теоретические вопросы здоровья, болезни, предболезни, здорового образа жизни. Особое вни- мание уделено ознакомлению будущих педагогов с правами пациен- тов в области здравоохранения на основе действующего законодатель- ства. Книга содержит пропедевтический курс по инфекционным и не- инфекционным болезням (болезням цивилизации), неотложной помо- щи и уходу за больными на дому.

Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов, а также учителями школ при под- готовке занятий с учащимися.

А 867

ISBN 87584-239-0

© Псковский государственный

педагогический институт

им. С.М. Кирова, 2003

(ПГПИ им. С.М.Кирова), 2003

© Коллектив авторов, 2003

2

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов педагоги- ческих вузов и разработано в соответствии с программой обу- чения по дисциплине «Основы медицинских знаний». Актуаль- ность проблемы обучения будущих педагогов основам меди- цинских знаний продиктована значительным снижением уров- ня здоровья в России не только взрослого, но и детского насе- ления. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него, по нашему мнению, мо- жет вывести Россию из сложившегося тупика.

Глубинной основой мотивации всех сторон жизнедеятель- ности человека является стремление к достижению удоволь- ствия, удовлетворения – пищевого, физического, сексуального, эстетического, творческого, морального и т.д. В процессе вос-

питания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения. Мы любим то, к чему привыкли, не задумыва- ясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоро- вья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено. Моментально усваи- вается пагубность привычки отведать глоток кипятка, но па-

губность привычки преимущественно вечернего употребления пищи или пристрастия к жирной пище, колбасе или конфетам осознается лишь при поздних нарушениях жирового обмена. Может она и осознается раньше, но настолько привычно, силь- но и легко достижимо это удовольствие, что преодолеть себя крайне трудно, а в порядке психологической самозащиты про- ще сослаться на наследственность, предопределенность. Одна- ко чаще всего речь может идти только об общесемейных пище- вых привычках.

Еще трагичней ситуация с достижением удовольствия при легкости и быстроте формирования влечений, имеющих ком- понент биохимической зависимости (табакокурение, наркома- ния, алкоголизм). Это уже определенно становится болезнью.

Прочно усвоенные навыки становятся привычкой, «вто-

3

рой натурой» и в определенный момент перестают контролироваться сознанием, переходят в подсознание. Человек уже не задумывает- ся, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его поведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начина- ют формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отри-

цательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начина- ют поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным. Поэтому стратегической зада- чей является обеспечение детей здоровыми навыками и условия- ми именно в семейной и образовательной среде силами педагоги- ческих и медицинских работников. В образовательной среде навы- ки наращиваются и по возможности корригируются.

В этом плане воспитывать – значит вооружать воспитуемо- го способами удовлетворения потребностей, которые наиболее бла- гоприятны для здоровья, устойчивы в конкуренции мотивов и вы- зывают положительные эмоции.

Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лече- ния, то основным средством научения здоровью является педа- гогика. Помимо семьи эту проблему решают воспитатели, пре- подаватели, педиатры. Однако исходное анкетирование и оп-

росы по основам здоровья среди учителей и врачей выявляет недостаточный уровень их знаний. Лишь 20-25% опрошенных могут правильно оценить значимость факторов, определяющих здоровье, назвать основные составляющие здорового образа жизни. В большинстве педагогических коллективов относятся к физкультуре и ОБЖ, как к предметам второстепенным. Все

это вполне сопоставимо с отрицательной динамикой состояния здоровья учащихся за время обучения, состоянием здоровья самих педагогов. Надо начинать с себя! Примеры поучитель- нее правил. Просветительско-догматические методы воздей- ствия малоэффективны, особенно на сложившуюся семейно- бытовую среду. Существенные положительные изменения воз- можны только при максимальной мотивации через самих учащих-

4

ся. Это достижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели фи- зического развития, силы, выносливости, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная актив- ность и закаливание, полнота гигиенических навыков, наличие дур- ных привычек).

Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний» и данного учебного пособия — выработать у будущих педаго-

гов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.

Задачи:

1.Формирование практических умений и знаний у сту- дентов о методах оценки количества и качества здоровья чело- века.

2.Развитие положительной мотивации сохранения и ук-

репления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.

3.Ознакомление студентов с организационными форма- ми отечественного здравоохранения и медицинского обслужи- вания школьников.

4.Формирование представления о наиболее распростра- ненных болезнях и возможностях их предупреждения.

5.Формирование системы знаний о влиянии экологичес- ких факторов на здоровье человека.

6.Формирование у студентов навыков по уходу за боль- ными на дому.

7.Ознакомление с наиболее часто встречающимися нео- тложными состояниями и привитие практических навыков ока- зания доврачебной помощи.

В древнейшей библейской легенде рассказано, как моло- дой царь Соломон услышал во сне неведомый Голос: «Проси, что тебе дать? Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли про- славиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобре- сти много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе

5

все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь? Выбирай – и сбу- дется, что захочешь!» Задумался Соломон, а, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не прошу власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло, и быть справедливым судьей». И сказал ему Голос: «Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди лю- дей. И оттого, что он был мудрым, он сделался могущественным, сильным, здоровым, богатым и прожил он долгую жизнь, и покори- лись ему все его народы. Узнал о мудром Соломоне весь мир. По

всей земле пошла слава о его великом уме и справедливости и люди пошли к нему, чтобы рассудил он их, их тяжбы, их ссоры…

Для того, чтобы стать мудрым, необходимы, по крайней мере, знания и опыт. Данное учебное пособие рассчитано на то, чтобы дать знания о здоровье человека.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, БОЛЕЗНЬ И

6

ПРОФИЛАКТИКА

Определения понятия «здоровье». Компоненты здоровья. Концепции здоровья. Предболезнь. Болезнь. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Общественное здоровье. Критерии оценки индивидуального здоровья. Оздоровительные доктрины мира

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «ра- дость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение кото- рых знают все, но понимают по-разному. Здоровье – одно из

основных условий оптимизации человеческого существования

иодно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (исходное положение, допущение, принимаемое без до- казательств): «Здоровье человека – это главная ценность жиз- ни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» – кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В боль- шой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как

«состояние организма человека, когда функции всех его органов

исистем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какиелибо болезненные изменения». В тоже время живой организм – система неравновесная и все время на протяжении своего раз-

вития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам орга- низм.

Широкое международное признание получило определе- ние здоровья, данное Всемирной организацией здравоохране-

ния (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, ду-

шевногои социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что аб- солютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это опреде-

7

ление изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врож- денные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

·за идеальность цели, которую никогда не достичь;

·за то, что неопределенное понятие «здоровье» определя- ется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное вли- яние на показатели здоровья, но не является его признаком;

·за статичность — здоровье надо рассматривать не в ста- тике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

·за то, что полное благополучие ведет к уменьшению на- пряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемо- сти и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущнос- тью здоровья.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту

устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вер- бальной и структурной информации».

Существуют и другие определения здоровья, которые под- черкивают качественные и количественные составляющие, а так- же индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мне- нию В. П. Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение

иразвитие психических, физических и биологических способнос- тей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Необходимость количественной оценки здоровья подчер- кивал Н.М. Амосов (1987): «Здоровье – это максимальная про- изводительность органов при сохранении качественных преде- лов их функций».

Более детально здоровье – это способность:

8

·приспосабливаться к среде и к своим собственным возмож- ностям,

·противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации,

·сохранять себя, естественную и искусственную среду оби-

тания,

·расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллекту- альной и морально-этической среды,

·увеличивать длительность полноценной жизнедеятель-

ности,

·улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания,

·производить, поддерживать и сохранять себе подобных,

атакже культурные и материальные ценности,

·созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Человек являет собой отражение двух ипостасей – биоло- гической и социальной. Они находятся в диалектическом един- стве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологи- ческое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического. В настоящее время принято вы- делять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень – биологическое здоровье связано с орга-

низмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство само- регуляции в организме и максимальная адаптация (в биологи- ческом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологичес- ком уровне имеет две компоненты:

· Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологи-

9

ческая программа индивидуального развития;

·Физическое здоровье – уровень роста и развития органов

исистем организма. Основу его составляют морфологические

ифункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье связано с личнос-

тью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоцио- нально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития са- мосознания личности и от осознания ценности для личности соб- ственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здо- ровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечива- ющее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или ду- шевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (пси- хологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, конт- роль эмоций и поведения, познавательные функции). К компо- нентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребност- ных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье опреде- ляет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле

– здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Третий уровень – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от мес- та и роли человека в межличностных отношениях, от нравствен- ного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социаль- ной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма ак- тивного, деятельного отношения к миру. Социальная состав- ляющая здоровья складывается под влиянием родителей, дру- зей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по ра- боте, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ре- сурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существу- ют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой

психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в

1 0

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник