Асклепиад его система предупреждения и лечения болезней

Асклепиад его система предупреждения и лечения болезней thumbnail

Асклепиад его система предупреждения и лечения болезней

Человеческое тело, согласно учению Асклепиада, состояло из
мельчайших невидимых частиц, которые находятся в непрерывном движении.
Их
свободная циркуляция в организме и является главным условием здоровья.
Соответственно, на первом месте в образе жизни человека должно быть движение:
прогулки пешком и верхом на лошади, путешествия в коляске и на корабле,
физические упражнения и растирания холодной водой, массаж и разумная диета.
Желая создать собственную школу, Асклепиад, красноречивый оратор, друг Цицерона
и учитель Антония Музы, во многом возражал Гиппократу. Так, например, он считал
устаревшим периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных
средств, полагая, что эти процедуры, как и чрезмерное согревание тела, истощают
организм. Он основывал свою терапию на положении стоиков: «Всего лучше жить
согласно природе» (лат. «Naturae convenienter vivere»).

Созданное им атомистическое учение нашло отражение в поэме
римского философа и поэта Лукреция Кара (I в. до н.э.) «О природе вещей» —
одной из первых попыток изложить философию греков на латинском языке.
Популярность поэмы объяснялась ее высокими художественными достоинствами,
образным языком, остроумной аргументацией и широкой эрудицией автора, который
касается многих вопросов, в том числе — происхождения жизни и устройства живых
организмов, состоящих из «телец первичных»:

Пробуя все сочетанья и всякого рода движенья,
Тельца первичные так напоследок сошлись, что нежданно
Сделались многих вещей постоянной причиной:
Моря, земли, небосвода и всякого рода животных…

В поэме описаны признаки отдельных заболеваний, а
рассуждения о возникновении заразных болезней выглядят так:

«Ну, а теперь, отчего происходят болезни, откуда
Может внезапно прийти и повеять поветрием смертным
Мора нежданного мощь, и людей и стада поражая
Я объясню. Существует немало семян всевозможных,
Как указал я уже, из которых одни животворны,
Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти,
К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно
И небеса возмутят, зараженным становится воздух.
Весь этот гибельный мор, все повальные эти болезни
Или приходят извне и, подобно туманам и тучам,
Сверху чрез небо идут, иль из самой земли возникают,
Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва…
Новая эта беда и зараза, явившись внезапно,
Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает…,
Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух,

Необходимо должны вдохнуть и болезнь, и заразу»

В этом он видел путь сохранения жизненной силы, ослабевающей
с годами. Болезнь, согласно его учению, была прежде всего следствием застоя
частиц в сосудах тела. Его лечебные средства — воздержание от пищи, питье воды,
холодные ванны, активное движение были близки характеру римлян.

Хотя Асклепиад и говорил о том, что лечение должно быть
безопасно, быстро и приятно для больного, рекомендованные им процедуры не
всегда доставляли удовольствие. Парализованных он советовал носить на коврах и
раскачивать, чтобы привести в движение застоявшиеся частицы; больных лихорадкой
подвергать действию света и не давать заснуть, поскольку «лучшее средство от
лихорадки есть сама лихорадка». Каждый метод применялся к больным строго
индивидуально, лекарства назначались редко. Это направление в медицине было
названо методическим. Асклепиад считал, что сведущий в медицине человек,
ведущий здоровый и правильный образ жизни, понимающий значение движения, сам в
состоянии поддерживать свое здоровье и не нуждается в услугах врача. Являя
собой пример подтверждения этой теории, сам он никогда не болел и умер глубоким
стариком в результате несчастного случая.

Исторические параллели: Последователи Асклепиада,
развивавшие его учение, внесли изменение в его теорию. Они допустили, что
мельчайшие частицы, из которых состоит организм человека, могут быть твердыми и
жидкими. Причинами болезней объявлялось их неправильное смешение, вследствие
чего происходит закупорка сосудов. Избыток твердых частиц в организме приводит
к состоянию напряжения, жидких — к состоянию расслабления. Условием здоровья
считается равновесие между ними. Эти идеи способствовали введению в медицину
понятия тонуса, повышение или падение которого способно вызвать заболевание.
Позлее появились представления о том, что тонус находится в зависимости от
нервной системы.

По представлениям Асклепиада, болезнь являлась результатом
‘застоя частиц’ в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы.
Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и
дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на
восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных
мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа,
ванн и движения в самых различных вариантах.

Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить
верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле — словом, находиться в
постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и
раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы
расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его
лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты
назначались крайне редко.

Асклепиаду приписывают изобретение трахеотомии. Основываясь на положении Эпикура, что природа может вредить,
а вредные желания следует сурово подавлять, Асклепиад первый из вра­чей указал,
что природа не всегда благожелательна и непогрешима, а, на­оборот, нередко
способна мешать исцелению организма.

Асклепиад отверг идеалистические представления, что болезнь
есть кара богов и, раз начавшись, должна обязательно пройти все фазы, закан­чиваясь
смертью больного или его выздоровлением. По Асклепиаду, бо­лезнь может
остановиться на любой фазе и развиваться в обратном на­правлении. Асклепиад
пошел дальше Гиппократа и считал, что врачебным вмешательством можно прервать
ход болезни. За эти мысли Асклепиад подвергся нападкам со стороны Цельса и
Галена. Асклепиад и его школа представляли передовое материалистическое
направление в медицине Древ­него Рима. Этому направлению противостояло
реакционное идеалистиче­ское направление, которое особенно оживилось в период
империи.

Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий
достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым
примером этому, потому что никогда не болел и умер в глубокой старости в
результате несчастного случая. Система Асклепида оказала большое влияние на
дальнейшее развитие древнеримской медицины.

Еще на эту тему

Сходная тематика

Источник

Ïðåäñòàâëåíèÿ Àñêëåïèàäà îá óñòðîéñòâå îðãàíèçìà ÷åëîâåêà è ïðè÷èíàõ áîëåçíåé. Ñèñòåìà îáùåóêðåïëÿþùåãî ëå÷åíèÿ Àñêëåïèàäà. Ðîëü ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê â ïðîôèëàêòèêå çàáîëåâàíèé. Ìàòåðèàëèñòè÷åñêîå íàïðàâëåíèå øêîëû Àñêëåïèàäà â ìåäèöèíå Äðåâíåãî Ðèìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Государственное учреждение нии глазных болезней рамн

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Àñêëåïèàä

Âðà÷ Àñêëåïèàä (128—56 ãã. äî í. ý.) â îñíîâó ñâîèõ ìåäèöèíñêèõ âîççðåíèé ïîëîæèë ôèëîñîôñêîå ó÷åíèå Ýïèêóðà è Ëóêðåöèÿ. Ïî ó÷åíèþ Àñêëåïèàäà, ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì ñîñòîèò èç àòîìîâ. Îíè îáðàçóþòñÿ èç âîçäóõà â ëåãêèõ è èç ïèùè â æåëóäêå, çàòåì ïîñòóïàþò â êðîâü è ðàçíîñÿòñÿ åþ ïî îðãàíèçìó, ãäå è ïîòðåáëÿþòñÿ òêàíÿìè äëÿ ïèòàíèÿ è âîññòàíîâëåíèÿ âåùåñòâà.  òêàíÿõ àòîìû äâèæóòñÿ ïî íåâèäèìûì êàíàëüöàì (ïîðàì). Åñëè àòîìû äâèæóòñÿ â ïîðàõ áåñïðåïÿòñòâåííî è â òêàíÿõ ðàñïîëàãàþòñÿ ïðàâèëüíî, òî ÷åëîâåê çäîðîâ. Ïðè÷èíó áîëåçíè Àñêëåïèàä âèäåë â íàðóøåíèè: ïðàâèëüíîãî ðàñïîëîæåíèÿ àòîìîâ, â ñìåøåíèè æèäêèõ è ãàçîîáðàçíûõ àòîìîâ è â íàðóøåíèè äâèæåíèÿ àòîìîâ, èõ çàñòîå, êîòîðûé ïðèâîäèò ê èçìåíåíèþ ïëîòíûõ ÷àñòåé.

Áëèæàéøåé ïðè÷èíîé íàðóøåíèÿ äâèæåíèÿ àòîìîâ â ïîðàõ è ðàñïîëîæåíèÿ èõ â òêàíÿõ Àñêëåïèàä ñ÷èòàë èçëèøíåå ñóæåíèå èëè ðàññëàáëåíèå ïîð. Ñîñòîÿíèå ïîð çàâèñèò îò âðåäíîñòåé êëèìàòà, ìåñòíîñòè è îáðàçà æèçíè ÷åëîâåêà — âðåäíîñòåé ïèòàíèÿ, íåäîñòàòêà äâèæåíèÿ.

Öåëüþ ëå÷åíèÿ Àñêëåïèàä ñ÷èòàë âîññòàíîâëåíèå ïðàâèëüíîãî äâèæåíèÿ è ðàñïîëîæåíèÿ àòîìîâ è ðåêîìåíäîâàë ðàçóìíîå ïèòàíèå è âîçìîæíî áîëüøåå ïðåáûâàíèå íà âîçäóõå, ïîñêîëüêó èç ïèùè è âîçäóõà îáðàçóþòñÿ àòîìû, ñîñòàâëÿþùèå òåëî, à òàêæå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ÷òîáû ñïîñîáñòâîâàòü äâèæåíèþ àòîìîâ ïî ïîðàì è òêàíÿì. Âèäÿ áëèæàéøóþ ïðè÷èíó áîëåçíè â òâåðäûõ ÷àñòÿõ, â òêàíÿõ îðãàíîâ, Àñêëåïèàä ðåêîìåíäîâàë îñâîáîæäàòü ïîðû, çàñîðåííûå è ñóæåííûå âñëåäñòâèå íåïðàâèëüíîãî ñìåøåíèÿ àòîìîâ.

Îñîáîå çíà÷åíèå Àñêëåïèàä ïðèäàâàë «íåâèäèìîìó äûõàíèþ» êîæè. Ýòî êîæíîå äûõàíèå (èñïàðåíèå), êàê è îáùåå äâèæåíèå ÷àñòèö â òåëå, íåîáõîäèìî ïîääåðæèâàòü, ïðåæäå âñåãî, îáùåé ÷èñòîòîé, ÷àñòûìè îìîâåíèÿìè, à çàòåì è áîëåå ñèëüíûìè âîçäåéñòâèÿìè, êàêîâû ðàñòèðàíèå, ïîòåíèå, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ãèìíàñòèêà, õîäüáà, áåã.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèíöèïîì Ýïèêóðà «æèòü ðàññóäèòåëüíî, ïðåêðàñíî è ïðèÿòíî» Àñêëåïèàä ââåë â ìåäèöèíå ïðèíöèï «ëå÷èòü áåçîïàñíî, áûñòðî è ïðèÿòíî».  ðàçâèòèå ýòîãî ïðèíöèïà îí îãðàíè÷èë «îïîðîæíÿþùåå» ëå÷åíèå, ïðèìåíåíèå ðâîòíûõ, ñëàáèòåëüíûõ è êðîâîïóñêàíèé è ðàçðàáîòàë ñèñòåìó îáùåóêðåïëÿþùåãî ëå÷åíèÿ. Îí ðåêîìåíäîâàë ñîáëþäàòü ãèãèåíó æèëèùà (ñâåò, âîçäóõ), ãèãèåíó òåëà (âàííû, óõîä çà êîæåé), ïðèìåíÿòü ìàññàæ, àêòèâíûå è ïàññèâíûå äâèæåíèÿ è äåëàòü ïðîãóëêè. Àñêëåïèàä ñ÷èòàë ïîëåçíûìè õîäüáó, áåã, åçäó âåðõîì, â ýêèïàæå, ïðîãóëêè íà ëîäêå, êîðàáëå è ò. ä. Åñëè áîëüíîé íå ìîã äâèãàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî, Àñêëåïèàä ñîâåòîâàë íîñèòü åãî è ðàñêà÷èâàòü. Áîëüøîå ìåñòî â ñèñòåìå Àñêëåïèàäà çàíèìàëî êëèìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå íàðÿäó ñ ôèçèî- è áàëüíåîòåðàïèåé, î ñîâðåìåííîé òåðìèíîëîãèè. Ê ëåêàðñòâàì îí îòíîñèëñÿ âåñüìà îñòîðîæíî è â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ äàâàë ïîä âèäîì ëåêàðñòâ ÷èñòóþ âîäó, îáúÿñíÿÿ äðóãèì âðà÷àì, ÷òî ýòî, âî âñÿêîì ñëó÷àå, ëó÷øå, ÷åì äàâàòü ÿäû. Ëå÷åíèå ïî ñèñòåìå Àñêëåïèàäà, ïðîòèâîñòîÿâøåå ãðóáûì ïðèåìàì «êðîâîæàäíûõ ìó÷èòåëåé è æèâîäåðîâ», ñäåëàëî åãî ïîïóëÿðíûì â Ðèìå.

Îñíîâûâàÿñü íà ïîëîæåíèè Ýïèêóðà, ÷òî ïðèðîäà ìîæåò âðåäèòü, à âðåäíûå æåëàíèÿ ñëåäóåò ñóðîâî ïîäàâëÿòü, Àñêëåïèàä ïåðâûé èç âðà÷åé óêàçàë, ÷òî ïðèðîäà íå âñåãäà áëàãîæåëàòåëüíà è íåïîãðåøèìà, à íàîáîðîò, íåðåäêî ñïîñîáíà ìåøàòü èñöåëåíèþ îðãàíèçìà.

Àñêëåïèàä îòâåðã èäåàëèñòè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ, ÷òî áîëåçíü åñòü êàðà áîãîâ è, ðàç íà÷àâøèñü, äîëæíà îáÿçàòåëüíî ïðîéòè âñå ôàçû, çàêàí÷èâàÿñü ñìåðòüþ áîëüíîãî èëè åãî âûçäîðîâëåíèåì. Ïî Àñêëåïèàäó, áîëåçíü ìîæåò îñòàíîâèòüñÿ íà ëþáîé ôàçå è ðàçâèâàòüñÿ â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè. Àñêëåïèàä ïîøåë äàëüøå Ãèïïîêðàòà è ñ÷èòàë, ÷òî âðà÷åáíûì âìåøàòåëüñòâîì ìîæíî ïðåðâàòü õîä áîëåçíè. Àñêëåïèàä è åãî øêîëà ïðåäñòàâëÿëè ïåðåäîâîå ìàòåðèàëèñòè÷åñêîå íàïðàâëåíèå â ìåäèöèíå Äðåâíåãî Ðèìà. Ýòîìó íàïðàâëåíèþ ïðîòèâîñòîÿëî ðåàêöèîííîå èäåàëèñòè÷åñêîå íàïðàâëåíèå, êîòîðîå îñîáåííî îæèâèëîñü â ïåðèîä èìïåðèè â ïåðâûå âåêà í. ý.

×åëîâå÷åñêîå òåëî, ñîãëàñíî ó÷åíèþ Àñêëåïèàäà, ñîñòîÿëî èç ìåëü÷àéøèõ íåâèäèìûõ ÷àñòèö, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ â íåïðåðûâíîì äâèæåíèè. àñêëåïèàä ìåäèöèíà ëå÷åíèå ïðîôèëàêòèêà

Èõ ñâîáîäíàÿ öèðêóëÿöèÿ â îðãàíèçìå è ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì óñëîâèåì çäîðîâüÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, íà ïåðâîì ìåñòå â îáðàçå æèçíè ÷åëîâåêà äîëæíî áûòü äâèæåíèå: ïðîãóëêè ïåøêîì è âåðõîì íà ëîøàäè, ïóòåøåñòâèÿ â êîëÿñêå è íà êîðàáëå, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è ðàñòèðàíèÿ õîëîäíîé âîäîé, ìàññàæ è ðàçóìíàÿ äèåòà. Æåëàÿ ñîçäàòü ñîáñòâåííóþ øêîëó, Àñêëåïèàä, êðàñíîðå÷èâûé îðàòîð, äðóã Öèöåðîíà è ó÷èòåëü Àíòîíèÿ Ìóçû, âî ìíîãîì âîçðàæàë Ãèïïîêðàòó. Òàê, íàïðèìåð, îí ñ÷èòàë óñòàðåâøèì ïåðèîäè÷åñêîå î÷èùåíèå îðãàíèçìà ñ ïîìîùüþ ðâîòíûõ è ñëàáèòåëüíûõ ñðåäñòâ, ïîëàãàÿ, ÷òî ýòè ïðîöåäóðû, êàê è ÷ðåçìåðíîå ñîãðåâàíèå òåëà, èñòîùàþò îðãàíèçì. Îí îñíîâûâàë ñâîþ òåðàïèþ íà ïîëîæåíèè ñòîèêîâ: «Âñåãî ëó÷øå æèòü ñîãëàñíî ïðèðîäå» (ëàò. «Naturae convenienter vivere»).

Ñîçäàííîå èì àòîìèñòè÷åñêîå ó÷åíèå íàøëî îòðàæåíèå â ïîýìå ðèìñêîãî ôèëîñîôà è ïîýòà Ëóêðåöèÿ Êàðà (I â. äî í.ý.) «Î ïðèðîäå âåùåé» — îäíîé èç ïåðâûõ ïîïûòîê èçëîæèòü ôèëîñîôèþ ãðåêîâ íà ëàòèíñêîì ÿçûêå. Ïîïóëÿðíîñòü ïîýìû îáúÿñíÿëàñü åå âûñîêèìè õóäîæåñòâåííûìè äîñòîèíñòâàìè, îáðàçíûì ÿçûêîì, îñòðîóìíîé àðãóìåíòàöèåé è øèðîêîé ýðóäèöèåé àâòîðà, êîòîðûé êàñàåòñÿ ìíîãèõ âîïðîñîâ, â òîì ÷èñëå — ïðîèñõîæäåíèÿ æèçíè è óñòðîéñòâà æèâûõ îðãàíèçìîâ, ñîñòîÿùèõ èç «òåëåö ïåðâè÷íûõ»:

Ïðîáóÿ âñå ñî÷åòàíüÿ è âñÿêîãî ðîäà äâèæåíüÿ,

Òåëüöà ïåðâè÷íûå òàê íàïîñëåäîê ñîøëèñü, ÷òî íåæäàííî

Ñäåëàëèñü ìíîãèõ âåùåé ïîñòîÿííîé ïðè÷èíîé:

Ìîðÿ, çåìëè, íåáîñâîäà è âñÿêîãî ðîäà æèâîòíûõ…

 ïîýìå îïèñàíû ïðèçíàêè îòäåëüíûõ çàáîëåâàíèé, à ðàññóæäåíèÿ î âîçíèêíîâåíèè çàðàçíûõ áîëåçíåé âûãëÿäÿò òàê:

«Íó, à òåïåðü, îò÷åãî ïðîèñõîäÿò áîëåçíè, îòêóäà

Ìîæåò âíåçàïíî ïðèéòè è ïîâåÿòü ïîâåòðèåì ñìåðòíûì

Ìîðà íåæäàííîãî ìîùü, è ëþäåé è ñòàäà ïîðàæàÿ

ß îáúÿñíþ. Ñóùåñòâóåò íåìàëî ñåìÿí âñåâîçìîæíûõ,

Êàê óêàçàë ÿ óæå, èç êîòîðûõ îäíè æèâîòâîðíû,

Íî è íåìàëî òàêèõ, ÷òî ïðèâîäÿò ê áîëåçíè è ñìåðòè,

Ê íàì äîëåòàÿ. Êîãäà îíè âìåñòå ñîéäóòñÿ ñëó÷àéíî

È íåáåñà âîçìóòÿò, çàðàæåííûì ñòàíîâèòñÿ âîçäóõ.

Âåñü ýòîò ãèáåëüíûé ìîð, âñå ïîâàëüíûå ýòè áîëåçíè

Èëè ïðèõîäÿò èçâíå è, ïîäîáíî òóìàíàì è òó÷àì,

Ñâåðõó ÷ðåç íåáî èäóò, èëü èç ñàìîé çåìëè âîçíèêàþò,

Âìåñòå ñáèðàÿñü, êîãäà çàãíèâàåò ïðîìîêøàÿ ïî÷âà…

Íîâàÿ ýòà áåäà è çàðàçà, ÿâèâøèñü âíåçàïíî,

Ìîæåò èëü íà âîäó ïàñòü, èëü íà ñàìûõ õëåáàõ îñåäàåò…,

Ìû æå, âäûõàÿ â ñåáÿ ýòîò ãèáåëüíî ñìåøàííûé âîçäóõ,

Читайте также:  Болезни аквариумных рыбок признаки и фото

Íåîáõîäèìî äîëæíû âäîõíóòü è áîëåçíü, è çàðàçó»

 ýòîì îí âèäåë ïóòü ñîõðàíåíèÿ æèçíåííîé ñèëû, îñëàáåâàþùåé ñ ãîäàìè. Áîëåçíü, ñîãëàñíî åãî ó÷åíèþ, áûëà, ïðåæäå âñåãî, ñëåäñòâèåì çàñòîÿ ÷àñòèö â ñîñóäàõ òåëà. Åãî ëå÷åáíûå ñðåäñòâà — âîçäåðæàíèå îò ïèùè, ïèòüå âîäû, õîëîäíûå âàííû, àêòèâíîå äâèæåíèå áûëè áëèçêè õàðàêòåðó ðèìëÿí.

Õîòÿ Àñêëåïèàä è ãîâîðèë î òîì, ÷òî ëå÷åíèå äîëæíî áûòü áåçîïàñíî, áûñòðî è ïðèÿòíî äëÿ áîëüíîãî, ðåêîìåíäîâàííûå èì ïðîöåäóðû íå âñåãäà äîñòàâëÿëè óäîâîëüñòâèå. Ïàðàëèçîâàííûõ îí ñîâåòîâàë íîñèòü íà êîâðàõ è ðàñêà÷èâàòü, ÷òîáû ïðèâåñòè â äâèæåíèå çàñòîÿâøèåñÿ ÷àñòèöû; áîëüíûõ ëèõîðàäêîé ïîäâåðãàòü äåéñòâèþ ñâåòà è íå äàâàòü çàñíóòü, ïîñêîëüêó «ëó÷øåå ñðåäñòâî îò ëèõîðàäêè åñòü ñàìà ëèõîðàäêà». Êàæäûé ìåòîä ïðèìåíÿëñÿ ê áîëüíûì ñòðîãî èíäèâèäóàëüíî, ëåêàðñòâà íàçíà÷àëèñü ðåäêî. Ýòî íàïðàâëåíèå â ìåäèöèíå áûëî íàçâàíî ìåòîäè÷åñêèì. Àñêëåïèàä ñ÷èòàë, ÷òî ñâåäóùèé â ìåäèöèíå ÷åëîâåê, âåäóùèé çäîðîâûé è ïðàâèëüíûé îáðàç æèçíè, ïîíèìàþùèé çíà÷åíèå äâèæåíèÿ, ñàì â ñîñòîÿíèè ïîääåðæèâàòü ñâîå çäîðîâüå è íå íóæäàåòñÿ â óñëóãàõ âðà÷à. ßâëÿÿ ñîáîé ïðèìåð ïîäòâåðæäåíèÿ ýòîé òåîðèè, ñàì îí íèêîãäà íå áîëåë è óìåð ãëóáîêèì ñòàðèêîì â ðåçóëüòàòå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ.

Èñòîðè÷åñêèå ïàðàëëåëè: Ïîñëåäîâàòåëè Àñêëåïèàäà, ðàçâèâàâøèå åãî ó÷åíèå, âíåñëè èçìåíåíèå â åãî òåîðèþ. Îíè äîïóñòèëè, ÷òî ìåëü÷àéøèå ÷àñòèöû, èç êîòîðûõ ñîñòîèò îðãàíèçì ÷åëîâåêà, ìîãóò áûòü òâåðäûìè è æèäêèìè. Ïðè÷èíàìè áîëåçíåé îáúÿâëÿëîñü èõ íåïðàâèëüíîå ñìåøåíèå, âñëåäñòâèå ÷åãî ïðîèñõîäèò çàêóïîðêà ñîñóäîâ. Èçáûòîê òâåðäûõ ÷àñòèö â îðãàíèçìå ïðèâîäèò ê ñîñòîÿíèþ íàïðÿæåíèÿ, æèäêèõ — ê ñîñòîÿíèþ ðàññëàáëåíèÿ. Óñëîâèåì çäîðîâüÿ ñ÷èòàåòñÿ ðàâíîâåñèå ìåæäó íèìè. Ýòè èäåè ñïîñîáñòâîâàëè ââåäåíèþ â ìåäèöèíó ïîíÿòèÿ òîíóñà, ïîâûøåíèå èëè ïàäåíèå êîòîðîãî ñïîñîáíî âûçâàòü çàáîëåâàíèå. Ïîçäíåå ïîÿâèëèñü ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, ÷òî òîíóñ íàõîäèòñÿ â çàâèñèìîñòè îò íåðâíîé ñèñòåìû.

Ïî ïðåäñòàâëåíèÿì Àñêëåïèàäà, áîëåçíü ÿâëÿëàñü ðåçóëüòàòîì ‘çàñòîÿ ÷àñòèö’ â ïîðàõ è êàíàëàõ òåëà è ðàññòðîéñòâà äâèæåíèÿ ñîêîâ è ïíåâìû. Ñîãëàñíî ýòèì âîççðåíèÿì áîëüøîå çíà÷åíèå èìåëè ïðàâèëüíûå ïîòîîòäåëåíèå è äûõàíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ. Ïîýòîìó ëå÷åíèå Àñêëåïèàäà áûëî íàïðàâëåíî íà âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé è ñîñòîÿëî èç ïðîñòûõ è åñòåñòâåííûõ ìåðîïðèÿòèé: ðàçóìíîé äèåòû, ñîáëþäåíèå ÷èñòîòû êîæè, âîäîëå÷åíèÿ, ìàññàæà, âàíí è äâèæåíèÿ â ñàìûõ ðàçëè÷íûõ âàðèàíòàõ.

Àñêëåïèàä ñîâåòîâàë ñâîèì ïàöèåíòàì õîäèòü ïåøêîì è åçäèòü âåðõîì íà ëîøàäÿõ, ïóòåøåñòâîâàòü â êèáèòêå è íà êîðàáëå — ñëîâîì, íàõîäèòüñÿ â ïîñòîÿííîì äâèæåíèè. Ïàðàëèçîâàííûõ, îí ñîâåòîâàë íîñèòü íà êîâðàõ è ðàñêà÷èâàòü. Ãëàâíóþ çàäà÷ó ñâîåãî ëå÷åíèÿ Àñêëåïèàä âèäåë â òîì, ÷òîáû ðàñøèðèòü ïîðû è ïðèâåñòè â äâèæåíèå çàñòîÿâøèåñÿ ÷àñòèöû. Êàæäûé ìåòîä åãî ëå÷åíèÿ áûë äåòàëüíî ðàçðàáîòàí è ïðèìåíÿëñÿ ñòðîãî èíäèâèäóàëüíî. Ìåäèêàìåíòû íàçíà÷àëèñü êðàéíå ðåäêî.

Àñêëåïèàäó ïðèïèñûâàþò èçîáðåòåíèå òðàõåîòîìèè. Îñíîâûâàÿñü íà ïîëîæåíèè Ýïèêóðà, ÷òî ïðèðîäà ìîæåò âðåäèòü, à âðåäíûå æåëàíèÿ ñëåäóåò ñóðîâî ïîäàâëÿòü, Àñêëåïèàä ïåðâûé èç âðà÷åé óêàçàë, ÷òî ïðèðîäà íå âñåãäà áëàãîæåëàòåëüíà è íåïîãðåøèìà, à, íàîáîðîò, íåðåäêî ñïîñîáíà ìåøàòü èñöåëåíèþ îðãàíèçìà.

Àñêëåïèàä îòâåðã èäåàëèñòè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ, ÷òî áîëåçíü åñòü êàðà áîãîâ è, ðàç íà÷àâøèñü, äîëæíà îáÿçàòåëüíî ïðîéòè âñå ôàçû, çàêàí÷èâàÿñü ñìåðòüþ áîëüíîãî èëè åãî âûçäîðîâëåíèåì. Ïî Àñêëåïèàäó, áîëåçíü ìîæåò îñòàíîâèòüñÿ íà ëþáîé ôàçå è ðàçâèâàòüñÿ â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè. Àñêëåïèàä ïîøåë äàëüøå Ãèïïîêðàòà è ñ÷èòàë, ÷òî âðà÷åáíûì âìåøàòåëüñòâîì ìîæíî ïðåðâàòü õîä áîëåçíè. Çà ýòè ìûñëè Àñêëåïèàä ïîäâåðãñÿ íàïàäêàì ñî ñòîðîíû Öåëüñà è Ãàëåíà. Àñêëåïèàä è åãî øêîëà ïðåäñòàâëÿëè ïåðåäîâîå ìàòåðèàëèñòè÷åñêîå íàïðàâëåíèå â ìåäèöèíå Äðåâíåãî Ðèìà. Ýòîìó íàïðàâëåíèþ ïðîòèâîñòîÿëî ðåàêöèîííîå èäåàëèñòè÷åñêîå íàïðàâëåíèå, êîòîðîå îñîáåííî îæèâèëîñü â ïåðèîä èìïåðèè.

Àñêëåïèàä áûë òâåðäî óáåæäåí, ÷òî ÷åëîâåê, èìåþùèé äîñòàòî÷íûå ïîçíàíèÿ â ìåäèöèíå, íèêîãäà íå çàáîëååò. Ñàì îí áûë ïåðâûì ïðèìåðîì ýòîìó, ïîòîìó ÷òî íèêîãäà íå áîëåë è óìåð â ãëóáîêîé ñòàðîñòè â ðåçóëüòàòå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ. Ñèñòåìà Àñêëåïèäà îêàçàëà áîëüøîå âëèÿíèå íà äàëüíåéøåå ðàçâèòèå äðåâíåðèìñêîé ìåäèöèíû.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

7.
Медицина и фармация в Древней Индии.
Письменные медицинские памятники
Древней Индии. Достижения в области
хирургии, гигиены.

Источником
для изучения истории медицины и фармации
Древней Индии являются Веды (памятники
индийской культуры), а также сборник
законов Ману. Из них мы узнаем, что во
II
в.до н.э. в Индии существовало медицинское
образование: университеты в Таксиле и
Бенаресе, а также медицинские школы при
провинциальных монастырях. В «Аюр-Веде»
(Книга жизни) говорилось, что болезнь
наступает после нарушения равновесия
воздуха (эфира), слизи и желчи, обеспечивающих
здоровье. Врач должен был восстановить
существовавшее до болезни равновесие
с помощью лекарств (рвотные, слабительные,
потогонные вещества и масла), хирургического
вмешательства или физических методов
воздействия. В 2Аюр-Веде», своеобразной
индийской фармакопее, дается перечень
760 лекарственных препаратов. В эмпирической
медицине Древней Индии находили
применение злаки, древесина, кора,
коренья, цветы, плоды. Употреблялись
также вино, уксус, молоко, масло, жиры,
кровь, железы и другие органы многих
животных, рыб и птиц. Минеральные
вещества: мышьяк, железо, медь. В состав
мазей часто включали свинец, серу,
сурьму, цинк, соли аммония. Особенно –
РТУТЬ! Самое сильно укрепляющее средство
– золото. Так же применяли серебро,
медь, железо, олово. Применялись
хирургические методы лечения болезней,
гигиенические мероприятия, осуществлялись
прививки против оспы, изоляция больных
при лечении проказы. Индийские врачи
осуществляли ампутации конечностей,
удаление катаракт, производили
пластические операции.

15.
Асклепиад, его система предупреждения
и лечения болезней.

Асклепиад
– видный римский врач из Вифинии (128-56
до н.э.). Здоровье, по Асклепиаду,
сохраняется при нормальном движении
частиц тела и нормальном состоянии
пустых пространств между частицами –
пор и каналов. При их засорении и
закупорке, при застое или нарушении
движения частиц возникают болезни.
Особое внимание Асклепиад придавал
«невидимому дыханию» кожи. Здоровье
необходимо поддерживать прежде всего
общей чистотой, частыми омовениями, а
затем и более сильными стимуляторами,
каковы растирание, потение, физические
упражнения. Если больной не мог
самостоятельно двигаться, он советовал
носить его и раскачивать. Большое место
в системе Асклепиада наряду с физио- и
бальнеотерапией занимало климатолечение.
К лекарствам он относил осторожно и в
некоторых случаях под видом лекарств
давал чистую воду. «Приятное» лечение
по системе Асклепиада, противостоявшее
грубым приемам «кровожадных мучителей»,
сделало его исключительно популярным
в Риме. Асклепиад лечил диетой, которая
была превосходно разработана с давних
пор. Он ввел в диететику лишь один новый
принцип: пища должна быть вкусной.

Читайте также:  Осложнения после химиотерапии при миеломной болезни

26.
Возникновение медицинских школ,
университетов в Западной Европе. Методы
преподавания

в них.

Центрами
Средневековой медицины были университеты.
В университетах Западной Европы
господствовала схоластика, предполагавшая
построение гипотез, теорий и ведение
различных споров лишь в строгих пределах
установленных христианской церковью
догматов.

Большую роль в
истории медицины и фармации сыграла
медицинская школа в г.Салерно. В 1140 г.
ректором Николаем был составлен
«Антидотарий Николая». Сначала он
содержал 60 рецептурных прописей, позже
150. Высшая ступень расцвета медицинской
школы в Салерно была достигнута к концу
XI
и началу XIIв.
Салерно создает свою собственную
литературу, школа была уже близка к
обучению экспериментальной медицине.
С этой целью периодически проводилось
вскрытие трупов преступников и животных.
Обучение там продолжалось 5 лет. Салернской
школе было дано право присваивать звание
врача, выдавать лицензии.

Отличавшийся
от большинства средневековых университетов
Падуанский университет во владениях
Венеции стал играть роль позднее, уже
к концу средневековья, в эпоху Возрождения.
Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими
из папских областей и из Испании от
преследовании католической церковной
реакции. В XVI в он стал центром передовой
медицины.

Университет
Болоньи, один из самых старых непрерывно
действующих предоставляющих академическую
степень университетов в мире, и второй
по величине университет Италии. Это
был первый университет, основанный в
Западном мире (в 1088 году н.э.). Университет
Болоньи исторически известен своими
церковными курсами и курсами гражданского
права.

Сорбонна
— исторически это Университет Парижа.
Он сначала появился во второй половине
12-ого столетия, но был в 1970 году
реорганизован в 13 автономных университетов
(Университет Парижа I-XIII).

Университет
Вены, общественный университет,
расположенный в Вене, Австрия. Был открыт
в 1365 году, это — один из самых старых
университетов в Европе.

Университеты
имели 3 факультета: богословский,
медицинский, юридический. Также были
подготовительные факультеты. Уровни
знаний: 1) из библии + труды отцов церкви;
2) из отрецензированных церковью трудов
других учёных. Студенты – богатые люди
с высоким положением в обществе, возраст
не имел значения. Обучались по книгам
путем заучивания наизусть. Книга
крепилась цепью. Университеты были
обособлены от государства (своя полиция,
суды). Лекцию читал профессор сидя в
виде диспутов (перебрасывания цитатами).

27.
Распространение заразных болезней в
эпоху средневековья и меры борьбы с
ними.

Особое
распространение заразные болезни
получили в средние века, когда велись
частые захватнические войны и крестовые
походы, а рост городов способствовал
скученности населения и ухудшению
санитарно-гигиенических условий жизни.

Такие
болезни нередко принимали характер
эпидемий — массовой вспышки заболевания
на определенной территории, а иногда и
пандемий, когда болезнью были охвачены
целые континенты. Наиболее
страшной заразной болезнью в древности
и в Средние века была чума. Ею были охвачены
огромные территории Европы и Азии. Известны пандемии чумы
в VI и в XIV веках. Она выкашивала
целые города
и провинции. В
XIV в. появилась еще более
опасная ее разновидность —
бубонная чума. Помимо
чумы, известны и другие заразные болезни,
часто приобретавшие характер эпидемий:
тиф, холера, оспа, сибирская язва и
др. Еще
в древности медицине были известны
противоэпидемические меры: удаление
заболевших из городов, сжигание имущества
заболевших или умерших, привлечение
людей, переболевших данной болезнью, к
уходу за больными. Одной
из самых древних болезней, с которой
человечество столкнулось еще на заре
своего существования, была оспа. В
XIV в. в Европе стали вводить карантин —
систему мероприятий для предупреждения
распространения инфекционных болезней
из очага эпидемии с последующей ликвидации
самого очага заражения. В 1423 г. в Венеции
на острове была организована одна из
первых карантинных станций («lazaretto»). В
Европе оспа появилась только с изобретением
паруса в V- VI вв. н. э. Во время эпидемий
оспы в некоторых странах погибало до
половины населения. Еще в Древнем Китае
и Индии врачи разработали метод защиты
людей от оспы путем так называемой
вариоляции. Для этого собирали оспенные
корочки больного, высушивали их и
растирали в мелкий порошок. Этот порошок
втирали в кожу специальным шпателем
или иглой, которой надрезали поверхность
кожи, а иногда вдували в нос здоровому
человеку. Целью этих процедур было
вызвать у него легкую форму
болезни. Вариоляция
действительно защищала многих людей.
Но, поскольку для ее проведения
использовали вирус натуральной оспы,
вариоляция часто вызывала тяжелое
заболевание и даже смерть. Больной в
дальнейшем мог заразить контактировавших
с ним людей и даже вызвать новую
эпидемию. В
начале XVIII в., когда оспа широко
распространилась по странам Европы,
начались поиски защиты населения от
этой инфекции. Члены Лондонского
королевского медицинского общества
решили обсудить все «за» и «против»
метода вариоляции, о котором сообщали
многие путешественники. Были собраны
отчеты англичан о путешествиях в
азиатские страны. Несмотря на опасность
метода, его решили рекомендовать к
применению, поскольку ущерб от эпидемий,
наносимый обществу, был гораздо тяжелее. В
это время леди Монтегю, жена британского
посла в Константинополе, наблюдала, как
пожилые турчанки прививали здоровым
местным жителям материал, взятый от
больного оспой. В Турции она провела
вариоляцию собственному сыну, а
вернувшись в Англию, стала пропагандировать
турецкий метод вариоляции. Сначала
вариоляция была принята в штыки.
Духовенство усмотрело в ней нечто
противное воле Божественного Провидения.
Понадобилась поддержка короля Георга
I, чтобы провести опыты, доказавшие
огромную эффективность метода вариоляции.
Для проверки выбрали заключенных
Ньюгейтской тюрьмы, которым была обещана
амнистия. Шесть человек — трое мужчин и
три женщины — дали свое согласие на
вариоляцию. Все они остались здоровыми.
После этого началось широкое применение
вариоляции в самой Великобритании, а
также в ее американских колониях.

Соседние файлы в предмете История Медицины

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник