Биомедицинская модель болезни ее основные идеи

Биомедицинская модель болезни ее основные идеи thumbnail

Биомедицинская модель боли восходит к древним грекам и в XVII веке была внесена в медицинские представления Декартом.

Вiomechanical (or biomedical) model of illness — модель болезни, основанная на концепции тела как физической системы, которая может разрушаться и нуждается в лечении для возвращения в рабочее состояние.

Хотя имеется много видов неформального здравоохранения, осуществляемых вне медицинских учреждений, данная модель предполагает обращение людей к врачам при возникновении болезненного или угрожающего жизни состояния, не поддающегося самолечению.

Она состоит из следующих элементов:

a) люди либо не имеют признаков заболевания, либо не осознают, что больны;

b) болезнь состоит в отклонении от совокупности биологических норм;

c) эмоциональные или физические изменения биологического происхождения дают знать, что что-то не так;

d) первоначальная реакция, в той или иной мере неверная, заключается в дилетантском использовании лекарств, например, остававшихся или собственных;

e) если симптомы сохраняются или ухудшаются, люди обращаются к доктору;

f) на данном этапе человек получает либо диагноз болезни и лечение, либо удостоверяется, что нет причин для беспокойства;

g) те, у кого была выявлена болезнь, следуют курсу лечения, пока их не объявят здоровыми.

Суть ее состоит в том, что жалобы пациентов связаны с конкретным заболеванием, обусловленным биологическими изменениями (повреждение, воспаление). В соответствии с биомедицинской моделью интенсивность боли коррелирует с интенсивностью повреждения: чем больше выраженность повреждения, тем интенсивней боль (рис. 1).

Рис. 3. Биомедицинская модель боли.

Рис. 4. Фестиваль Тайпусам. Ежегодно на фестивале Тайпусам в Индонезии тысячи людей вонзают в спины крючки, прокалывают язык и щеки копьями. При этом они не испытывают боль, а ощущают радость и благоговение, поскольку в соответствии с их представлениями этот ритуал избавляет их от злых демонов-асуров и приближает к богу.

Однако многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования указывают на то, что тяжесть выявленной физической патологии не всегда коррелирует с интенсивностью боли или степенью нетрудоспособности. Рис 2.

Восприятие боли во многом зависит:

· от социокультурного контекста, сопровождающего повреждение (ранение, полученное во время сражения, ожидаемая /неожиданная травма),

· от представлений, мыслей человека о причинах и последствиях полученной травмы (существует ли угроза для жизни, угроза потери трудоспособности),

· от его эмоционального состояния (тревога, депрессия усиливают восприятие боли)

· других психологических и социокультурных факторов (пол, возраст, культурные традиции, религиозные взгляды).

Биомедицинская модель центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания. Ее характеризуют четыре основные идеи:

1) теория возбудителя;

2) концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;

3) клеточная концепция;

4) механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-то части организма.

В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь, целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.

Социологи подвергли эту модель сомнению и разделили болезнь на биологическую категорию (перелом конечностей или туберкулез легких) и социальную (субъективное ощущение нездорового образа жизни и социальный статус больного).

В начале XX в. биомедицинская модель была подвергнута пересмотру под влиянием концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье.

Согласно адаптационной концепции болезнь есть неправильно направленная либо чрезмерно интенсивная адаптационная реакция организма. Однако многие нарушения могут быть рассмотрены как разновидность адаптивных реакций организма.

В рамках концепции Г. Селье даже возник термин маладаптация (от лат. malum + adaptum — зло + приспособление — хроническая болезнь) — длительное болезненное, ущербное приспособление.

К тому же применительно к психическим нарушениям в адаптационной модели состояние болезни (как дезадаптацией [15] или как разновидности адаптации) не соотносится с особенностями личности и ситуации, в которой происходит нарушение психической сферы.

Отечественная клиническая психология, будучи тесно связанной с психиатрией, долгое время ориентировалась на биомедицинскую модель психических болезней, поэтому особенности воздействия социальной среды на процесс психических нарушений, в ней практически не исследовались.

Источник

Биомедицинская модель болезни ее основные идеи

ТОП 10:

Как и многие другие излагаемые в данной книге идеи, понятия «здоровье» и «болезнь» культурно и социально обусловлены. Суще­ствующие культуры различаются в вопросе о том, что считать здоровым и нормальным. Всем культурам знакомо понятие физическо­го здоровья или болезни, но большая часть того, что мы сейчас признаем медициной, есть результат достижений западного обще­ства за последние три века. В досовременных обществах главной организацией, боровшей­ся с болезнями или физическими недугами,

была семья. Всегда были отдельные лично­сти, специализировавшиеся как врачеватели и использовавшие в своей практике смесь естественных снадобий и магических средств. Многие из этих традиционных систем лечения выжили до сего дня в ряде незападных культур. Значительная часть этих систем принадлежит категории альтернативной медицины, о кото­рой шла речь в начале главы.

Примерно в течение двух веков основ­ные западные идеи о медицине выражались в рамках упомянутой выше биомедицинской модели. Такое понимание здоровья и болезни развивалось вместе с развитием современных обществ. На самом деле это понимание можно считать одним из главных характерных черт таких обществ. Его появление было тесно свя­зано с триумфом науки и разума в борьбе с традиционными или основанными на рели­гии объяснениями мира (см. обсуждение идей Вебера и рационализации на с. 27-29).

Прежде чем обсуждать предположения, лежащие в основе биомедицинской модели здоровья, кратко рассмотрим социальный и исторической контекст, в котором эта мо­дель возникла. Как отмечалось, члены тра­диционных обществ в значительной степени полагались на передававшиеся из поколения в поколение народные средства, методы ле­чения и технику врачевателей. Болезни часто рассматривались в рамках магических или ре­лигиозных понятий и связывались с присут­ствием злых духов или «грехами» заболевшего. У крестьян и городских жителей не существо­вало никакого внешнего авторитета, отвечав­шего за их здоровье так, как в наши дни отве­чают государственные и общественные систе­мы здравоохранения. Здоровье было частным делом, а не общественной заботой.

Демография. Изучение народонаселения

Однако подъем национальных государств и индустриализация привели к резким изме­нениям этой ситуации. Развитие националь­ных государств с определенными территори­ями привело к сдвигу в отношении к мест­ным обитателям, которые уже были не просто жителями страны, а населением, подпадаю­щим под законы центральной власти. Насе­ление рассматривалось как ресурс, контроль и управление которым является частью про­цесса повышения национального благососто­яния и мощи. Государство стало проявлять

Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение

растущий интерес к здоровью своего населе­ния, так как благополучие его членов влияло на производительность труда нации, уровень благосостояния, возможности обороны и ско­рость экономического роста. Изучение демо­графии — размеров, состава и динамики раз­вития народонаселения — приобрело большое значение. Стали проводиться переписи насе­ления с целью записать и проконтролировать происходящие изменения. Начался сбор и об­работка всевозможных видов статистических данных: уровень рождаемости, уровень смерт­ности, средний возраст вступления в брак и деторождения, число самоубийств, средняя продолжительность жизни, питание, обычные болезни, причины смерти и т. п.

Важный вклад в наше понимание раз­вития современной медицины внес Мишель Фуко, обративший внимание на то, как го­сударство регулирует и тренирует человече­ские тела. Он показал, что централыгую роль в этом процессе играли сексуальность и сек­суальное поведение. Секс, с одной стороны, был способом воспроизводства и роста насе­ления, а с другой — потенциальной угрозой его здоровью и благополучию. Сексуальность, не связанная с воспроизводством, должна бы­ла подавляться и контролироваться. Этот кон­троль государства над сексуальностью возник отчасти благодаря сбору данных о браке, сек­суальном поведении, числе законнорожден­ных и незаконнорожденных, использовании контрацепции и числе абортов. Такой надзор шел рука об руку с поддержкой строгих об­щественных норм сексуальной морали и при­емлемой сексуальной активности. Например, сексуальные «извращения» — гомосексуализм, мастурбация и секс вне брака — были заклей­мены и осуждены.

Идея общественного здравоохранения оформилась при попытке искоренить «пато­логии» среди населения — «тела общества». Го­сударство начало признавать ответственность за исправление условий жизни населения. Для защиты от болезней возникли канализация и водоснабжение. Были вымощены дороги и обращено внимание на строительство жилья. Постепенно регулировалась работа скотобоен и оборудования для производства пищи. Был установлен контроль за похоронными обряда­ми, с тем чтобы убедиться, что они не пред­ставляют угрозу здоровью населения. Возник целый ряд учреждений — тюрьмы, богадельни, работные дома, школы и больницы, развитие

которых стало частью движения в cropoiry контроля, регулирования и реформирования народа.

Биомедицинская модель

Врачебная практика была тесно связана с опи­санными выше социальными изменениями. Главной чертой развития современных систем здравоохранения стало применение науки для медицинской диагностики и лечения. Стало возможным объективно определить заболева­ние в терминах идентифицируемых симпто­мов. Официальное медицинское обслужива­ние дипломированными «экспертами» стало признанным способом лечения как физиче­ских, так и душевных болезней. Медицина стала средством реформирования поведения или условий, понимаемых как «девиантные», — от преступлений до гомосексуализма и душев­ных болезней.

Биомедицинская модель здоровья осно­вана на трех основных допущениях. Во-пер­вых, болезнь рассматривается как поломка, произошедшая внутри человеческого тела и приводящая к отклонению тела от «нормаль­ного» состояния. Возникшая в 1800-х гг. мик­робная теория болезниутверждает, что при­чиной каждой болезни является идентифици­руемый особый переносчик. Чтобы сохранить тело здоровым, необходимо изолировать и вы­лечить причину болезни.

Во-вторых, тело и разум можно рассмат­ривать по отдельности. Пациент — это больное тело, патология, а не личность в целом. Упор делается на лечение болезни, а не на бла­гополучие личности. Биомедицинская модель предполагает, что с больным телом можно ма­нипулировать, его можно исследовать и ле­чить изолированно, не рассматривая иных факторов. Врачи-специалисты признают ме­дицинский взгляд,беспристрастный подход к осмотру и лечению больного пациента. Са­мо лечение должно проводиться в нейтраль­ной, свободной от оценок манере, причем вся информация должна собираться и обрабаты­ваться в клинических терминах и храниться в официальной карте больного.

В-третьих, единственными экспертами в лечении болезни считаются квалифицирован­ные медицинские специалисты. Сообщество медиков в целом придерживается общепри­знанных этических норм и состоит из лицен­зированных личностей, успешно прошедших долгое обучение. В этом сообществе нет места

Медицина и общество

Таблица 6.3

Постулаты биомедицинской модели и их критика

Постулаты Критика
Болезнь — это нарушение в человеческом те­ле, вызванное специфическим биологическим агентом. Болезнь социально обусловлена, а не являет­ся чем-то, что можно обнаружить с помощью •научной истины».
Пациент — пассивное существо, в лечении «больного тела» которого не должен участво­вать разум пациента. Критически важным для лечения является мне­ние пациента и его опыт болезни. Он является активным «цельным» существом, и его общее самочувствие не менее важно, чем физиче­ское здоровье.
Медицинские специалисты обладают «эксперт­ным знанием» и предлагают единственно пра­вильное лечение болезни. Врачи-специалисты не являются единственным источником знаний о здоровье и болезнях. Аль­тернативные виды знаний также имеют свою ценность.
Подходящим местом для лечения является боль­ница, в которой собрана и лучше всего исполь­зуется медицинская техника. Лечение не обязательно должно проводиться в больнице. Методы лечения с применением техники, медикаментов и хирургии не обяза­тельно должны доминировать.

врачевателям-самоучкам или людям, использу­ющим «ненаучные» приемы лечения. Больница представляет соответствующую среду, в кото­рой лечат серьезные заболевания. Часто такое лечение опирается на комбинацию техниче­ских средств, медикаментозного лечения и хи­рургии.

Главные предположения биомедицинской модели и возражения в ее адрес перечислены в табл. 6.3.



Источник

Биомедицинская модель — теоретическая структура болезни, которая исключает психологические и социальные факторы. Последователи этой модели вместо этого сосредотачиваются только на биологических факторах, таких как бактерии или генетика. Например, диагностируя болезнь, большинство докторов сначала не просит психологическую или социальную историю пациента. Биомедицинская модель, как полагают, является доминирующей современной моделью болезни.

Согласно этой модели, хорошее здоровье — свобода от боли, болезни или дефекта. Это сосредотачивается на физических процессах, которые затрагивают здоровье, такое как биохимия, физиология и патология болезней. Это не принимает социальные или психологические факторы во внимание.

Веление времени заключается в том, что важные решения по поводу трансформаций человеческого тела не может принимать один врач, а только сообщество, включающее специалистов разного профиля.

Социальная модель медицинской этики предполагает, что решение по поводу методов лечения принимается коллективом врачей совместно с другими заинтересованными лицами, способными оценить степень риска этого решения для будущих поколений. В социальной модели акцент смещается на волю пациента, который на основании консультаций с разными специалистами принимает решение «что делать». «Тем самым между “знанием” и “силой” в дополнение к традиционным устанавливаются новые отношения, структурированные дискурсами и практиками обыденной жизни.

Основная цель и задачи биоэтики, сформулированные В. Р. Поттером и дальнейшая трансформация понятия биоэтики.

Этот термин родился только в 1971 г., и его ввел в философский оборот американский врач-онколог Ван Ранселер Поттер (1911-2001). Однако он ему придал значение тех усилий, которые мировое сообщество должно предпринять ради улучшения условий жизни людей. Получилось, что в первом варианте «биоэтика» как «этика жизни» понимала жизнь как совместное существование людей. Но очень скоро «жизнь» стала трактоваться именно как биологическое состояние человека, а само рассуждение начало вращаться вокруг проблем, порожденных различными явлениями медицинской практики.

Обсуждаемыми являются следующие проблемы: определение критериев жизни и смерти, модели взаимодействия медицинских работников и пациентов, нравственная оценка эвтаназии, аборта, трансплантации органов, суррогатного материнства, моральная допустимость клонирования человека, экспериментов с его геномом, защита прав ВИЧ-инфицированных и психически больных пациентов. На сегодняшний день вокруг каждой из них существует столь значительное количество мнений, суждений, оценок и наблюдений, что применительно к ним можно говорить о самостоятельных исследовательских направлениях

Задача биоэтики при рассмотрении указанных тем заключается в том, чтобы дать высказаться всем заинтересованным сторонам, не забывая при этом отстоять точку зрения самой человечности. Поэтому, кроме философско-этического рассуждения, она включает в себя множество других контекстов, например научно-исследовательский, профессионально-медицинский, юридический, экономический и даже политический.

Швейцер. Принципы этики «благоговение перед жизнью».

Уяснил связь между культурой и мировозрением. Катастрофа культуры-следствие катастрофы мировозрения. Культура – это духовный прогресс, которому сопутствует нравственное развитие человека. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию. Это и есть абсолютный принцип этики»…Этика благоговения перед жизнью, таким образом, объемлет все, что можно назвать любовью, преданностью, сопереживанием в горе и в радости и сопричастностью.

Особенности современного пациента (тип заболеваний, отношение к здоровью, отношение к институту здравоохранения). Основные права пациента в международных документах (ВМА, ВОЗ, Совет Европы).

Современный пациент достаточно образован, часто имеет собственное представление об организме и его функциях, понимание своей болезни и поэтому склонен к самолечению. К медицине относится скептически, к врачам – с недоверием. Охотно пользуется всевозможными «народными», «магическими» и прочими методами лечения.

ВМА

на выбор врача,инфор.будет конфиденциальной,умереть достойно,пользов духовной или моральной поддержкой ,на адекват информ,на помощь врача

ВМАприняты Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, среди которых заслуживает внимание следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациен­та, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах. Непременная профессиональная и эти­ческая обязанность врача — оказывать любому человеку нео­тложную медицинскую помощь без каких-либо исключений».

«а) Пациент имеет право на самоопределение и на принятие независимых решений относительно своего здоровья. Врач обя­зан сообщить пациенту о последствиях его решения.

б) Умственно полноценный совершеннолетний пациент имеет право соглашаться на любую диагностическую процеду­ру или терапию, а также отказываться от них. Пациент имеет право на получение информации, необходимой для принятия им решений. Пациент должен иметь четкое представление о целях и возможных результатах любого теста или лечения, а также о последствиях своего отказа.

в) Пациент имеет право отказаться от участия в каком-либо исследовании или медицинской практике».

В пункте 10Лиссабонской декларации указано:

«а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и пра­во пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицин­ской помощи и в ходе практического медицинского обучения.

б) Пациент имеет право на облегчение своих страданий с использованием существующих знаний в области медицины.

в) Пациент имеет право на гуманный уход в случае неизле­чимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни».

ВОЗ устанавливает международные стандарты на пищевые продукты, лекарственные препараты; пересматривает каждые 10 лет международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти: организует по широкой международной программе совместные исследования по изучению состояния здоровья населения, организации медпомощи, подготовке медперсонала, обеспечивает координацию этих исследований; проводит международные конференции, симпозиумы и др. по проблемам медицины

В этой сфере Советом Европы разработано и принято более десятка различных документов, включая многосторонние конвенции, которые концентрируются на трех основных направлениях: равенство в доступе к службам здравоохранения; качество и безопасность медицинских компонентов человеческого происхождения (кровь и органы); непосредственное участие пациента в лечебном процессе.



Источник