Биомедицинская модель болезни ее основные идеи
Биомедицинская модель боли восходит к древним грекам и в XVII веке была внесена в медицинские представления Декартом.
Вiomechanical (or biomedical) model of illness — модель болезни, основанная на концепции тела как физической системы, которая может разрушаться и нуждается в лечении для возвращения в рабочее состояние.
Хотя имеется много видов неформального здравоохранения, осуществляемых вне медицинских учреждений, данная модель предполагает обращение людей к врачам при возникновении болезненного или угрожающего жизни состояния, не поддающегося самолечению.
Она состоит из следующих элементов:
a) люди либо не имеют признаков заболевания, либо не осознают, что больны;
b) болезнь состоит в отклонении от совокупности биологических норм;
c) эмоциональные или физические изменения биологического происхождения дают знать, что что-то не так;
d) первоначальная реакция, в той или иной мере неверная, заключается в дилетантском использовании лекарств, например, остававшихся или собственных;
e) если симптомы сохраняются или ухудшаются, люди обращаются к доктору;
f) на данном этапе человек получает либо диагноз болезни и лечение, либо удостоверяется, что нет причин для беспокойства;
g) те, у кого была выявлена болезнь, следуют курсу лечения, пока их не объявят здоровыми.
Суть ее состоит в том, что жалобы пациентов связаны с конкретным заболеванием, обусловленным биологическими изменениями (повреждение, воспаление). В соответствии с биомедицинской моделью интенсивность боли коррелирует с интенсивностью повреждения: чем больше выраженность повреждения, тем интенсивней боль (рис. 1).
Рис. 3. Биомедицинская модель боли.
Рис. 4. Фестиваль Тайпусам. Ежегодно на фестивале Тайпусам в Индонезии тысячи людей вонзают в спины крючки, прокалывают язык и щеки копьями. При этом они не испытывают боль, а ощущают радость и благоговение, поскольку в соответствии с их представлениями этот ритуал избавляет их от злых демонов-асуров и приближает к богу.
Однако многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования указывают на то, что тяжесть выявленной физической патологии не всегда коррелирует с интенсивностью боли или степенью нетрудоспособности. Рис 2.
Восприятие боли во многом зависит:
· от социокультурного контекста, сопровождающего повреждение (ранение, полученное во время сражения, ожидаемая /неожиданная травма),
· от представлений, мыслей человека о причинах и последствиях полученной травмы (существует ли угроза для жизни, угроза потери трудоспособности),
· от его эмоционального состояния (тревога, депрессия усиливают восприятие боли)
· других психологических и социокультурных факторов (пол, возраст, культурные традиции, религиозные взгляды).
Биомедицинская модель центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания. Ее характеризуют четыре основные идеи:
1) теория возбудителя;
2) концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;
3) клеточная концепция;
4) механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-то части организма.
В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь, целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.
Социологи подвергли эту модель сомнению и разделили болезнь на биологическую категорию (перелом конечностей или туберкулез легких) и социальную (субъективное ощущение нездорового образа жизни и социальный статус больного).
В начале XX в. биомедицинская модель была подвергнута пересмотру под влиянием концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье.
Согласно адаптационной концепции болезнь есть неправильно направленная либо чрезмерно интенсивная адаптационная реакция организма. Однако многие нарушения могут быть рассмотрены как разновидность адаптивных реакций организма.
В рамках концепции Г. Селье даже возник термин маладаптация (от лат. malum + adaptum — зло + приспособление — хроническая болезнь) — длительное болезненное, ущербное приспособление.
К тому же применительно к психическим нарушениям в адаптационной модели состояние болезни (как дезадаптацией [15] или как разновидности адаптации) не соотносится с особенностями личности и ситуации, в которой происходит нарушение психической сферы.
Отечественная клиническая психология, будучи тесно связанной с психиатрией, долгое время ориентировалась на биомедицинскую модель психических болезней, поэтому особенности воздействия социальной среды на процесс психических нарушений, в ней практически не исследовались.
Источник
ТОП 10:
Как и многие другие излагаемые в данной книге идеи, понятия «здоровье» и «болезнь» культурно и социально обусловлены. Существующие культуры различаются в вопросе о том, что считать здоровым и нормальным. Всем культурам знакомо понятие физического здоровья или болезни, но большая часть того, что мы сейчас признаем медициной, есть результат достижений западного общества за последние три века. В досовременных обществах главной организацией, боровшейся с болезнями или физическими недугами,
была семья. Всегда были отдельные личности, специализировавшиеся как врачеватели и использовавшие в своей практике смесь естественных снадобий и магических средств. Многие из этих традиционных систем лечения выжили до сего дня в ряде незападных культур. Значительная часть этих систем принадлежит категории альтернативной медицины, о которой шла речь в начале главы.
Примерно в течение двух веков основные западные идеи о медицине выражались в рамках упомянутой выше биомедицинской модели. Такое понимание здоровья и болезни развивалось вместе с развитием современных обществ. На самом деле это понимание можно считать одним из главных характерных черт таких обществ. Его появление было тесно связано с триумфом науки и разума в борьбе с традиционными или основанными на религии объяснениями мира (см. обсуждение идей Вебера и рационализации на с. 27-29).
Прежде чем обсуждать предположения, лежащие в основе биомедицинской модели здоровья, кратко рассмотрим социальный и исторической контекст, в котором эта модель возникла. Как отмечалось, члены традиционных обществ в значительной степени полагались на передававшиеся из поколения в поколение народные средства, методы лечения и технику врачевателей. Болезни часто рассматривались в рамках магических или религиозных понятий и связывались с присутствием злых духов или «грехами» заболевшего. У крестьян и городских жителей не существовало никакого внешнего авторитета, отвечавшего за их здоровье так, как в наши дни отвечают государственные и общественные системы здравоохранения. Здоровье было частным делом, а не общественной заботой.
Демография. Изучение народонаселения
Однако подъем национальных государств и индустриализация привели к резким изменениям этой ситуации. Развитие национальных государств с определенными территориями привело к сдвигу в отношении к местным обитателям, которые уже были не просто жителями страны, а населением, подпадающим под законы центральной власти. Население рассматривалось как ресурс, контроль и управление которым является частью процесса повышения национального благосостояния и мощи. Государство стало проявлять
Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение
растущий интерес к здоровью своего населения, так как благополучие его членов влияло на производительность труда нации, уровень благосостояния, возможности обороны и скорость экономического роста. Изучение демографии — размеров, состава и динамики развития народонаселения — приобрело большое значение. Стали проводиться переписи населения с целью записать и проконтролировать происходящие изменения. Начался сбор и обработка всевозможных видов статистических данных: уровень рождаемости, уровень смертности, средний возраст вступления в брак и деторождения, число самоубийств, средняя продолжительность жизни, питание, обычные болезни, причины смерти и т. п.
Важный вклад в наше понимание развития современной медицины внес Мишель Фуко, обративший внимание на то, как государство регулирует и тренирует человеческие тела. Он показал, что централыгую роль в этом процессе играли сексуальность и сексуальное поведение. Секс, с одной стороны, был способом воспроизводства и роста населения, а с другой — потенциальной угрозой его здоровью и благополучию. Сексуальность, не связанная с воспроизводством, должна была подавляться и контролироваться. Этот контроль государства над сексуальностью возник отчасти благодаря сбору данных о браке, сексуальном поведении, числе законнорожденных и незаконнорожденных, использовании контрацепции и числе абортов. Такой надзор шел рука об руку с поддержкой строгих общественных норм сексуальной морали и приемлемой сексуальной активности. Например, сексуальные «извращения» — гомосексуализм, мастурбация и секс вне брака — были заклеймены и осуждены.
Идея общественного здравоохранения оформилась при попытке искоренить «патологии» среди населения — «тела общества». Государство начало признавать ответственность за исправление условий жизни населения. Для защиты от болезней возникли канализация и водоснабжение. Были вымощены дороги и обращено внимание на строительство жилья. Постепенно регулировалась работа скотобоен и оборудования для производства пищи. Был установлен контроль за похоронными обрядами, с тем чтобы убедиться, что они не представляют угрозу здоровью населения. Возник целый ряд учреждений — тюрьмы, богадельни, работные дома, школы и больницы, развитие
которых стало частью движения в cropoiry контроля, регулирования и реформирования народа.
Биомедицинская модель
Врачебная практика была тесно связана с описанными выше социальными изменениями. Главной чертой развития современных систем здравоохранения стало применение науки для медицинской диагностики и лечения. Стало возможным объективно определить заболевание в терминах идентифицируемых симптомов. Официальное медицинское обслуживание дипломированными «экспертами» стало признанным способом лечения как физических, так и душевных болезней. Медицина стала средством реформирования поведения или условий, понимаемых как «девиантные», — от преступлений до гомосексуализма и душевных болезней.
Биомедицинская модель здоровья основана на трех основных допущениях. Во-первых, болезнь рассматривается как поломка, произошедшая внутри человеческого тела и приводящая к отклонению тела от «нормального» состояния. Возникшая в 1800-х гг. микробная теория болезниутверждает, что причиной каждой болезни является идентифицируемый особый переносчик. Чтобы сохранить тело здоровым, необходимо изолировать и вылечить причину болезни.
Во-вторых, тело и разум можно рассматривать по отдельности. Пациент — это больное тело, патология, а не личность в целом. Упор делается на лечение болезни, а не на благополучие личности. Биомедицинская модель предполагает, что с больным телом можно манипулировать, его можно исследовать и лечить изолированно, не рассматривая иных факторов. Врачи-специалисты признают медицинский взгляд,беспристрастный подход к осмотру и лечению больного пациента. Само лечение должно проводиться в нейтральной, свободной от оценок манере, причем вся информация должна собираться и обрабатываться в клинических терминах и храниться в официальной карте больного.
В-третьих, единственными экспертами в лечении болезни считаются квалифицированные медицинские специалисты. Сообщество медиков в целом придерживается общепризнанных этических норм и состоит из лицензированных личностей, успешно прошедших долгое обучение. В этом сообществе нет места
Медицина и общество
Таблица 6.3
Постулаты биомедицинской модели и их критика
Постулаты | Критика |
Болезнь — это нарушение в человеческом теле, вызванное специфическим биологическим агентом. | Болезнь социально обусловлена, а не является чем-то, что можно обнаружить с помощью •научной истины». |
Пациент — пассивное существо, в лечении «больного тела» которого не должен участвовать разум пациента. | Критически важным для лечения является мнение пациента и его опыт болезни. Он является активным «цельным» существом, и его общее самочувствие не менее важно, чем физическое здоровье. |
Медицинские специалисты обладают «экспертным знанием» и предлагают единственно правильное лечение болезни. | Врачи-специалисты не являются единственным источником знаний о здоровье и болезнях. Альтернативные виды знаний также имеют свою ценность. |
Подходящим местом для лечения является больница, в которой собрана и лучше всего используется медицинская техника. | Лечение не обязательно должно проводиться в больнице. Методы лечения с применением техники, медикаментов и хирургии не обязательно должны доминировать. |
врачевателям-самоучкам или людям, использующим «ненаучные» приемы лечения. Больница представляет соответствующую среду, в которой лечат серьезные заболевания. Часто такое лечение опирается на комбинацию технических средств, медикаментозного лечения и хирургии.
Главные предположения биомедицинской модели и возражения в ее адрес перечислены в табл. 6.3.
Источник
Биомедицинская модель — теоретическая структура болезни, которая исключает психологические и социальные факторы. Последователи этой модели вместо этого сосредотачиваются только на биологических факторах, таких как бактерии или генетика. Например, диагностируя болезнь, большинство докторов сначала не просит психологическую или социальную историю пациента. Биомедицинская модель, как полагают, является доминирующей современной моделью болезни.
Согласно этой модели, хорошее здоровье — свобода от боли, болезни или дефекта. Это сосредотачивается на физических процессах, которые затрагивают здоровье, такое как биохимия, физиология и патология болезней. Это не принимает социальные или психологические факторы во внимание.
Веление времени заключается в том, что важные решения по поводу трансформаций человеческого тела не может принимать один врач, а только сообщество, включающее специалистов разного профиля.
Социальная модель медицинской этики предполагает, что решение по поводу методов лечения принимается коллективом врачей совместно с другими заинтересованными лицами, способными оценить степень риска этого решения для будущих поколений. В социальной модели акцент смещается на волю пациента, который на основании консультаций с разными специалистами принимает решение «что делать». «Тем самым между “знанием” и “силой” в дополнение к традиционным устанавливаются новые отношения, структурированные дискурсами и практиками обыденной жизни.
Основная цель и задачи биоэтики, сформулированные В. Р. Поттером и дальнейшая трансформация понятия биоэтики.
Этот термин родился только в 1971 г., и его ввел в философский оборот американский врач-онколог Ван Ранселер Поттер (1911-2001). Однако он ему придал значение тех усилий, которые мировое сообщество должно предпринять ради улучшения условий жизни людей. Получилось, что в первом варианте «биоэтика» как «этика жизни» понимала жизнь как совместное существование людей. Но очень скоро «жизнь» стала трактоваться именно как биологическое состояние человека, а само рассуждение начало вращаться вокруг проблем, порожденных различными явлениями медицинской практики.
Обсуждаемыми являются следующие проблемы: определение критериев жизни и смерти, модели взаимодействия медицинских работников и пациентов, нравственная оценка эвтаназии, аборта, трансплантации органов, суррогатного материнства, моральная допустимость клонирования человека, экспериментов с его геномом, защита прав ВИЧ-инфицированных и психически больных пациентов. На сегодняшний день вокруг каждой из них существует столь значительное количество мнений, суждений, оценок и наблюдений, что применительно к ним можно говорить о самостоятельных исследовательских направлениях
Задача биоэтики при рассмотрении указанных тем заключается в том, чтобы дать высказаться всем заинтересованным сторонам, не забывая при этом отстоять точку зрения самой человечности. Поэтому, кроме философско-этического рассуждения, она включает в себя множество других контекстов, например научно-исследовательский, профессионально-медицинский, юридический, экономический и даже политический.
Швейцер. Принципы этики «благоговение перед жизнью».
Уяснил связь между культурой и мировозрением. Катастрофа культуры-следствие катастрофы мировозрения. Культура – это духовный прогресс, которому сопутствует нравственное развитие человека. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию. Это и есть абсолютный принцип этики»…Этика благоговения перед жизнью, таким образом, объемлет все, что можно назвать любовью, преданностью, сопереживанием в горе и в радости и сопричастностью.
Особенности современного пациента (тип заболеваний, отношение к здоровью, отношение к институту здравоохранения). Основные права пациента в международных документах (ВМА, ВОЗ, Совет Европы).
Современный пациент достаточно образован, часто имеет собственное представление об организме и его функциях, понимание своей болезни и поэтому склонен к самолечению. К медицине относится скептически, к врачам – с недоверием. Охотно пользуется всевозможными «народными», «магическими» и прочими методами лечения.
ВМА
на выбор врача,инфор.будет конфиденциальной,умереть достойно,пользов духовной или моральной поддержкой ,на адекват информ,на помощь врача
ВМАприняты Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, среди которых заслуживает внимание следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах. Непременная профессиональная и этическая обязанность врача — оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений».
«а) Пациент имеет право на самоопределение и на принятие независимых решений относительно своего здоровья. Врач обязан сообщить пациенту о последствиях его решения.
б) Умственно полноценный совершеннолетний пациент имеет право соглашаться на любую диагностическую процедуру или терапию, а также отказываться от них. Пациент имеет право на получение информации, необходимой для принятия им решений. Пациент должен иметь четкое представление о целях и возможных результатах любого теста или лечения, а также о последствиях своего отказа.
в) Пациент имеет право отказаться от участия в каком-либо исследовании или медицинской практике».
В пункте 10Лиссабонской декларации указано:
«а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и право пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицинской помощи и в ходе практического медицинского обучения.
б) Пациент имеет право на облегчение своих страданий с использованием существующих знаний в области медицины.
в) Пациент имеет право на гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни».
ВОЗ устанавливает международные стандарты на пищевые продукты, лекарственные препараты; пересматривает каждые 10 лет международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти: организует по широкой международной программе совместные исследования по изучению состояния здоровья населения, организации медпомощи, подготовке медперсонала, обеспечивает координацию этих исследований; проводит международные конференции, симпозиумы и др. по проблемам медицины
В этой сфере Советом Европы разработано и принято более десятка различных документов, включая многосторонние конвенции, которые концентрируются на трех основных направлениях: равенство в доступе к службам здравоохранения; качество и безопасность медицинских компонентов человеческого происхождения (кровь и органы); непосредственное участие пациента в лечебном процессе.
Источник