Болезнь бетховена в последние годы жизни

Болезнь бетховена в последние годы жизни thumbnail

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в семье придворного музыканта. Тайны сопровождали музыкального классика всю жизнь — от рождения до гробовой доски — и даже в наши дни остаются неразрешенные загадки, связанные с именем великого композитора.

А был ли мальчик?

Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.

Еще один миф из «раннего Бетховена»: считалось, что мать Людвига была больна туберкулезом, а отец — сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий был глухонемой, а четвертый болел туберкулезом.

О заболеваниях в семье Бетховен доподлинно ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.

Фламандские корни

Хотя будущий классик венской школы родился в Бонне, в его фамилии присутствует приставка «ван». Это легко объясняется: семья ван Бетховен происходит из Фландрии. Дед-капельмейстер, в честь которого музыкант получил имя, был родом из Мехелена — города в Бельгии, между Брюсселем и Антверпеном. Отсюда и приставка перед фамилией.

В маленьком курфюршестве семейство хранит воспоминания о Мехельне, Лувене и Антверпене. Говорят, что «ван Бетховен» означает «грядка с красной свеклой».

Дедушка Людвиг — был человеком добропорядочным, всеми уважаемым. На портрете, который Бетховен хранил у себя в Вене, дед изображен в берете, в шубе, отороченной мехом, и весь его фламандский облик полон достоинства. Бетховен относился к нему с большим почтением.

По стопам Моцарта

Бетховен родился в то время, когда не утихли еще разговоры о гениальном таланте Моцарта. Отец Людвига, всю жизнь посвятивший музыке, загорелся идей сделать из своего сына второго чудо-ребенка.

Мальчик по 8 часов, а то и более, занимался на клавесине под чутким взором амбициозного отца. Традиционно считается, что Бетховен-старший был весьма суров по отношению к отпрыску, который «за инструментом частенько бывал в слезах». Однако, исследователи полагают, что для этого нет надежных документальных оснований, и что «спекуляции и мифотворчество сделали свое дело».

Как бы то ни было, хотя гением Людвиг и не стал, ежедневная муштра помогла развить природный талант мальчика и сделать из него впоследствии величайшего музыканта, виртуозно сочинявшего во всех существовавших в то время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Свой первый концерт он дал в Кельне в возрасте восьми лет, в 12 лет свободно играл на клавесине, скрипке, органе.

Диагноз: безмолвие

Бетховен начал терять слух около 1796 года.

Он страдал тяжелой формой расстройства слуха: «звон» в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, а на более поздней стадии заболевания он избегал и разговоров.

Причина глухоты Бетховена неизвестна. Высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, системная красная волчанка. По одной из версий — даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть, сказалась на здоровье композитора.

Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он вынужден был обернуться, чтобы увидеть, как аплодируют восторженные поклонники.

В последние годы жизни Бетховен с настойчивостью фанатика продолжал писать музыку, но вынужден был совсем отказаться от выступлений. Прогрессирующая глухота доставляла ему истинное страдание. Говорят, Бетховен уничтожил свое фортепиано, когда, тщетно пытаясь услышать издаваемые инструментом звуки, с невероятной силой бил по клавишам.

Одним из результатов глухоты стал уникальный исторический материал: тетради, которые Бетховен использовал для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений.

Отравление свинцом

Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.

Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.

Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.

Утраченная музыка

В 2011 году британские СМИ сообщили, что в Манчестере впервые прозвучит утраченная музыка Бетховена: по черновым отрывкам специалистам удалось восстановить вторую, медленную, часть произведения, написанного композитором в 1799 году.

Бетховен работал над опусом для струнного квартета, однако через год, будучи перфекционистом, разочаровался в сочинении, забросил черновики и начал писать новую версию. Полностью ноты не сохранились, однако профессору Манчестерского университета удалось восстановить недостающие части.

По его мнению, в черновиках присутствуют все 74 такта, однако не везде были прописаны партии для всех инструментов квартета. Поэтому часть пробелов он заполнил самостоятельно.

Источник

Какая болезнь развилась у Бетховена в последние годы жизни?

Глухота или Паралич.

sprin­g9483­74
[277K]

4 года назад

Такой вопрос встретился мне в викторине «Кто хочет стать миллионером?» на Андроиде. Было предложено четыре варианта ответов — «паралич», «глухота», «слепота» и «амнезия». Правильный вариант один-единственный — «глухота». Это достаточно известный факт, поскольку поражает ироничностью судьбы — великий глухой композитор.

Правильный ответ — ГЛУХОТА.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Viole­t a
[216K]

6 лет назад

В последние годы жизни у Бетховена развивалась глухота, глухота совершенно не мешала Бетховену работать, этот великий композитор даже в таком состоянии тродолжал создавать свои шедевры, а паралич здесь совершенно не причем, у Бетховена его не было.

Ответ — глухота.

Вопро­совМа­стер
[4.8K]

6 лет назад

Какая болезнь развилась у Бетховена в последние годы жизни?

В последние годы жизни Бетховен страдал глухотой, от учительницы по музыке слышал , что чтобы хорошо слушать да и создавать музыку он смотрел на водяные колебание стакана.

Возможно это слух,но я ему верю.

Ответ — ГЛУХОТА.

Julie­tte
[101K]

6 лет назад

В последние годы жизни Бетховен потерял слух, то есть у него развилась глухота. Современные врачи утверждают, что композитор оглох из-за отосклероза, то есть нарушения подвижности слуховых косточек. Теперь это заболевание успешно излечивается хирургическим путем.

Колюч­ка 555
[58K]

5 лет назад

Помимо вышеописанной глухоты, у него еще прогрессировало заболевание печени (какое не упоминается, но очень тяжелое). Но не смотря на это, он вел активную жизнь, переживал за жизнь племянника, знакомился с произведениями других композиторов, принимает гостей.

ирише­нька
[40.3K]

5 лет назад

У Бетховена развилась глухота. Даже несмотря на данную болезнь, этот замечательный музыкант и композитор продолжать сочинять шедевры. Что касается паралича, то его у Бетховена небыло, следовательно выбирайте правильный ответ: глухота.

у бетховена развилась глухота,но это не мешало ему работать

irin-ka
[69.4K]

5 лет назад

Известно, что немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен даже в последние годы жизни интенсивно работалю Тяжёлый недуг, свалившийся на классика, не стал для этого помехой. Подкосила Бетховена только попытка самоубийства, совершённая племянником, после этого случая композитор уже не смог оправиться.

В последние годы жизни у Бетховена развилась ГЛУХОТА.

Пашен­ька
[158K]

6 лет назад

Факт достаточно известный. Это ГЛУХОТА. Для композитора и музыканта это, конечно, трагедия, ведь слух для людей с таким призванием — это чрезвычайно важно.

Бетховен стал замкнутым, почти перестал выходить из дома. В последние годы он работал над своей оперой «Фиделио», единственной им написанной, тогда же написана и Девятая симфония.

Знаете ответ?

Источник

В 1822 году в вене ставили оперу «Фиделио». Друг композитора
— Шиндлер — писал: «Бетховен пожелал на генеральной репетиции дирижировать
сам…” Начиная с дуэта в первом акте стало ясно, что Бетховен ровно ничего не
слышит! Маэстро замедлял ритм, оркестр следовал за его палочкой, а певцы «уходили»
вперед. Произошло замешательство.

В Вене

Умлауф, который обычно
дирижировал оркестром, предложил на минуту приостановить репетицию, не объясняя
причин. Затем он обменялся несколькими словами с певцами, и репетиция
возобновилась. Но снова началась сумятица. Пришлось опять сделать перерыв. Было
совершенно очевидно, что продолжать под управлением Бетховена невозможно, но
как дать ему это понять? Ни у кого не хватало духа сказать ему: “Уйди, бедный
калека, ты не можешь дирижировать”.
Бетховен озирался и ничего не понимал. В конце концов
Шиндлер подал ему записку: “Умоляю вас, не продолжайте, позже объясню, почему”.
Композитор опрометью бросился бежать. Дома он в изнеможении бросился на диван и
спрятал лицо в ладони. “Бетховен был ранен в самое сердце, и впечатление об
этой ужасной сцене не изгладилось в нем до самой смерти”, — вспоминал Шиндлер.
Но Бетховен не был бы самим собой, если бы не
взял реванш у несчастья. Спустя два года он дирижировал (точнее, участвовал “в
управлении концертом”) своей Девятой симфонией. По окончании раздались овации.
Композитор, стоя спиной к залу, ничего не слышал. Тогда одна певица взяла его
за руку и обернула к публике. Бетховен увидел поднявшихся с мест рукоплещущих
людей с восторженными лицами.

«Желудочная форма»

Проблемы со слухом появились у
композитора в 28 лет. Врачи полагали, что причиной этому могло быть…
заболевание брюшной полости. Бетховен часто жаловался на колики — “мою обычную
болезнь”. К тому же летом 1796 года он переболел тяжелой формой тифа.
Такова одна из версий. Биограф Бетховена Э.Эррио
говорит о других причинах глухоты: “Действительно ли она возникла около 1796
года из-за простуды? Либо ее причиной была оспа, усеявшая рябинами лицо
Бетховена? Сам он приписывал глухоту заболеваниям внутренних органов и
указывал, что болезнь началась с левого уха…”
Причинами назывались также грипп и сотрясение
мозга. Но ни одна из них не объясняет особенность потери слуха у Бетховена.
Композитор обратился к врачам. Ему прописывали
ванны, пилюли, миндальное масло. Даже такое мучительное лечение, как мушки на
руки. Узнав, что “гальванизмом” якобы излечили глухонемого ребенка, Бетховен
собирался этот метод испробовать на себе.
Между тем глухота развивалась и принимала стойкую
форму. В одном из писем композитор приводит характерный признак: “День и ночь у
меня беспрерывный шум и гудение в ушах”.
Глухоту Бетховена начали замечать окружающие.
Первым оказался приятель Рис. В 1802 году он гулял с композитором в
окрестностях села Гейлигенштадта недалеко от Вены. Рис обратил внимание
Бетховена на интересную мелодию, кем-то исполнявшуюся на пастушеской свирели.
Полчаса Бетховен напрягал слух и ничего не услышал. Рис вспоминал: “он сделался
необыкновенно тих и мрачен, несмотря на то, что я его уверял, будто тоже ничего
не слышу (чего в действительности не было)”.

Завещание для врачей

В Гейлигенштадте Бетховен
находился с весны до осени 1802 года. Поехать туда рекомендовал лечащий врач
Шмидт. Профессор надеялся, что жизнь в деревне поможет пациенту. Композитор
находился в полном уединении среди живописной природы.
Здесь он закончил самое жизнерадостное свое
произведение — Вторую симфонию. Напряженно работал над такими светлыми
сочинениями, как соната ор. 31 №3 и вариации ор. 34 и ор. 35. Но тишина и
чистый воздух состояния слуха не улучшили. Бетховена охватила смертельная
тоска, особенно после истории с Рисом.
Находясь в удрученном состоянии, в октябре 1802
года он составил завещание. Текст был обнаружен в бумагах композитора после его
смерти. В нем говорится: “О люди, считающие или называющие меня неприязненным,
упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!.. Шесть лет, как я страдаю
неизлечимой болезнью, ухудшаемой лечением несведущих врачей. С каждым годом все
больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью
(излечение которой возьмет годы или, должно быть, совершенно невозможно)… Еще
немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно — искусство. Вы,
братья мои, Карл и… тотчас после моей смерти попросите от моего имени
профессора Шмидта, если он будет еще жив, чтобы он описал мою болезнь; этот же
листок вы присоедините к описанию моей болезни, чтобы люди хоть после моей
смерти по возможности примирились со мною”.
Многие, впрочем, пока считали, что Бетховен
просто рассеян.

Профессиональный мизантроп

Бетховен знал, что обречен. В
те времена, как, впрочем, и ныне, глухота почти не поддавалась лечению. Меняя
врачей, он им не верил, но цеплялся за каждый шанс. Однако ни один не приносил
исцеления.
Он все больше отдалялся от людей. “Моя жизнь
жалка, — писал Бетховен, — уже два года я избегаю всякого общества”. Кому
приятно разговаривать с глухим, которому в лучшем случае надо кричать на ухо?
Приходилось расстаться и с надеждой завести семью — много ли девушек, желающих
выйти замуж за глухого?
А ведь еще совсем недавно он был элегантным,
общительным, светским щеголем. Столь пленительным в своем кружевном жабо. Он
был талантливым музыкантом. Имел известность как композитор-новатор, чье
творчество вызывало жаркие споры. У него были поклонники и поклонницы. Теперь
приходилось уходить в себя и свое горе. Постепенно превращаться в
человеконенавистника. Сначала мнимого, затем настоящего.
Самым страшным было то, что глухота отрезала путь
к музыке. Казалось, навсегда. “Если бы у меня была другая специальность, то это
бы куда ни шло, — говорит Бетховен в одном из писем. — Но при моей
специальности это состояние ужасно; притом что скажут мои враги, которых не так
уж мало!”
Бетховен всячески старался скрыть свою болезнь.
Он напрягал остатки слуха, старался быть предельно внимательным, учился читать
по губам и лицам собеседников. Но шила в мешке не утаишь. В 1806 году он пишет
самому себе: “Пусть твоя глухота не будет более тайной, даже в искусстве!”.

Стальная воля

Почти все самое значительное
композитор создал с ослабленным слухом и при полной глухоте.
За год до “Гейлигенштадтского завещания” он
написал сонату до диез минор — “Лунную”. Через год — “Крейцерову сонату”. Затем
погрузился в работу над знаменитой “Героической” симфонией. Потом были сонаты
“Аврора” и “Аппассионата”, опера “Фиделио”.
В 1808 году у композитора почти не осталось
надежд на возвращение слуха. Тогда появилось наиболее известное произведение —
5-я симфония. Ее идею Бетховен выразил словами: “Борьба с судьбой”. Средствами
музыки композитор дал представление о своем душевном состоянии в последние
годы. Его вывод: сильный человек может справиться с роком.
К 1814—1816 годам Бетховен оглох настолько, что
полностью перестал воспринимать звуки. С людьми он общался при помощи
“Разговорных тетрадей”. Собеседник писал вопрос или реплику, композитор их
читал и устно отвечал.
Бетховен перенес и этот удар. Он создает пять
значительных фортепианных сонат и пять струнных квартетов. Вершиной является
написанная за два года до смерти “Эпическая” девятая симфония с одой “К
радости”. Начинаясь трагически, симфония завершается светлыми образами.

Диагноз для гения

Существует несколько
объяснений болезни композитора. Одно из них — версия Ромена Роллана и
парижского врача Маража.
По мнению доктора, болезнь началась с левой
стороны и была вызвана повреждением внутреннего уха, откуда исходят различные
ответвления слухового нерва. Мараж пишет: “Если бы у Бетховена был склероз, то
есть если бы он был внутри и снаружи погружен в слуховую ночь начиная с 1801
года, то, возможно, чтобы не сказать — несомненно, он не написал бы ни одного
из своих произведений. Но его глухота, лабиринтного происхождения, представляла
ту особенность, что, отделяя его от мира внешнего, она зато поддерживала его
слуховые центры в состоянии постоянного возбуждения, производя музыкальные
вибрации и шумы”.
Люди с больным лабиринтом нередко слышат
восхитительную музыку. Однако они ее не запоминают и не могут воспроизвести.
Бетховен обладал цепкой памятью, которая позволяла ему эту музыку сохранять в
воображении. К тому же он владел профессиональными навыками для ее
“аранжировки”. Воспроизводить музыку композитор мог на своем фортепиано со
специальным резонатором. Он брал палочку в зубы, вставлял в инструмент и
улавливал колебания.
Мараж приходит к выводу: “При заболевании
нервного слухового аппарата прежде всего страдает восприятие высоких тонов…
Наконец, следует указать на субъективные расстройства слуха в виде жалоб на шум
и восприятие мнимых звуков, характерных для начальной стадии некоторых
заболеваний слухового нерва. Иногда подобные шумы вызываются сосудистыми
заболеваниями, аневризмами, спазмами вблизи слухового нерва”.
Можно предположить, что если бы не было глухоты,
то не было бы и Бетховена. Отгораживая его от внешнего мира, глухота
способствовала концентрации внимания — необходимого для творчества. В
творчестве композитору, по его словам, также помогала добродетель. Ее он
придерживался всю жизнь. А главное — он был убежден, что создан для работы,
которая не по плечу другим.

Источник: https://believe.net.ua/

Источник