Болезнь грязных рук в дет саду

Болезнь грязных рук в дет саду thumbnail

Людмила Клычкова
Занятие «Болезни грязных рук» для старшей подготовительной группы детского сада

Занятие по теме: «Болезни грязных рук» (для старшей подготовительной группы детского сада)

Цели: выяснить, как влияет качество мытья рук на здоровье человека. Понять к чему может привезти несоблюдение правил личной гигиены. Вызвать интерес к проблемам укрепления своего здоровья. Дать практические рекомендации по укреплению здоровья с детства.

Задачи: узнать основные правила личной гигиены кожи, рук и тела. Пропаганда здорового образа жизни. Осознать ценность здоровья и здорового образа жизни. Систематизировать знания и представления о гигиене и здоровом образе жизни. Изучить предметные понятия (микробы, правила уход за кожей).

Словарь: гигиена, здоровье, микробы, толковый словарь Ожегова, ключевая вода, книга «Здоровье», личная гигиена.

Оборудование: костюмы – Доктор Помогайкин, Грязь, Гигиена, Словарь Ожегова, 2 веника, 2 ведра, 2 совка, шарики (мусор, предметы гигиены, пластмассовые наборы овощей и фруктов, 2 корзины, 2 подноса.

Ход занятия.

Доктор Помогайкин:

«Сегодня мы поговорим о здоровье и о личной гигиене. Что это значит?»

Дети:

-«Быть чистым, мыть руки с мылом, чистить зубы, вытираться своим чистым полотенцем, это уход за телом.»

Три ребенка читают стихотворение А. Стельмаха «Аист купается».

1. По воде под ивняком ходит аист босиком,

Потому что эта птица по утрам привыкла мыться.

2. Клювом трогает лозу, на себя трясет росу.

3. И под душем серебристым моет шею чисто-чисто.

И не хнычет по утрам, ой беда, ой холодная вода.

Доктор Пом: «Что рассказал поэт про аиста?»

Дети: «Аист любит мыться каждое утро, принимает душ, моет свое тело и не боится холодной воды».

Двое или трое детей, подготовленные к демонстрации показывают как нужно умываться.Доктор Помогайкин обращает внимание детей на следующее:

1. Если вы моете руки под краном, то сначала нужно открыть холодную воду, затем горячую воду.

2. Умываться лучше раздетыми или в трусиках и майке.

3. Полотенце лучше повесить рядом, а не накладывать себе на шею или плечо, так как оно при умывании промокнет и станет грязным.

Выходит Грязь. Грязь: «Вы про грязь? Я у вас!»

Гигиена: «Ты ко мне не приближайся! И ко мне не прикасайся! Я пришла вас научить как здоровье сохранить. Много грязи вокруг нас. И она, в недобрый час принесет нам вред, болезни. Но я дам совет наследный. С грязью будьте осторожны

Грязь: «Ах-ах-ах! Какое платье! Да ведь не на что смотреть! Я б такое не надела! У меня другое дело! От борща пятно большое. Вот сметана, вот жаркое! Вот мороженое ела. Это в луже посидела. Это клей, а здесь чернила. Согласитесь -очень мило! Я наряд свой обожаю. На другой не поменяю. Я открою вам секрет. Лучше в мире платья нет. Вы не вымыли посуду? Значит, скоро я прибуду. Если пол вы не помыли, меня в гости пригласили.Перестаньте убираться: окна мыть и пылесосить. Ненавижу тряпки, щетки. Я боюсь друзья щекотки. Забираюсь в уголки, там где пыль и пауки. Чистоту я не терплю! Тараканов мух-люблю. Пауки и паучата, где, вы, славные ребята? Изо всех углов ползите, паутины.» наплетите.

Гигиена: «Быстро веники возьмите, пауков всех прогоните!»

Грязь: «Плохи здесь мои дела и друзей тут не нашла.»

Доктор Помогайкин: «Уходи грязь! Спасибо Гигиена!»

Входит Словарь Ожегова: «Дети, а вы знаете значение слова гигиена?»

Гигиена -это раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, направленных на поддержание чистоты здоровья.

Флеш-моб: Давайте все покадем как мы умываемся, моем руки, тело под душем.

1. Сейчас мы посмотрим умеете ли убираться. (Даются два ведра, два веника, шарики (пластик). Кто быстрее соберет мусор).

2. Рассыпалась корзина с овощами и фруктами. (Нужно рассортировать отдельно фрукты и овощи).

3. Кто быстрее из смешанных предметов отберет средства гигиены.

4. Доктор Помогайкин показывает на экране «Как правильно умываться». Дети смотрят и учатся.

5. Подвижные игры -Чистота.

Доктор Помогайкин включает мультик «Мой Додыр- умывальникам начальник».

— Один ребенок читает стихотворение: Здоровье! Его нельзя купить, нельзя занять. Его не подарить на день рожденья. Оно нужнее всякого добра. Оно всех благ земли всегда важнее.

Далее дети читают стихотворение Ю.Тувима:

Дорогие мои дети!Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо.Все равно какой водою: Кипяченой, ключевой, Из реки, иль из колодца, Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем — Перед каждою едою, После сна и перед сном! Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите — не беда! И чернила и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети! Очень,очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще — Я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто. До свиданья! Ваш Тувим.

Гигиена: «Запомнить нужно навсегда! Залог здоровья -чистота!»

Очень важно, ребята, следить за чистотой своих рук. Руками мы берем различные предметы, игрушки, карандаши, книжки. Вы играете в мяч, гладите животных, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах, дверным ручкам. На всех этих предметах есть микробы, бактерии, часто не видимые глазом. А они остаются на коже ваших пальчиков.Если брать немытыми руками: хлеб, конфеты, яблоко, то эта грязь попадает в рот, а далее в наш организм. С грязью передаются различные заболевания от больного к здоровому человеку.

На следующем занятии мы изготовим книжку-памятку «Здоровье», поговорим с вами о вредных привычках, узнаем много интересного и добавим еще одну страничку в нашу книгу «Здоровье».

Источник

Болезни «грязных рук» у детей — тема, актуальная круглый год, но особенно часто наблюдаются вспышки заболеваний из этой группы в летне-осеннее время.

Летом и осенью в садах и огородах созревает столько всякой вкуснятины! Фрукты, овощи, ягоды… Все красивое, ароматное, так и просится в рот. Сложно бороться с желанием взрослых и детей поскорее попробовать этот урожай (прямо с куста или грядки).

Также в этот период года дети часто контактируют с землей. Покопаться в песочнице, забраться в лужу после дождя — лучшее удовольствие для любого малыша.

Возможны также другие источники для развития этих заболеваний. Но все они связаны с нарушениями общепринятых гигиенических норм.

И взрослые летом часто грешат всяческими нарушениями гигиены, например, на пикнике или в путешествии.

Поэтому в летний сезон складываются наиболее благоприятные условия для развития и распространения бактерий, вызывающих те самые болезни «грязных рук».

Почему именно дети являются группой риска для болезней «грязных рук»?

Многие взрослые грешат тем, что могут не помыть руки перед едой, после возвращения с улицы или после контакта с домашним животным. И за этим вполне может ничего не последовать в смысле нарушений здоровья.

А вот для детей такие погрешности редко проходят бесследно и грозят развитием тяжелой кишечной инфекции.

Да, организм взрослого человека лучше защищается от инфекций. А защитные функции детского организма несовершенны. Поэтому маленьких детей лучше оберегать от ситуаций, когда в их организм могут проникнуть в большом количестве болезнетворные организмы.

Хотя, безусловно, мы контактируем с микробами постоянно. На поверхности рук и других поверхностей тела у нас живут миллиарды бактерий, которые способны вызвать тяжелую инфекцию. Поэтому природа не могла оставить человека без защиты от них.

Организм человека имеет несколько барьеров для естественной защиты от попадания микробов в организм. В том числе есть механизмы, препятствующие попаданию в кровь микробов, проникших в организм через пищеварительную систему.

Уже в полости рта болезнетворный микроорганизм, попавший с пищей или в результате контакта с грязными руками, встречает на своем пути первую преграду. Слюна имеет бактерицидные свойства благодаря содержащемуся в ней лизоциму.

Следующей преградой на пути проникшего микроба является кислая среда желудка. Благодаря высокой концентрации соляной кислоты, в желудке взрослого человека рН желудочного сока низкая, среда желудочного содержимого сильнокислая. В связи с этим, у микробов мало шансов преодолеть эту химическую атаку.

Только у детей до определенного возраста эти защитные механизмы несовершенны. Поэтому дети раннего возраста очень сильно подвержены болезням «грязных рук».

У детей до трех лет слюна обладает недостаточным бактерицидным эффектом. Среда желудка у детей слабокислая, поэтому не на все микробы в желудке ребенка обезвреживаются.

В результате сохранившие способность жить и размножаться болезнетворные микробы проникают в нижние отделы пищеварительного тракта и, в конечном счете, вызывают развитие инфекции.

Вместе с тем, недостаточная кислотность в желудке ребенка — это не просто особенность детского организма, а необходимость. Низкая концентрация соляной кислоты и пепсинов в желудке у грудничков способствуют сохранению иммуноглобулинов, поступающих с молоком матери.

В тонком кишечнике бактерий ожидает еще одно испытание на прочность – желчь. Она высвобождается через проток желчевыводящих путей в двенадцатиперстную кишку. Желчь обладает противомикробным действием.

Вот только  у деток образование желчи идет медленнее, чем у взрослых. В связи с этим сама желчь менее концентрированная и ее бактерицидное действие неполноценное.

В кишечнике и защитная слизь на стенках его, и полезная микрофлора защищает нас от бактерий и вирусов. У деток же и слизи на стенках пищеварительной системы меньше, и кишечная микрофлора еще недостаточно сформирована.

К анатомо-физиологическим особенностям пищеварительной системы детей присоединяются еще и такие провоцирующие факторы, как желание детей все попробовать «на зуб». Играют роль также и недостаточно сформированные гигиенические навыки.

Вот поэтому дети так подвержены болезням «грязных рук».

Что можно отнести к болезням грязных рук?

К болезням «грязных рук» можно отнести:

  1. Острые кишечные инфекции (вирусные и бактериальные): дизентерия, сальмонеллез, холера, брюшной тиф, ротавирусная инфекция.
  2. Гепатит А.
  3. Стоматит.
  4. Глистные инвазии.
  5. Лямблиоз.

Далее подробно рассмотрим наиболее распространенные инфекции для наших географических широт.

Острые кишечные инфекции

Это довольно большая группа инфекций, которые характеризуются преимущественно фекально-оральным механизмом передачи возбудителя от больного к здоровому человеку.

Реализоваться этот механизм может водным, пищевым или контактным путем. Другими словами, ребенок может заболеть через контакт с больным, а также после посещение общественных мест или туалета.

Не вымыв руки с мылом, ребенок в дальнейшем заражается при употреблении пищи грязными руками, через воду, а также контактно-бытовыми способами.

Клиническая картина кишечных инфекций будет зависеть от типа возбудителя (вируса или бактерии).

Дизентерия характеризуется выраженной интоксикацией ребенка (общая слабость, вялость, бледность кожи), повышением температуры свыше 38°С. У малышей наблюдается тошнота, частая рвота и понос.

Широкое разнообразие, неспецифичность симптомов дизентерии затрудняет ее раннюю диагностику. Диагноз подтверждается бактериологическим анализом кала ребенка.

Ротавирусную инфекцию в народе принято называть «кишечным гриппом». Для нее, как и для обычного гриппа, характерны подъем температуры, краснота и першение в горле, насморк, ломота в теле, иногда присоединяется конъюнктивит.

В отличие от обычного гриппа, при ротавирусной инфекции ребенка также беспокоит выраженная боль в животе, частый жидкий стул и рвота.

Главная опасность этой инфекции заключается в быстром обезвоживании детского организма. Поэтому, если потери жидкость у ребенка со стулом, рвотой и высокой температурой не удается восполнить (мало пьет или имеет место неукротимая рвота), то нужно незамедлительно обращаться в больницу.

Малыш в этом случае нуждается во внутривенном введении глюкозо-солевых растворов.

Холера – острая кишечная инфекция, распространяющаяся, как правило, в форме эпидемий в неблагополучных регионах развивающихся странах (например, Африки, Латинской Америки). Но и у нас эта напасть встречается.

Характеризуется холера водянистым жидким стулом, рвотой, быстрой потерей организмом жидкости и электролитов. В результате у детей быстро развивается обезвоживание, вплоть до гиповолемического шока и смерти.

Брюшной тиф – это тяжелое инфекционное заболевание, которое поражает практически все системы организма (дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную и нервную).

К счастью, данное заболевание встречается не часто. Наблюдается четкая летне-осенняя сезонность этой инфекции.

Характерно ступенчатое повышение температуры в первые 5-7 дней. Иногда повышение температуры длится до 2-3 недель. Язык плотно обложен белым налетом, а по его краям остаются красные участки, где остаются следы от зубов.

На 5-9 день появляется характерная разеолезная сыпь на теле, наблюдаются явления бронхита, увеличение печени и селезенки. При этом наблюдается общая заторможенность ребенка и спутанность сознания.

Заболевание очень тяжелое, но в современных условиях излечимое. Если, конечно, вовремя обратиться к врачу.

Хорошо, что иммунитет после этого заболевания пожизненный. То есть, второй раз после перенесенного брюшного тифа им уже не заболеешь.

Сальмонеллез характеризуется сильной интоксикацией ребенка, частым поносом с кровянистыми вкраплениями, повышением температуры выше 39°С, рвотой. Даже возможна потеря сознания. Развивается резкое обезвоживание организма.

Ребенок может заразиться сальмонеллезом от больного человека или после контакта с зараженными продуктами.

Возбудители заболевания — бактерии сальмонеллы. Они могут встречаться чаще всего в яйцах, молочных и мясных продуктах, которые недостаточно термически обработаны или употребляются в сыром виде. Особенно опасны яйца, например, в кремах на пирожных и тортах, а также плохо проваренные или прожаренные продукты из курятины.

Гепатит A

Это заболевание имеет много названий: болезнь Боткина, гепатит A. В простонародье известно как «желтуха». Это самая распространенная форма вирусного гепатита. Она наиболее благоприятна по исходу (не имеет хронической формы).

Восприимчивость к вирусу гепатита А всеобщая. Причем, дети болеют болезнью Боткина в три раза чаще, чем взрослые.

Инкубационный период, то есть время от момента встречи с возбудителем до начала проявления симптоматики, длится 7-50 дней (чаще15-30 дней).

Преобладает водный путь передачи этой инфекции. Также инфекция часто передается через грязные руки и недостаточно обработанные продукты.

К симптомом гепатита А относятся слабость, рвота, тошнота, пожелтение кожи и склер, обесцвечивание кала и потемнение мочи (цвета пива). Существует и безжелтушная форма гепатита А, когда симптомы выражены слабо и нет желтухи.

Ребенок с любой формой гепатита А должен быть госпитализирован. Выздоровление наступает через 4-6 недель.

Иммунитет после заболевания формируется стойкий и пожизненный. Профилактика гепатита А заключается в соблюдении гигиенических правил и вакцинации.

Стоматит

Эта болезнь «грязных рук» характерна для детей раннего возраста и является своего рода индикатором состояния иммунной системы ребенка.

Другими словами, болеют данной болезнью дети со сниженным иммунным ответом. Поэтому стоматит может развиваться у ребенка, уже болеющего каким-либо заболеванием, например, простудным.

Первыми проявлениями стоматита являются небольшие покраснения на слизистой оболочке рта или языка. Затем на этом месте образуется неглубокая язвочка.

Язвочки имеют ровные края, окруженные красноватым ореолом. Вся остальная слизистая имеет здоровый вид. В центре язвы имеется тонкая, неплотная пленка серовато-белого цвета.

При стоматите ребенка беспокоит высокая температура. Дети часто отказываются от еды, вынуждены меньше двигать языком и губами, у них течет слюна изо рта. Ведь язвочки при стоматите очень болезненные.

Глистные инвазии (гельминтозы)

Глисты иначе называются гельминтами. Их много видов. Рассмотрим несколько основных заболеваний, вызываемых глистами.

Энтеробиоз. Название «энтеробиоз» — страшное и непонятное многим. Но все просто. Это заболевание, когда в организме ребенка поселяются мелкие паразиты из группы круглых червей — детские острицы.

В связи с анатомическими особенностями и с особенностями образа жизни глистные инвазии у детей встречаются чаще, чем у взрослых.

Энтеробиоз является самой распространенной глистной инвазии среди детей младшего школьного возраста. Практически каждый ребенок переболел хоть раз в жизни энтеробиозом.

Острицы ведут преимущественно ночной образ жизни. Самка острицы ночью выходит из прямой кишки наружу и откладывает яйца вокруг анального отверстия.

Приклеиваются яйца к коже веществом, которое вызывает сильный зуд у ребенка. Ребенок чешет зудящие места. Яйца гельминта попадают под ногти, а затем с грязными руками попадают снова в пищеварительный тракт. И цикл снова повторяется.

Аскаридоз. Если детские острицы — мелкие белые червячки длиной около 0,5 см, то аскариды — это похожие на них по циклу развития круглые черви длиной 7-10 см.

Яйца этого гельминта попадают к нам в организм с немытыми овощами и фруктами, с пищей, через грязные руки.

Для того, чтобы понимать возможные клинические признаки данной патологии и где нас подстерегает опасность «подцепить» этого гельминта, я расскажу цикл развития аскариды.

В организм с немытыми овощами попадают яйца аскарид. Из яйца выходит личинка, которой для дальнейшего развития нужен кислород.

Но в кишечнике, где вылупилась личинка, кислорода нет. Поэтому личинка через кишечник выходит в кровь и по кровеносным сосудам перемещается в легкие. Там она растет.

Но взрослая аскарида живет в кишечнике. Поэтому личинка на последней стадии перед превращением во взрослого червя должна опять вернуться в кишечник.

Она начинает «карабкаться» по бронхам и трахее к выходу в ротовую полость. Раздражая при этом реснички мерцательного эпителия бронхов и трахеи, вызывает кашель, особенно мучающий ребенка по ночам.

В конце концов с мокротой личинка выходит в ротовую полость и заглатывается оттуда опять в пищеварительный тракт.

В кишечнике в дальнейшем образуется половозрелая особь, которая опять отложит яйца. Затем они вместе с калом попадут в почву. Оттуда они попадут на продукты питания и цикл опять повторится.

Для развития яйца аскариды должны обязательно попасть в почву и дозреть там 15-18 дней. Поэтому заразиться от человека, у которого имеются свежие яйца аскариды на теле, невозможно.

Кстати, у меня на приеме это часто задаваемый вопрос родителей, столкнувшихся с аскаридозом у знакомого ребенка, которого недавно посещал их малыш.

Это, конечно, не значит, что о правилах гигиены можно забыть. У человека на одежде может быть уже зрелое яйцо из грунта, которое и представляет опасность.

Еще пару слов о домашних животных, которые являются «переносчиками» яиц аскарид. Кошки и собаки могут яйца аскарид переносить на своей шерсти. Следите, чтобы дети после контакта с животными обязательно мыли руки.

Что на счет клинических проявлений, то в момент внедрения в стенку кишечника и выхода в кровь личинки ребенка будут беспокоить головная боль, слабость, снижение аппетита. При попадании личинок в легкие ребенок начинает кашлять с мокротой.

Половозрелые особи аскарид, находящиеся в кишечнике, могут вызвать боли в околопупочной области, неустойчивый стул (то запор, то понос). Ребенок может терять вес, появляются симптомы «хронической усталости». Скрежет зубами во сне — возможный, но недостаточно достоверный признак глистной инвазии у ребенка.

В анализе крови при аскаридозе наблюдается увеличение эозинофилов (эозинофилия). При рентгенографии легких в стадию миграции личинок в легкие отмечаются участки инфильтрации легочной ткани.

Циклы развития аскариды и острицы похожи. Их личинки некоторое время живут в легких. Среди симптомов присутствует кашель, который не проходит при лечении простуды.

Но есть и отличия. У яиц остриц периода дозревания в земле нет, заражение происходит при контакте с больным. Инфицируются и взрослые, и дети, поэтому лечить глисты нужно сразу всей семье.

Делать это лучше периодически 2 раза в год, даже если заметных симптомов глистов вы не замечаете, особенно если ребенок посещает детский коллектив.

А если есть вышеописанные проблемы с кашлем или другими признаками глистов, или же ребенок во время игры или во сне стал подозрительно часто почесывать попку, то нужна внеплановая обработка против глистов.

Лямблиоз

Это не глистная, а протозойная инвазии, то есть вызванная простейшими одноклеточными организмами – лямблиями. Заражение лямблиями детей чаще всего происходит через грязные руки, предметы быта, игрушки.

Ведущая роль как источника возбудителя болезни принадлежит человеку. С калом выделяются зрелые цисты лямблий. Также источником инфекции могут быть домашние животные (крысы, кролики, собаки, кошки).

Это заболевание протекает преимущественно с поражением тонкой кишки, а иногда и с аллергическими и неврологическими симптомами. Диагноз подтверждается с помощью иммунологического анализа венозной крови.

Профилактика болезней «грязных рук»

Профилактика этих заболеваний включает простые и доступные всем правила.

  1. Тщательно мыть руки перед едой и после каждого посещения общественных мест, контакта с животными.
  2. Правильно мыть фрукты, ягоды, овощи и зелень.
  3. Пить только очищенную воду (не пить воду из-под крана).
  4. Не пить и не есть из одной посуды с другими людьми.
  5. Не носить чужую одежду и не пользоваться чужими средствами личной гигиены.
  6. Коротко стричь ногти детям, отучать их грызть различные предметы.
  7. Ежедневно или раз в два дня проводить влажную уборку в доме.
  8. Гладить детские вещи после стирки.
  9. Периодически мыть с мылом индивидуальные средства гигиены.
  10. Необходимо разделить хранение домашних и уличных вещей, обуви.
  11. Заботьтесь о здоровье и гигиене ваших питомцев.

Организация Объединенных Наций и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)  назвали 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты ООН не раз утверждали, что банальная привычка мыть руки может спасать тысячи детских жизней ежедневно.

Очевидно, что болезни «грязных рук» – это заболевания, которые можно предупредить. И самым простым и доступным из многих способов предотвращения этих болезней является мытье рук перед едой.

Заботясь о чистоте ваших рук, вы заботитесь о вашем здоровье!

Про болезни «грязных рук» у детей, вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Источник