Болезнь и исцеление ильи муромца жанр

Болезнь и исцеление ильи муромца жанр thumbnail

Русская народная сказка «Исцеление Ильи Муромца»

Жанр: былина

Главные герои сказки «Исцеление Ильи Муромца» и их характеристика

  1. Илья Муромец. Больной, слабый на ноги. Стал богатырем, силы немереной.
  2. Калики. Странники, волшебники.
  3. Родители Ильи. Добрые, трудолюбивые.

План пересказа сказки «Исцеление Ильи Муромца»

  1. Тридцать лет болезни
  2. Один дома
  3. Калики перехожие
  4. Илья отворяет ворота
  5. Илья пьет медвяной напиток
  6. Илья чует в себе силу богатырскую
  7. С кем нельзя биться Илье
  8. Как выбрать коня
  9. Илья корчует пни
  10. Илья выхаживает жеребенка
  11. В добрый путь.

Кратчайшее содержание сказки «Исцеление Ильи Муромца» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Тридцать лет болел Илья Муромец, на ноги не вставал.
  2. Пришли к дому калики перехожие, стали просить ворота отворить.
  3. Отворил ворота Илья, выпил напиток предложенный, богатырем стал.
  4. Рассказали калики с кем он не должен биться и как коня получить.
  5. Помог Илья пни выкорчевать, купил жеребенка, коня выходил.
  6. Взял родительское благословение и на подвиги отправился.

Главная мысль сказки «Исцеление Ильи Муромца»
Любую болезнь можно одолеть силой веры.

Чему учит сказка «Исцеление Ильи Муромца»
Былина учит никогда не терять надежду, не терять веру в свои силы. Учит слушать старших и опытных. Учит верить в чудеса. Учит помогать родителям, быть послушным сыном. Учит жить ради других людей, ради своей земли.

Отзыв на сказку «Исцеление Ильи Муромца»
Это очень интересная былина, в которой говорится о том, как Илья Муромец стал богатырем. Оказалось, что для этого ему потребовалось лишь поверить в свои силы, хотя и без чудес не обошлось.

Пословицы к сказке «Исцеление Ильи Муромца»
С верой нигде не пропадешь.
Божья роса божью землю кропит.
Бог дал живот, бог даст и здоровье.
Желание вылечиться помогает лечению.
Славна богатырями земля русская.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Исцеление Ильи Муромца»
В селе Карачарово, что возле славного города Мурома, жил Илья Муромец. Тридцать лет он сидел сиднем, не мог встать на ноги.
Родители Ильи уходили в поле, а он оставался один.
Однажды к дому Ильи подошли два странника, калики перехожие, и стали просить Илью Муромца отворить им ворота. Отвечал Илья странникам, что не может встать на ноги, но калики настаивали.
Рассердился Илья, встал на ноги, отворил ворота, впустил калик в дом. А калики поклонились, перекрестились и протянули Илье чашку напитка медового.
Выпил Илья чашку, почувствовал в себе силу великую. А калики и говорят Илье, чтобы был он богатырем, чтобы бился со всяким богатырем, но только не Святогором, которого земля через силу носит, не с Самсоном, у которого сила в волосах ангельских, не с Микулой, которого земля любит, и не с Вольгой, который хитростью берет.
И сказали калики, чтобы купил Илья жеребенка, поставил на три месяца в конюшню, а потом три раза ночью вывел в поле и дал три раза в росе покататься.
А когда станет конь через тын высокий перепрыгивать, тогда на него и садиться можно будет.
Ушли калики, а Илья отправился в поле, к родителям. Родители его спали в это время от трудов праведных. Очистил поле Илья от пней дубовых, пни все в реку покидал.
Проснулись родители, удивляются, кто всю работу переделал. Домой вернулись, а там Илья по двору ходит, про калик рассказывает.
Пошел Илья в чистое поле, купил у мужичка жеребенка захудалого, поставил в конюшню, пшеном белояровым кормил. Потом дал коню в утренней росе искупаться, стал Бурушка через тын перепрыгивать.
Оседлал Илья Бурушку, испросил родительского благословения, и поехал в чистое поле.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Исцеление Ильи Муромца»

Источник

Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады-радёхоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздёрнули столы и завели угощенье – почестей пир. Назвали сына Ильёй. Илья, сын Иванович.

Растёт Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядит, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошёл. Время быстро идёт, как река течёт. Тридцать лет да ещё три года недвижимый Илья в избе просидел.

В весеннюю пору ушли спозаранку родители пал палить, пенья-коренья корчевать, землю под новую пашню готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.

Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика – калики перехожиестоят, клюками в стену постукивают:

– Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, а люди сказывали, есть у вас в погребе брага пенная, холодная. Принеси-ка, Илеюшка, той браги нам, жажду утолить да и сам на здоровье испей!

Читайте также:  С какими болезнями не берут в белорусскую армию

– Есть у нас брага в погребе, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года, – отвечает Илья.

– А ты встань, Илья, не раздумывай, – калики говорят.

Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул… А потом схватил ендову полуведёрную и скорым-скоро нацелил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»

Пригубили калики перехожие из той ендовы и говорят:

– А теперь, Илеюшка, сам испей!

Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нём наливается.

– Пей, молодец, ещё, – говорят ему странники. Приложился к ендове Илья другой раз. Спрашивают калики перехожие:

– Чуешь ли, Илья, перемену в себе?

– Чую я в себе силу несусветную, – отвечает Илья. – Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!

Глянули калики друг на друга и промолвили:

– Испей, Илеюшка, третий раз!

Выпил Илья браги третий глоток. Спрашивают странники:

– Чуешь ли какую перемену в себе?

– Чую, силушки у меня стало вполовинушку! – отвечал Илья Иванович.

– Коли не убавилось бы у тебя силы, – говорят странники, – не смогла бы тебя носить мать сыра земля, как не может она носить Святогора-богатыря. А и той силы, что есть, достанет с тебя. Станешь ты самым могучим богатырём на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького неражего жеребёночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.

Попрощались с Ильёй калики перехожие и скрылись из глаз, будто их и не было.

А Илья поспешает родителей порадовать. По рассказам знал, где работают. Старики пал спалили да и притомилися, легли отдохнуть. Сын будить, тревожить отца с матерью не стал. Все пенья-коренья сам повыворотил да в сторону перетаскал, землю разрыхлил, хоть сейчас паши да сей.

Пробудились Иван с Ефросиньей и глазам не верят: «В одночасье наш нал от кореньев, от пеньев очистился, стал гладкий, ровный, хоть яйцо кати. А нам бы той работы на неделю стало!» И пуще того удивились, когда сына Илью увидели: стоит перед ними добрый молодец, улыбается. Статный, дородный, светлорадостный. Смеются и плачут мать с отцом.

– Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Илеюшка! Теперь есть кому нашу старость призреть!

Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:

– Благословите, батюшка с матушкой, меня богатырскую службу нести! Поеду я в стольный Киев-град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять.

Услышали старики такую речь, опечалились, пригорюнились. А потом сказал Иван Тимофеевич:

– Не судьба, видно, нам глядеть на тебя да радоваться, коли выбрал ты себе долю воина, а не крестьянскую. Не легко нам расставаться с тобой, да делать нечего. На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даём тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!

На другое утро раным-рано купил Илья жеребёнка, недолетка косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжёлую работу по хозяйству переделал.

А неражий косматый жеребёночек той порой вырос, стал могучим богатырским конём.

Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

Источник

ТЕМА: Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом

ТИП УРОКА: освоение новых знаний

ЦЕЛЬ:

  • формирование представления о жанре былины, её сравнение со сказкой;

  • создание целостного литературно-художественного образа былинного героя;

  • развитие мышления (анализ, сопоставление, синтез), речи (обогащение словарного запаса);

  • воспитание нравственных качеств личности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:

  1. — определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  2. — выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля;

  3. — оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД:

  1. — ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного;

  2. — добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД:

  1. — слушать и понимать речь других;

  2. — оформлять свои мысли в устной форме;

  3. — уметь сотрудничать (работать в паре).

Личностные УУД:

  1. — интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

  2. — самооценкана основе критерия успешности учебной деятельности.

Читайте также:  Болезнь токсоплазмоз у человека и лечение

Предметные результаты:

  1. – иметь представление о жанре былины, её сходствах и отличиях со сказкой.

  2. – уметь находить в тексте былины реальные исторические факты.

  3. – объяснять значения слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

ХОД УРОКА

Этап урока

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

Проверка готовности

Здравствуйте ребята.

Меня зовут Полина Васильевна и сегодня урок чтения проведу у вас я. Присаживайтесь.

Проверьте свою готовность к уроку.

У кого всё готово, покажите правильной осанкой.

Приветствуют гостей.

Садятся.

Проверяют готовность.

Демонстрируют правильную посадку за партой.

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

МОТИВАЦИЯ

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прочитайте про себя высказывание на

СЛАЙДЕ 2:

Если всё читать, не обдумывая затем прочитанного, то оно не пускает корней и по большей части гибнет.

А.Шопенгауэр

Как вы понимаете это изречение?

быть внимательными читателями, обдумывать прочитанное и делиться своими мыслями

Дайте себе целевую установку – прочтите слова

со СЛАЙДА 3 убедительно:

Думать, размышлять, искать,
На вопросы
отвечать,

Выразительно читать.

Постарайтесь выполнить это обещание.

Читают.

Высказывают свои точки зрения.

Читают хором.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Разгадывание кроссворда

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Сообщение темы и задач урока

В начале урока проверим, как вы помните изученный материал. Разгадаем кроссворд. СЛАЙД 4

  1. Песня, которую поют малышу перед сном.

  2. Вымышленная история, которой никогда не было.

  3. Краткое изречение, народная мудрость.

  4. Нравоучительный рассказ из Библии.

  5. Жанр, объединяющий стихи и музыку.

  6. Она – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Какое ключевое слово получилось?

Что такое былина?

жанр устного народного творчества.

Былина – особый вид древних русских народных песен исторического содержания.

СЛАЙД 5

Почему былины называют песнями?

Былины назывались эпическими песнями потому, что рассказывались о героях и великих поступках. Эпос — повествование о прошлом, описывающее представления людей о мире и других людях, которые чем-то выделялись. Чаще всего героями эпических былин были цари и богатырь. Песни — любые литературные произведения, исполняющиеся под музыку. Раньше былины рассказывали под аккомпанемент гуслей или дудок, для более яркого и эмоционального восприятия происходящего.

Кто является героями былин?

Герои былинного эпоса разнообразны по характеру, однако их мощь всегда обращена на борьбу со злом.

Какие имена богатырей вам известны?

Русские богатыри: Алёша Попович • Василий Буслаев • Горден Блудович • Вольга Святославич • Гаврила Алексич • Данило Игнатьевич • Добрыня Никитич • Дунай Иванович • Дюк Степанович • Евпатий Коловрат • Иван Гостиный сын • Иван Данилович • Илья Муромец • Калечище • Колыван • Микула Селянинович • Михайло Данилович • Михайло Казарянин • Михайло Потык • Никита Кожемяка • Полкан • Ратмир • Садко • Святогор • Соловей Будимирович • Ставр Годинович • Сухман Одихмантьевич • Чурило Пленкович

Где вам доводилось видеть их изображение? СЛАЙД 6

Где на этой картине Илья Муромец?

Попробуйте описать его по картине.

Назовите основные качества богатыря.

СЛАЙД 7 Интересный факт

В краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки»

Как вы считаете, возможно такое, или это вымысел – сказка? Откуда у Ильи была такая сила?

На эти вопросы нам сегодня предстоит ответить.

Разгадывают кроссворд:

Колыбельная

Небылица

Пословица

Притча

Песня

Сказка

Отвечают на вопросы

Рассматривают репродукцию картины

Описывают персонажа.

Здоровье, сила, мужество.

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные УУД

принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя;

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Подготовка к восприятию

( рассказ учителя о герое)

Первичное чтение текста учителем и сильными учащимися

Проверка первичного восприятия

Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нём живёт и сегодня.

СЛАЙД 8 Памятник Илье Муромцу

Современники знают о богатыре благодаря былинам, полотнам художников, мультипликационным фильмам.

Прочитайте название былины, которую мы сейчас будем читать. Исцеление Ильи Муромца

Как понимаете слово исцеление? СЛАЙД 9

  • избавление от болезни,

  • возвращение к жизни

СЛАЙД 10

Какие чувства вы испытали, когда читали и слушали текст?

Кому сочувствовали?

Читайте также:  Увольнение по сокращению или по болезни

Чему удивились?

Что вас обрадовало?

Можно ли сказать, что былина похожа на сказку?

Былина это рассказ придуманный людьми на основе правдивых событий. То есть это значит, что люди увидели какой то случай а потом использовали его в своей истории немного приукрасив. И в былине нет волшебства. А сказка это чисто выдуманная русским народом история с волшебством. Былина похожа на сказку тем что в былине и в сказке есть правдивось чуточка поравды и былина и сказка иногда бывают поучительными.

Слушают учителя, рассматривают изображение на слайде

Высказывают предположения

Сочувствие, удивление, радость.

Больному Илье, его родителям.

Чудесному исцелению

Илья выздоровел, стал богатырём, обрёл верных друзей

Высказывают предположения.

Регулятивные УУД

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы по иллюстрациям.

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

ФИЗМИНУТКА

Выполняют движения, названные в тексте физминутки.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Выявление жанровых особенностей произведения

Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением и анализом языка произведения

Словарная работа

Работа в паре

Выявление

воспитательной

ценности произведения

Давайте ещё раз обратимся к тексту былины. СЛАЙД 11

Что лежит в основе любой былины?

В былине лежит реальность, она в стихотворной форме, их раньше на пирах под гусли пели. Богатырская сказка, выдуманная история о богатырях и их подвигах.

Давайте найдём в тексте реальные факты: место и время действия, исторические личности.

Сделайте вывод, какое главное отличие былины от сказки?

Теперь попробуем выявить сходства этих жанров.

-Сколько лет Илья просидел в избе и почему?

-Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?

-Кто и как исцелил Илью?

Проходили мимо его избы Калики Перехожие. Попросили его дать им воды напиться. Он им сказал что не может ходить, но они его просили, и он кое как дополз до бадьи. Потом налил в ковш воды, дал им напиться а остатки они велели ему допивать. Потом ещё раз так сделал, и ещё. После чего он поправился, окреп, набрал немерянную силу и победил всех врагов

-Кто такие калики перехожие? Где это узнаем?

это нищий, который ходил по домам и просил милостыню «Христа ради»

СЛАЙД 12

Какие ещё устаревшие слова встретились в тексте былины?

-Что калики посоветовали и предсказали Илье? Зачитайте.

-Какие постоянные эпитеты встретились в этом отрывке текста? Поработайте в паре: найдите другие эпитеты, выпишите их на лист бумаги.

-Кого поспешил обрадовать Илья своим исцелением?

Родителей

-Что посоветовали родители любимому сыну? Зачитайте.

Сразу ли Илья отправился на службу? Почему?

Как принял богатыря-великана князь Владимир?

Как относились к нему богатыри-товарищи? Зачитайте.

Как вы считаете, что позволило Илье исцелиться и стать старшим над всеми русскими богатырями?

Чему учит эта былина?

Былина «Исцеление Ильи Муромца» учит быть самостоятельным, брать на себя ответственность за свою жизнь, за жизнь младших и старших. Родители Ильи Муромца получили сына, который стал их опорой и защитой на старости лет.

СЛАЙД 13

Подумайте, почему так говорят?

Былины передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Муром во времена Киевской Руси и правления князя Владимира

Былины основаны на реальных фактах прошлых лет

30 лет ходить не мог

Сомнительно, так как богатырским называют крепкое здоровье

Находят значение слова в словаре.

изба, горница, погреб, латы, палица, дружина

нож булатный, конь богатырский

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Коммуникативные УУД

Умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

— уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Выразительно читать и пересказывать текст.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа по составлению плана произведения

СЛАЙД 14

Пользуясь иллюстрациями на слайде, составьте план былины: предложите названия для каждой части произведения.

Рассматривают иллюстрации, составляют план:

Болезнь.

Исцеление.

Служба.

Регулятивные УУД

Работать с иллюстрациями к произведениям.

ИНФОРМАЦИЯ

О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Домашнее задание: творческая тетрадь стр. 16-17.

Записывают задание в дневник.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Блиц-опрос

Анализ работы и выставление отметок

СЛАЙД 16 Подумайте и завершите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а), что…

Мне было интересно…

Для себя я сделал(а) вывод:…

У меня получилось…

– В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за активную работу на уроке.

Отличные отметки сегодня заслужили…

Хорошо работали…

Читают и дополняют предложения.

Выставляют отметки.

Личностные УУД

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Источник