Болезнь и расстройство в клинической психологии

Болезнь и расстройство в клинической психологии thumbnail

ПАТОЛОГИЯ, БОЛЕЗНЬ, РАССТРОЙСТВО

ПАТОЛОГИЯ, БОЛЕЗНЬ, РАССТРОЙСТВО

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И БОЛЕЗНЬ n n В рамках нозологического (учения о болезнях) подхода принято

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И БОЛЕЗНЬ n n В рамках нозологического (учения о болезнях) подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь. Типичными признаками здоровья считаются: структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Понятие «патология» n n n Патология (греч. изучение страдания, боли, болезни) — отклонение от

Понятие «патология» n n n Патология (греч. изучение страдания, боли, болезни) — отклонение от нормального состояния организма или процесса его развития. Патология исследует в организме процессы отклонения от нормы. В медицине слово Патология относится к исследованию структурных и функциональных изменений в клетках, тканях и органах при заболеваниях— часто синоним заболевания. Употребление слова «патология» предполагает обязательное наличие у отклоняющегося от нормы человека страдания, плохого самочувствия.

Расстройство n n Многие ученые в области психиатрии и клинической психологии предлагают взамен использование

Расстройство n n Многие ученые в области психиатрии и клинической психологии предлагают взамен использование термина «расстройство», ограничив применение слова «патология» только биологическим уровнем нарушений. При этом расстройство означает нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния. Употребление термина «расстройство» не предполагает обязательного наличия для того или иного отклонения от нормы однозначных причинно-следственных связей его возникновения. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов биологического, психологического и социального уровня, причем в каждом конкретном случае тот или иной фактор может оказаться ведущим в начале, развитии или исходе нарушения. Поэтому использование в клинической психологии (частично и в психиатрии) слова «расстройство» сегодня является наиболее предпочтительным.

Базовые критерии расстройства 1) Отдельные аномальные типы реакций, превышающие статистически выявленную частоту их возникновения

Базовые критерии расстройства 1) Отдельные аномальные типы реакций, превышающие статистически выявленную частоту их возникновения у большинства людей в определенной ситуации. 2) Состояния, мешающие человеку адекватно реализовывать поставленные им перед собой цели и поэтому наносящие ему ущерб (так называемые «дисфункциональные состояния»). 3) Наличие поведения, от которого страдает и получает физический ущерб сам индивид или приносящее страдание и физический ущерб окружающим его людям.

Понятие болезнь Болезнь (от лат. morbus) - это возникающие в ответ на действие патогенных

Понятие болезнь Болезнь (от лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушение нормальной (оптимальной) жизнедеятельности, работоспособности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов. n Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: — полное выздоровление, — выздоровление с наличием остаточных явлений, — инвалидизация (получение дефекта), — летальный исход. n

История понятия болезнь n n n Со времен Гиппократа врачи пытались определить, что же

История понятия болезнь n n n Со времен Гиппократа врачи пытались определить, что же такое болезнь. Точки зрения на этот вопрос отличались большим разнообразием: Римский врач Гален определил болезнь как некое отклонение от нормы. Для Дитриха Кизера: болезнь есть «отклонение жизни от нормальной, то есть необходимой для жизни жизненной формы, в результате чего. . . негатив (жизни) начинает подавляюще преобладать над позитивом» . В определении Виктора Вейцзеккера центральное место в понятии болезнь занимает субъективный взгляд больного: «Сущность болезни есть некая необходимость и выражается как просьба о помощи» . Беккер (1982): «Болезнь есть всякое нарушение нормального состояния или нормальной деятельности тела, которое может быть вылечено, то есть устранено или смягчено» .

Социальный аспект болезни Кроме телесно-биологического аспектов ( «патология» ) психологического ( «плохое самочувствие» )

Социальный аспект болезни Кроме телесно-биологического аспектов ( «патология» ) психологического ( «плохое самочувствие» ) существует еще социальный аспект болезни: изменившееся поведение больного ( «больное поведение» ) становится очевидным для окружающих и тем самым оно превращается в социальное явление. n Насколько эти изменения кажутся со стороны действительно следствием «не могу» , а не «не хочу» — настолько данный индивид рассматривается как больной, соответственно так с ним и обращаются: — Ему выказывают сострадание и предоставляют помощь, он почти полностью освобождается от своих обычных задач, а также от обязательного соблюдения правил социального поведения. — Но при этом он имеет и новые обязанности: он должен беречь себя, стараться выздороветь, а с этой целью посещать врача и выполнять все его указания. n

Понятие «больной» Больной - индивид поражённый каким-либо заболеванием и имеющий расстроенное здоровье. n Понятие

Понятие «больной» Больной — индивид поражённый каким-либо заболеванием и имеющий расстроенное здоровье. n Понятие «больной» заключает в себе три составляющих: 1. Какое-то измененное (биологическое) состояние индивида, его тела или части тела. 2. Переживание по поводу какой-то ущербности и недомогания. 3. Приписанная роль поведения, связанная с особыми требованиями и привилегиями. n

Модель (концепция) болезни n В медицине основной моделью является общая концепция болезни см. рисунок.

Модель (концепция) болезни n В медицине основной моделью является общая концепция болезни см. рисунок.

Болезнь и расстройство в клинической психологии

Этиология (греч. αἰτία — причина и λόγος — думать, полагать, считать) — раздел медицины,

Этиология (греч. αἰτία — причина и λόγος — думать, полагать, считать) — раздел медицины, изучающий причины условия возникновения болезней. n Этиологический фактор — причина, без которой болезнь никогда не разовьётся. n Факторы риска — факторы, сопутствующие развитию болезни. n Выделяют следующие причины болезней: — Механические (закрытые и открытые травмы, сотрясения…) — Физические (высокая или низкая температура, электрический ток…). — Химические (промышленные и прочие токсические вещества…). — Биологические (действие микробов, вирусов, их токсинов…). — Психогенные. — Генетические (наследственные). n По динамике развития болезни факторы подразделяют на: предиспозиционные (предрасполагающие) , запускающие, поддерживающие и хронифицирующие. n

ПАТОГЕНЕЗ n n n Патогенез (греч. παθος — страдание, болезнь и γενεσις — происхождение,

ПАТОГЕНЕЗ n n n Патогенез (греч. παθος — страдание, болезнь и γενεσις — происхождение, возникновение) — совокупность процессов, определяющих возникновение, развитие, течение и исход болезней и отдельных её проявлений на различных уровнях организма — от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах, в т. ч и психике. Термином «патогенез» обозначают также учение о механизмах развития болезней и патологических процессов. В этом учении различают общий и частный патогенез. Основная цель патогенеза — ответить применительно к болезни на вопрос «Как? Каким образом? «.

ПАТОГЕНЕЗ n n В основе патогенеза лежат глубоко автоматизированные «цепные» механизмы, действующие по принципу

ПАТОГЕНЕЗ n n В основе патогенеза лежат глубоко автоматизированные «цепные» механизмы, действующие по принципу саморазвития, самодвижения, как и все физиологические и психофизиологические механизмы. «Цепной характер процессов» — это фундаментальный принцип патогенеза. Патогенез включает, собственно, два момента — генез, т. е. возникновение патологического явления, и кинез (патокинез), т. е. развитие возникшего явления в направлении того или иного (общепатологического) стереотипа. Динамическое, по типу цепной реакции, развертывание физиологических, морфологических, биохимических психологических реакций, отражающее функциональное состояние организма к моменту заболевания, связано с ближайшим и отдаленным анамнезом человека, с его онтогенезом.

Симптом n n Симтом (от греч. - случай, совпадение, признак) — один отдельный признак,

Симптом n n Симтом (от греч. — случай, совпадение, признак) — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного. В ряде случаев, когда причина появления у больного какоголибо симптома неизвестна и установить и классифицировать вызывающее этот симптом заболевание не представляется возможным, этот симптом называют «идиопатическим» , или «эссенциальным» , и выделяют в отдельное самостоятельное заболевание. Например, именно так выделяют «эссенциальную гипертензию» или «идиопатическую головную боль» .

Читайте также:  Сывороточная болезнь чаще возникает на введение

Синдром n n n Синдром — совокупность симптомов с общим патогенезом. Термин синдром происходит

Синдром n n n Синдром — совокупность симптомов с общим патогенезом. Термин синдром происходит от греческого и означает буквально «управляется вместе» . В медицине и психологии, термин синдром ссылается на ассоциацию некоторого количества клинически распознаваемых симптомов, которые часто происходят вместе, таким образом, что присутствие одного предупреждает врача о присутствии остальных. На медицинском языке, синдром касается только набора обнаружимых характеристик. Иногда слово «синдром» иногда остаётся в имени болезни, когда она уже определена. Многие синдромы называются именами учёных, впервые их описавших: синдром Дауна, синдром Скумина и т. д.

Практическое использование модели болезни Модель болезни предполагает следующую следующие подходы врача : 1. В

Практическое использование модели болезни Модель болезни предполагает следующую следующие подходы врача : 1. В исследовании общая модель болезни — это прообраз для создания гипотез, поисковая модель для объяснения отклонений: n — жалобы гипотетически обобщаются в некую нозологическую единицу, n — после чего ищут дефект, лежащий в основе данной единицы, n — и причину этого дефекта. 2. В практике модель болезни дает возможность сразу использовать результаты исследований: n Врач соотносит жалобы и наблюдаемые у пациента отклонения с одной из многих нозологических единиц. n Сделав это, врач может перенести на своего пациента все, что он знает о причинах, течении и возможностях лечения данной нозологической единицы и ему нет нужды в каждом отдельном случае специально выяснять причины и разрабатывать концепцию лечения и диагностики.

Личностный смысл болезни n n Личностный смысл болезни – это жизненное значение для человека

Личностный смысл болезни n n Личностный смысл болезни – это жизненное значение для человека обстоятельств болезни в отношении к его деятельности. Значение болезни для заболевшего формируется через преломление её субъективной картины в структуре его личности (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и пр). Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: — болезнь как враг, — наказание, — немощь, — иногда и способ решения жизненных проблем и др. n Многообразие типов личностного отношения к болезни определяется многообразием ее личностных смыслов (потребностей, мотивов, ценностей и пр. ). n Изменение смысла переживаний возникает из-за того, что само значение болезни включается в мотивационную систему человека и может изменять его поведение. n

Вторичная выгода n n n Существует особый класс больных, извлекающих из своей болезни своеобразную

Вторичная выгода n n n Существует особый класс больных, извлекающих из своей болезни своеобразную выгоду. Это происходит из-за того, что болезнь характеризуется не только соматическим или психосоматическим страданием, но и формирует особую систему «индивид – общество» . Типология вторичной выгоды: 1) Материальная. Вначале существует полусознательно использование симптомов болезни для получения материальной выгоды. Затем может перейти в сознательное явление. И чем дольше существует вторичная выгода более сознательной, тем она активнее становится формой рентного поведения, формой манипуляции. 2) Почти материальная – выгода отказа от деятельности, выгода от того, что можно что-то не делать. Обычно – неделание чего-то в быту.

Вторичная выгода 3. Получение внимания и любви окружающих. Данная выгода может доходить до любования

Вторичная выгода 3. Получение внимания и любви окружающих. Данная выгода может доходить до любования через ничего неделание. 4. Болезнь как оправдание, например: психическая болезнь снимает обвинения в неуспешной социальной адаптации, а физическая может стать средством добиться сочувствия у других людей. 5. Болезнь как легальная возможность отказа от индивидуальной ответственности за неудачи (человек не ответственен по своей болезни, его нужно жалеть).

Болезнь как самостоятельная психотравма n n n Заболевание, особенно тяжелое, неизлечимое, связанное с угрозой

Болезнь как самостоятельная психотравма n n n Заболевание, особенно тяжелое, неизлечимое, связанное с угрозой инвалидизации, становится самостоятельной психической травмой. Под психической травмой в данном контексте, понимают жизненное событие (заболевание), затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Болезнь может стать препятствием для реализации жизненных планов, ограничивая сферу деятельности, круг интересов, изменяя характер и содержание общения, влияя на направленность и ценностные ориентации личности.

Болезнь как самостоятельная психотравма n n n Психологически, на начальных стадиях заболевший человек, находится

Болезнь как самостоятельная психотравма n n n Психологически, на начальных стадиях заболевший человек, находится в растерянности, не понимая, что с ним происходит, насколько происходящее серьезно и к каким последствиям может привести. Он напуган, не может планировать события своей жизни, теряет чувство контроля над ситуацией. По мере установления диагноза и начала лечения первоначальный страх пациента сменяется беспокойным ожиданием изменений.

Болезнь как самостоятельная психотравма n n n Если быстрого улучшения состояния не происходит, он

Болезнь как самостоятельная психотравма n n n Если быстрого улучшения состояния не происходит, он начинает сомневаться в правильности диагноза и адекватности терапии. Может пошатнуться его доверие к врачу, от которого больной требует объяснений и точного прогноза на будущее. Чаще такого прогноза врач дать не может, и пациент продолжает находиться в состоянии неопределенности и ожидания, испытывая беспокойство и тревогу. Часто тревога усиливается, если больной улавливает любые, самые незначительные негативные изменения в своем самочувствии.

Болезнь как самостоятельная психотравма n n Поэтому пациент оказывается в ситуации, которая считается одной

Болезнь как самостоятельная психотравма n n Поэтому пациент оказывается в ситуации, которая считается одной из самых трудных — в ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Естественной, наиболее частой эмоциональной реакцией в такой ситуации является повышенная тревога. Если заболевание приобретает затяжное или хроническое течение, то образ жизни пациента, связанный с исполнением им роли «больного» , во многом сохраняется: ограничения в диете, в физических и эмоциональных нагрузках, в режиме труда и отдыха, поддерживающей терапии пр. Что также негативно влияет на его психоэмоциональное состояние, если не появляется к этому времени вторичная выгода.

Боль и болезни n n Болевые ощущения оцениваются больным не только как признак, симптом

Боль и болезни n n Болевые ощущения оцениваются больным не только как признак, симптом заболевания, но и как сигнал угрозы для жизни и возможных последствий в виде инвалидизации, изменения профессионального, социального статуса, материального положения. Эмоция страха, возникающая в ответ на болевое воздействие, запускает целый комплекс эмоциональных реакций, связанных с болезнью: переживание печали, отчаяния, безнадежности, скорби, тоски.

Источник

Основные понятия, используемые в клинической психологии: здоровье, нездоровье, болезнь, норма, патология, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья.

Читайте также:  Коды болезней в санаторно курортной карте

Дихотомия «здоровье – болезнь» рассматривается как конкретизация дихотомии «норма – патология». При этом понятие нормы соотносится с понятием здоровья, а понятие патологии соотносится с понятием болезни.

Норма (в философии) – 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений;
2) узаконенное установление, обязательный порядок, строй чего-либо.

В клинической психологии актуальным остается вопрос о разграничении нормы и патологии в смысле отделения состояний здоровья от состояний болезни. Особенно остро эта проблема стоит в области психического здоровья. Какого человека можно считать больным? Какого человека можно считать психически больным? Вот несколько проблемных в этом отношении ситуаций. Определите, болен человек или нет, если: а) у преподавателя во время лекции болит голова; б) в ситуации конфликта один человек громко кричит, размахивает руками, угрожает другому; в) человека преследуют навязчивые мысли, и он не в состоянии от них избавиться; г) у человека возникает ощущение вздутия живота, колики в кишечнике.

В науке выработано несколько разных способов описания нормы, несколько видов ее понимания:

– нормальным считается то, что типично;

– нормальным считается то, что наиболее приспособлено к окружающей среде;

– нормальным считается то, что часто встречается, что бывает у большинства;

– нормальным считается то, что является стандартным;

– нормальным считается отсутствие патологии (негативный критерий нормы).

Описаны также следующие виды норм:

Статистическая норма – определяется посредством опытных среднестатистических данных (ненормальный – значит необычный).

Идеальная норма – «состояние совершенства», определение того, как должно быть в идеале (ненормальный – не соответствующий идеалу).

Социальная норма – предписанные обществом нормы поведения (ненормальный – отклоняющийся от нормы).

Субъективная норма – масштабом для оценки служат индивидуальные данные (ненормальный – не подходящий для индивида).

В процессе оценки психологического состояния человека, как правило, участвуют разные виды норм. Норма и норматив являются категориями изменчивыми, динамичными, но только в определенных пределах, в границах которых человек способен осуществлять нормальную жизнедеятельность.

Когда мы рассуждаем о нормальности или ненормальности проявления какого-либо признака или качества в поведении человека, мы интуитивно ориентируемся на двухполюсную модель. В этой модели норма располагается на отрезке прямой, а за пределами отрезка в обе стороны располагаются отклонения от нормы. То есть норма рассматривается как некий «континуум», внутри которого все проявления поведения человека считаются допустимыми и естественными. Поэтому к признакам не-нормы относят и избыточные проявления какого-либо качества, и его недостаточные проявления.

_____________________¦__________________________¦___________

Недостаточная Нормальная Сверх-

общительность общительность общительность

Рисунок 1Пример нормы по качеству «общительность»

Точно так же можно описывать и проявления нормальности-ненормальности других личностных качеств.

Как норма, так и психические отклонения от нормы, имеют явную социальную детерминацию, закономерные социальные проявления и последствия. Следовательно, именно оценка нормы психического здоровья, отклонений от этой нормы имеет выраженный социальный контекст и зависит от этнических, культурных и других представлений о норме и патологии. Так, огромное разнообразие проявлений и сочетаний личностных особенностей приводит к тому, что у заведомо психически здоровых людей нередко настолько неприемлемые, социально неадекватные поступки, что возникает подозрение о наличии у такого человека психической патологии. В то же время некоторые психически больные люди на протяжении определенного периода могут вести себя настолько социально адекватно, что возникает сомнение в наличии у них психического заболевания. Поэтому возникает проблема: можно признать болезненными здоровые проявления человека, его индивидуально-психологические особенности, но точно так же можно признать и нормальными болезненные проявления человека, приняв их за индивидуально-психологические, характерологические особенности, как реакции на жизненные трудности.

Таким образом, категоричное противопоставление психической нормы и психической патологии является неправомерным, необходимо признать существование тонких переходов между ними. Попытка заполнить этот разрыв (разрыв между психической нормой и психической патологией) была сделана в теории К. Леонгарда, который предложил понятие «акцентуированная личность» и определил различные виды акцентуаций. Акцентуированные личности можно рассматривать как переходные типы личностей между нормой и патологией, но не являющиеся патологическими, как крайние варианты нормы, однако с чрезмерным, зачастую скрытым в обычных условиях усилением отдельных характерологических черт личности человека.

Здоровье – это отсутствие болезни, то есть отсутствие отклонений в биологических структурах или физиологических процессах организма. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного благополучия (физического, душевного или социального). Под нездоровьем понимаются медицинский, психологический и социальный аспекты протекания болезни во всей их совокупной многомерности. Нездоровье характеризует состояние, которое побуждает (или может побудить) отдельного человека обратить внимание на симптомы болезни и искать помощи. Это состояние в результате вызывает множество социальных реакций, обусловливающих кратко- или долгосрочное отклонение от социального статуса человека.

В соответствии с определением здоровья, которое имеет отношение к телу или душе человека, выделяются разные виды здоровья.

Телесное здоровье обозначает благополучное функционирование тела человека, его отдельных систем и органов.

Психическое здоровье – состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний). Психическое расстройство (заболевание) – расстройство психического здоровья пациента, в том числе поведенческое расстройство, обусловленное нарушением работы головного мозга и подтвержденное диагнозом врача-специалиста или врачебно-консультационной комиссией.

К определению психического здоровья применим так называемый негативный критерий нормы, когда нормой считается отсутствие того, что противоположно содержанию нормы, в данном случае – отсутствие психического заболевания (расстройства). Понятие «психическое заболевание (болезнь, патология)» используется для определения качественно иных состояний, измененных настолько, что они лишают человека возможности нормального социального функционирования, адекватной адаптации к обычным (нормальным) природным и социальным условиям.

В клинической психологии выделяется 4 группы людей с разными показателями психического здоровья:

1-я группа – совершенно здоровые люди, жалоб у них нет.

2-я группа – легкие функциональные (то есть не имеющие органической природы, обратимые) нарушения, о которых говорят жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией.

Читайте также:  Лекарства в каплях для кошек при мочекаменной болезни

3-я группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкое проявление жалоб астено-невротического характера вне рамок психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации.

4-я группа – клинические формы психического заболевания.

Психологическое здоровье рассматривается как благополучие функционирования личности человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, личностной зрелости человека. Психологически здоровый человек живет в гармонии с самим собой и с другими людьми, полноценно реализуя свою сущность. Признаки (критерии) психологического здоровья:

Ø позитивная установка по отношению к собственной личности;

Ø духовный рост и самореализация;

Ø интегрированность, цельность личности;

Ø автономия, самодостаточность личности;

Ø адекватность восприятия реальности;

Ø компетентность в преодолении требований окружающего мира.

Понятие «болезнь» используется для характеристики таких состояний человека, которые уже не выглядят как нормальные и поэтому нуждаются в специальном объяснении. Используя понятие «болезнь», мы объясняем изменения состояния человека. Они являются результатом изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Изменившееся субъективное состояние обозначается как «плохое самочувствие». Таким образом, болезнь описывается в трех измерениях:

· телесно-биологическое измерение → болезнь;

· психологическое измерение → плохое самочувствие;

· социальный аспект → изменившееся поведение, роль больного.

 
 

Рисунок 2 – Модель возникновения болезни

Рисунок 3 – Стадии поиска помощи в ситуации болезни

Концепция преодоления болезни.Иметь хроническое заболевание не означает автоматически быть хронически больным, то есть во всем объеме соответствовать статусу хронически больного. Насколько каждый человек поддается своей болезни, вносит изменения в свою жизнь, как он переживает и как за счет этого изменяется его самовосприятие, является результатом специфических усилий по преодолению болезни.

Преодоление болезни следует за наступлением болезни и охватывает все познавательные и двигательные виды активности, которые использует больной, чтобы сохранить свой физический, психический и социальный статус и компенсировать нарушенные функциональные способности. Поэтому преодоление включает в себя все усилия, с помощью которых больной пытается интегрировать физические, психические и социальные аспекты своей болезни в собственную внутреннюю и внешнюю реальность.

Какими бы значительными ни были медицинские, физические или психические последствия болезни, оценка и решение этих проблем в решающей степени зависят от личности больного, его жизненного опыта, социального статуса и условий жизни. Выработка способов преодоления зависит и от опыта преодоления других жизненных кризисных ситуаций.

Факторы отношения человека к болезни. От чего зависит отношение человека к своей болезни? Какие причины и условия его определяют? Существует несколько групп факторов, которые определяют отношение человека к болезни.

Мировоззренческие установки в отношении происхождения заболевания каким образом человек с мировоззренческих позиций объясняет для себя самого причины своей болезни, почему и отчего он заболел?

1. Объективные объяснения: болезнь рассматривается человеком как неизбежность («все люди рано или поздно заболевают, такова жизнь»), болезнь как стечение обстоятельств («так получилось, что я оказался в том месте, где оборвались провода, которые упали мне на голову»), а также как результат собственных ошибок («не надо было так быстро бегать, не упала бы и не сломала бы ногу»).

2. Болезнь дана человеку свыше: болезнь как кара («меня Господь наказал»), болезнь как испытание («Господь дает человеку такие испытания, которые человек может выдержать»), болезнь как назидание другим («пусть молодежь видит, что не надо курить, а то будет рак легких, как у меня»), болезнь как расплата за грехи предков («мой отец вел неправедный образ жизни, и вот я расплачиваюсь за его грехи»).

3. Болезнь как результат нарушения межличностных отношений: болезнь как зависть («мне подруга позавидовала, что у нас в семье все хорошо»), болезнь как следствие ревности («это его бывшая пассия мне накликала эту болезнь»).

В зависимости от мировоззренческих установок человек определяет и тактику своего поведения в отношении лечения заболевания.

Ответ на вопрос «Что означает болезнь для самого больного?» является важнейшим фактором, определяющим отношение человека к своему заболеванию. Чем является болезнь для человека? Это может быть: опасность, угроза, наказание, преимущество, переоценка ценностей, реализация новых возможностей, старых планов.

Характер самой болезни во многом определяет отношение человека к ней: хроническая болезнь, острая болезнь, опасная для жизни болезнь.

Болезнь характеризуется набором специфических особенностей, затрагивающих значимые для пациента сферы жизнедеятельности. На основании следующих параметров оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

· вероятность летального исхода;

· вероятность инвалидизации и хронификации;

· болевая характеристика болезни;

· необходимость радикального или паллиативного лечения;

· влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;

· социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;

· влияние болезни на семейную и сексуальную сферы;

· влияние болезни на сферу развлечений и интересов.

Какой орган затронут (это определяет значимость органа для человека, ограничения человека, возможность продолжать прежний образ жизни или необходимость его перестройки, а также социальную значимость болезни с точки зрения общественного мнения): сердце, желудочно-кишечный тракт, лицо, разум (психические расстройства), кисть руки, нога.

Физическая болезнь или увечье значительно изменяют субъективную ценность различных частей тела.

Отношение к болезни зависит от возрастных, гендерных, профессиональных характеристик больного.

Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний. Для детей, подростков и молодежи психологически тяжелыми являются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Люди зрелого возраста тяжело реагируют на хронические и инвалидизирующие заболевания, так как им необходимо удовлетворять потребности в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности. «Стыдные» болезни (к ним относят венерические и психические заболевания, геморрой, инфаркт, аборт) вредят социальному статусу и авторитету больного. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимы болезни, которые приводят к смерти.

Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояния длительного ограничения движений или обездвиженность. С точки зрения профессии, значимым становится тот или иной орган, который необходим для выполнения профессион