Болезнь и ребенок внутренняя картина болезни и проблемы семьи

Заболевший ребенок отличается от здорового. У него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным. Иногда у больного ребенка появляются упорные мысли о тяжести заболевания, его необычности, даже исключительности, невозможности излечения или, наоборот, о его незначительности и несерьезности. В связи с этим отношение к лечению оказывается либо адекватным и даже зависимым, либо пренебрежительным, отвергающим процедуры, манипуляции, медикаменты.

У многих детей изменяется поведение. Они перестают играть, утрачивают непосредственность общения, не получают радости от развлечений. У части детей возникает нежелание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. Как правило, дети тяготятся теми ограничениями, которые накладывает на них болезнь. Нередко они отказываются от выполнения режима, капризничают, допускают шалости и неожиданные поступки.

Такие переживания и изменения поведения являются своеобразной реакцией детской личности на болезнь.

Формирование внутренней картины болезни у детей отличается от взрослых.

Основные составляющие

внутренней картины болезни у детей:

1. Объективные проявления болезни.

2. Особенности эмоционального реагирования личности.

3. Половые особенности.

4. Уровень интеллектуального функционирования.

5. Личный опыт (общежитейский и перенесенных заболеваний).

6. Полученная информация о здоровье, внутренних органах, болезни, ее причинах.

7. Понимание универсальности и необратимости смерти.

8. Отношение родителей и других лиц из окружения к его заболеванию.

9. Влияния врача и медперсонала на заболевшего.

10. Наличие других стрессоров.

Эмоциональное реагирование на болезнь.Ребенок, поступая в клинику, испытывает прежде всего страх. Он боится остаться без мамы, боится новой обстановки, людей, одетых в халаты, боится каждого прикосновения, потому что боится боли. Наиболее часто свой страх дети проявляют через слезы. Разумеется такое эмоциональное состояние не способствует выздоровлению, поэтому следует прежде всего успокоить ребенка. Это возможно возможно только в том случае, если врач искренен в своих словах и терпим к маленькому пациенту.

У детей наиболее часто встречаются следующие типы отношения к болезни:

— тревожно-фобический;

— депрессивно-астенический;

— ипохондрический;

— эгоцентрический;

— анозогнозический.

Особенности половой принадлежности.У мальчиков чаще страдает самооценка в результате болезни, чем у девочек, уровень конфликтности у девочек выше, чем у мальчиков. У девочек чаще происходит вытеснение представления о заболевании. Девочки быстрее адаптируются к изменению условий жизни в результате болезни, хотя чаще чем мальчики испытывают опасение за свое будущее. У девочек переживание болезни носит более объективный характер, чем у мальчиков.

Уровень интеллектуального функционирования.Зависит от возраста ребенка. Для создания представления о болезни, ее причинах требуется анализ воспринимаемых симптомов, необходимо уметь систематизировать и объяснять свои впечатления и переживания. Низкий уровень интеллектуального функционирования младших детей препятствует развитию адекватной внутренней картины болезни, это приводит к примитивному типу реакций на заболевание.

Однако, дети с тяжелыми заболеваниями, лишенные возможности принимать участие в подвижных играх, обычно много читают, размышляют и бывают не по возрасту умны. Они могут быть очень внимательны к разговорам врачей, любой поступающей к ним информации об их заболевании, поэтому в беседе с ними врач должен быть очень осмотрителен и по возможности создавать оптимальные условия для формирования адекватного отношения к болезни.

Жизненный опыт ребенка и внутренняя картина болезни. Имеют значение давность и исход событий в жизни ребенка связанных с его собственными ранними болезнями или болезнями его близких. Чем раньше это было тем меньший след оставили эти события. Тяжелые хронические заболевания близких, как правило, отрицательно сказываются на формировании ВКБ. Всегда оставляют неприятные воспоминания любые хирургические операции, инструментальные обследования и болезненные процедуры.

Знание о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Без концепции о здоровье очень трудно составить представление о болезни. Дети затрудняются в определении здоровья, хотя знают об ограниченной возможности сохранить здоровье и подверженности людей болезням. Как правило, это осознается к 7 годам. Девочкам свойственен более высокий уровень опасений расстроить здоровье, чем мальчикам, а также он выше у более старших детей.

В 10 лет дети представляют здоровье как состояние противоположное болезни. Все дети и младшие и старшие связывают здоровье с эмоционально комфортным состоянием (хорошо, радостно, бодро, весело).

В сохранении здоровья младшие дети занимают пассивную позицию, полагая, что достаточно выполнять требования взрослых, а старшие понимают необходимость личной активности (соблюдение режима, закаливание, спорт, гигиена).

Для формирования ВКБ имеют значения знания о внутренних органах. Дети полагают, что количество внутренних органов разное у разных людей. В зависимости от возраста меняется значимость органов. Более старшие дети судят о важности разных органов в соответствии с их участием в жизнедеятельности организма, а более младшие – по тому времени, которое требуется для ухода за ними (ноги связаны с необходимостью их мыть). Обнаружена тенденция считать, что органы необязательными, если их больше одного (пальцы, легкие и т.п.).

Также для формирования ВКБ имеют значения знания о причинах болезни. Дети часто рассматривают свои болезни как результат плохого поведения, однако также могут видеть причины в несоблюдении правил гигиены и плохом питании. Старшие дети видят причину в наследственности, конфликтах.

Информация о болезниможет быть получена от родителей, других родственников, сверстников, книг, теле-, радиопередач, школьной программы. Наиболее значимыми являются сведения от родителей. Это имеет особое значение в случае тяжелой болезни ребенка, когда он оторван от других источников информации, а родители, удрученные его болезнью, создают условия для формирования пессимистичной оценки ребенком своей болезни.

Другие взрослые могут существенно влиять на представление о болезни в случае, когда они имеют для ребенка авторитет, или ребенок глубоко к ним привязан (любимый учитель).

Читайте также:  Острая нейропатия лицевого нерва слева история болезни

Книги, передачи иногда создают неверное представление у детей о причинах болезни в виду неумения детей работать с информацией, правильно ее осмысливать, не владения терминологией.

Понимание детьми смерти, ее универсальности и необратимости. У детей дошкольников понятия смерти как окончательного прекращения жизни не может быть в виду преобладания у них дооперационного мышления. Они говорят о смерти как временном явлении, не признают ее необратимости, понимают как долгий отъезд или сон.

Дети младшего школьного возраста персонифицируют смерть, считают, что она невидима, прячется на кладбище. Нередко могут считать, что смерть наказание за плохие дела, может случиться в любой момент от 7 до 300 лет. Появляется понимание необратимости смерти. В качестве причин смерти называются конкретные действия (ножи, топоры, пистолеты, возраст), а не общие процессы.

Только к 10 годами дети начинают осознавать свою смертность. Для подростков собственная потенциальная кончина становиться очевидной и это вызывают сильную тревогу. Для защиты от нее используется механизм отрицания. Подростки фактически игнорируют смерть, создавая опасные для жизни ситуации (гонки на мотоциклах). Причину смерти видят в изнашивании тела, нарушении работы органов.

Отношение родителей к болезни ребенка.Представления ребенка об окружающем мире зависят от мировоззрения родителей. Поэтому все реакции родителей на заболевание ребенка ложатся в основу внутренней картины болезни. Родители могут испытывать чувство вины, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние.

В процессе лечения детей у врача могут возникнуть проблемы контакта с родителями. Существуют разные варианты реагирования родителей на болезнь своего ребенка:

— паническая, истерическая реакция, преувеличение тяжести заболевания;

— безразличное, равнодушное отношение (как правило, это родители, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками);

— неадекватная оценка степени тяжести болезни, в результате чего они не выполняют назначений врача или занимаются самостоятельным лечением ребенка.

— тревожно-мнительное отношение проявляется в форме страха за самочувствие ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, что приводит к формированию чаще всего ипохондрического типа отношения к болезни.

— излишняя забота о ребенке, удовлетворение всех его капризов приводит к формированию вторичной выгоды от заболевания и эгоцентрическому типу отношения к болезни

Большую роль играют отношения родителей с медперсоналом. При уважительном отношении родителей к врачу, вере в его компетентность, правильность лечения у ребенка появляется надежда на выздоровление, улучшается настроение и общее самочувствие.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 1809 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Часть 1

Восприятие и осознание болезни у детей неразрывно связано с ее переживанием как особой внутренней деятельности, с помощью которой ребенку удается перенести жизненные события, связанные с болезнью, восстановить утраченное психофизическое равновесие, справиться с возникшей ситуацией, в виде субъективной, личностной деятельности, как необходимого условия динамики от реакции на болезнь к формированию внутренней картины болезни. Ранее в своих работах [1–3] нами были рассмотрены многие аспекты данной проблемы у взрослых людей.

Однако процесс формирования внутренней картины болезни у взрослых отличается от таковой у детей, и тем больше, чем младше ребенок. В зависимости от содержания, внутренняя картина болезни у ребенка может быть как фактором положительным, так и отрицательным. Она влияет на проявления и течение заболевания, на отношения в семье, на успеваемость, оказываясь причиной внутриличностных конфликтов, иногда приводящих к невротическим наслоениям (рис. 1).

Представление о своем соматическом состоянии отражается в различных формах отношения ребенка к своему здоровью в детерминации как возрастным, так и половым/гендерным факторам. В одних случаях — это пренебрежение, в других — повышенное внимание, в третьих — адекватное отношение к своему здоровью. В представлениях детей обычно ярко выражена физическая сторона здоровья и слабо — психологическая [4]. Для ребенка здоровье приобретает смысл тогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения той или иной деятельности, например, в игре или учебе.

В общем аспекте отношение ребенка к здоровью/болезни можно представить как некую систему индивидуально-избирательных связей личности с различными явлениями внешней среды, детерминирующих индивидуальную оценку физического и психического состояния. Релевантные точки зрения высказывали Г. С. Никифоров, О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов, Т. О. Зинченко [5–7] и др.

Зависимость личностного развития ребенка от состояния его здоровья/болезни, типа хронического заболевания, осознания его им, формирование личностных особенностей (самооценки, агрессивности, тревожности, интересов, ценностей, развития коммуникативной сферы и т. д.), восприятие межличностных, внутрисемейных отношений, отношений со сверстниками и родителями имеет, как известно, специфическую, не только личностную, но и возрастную, а также половую и гендерную динамику развития. Иными словами, различные хронические соматические заболевания, характеризуясь наличием сензитивных периодов формирования внутренней картины болезни, имеют различную возрастную отнесенность, половые и гендерные особенности проявления.

Проведенный нами анализ различных научных исследований и литературных источников показал, что вышеназванная проблематика не столь широко представлена и эмпирически недостаточно разработана, в частности, в аспекте проблемы формирования внутренней картины болезни у детей и зависимости отношения к здоровью от возраста и пола.

В отечественных научных публикациях рассматриваются, как правило, возрастные и профессиональные особенности отношения к здоровью. Например, в работах В. Э. Пахальяна [8], И. А. Аликина [9] изучается отношение к здоровью у дошкольников, учащихся и учителей. Социально-психологические аспекты здоровья молодежи анализируются в работах И. Б. Бовиной [10], вопросы отношения к здоровью и болезни у детей в связи со спецификой их заболеваний представлены в работах Д. Н. Исаева [11]. Сравнительные аспекты восприятия болезни мужчинами и женщинами описаны в наших работах [1, 3], а различия в представлениях о здоровье у мужчин и женщин исследованы О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым [5]. Отношение к здоровью у подростков в зависимости от пола исследовано в работе Т. О. Зинченко [6, 12, 13]. Особенности восприятия внутрисемейных отношений здоровыми и больными детьми были исследованы в работах Ю. Е. Куртановой [4, 14, 15] и И. К. Шаца [16, 17]. Анализу особенностей эмоциональной сферы детей с проблемами развития, вызванными различными заболеваниями, посвящены работы Е. В. Щетининой [18, 19] (рис. 2).

Читайте также:  Болезни на листьях деревьев фото и

В данной работе мы делаем акцент не только на анализе вышеназванных аспектов данной проблемы, но и на анализе личностного развития больных детей, определения уровня сформированности отношения к своему здоровью, поскольку это отношение является частью их самосознания, степени значимости здоровья в гендерных группах, становления внутренней картины здоровья и внутренней картины болезни, а также сензитивных периодов их формирования, определения половых, гендерных, возрастных и личностных особенностей больных детей, страдающих различными видами соматической патологии, внутрисемейных отношений и отношений здоровых/больных детей с родителями.

Сензитивные периоды формирования заболеваний

Наличие соматического заболевания у ребенка создает своеобразную социальную ситуацию его личностного развития. Поэтому формирование внутренней картины здоровья и болезни специ­фично для конкретного заболевания ребенка. Так, например, у детей, страдающих хроническими заболеваниями, по данным Ю. Е. Куртановой [15], в определенном возрасте возникает кризис восприятия, осознания и переживания болезни, характеризующийся особыми негативными переживаниями и наибольшим развитием механизмов психологической защиты. По данным других авторов [20], при различных заболеваниях период кризиса осознания болезни также имеет различную возрастную отнесенность. Можно полагать, что именно в эти кризисно-возрастные периоды больные становятся наиболее чувствительными к получению информации о заболевании. Эти периоды можно считать сензитивными для формирования внутренней картины болезни при каждом хроническом заболевании ребенка. Особенно это актуально для детей от 7 до 16 лет, так как у взрослых больных, по мнению многих авторов, уже сформировано определенное отношение к заболеваниям.

По нашему мнению, выявление этих периодов может внести определенный вклад в развитие общих представлений о своеобразии развития больных детей с различными соматическими патологиями, выявить новые общие возрастные особенности осознания ими своего здоровья.

В этом аспекте интересны данные И. К. Шац, представленные им по реагированию на заболевание лейкозом, хроническое течение которого, длительные госпитализации, активное лечение приводят больных детей к кризисному состоянию, определяющему различное восприятие, осознание и переживание этой болезни [17]. Лейкоз — опухолевое заболевание кроветворной системы, самое частое онкологическое заболевание в детском возрасте, которым чаще болеют мальчики, в отличие от девочек [2, 16]. Согласно результатам исследования этого автора, личностные реакции детей на данное заболевание в большой степени зависят от половой принадлежности.

При первых проявлениях болезни, то есть в начале болезни, у мальчиков изменяется поведение: они утрачивают интерес к своим любимым занятиям, становятся тревожнее, сосредотачиваются на болезни, ограничивая ею свои интересы, то есть их интересы ограничиваются болезнью. Девочки же в это время становятся менее активными, эмоционально-лабильными, раздражительными. Поведение в целом у них существенно не меняется, отмечается только медлительность, не свойственная им ранее. Эмоциональное состояние детей в этот период можно характеризовать как состояние повышенной тревожности (у мальчиков) и эмоциональной лабильности, раздражительности (у девочек) [17].

Структура отношения к здоровью и болезни у детей

Структура отношения к здоровью включает, как указывалось ранее в наших работах [1, 3], несколько составляющих компонентов, таких как когнитивный, эмоциональный и поведенческий (рис. 3). Данная структура по содержанию близка структуре валеоустановки, описанной О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым [5].

Уже на начальных этапах болезни, с первых дней стационирования и пребывания в больнице, у детей складывается представление как о здоровье, так и о причинах, лечении и прогнозе болезни, формируются образы здоровья и болезни в зависимости от пола. Согласно данным Т. О. Зинченко [6, 12, 13] наиболее выраженная разница между мальчиками и девочками выявляется по такому показателю, как использование определенных, личностно опосредованных действий по сохранению своего здоровья. В частности, мальчики значимо чаще (p ≤ 0,01), чем девочки (значимо реже), используют такие действия. Образы здоровья и болезни девочек и мальчиков в основном сходны. Однако при этом девочки чаще ориентируются на эмоциональные признаки, а мальчики чаще используют инструментально-деятельностные и предметно-конкретные. Залог сохранения здоровья мальчики видят в соблюдении гигиенического образа жизни, включая занятия спортом, физическую зарядку, правильную диету. Девочки же подходят к решению этой проблемы с социальных позиций, идя по пути «послушания» и «соблюдения всех правил». При этом девочки склонны ориентироваться на эмоциональные, а мальчики — на когнитивно-поведенческие аспекты здоровья. Все дети признают необходимость лечения, но мальчики допускают возможность лечиться амбулаторно. Девочки однозначно указывают на важность стационарного лечения, они адекватнее относятся к стационированию, быстрее приспосабливаются к болезни, хотя и чаще высказывают опасение за свое будущее.

Исследование Т. О. Зинченко выявило в этом плане интересные данные [6]. Так, в частности, было показано, что уровень сформированности отношения к здоровью у девочек выше, чем у мальчиков, по всем шкалам всего спектра исследовательского поля. В частности, как у девочек, так и у мальчиков отмечаются средние значения по эмоциональной и практической шкалам, низкие значения — по познавательной шкале и шкале поступков. Кроме того, уровень самооценки по шкале здоровья незначительно выше у мальчиков, в отличие от девочек, соответствуя среднему значению. Наиболее выраженная разница результатов при этом отмечается по шкале счастья. В частности, девочки значимо чаще (p ≤ 0,01) оценивают себя как самых счастливых. По данным других авторов Д. Н. Исаева и И. К. Шаца [21], практически все мальчики считают, что их здоровье зависит прежде всего от них самих и врачей, тогда как большинство девочек увязывают свое здоровье с биологическими факторами: темпами развития и созревания, «природой» и т. п.

Читайте также:  При каких болезнях бывают высыпания на теле

Сформировавшиеся представления обусловливают и поведенческий репертуар детей в больнице. Мальчики чаще сопротивляются диагностическим и лечебным манипуляциям, причем большая часть из них не признается в этом, заявляя, что «они ничего не боятся». Девочки же, наряду со страхами, связанными с больницей, отмечают обычные «женские» страхи — тараканов, темноту, мышей, но при этом внешне спокойнее переносят процедуры. Они чаще интересуются, задавая вопросы, причинами, лечением и исходом болезни. При этом они высказывают собственные опасения. Значимость здоровья у девочек по данным Т. О. Зинченко [6] немного ниже, чем у мальчиков, но, несмотря на это, ранг здоровья в гендерных группах имеет среднее значение. Практически все девочки боятся прежде всего за свое будущее, мальчики в основном тревожатся за свое здоровье и здоровье родителей.

Согласно данным И. К. Шаца [17], все дети доброжелательно, чутко относятся к другим больным, но девочки проявляют больше сострадания к окружающим, часто подражают врачам и медицинским сестрам. Мальчики стремятся к общению со сверстниками и младшими детьми, девочки тянутся к старшим.

Особенности эмоциональной сферы и личностного развития детей с заболеваниями

Другим аспектом исследуемой проблемы является анализ и выявление особенностей эмоциональной сферы и личностного развития детей с различными, в частности, хроническими соматическими заболеваниями. Известно, что состояние здоровья ребенка, его восприятие, осознание и переживание болезни воздействуют на развитие его личности, проявляются в своеобразии формирования самооценки, ценностей и интересов, развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

Интересным в этом плане является исследование Ю. Е. Куртановой [4, 14, 15], посвященное выявлению гендерных различий в осознании своего заболевания у детей, не страдающих и страдающих соматическими, а именно нефрологическими заболеваниями, муковисцидозом и лимфостазом, а также исследование Е. В. Щетининой [18, 19], анализирующей особенности эмоциональной сферы детей с проблемами развития, вызванными минимальными поражениями мозга, а именно гипертензионно-гидроцефальным синдромом. В процессе формирования внутренней картины здоровья у детей без соматической патологии отмечается общая тенденция: чем старше дети, тем чаще они отмечают значимость психологического состояния человека в сохранении здоровья. Под нефрологическими заболеваниями понимаются заболевания мочевыводящей системы, такие как пиелонефрит, гломерулонефрит, цистит. Данные заболевания развиваются, как правило, вследствие врожденной аномалии мочевыводящих путей [2]. В настоящее время имеется много исследований, посвященных нефрологическим заболеваниям. Так, например, Л. Д. Зикеева, проведя клинико-психологический анализ невротических наслоений на основное заболевание при хронических заболеваниях почек у взрослых, показала ведущую роль невротических депрессивных расстройств, которые проявлялись в виде депрессивно-ипохондрического, тревожно-депрессивного и астенодепрессивного типов реакций. Т. Н. Муладжанова, исследуя изменения личности больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на лечении гемодиализом, показала, что биологические особенности хронической почечной недостаточности — массивная и длительная интоксикация — приводят к изменению динамики психических процессов, к снижению операционально-технических возможностей пациентов, инертности психической деятельности, тугоподвижности мыслительных процессов. Центральным психологическим механизмом изменения личности у больных хронической почечной недостаточностью является перестройка иерархии мотивов по типу выдвижения в качестве ведущего — мотива «сохранения здоровья». Отношение к болезни является одним из условий изменения мотивационной сферы личности.

Муковисцидоз — наследственное заболевание, при котором поражаются клетки экзокринных желез. У больного выделяется густая слизь, которая закупоривает кишечные железы, выводной проток поджелудочной железы и бронхи. Муковисцидоз можно считать самым тяжелым заболеванием из исследуемых по прогнозу лечения, это заболевание с самой низкой продолжительностью жизни. В России она равняется 16 годам, а максимальная продолжительность жизни этих больных — около 30 лет [2].

По результатам исследования влияния муковисцидоза на личностное развитие и психосоциальную адаптацию, выполненного рядом авторов (С. Пиатова, Д. Боголепова, О. Карабанова, Н. Каширская, Н. Капранов), была выявлена сильная амбивалентность самооценки. У испытуемых отмечалось большое внимание и интерес к другим членам семьи, понятие «мать» ассоциировалось с «будущим». Подростки с муковисцидозом проявляли трудности в общении с детьми того же возраста, хотя отношения с ними развивались в положительном русле. У испытуемых прослеживалось изменение перспективы времени: наблюдалось повышенное внимание к прошлому, несмотря на то, что отношение к нему было негативным; будущее рассматривалось с большой тревогой, красивым, но недоступным. К тому же подростки с муковисцидозом проявляли сильное негативное отношение к болезни, они пытались быть активными для того, чтобы избегать мысли о ней.

Окончание статьи читайте в следующем номере.

И. В. Грошев, доктор психологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО ТГУ им. Г. Р. Державина, Тамбов

Контактная информация: aus_tgy@mail.ru

Купить номер с этой статьей в pdf

Источник