Болезнь и смерть базарова жизненные испытания

Болезнь и смерть базарова жизненные испытания thumbnail

Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами. Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров — нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — “труд на пользу общества”, его главная задача — “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

Автор сочинения: Вадим

vadim_11@mail..ru

Источник

Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Испытание смертью. Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, – многозначительно оговаривается автор, – но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям». В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик – «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача – отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?» Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» – Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли. Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас – мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

Читайте также:  Болезни головного мозга поражение головного мозга

«У каждого человека есть своя судьба! – размышлял писатель. – Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>. Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора. Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

В «Рудине» проницательный Лежнев заметил, какой кумир всего вернее «действует на молодежь»: «Ей выводы подавай, итоги, хоть неверные, да итоги! <…> Попытайтесь сказать молодежи, что вы не можете дать ей полной истины, потому что сами не владеете ею <…>, молодежь вас и слушать не станет…>. Надобно, чтобы вы сами <…> верили, что обладаете истиной…» А Базаров уже – не верит. Он попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь». И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

Остается – работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную – забывает прижечь порез на пальце. Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

«Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг», – заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», – заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься – пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, – рассказывает Тургенев, – когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее. Стоит напомнить, что подобное сравнение приходит на уста Рудину на пороге гибели : «…Уже все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль…» У Тургенева трагически оборванная жизнь уподобляется лампаде, как в старинном стихотворении:

Пылал полуночной лампадой
Перед святынею добра.

Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Уподобляя его Рудину, Тургенев вспоминает общего их литературного «предка», такого же самоотверженного скитальца Дон-Кихота. В своей речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) автор перечисляет «родовые черты» Дон-Кихотов: «Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи, и потому обвеян ее сиянием», «Он весь живет вне себя, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам». Легко заметить, что эти качества составляют основу базаровского характера. По самому крупному, «донкихотовскому» счету его жизнь прожита недаром. Пусть Дон-Кихоты кажутся смешными. Именно такого склада люди, по мысли писателя, двигают человечество вперед: «Если их не станет, пусть закроется навсегда книга истории: в ней нечего будет читать».

Читайте также:  Городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных иркутск

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

  • Знакомство с героем. Основные мотивы романа
  • Образ Базарова. Характеристика главного героя
  • Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические
  • Сюжет и композиция романа
  • Проблема отцов и детей. Родители
  • Анна Сергеевна Одинцова и Базаров
  • Приезд Базарова к родителям
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича
  • Герои второго плана. Сатирические образы
  • Сатира в романе
  • Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи
  • Эпилог романа
  • Пушкинское начало

 Перейти к оглавлению книги «Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев»

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети

Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева был написан в непростое время. Между поколениями возникали споры и недомолвки, к прошлой жизни уже не вернешься, а о будущем ничего неизвестно.

Евгений Базаров вырос самостоятельным и трудолюбивым человеком. У него была любовь к точным наукам, ему нравилось то что он может объяснить и доказать на деле. Он был реалистом, поэзия и искусство не для Базарова. Он никогда не витал в облаках и не надеялся на чудо. Ему нравилось знать все здесь и сейчас и не строит иллюзий, а любит все материальное и доступное.

Базаров очень закрытый человек, чувства он свои не выражает и считает что любовь это выдумка людей. На самом же деле Евгений Базаров очень любит родителей, но это любовь близких людей. Когда же он встречает Одинцову и влюбляется, он открывает для себя новые эмоции и новые возможности. Он понимает, что зря насмехался над Кирсановыми, которые были больше духовными людьми, чем реалистами как Базаров.

Евгений Базаров, который всегда отрицал чувства и эмоции, не мог теперь сопротивляться такому чувству как любовь. Он вступил в конфликт сам собой, внутри себя и запустил программу саморазрушения. Ему не нравилось то, что он испытывает и в тот же момент Базаров чувствовал себя счастливым. Евгений по пятам ходил и ездил за Анной Одинцовой и хотел все свое время проводить лишь с ней.

До того момента когда Базаров заразился тифом, он уже был на грани разрушения, ведь он отрицал все неосязаемое. Когда же он по неосторожности заражается от трупа тифом, то начинает переосмысливать всю свою жизнь. Базаров осознает, насколько сильно он любит своих родителей и не хочет с ними расставаться. Базаров разговаривает с отцом по душам, возможно, это единственный их такой разговор. Евгений просит свою возлюбленную о последней встрече. Он не хочет ее обременять своей любовью, но хотел бы сказать ей главные слова.

После смерти Базарова вроде все живут хорошо, но Тургенев это описывает больше как постановочный спектакль. Все это напущенное и не настоящие, каждый из героев делает вид, что он счастлив. Родители Базарова приходят к нему на могилку где растут цветы. Цветы в романе представлены не как продолжение жизни, а как знак бесконечности и продолжения жизни. Тургенев намекает на то, что Базаров, который имел большие планы на свою жизнь, так неосторожно ее лишился. Судьба порой распоряжается не так как хочет этого человек, а Базаров о духовности ничего, к сожалению не знал.

Также читают:

Картинка к сочинению Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Вид из моего окна осенью

    Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!

  • Анализ произведения Сокровенный человек Платонова

    Произведение проникнуто философскими размышлениями автора о строящейся по коммунистическим проектам новой жизни. Его главный странный герой не только ищет счастье и истину, в своих странствиях он встречается с разными гранями новой жизни.

  • Анализ рассказа Легкое дыхание Бунина сочинение

    Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету.

  • Проблема гения и злодейства в Моцарт и Сальери Пушкина сочинение

    При написании пьесы «Моцарт и Сальери» Александр Сергеевич Пушкин написал о существующих героях и описал об одной из версии, что Сальери отравил Моцарта.

  • Сочинение по роману Дубровский Пушкина 6 класс

    В арсенале произведений великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, не мало произведений, в которых отразилось свободолюбие, патриотизм, мудрость вперемешку со вспыльчивостью и дерзостью характера

Источник

Тургенев еще раз проведет героя по тому лее
кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь. Но теперь ни в
Марьине, ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его
блистательные споры, до­горает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по
своей поэтической силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет
ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.

Второй круг этих странствий сопровождают
последние разрывы Базарова с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и
Катей, с Одинцовой и, наконец, роковой раз­рыв с мужиком. Вспомним сцену
свидания Базарова с Ти­мофеичем. С радостной улыбкой, с лучистыми морщинами,
сердобольный, не умеющий лгать и притворяться, Тимофе­ич олицетворяет ту
поэтическую сторону народной жизни, от которой Базаров презрительно
отворачивается. В обли­ке Тимофеича «сквозит и тайно светит» что-то вековое,
христианское: «крошечные слезинки в съеженных глазах» как символ народной
судьбы, народного долготерпения, сострадания. Певуча и одухотворенно поэтична
народная речь Тимофеича — упрек жестковатому Базарову: «Ах, Ев­гений
Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, серд­це изныло на родителей на
ваших глядючи». Старый Ти­мофеич тоже ведь один из тех «отцов», к культуре
которых молодая демократия отнеслась не очень почти­тельно. «Ну, не ври», —
грубо перебивает его Базаров. «Ну, хорошо, хорошо! не расписывай», — обрывает
он ду­шевные признания Тимофеича. А в ответ слышит укориз­ненный вздох. Словно
побитый, покидает несчастный старик Никольское.

Читайте также:  Какие болезни могут возникнуть при курении

Дорого обходится Базарову это подчеркнутое
пренебре­жение поэтической сущностью жизни народной, глубиной и серьезностью крестьянской
жизни вообще. В подтруни­вании над мужиком к концу романа появляется умышлен­ное,
наигранное равнодушие, снисходительную иронию сменяет шутовство: «Ну, излагай
мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность
России, от вас начнется новая эпоха в истории…» Герой и не подозревает, что в
глазах мужика он является сейчас не только барином, но и чем-то вроде «шута
горохового». Не­отвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде ро­мана:
есть, бесспорно, что-то символическое и роковое в том, что смелый «анатом» и
«физиолог» губит себя при вскрытии трупа мужика. Есть и психологическое объясне­ние
неверному жесту Базарова. В конце романа перед нами смятенный, потерявший
самообладание человек. «Странная усталость замечалась во всех его движениях, да­же
походка его, твердая и стремительно смелая, измени­лась».

Суть трагического конфликта романа уловил критик
журнала Достоевского «Время» Н. Н. Страхов: «Глядя на картину романа спокойнее
и в некотором отдалении, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою выше всех
дру­гих лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торже­ствующий,
поклоняемый, уважаемый, любимый и оплаки­ваемый, есть, однако же, что-то, что в
целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы
найдем, что это высшее — не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их
воодушевляет. Выше Базарова — тот страх, та любовь, те слезы, которые он
внушает. Выше Ба­зарова — та сцена, по которой он проходит. Обаяние при­роды,
прелесть искусства, женская любовь, любовь семей­ная, любовь родительская, даже
религия,
все это — живое, полное,
могущественное, — составляет фон, на котором ри­суется Базаров… Чем дальше мы
идем в романе… тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но
вместе с тем все ярче и ярче фон картины».

Перед лицом смерти слабыми оказались опоры,
поддер­живающие некогда базаровскую самоуверенность: медици­на и естественные
науки, обнаружив свое бессилие, отсту­пили, оставив Базарова наедине с самим
собой. И тут пришли на помощь к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые
на дне его души. Именно их герой мобилизу­ет на борьбу со смертью, и они
восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. Умирающий
Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот
душа героя освобождается от пло­тин, бурлит и пенится, как полноводная река.
Базаров умирает удивительно, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках
охотника». Он думает не о себе, а о сво­их родителях, готовя их к ужасному
концу. Почти по-пуш­кински прощается герой с возлюбленной и говорит языком
поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погас­нет». Любовь к женщине,
любовь сыновняя к отцу и ма­тери сливаются в сознании умирающего Базарова с лю­бовью
к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной для него:
«Тут есть лес». А «когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди,
один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении,
дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрогание ужаса
мгновенно отразилось на по­мертвелом лице». Вероятно, это тот самый «священный
ужас», о котором писал Пушкин в ответном послании мит­рополиту Филарету.

С уходом Базарова поэтическое напряжение романа
спа­дает, «полуденный зной» сменяет «белая зима» «с жесто­кой тишиной
безоблачных морозов». Жизнь входит в будничное русло, совершаются две свадьбы в
доме Кирса­новых, выходит замуж «не по любви, а по убеждению» Анна Сергеевна
Одинцова. Но отблеск трагической смерти Базарова лежит на последних страницах.
Со смертью его осиротела жизнь. Осиротел и Павел Петрович, ему не с кем спорить
и нечем жить: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, приклонясь в
сторонке к стене, он задумы­вается и долго не шевелится, горько стиснув губы,
потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься».

Так нарастает, ширится в эпилоге романа скорбная
те­ма сиротства, в бледных улыбках жизни чувствуются еще не выплаканные слезы.
Усиливаясь, напряжение достига­ет кульминации и разрешается строками финального
рек­виема удивительной красоты и духовной мощи. В нем продолжается полемика с
отрицаниями любви и поэзии, с вульгарно-материалистическими взглядами на
сущность жизни и смерти, с теми крайностями базаров-ских воззрений, которые он
искупил своей трагической судьбой. Тургенев спорит с таким воззрением на жизнь
че­ловека, которое сродни «великому спокойствию равнодуш­ной природы».
Поэтическое, любящее существо — человек не может смириться с бездумным отношением
к гибели не­повторимой и не заменимой никем человеческой личности. И цветы на
могиле Базарова призывают нас к «вечному примирению и к жизни бесконечной», к
вере во всесилие святой, преданной любви.

Искупая смертью свою односторонность, Базаров остав­ляет
миру позитивное, творческое, исторически ценное как в самих отрицаниях, так и в
том, что скрывалось за ни­ми. Не потому ли в конце романа воскрешается тема на­родной,
крестьянской России, перекликающаяся с нача­лом. Сходство двух этих картин очевидно,
хотя и различие тоже: среди российского запустения, среди расшатанных крестов и
разоренных могил появляется одна, «которую не топчет животное: одни птицы
садятся на нее и поют на за­ре». Герой усыновлен народной Россией, которая
помнит о нем. Две великие любви освещают могилу Базарова — родительская и
народная…

Итог тургеневского романа не похож на
традиционную развязку, где злые наказываются, а добродетельные воз­награждаются.
Применительно к «Отцам и детям» отпада­ет вопрос о том, на чьей стороне безусловные
симпатии или столь же безусловные антипатии писателя: здесь изобража­ется
трагическое состояние мира, по отношению к которо­му такие категорические
вопросы теряют смысл.

Источник