Болезнь и смерть графа безухова анализ

Болезнь и смерть графа безухова анализ thumbnail

Главная страницаВойна и мир

Старый граф Кирилл Безухов является одним из второстепенных героев романа «Война и мир» Льва Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика графа Кирилла Безухова в романе «Война и мир».

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Граф Кирилл Безухов в романе «Война и мир»: образ, характеристика, описание (отец Пьера)

Граф Кирилл Владимирович Безухов является отцом одного из главных героев романа, Пьера Безухова. При этом Пьер — его незаконнорожденный сын. Ходят слухи, что у графа есть много незаконных детей, но Пьер является его любимым ребенком.

«… Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был…» 

«… Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный…» 

«… У него их двадцать незаконных, я думаю…» (о детях старого графа)

Полное имя героя — Кирилл Владимирович Безухов:

«…графа Кирилла Владимировича…»

О внешности графа Кирилла Безухова известно следующее:

«… старик был хорош… <… > еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала…» 

«…лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухова…» 

«…и с теми же характерно-благородными крупными морщинами на красивом красно-желтом лице…» 

«…обе толстые, большие руки его были выпростаны из-под одеяла и лежали на нем…» 

«…красно-желтой головы с седою гривой…» 

«…высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти…» 

«…красивый рот…» 

«…приложился к ширококостной и мясистой руке…»

Граф Кирилл Безухов является богатым и знатным дворянином:

«… о болезни известного богача и красавца екатерининского времени старого графа Безухова и о его незаконном сыне Пьере…» 

«… Эти богачи и вельможи такие эгоисты…» 

«… Он так богат…»

Граф Безухов — знаменитый вельможа (чиновник) эпохи императрицы Екатерины Великой:

«Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве.» (том 1 часть 1 глава 2) 

Старик владеет 40 000 крепостных крестьян и миллионами рублей:

«…кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы…»

Граф является прямым, благородным человеком, по словам Анны Михайловны Друбецкой:

«… его характер, благородный, прямой…» 

Граф Безухов — одинокий мужчина. Судя по всему, он никогда не был женат или его жена умерла:

«… граф Кирилл Владимирович Безухов живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость…»

Старик Безухов занимается воспитанием Пьера (судя по всему, в отличие от других своих незаконных детей). Так, граф отправляет маленького Пьера учиться за границу, где тот проводит 10 лет. В начале романа описывается, как 20-летний Пьер наконец возвращается в Россию к отцу:

«…Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю…» 

«Для Пьера, воспитанного за границей…» 

«…только что приехал из-за границы, где он воспитывался…» (том 1 часть 1 глава II)

«Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал.» (том 1 часть 1 глава V)

При этом Пьер почти не знает своего отца из-за того, что они долго жили врозь:

«…все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал)…» (том 1 часть 3 глава I) 

У старого графа Безухова есть много дальних родственников. Так, в его доме живут три его племянницы, сестры Мамонтовы:

«… одни княжны при нем… Они еще молоды…» 

Также у графа есть троюродная племянница — княгиня Анна Михайловна Друбецкая. Ее сын Борис Друбецкой также является крестным сыном старика Безухова:

«… Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю…»  

«… Граф Кирилл Владимирович все-таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба…»

Кроме того, родственницей графа Безухова является жена князя Василия Курагина, Алина Курагина:

«… по жене прямой наследник всего именья князь Василий…» 

Граф Кирилл Безухов
(актер Николай Толкачев).
Фильм «Война и мир» 1965 г.

Когда старик Безухов заболевает и находится при смерти, его родственники начинают бороться за наследство. Эта борьба происходит между Анной Михайловной Друбецкой с одной стороны и сестрами Мамонтовыми и князем Василием Курагиным с женой с другой стороны:

«… Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас…» 

В результате, по завещанию старика Безухова наследство получает его сын Пьер. Три княжны Мамонтовы, судя по всему, получают небольшую сумму. Князь Василий с женой не получает ничего. На счет Анны Друбецкой автор не дает информации:

Читайте также:  Нии глазных болезней россолимо цены на операции

«…Представьте себе, три княжны получили какую-то малость, князь Василий ничего, а Пьер – наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России…»

Описание дома старого графа Безухова

Об обстановке в роскошном доме графа Безухова известно следующее:

«… широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухова…» 

«… стеклянные сени между рядами статуй в нишах…» 

«… цельное венецианское зеркало в стене … по ковру лестницы…» 

«…Великолепная приемная комната была полна…» 

«…Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца.» 

«Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины…» 

«..Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру…» 

«…Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами… <…> Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло…» 

«…с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, к высокой кровати под шелковыми занавесами. маленькой круглой гостиной перед столом…» 

«…Пьер хорошо помнил эту маленькую круглую гостиную с зеркалами и маленькими столиками. Во время балов в доме графа Пьер, не умевший танцевать, любил сидеть в этой маленькой зеркальной и наблюдать, как дамы в бальных туалетах, бриллиантах и жемчугах на голых плечах, проходя через эту комнату, оглядывали себя в ярко освещенные зеркала…»

Это был цитатный образ и характеристика старого графа Кирилла Безухова (отца Пьера Безухова) в романе «Война и мир»: описание внешности и характера героя, описание дома графа Безухова и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник

Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас. И главнее, и поразительнее всего то, что именно из этих индивидуальных деталей, из этих человеческих подробностей, из этой россыпи личного вырастает мировая целостность, такое неслыханное обобщение, которое связывает в единое целое не только людей, но и все живое вообще. Понятия “жизни и смерти” являются ключевыми для понимания и философской концепции писателя, и психологии героев, и исторической судьбы страны. Ведь уже в заглавии романа “Война и мир” звучат эти два понятия, противопоставленные и дополняющие друг друга одновременно. Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жизни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа.

Прежде чем говорить о жизни и смерти героев, нужно заметить, что смерть действует на них по-разному. Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь. Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расставание с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы Болконской.

Автор делит героев на две группы: развивающихся духовно и замерших в своем развитии. Героев “живых” сразу можно отличить от “мертвых”. Первые (Пьер, Андрей, Николай) меняют свои убеждения, ищут, страдают, а вторые неподвижны и всегда одинаковы. Создается впечатление, что они не способны мыслить и чувствовать вообще. Эти герои способны менять лишь ярлыки-маски. Так князь Василий Курагин сменил маску “государственного человека” на маску “убитого горем отца” (после смерти дочери, к которой он не испытывал почти никаких отцовских чувств); Жюли Карагина сменила маску “утонувшей в пучине меланхолии” на маску “счастливой невесты”. На протяжения всего романа автор ни разу не заглянул в душу к такому герою. Не проявляя никакого интереса к таким душам, он показал, что там все статично, там царит мрак. Такие герои не способны к любви, к проявлениям человеческих чувств. Вот пример. В семье Курагиных умирает дочь Элен, а отец ни на час не прекращает интриговать при дворе, используя свое положение “убитого горем отца”. Как не вспомнить хладнокровное, продуманное поведение Друбецкой в доме умирающего графа Безухова! Эти люди руководствуются лишь эгоизмом и корыстью. Они нравственно бесплодны.

Есть в романе герои “живые”. К ним относятся князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Николушка, Наташа, Платон Каратаев и другие.

Смерть физическая ничего не добавляет к смерти “мертвых” героев. Они тонут в забвении. Элен очень быстро забыли в Петербурге. На “живых” героев смерть физическая действует иначе. Они умирают, но после них остается след. Так, князь Андрей оставил после себя сына и добрую память у всех близких. Так, княжна Марья заботится о том, чтобы все ее действия и поступки находились в согласии с волей умершего. Воспитывая Николушку, она все время спрашивает себя, одобрил бы ее действия брат или нет. Николушка мечтает стать таким же, как отец.

Жизнь “живых” не бесполезна.

Есть у Толстого в романе самая загадочная и непонятная смерть -пробуждение от жизни. Эта смерть подобна уходу человека в монастырь. Человек отрешается от всего земного. Такое случилось с князем Андреем. Во сне Андрею кажется, что в комнату врывается пустота и порывом ветра задувается свеча. Описывая мысли умирающего героя, Толстой показывает невозможность для окружающих понять то, что открылось князю Андрею. Такая смерть недоступна “мертвым” героям, они не способны к пробуждению от собственной мелочной жизни.

Наряду с символом смерти — порывом ветра, задувающим свечу, появляется и символ жизни — пламя. Это пламя горит по-разному в каждом герое. Наверное, наиболее ярко горит это пламя в душе Наташи Ростовой. Это не ровное горение в княжне Марье, это не огонь Пьера- то яркий, вдохновенный, то слабый, теряющийся в темноте. Жизнь Наташи — яркое сочное пламя жизни. (Недаром критик и писатель В. В. Вересаев назвал это главное свойство Наташи “живой жизнью”). Поет Наташа или в туфлях на босу ногу совершает свои ночные визиты к матери, или она танцует русскую, и от нее, этой “графинечки”, “где, как, когда всосавшей в себя этот дух”, исходит светлый ток жизнерадостности; и в “бархатной” темноте ночи так много делается, такая радостная работа идет в ее восприимчивой и творческой душе, жадной к бытию, и так все это овеяно счастьем, что, казалось бы, мир склоняется над миром и нет ничего другого, кроме этой отрады, кроме этой девушки, которая горит своим человеческим огнем, дышит всейсвоей молодой грудью. Наташа проходит путь от маленькой девочки до матери, посвятившей себя детям. Особо Толстой подчеркивает плодовитость Наташи. А жизнь всегда плодовита.

Писатель видит коренное отличие жизни “мертвых” от жизни “живых” героев. “Мертвые” стали мертвыми, так как не было с ними рядом “живых”. А жизнь “живая” преемственна. Так Пьерсчитает жизнь Платона Каратаева идеальной и стремится подражать ему. Николушка идеализирует “дядю Пьера” и желает стать таким же, как он. Налицо преемственность жизни.

Итак, смерть в романе “Война и мир” показана Толстым в трех аспектах. Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Смерть незрима и непонятна, но окончательна и бесповоротна.

Жизнь у писателя также делится на физическую и нравственную. Именно нравственной жизнью живут все положительные герои романа.

Читайте также:  Болезни у козлят и чем лечат

Источник

Сцена с описанием смерти графа Безухова и борьбы за его наследство представлена Львом Толстым в первой части первого тома «Войны и мира». Она занимает там четыре главы (18-22).

Старый Безухов, один из важнейших вельмож времени Екатерины II, был сказочно богат. Наследство он хотел оставить любимому сыну, Пьеру. Однако Пьер был рождён графом от незаконной связи, поэтому передача ему состояния сопрягалась с юридическими сложностями. К тому же перед кончиной поражённый ударом граф оказался в почти бессознательном состоянии.

Этим решили воспользоваться другие родственники старого Безухова, прежде всего князь Василий Курагин. Имея по своему родству некоторые права на достояние графа, они попытались оттеснить от него в собственную пользу молодого, неопытного и нестяжательного Пьера. К счастью, на помощь Пьеру вовремя пришла (из собственных корыстных интересов) ловкая и изворотливая княгиня Анна Михайловна Друбецкая, которая тоже была графу несколько сродни…

Ниже приведено краткое содержание глав, в которых описывается смерть графа Безухова.

Глава 18

Пока в доме Ростовых танцевали, празднуя именины (см. Именины у Ростовых), с лежащим в своём московском доме графом Безуховым cделался уже шестой удар. Со знаменитым вельможей приехал проститься главнокомандующий Москвы.

Родственник Безухова, князь Василий Курагин, находясь у комнаты больного, пребывал в тревожной задумчивости. Доктор Лоррен сообщил ему, что эту ночь больной не переживёт.

Князь Василий пошёл к Катерине, старшей из трёх княжон-племянниц Безухова, живших у него, – сухопарой деве с каменным выражением лица и несообразно-длинной талией.

– Сейчас нам всем надо подумать о себе, – сказал он ей. – Я сам уже стар, а у меня семья… Ты ведь, знаешь, Катишь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он все имение, помимо нас, отдавал Пьеру?

Читайте также:  Боли в желудке и газы какие болезни

Княжна глядела на него с недоумением. Она не верила, что незаконному сыну может достаться всё состояние графа. Но князь Василий разъяснил: кроме этого завещания граф написал и просьбу Государю, чтобы Пьер был узаконен. Просьба пока не отослана, но если дойдёт по назначению, то, по прежним заслугам графа, несомненно будет уважена.

– Граф не оценил меня и сестёр, которые всем пожертвовали ради него! – истерично воскликнула Катишь, поняв наконец суть дела.

Князь Василий советовал действовать побыстрее.

– Ты знаешь, где завещание? – допытывался он у Катишь.

– Да, оно в мозаиковом портфеле под подушкой! Это Друбецкая во всём виновата! Прошлую зиму она втёрлась сюда и наговорила про нас гадостей графу.

Глава 19

В это время к дому подкатила карета вернувшегося от Ростовых Пьера. С ним приехала и княгиня Друбецкая. Пьер машинально побрёл туда, куда она повела его. Друбецкая стала почему-то подниматься по задней лестнице.

Рассеянный Пьер совсем не рвался идти к отцу, но Анна Михайловна увлекала его туда. Случайно они прошли мимо комнаты, где беседовали Катишь с князем Василием. Курагин, внезапно увидев их, испуганно отшатнулся, а Катишь с силой и гневом захлопнула дверь комнаты.

– Я позабочусь о ваших интересах, – внушала Анна Михайловна Пьеру. Он не понимал, что значат эти слова.

Анна Михайловна решительно и деловито прошла в комнату больного графа. Пьера она оставила сидеть в приёмной перед ней.

В приёмной было много народу. Пьер вдруг заметил, что все эти люди смотрят на него с большим почтением. Появились старшая княжна и Курагин – и тоже прошли к умирающему.

Вышедшая от него Друбецкая повела Пьера к отцу.

Глава 20

Старый граф Безухов лежал всей своей величественной фигурой в вольтеровском кресле. Его как раз соборовали. Вокруг стояли люди в приличных, скорбных позах, но выражения их лиц были неискренни.

Князь Василий и Катишь во время таинства, стараясь не обращать на себя внимание, вместе прошли вглубь спальни, где стояла большая кровать графа.

Друбецкая, заметив это, посоветовала перенести больного на эту кровать. Тяжёлого графа потащили несколько человек с большими усилиями. Когда умиравшего укладывали, Анна Михайловна сделала Пьеру знак поцеловать у него руку.

Пьер подошёл. Отец глядел на него странным взглядом: невозможно было понять, узнаёт ли – скорее, нет. От короткого хрипа отца у Пьера вдруг в первый раз за этот вечер навернулись на глазах слёзы.

Старого Безухова положили на бок. Большинство бывших при таинстве покинули спальню.

Глава 21

Пьер вместе с Анной Михайловной тоже вышел в приёмную и увидел там Василия Курагина и старшую княжну, которая при его появлении что-то быстро спрятала. Друбецкая провела Пьера в небольшую прихожую, а сама вернулась в приёмную – и почему-то на цыпочках. Пьер вдруг, сам не зная почему, побрёл за ней.

Там он увидел странную сцену: Катишь и Анна Михайловна едва ли не рвали друг у друга из рук мозаиковый портфель. Катишь кричала, что «настоящее завещание у графа в бюро, а в портфеле – забытая бумага». Князь Василий, обескураженный яростным спором двух женщин, лишь вяло сидел и слабо уговаривал Друбецкую уступить.

– Интриганка! – вопила ей в лицо Катишь.

Увидев Пьера, Анна Михайловна подозвала его.

Из комнаты графа вдруг выбежала сестра Катишь, средняя княжна, восклицая: «Он умирает!»

Катишь от неожиданности выпустила портфель, и Друбецкая цепко завладела им. Все бросились в спальню к графу.

Через несколько минут оттуда показалась Катишь. Она злобно бросила Пьеру: «Радуйтесь теперь!» и, зарыдав от отчаяния, ушла. Потом появилась Друбецкая и сообщила Пьеру, что его отец скончался.

– А вы теперь, видимо, обладатель огромного богатства. Хотя если бы я не была там, Бог знает, что бы случилось. Помните: дядюшка обещал мне не забыть моего сына Бориса!

Пьер только недоумённо глядел на неё…

Источник