Болезнь как биологическая медицинская и социальная проблема

Социально-биологическая проблема в её отношении к медицине (а, точнее, к социальной медицине), это, прежде всего, социально — генетическая проблема. Действительно, практикующего врача любой специальности всегда интересует вопрос: что в болезни врожденное (биологическое) и приобретенное (социальное) и каково их соотношение. Даже если речь идет о так называемых наследственных заболеваниях или о больном, у которого в роду были те или иные расстройства, этот вопрос остается: ведь не секрет, что у больных родителей могут быть вполне здоровые дети. И наоборот, больные дети могут родиться у родителей без отягощенной наследственности. Случается и так, что у больных родителей один ребенок оказывается больным, унаследовав болезнь матери или отца, а другой — здоровым. Можно привести и другие примеры перераспределения «генов» болезни по родословному древу.

В отличие от других лечебных учреждений, объектом исследования в медико-генетических консультациях является не только больной, но и его семья (что сближает эти консультации с учреждениями социальной медицины), поскольку диагноз заболевания в ряде случаев невозможно поставить без обследования всех членов семьи. В деятельности медико-генетических консультаций постоянно возникают не только медицинские, но и серьезные этические и правовые вопросы. Это связано с тем, что современная медицинская генетика не может давать однозначной рекомендации относительно деторождения у некоторых категорий родителей. Она может установить лишь степень генетического риска. При низкой степени риска (до 5%) деторождение обычно рекомендуется. При средней степени риска (6—20%) учитываются многие показатели: тяжесть возможной болезни, число больных и здоровых детей в семье, возраст родителей, материальное положение семьи и пр. Как видим, именно для этой категории испытуемых последнее слово должно быть не за генетиком, а за социальным медиком. Особенно это касается случаев высокой степени риска (более 20%), когда генетик не рекомендует деторождение, но окончательное решение принимают родители.

73.Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом

Критерии общественного здоровья

· Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.

· Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.

· Показатели инвалидности.

· Показатели физического развития.

Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (например, в течение года).

Формирование ЗОЖ

для формирования здорового образа жизни придерживаться следующих принципов в поведении:

-Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.

-Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.

-Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.

-Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

76. Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа

-жизни, сформулированы основные задачи:

-снижение распространенности курения;

-улучшение качества питания;

-увеличение физической активности;

-смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

-соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

-снижение потребления алкоголя;

-профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

77. Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.

Инвалиды имеют право на:

-социальную защиту, в том числе реабилитацию, интеграцию в общество;

-обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры;

-обеспечение доступа к информации;

-образование, свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой;

-гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;

-профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство;

-жилище в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;

-первоочередное обслуживание в государственных и иных организациях, в том числе в организациях здравоохранения, культуры, связи, транспорта, сфере услуг;

-поддержку творческих способностей инвалидов.

Виды социальной помощи инвалидам:

-выплаты в виде государственных пособий, компенсаций и иные выплаты;

-дополнительные выплаты социальной помощи, оказываемые местными исполнительными органами;

-дополнительные виды социальной помощи, оказываемые работодателем.

-Обеспечение инвалидов жильем

Местные исполнительные органы:

-принимают на учет и предоставляют в пользование жилище инвалидам, нуждающимся в жилье;

-обеспечивают оборудование жилых помещений, предоставляемых инвалидам или семьям, имеющим в своем составе инвалидов, специальными средствами и приспособлениями.

Занятость инвалидов
Местные исполнительные органы обеспечивают занятость инвалидов путем:

-установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест;

-создания дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

-создания специальных, а также социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

-организации профессионального обучения инвалидов.

78. К показателям здоровья населения относятся: медико-демографические, показатели заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и физического развития населения.

Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, средняя продолжительность предстоящей жизни, брачность, плодовитость и т. д.) и показатели механического движения населения (миграция населения: эмиграция, иммиграция).

Показатели естественного движения населения — рождаемость и смертность — исчисляются на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Рождение и смерть регистрируются на специальных бланках «Акт о рождении», «Акт о смерти», которые, в свою очередь, составляются на основании Справки о рождении и Врачебном свидетельстве о смерти.

Показатель (коэффициент) рождаемости — число рождений в год, приходящихся на 1000 чел.

Средний показатель рождаемости составляет 20-30 детей на 1000 чел.

Показатель (коэффициент) общей смертности — число умерших в год на 1000 чел.

Естественный прирост населения — разность между рождаемостью и смертностью населения из расчета на 1000 чел. населения.

79. Слово «культура» происходит от латинского корня и в переводе означает «взращивание».

Каждый исторический период был определен культурными рамками, ограничивающими друг от друга два простых понятия: что такое хорошо и что такое плохо. И пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека.

Культура всегда была классовой. По мере стирания межклассовых преград культура все больше и больше захватывает различные области быта, превращаясь в социальный элемент. Начнем с личной гигиены, с культуры тела. Культурный человек должен быть чистым. Голова: прическа любая, соответствующая представлению о моде, возрасте и индивидуальных особенностях, но волосы чисты. Лицо. Если человек пользуется косметикой, то делать это нужно продуманно. Ориентируясь на кумиров современной моды, девушке стоит выбрать тот объект для подражания, который больше соответствует ее природному типу. При сегодняшнем «рынке моделей» подобная работа не потребует излишних усилий. Одежда. Современная мода демократична и позволяет соблюдать три основных требования к культуре одежды: гигиенична, удобна, соответствует личности («идет» — так говорим мы, оглядывая новый наряд и выражая степень его соответствия облику владельца). Гигиеничная одежда воздухо- и водопроницаема. Последнее, конечно, не относится к специальным защитным костюмам, например плащам или спортивной одежде. Ваша рабочая одежда должна радовать детей. Педагог в черном угнетает ребенка. Следите, чтобы одежда была опрятной и не имела дефектов типа дырок и оторванных пуговиц. Дети видят и замечают все. Вы для них объект для подражания. Дети могут повредить вашу одежду. Помните об этом и в случае «урона» не обижайтесь на ребенка. Некоторые виды тканей могут вызывать аллергическую реакцию. Аллергия — это ответ организма на идиосинкразию, повышенную чувствительность. Аллергия проявляется в виде зуда, сыпи, кашля, насморка. Одежда должна соответствовать случаю — в вечернем платье в булочную ходить вряд ли стоит. Однако человек сам решает, как ему одеваться, и если вы сумеете преодолеть в себе и своих учениках ксенофобию, — вы окажете большую услугу себе и обществу. Ксенофобия — это неприятие чужого стиля поведения, способа питания, моды, традиций и прочее. «Ксенос» — чужой, «фобос» — страх. — Здоровье человека — не биологический, а социальный феномен. Как состояние организма (системы) оно есть одновременно процесс, результат и предпосылка.

— Сущность здоровья может быть выявлена только при рассмотрении его как отношения человека к природе и к самому себе как специфическому телу природы.

— Здоровье общественного индивида и здоровье общества представляют собой конкретно-историческое единство, в основе которого способ природопользования.

— Исторически сменяющие друг друга прогрессивные способы природопользования подчиняются закону негантропии * .

— Здоровье общества определяется количеством и качеством окультуренных и накопляемых веществ, энергии и информации, с одной стороны, а с другой стороны — отношением человека (общества) к предкам, современникам и потомкам, к старикам, женщинам и детям.

— Здоровье как отношение человека к человеку (к себе, к предкам и потомкам) опосредствуется искусственно создаваемой телесностью общего (техника производства, жилище, предметы культуры и т. п.) и индивидуального пользования (очки, слуховые аппараты, протезы и т. д.).

— Естественная, сформулированная в процессе антропогенеза, и искусственная, создаваемая научно-техническим творчеством, телесность образует органическое ** тело человека, которому противостоит его неорганическое тело — географическая среда, окультуренная и вовлеченная в орбиту жизнедеятельности человека часть планеты.

— Здоровье отдельного человека оценивается по наличию у него физических, психических и интеллектуальных сил, необходимых и достаточных для полноценного функционирования и развития его в рамках того или иного общества, а также по отношению к делу сознательного совершенствования, сохранения и накопления указанных сил.

80.Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

— социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

— правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

— социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

— социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

— экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

— социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

— личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

81.Заболеваемость — явление, характеризующее состояние здоровья населения; совокупность заболеваний, выявленных и зарегистрированных среди населения в целом или отдельных его группах за определенный отрезок времени.

Значение данных о заболеваемости для ЗО:

1) уровни и структура заболеваемости — важнейшие компоненты при комплексной оценке здоровья, критерий здоровья населения

2) определяет уровень инвалидности и смертности

3) на основе данных заболеваемости осуществляется планирование профилактических мероприятий и программ на государственном и региональном уровнях

4) на ее основе определяется потребность в кадровом обеспечении и различных видах помощи

5) используются в качестве критериев оценки работы учреждений и врачей

Условия, необходимые для проведения исследований заболеваемости:

1) применение унифицированной терминалогии

2) использование стандартных номенклатур и классификаций

3) единые методы сбора информации

4) вычисление показателей заболеваемости по единым формулам.

Терминалогия заболеваемости.

Первичная заболеваемость – сововкупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном календарном году выявленных и зарегистрированных среди населения заболеваний, рассчитанных на 100 тыс. населений.

Общая заболеваемость – совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных в данном календарном году, так и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больные вновь обратились в данном году.

Накопленная заболеваемость — совокупность всех первичных заболеваний, зарегистрированных за ряд лет (минимум 3 года).

Патологическая пораженность – совокупность всех патологических состояний (острых и хронических, преморбидных состояний), выявленных при проведении единовременных обследований и профилактических осмотрах.

82.Прикладная социология, наряду с теоретической, относится к единому социологическому знанию. Однако между первым и вторым понятием существует значительное отличие. Так, в отличие от части науки, изучающей и теоретически отражающей фундаментальные характеристики и закономерности общественного развития, прикладная социология с ее системой категорий и инструментами исследований ориентирована на решение и разработку практических проблем в общественном управлении «здесь и сейчас».

Основы прикладной социологии в применяемой технологии в действительном ее функционировании представлены тремя компонентами:

— организованная специально область прикладного общественного знания о процедурах и способах оптимизации человеческой жизнедеятельности с учетом усиливающейся динамики и взаимозависимости общественных процессов; —

эффективное осуществление деятельности на основании ее рационального разделения на операции и процедуры с последующей их синхронизацией и координацией, а также выбор оптимальных методов и средств их исполнения;

— управление общественными процессами, обеспечивающее систему их воспроизводства и увеличение эффективности в конкретных параметрах (качестве, целостности, объеме, продуктивности и прочем), позволяющее достичь поставленной цели.

Источник