Болезнь как испытание и наказание божье

– Отец Феодор, все мы, заболев, думаем, с чем связаны наши недуги. А некоторые даже мысленно спрашивают: «За что же мне такое наказание?!» Действительно ли болезнь – это какая-то кара, возмездие? Как об этом учит Православная Церковь?

– Корень телесных недугов находится в повреждении той божественной природы, которая была заложена в нас самим Господом. Болезнь есть следствие греха, и не только первородного греха наших праотцев – Адама и Евы, но и зачастую нас самих.
У верующих людей отношение к болезни совершенно иное, нежели у неверующих. Право-славные, заболев, часто говорят: «Господь посетил». Почему? Потому что состояние больного человека отличается от человека здорового. Как некая шелуха, отпадают сами собой стремления суетной жизни, многие желания человека становятся ненужными и менее значительными. Про-исходит переоценка ценностей. И, порой, чем тяжелее болезнь, тем глубже взгляд в себя, тем серьезнее самоанализ: «Правильно ли я живу?» Человек задумывается о вечности — ведь именно для нее созданы люди. Но, увы, временные пристрастия часто заслоняют собой вечные ценно-сти: любовь, веру, доброту, верность долгу и людям, честность, отзывчивость и самопожертво-вание. Болезнь посылается Богом для того, чтобы человек остановился на неправедном пути, как некое предупреждение — «мол, не туда идешь». Часто с болезнью тела исцеляется душевная немощь, разрушаются греховные узы страсти — такие, как блуд, зависть, сребролюбие, ненависть и другие. Ведь Творец создал нас «по образу Своему и по подобию Своему», и если мы теряем этот образ Божий – совершаем тяжкий грех, томим себя заботами о земном, забывая подчас о небесном – мы можем испытать серьезные нарушения телесного здоровья. Тяжелые болезни рассматриваются как крест, данный Богом для спасения души, как ограждение от греха и при-зыв к покаянию, духовному совершенствованию, а также и для того, чтобы на человеке прояви-лась сила Божия в результате его исцеления.

– Какие угрозы в отношении здоровья таит в себе современная жизнь?

– Во многом причиной болезни в современном мире становится незнание законов – природы и морали – и нежелание их соблюдать. «Взять от жизни все, без особых последствий» — вот девиз сегодняшнего дня. Увы, так не бывает – незнание закона не освобождает от ответственности. Почти в каждой сфере деятельности человека существует техника безопасности, нарушение которой может привести к печальным последствиям. Десять заповедей – это тоже, если хотите, «техника безопасности в жизни», данная самим Богом. Нравственные законы создал Тот же, Кто приказал Земле вращаться вокруг Солнца. Они так же незыблемы, как законы мироздания. Это фундамент человеческого общества. Сегодня психосоматические заболевания лидируют среди прочих. Это говорит о душевном нездоровье нашего общества, когда болезнь души является причиной телесного недуга. Человек уродует не только себя – часто личный грех становится проблемой не только для больного, но и для всего общества. Это – наркомания, пьянство, аборты. По статистике, в России на одного рожденного ребенка приходится двое убитых во чреве. Не говоря уже о том, что после аборта далеко не каждая женщина способна рожать. Ярославская епархия по мере сил старается привлечь внимание общественности к этой проблеме.

– Существует расхожее мнение, что православные не очень-то заботятся о своем здо-ровье, в больницу ходят редко и надеются исключительно на помощь Божию… Верно ли это? Как все-таки следует относиться к своему здоровью?

– Здоровье — есть величайший дар Божий, и тот, кто пренебрегает им, согрешает. Библей-ское отношение к медицине наиболее полно выражено еще в Ветхом Завете, в книге Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью, по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание». То есть, лечение, получаемое нами от врача, даруется самим Богом. «В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя». Отказ от медицинской помощи и заботы о здоровье – это серьезное заблуждение. «Есть некоторые христиане, – пишет об этом отец Иоанн (Крестьянкин), – которые считают грехом лечиться. Можно, конечно, проверить свое терпение и не лечиться, но тут легко можно впасть в самонадеянность и гордыню: «Пусть лечатся слабые верой и грешные, а мы не такие!» Лучше все же лечиться при наступлении болезни, и если пройдет боль от лекарства и лечения – благодарить Бога». С другой стороны, многие впадают в другую крайность – лелеют свое тело, тратят на это все свое время, деньги и усилия, а о душе забывают. Таким путем нельзя достичь здоровья целостной личности.

– Отчего так важна забота о душе? Как она влияет на наше здоровье?

– Человеческое естество состоит из трех частей – духа, души и тела, которые призваны на-ходиться в единстве и гармонии. Природа души отличается от природы тела, но и неразрывно связана с ним. О высоком достоинстве человеческой души говорит сам Христос в Евангелии от Матфея: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (ссыл-ка).  Душа настолько же важнее тела, насколько тело важнее одежды. «Если тело взято от зем-ли, то душа есть дыхание Божие», как говорит Григорий Богослов. Физическое тело смертно, а участь души – бесконечность. Надо постараться прожить так, чтобы тело стало помощником души в стремлении к вечной жизни. Хотя душа и тело часто находятся в противоречии – как говорит апостол Павел: «Если плоть немоществует, дух обновляется» (ссылка). Эти две стороны когда-то были союзниками, но грехопадение человека разрушило троичную симфонию «дух – душа – тело».  Что же верующий человек может сделать, заботясь своей душе? «Омывать ее слезами покаяния, питать молитвою, украшать добрыми делами», – учат отцы Церкви.

Читайте также:  Текст справки по болезни в школу

– А способна ли молитва помочь в преодолении болезни?

– Безусловно! Известно множество примеров, когда молитва – не только больного, но и посторонних людей – приносила исцеление. В любом случае, следует помнить, что исцеляет не сама молитва, не молящийся человек, а Господь, к которому молитва обращена. Если мы мо-лимся святому, то он исцеляет той силой, которую получает от Бога. Молитва есть свидетельство нашего упования на помощь Божию. В молитве нужно не только просить у Бога исцеления, но и благодарить его за испытание, а после успешного лечения воздать хвалу Господу. Вспомним евангельский сюжет о десяти прокаженных, которых исцелил Иисус – только один из них вернулся и поблагодарил Христа! Молиться можно где и когда угодно: в храме, дома, на улице, в транспорте. Впрочем, не следует считать, что после молитвы непременно наступит исцеление, как думают многие. Этим мнением часто пользуются различные так называемые «народные целители», использующие православные молитвы в своих нечистых действиях. Обращение к таким людям – магам, ведунам – тяжкий грех, который губительно действует на душу человека.

– Что же делать людям, которые не знают молитв?

– Молиться можно своими словами, но все же лучше руководствоваться молитвами, которые  содержатся в Молитвослове. Эти мо¬литвы прекрас¬ны и возвышенны по своему духовному содержанию и стилю. Они были составлены святыми отцами Церкви и освящены многовековой церковной прак¬тикой. Православный молитвослов содержит обращения к Господу практически на все случаи жизни. Возможно, для людей, которые не так давно ходят в храм, многие молитвы будут непонятны – ведь написаны они на церковнославянском языке. В случае каких-то затруднений можно обратиться к священнику или к более опытным прихожанам. А самую простую, но в то же время самую сильную молитву запомнить несложно – звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешного (или грешную)».

– Сегодня не только в храмах, но и в больницах, в других общественных местах про-водятся молебны. Расскажите, пожалуйста, о значении такого типа церковной службы.

– Молебен – это богослужение, которое совершается по определенному чину в связи с ка-ким-либо событием, например, в честь церковного или гражданского праздника, либо по прось-бе верующих по поводу радостных или тревожных событий в жизни. Это могут быть молебны о путешествующих, учащихся, и, конечно, о болящих. Замечательно, что эти богослужения со-вершаются в различных общественных учреждениях, в том числе в больницах, где особенно необходимо их благодатное действие, которое очищает, освящает, обновляет и укрепляет не только пациентов, но и медицинский персонал.

Беседовал Иван Паутов

Ярославская Епархия

Источник

На земле, в числе различных скорбей и страданий, особое место занимают болезни. Как православному христианину к ним правильно относиться? Принято полагать, что все болезни являются следствием наших грехов.

святой Великомученик Пантелеимон

С первых веков христианства, церковные писатели и апологеты пытались выяснить причины возникновения, природу заболеваний, указать на существующие средства их лечения, которыми снабдил церковь Господь наш Иисус Христос, которые бережно хранились в ее сокровищах. В своих творениях о человеческих страстях, святые отцы пытались объяснить причины и природу болезни. Св. Максим Исповедник, св. Исаак Сирин, св. Ефрем Сирин, свт. Григорий Палама указывали на причины болезней, в большинстве случаев, таковой является грех. Но, всегда ли это так? Святой Варсонофий, обращаясь к одному больному брату, сказал, что бывают болезни, которые посылаются для испытания, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими. Преподобный Исаак Сирин рассматривает пользу, которую приносит нам болезнь. «Болезнь – это посещение Божие»,- говорит святой.

А, можно ли назвать болезнь – подарком Божиим? Лично у меня сразу всплывает в памяти один ужасный случай, произошедший в России в 1959 году. Это перевал Дятлова. Когда группа из девяти студентов-туристов под руководством Игоря Дятлова, совершая лыжный поход по Северному Уралу, погибла в полном составе.

Но, в этой группе числился еще один парень Юрий Ефимович Юдин. Который сошел с маршрута из-за болезни. Перед выходом на активную часть маршрута, у него появилась сильная боль в ноге. Благодаря чему, он остался в живых. Он умер только в 2013 году, в возрасте 76 лет. Вот, разве все эти годы, после той страшной трагедии не были ему подарком от Бога?

И, много разных случаев на земле, о многих мы даже не знаем. Кто-то из артистов заболел и не участвовал в спектакле НОРД-ОСТ, хотя должен был там быть. Кто-то заболел и не полетел на самолете, который упал в Черное море, возле Сочи, кто- то не полетел, потому что у него заболел ребёнок. Все это называется промыслом Божиим и Его великой милостью.

Господь нас грешных постоянно спасает и бережет. Он забирает к Себе людей только в двух случаях. Это когда человек готов отойти в вечность или когда уже нет надежды на его исправление, а в данный момент его еще можно спасти, ведь потом будет поздно.

Однажды, я натолкнулась на православную страничку в контакте и прочитала там очень интересную историю, которая меня очень поразила:

Читайте также:  Сырный эффект при болезни паркинсона что это

Один человек имел хорошее здоровье, занимался любимым делом на земле и жил очень счастливо. Но, однажды он очень серьезно заболел, да так заболел, что больше не мог заниматься любимой работой. Он пришел в большое отчаяние, а потом стал молиться святому Пантелеймону Целителю, чтобы тот умалил Господа о его исцелении. Молился, молился, нет никакого ответа, не исцеляет его Господь. Он стал еще сильнее молиться, все равно нет ответа. Тогда он стал еще больше молиться. Вдруг произошло чудо – он исцелился. Он так этому обрадовался, стал благодарить Бога об исцелении, святого Пантелеймона о заступничестве перед Богом. Стал продолжать свое любимое дело и прожил очень счастливую жизнь. И, вот прошли годы, он состарился и отошел в мир иной. Когда он оказался на том свете, он увидел там золотые венцы, которые ему не достались. Человек этот спросил святого Пантелеймона: -« А, ты знал, что я лишусь этих венцов?». Пантелеймон ответил ему:- «Да! Мы, с Богом не хотели тебя исцелять! Мы для тебя эти венцы готовили!» Тогда этот человек, говорит ему: — «Тогда зачем же вы меня исцелили?» А, Пантелеймон ему отвечает: — «Но, ведь ты же просил!»

Неисповедимы пути Господни! На все Святая воля Божья! Господь постоянно печется о нас. Давайте будем благодарны ему за все болезни, страдания, за скорбь и за радость. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

Елена Масленникова

Источник

Человеческая природа познала тление тогда же, когда познала и грех. Отпадение от Бога, нарушение единения и целости с Ним привели к тому, что человек стал болеть и умирать. К сожалению, такое нарушение изначальной человеческой природы неизменно и находится в каждом из нас. Господь дарует каждому человеку возможность спасти свою бессмертную душу, но нет человека, в котором не было бы греха.

Почему страдает человек

Если грех настолько нарушил природу человека, существует ли взаимосвязь тех или иных заболеваний с конкретными грехами, присущими конкретному человеку? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что грехи человеческие бесчисленны, как песок морской. И если бы Господь проявлял бы к нам не милость, а справедливость — каждый из нас бы заслуживал тягчайших наказаний и тяжелейших болезней.

Чудеса исцеления Иисуса Христа

Но к счастью, так не происходит. Но в этом нет никакой человеческой заслуги. Только Господь Бог по великой своей милости ведет каждого из нас теми путями, которые лучше всего подходят для нашего спасения.

Болезнь не всегда является наказанием или прямым следствием какого-то одного конкретного греха. Мы не можем достоверно знать, почему Господь приготовил нам именно такой путь, но должны смиренно доверять Его Промыслу. В таком случае любая болезнь может принести большую духовную пользу человеку.

Таблица взаимосвязи грехов и болезней

Тем не менее, проследить определенную связь болезни и греха, к ней приведшего, возможно. Конечно, не нужно к подобной классификации относиться слишком строго. Это скорее некий ориентир, опираясь на который, человеку может стать понятнее, на какие грехи стоит обратить больше внимания, с чем бороться в первую очередь.

Далее приведем таблицу с перечнем некоторых заболеваний (как психических, так и соматических) и те греховные страсти, которые могут привести к недугу.

БолезньГрех или страсть
ШизофренияСамомнение, своеволие, излишняя самоуверенность
ЭпилепсияУпрямство, жестокосердие
ИстерикиТщеславие, жажда внимания и славы
ДепрессияУныние, неверие, не упование на Бога
Язвенная болезньТрусость, угодничество перед людьми или, наоборот, постоянный поиск конфликтных ситуаций
ТиреотоксикозЧрезмерное рвение, самонадеянность, вера в то, что человек сам может все. Противопоставляется этому умеренность во всем, упование на Господа
Ишемическая болезнь сердцаЖестокосердие, чрезмерные амбиции, желание получать большего, притязательность. Для борьбы нужно развивать в себе благодарность, скромность, самодисциплину
СПИДНаркомания, блуд, отсутствие целомудрия
Ожирение, сахарный диабетЧревоугодие, неумеренность в пище, гортаннобесие
Бесплодие и импотенцияПрелюбодеяние, блуд, грехи абортов
Неврозы и психозыСребролюбие, гнев, властолюбие
АстенияНеверие в Бога, леность, праздность

Этот небольшой перечень может быть пополнен еще множеством причинно-следственных связей. Важно понимать, что нельзя бороться с одним-единственным грехом, вызвавшим, вероятно, то или иное заболевание. Духовная составляющая человека -это очень тонкий мир, тут не действуют логические законы причины и следствия.

Молитвы во время болезни:

  • Молитва святому Целителю Пантелеймону о здравии
  • Молитва Луке Крымскому перед операцией
  • Молитва святому Николаю Чудотворцу об исцелении

Для того, чтобы получить исцеление как телесное, так и духовное, человек должен всесторонне позаботиться о своей душе. Необходимо каяться во всех своих совершенных грехах, которые мы можем припомнить, и стараться в целом исправить свою жизнь по христианским заповедям.

Борьба только с одной определенной страстью не даст никакого результата, да и не возможно преодолеть какой-либо грех без полного переосмысления всей своей жизни. Кроме того, в православной традиции можно часто услышать фразу, что мать всех грехов — гордыня. Поэтому, если мы не боремся со своими грехами, мы обязательно впадаем в гордыню. Эта смертельная страсть способна действительно привести человека не только к телесной смерти, но и к духовной погибели.

Как правильно лечиться

Еще какое-то столетие назад вполне нормальным вопросом, который доктор задавал пациенту, был: «Как давно вы исповедовались и причащались?». Такой вопрос никого не удивлял, потому что народ в массе своей был верующий, и если даже не сильно соблюдал все предписания веры, то, как минимум, не сомневался в их справедливости и необходимости.

Церковь считает, что причиной многих болезней является греховный образ жизни

Современная медицина, безусловно, совершила огромный рывок в изучении тех процессов, которые протекают в организме человека. Сегодняшние медицинские технологии, лекарственные средства, профессиональная подготовка кадров позволяют преодолевать те заболевания, которые столетие назад считались смертельными. Чего стоит одно лишь изобретение антибиотиков в середине ХХ века, которое спасло тысячи и тысячи человеческих жизней во всем мире.

Тем не менее, современная медицина, к сожалению, все дальше и дальше уходит от духовных аспектов и сути заболеваний. Вера в Бога никак не учитывается в подходах к лечению пациента. Хорошо, если заболевший человек сам понимает, что даже волос не упадет с его головы без Воли Господа, не то что болезнь не приключится. Но очень часто бывает, что пациент изо всех сил лечится, меняет специалистов, прибегает к самым передовым и прогрессивным методикам, а результата не ощущает. А все дело в том, что такой человек совершенно забыл, что он состоит не только лишь из одного тела. У него еще есть душа, дарованная Господом, которая страждет.

Читайте также:  Обряд на защиту ребенка от болезней

Интересно! История нашей Церкви имеет немало примеров, в том числе и официально задокументированных, когда искренняя молитва с верой и упованием на Господа поистине творила чудеса.

Исцелялись даже самые безнадежные больные, и таких примеров очень много. Все это говорит о том, что истинным врачевателем душ и телес является Господь Бог.

Читайте также:

  • Десять заповедей Божьих в православии
  • Заповеди блаженства Иисуса Христа
  • Восемь смертных грехов в православии

Тем не менее, это совсем не означает, что за исцелением не нужно обращаться к врачам, но только к Богу. Такой радикальный подход встречается у очень ревностных христиан, однако он часто основан на большой гордости. Такие люди считают себя достойными видимого и явного Божьего чуда, в то время как Господь часто действует прикровенно — как раз через руки врачей.

Православный христианин не должен впадать в крайности. Безусловно, в любой болезни и немощи нужно исповедоваться, причащаться, молиться, идти в храм. Но при этом необходимо и обращаться к врачам, выполнять их назначения и рекомендации с молитвой и верой, что Господь таким путем поможет в выздоровлении.

Все ли болезни — наказание за грехи?

Говоря о взаимосвязи конкретного заболевания и греха, встает вопрос — а всегда ли существует такая очевидная связь? Всегда ли болезнь — это наказание за грех, или Господь может посылать нам подобное испытание для чего-либо другого?

Святые отцы уверяют нас, что далеко не всегда болезнь — это наказание. Всемилостивый Господь очень часто не наказует своих чад, ведя их другими, только Ему ведомыми, путями ко спасению.

По учению святых отцов, нет никаких духовных препятствий пользоваться достижениями медицины

Так, святой старец Варсонофий в одном из своих писем к болящему духовному чаду писал, что бывают недуги, посланные для испытания. Человек, который в своей жизни не столкнулся с подобными испытаниями и трудностями, остается неопытным, не повзрослевшим. Такой человек легко впадает в искушения, его легко соблазнить. Для того, чтобы закалить в вере и духе такого христианина, Господь и может посылать болезни.

Первостепенное значение в таких испытаниях приобретает наше терпение. Если человек может нести свой Крест смиренно, с терпением и упованием на Бога, без ропота и смущения — он получает огромную духовную пользу. Конечно, это очень сложный и тяжелый путь, но Господь никогда не дает испытаний сверх меры.

Преподобного старца Паисия Святогорца однажды спросили, почему на долю одних людей выпадает множество испытаний, а другие живут, и горя не знают. Старец ответил, что те, кому приходится много претерпевать уже в этой земной жизни, должны радоваться, поскольку они тем самым облегчают свою участь загробную. По словам Писания, Господь тех наказует, кого любит. Только к наказанию этому надо относиться как к великому благу, приводящему нас ко спасению.

Еще о причинах болезней

Помимо общих грехов, присущих человеку по его падшей природе, на болезненность накладывает отпечаток и то время, в которое мы живем. Да, сегодня удалось победить смертельные эпидемии, которые еще в Средние века убивали людей десятками тысяч. Но сегодня наша повседневная жизнь, как никогда, наполнилась стрессами и унынием. И если мы не имеем твердого основания в вере, нам очень сложно будет эти стрессы преодолевать.

По словам святителя Иоанна Златоустого, даже в самые тяжелые времена человек может пребывать в спокойствии и умиротворении, если его мысли направлены к Богу. Мы можем и должны понуждать себя противостоять суете и искушениям современного мира, не забывать о Боге. Это непросто, но если сделать хотя бы первые шаги — Господь всегда поможет и человек почувствует радость и мир в душе.

И, с обратной стороны, человеку, который не вспоминает о Боге, совершенно естественно мучаться, жить в постоянной тревоге, сомнениях, терзаниях. Неудивительно, что рано или поздно такое самоощущение выльется в физические или психические заболевания.

Святитель Иоанн также подчеркивает, что особенно приводят к болезненности таки страсти, как чревоугодие, пьянство, леность. Можно сказать, что бездействующих, праздный человек, проводящий всю свою жизнь в комфорте и расслаблении, более подвержен болезням. Это прекрасно демонстрирует наше современное общество — несмотря на очевидный прогресс медицины, здоровье людей в общей массе стало хуже, нежели 1-2 столетия назад. Раньше люди больше трудились, жили в более стесненных условиях, которые не позволяли впадать в излишнее расслабление.

Победа над страстями доставляет спокойствие душе и здоровье телу

Излишнее стремление к комфорту вредит не только душе человека, но и его телу. Ожирение, избыточное неправильное питание, проблемы со щитовидной железой и органами пищеварения — эти заболевания давно перестали быть редкостью. Только вот Бог их посылает в наказание, или человек сам себе их создает своим образом жизни, поступками, мышлением?

Немного о пользе болезней

Что же означает правильное отношение к болезни? Прежде всего, православный христианин должен помнить, что недуг — это посещение Божье.

Важно! По словам Исаака Сирина, болезнь тела может и должна способствовать выздоровлению души.

Прекрасный пример — евангельский расслабленный, исцеленный Христом. Этот человек много лет нес искушение недугом, но зато именно на нем стала очевидна Божья милость и великое чудо.

К сожалению, современному человеку очень трудно правильно относиться к недугам, поскольку мы сделали целью жизни не Бога, а максимальный комфорт и удобство. Конечно, никакие болезни не вписываются в такие стандарты. Но, возможно, они нам для того и даются, чтобы мы хотя бы на этот период задумались, а как и чем мы живем. И хотя бы немного повернулись к Богу, раскрыли ему свою душу.

О том, что болезни не всегда означают наказания за грехи, подтверждают и святые отцы. Многие из них на себе испытали очистительную силу телесный заболеваний. Так, святой Паисий Святогорец болел онкологией, и однажды сказал, что эта его болезнь дала ему больше, нежели все годы монашества.

Как бы ни хотели всегда жить комфортно, нет ни одного человека, который не столкнулся бы с проблемами со здоровьем. И только от нас самих зависит, приобретем ли мы этим испытанием какую-либо пользу для своей души, или же, напротив, погибнем и душой, и телом.

Связаны ли грехи и болезни? Протоиерей Андрей Ткачёв

Источник