Болезнь когда человек не контролирует свои эмоции

В состоянии деперсонализации человек видит свою жизнь как бы со стороны, как в кино, не ощущает, что его собственное тело ему принадлежит, всё происходящее кажется нереальным, плоским, бесцветным… Человек становится безэмоциональным и безразличным к близким и всему происходящему вокруг… В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Ирина Гладких подробно расскажет вам о том, что такое деперсонализация, каковы её причины, чем опасно это расстройство и как с ним можно справиться.

Что такое деперсонализация?

Что такое деперсонализация? Симптомы

Деперсонализация, другими словами, расстройство самовосприятия личности и отчуждение её психических свойств — это одно из очень распространённых психических расстройств. Основными симптомами являются: 

  • Чувство отчуждения от собственного тела, восприятие его как автомата, неодушевленного предмета; 
  • Чувство отчуждения от собственных мыслей, ощущение потери собственной личности, стирание черт себя; 
  • Ухудшение памяти (отстранённость от собственных воспоминаний, их как бы притупление, снижение яркости воспоминаний); 
  • Снижение образного мышления, притупление ощущения себя в пространстве и пространства как такового;
  • Ощущение проживания и наблюдения собственной жизни как бы со стороны; 
  • Ощущение нереальности происходящего (всё происходит как в кино, все нереально, искривлено — как во сне); 
  • Значительное снижение эмоциональности или полная потеря эмоций и вовлечённости в жизненные процессы, события и т.д.;
  • Эмоциональное безразличие к близким и окружающим людям;
  • Затемнённое восприятие реальности (без звукового и цветового восприятия);
  • Безразличие и отсутствие восприятия музыки, искусства и природы;
  • Значительное снижение тактильных ощущений и обоняния;
  • Подавленность, тоска и душевная опустошённость;
  • Ощущение замедленности времени и событий;
  • Потеря ориентации в пространстве и времени.

По данным различных исследований, до 50% всех жителей земли хотя бы раз испытывали подобные симптомы, однако только 2% людей имеют такой диагноз.  Расстройство деперсонализации может возникнуть как у мужчин, так и женщин — для этого заболевания нет разницы, у какого пола проявляться. Наиболее распространённый возраст проявления – до 16 лет. Чаще всего первые признаки расстройства начинают проявляться ещё в детском возрасте, после 20 лет оно впервые диагностируется только у 5 % заболевших , в более зрелом возрасте — ещё реже.   

Симптомы дереализация субъективны, их нельзя измерить.  У каждого человека они проявляются по-разному в зависимости от жизненного опыта, индивидуального восприятия, стереотипа мышления. Например: пациенты описывают состояние дереализации как попадание в изменённый, странный, отчужденный и холодный мир. Краски теряют контраст. Реальность воспринимается туманно, будто через грязное стекло. Звуки глухие, объекты отдаляются друг от друга. Изменяется восприятие времени – оно может замедляться или ускоряться. Возникает ощущение, что черты личности стираются, эмоции тускнеют или пропадают полностью, снижается цветовосприятие. Больные жалуются, что периодически останавливаются мысли, ощущается потеря памяти. Настроение исчезает: оно не плохое и не хорошее – его просто нет.

Чаще всего деперсонализация возникает как реакция нервной системы на сильно травмирующее событие, стресс, шоковое состояние. Однако оно может развиваться и вследствие наследственных факторов и различных психических заболеваний. 

Если деперсонализация является защитой нервной системы во время чрезвычайной ситуации, или ситуации, требующей быстрого решения или действия без учёта эмоций, то в таком случае состояние носит временный характер и не является патологией. Биохимические и неврологические нарушения могут приводить к затяжному состоянию, которое вызвано нарушениями в функционировании серотониновых и опиоидных рецепторов, сбоями в функционировании гипофиза и надпочечников.

Виды деперсонализации

В психиатрии и неврологии деперсонализацию разделяют на: 

  • лёгкое нарушение самосознания с замедленным или неполным восприятием своей личности и поступков;
  • потеря индивидуальной специфичности и социальная замкнутость, сопровождающаяся отсутствием личного мировоззрения (мыслей, взглядов и т.д.) и безликостью;
  • анестетическая депрессия с эмоциональной притуплённостью или полной бесчувственностью.

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Инновационный когнитивный тест на признаки присутствия депрессии

Первый тип деперсонализации характеризуется нарушением восприятия себя как личности.  Сюда входит чувство утраты активности, единства «Я» и существования. У больных возникает ощущение, что все действия, поступки, речь, движения совершаются как бы автоматически, помимо собственной воли, они воспринимаются больными как отчуждённые, осуществляемые как бы не ими, а другим лицом. Чувство утраты собственного «Я» усиливается по мере развития нарушения, появляется как бы раздвоение личности: больные отмечают, что у них ощущение, что внутри них существуют две личности, два ряда душевных процессов развиваются одновременно. При максимальном развитии состояния у больных возникает чувство, что они исчезают, превращаются в «ничто», «пустоту», «точку» и т. п.  Одновременно с этим развивается чувство нереальности происходящего, чуждости собственного тела и окружающего.

Это клинически наиболее лёгкий случай, также может встречаться при некоторых психических заболеваниях, таких как: неврозоподобная шизофрения, циклотимия.  В случае, если деперсонализация является проявлением психического заболевания, то её проявления более яркие, с фобическимии и вегетативными нарушениями. У больных часто отмечается полная критика, рефлексия носит характер навязчивого самонаблюдения.

При втором типе деперсонализации нарушения проявляются в чувстве потери индивидуальной специфичности, социальных коммуникаций. При лёгкой степени такой деперсонализации преобладает чувство собственной изменённости, сопровождающееся затруднением контактов с людьми, восприятие себя не такими, как прежде, оскудевшими интеллектуально и духовно, чужими среди людей. При более ярком проявлении возникает чувство полной утраты представления о своём «Я». Больные жалуются, что они будто полностью лишаются собственного мировоззрения, взглядов, суждений, становятся безликими людьми. Второй тип деперсонализации отличается наибольшей клинической тяжестью их всех трёх видов, и встречается чаще всего при вялотекущей шизофрении, протекающей с отчётливыми негативными расстройствами (близкой и так называемой простой форме). 

Третий тип деперсонализации — проявляется в утрате ощущения реальности происходящего, безжизненности, омертвления, блёклости окружающего, имеет свое собственное название — дереализация. Здесь наиболее характерным феноменом является чувство утраты высших эмоций — чувств к людям, событиям, природе, радости, или печали и др. В начальной стадии или при лёгких формах этого расстройства преобладает ощущение эмоциональной недостаточности, притуплённости. Дальнейшее развитие характеризуется появлением мучительного чувства утраты чувств, потери эмоционального резонанса — больные субъективно переживают полное бесчувствие к близким людям, утрату способности ощущать удовольствие и неудовольствие, радость, любовь, ненависть, или грусть, образно называют себя «живыми трупами». Этот тип чаще всего встречается в рамках депрессивных психозов эндогенного происхождения (маниакально-депрессивный психоз и приступообразная шизофрения), а также при нейролептических депрессиях; в редких случаях у больных диагностируется психопатия и органические заболевания центральной нервной системы. Также часто развивается в рамках достаточно глубоких и длинных депрессивных состояний. Изменения личности при них если и наступают, то бывают мало выражены.

Виды деперсонализации

Читайте также:  Какие болезни могут передаваться при оральном сексе

Деперсонализация как симптом психических расстройств

В большинстве случаев причиной дереализации является целый комплекс причин, основанных  на депривации, т.е. снижении или полном лишении возможности удовлетворять основные психофизиологические или социальные потребности. Как уже говорилось выше, депривация может возникнуть как ответная реакция на психотравмирующее событие либо быть проявлением различных психических заболеваний и сильных эмоционально травмирующих состояний, таких как: 

  • Эпилепсия.
  • Тяжёлая депрессия 
  • Синдром Котара
  • Шизофрения
  • Биполярно-аффективное расстройство.
  • Генерализованное тревожное расстройство и панические атаки.
  • Чрезмерная тоска
  • Депривация (невозможность устранить базовые физиологические потребности – сон, голод, жажда).

Чаще всего деперсонализация как сопутствующий признак наблюдался при шизофрении (36,4%). Следующее место по частоте проявления занимают расстройства на почве инфекции, интоксикаций, эндокринных нарушений и др. (16,5%). Затем, психогенные невротические состояния (11,7%), циклофрения (в депрессивной фазе) — 10,2%, органическое поражение головного мозга (8,4%), эпилепсия (6,1%) и нервно-психические заболевания различных причин возникновения (10,8%).

При каждом заболевании деперсонализация будет проявляться по-своему, но все характерные признаки тем не менее всё равно будут присутствовать. 

Деперсонализация при стрессе

Стрессовая ситуация сама по себе не может действовать благотворно на организм, и под воздействием стресса может развиваться целый ряд заболеваний как психического, так и органического характера.  В случае длительного воздействия значительных психотравмирующих событий, или острой шоковой травмы, психика не всегда может справиться с нагрузкой и ищет пути ухода от травмирующих событий, эмоций, которые она (психика) не может обработать.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что развитие деперсонализации представляет собой специфическую реакцию головного мозга на стресс. В ответ на сильный стресс вырабатываются эндорфины, которые активируют μ-опиоидные рецепторы, что, в свою очередь, вызывает нарушение нейрохимической саморегуляции центральной нервной системы. Это влечёт за собой ряд изменений в работе рецепторов, а результатом становится блокирование центра удовольствия в головном мозге и нарушение работы лимбической системы. Стоит отметить, что совокупность этих реакций также провоцирует появление симптомов депрессивного расстройства.

Диагностика деперсонализации 

Для того, чтобы диагностировать деперсонализацию, используется шкала Нуллера. Необходимо оценить по шкале от «-1» до «3» баллов  такие пункты своей жизни как:

  • Отношение к близким.
  • Восприятие окружающей обстановки.
  • Восприятие природы.
  • Восприятие элементов искусства.
  • Нарушение мышления.
  • Нарушение памяти.
  • Чувство знакомости.
  • Эмоциональная адекватность.
  • Сопереживание, эмпатия.
  • Самовосприятие.

Например, если больной жалуется на полное отсутствие мыслей, по шкале «Нарушение мышления» выставляется 3 балла, если незнакомые люди и объекты воспринимаются как уже знакомые, выставляется 2 балла. Результаты:

  • менее 10 баллов – норма;
  • 10-15 – лёгкая степень;
  • 15-20 – средняя степень;
  • более 25 баллов – тяжелая дереализация.

Диагностика деперсонализации

Лечение и прогноз 

При деперсонализации основное лечение направлено на устранение провоцирующих факторов. Большая роль отводится диагностике и точной дифференциации деперсонализации – является ли это самостоятельным заболеванием или проявлением какого-либо психического заболевания.  К сожалению, на сегодняшний день, диагноз — например “шизотипическое расстройство” — ошибочно ставится в половине случаев возникновения деперсонализации у пациента.

Провести дифференциальную диагностику деперсонализации личности с тревожным и депрессивным расстройствами в рамках стационара помогают диазепамовые тесты. Пациенту внутривенно вводят раствор диазепама и ожидают реакции. При депрессии никаких видимых изменений в самоощущении не наступает, а спустя некоторое время пациент чувствует сонливость и просто засыпает. При тревожных расстройствах вся “взвинченность” пациента быстро исчезает, возможно появление непродолжительной эйфории. В случае нарушения самоощущения или расстройства деперсонализации, примерно спустя полчаса острая симптоматика уходит, пациент ощущает так называемое просветление – эмоции становятся ярче, мир приобретает краски, своё тело больше не кажется чужим. 

Конечно, многие хотят знать, как лечить деперсонализацию самостоятельно, не прибегая к помощи врачей. Однако я настоятельно хочу предостеречь от самолечения и самодиагностики.  Лечение деперсонализации начинают с устранения причин расстройства и симптомов психических заболеваний. Психиатр и невролог должны найти взаимосвязь между деперсонализацией и тревожностью, а также другими патологическими проявлениями.

Если признаки других психических заболеваний отсутствуют, то лечение деперсонализации производится ноотропами по  выбору врача, в комплексе с антидепрессантами, транквилизаторами и нейролептиками. При нарушении работы надпочечников и снижении выработки кортизола может быть показана гормональная терапия для нормализации функции этого органа.

В качестве дополнительной терапии при синдроме деперсонализации назначают регулярные сеансы у психиатра, физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру и специальные процедуры для восстановления чувствительности.

Из психотерапевтических методик рекомендуются когнитивно-поведенческая и психодинамическая терапия. Применение гипноза и аутогенной тренировки наиболее эффективно при первом типе деперсонализации. Лишь в немногих случаях они оказывают эффект и при других типах деперсонализации. Техника применяемого гипноза имеет свои особенности.

Показания для предпочтительного использования гипноза или аутогенной тренировки определяются во многом в зависимости от личностных особенностей больных. При терапии больных с истерическими чертами характера, также, как это делается и при состояниях без деперсонализации, предпочтение отдается гипнозу. Чаще же аутогенная тренировка и гипноз комбинируются. Используя такую важную особенность состояния больных, как его улучшение в процессе активной занятости, при гипнозе и при аутогенной тренировке содержание формул легко направляется в сторону социальной реабилитации.

Как помочь близкому человеку, страдающему деперсонализацией

Практические рекомендации близким человека, страдающего деперсонализацией 

Если у вас есть близкий или родственник, который страдает деперсонализацией, то вам не лишне будет прочитать следующие рекомендации: 

  • Не берите на себя вину за случившееся. Если всё же чувство вины закралось в ваше сердце, постарайтесь избавиться от него.
  • Сохраняйте постоянный контакт с лечащим врачом: таким образом вы можете получить и полную и достоверную информацию о болезни родственника и оказать врачу помощь в вопросах осуществления лечения, соблюдения режима и правил терапии.
  • Помогайте больному осознать, что приступы имеют временное явление и что не стоит зацикливаться на своём заболевании.
  • Старайтесь улучшать его настроение и общий эмоциональный фон.
  • Помогайте ему в лечебно-реабилитационном процессе всеми возможными способами.
  • Подчеркивайте больному взаимосвязь между улучшением его состояния и уменьшением социальной и профессиональной включённости из жизни;
  • Помогите ему освоить техники «возвращения в тело» и «возращения к жизни».
  • Найдите совместные занятия, которые помогают вновь ощутить вкус, радость жизни и все её краски;
  • Просто демонтируйте больному свою любовь, принятие и поддержку при любом течении лечения. 
Читайте также:  Симптомы болезни последняя стадия которой получила название эпохи

И последнее: если вы заметили у своего близкого или у себя проявления деперсонализации – обратитесь к врачу. Не ждите, что это пройдёт само или станет не так заметно в ощущениях. Чем раньше начнётся лечение, тем более вероятен благоприятный прогноз и в более короткий срок. 

Источник

Íåñìîòðÿ íà ôåâðàëüñêèå ìîðîçû, â ìîåì êàáèíåòå áûëî êàê íèêîãäà ãîðÿ÷î – òîëüêî çàêîí÷èëñÿ ïðèåì ó âëþáëåííîé ïàðî÷êè, ñòîëêíóâøåéñÿ ñ ïåðâîé íà èõ ïóòè ñåðüåçíîé ïðåãðàäîé. Åãî îæèäàëà î÷åðåäíàÿ êîìàíäèðîâêà íà äðóãîì êîíöå ñòðàíû, à îíà íå õîòåëà åãî îòïóñêàòü – âïîëíå ñåáå îáû÷íàÿ èñòîðèÿ, åñëè áû íå îäíî «íî». Äåâóøêà ïðèäóìûâàëà òûñÿ÷è íåëåïûõ ïðè÷èí ÷òîáû óäåðæàòü ïàðíÿ, ïðîñèëà åãî ðîäèòåëåé ïîâëèÿòü, äàæå íà÷àëà óãðîæàòü ïîëíûì ðàçðûâîì îòíîøåíèé – ðåçóëüòàò îêàçàëñÿ íóëåâîé è òîãäà îíà ïîâåëà åãî ê ïñèõîëîãó. Óâû, íî ýòî äàëî ñîâåðøåííî íå òîò ýôôåêò, íà êîòîðûé îíà ðàññ÷èòûâàëà – âî âðåìÿ áåñåäû äåâóøêà íå âûäåðæàëà è ïðèçíàëàñü, ÷òî õîòåëà óñòðîèòü ëþáèìîìó ïîåçäêó íà ìîðå, ãäå â íåïðèíóæäåííîé îáñòàíîâêå óãîâîðèòü åãî íà íåáåçîïàñíûé ñåêñ. Êàê îêàçàëîñü, âî âðåìÿ îòñóòñòâèÿ ïàðíÿ, îíà íàïèëàñü íà âå÷åðèíêå, è, «íå ïîìíÿ ñåáÿ», îòäàëàñü ñðàçó òðåì ìóæ÷èíàì, ÷òî ïðèâåëî ê áåðåìåííîñòè, êîòîðóþ îíà ïîïûòàëàñü ñêðûòü òàêèì âîò îáðàçîì. Òàêîé áóðè ýìîöèé ìíå íå ïðèõîäèëîñü íàáëþäàòü î÷åíü äàâíî – ñëåçû, êðèêè, ñëîâà, ñêàçàííûå â ãíåâå, ìîëüáû î ïðîùåíèè…

Êàê òîëüêî çà íèìè çàêðûëàñü äâåðü, ÿ â èçíåìîæåíèè ðóõíóëà íà êðåñëî è âçäîõíóëà. Òàêèå ñëó÷àè î÷åíü âûìàòûâàþò ïñèõîëîãà – è ìîðàëüíî è ôèçè÷åñêè. ß óìûëàñü è îòêðûëà îêíî ÷òîáû õîòÿ áû íåìíîãî ïðîâåòðèòü êàáèíåò. Ñîãëàñíî çàïèñÿì, ñëåäóþùèé ïîñåòèòåëü äîëæåí áûë ÿâèòñÿ ÷åðåç ïÿòü ìèíóò è îí, à òî÷íåå îíà, äåéñòâèòåëüíî ïðèáûëà òî÷íî ê íàçíà÷åííîìó ñðîêó.

— Çäðàâñòâóéòå, — åäâà ñëûøíî ïðîèçíåñëà äåâóøêà. – ß íà ïðèåì.

— Äîáðî ïîæàëîâàòü. Ñíèìàéòå âåðõíþþ îäåæäó è ïðîøó çà ìíîé.

Íà ïåðâûé âçãëÿä åé áûëî îêîëî äâàäöàòè – íà ýòî óêàçûâàëè äåòñêèå ÷åðòû ëèöà, ïîïóëÿðíûé ó ïîäðîñòêîâ ðþêçàê âìåñòî ñóìî÷êè è âÿçàíàÿ øàïî÷êà ñ ïîìïîíîì. Íî, ïðè áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè, ÿ ïîíÿëà, ÷òî îøèáëàñü – ñêîðåå âñåãî îíà óæå óñïåëà çàêîí÷èòü óíèâåðñèòåò è ïàðó ëåò ïîðàáîòàòü. Ïî ïðîôåññèè – äèçàéíåð èëè êòî-òî âðîäå òîãî. Ïîêà ÿ íàëèâàëà ÷àé, òî óñïåëà çàìåòèòü, êàê îíà îòâå÷àåò êîìó-òî â ìåññåíäæåðå – äâèæåíèÿ êàçàëèñü î÷åíü áûñòðûìè, âèäèìî îíà äîâîëüíî ìíîãî ïîëüçîâàëàñü ýòèì ñðåäñòâîì ñâÿçè. Çàâèòûå êàøòàíîâûå âîëîñû âîäîïàäîì ñïàäàëè íà áåëóþ êîôòó ñ äëèííûìè ðóêàâàìè, íà êîòîðûõ âèäíåëèñü êðóïíûå ïåðëàìóòðîâûå ïóãîâèöû, à òåìíî-ñèíèå äæèíñû è çàìøåâûå ïîëóñàïîæêè íà íåáîëüøîì êàáëó÷êå äîâåðøàëè îáðàç ïðàêòè÷íîé ìîëîäîé æåíùèíû.

— Âîò, ïîæàëóéñòà, — ñêàçàëà ÿ, ïðîòÿãèâàÿ åé ÷àøêó.

— Ñïàñèáî, — âñå òàêæå òèõî îòâåòèëà îíà, ñìóùåííî óëûáíóâøèñü.

— ×òî æå, Íèêà – ÿ âàñ âíèìàòåëüíî ñëóøàþ.

— Ñ ÷åãî æå íà÷àòü, — îíà íåìíîãî ñäâèíóëà áðîâè, ïûòàÿñü ïîäîáðàòü ñëîâà. – ×åñòíî ãîâîðÿ, ÿ íåñêîëüêî ðàç ïðåäñòàâëÿëà, ÷òî èìåííî áóäó ãîâîðèòü, íî êîãäà äîøëî äî äåëà, âñå êóäà-òî óëåòó÷èëîñü…

— Òîãäà ïîïðîáóéòå ñ òîãî ìîìåíòà, êîãäà âñå ïîøëî íå òàê, êàê âû õîòåëè.

— Ýòî áûëî â ñåíòÿáðå, â òîò âå÷åð ìû îòìå÷àëè äåíü ðîæäåíèÿ äèðåêòîðà íàøåé ôèðìû. Îí çàêàçàë áåñåäêó ñ âèäîì íà íàáåðåæíóþ, ìîðå óãîùåíèé, âûïèâêè è òàíöå⠖ âñå êàê ïîëàãàåòñÿ. Ïîíà÷àëó, âñå øëî õîðîøî, íî áëèæå ê êîíöó ïîñèäåëîê ïîäíÿëñÿ âåòåð è, ïðîñíóâøèñü íà ñëåäóþùåå óòðî, ÿ ïî÷óâñòâîâàëà, êàê âîñïàëèëîñü ãîðëî. Âû çíàåòå, êàê ýòî áûâàåò ó «íåçàìåíèìûõ» ñîòðóäíèêî⠖ òåáå âñå âðåìÿ êàæåòñÿ, ÷òî âñÿ ðàáîòà îáÿçàòåëüíî âñòàíåò, äàæå åñëè òû îïîçäàåøü õîòÿ áû íà ÷àñ. ß áûñòðî ïðîïîëîñêàëà ðîò êàêèì-òî ñîñòàâîì, îñòàâøèìñÿ ñ ïðåäûäóùåé ïðîñòóäû, ïîñëå ÷åãî ïîáåæàëà â îôèñ. È òîëüêî ÷åðåç íåäåëþ ïîíÿëà, ÷òî ïåðåíîñèòü áîëåçíü «íà íîãàõ» áûëî îøèáêîé – âðà÷è äèàãíîñòèðîâàëè îñòðûé ëàðèíãèò. Ãîðëî âîñïàëèëîñü íàñòîëüêî ÷òî ÿ åäâà ìîãëà äûøàòü, íå òî, ÷òî ãîâîðèòü. Äîáàâüòå ê ýòîìó ãîëîâíûå áîëè, íàñìîðê è âñå â òàêîì äóõå è ñìîæåòå ïîíÿòü, íàñêîëüêî ïëîõî ìíå áûëî.

— Êàê äîëãî ýòî ïðîäîëæàëîñü? – ñïðîñèëà ÿ, âîñïîëüçîâàâøèñü ïàóçîé.

— ×óòü áîëüøå äâóõ íåäåëü, — ñîêðóøåííî âçäîõíóëà îíà. – Âàæíî äðóãîå, áîëåçíü äàëà îñëîæíåíèå – ÿ ïî÷òè ïîòåðÿëà ãîëîñ. Ïðèøëîñü çàíîâî ðàçðàáàòûâàòü ñâÿçêè…

— Âû äîâîëüíî íåïëîõî ãîâîðèòå.

— Ýòî ñåé÷àñ, à ïåðâûå ìåñÿöû âñå, ÷òî ïîëó÷àëîñü – ýòî êàêîå-òî ñòðàííîå áóëüêàíüå. ×åñòíî ãîâîðÿ, êîãäà ïðîöåäóðû íå äàëè íèêàêèõ ðåçóëüòàòîâ ó ìåíÿ îïóñòèëèñü ðóêè. ß õîäèëà â ìàãàçèí ñ ïëàíøåòîì, â êîòîðîì ïîêàçûâàëà êàññèðàì çàðàíåå çàãîòîâëåííûå ôðàçû, òðàòèëà êó÷ó âðåìåíè íà îáúÿñíåíèÿ òîãî, ÷òî ó ìåíÿ íåò âîçìîæíîñòè îáùàòüñÿ îáû÷íûì ñïîñîáîì. Îñîáåííî òÿæêî ïðèøëîñü íà ðàáîòå – ðàíüøå ïðèõîäèëîñü î÷åíü ìíîãî îáùàòüñÿ ñ çàêàç÷èêàìè ïî ïîâîäó âíåñåíèÿ ïðàâîê â ýñêèçû.

— Íî ñî âðåìåíåì âû ïðèâûêëè?

— Èìåííî! — ïðîèçíåñëà Íèêà. – Äî ýòîãî ñëó÷àÿ ìíå ïðèõîäèëîñü òðàòèòü ÷àñû íà ïîìîùü ìåíåå îïûòíûì èëè áîëåå ëåíèâûì êîëëåãàì – âåäü èìåííî òàê äîëæåí ïîñòóïàòü ëó÷øèé ñîòðóäíèê êîìïàíèè. Òåïåðü æå, ÿ ìîãëà ñïîêîéíî äåëàòü ñâîþ ðàáîòó, íå îòâëåêàÿñü íà äðóãèõ, è çíàåòå ÷òî? Ïîâûñèëàñü íå òîëüêî ìîÿ âûðàáîòêà, íî è âñåãî îòäåëà â öåëîì – íàðîä, ïîíÿâ, ÷òî ïîìîùè æäàòü íåîòêóäà, íà÷àë ðàçâèâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.  ñóïåðìàðêåòå, ðàñïîëîæåííîì çà óãëîì, ìåíÿ óæå çàïîìíèëè è íå ïðèõîäèëîñü ÷òî-ëèáî ãîâîðèòü, ÷òîáû ðàñïëàòèòüñÿ çà ïîêóïêè.

Îêðóæàþùèå ìåíÿ ëþäè ïîñòîÿííî ïîêàçûâàëè æàëîñòü ïî îòíîøåíèþ êî ìíå. Ýòî ïðîÿâëÿëîñü â îãðîìíîì êîëè÷åñòâå ðàçëè÷íûõ ìåëî÷åé: êîëëåãè ïðåäëàãàëè âûïîëíèòü çà ìåíÿ ÷àñòü îðãàíèçàöèîííûõ çàäà÷, õîòÿ ÿ áûëà âïîëíå ñïîñîáíà çàêîí÷èòü ñ íèìè ñàìîñòîÿòåëüíî, íà÷àëüíèê ñòàë âûäàâàòü ìåíåå òðóäîåìêèå â ïëàíå êîëè÷åñòâà ñîãëàñîâàíèé ïðîåêòû, äàæå â ñòîëîâîé ìíå íà÷àëè óñòóïàòü ìåñòî!

Читайте также:  Записка учителю об отсутствии ребенка по причине болезни

— Ïî íà÷àëó âàñ ýòî âûâîäèëî èç ñåáÿ, âåðíî?

— Íå òî ñëîâî! ß âåäü íå êàëåêà êàêîé-òî, ÷òîáû ìíå ìåñòî óñòóïàòü!

— ×òî âû ïðåäïðèíÿëè?

— Íè÷åãî, — îíà ïîòóõëà òàê æå áûñòðî, êàê è çàãîðåëàñü. – Ìíå ïðîñòî íàäîåëî ïîñòîÿííî ÷òî-òî ïèñàòü, ÷òîáû êîãî-òî ðàçóáåäèòü. Ïåðåòåðïåëà è ïîñòåïåííî ïðèâûêëà ê íîâîìó ïîðÿäêó âåùåé. À ïîòîì, â êàêîé-òî ìîìåíò, ïîéìàëà ñåáÿ íà ìûñëè ÷òî âñå ýòî ìíå íðàâèòñÿ. Ýòî æå òàê óäîáíî, êîãäà ìíå óñòóïàþò î÷åðåäü â êàññå, äàþò ëó÷øóþ ðàáîòó, íå âñòóïàþò â ñïîðû – è âñå òîëüêî ëèøü èç-çà ìîèõ îãðàíè÷åííûõ âîçìîæíîñòåé. ß íàñòîëüêî âæèëàñü â íîâóþ ðîëü, ÷òî íà÷àëà ñêðûâàòü ïîñòåïåííîå âûçäîðîâëåíèå.

— Âû íèêîìó íå ãîâîðèëè?

— Òîëüêî âàì.

— Âîò îíî êàê…

— Ñêîðåå âñåãî, âû äóìàåòå, ÷òî ìåíÿ çàåëà ñîâåñòü è áóäåòå ïðàâû, — ïðîøåïòàëà äåâóøêà. – ß íàñòîëüêî çàâðàëàñü ÷òî íå çíàþ, êàê æèòü äàëüøå.

— Âû áîèòåñü, ÷òî îäíàæäû âûäàäèòå ñåáÿ?

— È ýòîãî òîæå, — êèâíóëà îíà. – Ïîíèìàåòå, ÿ íå õî÷ó ìåíÿòü íûíåøíèé ïîðÿäîê âåùåé, íî ïðè ýòîì íå ìîãó íàéòè â ñåáå ñèëû ïîääåðæèâàòü åãî. Îñîáåííî òÿæêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ÿ âñòðå÷àþ íàñòîÿùèõ èíâàëèäî⠖ íà äóøå àæ êîøêè ñêðåáóò.

Äåâóøêà çàìîë÷àëà, äàâàÿ ìíå âðåìÿ îáäóìàòü óñëûøàííîå — îíà êàçàëàñü ïîäàâëåííîé è çàìêíóòîé â ñåáå. Ìíå óæå ïðèõîäèëîñü âñòðå÷àòüñÿ ñ ëþäüìè, äîëãîå âðåìÿ óäåðæèâàþùèìè â ñåáå ÷òî-òî, íî ýòîò ñëó÷àé îêàçàëñÿ ñàìûì íåîáû÷íûì èç íèõ.

— Íèêà, äàâàéòå âîîáðàçèì ñëåäóþùóþ ñèòóàöèþ: âàì íåîáõîäèìî êóïèòü ñåáå ÷òî-òî èç îäåæäû, î ÷åì âû ñîîáùàåòå ñâîåé áëèæàéøåé ïîäðóãå, êîòîðàÿ òóò æå ñîãëàøàåòñÿ âàì ïîìî÷ü, ïîñêîëüêó çíàåò âàøè ðàçìåðû è ïðåäïî÷òåíèÿ. Îíà ãîâîðèò: «Êîíå÷íî, Íèêà, ÿ ñ ðàäîñòüþ ïîìîãó – òåáå âåäü òàê òðóäíî ñåé÷àñ». ×òî âû ÷óâñòâóåòå â ýòîò ìîìåíò?

— ×òî ÷óâñòâóþ? – ýõîì îòîçâàëàñü äåâóøêà. – Òÿæåñòü è… ñîæàëåíèå — îíà íàâåðíÿêà áðîñèëà ðàäè ìåíÿ ñâîè äåëà.

— È âîò âû âìåñòå êóïèëè âñå ÷òî íóæíî, ÷åì çàéìåòåñü äàëüøå?

— Ðàçîéäåìñÿ ïî äîìàì, íàâåðíîå.

— À êàê áû âû ïîñòóïèëè ðàíüøå, äî áîëåçíè?

— Ïîñèäåëè áû ãäå-íèáóäü, Àíüêà ëþáèò êèíî – ìîæåò ñõîäèëè áû íà êàêîé-íèáóäü ñåàíñ.

— Òî åñòü, âàøà íåìîòà íå äàåò âàì âîçìîæíîñòü ïðîâåñòè âðåìÿ ñ ïîäðóãîé? Êîãäà âû âîîáùå âûõîäèëè ñ íåé êóäà-íèáóäü íå ïî äåëàì?

— Íå ïîìíþ, — ÷åñòíî ïðèçíàëàñü Íèêà.

— Êàê âû äóìàåòå, äîëãî ëè ïðîäëÿòñÿ âàøè ñ íåé îòíîøåíèÿ, ó÷èòûâàÿ ïðîèçîøåäøèå ñ âàìè èçìåíåíèÿ?

— Äóìàþ, íå äîëãî… — ïîíóðèâ ãîëîâó, ñêàçàëà äåâóøêà. –  ïîñëåäíèé ðàç, îíà î÷åíü íåîõîòíî ñîãëàñèëàñü ñúåçäèòü ê ìîèì ðîäèòåëÿì. Íî, ÷òî ñàìîå óæàñíîå — ÿ çíàëà, ÷òî îíà õîòåëà ïðîâåñòè ýòî âðåìÿ ñî ñâîèì ïàðíåì è âñå ðàâíî ïðîäîëæàëà åå óïðàøèâàòü. Êàêàÿ æå ÿ ýãîèñòêà!

Îíà çàêðûëà ëèöî ëàäîíÿìè è çàðûäàëà, à ÿ âñòàëà ñ êðåñëà è îòïðàâèëàñü çà ñàëôåòêàìè. Íèêå áûëî íåîáõîäèìî ñáðîñèòü íàïðÿæåíèå è ìíå ñëåäîâàëî çàïàñòèñü òåðïåíèåì. Íà ýòî ó íåå óøëî ìèíóò äåñÿòü, íå ìåíüøå, ïîñëå ÷åãî ÿ íàëèëà åé åùå ÷àÿ è ïðåäëîæèëà ïðîéòè â óáîðíóþ ÷òîáû ïðèâåñòè ñåáÿ â ïîðÿäîê – ïîòåêøèé ìàêèÿæ ïðèäàâàë äåâóøêå ñòðàøíûé âèä.

— ß òóò ïîäóìàëà… — íà÷àëà îíà, åùå íå óñïåâ âåðíóòüñÿ íà ñâîå ìåñòî, – ÷òî Àíÿ íå åäèíñòâåííàÿ ñ êåì ÿ òàê îáðàùàëàñü. Íå çíàþ, ñìîãóò ëè îíè ïðîñòèòü ìåíÿ åñëè óçíàþò ïðàâäó.

— Îíè òî÷íî âàñ íå ïðîñòÿò, åñëè âû ïðîäîëæèòå ïðèòâîðÿòñÿ.

— Íî ÷òî æå ìíå äåëàòü?

— Êàê ìèíèìóì, ïîíÿòü îäíó âàæíóþ âåùü – âàñ íèêòî íå çàñòàâëÿåò ãîâîðèòü. Ñóùåñòâóåò âåëèêîå ìíîæåñòâî ìîë÷àëèâûõ ëþäåé, è âû âïîëíå ìîæåòå ñòàòü îäíîé èç íèõ.

— Ïîíÿëà.

— Äàëüøå, âàì íåîáõîäèìî íà÷àòü èçáàâëÿòüñÿ îò ñâîåé âûìûøëåííîé èíâàëèäíîñòè. Ñîîáùèòå áëèçêèì è êîëëåãàì ÷òî íà÷àëè ïîòèõîíüêó âûçäîðàâëèâàòü. Ñî âðåìåíåì, âû, ñîâåðøåííî íåçàìåòíî äëÿ äðóãèõ âåðíåòåñü ê èçíà÷àëüíîìó ñîñòîÿíèþ è, âîçìîæíî, îñòàíåòåñü íà îñîáîì ñ÷åòó ó ðóêîâîäñòâà.

— Õîðîøî, — îòðåøåííî êèâíóëà îíà.

— Âàñ íå ðàäóþò òàêèå ïåðñïåêòèâû è ýòî íîðìàëüíî, íî âû óæå ïîíÿëè, ÷òî ïðèòâîðÿòüñÿ äàëüøå, çíà÷èò îáðå÷ü ñåáÿ íà îäèíî÷åñòâî, — ïðîäîëæèëà ÿ, äîáàâèâ â ãîëîñ òâåðäîñòè. — Äðóçüÿ ðàíî èëè ïîçäíî îòâåðíóòñÿ îò âàñ, à ðîäñòâåííèêè áóäóò ñòðàäàòü, ñèëÿñü îáëåã÷èòü âàì æèçíü. Âû, êîíå÷íî, ìîæåòå íàéòè íîâûõ äðóçåé ñðåäè òåõ, êòî íå ïîíàñëûøêå çíàåò, ÷òî òàêîå íåìîòà – íî ðàçâå ýòî òî, ÷åãî âû æåëàåòå?

— Íåò, ÿ ýòîãî íå õî÷ó, — óâåðåííî ñêàçàëà Íèêà.

— Âîò è çàìå÷àòåëüíî… Ìîæåò íà÷íåì èñïðàâëÿòü ýòî ïðÿìî ñåé÷àñ?

— Êàêèì îáðàçîì?

— Íàïèøèòå ñîîáùåíèå Àííå…

— Äóìàåòå ñòîèò?

Îáû÷íî ÿ ñòàðàëàñü íå òîðîïèòü êëèåíòîâ, íî ìíå îò÷åãî-òî êàçàëîñü, ÷òî Íèêà ìîæåò ñîðâàòüñÿ è ïðîäîëæèòü èçîáðàæàòü èíâàëèäà. Òàêèå ëþäè îáû÷íî íå âîçâðàùàþòñÿ ê ïñèõîëîãó è ïðîäîëæàþò ãðîáèòü ñîáñòâåííóþ æèçíü. Òàê ÷òî, ëó÷øèì ñïîñîáîì çàñòàâèòü èõ ñëåäîâàòü íóæíûì êóðñîì – ýòî ïðîèíôîðìèðîâàòü ðîäñòâåííèêîâ è äðóçåé, îòñåêàÿ òåì ñàìûì ïóòü ê îòñòóïëåíèþ.

— Óâåðåíà, — ñ íàæèìîì ïðîèçíåñëà ÿ.

— Êàê ñêàæåòå, — îòîçâàëàñü äåâóøêà è íà÷àëà íàáèðàòü òåêñò íà ñìàðòôîíå. – Ãîòîâî.

— Âîò è çàìå÷àòåëüíî. À åùå, êîãäà Àíÿ îòâåòèò, ïðåäëîæèòå åé îòìåòèòü ýòî ñîáûòèå. Îíà ñïðîñèò: «Ãäå?» — è âû óêàæåòå íà åå ëþáèìîå ìåñòî, ãäå îáÿçàòåëüíî ñîîáùèòå êàê ñèëüíî öåíèòå âñå, ÷òî îíà äëÿ âàñ ñäåëàëà.

— Ìû ïîéäåì â êèòàéñêèé ðåñòîðàí÷èê ðÿäîì ñ íàøèì îôèñîì, — ïðîøåïòàëà äåâóøêà, ñòåðåâ ðóêàâîì ñëåçó, — îíà ïðîñòî îáîæàåò åãî.

— Ýòî ñòàíåò õîðîøèì íà÷àëîì, — îáîäðÿþùå óëûáíóëàñü ÿ. – Çíàéòå: ïî íà÷àëó âàì áóäåò òðóäíî, íî áëèçêèå ñòàíóò íàäåæíîé îïîðîé, ñòîèò òîëüêî èì äîâåðèòüñÿ. À åñëè òåðïåòü ñòàíåò íåâìîãîòó — ïðèõîäèòå ñþäà.

— Äóìàþ, ÿ ñïðàâëþñü, — âîîäóøåâëåííî çàÿâèëà îíà. – Ñïàñèáî âàì áîëüøîå! Ìíå áûë î÷åíü íóæåí ýòîò ðàçãîâîð.

Источник