Болезнь когда кажется что все это уже было

Болезнь когда кажется что все это уже было thumbnail

Я уже был здесь, был в этом месте, переживал эту ситуацию. Наверняка вам знакомо это странное ощущение. По статистике 70 процентов здоровых людей однажды испытывали подобное чувство.

Оригинал статьи на сайте imagoz.ru по ссылке.

Ученые из разных отраслей науки изучают этот феномен, формулируют теории, религии сопоставляют феномен дежавю с реинкарнацией, а психиатры настаиваю, что дежавю – это предпосылка к серьезному психическому заболеванию. Несмотря на большое количество концепций, связанных с происхождением эффекта дежавю, исследователи до сих пор не могут понять, что является причиной появления этого феномена, как и прийти к единому выводу о том, откуда же оно берется.

Первыми за изучение феномена дежавю взялись психологи. Французский философ и психолог Эмиль Буарак в своей работе «Психология будущего» использовал французское слово «дежавю», буквальный перевод которого значит «уже виденное». До этого данному явлению не придавали особого значения и не считали его психическим явлением. Все это потому, что поймать момент дежавю почти невозможно, длится оно считанные секунды – от 10 до 30 секунд и чаще случается вечером и по выходным.

Джозеф Хеллер в своем произведении «Уловка 22» говорит о дежавю как о неком таинственном и необъяснимом чувстве, будто бы человек уже переживал такую ситуацию когда-то. Феномен получил свое изначальное научное обоснование в 1983 году. Его дал В. Нэппо — ученый, занимающийся исследованиями в психоневрологии. В нём же Нэппо отметил 20 отдельных видов дежавю. Алан Браун в «Опыте дежавю» (его научное исследование) предложил 30 разных причин возникновения этого чувства, включив помимо заболеваний, разные виды усталости и стресса.

Результат реинкарнации?

Другие исследователи поддерживают теорию перерождения, т.е. реинкарнации. Мы узнаем то, что ощущали, чувствовали, слышали и видели, но не в этой, а в прошлой жизни. Это, кажется, почти невероятным, но многие исследователи прибегали к рассмотрению именно этой трактовки теории и пытались доказать, что она является истинно верной. Первым, кто её выдвинул, был ученик Зигмунда Фрейда швейцарский психолог Карл Юнг. Однако, он представил этот феномен как своего рода генетическую память.

Бесконечная Вселенная

Предположение о повторяемом перерождении Вселенной очень близка к идее о генетической памяти. Из этой теории следует, что мы уже проживали все это и будем продолжать переживать снова и снова.

Ошибка сна

Загмунд Фрейд полагал, что дежавю возникает в процессе забывания снов. Некоторые современные исследователи, изучающие сновидения, с ним согласны. Вся суть состоит в том, что чаще нам снятся события из нашей повседневности. За время сна мозг обрабатывает все возможные варианты событий будущего, которые связаны с тем, что тревожит или волнует нас в настоящий момент. Однако, сложность в том, что обычно мы не запоминаем свои сны.

Таким образом некоторые ученые утверждают, что даже если мы не в силах вспомнить сны, они остаются у нас в памяти и иногда проявляются – это и есть дежавю.

Проблемы с памятью

Таким образом теория о забытых снах звучит научно, и некоторые ученые предполагают, что всему виной сбои в работе памяти. Некоторые исследователи склоняются к мнению, что явление дежавю вызвано ошибкой в ходе обработки воспоминаний.

Все, что произошло совсем недавно – сразу отправляется в кратковременную память. Другая информация, которую мы используем постоянно, каждый день, попадает в долговременную память. Дежавю происходит, когда между событием из кратковременной памяти и с тем, что хранится в долговременной произошел разрыв. Мозг начинает думать, что событие уже происходило раньше и возникает эффект дежавю.

Обычный стресс или серьезная болезнь?

Так, например, частые приступы дежавю могут вызывать повреждения мозга. Однако, хватит и сильного стресса, чтобы произошел сбой. Такое может произойти с каждым. Ученые выяснили, что чаще всего эффект дежавю испытывают подростки от 15 до 19 лет и люди среднего возраста от 30 до 35 лет.

Однако, медики считают этот необычный феномен серьезным симптомом. Еще Аристотель был убежден, что дежавю – это нечто иное как предпосылка к зарождению психической патологии.

Феномен со всех сторон

Дежавю интересно своей разносторонностью. Большинство исследователей сходятся в том, что дежавю – это повод задуматься, возможно произошел какой-то сбой, что-то пошло не так. Врачи воспринимают этот феномен как опасную стрессовую ситуацию или еще хуже, психическую патологию.

Ученые всего мира утверждают, что активно исследуют явление дежавю, так что серьезные открытия в данной области еще впереди.

Что вы думаете на этот счёт? Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на КАНАЛ!

Подготовила автор портала www.imagoz.ru Kali

Получите 300 руб. на первую покупку от одного из крупнейших интернет магазинов! Подробнее здесь!

Источник

Болезнь когда кажется что все это уже было

Это называется дежавю, что в переводе с французского означает «уже видел». Чувство, охватывающее вас в какие-то моменты и говорящее: «Здесь я уже был, это я уже делал». Хотя на самом деле ничего такого не было. Это чувство может быть таким сильным, что даже трудно поверить в его нереальность.

Приступы дежавю, кажется, свидетельствуют о том, что одни и те же кусочки жизни мы проживаем снова и снова. Вероятно, именно это обстоятельство привело к тому, что дежавю считается некоторыми людьми доказательством существования реинкарнации — идеи, что наша душа проживает множество жизней.

Другие усматривают в нем доказательство существования предвидения — знания о событии до того, как оно произойдет, — и текучести времени. Сторонники этой точки зрения считают, что будущее существует параллельно с прошлым и настоящим.

Они говорят, что иногда события кажутся нам знакомыми вследствие того, что мы где-то на подсознательном уровне знаем, что это должно было произойти.

Ученые придерживаются более «земного» объяснения. Они придумали сотни различных объяснений дежавю, но никто не знает, какое из них верное (если такое среди них вообще есть).

Хотя ученые и не знают, что вызывает дежавю, многие считают, что это явление тесно связано с системой памяти нашего мозга. Дежавю, по их мнению, может быть чем-то вроде сбоев в работе памяти. В пользу этого мнения приводится довод о том, что дежавю мы переживаем чаще всего после продолжительного стресса, когда мы переутомлены.

Некоторые ученые говорят, что дежавю случается, когда одно полушарие фиксирует события на долю секунды раньше другого. Поэтому у вас возникает чувство, словно вы дважды переживаете одно и то же.

Ваш мозг содержит от 5 до 20 млрд нейронов (нервных клеток). В состав мозга входят также глиальные клетки, их примерно в 10 раз больше, чем нейронов. Глия заполняет пространство между нейронами, образуя несущий каркас нервной ткани. Каждый нейрон имеет около 1000 синапсов, которыми он соединен с другими нейронами. Неудивительно, что мозг в состоянии сохранять практически бесчисленное количество воспоминаний.

Есть и новая интригующая идея, что события в памяти сохраняются в виде своего рода голограмм. Голограмма — это трехмерное изображение, сделанное с помощью лазера. Самое интересное здесь то, что все голографическое изображение можно восстановить по любой небольшой его части.

Как же возможно, что воспоминания хранятся в виде голограмм? Ученые говорят, что информация о любом воспоминании хранится в различных местах мозга. Можно удалить какую-то часть мозга, содержащую кусочек воспоминания, но пациент при этом все же сможет вызвать полную картину в своих воспоминаниях. Как это возможно? Как и в случае с голограммой, любой фрагмент воспоминания можно использовать, чтобы восстановить всю картину.

По этой теории получается, что дежавю может вызываться тем, что некоторые текущие события имеют схожие моменты с уже происходившими с вами событиями. Мозг может брать кусочки различных воспоминаний, очень похожих друг на друга (например, два воспоминания о собаке в красном свитере), и объединять их в новое, вымышленное воспоминание — дежавю.

Что бы его ни вызывало, дежавю может включать в себя несколько совпадений. Дерматолог по имени Стивен Кон написал об одной случайной встрече с каким-то молодым человеком в Нью-Йорке. Мужчина стоял с озадаченным выражением лица перед магазином с одеждой.

Он сказал доктору Кону, что впервые в Нью-Йорке. Но его охватило чувство, словно он уже стоя здесь когда-то и, глядя на точно такой же костюм в витрине, рассказывал незнакомцу, доктору Кону о своем дежавю. Таким образом, переживание молодого человека было как бы дежавю в дежавю.

Но чего молодой человек никак не мог знать, так это то, что мужчина из его «двойного дежавю» был не обычным прохожим, а доктором. Доктор Кон защитил свою диссертацию на тему дежавю.

Источник

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Èç-çà îïóõîëè â ìîçãå Ïýòà Ëîíãà ïðåñëåäîâàëè òàêèå íàâÿç÷èâûå ïðîÿâëåíèÿ äåæàâþ, ÷òî îí íà÷àë ñòàâèòü ïîä ñîìíåíèå ñàìó ðåàëüíîñòü ñ íèì ïðîèñõîäÿùåãî è ñâîåé æèçíè êàê òàêîâîé. Åãî èñòîðèÿ, âïåðâûå îïóáëèêîâàííàÿ íà ñàéòå Mosaic, ìîæåò ìíîãîå íàì ðàññêàçàòü î ïðèðîäå ýòîãî ôåíîìåíà.

Íåñêîëüêî ëåò íàçàä, â îäèí âïîëíå îáû÷íûé è äàæå ñêó÷íûé äåíü ñî ìíîé ïðîèçîøëî íå÷òî íåîáû÷íîå.

ß ïðèëåã ïîä äåðåâîì â ïàðêå íà âîñòîêå Ëîíäîíà è âäðóã ïî÷óâñòâîâàë ãîëîâîêðóæåíèå — ïîñëå ÷åãî ìåíÿ íàêðûëî.

Ïàðê èñ÷åç, ÿ óâèäåë ñåáÿ ëåæàùèì íà êëåò÷àòîì ïëåäå äëÿ ïèêíèêà ñðåäè âûñîêèõ êîëîñüåâ çîëîòèñòîé ïøåíèöû.

Âèäåíèå áûëî î÷åíü ðåàëèñòè÷íûì è ÿðêèì. ß ñëûøàë ëåãêèé øåëåñò êîëûøóùèõñÿ íà âåòðó êîëîñüåâ, îùóùàë òåïëî ñîëíå÷íûõ ëó÷åé íà ëèöå è ñìîòðåë íà ïàðèâøèõ â íåáå ïòèö.

ß ïîíèìàë, ÷òî ýòî — ìîè âîñïîìèíàíèÿ, î÷åíü ïðèÿòíûå âîñïîìèíàíèÿ. Íî äåëî â òîì, ÷òî ÿ íèêîãäà â æèçíè íå ëåæàë ñðåäè ïøåíè÷íîãî ïîëÿ. Òî, ÷òî ÿ ïåðåæèë, áûëî ÷ðåçâû÷àéíî èíòåíñèâíîé ôîðìîé ïñèõîñåíñîðíîé èëëþçèè.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Âî âðåìÿ ñâîåãî ïåðâîãî äåæàâþ Ïýò Ëîíã îêàçàëñÿ ïîñðåäè ïøåíè÷íîãî ïîëÿ

Íàøè âîñïîìèíàíèÿ êàæóòñÿ íàì íåîòúåìëåìîé, ÷óòü ëè íå ñâÿùåííîé ÷àñòüþ íàøåãî «ÿ». Ìåëîäèÿ èç ñòàðîé òåëåâèçèîííîé ðåêëàìû, èìÿ ïðåäûäóùåãî ïðåìüåð-ìèíèñòðà èëè êëþ÷åâîé ìîìåíò ïîïóëÿðíîãî â ñâîå âðåìÿ àíåêäîòà — âîñïîìèíàíèÿ ñîñòàâëÿþò ÷àñòü íàøåé èíäèâèäóàëüíîñòè.

Ïàìÿòü îáû÷íî ðàáîòàåò íåçàìåòíî, â ôîíîâîì ðåæèìå, ïîêà ìû çàíèìàåìñÿ ïîâñåäíåâíûìè äåëàìè.

Ìû ïðèâûêëè ê åå ýôôåêòèâíîñòè è âîñïðèíèìàåì ýòî êàê íå÷òî åñòåñòâåííîå. Ïîêà â ñèñòåìå íå ïðîèñõîäèò ñáîé.

Ïîñëåäíèå ïÿòü ëåò ÿ ñòðàäàþ îò ýïèëåïòè÷åñêèõ ïðèïàäêîâ, ïðè÷èíà êîòîðûõ — ñíà÷àëà îïóõîëü ðàçìåðîì ñ ëèìîí â ïðàâîé ÷àñòè ìîçãà, à çàòåì — åå óäàëåíèå.

Äî òîãî, êàê åå äèàãíîñòèðîâàëè, ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ àáñîëþòíî çäîðîâûì. Ìíå áûëî çà 30, è ÿ íå èìåë íèêàêèõ ñèìïòîìîâ äî òåõ ïîð, ïîêà îäíàæäû — ïîñëå ïåðâîãî ïðèñòóïà — íå î÷íóëñÿ íà êóõîííîì ïîëó ñ ñèíÿêàìè ïîä ãëàçàìè.

Ïðèñòóïû, èëè ñóäîðîãè, ñëó÷àþòñÿ ïîñëå âíåçàïíîãî ýëåêòðè÷åñêîãî ðàçðÿäà â ãîëîâíîì ìîçãå.

Èì, êàê ïðàâèëî, ïðåäøåñòâóåò ñîñòîÿíèå, êîòîðîå íàçûâàþò àóðîé — ýòî ìåíåå èíòåíñèâíûé ïðèïàäîê, êîòîðûé ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ãàëëþöèíàöèÿìè èëè íåîáû÷íûìè îùóùåíèÿìè.

 íà÷àëå ïðèñòóïà áîëüíûå ìîãóò èñïûòûâàòü ñèíåñòåçèþ (êîãäà ÷åëîâåê îäíîâðåìåííî âîñïðèíèìàåò äâóìÿ èëè áîëåå îðãàíàìè ÷óâñòâ òî, ÷òî îêðóæàþùèå ñïîñîáíû îùóòèòü ëèøü îäíèì — Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà), ÷ðåçâû÷àéíóþ ýéôîðèþ èëè äàæå îðãàçì.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Ýïèëåïòè÷åñêàÿ àóðà ìîæåò äàâàòü ÿðêèå ãàëëþöèíàöèè, â òîì ÷èñëå è â ôîðìå äåæàâþ

Ó ìåíÿ âñ¸ íå ñòîëü óâëåêàòåëüíî. ß îáû÷íî ïåðåæèâàþ âíåçàïíîå èçìåíåíèå ïåðñïåêòèâû, ó÷àùåííîå ñåðäöåáèåíèå, áåñïîêîéñòâî è èíîãäà ñëóõîâûå ãàëëþöèíàöèè.

Îäíèì èç ïåðâûõ ýïèëåïòè÷åñêóþ àóðó îïèñàë àíãëèéñêèé íåâðîëîã-íîâàòîð Äæîí Õüþëèíãñ Äæåêñîí. Îí îòìåòèë, ÷òî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÷àñòî ÿâëÿþòñÿ ÿðêèå ãàëëþöèíàöèè, ïîõîæèå íà âîñïîìèíàíèÿ.

Ãëàâíûé ïðèçíàê ìîåé àóðû — äåæàâþ. Íå ïîìíþ, ÷òîáû ÿ ïåðåæèâàë èõ ðàíüøå, íî òåïåðü îíè ñëó÷àþòñÿ äî äåñÿòè ðàç â äåíü.

È ìåíÿ áåñïîêîèò, íå ïåðåðàñòåò ëè â áåçóìèå ýòî ðàçìûòèå ãðàíèö ìåæäó áðåäîì è ðåàëüíî ïåðåæèòûìè ñîáûòèÿìè.

Ïûòàÿñü ïîíÿòü, ÷òî òàêîå äåæàâþ, ÿ íàäåþñü íàó÷èòüñÿ âñåãäà âîçâðàùàòüñÿ ê ðåàëüíîñòè èç òåõ óäèâèòåëüíûõ ìåñò, êóäà ìåíÿ îòïðàâëÿåò âîîáðàæåíèå.

 ñâîåì ðîìàíå «Óëîâêà 22» Äæîçåô Õåëëåð îïèñûâàë äåæàâþ êàê «ñòðàííîå, ìèñòè÷åñêîå îùóùåíèå, ÷òî âû óæå ïåðåæèâàëè ïîäîáíóþ ñèòóàöèþ êîãäà-òî ðàíüøå».

Òåðìèí ïðîèñõîäèò îò ôðàíöóçñêîãî âûðàæåíèÿ déjà vu «óæå âèäåë» è îáîçíà÷àåò ðÿä ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé «ãëþêîâ» ïàìÿòè.

50 îïðîñîâ, ïðîâåäåííûõ â ðàçíîå âðåìÿ, ïîêàçûâàþò, ÷òî îêîëî äâóõ òðåòåé çäîðîâûõ ëþäåé ïåðåæèëè äåæàâþ â òîò èëè èíîé ìîìåíò ñâîåé æèçíè. Ìíîãèå íå îáðàùàþò íà íèõ âíèìàíèÿ, ñ÷èòàÿ ñòðàííîé èëëþçèåé.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Íàøà ïàìÿòü îáû÷íî ðàáîòàåò íåçàìåòíî, â ôîíîâîì ðåæèìå, ïîêà ìû çàíèìàåìñÿ ïîâñåäíåâíûìè äåëàìè

Åñëè äåæàâþ îáû÷íî ìèìîëåòíî è åìó íå ïðèäàþò áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òî déjà vécu — «óæå ïåðåæèòîå» — çíà÷èòåëüíî áîëåå òðåâîæíîå îùóùåíèå.

 îòëè÷èå îò äåæàâþ, äåæàâåêþ çàñòàâëÿåò ïî÷óâñòâîâàòü, ÷òî âû óæå ïåðåæèâàëè êîãäà-òî äàííóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñîáûòèé.

Îïðåäåëÿþùàÿ ÷åðòà äåæàâþ — ñïîñîáíîñòü ñîçíàâàòü, ÷òî ýòî èëëþçèÿ, à íå ðåàëüíîñòü. À âîò ëþäè, êîòîðûå îùóùàþò ýôôåêò «óæå ïåðåæèòîãî», òåðÿþò ýòó ñïîñîáíîñòü ïîëíîñòüþ.

Îäèí èç âåäóùèõ ýêñïåðòîâ ïî äåæàâþ ïðîôåññîð Êðèñ Ìóëåí ðàññêàçûâàåò î ïàöèåíòå, ñ êîòîðûì îí ðàáîòàë â êëèíèêå ðàññòðîéñòâ ïàìÿòè â ãîðîäå Áàò.

Èç-çà ïîñòåïåííîé ïîòåðè ìîçãîâûõ êëåòîê, âûçâàííîé äåìåíöèåé, ìóæ÷èíà ñòðàäàë îò ïîñòîÿííûõ è íàâÿç÷èâûõ äåæàâþ.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Èíîãäà êàæåòñÿ, ÷òî øåñòåðåíêè â íàøåì ìîçãó îñòàíàâëèâàþòñÿ, ÷òîáû ìû âñïîìíèëè íå÷òî, î ÷åì è íå ïîäîçðåâàëè ðàíüøå…

Îí áðîñèë ñìîòðåòü òåëåâèçîð èëè ÷èòàòü ãàçåòû, òàê êàê ñ÷èòàë, ÷òî çíàåò, ÷òî òàì äîëæíî ïðîèçîéòè.

Äàæå ïîçíàêîìèâøèñü ñ ïðîôåññîðîì Ìóëåíîì, îí ñðàçó çàÿâèë, ÷òî îíè óæå âñòðå÷àëèñü, è íàçâàë êîíêðåòíîå âðåìÿ è ìåñòî, ãäå ýòî ïðîèçîøëî.

Ïîñëå ïåðâîé âñòðå÷è ñ ýòèì ïàöèåíòîì ïðîôåññîð Ìóëåí çàèíòåðåñîâàëñÿ ïðè÷èíàìè äåæàâþ, à òàêæå òåì, êàê ýòè ñóáúåêòèâíûå ôàíòàçèè ìîãóò âìåøèâàòüñÿ â ïîâñåäíåâíóþ ðàáîòó ïàìÿòè.

Íî âðà÷ ñòîëêíóëñÿ ñ íåïðîñòîé ïðîáëåìîé — îùóùåíèå äåæàâþ íàñòîëüêî ìãíîâåííî è íåäîëãîâå÷íî, ÷òî âîññîçäàòü åãî â êëèíè÷åñêèõ óñëîâèÿõ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî. Òî, ÷òî îí ïûòàëñÿ ñäåëàòü, áûëî ïîõîæå íà ïîïûòêè ïîéìàòü ìîëíèþ â áóòûëêó.

Ôåíîìåí äåæàâþ èññëåäîâàëè ìíîãèå ó÷åíûå — îò ïàðàïñèõîëîãà êîíöà XIX âåêà Ýìèëÿ Áîéðàêà, êîòîðûé, â ÷àñòíîñòè, èíòåðåñîâàëñÿ ôåíîìåíîì ÿñíîâèäåíèÿ, äî Çèãìóíäà Ôðåéäà.

 îäíîé èç ñàìûõ èçâåñòíûõ ñâîèõ ðàáîò «Ïñèõîïàòîëîãèÿ îáûäåííîé æèçíè» Ôðåéä èññëåäîâàë, ñðåäè ïðî÷åãî, è äåôåêòû ïàìÿòè.

 êíèãå, ê ïðèìåðó, îïèñàí îïûò æåíùèíû, êîòîðàÿ ïðèøëà äîìîé ê ñâîåìó çíàêîìîìó âïåðâûå, íî ïðè ýòîì óòâåðæäàëà, ÷òî òî÷íî çíàåò ðàñïîëîæåíèå âñåõ êîìíàò.

Ïåðâîå íàó÷íîå îïðåäåëåíèå äåæàâþ ñôîðìóëèðîâàë â 1983 ãîäó ïñèõîíåâðîëîã èç ÞÀÐ Âåðíîí Íýïïî. Îí òàêæå îïðåäåëèë 20 îòäåëüíûõ âèäîâ ýòîãî ôåíîìåíà, íå âñå èç êîòîðûõ áûëè ñâÿçàíû ñî ñïîñîáíîñòüþ âèäåòü.

Òàê, íàïðèìåð, îäèí èç ïàöèåíòîâ Êðèñà Ìóëåíà, êîòîðûé áûë ñëåïûì îò ðîæäåíèÿ, óòâåðæäàë, ÷òî èìåë äåæàâþ.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Ó Ôðåéäà îïèñàí îïûò æåíùèíû, êîòîðàÿ ïðèøëà äîìîé ê ñâîåìó çíàêîìîìó âïåðâûå, íî ïðè ýòîì óòâåðæäàëà, ÷òî òî÷íî çíàåò ðàñïîëîæåíèå âñåõ êîìíàò

Êëàññèôèêàöèÿ ïðîôåññîðà Íýïïî âêëþ÷àåò òàêèå ôåíîìåíû, êàê déjà senti («óæå îùóùàë») è déjà entendu («óæå ñëûøàë»).

Ôðåéä îøèáî÷íî îòíîñèë äåæàâþ ê èñêëþ÷èòåëüíî ïñèõîëîãè÷åñêèì ÿâëåíèÿì, ÷òî ïðèâåëî ê ñìåùåíèþ ýòîãî ôåíîìåíà â ïëîñêîñòü ìèñòè÷åñêèõ ôåíîìåíîâ.

 îïðîñå Ãýëëàïà â 1991 ãîäó äåæàâþ ïîñòàâèëè â îäèí ðÿä ñ âîïðîñàìè îá àñòðîëîãèè, ïàðàíîðìàëüíîé àêòèâíîñòè è ïðèçðàêàõ.

Ìíîãèå ëþäè íå ñ÷èòàþò äåæàâþ ÷àñòüþ îáû÷íîé êîãíèòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ìîçãà, à íåêîòîðûå äàæå âåðÿò, ÷òî ýòî ïðèçíàê ýêñòðàñåíñîðíûõ ñïîñîáíîñòåé.

Ëè÷íî ìíå íåñëîæíî îïðîâåðãíóòü ïîñëåäíåå óòâåðæäåíèå, íî ñàìî ñóùåñòâîâàíèå òàêîãî ìíåíèÿ ïîêàçûâàåò, êàê ìàëî âíèìàíèÿ óäåëÿëà äåæàâþ îôèöèàëüíàÿ íàóêà.

Ðàíüøå ó÷åíûå ñ÷èòàëè, ÷òî íàøè âîñïîìèíàíèÿ õðàíÿòñÿ â ìîçãó â îðãàíèçîâàííîì ïîðÿäêå, êàê äîêóìåíòû â êàðòîòåêå.

Íî â íà÷àëå 1970-õ ýòó òåîðèþ îïðîâåðã íåéðîáèîëîã ïðîôåññîð Ýíäåë Òàëâèíã. Îí çàÿâèë, ÷òî âîñïîìèíàíèÿ íà ñàìîì äåëå äåëÿòñÿ íà äâå ðàçíûå ãðóïïû.

Îäíà èç íèõ — ýòî ñåìàíòè÷åñêàÿ ïàìÿòü.  íåé õðàíÿòñÿ îáùèå ôàêòû, êîòîðûå íå çàâèñÿò îò íàøåãî ëè÷íîãî îïûòà.

Êî âòîðîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ ýïèçîäè÷åñêèå âîñïîìèíàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ñîáûòèÿìè íàøåé æèçíè èëè ëè÷íûìè ïåðåæèâàíèÿìè.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Íàì êàæåòñÿ, ÷òî âñå íàøè âîñïîìèíàíèÿ õðàíÿòñÿ â ïàìÿòè â îäíîì ìåñòå è ðàçëîæåíû ïî ïîëî÷êàì: íàïðèìåð, âîò çäåñü — âñ¸, ÷òî êàñàåòñÿ òîãî, êóäà íàñ âîäèëè â äåòñòâå

Çíàíèå òîãî, ÷òî Ìóçåé åñòåñòâåííîé èñòîðèè íàõîäèòñÿ â Ëîíäîíå, — ñåìàíòè÷åñêàÿ ïàìÿòü, à âîñïîìèíàíèÿ î òîì, êàê ÿ â 11 ëåò õîäèë â íåãî íà ýêñêóðñèþ ñ êëàññîì, — ýïèçîäè÷åñêèå.

Ñ ïîìîùüþ íîâûõ òåõíîëîãèé â èññëåäîâàíèè ìîçãà, â ÷àñòíîñòè ÌÐÒ, ïðîôåññîð Òàëâèíã îáíàðóæèë, ÷òî ýïèçîäè÷åñêèå âîñïîìèíàíèÿ ôîðìèðóþòñÿ â âèäå íåáîëüøèõ ôðàãìåíòîâ èíôîðìàöèè â ðàçíûõ îòäåëàõ ìîçãà, à çàòåì ñîáèðàþòñÿ â åäèíîå öåëîå.

«Ïðîöåññ âîñïîìèíàíèÿ ïîõîæ íà ìûñëåííîå ïóòåøåñòâèå âî âðåìåíè, êîãäà ìû âíîâü ïåðåæèâàåì òî, ÷òî ïðîèçîøëî â ïðîøëîì», — îáúÿñíÿåò ó÷åíûé.

Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî äåæàâþ èñïûòûâàþò èìåííî òå ïàöèåíòû, ó êîòîðûõ ýïèëåïòè÷åñêèé ïðèñòóï áåðåò ñâîå íà÷àëî â ó÷àñòêàõ ìîçãà, îòâå÷àþùèõ çà ôîðìèðîâàíèå âîñïîìèíàíèé.

 ñâîåì òðóäå «Îïûò äåæàâþ» ïðîôåññîð Àëàí Áðàóí ïðåäëàãàåò 30 ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí, ïî÷åìó ýòî îùóùåíèå âîçíèêàåò.

Êðîìå ïàòîëîãèé (íàïðèìåð, ýïèëåïñèè), äåæàâþ ìîãóò òàêæå âûçâàòü ñòðåññ è óñòàëîñòü.

Ïðîôåññîð Áðàóí — ñòîðîííèê òàê íàçûâàåìîé òåîðèè ðàçäåëåííîãî âîñïðèÿòèÿ. Òåîðèÿ îïèñûâàåò òàêîå âîñïðèÿòèå äåéñòâèòåëüíîñòè, êîãäà ìîçã íå óäåëÿåò äîñòàòî÷íî âíèìàíèÿ òîìó, ÷òî ïðîèñõîäèò âîêðóã.

Íàïðèìåð, êîãäà ÷åëîâåê ñîáèðàåòñÿ ïåðåñå÷ü îæèâëåííóþ óëèöó, íî îòâëåêàåòñÿ íà âèòðèíó ìàãàçèíà. À ïîòîì, êîãäà ïåðåõîäèò óëèöó, çàäóìûâàåòñÿ, çà÷åì îí ýòî äåëàåò.  ýòîò ìîìåíò íåðâíàÿ ñèñòåìà ðàçäåëåíà íà äâå ôàçû îäíîãî îïûòà.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Ýòî ïîõîæå íà îùóùåíèå, êîãäà âû ïåðåøëè óëèöó, íî íå ìîæåòå âñïîìíèòü, çà÷åì

Äðóãîå îáúÿñíåíèå ïðåäïîëàãàåò, ÷òî äåæàâþ âûçâàíî îøèáêîé â ïðîöåññå îáðàáîòêè âîñïîìèíàíèé.

Êîãäà ìîçã îñîçíàåò ñîáûòèÿ, îí äîáàâëÿåò êàæäîìó èç íèõ ñâîåîáðàçíóþ îòìåòêó âðåìåíè, êîãäà îíî ñëó÷èëîñü. È, ñëåäîâàòåëüíî, äåæàâþ âîçíèêàåò, êîãäà ìåæäó óâèäåííûì ñîáûòèåì è ìîìåíòîì ïîñòàíîâêè «øòàìïà» ðâåòñÿ ñâÿçü.

 òàêîé ìîìåíò ìîçã íà÷èíàåò äóìàòü, ÷òî ñîáûòèå óæå ñëó÷àëîñü ðàíüøå.

Èññëåäîâàòåëè Àëàí Áðàóí è Ýëèçàáåò Ìàðø ïðîâåëè íà êàôåäðå ïñèõîëîãèè è íåéðîáèîëîãèè Óíèâåðñèòåòà Äüþêà ýêñïåðèìåíò. Îíè ïîïûòàëèñü ïðîâåðèòü òåîðèþ Áðàóíà î òîì, ÷òî äåæàâþ âîçíèêàåò èç-çà îøèáêè â ðàáîòå ãèïïîêàìïà (îáëàñòè ãîëîâíîãî ìîçãà, ó÷àñòâóþùåé â ìåõàíèçìàõ ôîðìèðîâàíèÿ ýìîöèé è êîíñîëèäàöèè ïàìÿòè — Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà), êîãäà ýòîò ó÷àñòîê ìîçãà îáðàáàòûâàåò âîñïîìèíàíèÿ.

 ýêñïåðèìåíòå ó÷àñòâîâàëè ñòóäåíòû Áðàóíà è Ìàðøà. Ñíà÷àëà èì ïîêàçàëè ôîòîãðàôèè ðàçíûõ ïîìåùåíèé â èõ óíèâåðñèòåòàõ: áèáëèîòåêè, àóäèòîðèè è êîìíàòû îáùåæèòèé.

×åðåç íåäåëþ ñòóäåíòàì ñíîâà ïîêàçàëè òå æå ôîòîãðàôèè, íî ìåæäó ñëàéäàìè âñòàâèëè èçîáðàæåíèå íîâûõ êîìíàò.

Êîãäà èñïûòóåìûõ ñïðîñèëè, áûëè ëè îíè ðàíåå â ýòèõ ìåñòàõ, íåêîòîðûå ýòî ïîäòâåðäèëè, äàæå êîãäà íà ñíèìêå áûëî ïîìåùåíèå â äðóãîì óíèâåðñèòåòå, ãäå èì áûâàòü íå ïðèõîäèëîñü.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Äåæàâþ ÷àñòî âîçíèêàåò, êîãäà ÷åëîâåê ïðåáûâàåò â ðàññëàáëåííîì ñîñòîÿíèè

Óíèâåðñèòåòñêèå çäàíèÿ âûãëÿäÿò äîâîëüíî ïîõîæå. Áðàóí è Ìàðø ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî ëèøü îäíîãî ýëåìåíòà èçîáðàæåíèÿ èëè îïûòà äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ìîçã âîñïðèíÿë âñþ ñöåíó öåëèêîì êàê çíàêîìóþ.

Íî âîò âîïðîñ: ïî÷åìó äåæàâþ ñëó÷àþòñÿ ó ëþäåé, íå èìåþùèõ áîëåçíåé ìîçãà?

Ïðîôåññîð Áðàóí îòìå÷àåò, ÷òî çäîðîâûå ëþäè ïåðåæèâàþò äåæàâþ ëèøü íåñêîëüêî ðàç â ãîä, è îáû÷íî ýòî îùóùåíèå âûçûâàåòñÿ êàêèìè-òî ôàêòîðàìè îêðóæàþùåé ñðåäû.

«Äåæàâþ êàê ïðàâèëî îõâàòûâàåò âàñ â ïîìåùåíèè, êîãäà âû ÷óâñòâóåòå ñåáÿ ñïîêîéíî, — îòìå÷àåò ïðîôåññîð Áðàóí. — Èëëþçèþ ÷àñòî ñîïðîâîæäàþò óñòàëîñòü èëè ñòðåññ».

Äåæàâþ îáû÷íî äëÿòñÿ íåäîëãî (10-30 ñåêóíä), ÷àùå ñëó÷àþòñÿ âå÷åðîì, ÷åì óòðîì, è â âûõîäíûå.

Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî ñóùåñòâóåò ñâÿçü ìåæäó ñïîñîáíîñòüþ çàïîìèíàòü ñíû è îùóùåíèåì äåæàâþ.

À ïðîôåññîð Áðàóí ïðåäïîëàãàåò, ÷òî õîòÿ äåæàâþ ñëó÷àþòñÿ â ðàâíîé ïðîïîðöèè è ó æåíùèí, è ó ìóæ÷èí, áîëüøå èì ïîäâåðæåíû ìîëîäûå ëþäè, òå, êòî ìíîãî ïóòåøåñòâóåò, èìååò áîëåå âûñîêèå äîõîäû è ëèáåðàëüíûå âçãëÿäû.

Äåæàâþ: è ÷àñòî âàì êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ ýòî óæå áûëî? Ìîçã, Ïàìÿòü, Äåæàâþ, Èëëþçèÿ, Äëèííîïîñò

Äàæå òàêèå, êàçàëîñü áû, ïðîñòûå äåéñòâèÿ, êàê ïðèãîòîâëåíèå ÷àÿ, ìîãóò âûçâàòü ïóòàíèöó â âîñïîìèíàíèÿõ

«È ýòîìó åñòü ðàöèîíàëüíîå îáúÿñíåíèå, — îòìå÷àåò îí. — Ëþäè, êîòîðûå ìíîãî ïóòåøåñòâóþò, èìåþò áîëüøå âîçìîæíîñòåé ïîïàäàòü â îêðóæåíèå, êîòîðîå ìîæåò ïîêàçàòüñÿ çíàêîìûì. Ëþäè ñ ëèáåðàëüíûìè óáåæäåíèÿìè íå áîÿòñÿ ïðèçíàòü, ÷òî ìîãóò ïåðåæèâàòü íåîáû÷íûé ïñèõîëîãè÷åñêèé îïûò, è ïûòàþòñÿ ïîíÿòü åãî».

 íî÷ü, êîãäà ÿ çàêàí÷èâàë ýòó ñòàòüþ, ÿ ïåðåæèë åùå îäíî èíòåíñèâíîå äåæàâþ. ß äóìàë î ñðîêàõ ñäà÷è ñòàòüè è âäðóã îò÷åòëèâî âñïîìíèë, êàê ñèäåë è ïèñàë çàêëþ÷èòåëüíîå ïðåäëîæåíèå.

Íî êîãäà íà ñëåäóþùèé äåíü ÿ ïåðå÷èòàë ñòàòüþ, ïîñëåäíåãî àáçàöà â íåé íå áûëî. Ýòî áûëà ëèøü èëëþçèÿ.

È âîò òåïåðü, êîãäà ÿ ïèøó ýòè çàêëþ÷èòåëüíûå ïðåäëîæåíèÿ, ÿ ñíîâà ïîãðóæàþñü â ÷óâñòâî «ÿ ýòî óæå äåëàë». ×òî æ, â êîíöå êîíöîâ, êàê ëþáÿò ãîâîðèòü íåêîòîðûå, «âñÿ íàøà æèçíü — ñïëîøíîå äåæàâþ».

Ïðî÷èòàòü îðèãèíàë ýòîé ñòàòüè íà àíãëèéñêîì ÿçûêå ìîæíî íà ñàéòå BBC Future.

Ýòà ñòàòüÿ âïåðâûå ïîÿâèëàñü íà ñàéòå Mosaic è ïåðåïå÷àòûâàåòñÿ çäåñü â ðàìêàõ ëèöåíçèè Creative Commons.

èñòî÷íèê

Источник