Болезнь когда люди не могут читать

Болезнь когда люди не могут читать thumbnail

Дислексия – «болезнь гениев», иногда ее так называют потому что она встречается у многих великих людей в истории. На сегодняшний день в мире насчитывается от 5 до 10% людей с дислексией – нарушением процесса чтения. Почему для некоторых чтение становится мучительным процессом, что с этим можно сделать и как это может повлиять на дальнейшую жизнь человека? Мы постарались найти ответы на эти вопросы, с чем нам любезно согласился помочь логопед-дефектолог высшей категории Канат Айткулович БУКЕЖАНОВ.

  1. Заболевание характеризуется своей специфичностью и стойкостью. Последнее означает все-таки тяжесть заболевания, иными словами, это на всю жизнь. Специфичность же означает, что этот диагноз, как правило, не затрагивает другие речевые процессы. Конечно, если это не особые формы, когда дислексия сочетается, к примеру, с дисграфией. Раньше предполагали, что дислексия – это нарушение высшей нервной деятельности человека. Такое определение на какое-то время убирали из употребления, но потом снова вернули, потому что нейрофизиологи и генетики, изучая этиологию этого заболевания, нашли специфический ген, отвечающий за нарушение. Причина возникновения заболевания все-таки связана с расстройствами генетической природы.
  2. Нельзя понять это при его рождении. Иногда у детей-дислексиков бывают трудности в держании ручки или карандаша, они держат его своеобразным хватом. Но опять же это еще не повод, чтобы бить тревогу. Окончательно все выясняется только тогда, когда возраст ребенка приближается к школьному. То есть чаще всего это обнаруживается в старших группах детского сада, когда детей обучают читать. Тогда обычно становится понятно, что во всех других видах деятельности ребенок не отстает, его развитие ни в чем не страдает, все процессы у него нормальные, он просто не может научиться читать.
  3. Учитель ребенка просто должен уделять ему отдельное внимание, проводить индивидуальную работу с ним. Мы живем во время, когда основным является материальный стимул, если говорить о готовности учителей заниматься с ребенком индивидуально. Кроме того, есть один момент: как правило, родители полагаются на специалистов, специалисты полагаются на родителей, получается какой-то замкнутый круг, в то время как работать всегда нужно одним фронтом. Знаете, это ведь не пессимизм, я сталкиваюсь с подобным отношением каждый раз. У родителей нет достаточно времени, чтобы заниматься решением проблем ребенка. А тем временем проблемы могут быть преодолены только совместными усилиями.
1480062735_img_4896_m
– Что это за заболевание – дислексия, и заболевание ли это?

– Ученые очень долго не могли понять этиологию этого заболевания. В переводе с латинского языка термин «дислексия» означает «незначительные нарушения лексической стороны». При этом проблема достаточно глубокая, сложная и приносит людям много неудобств, особенно во время обучения. Такой ребенок очень сложно обучается грамоте, ему трудно научиться читать. Он усваивает буквы, но дальше ему очень трудно сливать их в слоги, слоги – в слова, а слова в единый текст.

Заболевание характеризуется своей специфичностью и стойкостью. Последнее означает все-таки тяжесть заболевания, иными словами, это на всю жизнь. Специфичность же означает, что этот диагноз, как правило, не затрагивает другие речевые процессы. Конечно, если это не особые формы, когда дислексия сочетается, к примеру, с дисграфией. Раньше предполагали, что дислексия – это нарушение высшей нервной деятельности человека. Такое определение на какое-то время убирали из употребления, но потом снова вернули, потому что нейрофизиологи и генетики, изучая этиологию этого заболевания, нашли специфический ген, отвечающий за нарушение. Причина возникновения заболевания все-таки связана с расстройствами генетической природы.

Микроскопические нарушения в составлении нейронных сетей приводят к дислексии.

При раннем развитии младенца высшие нейронные сети в голове располагаются не так, как у нас: чем сложнее мы мыслим, тем сложнее строятся нейронные сети в голове. Сложность этих нейронных сетей предполагает сложность нашей психики и мышления. Маленький же ребенок пока не обладает такими нейронными сетями, в его голове происходит так называемая миграция нейронов из одной области в другую, после чего понемногу начинают образовываться нейронные сети. Когда это происходит, микроскопические нарушения в составлении этих цепочек приводят к дислексии, за эти нарушения отвечает определенный ген. Так, ученые поняли, что это явление биологическое, а не неврологическое, которое может появиться вследствие испуга, стресса или бывает связано с каким-нибудь неврозом на фоне различных психических проблем.

Дислексию можно и нужно корректировать, и чем раньше начать это делать, тем эффективнее будет результат.

К примеру, заикание – это невроз. Когда человек преодолевает невроз, излечивается и это заболевание. Если заикание не продолено, значит, пациент обратился к врачу не тогда, когда было нужно, был неправильный подход в лечении, не нашелся подходящий специалист. А дислексия характеризуется стойкостью, и преодолеть ее нельзя, по крайней мере, насколько это известно на сегодняшний день. Тем не менее это не значит, что болезнь не нуждается в коррекции. Дислексию можно и нужно корректировать, и чем раньше начать это делать, тем эффективнее будет результат.

– Как распознать дислексию, какие у нее проявления?

– Есть смазанные проявления, которые можно отнести к другим формам заболевания. К примеру, у ребенка может быть нарушение ориентации в пространстве, он бывает моторно неловким, у него могут быть какие-то нарушения в понимании речи взрослых или затруднения в восприятии написанного. Это все можно отнести и к проявлениям других психофизических заболеваний. В устной речи у детей с дислексией могут отмечаться дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь таких детей обычно может отличаться неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, даже некой несвязностью. Специальных каких-то факторов, которые укажут на то, что у конкретного ребенка будет дислексия, не существует.

Читайте также:  Рапорт на освобождение по болезни военнослужащего

Нельзя понять это при его рождении. Иногда у детей-дислексиков бывают трудности в держании ручки или карандаша, они держат его своеобразным хватом. Но опять же это еще не повод, чтобы бить тревогу. Окончательно все выясняется только тогда, когда возраст ребенка приближается к школьному. То есть чаще всего это обнаруживается в старших группах детского сада, когда детей обучают читать. Тогда обычно становится понятно, что во всех других видах деятельности ребенок не отстает, его развитие ни в чем не страдает, все процессы у него нормальные, он просто не может научиться читать.

Часто дислексиками бывают дети, у которых развита леворукость. Это заболевание характерно для людей, у которых основным действующим полушарием является правое. Если левое полушарие у нас обычно отвечает за четкие структурные операции, то правое полушарие отвечает в основном за интуитивное действие. Поэтому у людей с дислексией хорошо развита интуиция. Они замечают такие признаки, которые другие люди не замечают, могут чувствовать надвигающуюся беду или, наоборот, хорошие перемены. То, что обычно относят к ясновидению, на самом деле является правополушарной деятельностью мозга.

– Что делать, столкнувшись с диагнозом “дислексия”? Можно ли как-то бороться с этим?

– Не скажу, что в дефектологии или логопедии хорошо справлялись с этим диагнозом. Дислексия была и есть у многих великих людей и современных знаменитостей. Она была у Г.Х. Андерсена, Леонардо да Винчи, А. Эйнштейна, У. Черчилля, В. Маяковского. Среди современников дислексией страдают Том Круз, Кая Скоделарио, Кира Найтли, Сальма Хайек, Ричард Брэнсон и многие другие. Существование знаменитостей с таким диагнозом, у которых есть масса возможностей, это – яркий пример того, что заболевание на сегодняшний день неизлечимо. Но оно не является причиной невозможности вести обычную жизнь и добиваться успехов. Это не означает, что врачи не пытаются помочь.

Мы стараемся развивать глобальное чтение, глобальное слоговое восприятие у ребенка, но не всегда получается. От того, насколько рано начали проводить коррекционные работы, зависит дальнейшая успешность обучения ребенка в школе и вузе, его отношения со сверстниками и преподавателями, степень его самооценки и прочие важные жизненные моменты. Профилактику желательно начинать в дошкольном возрасте, сразу же после того, как заболевание было выявлено. Она включает в себя развитие у детей зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Кроме того, важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения и формирование лексико-грамматического строя речи.

– Как быть ребенку с дислексией в школе?

– Важно, чтобы были понимающие преподаватели и дети. Если ребенок попадет в хорошую среду, то сможет адаптироваться. Если ему будут помогать, то он сможет продолжать обучаться. Нужен человек, который будет помогать ему с чтением книг. Отдельных программ обучения для таких детей еще не существует. Всем известно, что по бумагам у нас прописано: должен быть индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Исходя из этого, предполагается, что для таких детей должны составлять отдельные программы. Но в обычной общеобразовательной школе такая индивидуальная программа просто не может быть составлена. В школах нет таких специалистов, которые понимали бы саму проблему. Нужно, чтобы подключались психологи, дефектологи, собрался какой-то консилиум и коллективно выработапрограмму специально для этого ребенка. Но на практике это малоосуществимо, в моей жизненной практике такого не встречалось вообще.

Как правило, родители полагаются на специалистов, специалисты полагаются на родителей, получается какой-то замкнутый круг, в то время как работать всегда нужно одним фронтом.

Учитель ребенка просто должен уделять ему отдельное внимание, проводить индивидуальную работу с ним. Мы живем во время, когда основным является материальный стимул, если говорить о готовности учителей заниматься с ребенком индивидуально. Кроме того, есть один момент: как правило, родители полагаются на специалистов, специалисты полагаются на родителей, получается какой-то замкнутый круг, в то время как работать всегда нужно одним фронтом. Знаете, это ведь не пессимизм, я сталкиваюсь с подобным отношением каждый раз. У родителей нет достаточно времени, чтобы заниматься решением проблем ребенка. А тем временем проблемы могут быть преодолены только совместными усилиями.

Даже если специалист будет заниматься с ребенком 5 раз в неделю, он ничего не сможет сделать, если кто-то не будет целенаправленно заниматься с таким ребенком основную массу времени дома. Речь сейчас даже не о дислексии, а о любых нарушениях. В лучшем случае родители нанимают няню. Нет взаимосвязи между родителями, педагогом и воспитателем, которые должны действовать сообща, это главная причина большинства неудач в лечении или, вернее будет сказать, его затянутости.

– Как живут взрослые люди с этим диагнозом? Как это влияет на выбор профессии?

– Есть много знаменитых людей с таким диагнозом. К примеру, актеры не могут прочесть свои роли и нанимают специальных людей для того, чтобы им читали, они воспринимают все на слух. Для таких людей аудиокниги – это настоящее спасение. Конечно, дислексия накладывает отпечаток на взрослую жизнь, в том числе влияет на выбор профессии. Вряд ли человек с таким диагнозом пойдет работать по профессии, связанной с очень частым чтением каких-то текстов. Впрочем, если человек захочет чего-то, он справится. Поэтому нельзя говорить, что определенные профессии недоступны для таких людей. Придется прилагать больше усилий, искать разные возможности, приспосабливаться, но все возможно.

Читайте также:  Узнав о моей болезни он прислал
– С чем связано наличие родственных нарушений, таких как дисграфия?

– Родственные проблемы – дисграфия, дискалькулия имеют такую же причину возникновения, это наследственность. Однажды был интересный случай. Ко мне привели девочку, сначала я думал, что у нее дислексия. Но знаете, сейчас дети отличаются сочетанным дизонтогенезным развитием. Это означает, что у них не бывает какого-то одного нарушения развития, а бывает смешанность нарушений. Поэтому случается так, что берешь ребенка с одним диагнозом, а по мере лечения выплывает что-то еще и еще. Например, очень часто встречается дислексия в сочетании с дисграфией. Эта девочка сначала не разговаривала. Я ее научил разговаривать, а учить читать ее я начал по своей собственной методике.

При нарушении чтения надо различать дислексию и другие виды нарушений, которые тоже существуют.  Например, они могут быть при умственной отсталости, при задержке психофизического развития, при аутизме.

Вы должны знать, что при нарушении чтения надо различать дислексию и другие виды нарушений, которые тоже существуют. Например, они могут быть при умственной отсталости, при задержке психофизического развития, при аутизме. Но они не характеризуются стойкостью и специфичностью. Эти нарушения чтения можно преодолеть, и к ним добавляются какие-то другие проблемы, как с этой девочкой, которая не могла разговаривать. Когда я начал учить ее читать по моей методике (она совершенно новаторская и направлена на то, чтобы с помощью определенных действий переквалифицировать некоторые участки мозга, чтобы они дополнительно начали помогать детям усваивать грамоту. Подробнее читайте в №19 «Эксперта здоровья» Прим. ред.), сначала она усваивала ее, но потом вдруг перестала и начала дробить все на буквы, не могла сливать их в слоги.

Я думал, что у нее были яркие проявления дислексии, но оказалось, что у девочки ко всему прочему была еще и няня, которая вопреки нашей методике переучивала ее на побуквенное чтение. И так как она это делала каждый день, то девочка послушно усвоила совершенно другую методику, ей не подходящую. Тогда мы изолировали няню от ребенка и обучили ее заново, сейчас она прекрасно читает, диагноз «дислексия» отпал. На самом деле было бы интересно применить у нас эту методику чтения на ком-то с непосредственным диагнозом «дислексия», разумеется, предупредив родителей, что метод будет экспериментальный.

Источник

Разбираем самую «звездную» болезнь.

15 Февраля 2020, 15:58     

 3 940

Зоя Степанова

Ребенок с трудом читает, буквы  словно пляшут у него перед глазами и меняются местами, будто насмехаясь над несчастным. Часто в такой ситуации любящий родитель  сгоряча  возьмет да надает тумаков бедному дитяти, мол, ленится, зараза такая. И невдомек полному праведного гнева отцу или матери, что сынок или дочка и не думали лениться  и сами бы многое отдали, лишь бы встали все буквы на место. А дело все в загадочном и малоизученном диагнозе – «дислексия». Ею страдают едва ли не четверть голливудского олимпа, но странная болезнь не мешает  звездам  быть талантливыми и успешными. Как распознать в своем ребенке дислексию и можно ли ее излечить? В вопросе разбирались с психологом Мариной Александровой. 

— Когда и кому ставится диагноз «дислексия»?

— Очень часто на прием к логопеду приходят родители и заявляют: «Моему ребенку уже шесть лет, а он до сих пор не может запомнить буквы, слоги плохо читает. Наверное, у него дислексия?». 

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов  в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. 

Дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал. Родителям не нужно спешить с выводами: В пять-шесть лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до шести лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того чтобы он читал без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит в определенном возрасте – обычно ближе к семи годам.

Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-летнего малыша те же требования, что и к речи 5-летнего ребенка.

— Тогда сколько времени нужно ждать и когда пора бить тревогу?

—  Если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом), специалисты советуют не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать.

И, внимание, только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.

Читайте также:  Чай с шиповника при болезнях печени

Если же у малыша есть проблемы с речевым развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.

Болезнь когда люди не могут читать

Также стоит обратить внимание и на умение дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве. Риск развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим вниманием.

— К кому идти, заподозрив дислексию?

— Если ребенок никак не может освоить чтение, необходимо проконсультироваться у логопеда. Не пренебрегайте этим советом. Логопед подробно расспросит маму об особенностях развития ребенка, чтобы понять, какие еще трудности, кроме чтения, он может испытывать. Чтобы поставить правильный диагноз, надо учесть много факторов.

Далее  при подозрении на дислексию логопед порекомендует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога. Если невролог не обнаружит серьезных неврологических нарушений, с ребенком будут работать и заниматься логопед.

Дислексия (как и сопутствующая ей дисграфия) не имеет никакого отношения к умственным способностям человека. Это неспособность к овладению навыками письма и чтения встречается именно у людей с полноценным интеллектом, слухом и зрением. Это хорошо видно на примере людей, добившихся высоких успехов в творчестве, в бизнесе и в жизни.

С ребенком, у которого обнаружена дислексия, параллельно должны заниматься два специалиста, логопед и нейропсихолог. Курс коррекционных занятий может быть очень разным по времени. Даются и домашние задания. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять сложные инструкции. Логопеду надо соединить звук и букву, научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные буквы и звуки. Так что на занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, отличать их один от другого. Много времени будет посвящено слиянию букв в слоги. Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился писать.

— Дайте, пожалуйста, совет родителям ребенка с дислексией. 

— Дислексикам полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. Собираетесь в магазин? Попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать схему движения. Сформировать у ребенка представления о последовательности действий, чтобы он понимал, что было сначала, что – потом, помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером попросите его вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что удалось сделать, а что  нет, как он справился с заданиями, наметьте и обсудите план действий на следующий день. Пока школьник преодолевает трудности, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст.

Преодолеть дислексию можно. Но для этого нужно прикладывать большие усилия и сотрудничать с педагогом, логопедом, нейропсихологом. Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов и предотвратить возвращение этого нарушения в подростковом возрасте, когда ученику придется работать с большими текстами.

Болезнь когда люди не могут читать

Дислексию называют словесной слепотой. А еще болезнью гениев, так как большинство дислексиков – творчески развитые люди. Мы расскажем вам о семи знаменитостях, которым, несмотря на все трудности, болезнь не помешала добиться в жизни признания и успеха.

Дженнифер Энистон — одна из самых успешных голливудских звезд, фильмы с которой обожают миллионы поклонников. Но в юности Дженнифер считала себя глупой, из-за сложности в обучении. Дислекию обнаружили на приеме у офтальмолога, когда актриса не могла прочесть текст и ответить на вопросы.

— В детстве Стивена Спилберга считали лентяем и не слишком умным. В школе мальчик научился читать на два года позже, чем его сверстники. Спилберг вспоминает, что в школе его дразнили и унижали одноклассники.

—  У Вупи Голдберг нет образования, но есть дислексия, которая помешала ей окончить школу. Она вспоминает, что ее называли «тупицей» и «заторможенной», потому что у нее были проблемы с чтением.

Тому Крузу поставили диагноз  «дислексия» в семь лет. Он сменил 15 школ за 14 лет, пытаясь найти общий язык с учителями и одноклассниками. В конце концов, Том бросил школу.

Киану Ривз с помощью врачей и логопедов  нормально читать научился только к старшим классам. Но все выпускные экзамены он провалил и остался без диплома о высшем образовании.

Шер с детства страдает запущенным случаем дислексии. Она не могла выучить не только цифры, но и буквы. Больше всего проблем ей доставляло распознавание цифр 6 и 9. Теперь это называется дискалькулией. 

— Британский и американский актер, композитор, обладатель «Оскара» и двух премий «Эмми» и трех BAFTA Энтони Хопкинс в детстве не слыл умным ребенком. Он и сам был о себе невысокого мнения. Ему пришлось сменить несколько школ, прежде чем он понял, что не такой, как все. Сейчас в это трудно поверить, но Хопкинс научился запоминать огромные тексты за очень короткое время.

* Это далеко не полный список людей, страдающих дислексией.  Среди знаменитых дислексиков были Альберт Энштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христианс Андерсен, Агата Кристи, Петр Первый и многие другие.

Беседовала Зоя Степанова

Источник