Болезнь когда у человека нет воображения

Болезнь когда у человека нет воображения thumbnail

Резюме. Британские ученые смогли идентифицировать новые случаи афантазии, таким образом собрав данные, необходимые для лучшего ее понимания

Отсутствие фантазии является реальным заболеваниемЕсли для вас «подсчет овец» является фигурой речи или вы не можете представить лица любимого человека, возможно, вы обладатель редкого заболевания — афантазии. Это состояние отсутствия у человека «мысленного взора» сегодня практически не изучено.

Некоторые из таких людей говорят о значительном влиянии на их жизнь этой болезни: они не могут визуализировать воспоминания о бывших партнерах или умерших родственниках. Другие утверждают, что задания письменно описать те или иные предметы и события для них просто невыполнимы, а мысль об освоении таких творческих профессий, как дизайнер или архитектор — бессмысленна, из-за невозможности представить конечный результат проекта.

В своей последней работе невролог, специализирующийся на когнитивных дисфункциях, профессор Адам Земан (Adam Zeman), работающий на медицинском факультете Университета Эксетера (University of Exeter Medical School), Великобритания, пересмотрел концепцию людей, не способных визуализировать, впервые выдвинутую Фрэнсисом Гальтоном (Francis Galton) в 1880 г. По мнению последнего, около 2,5% жителей планеты имеют эту особенность.

Визуализация — это результат сопряженной работы ряда областей головного мозга, во время которой происходит синтез образов, базирующихся на воспоминаниях о том, как искомый предмет выглядит. Эти области включают участки фронтальной и париетальной доли, отвечающие за организацию процесса визуализации, а также височную и затылочную доли, которые, собственно, отвечают за представление деталей визуального образа и позволяют его ощущать. Афантазия может возникать при нарушениях, затрагивающих элементы описанной системы. Ранее случаи афантазии описывали в контексте расстройств настроения у пациентов с травмами головного мозга. Сегодня профессор А. Земан вместе с коллегами пытается разобраться, почему некоторые люди рождаются с плохими способностями к визуализации, а некоторые — совсем без них.

Толчком для начала активной работы стала случайная публикация научного журналиста Карла Зиммера (Carl Zimmer), описавшего в журнале «Discover magazine» случай развития афантазии у одного из пациентов А. Земана в возрасте 60 лет после проведения у него оперативного вмешательства на сердце. После выхода номера к профессору обратились 21 человек с жалобами на наличие у них указанных симптомов нарушения воображения. Результаты обследования этих пациентов опубликованы на страницах журнала «Cortex».

Один из респондентов Том Эбеер (Tom Ebeyer), возраст 25 лет, впервые остро ощутил недостаток способности к визуализации, когда в 21 год понял, что не может представлять те вещи, которые представляет его девушка. Это имело огромное эмоциональное воздействие на него, заставив почувствовать себя изолированным. Афантазия отобразилась на способностях к чтению (его скорость была значительно ниже окружающих), а также на качестве работы (какие бы усилия парень не прикладывал, результаты были плохими). Заболевание также отображалось на его отношениях с партнерами.

Несмотря на то что Т. Эбеер помнил факт событий и действий, связанных с его умершей матерью, он не мог представить ее образа, вспомнить особенности ее внешности.

Нил Кенмюр (Niel Kenmuir), еще один пациент профессора, впервые заметил эту особенность в начальной школе. В частности, в детстве он длительное время воспринимал понятие «подсчет овец» как фигуру речи. Когда же пытался представить себе овец, ловил себя на том, что оборачивает голову, как бы пытаясь найти летающих перед ним животных.

Будучи заядлым читателем, Н. Кенмюр нашел себе работу по душе — продавцом книжного магазина. Однако, перечитывая множество описаний, он пришел к выводу, что не может ничего представить. Изучая философию, которая переполнена визуальными образами, он не смог освоить ее «неудобные» аспекты. Н. Кенмюр признается, что с детства у него отсутствовали амбиции, хотя он и обладает хорошим абстрактным мышлением.

    • University of Exeter (2015) Can’t count sheep? You could have aphantasia: Some people are born without the ability to visualize images. ScienceDaily, 26 August (https://www.sciencedaily.com/releases/2015/08/150826101648.htm).
    • Zeman A., Dewar M., Della Sala S. (2015) Lives without imagery — Congenital aphantasia. Cortex, June 3 [Epub ahead of print].

Анна Антонюк

Источник

Проявляются различным образом. Это обеднение воображения, чрезмерное оживление воображения, а также активность воображения, замещающая адекватное представление реальности. Соответствующие симптомы могут быть обнаружены практически во всех патологических феноменах, по этой причине в специальной литературе описания таких симптомов как бы рассеяны по разным страницам книг. Это, полагаем, мешает цельному восприятию, анализу, а также более или менее систематическому изложению соответствующего материала. Некоторые расстройства воображения, кроме того, являются относительно самостоятельными и как бы самоценными, отчего рассматриваются в отдельной главе настоящего текста.

Характеризуется отсутствием или утратой способности индивида составлять продуктивные комбинации из собственных действий, наглядных и мысленных образов, а также своих мыслей, достаточные для адаптации к обычным и экстремальным условиям существования.

Особенно сильно страдает воображение при слабоумии, что приводит к дезадаптации к обычным условиям жизни. Обеднение исходных элементов опыта сочетается в данном случае с отсутствием или утратой способности создавать и новые их ассоциации. Это, в свою очередь, проявляется стереотипизацией мысли и действий. Креативный потенциал таких пациентов резко снижен, придумать что-то свое, оригинальное они бывают совершенно не в состоянии. Весьма затруднено понимание чего-то нового, ранее не известного, выходящего за рамки непосредственного опыта.

Нарушено понимание сложных вещей, например межличностных ситуаций. Выпадает прогностическая функция, пациенты обычно не думают, к чему может повести развитие той или иной ситуации. Нет понимания и того, какие последствия способно повлечь то или иное собственное действие или высказывание. Опыт прошлого не используется, даже если какая-то ситуация вновь повторяется. Пациент, например, совершает те же ошибки, что и ранее, хотя он и мог бы вспомнить свою прошлую неудачу.

Читайте также:  Кратко болезни которых могут быть у почек

Больные не осознают, что какие-то неприятные ситуации возникают по их вине, они не связывают свои действия и их последствия. Советы, наставления окружающих остаются без внимания, осознание их смысла становится недоступным. Как правило, пациенты почти не задают вопросов и ничем не интересуются, исключая самые насущные и императивные потребности. Дементные пациенты совершенно забывают о том, что когда-то ранее они были совсем другими людьми. Иногда они механически воспроизводят остатки прежнего опыта, например манеру разговаривать, жестикулировать, но это является лишь внешней оболочкой, лишенной осмысленного содержания.

Болезнь когда у человека нет воображения Нередко синдром дефицита воображения у детей проявляется при СДВГ

Отсутствует само осознание пациентами того, что нечто является им непонятным. Пациентам в какой-то степени доступны подражание и научение посредством многократного повторения, более успешно осваиваются двигательные навыки. Поведение и речь отличаются однообразием. Обучаемость при тяжелой олигофрении резко снижена даже в том, что касается несложных требований самообслуживания. Деменции свойственны также прогрессирующее опустошение знаний, интеллектуальная пассивность и снижение способности к обучению.

В относительно легких, но весьма многочисленных случаях дефицит воображения проявляется несоответствием между более или менее развитой способностью усваивать знания и навыки, с одной стороны, и неспособностью к самостоятельному мышлению и спонтанному поведению — с другой. Речь идет об индивидах, в отношении которых вполне могут возникать подозрения в их умственной несостоятельности. Обычно настораживает их весьма ограниченный кругозор, а также то обстоятельство, что приобретенные ранее познания не находят применения в их жизни. Тем не менее многие из них имеют среднее и даже высшее образование и в определенных обстоятельствах неплохо адаптированы к обычным условиям среды обитания. Оказываясь в необычных условиях, такие индивиды нуждаются в посторонней помощи. Достаточно типичными признаками, характеризующими их воображение, являются следующие.

1. В ходе обучения такие индивиды предпочитают не осмысленное восприятие материала, а механическое его запоминание, «зазубривание». Если они обладают достаточной памятью, то вполне успешно преодолевают проблемы школы или института, особенно если само обучение не нацелено на развитие самостоятельного мышления и творческой способности. Охотнее всего индивиды обучаются тому, что не требует особой выдумки и больших умственных усилий, они более расположены к занятиям, в которых соответствующие знания и навыки не подвержены быстрой инфляции и нуждаются в постоянном преобразовании, так что усвоенного когда-то хватает надолго и может быть достаточно для длительного употребления. Например, это что-то связанное с техникой, ручным мастерством, строительством домов, кладкой печей, охотой и рыбалкой, земледелием и т. п.

2. Недостаточно развитая способность конвертировать теоретические познания в конкретные суждения и наоборот — инсуляция воображения. Например, индивид вроде бы усвоил закон сохранения энергии, верно его формулирует. Тем не менее он не находит возражений против идеи вечного двигателя. Он знает о вращении Земли вокруг собственной оси, но не может правильно ответить на вопрос о причине смены дня и ночи. Или понимает, что кислота и щелочь в известном смысле являются антагонистами. Но если его спросить, какая неотложная помощь наиболее адекватна при ожоге кислотой, он долго или вовсе не может сообразить, что лучше бы применить щелочь. И в то же самое время индивид вполне осознает, что вечного двигателя нет и быть не может, но он как бы забывает, что это утверждение вытекает из закона сохранения энергии. Смена дня и ночи для него также очевидна, однако привлечь для ее объяснения факт вращения Земли вокруг своей оси он не пытается и т. п. Другими словами, процессы воображения протекают на двух изолированных друг от друга уровнях, находящихся будто бы на отдаленных островах, отчего они между собой не сообщаются.

3. Недостаточное развитие познавательной потребности. Это видно по тому, что индивиды обнаруживают узкий кругозор, не проявляют наблюдательности, пытливости, интересов к чтению, интеллектуальным играм, искусству, наукам и многим другим вещам, не затрагивающим повседневные нужды. Такие индивиды обычно не читают ничего сверх того, что требуется по программе обучения. Если они и читают что-то еще, то для развлечения или чтобы убить время, по большей частью детективы, фантастику и тому подобную литературу, не требующую пересмотра устоявшихся взглядов и глубоких размышлений. Нередко многие из них не могут вспомнить, когда и какую книгу они прочли за последние годы, некоторые после окончания обучения не прочитали ни единой серьезной книги, в их доме редко встречаются сколько-нибудь приличные библиотеки.

А.Эйнштейн, правда, тоже не держал дома книг, исключая справочники и оттиски важнейших статей, но это тот самый случай, когда привычкам великих людей лучше не подражать. Описываемых здесь людей бесполезно спрашивать о замечательных писателях, художниках, ученых, о выдающихся открытиях, о важных культурных и общественных событиях даже в собственной стране. Снижена и потребность в самопознании. Такие люди мало что могут рассказать о себе, своих склонностях, интересах, предпочтениях, развлечениях и привычках, а также о своем характере. Иными словами, плоды воображения как бы не принимаются индивидами, не ценятся ими, не обладают для них мотивационной силой и не являются стимулами познавательной деятельности.

Читайте также:  Болезнь у кур закрывается глаз и спят

4. Значительное различие в активности воображения в плане собственного благополучия, с одной стороны, и в отношении всего остального — с другой. В этом проявляется как бы эгоцентризм воображения. В том, что очень нужно самому индивиду, он может проявить смекалку, хитрость, изворотливость, но если речь заходит о нуждах посторонних людей, то он как бы «тупеет», живость ума тут же его покидает, так как он не может представить себя на их месте. Иногда бывает и так, что самолюбивый индивид, в какой-то степени осознавая свою ограниченность, даже с завистью относится к тем из окружающих его людей, которые более продуктивны, нежели он сам. Случается, что эта ревность влечет и мстительное чувство, так что оказавшиеся в зависимости от него перспективные подчиненные подвергаются незаслуженному принижению. Существует, как известно, тип «самовлюбленных тупиц», которые окружают себя еще большими бездарностями, чем они сами, но при этом всячески препятствуют продвижению способных людей.

5. Ригидность воображения, т. е. неспособность посмотреть на вещи с какой-нибудь другой их стороны. Например, если попросить сказать, какие преимущества предоставляет перелом руки или ноги, то даже сам этот вопрос может показаться индивиду странным, если с этой позиции он никогда ранее такую беду не рассматривал. Часто ему бывает совершенно непонятен смысл пословиц типа «не было бы счастья, да несчастье помогло». В лучшем случае индивид может представить дело так, что радость рано или поздно сменит горе, но связать эти явления по существу он все-таки не может. Обычно это позволяет предположить, что и в трудных жизненных ситуациях такой индивид едва ли сможет найти достойный выход без помощи со стороны. То же самое касается вопросов типа: «Что может быть плохого в том, что человек получил высокую должность или сильно разбогател?» Здесь индивид также не может увидеть другую, оборотную сторону дела. В его сознании прочно утвердилось мнение о том, что в жизни всегда случается что-то одно: плохое либо хорошее. Это может означать, что индивид и при удачном стечении обстоятельств не продвинется в своем развитии. Он будет, как говорят, «почивать на лаврах», «зазнаваться».

Удачи и неудачи для него могут быть, следовательно, одинаково губительны. Скудость воображения становится очевидной и в такой игровой ситуации, если индивида попросить составить несколько осмысленных предложений, в которые входили бы два-три любых взятых наугад слова, например муравей и буква. Задания такого типа выполняются, как правило, с трудом, медленно, обычно индивиду удается придумать одно-два предложения, не более. В заданиях на исключение лишнего предмета он предпочитает руководствоваться привычными ситуативными отношениями объектов, будучи неспособным к установлению между ними новых связей. Нередко в тупик его ставят и такие открытые вопросы, как, например, какие проблемы в своей жизни в настоящее время он считает для себя наиболее острыми. Как правило, в ответах фигурируют какие-то сугубо практические вещи типа «достроить дачу», «вырыть подвал», «купить машину», «выкопать картошку» и др.

6. Наконец, обедненное воображение совершенно не располагает к самостоятельному творчеству, мечтательности, романтизму. Рассказать индивиду о том, что ему самому удалось придумать или сделать нечто новое, оригинальное, обычно нечего. И он не проявляет по этому поводу особого беспокойства. Будущее, в том числе и личное, при этом как бы обесценивается, оно представляется лишенным увлекательных планов, каких-то воодушевляющих перспектив, индивид всецело поглощен рутиной настоящего.

В мире много прекрасного, но каждый из нас окружает им себя лишь в той мере, на какую способен. Нередко трудно бывает понять, к чему индивид стремится и стремится ли вообще, ради чего он что-то делает, какой смысл он находит в своей жизни. Похоже на то, что он не только затрудняется или не хочет формулировать ответы на такие непростые, конечно, вопросы. Весьма возможно, что он не так часто над ними задумывается. Дело, скорее всего, обстоит таким образом, что не он сам определяет собственное существование, а действует лишь по необходимости и в этом смысле нередко является жертвой случайных обстоятельств. Даже если некоторое время он преуспевает, над ним постоянно висит угроза жестокой расплаты за пассивность и предательство своих подлинных интересов.

Дефицит воображения связан, по-видимому, с влиянием различных факторов. Важнейшими из них являются, очевидно, личностные качества, такие как консерватизм, страх нового, низкий уровень требований к себе. Иначе говоря, индивид редко видит смысл в том, чтобы что-то менять в своей жизни. Более того, он противится таким изменениям, даже если они необходимы и неизбежны. Определенную роль играет неразвитость механизмов самовосприятия, в силу чего индивид лишен способности осознавать многие события своей внутренней жизни, включая и связанные с воображением, например не замечает какие-то оригинальные мысли, нестандартные решения, желание чего-то нового.

Читайте также:  Что нужно кушать во время болезни

Возможно, одной из причин является общее снижение психической активности, ведущее к уменьшению числа вариантов возможных подходов к восприятию той или иной ситуации и способов решения каких-то задач. Синдром дефицита воображения может быть выявлен не только у так называемых обывателей или потребителей, но также у многих пациентов, особенно страдающих пограничной умственной отсталостью, у больных, перенесших органические повреждения головного мозга с последствиями в виде психоорганического синдрома, у пациентов с эпилепсией, органической психопатией, атрофическими процессами.

Источник

https://top-psy.ru/novosti/afantaziya-ne … oobrazhat/

Афантазия — неспособность воображать

Некоторые люди утверждают, что неспособность визуализировать воспоминания о любимых или родственниках, живущих отдельно, значительно осложняет их жизнь. Другие люди рассказывают о том, что даже подробное описание по памяти предметов не помогает представить себе нужную картинку в голове: таким образом карьерный путь архитектора или дизайнера для них закрыт из-за невозможности вообразить конечный продукт. Какие процессы стоят за этим?

Афантазия — новый феномен?

Профессор Adam Zeman (University of Exeter Medical School, Великобритания) в своих изысканиях переосмысляет существующие представления о людях, неспособных воображать и фантазировать. Впервые данный феномен был открыт в 1880 году, а в 20 веке учёные предположили, что подобные проблемы испытывают 2.5% населения Земли. Однако, до сих пор феномен “афантазии” не подвергался столь широкому исследованию. Известно, что формирование зрительного образа — результат совместной работы целой сети участков головного мозга, позволяющих нам воспроизводить картинки того, как выглядят вещи. Малейшая перестройка данной системы способна привести к неспособности воображать. Ранее явление описывалось в контексте изучения повреждений мозга, а также — расстройств настроения. Сейчас группа учёных продолжает изыскания с целью узнать, почему некоторые люди рождаются со сниженной способностью представлять.

Каково жить, понимая, что утратил способность фантазировать?

Приведём рассказы испытуемых, которые были опубликованы в статье Adam Zeman (научный журнал Cortex).

Tom Ebeyer, 25 лет (Канада) испытал чувство растерянности, когда понял, что его подруга может “видеть” множество вещей внутренним зрением, а он — нет. “Для меня это было серьёзным эмоциональным потрясением. Я начал чувствовать себя изолированным, будучи неспособным делать то, что умеют большинство людей. Быть способным воспроизвести в памяти воспоминания или опыт, например, запах цветов или голос любимой… До того, как я открыл для себя, что вспоминать подобные вещи — вполне возможно, я даже не осознавал потерю. Осознание помогло мне понять, почему я так медленно читаю тексты или почему, несмотря на большие усилия, плохо сдаю тесты на запоминание”.

Для Тома все чувства — искусственны. Он не может припомнить какой-либо звук, фактуру, вкус, запах или эмоциональное состояние.

Испытуемый рассказывает, что подобное положение дел влияет на его личную жизнь: он не способен представить партнёра, когда его нет рядом или вспомнить совместные воспоминания. “После потери моей матери я сходил с ума от того, что я не могу предаться памяти о ней. Я помню вещи, которые мы делали вместе, но не могу воспроизвести картинку в голове. Через семь лет я с трудом её вспоминаю”.

Niel Kenmuir, 39 лет (Великобритания) впервые понял, что не может мысленно воспроизвести какую-либо картинку в начальной школе. “Я не понимал, чем помогает счёт овец, когда не можешь уснуть, предполагая, что это фигуральное выражение. Сколько бы я не пытался представить овцу, перелетающую через забор — ничего не выходило. Годами искал информацию о моём состоянии, но информацию найти не удавалось”.
Нил работает в книжном магазине, но кроме того — жадный читатель. Не смотря на это, некоторые книги он избегает: чаще всего такие издания содержат красочные описания картин или пейзажей, которые бесполезны для него. Сколько бы раз Нил не пытался их внимательно перечитать, в голове не возникала мысленная картинка того предмета, которому был посвящён текст. “Внутреннее зрение — холст, а нейроны работают для того, чтобы проецировать на него картинку. Хотя они работают отлично, но холста у меня нет”.
Когда у Нила спросили, каким образом афантазия влияет на его жизнь, он ответил, что ему трудно переходить от абстрактных рассуждений к реальности, но способность рассуждать отвлечённо даёт ему множество преимуществ.

Профессор Zeman отмечает также интересное расхождение: даже при утрате способности воспроизводить картинку в голове целенаправленно, многие испытуемые не утратили возможность воображать спонтанно, например, видеть сны.

Источник