Болезнь когда живешь в своем мире

Болезнь когда живешь в своем мире thumbnail

Эскапи́зм, эскепизм[1], эскейпизм[2] (англ. escape — «сбежать, спастись») — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном[3]; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие[4][5]; бегство от действительности[6].

История[править | править код]

В 1939 году английское слово escapism («эскапизм») впервые появилось в словаре английского языка Webster’s New International Dictionary. Начиная с 1960-х годов в большинстве англоязычных словарей в качестве одного из официальных значений глагола «бегство» (escape) закрепляется «бегство от реальности» или схожие определения[7].

Слово восходит корнями к старофр. eschaper, сформировавшемуся на базе средневековых латинских составляющих ex- «из»+ cappa «плащ» (вероятно, имелось в виду «освободиться от одежды», «раскутаться»)[6].

Описание[править | править код]

Понятие «эскапизм» используется при описании явлений в культуре[8], социологии[5][7], литературе[6], психологии[6] и психиатрии[9]. В каждой из этих дисциплин его определяют по-своему[6][7], но в целом оно рассматривается как уход или бегство, независимо от уточнений куда и откуда[4][6].

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, видеоигры, опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз[источник не указан 590 дней].

Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина

Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД)[источник не указан 563 дня]. В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии[9]. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.

Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «бегству» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев[10]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Толкин писал[6]:

«Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем её функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово „эскейпизм“ часто произносят… Мысль о том, что автомобили „более живые“, чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна. А представление, что они „более реальны“, чем, например, лошади, настолько абсурдно, что вызывает сожаление. Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом — жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний „эскейписта“!»

Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.

В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир[8].

Эскапизм в психологии[править | править код]

Зигмунд Фрейд считал эскапическое фантазирование неотъемлемым элементом жизни человека: «Жизнь, как она нам дана, слишком тяжела для нас, она нам приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем. Для того чтобы вынести такую жизнь, мы не можем обойтись без средств, дающих нам облегчение („Без вспомогательных конструкций не обойтись“, — сказал Теодор Фонтане)»[11][12].

Эскапизм в педагогике[править | править код]

В педагогике эскапизм — поведение, характеризующееся необычными поступками, как правило, не соответствующими общепринятым нормам[7]. При этом эскапизм следует отличать от эпатажа личности: эпатаж направлен на то, чтобы выделиться из толпы, зачастую ради протеста, и сопровождается эффектами неожиданности и непредсказуемости. В отличие от данного поведения, эскапизм может происходить в пассивной форме (избегание, отчуждённость, уход) и основан на определённых устойчивых установках личности[5].

См. также[править | править код]

  • Дауншифтинг
  • Кидалт
  • Отаку
  • Окина отомодати
  • Синдром восьмиклассника
  • Социальная изоляция
  • Паразит-одиночка
  • Защитное фантазирование
  • Хикикомори
  • NEET
  • Внутренняя эмиграция
  • Травоядные мужчины

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эскапизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1246 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.

Ссылки[править | править код]

  • Луков Вл. А. Артэскейпизм во французской литературе Новейшего периода (недоступная ссылка). Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2012). Дата обращения 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2014 года.
  • Белов В.И. Эскапизм: причины, функции и границы // Инновационная наука. — 2017. — Вып. 3—1. — ISSN 2410-6070.
  • Определение в словаре иностранных слов

Источник

Ну если коротко — человек живет в своих мыслях, мечтах, иллюзиях.

Вот здесь неплохая статья. Вроде пишут про шизоидов, но с моей точки зрения — это синдром Аспергера.

Автор: Елизавета Колобова, психолог

Это раньше я думала, что я странная, никем не понятая, социофобная и чувствительная. А теперь я знаю, что нас много. И называемся мы шизоидами (не путать с шизофрениками).

Извечный конфликт человека шизоидного типа, по типологии Ненси Мак Вильямс – «стой там, иди сюда».

Возможно, и Вы — шизоид?

Обладая высокой чувствительностью, словно ты рождён без защиты от лавины звуков, запахов, чувств окружающих людей, их мыслей и намерений, он прячется от всего, в свой богатый внутренний мир.

Шизоиды считывают информационный поток напрямую, каждой клеткой тела, питая свой интеллект и доводя его до оргазмических болезненных судорог.

Ведь именно Интеллект – его стихия, его друг и его бог.

Они хорошо видят, кто врет, кто красуется, кто открыт, кому плохо и кто счастлив. Видят не глазами, а чем-то ещё, даже когда человек внешне предъявляет приросшую маску «хорошести».

Научиться доверять своему видению – одна из важных задач шизоида, так как с детства внешняя картинка, подтверждаемая окружением и его восприятие происходящего, как правило, не совпадают. Извечный вопрос, волнующий его – кто сошёл с ума, я или мир?

Поэтому, он убегает в свои миры, где есть лавка смелости и ломбард для страхов, принцы и единороги, Бог и Путь и где есть Ясность.

Ему не бывает скучно одному. Он найдёт чем себя занять, даже ничего не делая. Любимое занятие – тупить, глядя вдаль и слушая тишину.

Ему в голову не придёт позвонить человеку без дела, чтобы «просто поболтать». И если он это делает, то только потому, что его в детстве научили – людям это важно и надо иногда это делать, если они тебе дороги. «Просто поболтать» для них – это вызов, работа.

Миллион оттенков голоса, эмоций, настроений, мелочей улавливаются, превращаясь в терабайты информации, автоматически анализируясь, и уходят в чертоги разума, выстраиваясь в схемы, воздушные замки и стратегии.

Иногда я смотрю на человека, которого не видела много лет и у меня всплывают такие мелочи о нем, которые он сам давно забыл. Зачем мне все это? Бежать! Бежать от всех, спрятаться, и никого не видеть, не слышать. И я выгораю, бегу, улетаю в свои миры, остаюсь одна, даже находясь в обществе.

Беда только в одном – мой богатый внутренний мир постоянно нуждается в новых впечатлениях. Если нет вливаний извне, он начнёт пожирать сам себя, интеллект переходит в умствования и мой творец миров опускает руки, сигналя, что краски кончились и мир стал черно-белым. А кто даёт эти краски? Правильно – Люди! Со своими жизнями, историями, эмоциями, чувствами. И я говорю себе «нет, мир не сошёл с ума» и опять вылезаю из кожи. Иду к людям, жажду общения, впитываю их, вбираю их истории.

Жить с шизоидом трудно. Приступы социофобии распространяются и на близких. Я могу закрыться просто потому что «перегруз», а не потому что меня кто-то обидел или мне что-то не понравилось. Мои домашние это называют «вылетела».

Причём я вылетаю не в мысли, я все вижу и слышу, но будто через стекло, нейтрально, безоценочно, не вовлекаясь. Словно смотрю через окошко в чужой мир, до которого мне нет дела. Это, кстати, спасает меня от импульсивной реакции в конфликтах. При первой угрозе, я прячусь и, улыбаясь, не меняясь в голосе и реакциях, прохожу ситуацию, не цепляясь за форму происходящего и видя суть.

Проработанного шизоида вообще трудно зацепить. Надо, во-первых, хорошо знать его больные точки, то есть быть в курсе его внутреннего мира, а туда пускаются немногие, и во-вторых, поймать его врасплох, в открытом состоянии, что трудно, так как вылет в иные миры происходит молниеносно при любой угрозе.

Стандартные больные точки, типа – внешность, ум, возраст, образование, статус, достижения и прочая лабуда шизоидов мало волнуют. Это внешнее, а «он» – это внутреннее.

Но, на самом деле шизоид очень раним. Его ранят не пробоины в эго, не слова, тон или децибелы, а сам факт нападения. А в его мире все друг друга любят. Он идеалист! А тут война и несправедливость. И ты, Брут?

Поэтому, не выдавая внешнюю реакцию, сохраняя лицо, он открывает огромный мешок, куда складывает все чувства, реакции, прихватит намерения и состояние оппонента, гигабайты другой информации о том, что происходит на самом деле и со словами «Дома дожую!», вылетит на свою планету к своей Розе. Потом, когда он остаётся один, его накроет. Он все запомнит. И не забудет никогда, поверьте.

Люди, которые его отвергли, обесценили, предали, навсегда будут в чёрном списке, даже если его оболочка продолжит общение по каким-то, важным для него причинам. Он будет рассматривать, анализировать, перебирать и структурировать прихваченное с собой добро , делать выводы, принимать решения. Вернётся он уже с конструктивом и никто даже не догадается, какой ураган прошёлся по его любимым замкам и сколько голов было снесено единорогам. Все думают, что шизоиды спокойные, мудрые и без эмоциональные. Щас! Просто к их чувствам мало кто допущен.

Как я уже сказала, его бог – интеллект! Он делит людей на умных и глупых. Первые ему интересны. Вторые безразличны. Не то, чтобы они его раздражали или он их не любил. Он не тратит своё внимание на них. Может понаблюдать как за хомячками в колесе, даже поумиляться, но не более.

Шизоид абсолютно сапиосексуален. Его возбуждают только умные, глубокие партнёры со своим богатым внутренним миром. Поверхностные партнёры для него бесполы и неинтересны. И неважно, у кого сколько денег, машин, какая должность и статус. Если ты глуп, это тебя не спасёт.

Дети-шизоиды удобны. Они не идут в конфликт, внешне спокойно проходят подростковый возраст (хотя именно им он даётся труднее всего), но если ты не нащупал тропинку в его внутренний мир, обесценил богатства, которые он имел неосторожность принести тебе на обсуждение, ты для него умрешь. Контакт будет потерян и когда-нибудь, если ребёнок-шизоид от своего одиночества не вскроет себе вены, он отрежет отвергающих его родителей без сожалений, воспринимая их как глупое и недоразвитое животное.

Если ребёнок шизоидного типа, надо очень бережно и очень трепетно относиться к его стремлениям, чувствам, наблюдать за реакциями, слушать, слышать и говорить.

Говорить глубоко, о себе, о нем, о мире, о боге. Не врать! Он это обязательно считает! И ничего, повторюсь, ничего не обесценивать.

Границы он свои бережёт и закроет от вас при первых признаках нападения. Закроет раз, закроет два, и ещё какое-то количество раз, пока вы не исчерпаете его кредит доверия. И тогда это уже будет окончательно.

Шизоид, особенно ребёнок, даёт людям много шансов, ведь в его мире все любят друг друга и ему нужно нарастить много-много цинизма, чтобы на вопрос кто сошёл с ума, твёрдо ответить – я нормальный!

Для шизоидов крайне важно иметь много личного пространства. В том числе, свой дом-крепость или, хотя бы, свою комнату, куда никто не войдёт без спроса. Хотя, они это часто сами не осознают. Если есть огромный внутренний мир, куда можно смыться в любой момент, зачем нужно внешнее?

Но когда это пространство появляется, он начинает выползать в общение все чаще и чаще, открываясь глубже и быстрее. Там он отдыхает, собирает силы, выстраивает себя. Уходит его тревожность и желание защищаться от неожиданного вторжения, есть безопасная нора, и появляется потребность в развитии. А развитие – это люди.

Я хорошо выбрала профессию (или профессия выбрала меня?), люди с их мирами, пиршество интеллекта, обилие чувств, мыслей, намерений, защитная дистанция терапевт – клиент. Разве не идеально?

Ограничения только в одном – страх публичности и отсутствие внешних амбиций (узнаваемость, звания, погоны, статус), как страх поглощения.

Поэтому, все мои попытки мотивировать себя написать книгу, защитить кандидатскую, участвовать в дискуссиях или совместных проектах, разбиваются о простой и очень внятный вопрос моего шизоида:»А нахрена?» И я понимаю, что ничего кроме: «Надо, Вася, надо!», я ему ответить не могу. А вот уж чего, чего, а «Надо!», давно для меня не аргумент.

Источник

Синдро́м деперсонализа́ции — дереализа́ции (МКБ-10) или расстро́йство деперсонализа́ции/дереализа́ции (DSM-5), ранее известное как деперсонализацио́нное расстро́йство (DSM-IV-TR) — один из клинических вариантов диссоциативных расстройств, при котором больной предъявляет жалобы на постоянные (персистирующие, перманентные) или периодически возвращающиеся (рекуррентные, или рецидивирующие) ощущения деперсонализации и/или дереализации, соматопсихической диссоциации и/или психической анестезии.

Синдром объединяет два похожих заболевания общей природы, которые сложно дифференцировать и они нередко наблюдаются одновременно: синдром дереализации, когда человек воспринимает окружающий мир неотчетливо, неясно и отстраненно, и синдром деперсонализации, при котором человек частично или полностью перестаёт ощущать себя (снижается тактильная чувствительность и в целом человек воспринимает своё тело как чужое)[3].

Синдром деперсонализации и синдром дереализации — это пограничные расстройства, а не психотические, хотя любое из них или оба могут сопутствовать психотическому расстройству[3].

Симптомы[править | править код]

Симптомы заболевания могут включать в себя явления психического автоматизма (чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления); ощущение, что больной как бы не живёт своей жизнью, а пассивно проживает её, наблюдая со стороны за собой, своей жизнью и своими действиями, что это как бы и не он вовсе (вплоть до описаний «живу как в аквариуме или под стеклянным колпаком, как за грязным стеклом, жизнь проходит мимо меня, я её не чувствую»); болезненно переживаемое больным ощущение собственной изменённости, «нетаковости», отличности от себя прежнего, себя настоящего; ощущение непринадлежности самому себе, неспособности управлять своим телом, своей жизнью, своими чувствами и эмоциями; ощущение, что больной живёт как бы в тумане или во сне, или как будто вокруг него снимается кино или разворачивается некая сказка или театральное действие и он игрок в этом кино или театральном действии и что всё это происходит как бы и не с ним; ощущение изменённости, «нетаковости», необычности или далёкости, отстранённости, нереальности окружающего мира (часто при этом восприятие мира окрашено в депрессивные тона, мир может казаться больному мрачным, серым, безрадостным, скучным или враждебным, потерявшим яркие краски, цвета, запахи); ощущение себя отдельно от своего тела, вне тела, или ощущение чуждости и непринадлежности себе отдельных частей тела (рук, ног, головы); трудность восприятия окружающей реальности. Иногда больной может чувствовать, будто он видит себя со стороны или будто он мёртв[4]. Очень часты жалобы на утрату эмоций[4].

Эпизодические преходящие ощущения лёгкой деперсонализации и/или дереализации, не мешающие или незначительно мешающие человеку нормально жить, работать или учиться и функционировать в социуме, и на которые сам человек, как правило, не предъявляет жалоб, а иногда даже и не осознаёт, что эти явления вообще имели место, являются вариантом нормы и не могут служить основанием для постановки диагноза синдрома деперсонализации-дереализации[5]. В то же время сильные, мучительные, перманентные или часто рецидивирующие ощущения деперсонализации и/или дереализации, безусловно, являются патологическими. Диагноз синдрома деперсонализации-дереализации ставится только в тех случаях, когда диссоциативные ощущения являются перманентными или часто рецидивирующими, тяжёлыми и мучительными для больного и значимо мешают социальному и профессиональному функционированию больного, его повседневной жизни.[источник не указан 62 дня]

Диагностические критерии[править | править код]

МКБ-10[править | править код]

Для диагноза синдрома деперсонализации — дереализации (F48.148.1) должно быть соответствие следующим критериям:

  • А. Любое из двух:
    • 1. Деперсонализация. Пациент жалуется, что отдалился или находится «на самом деле не здесь». Например, больные могут жаловаться, что их чувства или ощущение внутренней жизни отделены, чужды им, не их собственные или потеряны, или ощущение, что их эмоции или движения принадлежат кому-то ещё, или они чувствуют себя, как играющие на сцене.
    • 2. Дереализация. Больной жалуется на чувство нереальности. Например, могут быть жалобы, что окружение или определённые объекты выглядят незнакомыми, изменёнными, плоскими, бесцветными, безжизненными, неинтересными или похожи на сцену, где каждый играет.
  • Б. Сохранение понимания пациентом того, что эти изменения внутри него самого, а не навязаны извне другими людьми или силами.

Оригинальный текст (англ.)

  • A. Either (1) or (2):
    • (1) Depersonalization. The patient complains of a feeling of being distant, “not really here” (for example he may complain that his emotions, or feelings, or experience of his inner self are detached, strange, not his own, or unpleasantly lost, or that his emotions or movements feel as if they belong to someone else, or that he feels as if acting in a play).
    • (2) Derealization. The patient complains of a feeling of unreality (for example he may complain that the surroundings or specific objects look strange, distorted, flat, colourless, lifeless, dreary, uninteresting, or like a stage upon which everyone is acting).
  • B. Retention of insight, in that the patient realizes that the change is within himself, and is not imposed from outside by other persons or forces.

— Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10)[6]

Дифференциальный диагноз[править | править код]

Следует отличать от расстройств, при которых ощущается «изменение личности», например, от шизофрении с ощущением воздействий и бредом метаморфозы, а также от ранней деменции и диссоциативных расстройств[4]. Синдром может присутствовать при височной эпилепсии в некоторых постиктальных состояниях или предиктальной ауре[4].

В случае наблюдения синдрома деперсонализации — дереализации при шизофрении, обсессивно-компульсивном расстройстве, фобических или депрессивных расстройствах, основными следует считать их[4].

DSM-5[править | править код]

Для постановки диагноза «расстройство деперсонализации/дереализации» (англ. depersonalization/derealization disorder) по последнему изданию американского диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) необходимо наличие постоянной или периодически повторяющейся деперсонализации, дереализации, либо того и другого[7]. Симптомы должны вызывать клинически значимый дистресс или ухудшение в профессиональной, социальной или других важных сферах деятельности[7]. Кроме того, для постановки этого диагноза деперсонализация/дереализация не должны быть вызваны другим психическим расстройством, таким как шизофрения, большое депрессивное расстройство, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, острое стрессовое расстройство или другое диссоциативное расстройство[7].

В DSM-5 расстройство деперсонализации/дереализации отнесено к разделу «диссоциативные расстройства»[7].

Причины[править | править код]

Чаще всего синдром деперсонализации — дереализации вызывается сильными стрессами, серьёзными психотравмирующими воздействиями, имевшими место в течение жизни больного, например, изнасилованием, сексуальным совращением в детстве, побоями, руганью, унижениями и плохим обращением в детстве, авариями, катастрофами, гибелью или тяжёлой болезнью близкого человека, собственным тяжёлым заболеванием, войной, лишением свободы, пытками. Употребление наркотиков и других психоактивных веществ может быть провоцирующим или усиливающим расстройство фактором, а иногда и непосредственно вызывать расстройство у предрасположенных лиц. Неизвестно, играют ли роль в развитии заболевания генетические факторы, однако есть данные, что при этом расстройстве происходят определённые патофизиологические изменения.[источник не указан 62 дня]

Синдром деперсонализации-дереализации может быть концептуализирован как защитный механизм психики, поскольку основные, «ядерные» симптомы расстройства, как предполагают, могут защищать психику пациента от чрезмерных негативных стимулов, переживаний и психотравмирующих воспоминаний, от сильного психоэмоционального стресса, чрезмерной тревоги или сильной тоски.[источник не указан 62 дня]

Эпидемиология[править | править код]

Распространённость[править | править код]

По данным эпидемиологических исследований, распространённость синдрома деперсонализации — дереализации составляет 1—2 %[8].

Соотношение с другими психическими заболеваниями[править | править код]

Явления деперсонализации и дереализации могут встречаться при многих психических заболеваниях: при тревожном расстройстве, паническом расстройстве, большом депрессивном расстройстве или биполярно аффективном расстройстве. Они также могут сосуществовать с шизофренией, шизотипическим расстройством или шизоаффективным расстройством. Диагностические руководства предписывают не ставить диагноз деперсонализационого расстройства (DSM-IV-TR) или расстройства деперсонализации/дереализации (DSM-5), если деперсонализация и дереализация встречаются в ходе другого психического расстройства (шизофрении, панического расстройства, острого стрессового расстройства и т. п.)[9]. О синдроме деперсонализации — дереализации правомерно говорить только тогда, когда деперсонализация и дереализация — ведущие, стойкие и почти единственные признаки психического расстройства, что встречается довольно редко.[источник не указан 62 дня]

Несмотря на то, что синдром деперсонализации — дереализации сопровождается значительным искажением или изменением субъективного восприятия реальности, он не относится к группе психотических расстройств и не связан с психозом. Больные данным синдромом сохраняют способность отличать собственные «неправильные» внутренние ощущения и объективную реальность окружающего мира, сохраняют критическое восприятие себя и собственных ощущений и переживаний, осознание болезни. Больные сохраняют способность отличать реальность от воображения, мечт и фантазий как во время эпизодов деперсонализации, так и при постоянной деперсонализации, и в отличие от больных с психозами не представляют угрозы для общества, поскольку не теряют связей с реальностью, а симптоматика заболевания отличается относительной стабильностью и как правило не склонна к прогрессированию и усугублению[10].

Элементы данного синдрома могут встречаться и у психически здоровых людей при сенсорной депривации, усталости, галлюциногенной интоксикации, либо при засыпании или пробуждении (т. н. гипнагогический/гипнапомпический феномен)[4].

Лечение[править | править код]

Данный синдром весьма трудно поддаётся лечению[11]. Есть некоторые доказательства того, что положительное воздействие оказывают антидепрессанты — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС)[12]. Более поздние исследования показали эффективность комбинации ламотриджина и СИОЗС[12][13]. Если в структуре синдрома доминирует тревога, то используются анксиолитики. Если наличествует очевидный интрапсихический конфликт, применяется раскрывающая психодинамическая терапия, которая может проводиться в течение нескольких лет[11].

Также было выявлено, что при деперсонализации возникает расстройство опиоидной системы мозга, была обнаружена эффективность лечения антагонистами опиоидных рецепторов, такими как налтрексон[14][15]. Юрием Нуллером обнаружена эффективность антагониста опиоидных рецепторов налоксона[16].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ база данных Disease ontology (англ.) — 2016. Проверено 15 мая 2019.
  2. ↑ Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018. Проверено 27 июля 2018.
  3. 1 2 Борисов Д. Что такое синдром дереализации — деперсонализации, из-за которого можно потерять себя, мир, пространство и время / Дмитрий Борисов // Нож : [электр. ресурс]. — 2020. — 18 марта.
  4. 1 2 3 4 5 6 Всемирная организация здравоохранения. Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). Часть 1 // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — ISBN 5-86727-005-8.
  5. ↑ Simeon, D., & Abugel, J. (2006). Feeling Unreal: Depersonalization Disorder and the Loss of the Self. New York, NY: Oxford University Press. (p. 3)
  6. Всемирная организация здравоохранения. F48.1 Depersonalization-derealization syndrome // The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic criteria for research. — Женева.
  7. 1 2 3 4 Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 302. — ISBN 978-0-89042-554-1, ISBN 978-0-89042-555-8.
  8. Michal M., Beutel M. E., Grobe T. G. How often is the Depersonalization-Derealization Disorder (ICD-10: F48.1) diagnosed in the outpatient health-care service? (англ.) // Z Psychosom Med Psychother : journal. — 2010. — Vol. 56, no. 1. — P. 74—83. — doi:10.13109/zptm.2010.56.1.74. — PMID 20229493.
  9. Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision (DSM-IV-TR). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2000. — P. 530. — ISBN 978-0-89042-025-6.
  10. ↑ Simeon and Abugel p. 32 & 133
  11. 1 2 F48.1 Синдром деперсонализации-дереализации // Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 255—257. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
  12. 1 2 Medford N. Understanding and treating depersonalisation disorder (англ.) // Advances in Psychiatric Treatment : journal. — 2005. — Vol. 11, no. 2. — P. 92—100. — doi:10.1192/apt.11.2.92. (англ.)
  13. Sierra M., Baker D., Medford N., Lawrence E., Patel M., Phillips M. L. et al. Lamotrigine as an add-on treatment for depersonalization disorder: a retrospective study of 32 cases. (англ.) // Clinical Neuropharmacology (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 29, no. 5. — P. 253—258. — doi:10.1097/01.WNF.0000228368.17970.DA. — PMID 16960469. (англ.)
  14. Bohus M. J., Landwehrmeyer G. B., Stiglmayr C. E., Limberger M. F., Böhme R., Schmahl C. G. Naltrexone in the treatment of dissociative symptoms in patients with borderline personality disorder: an open-label trial. (англ.) // The Journal of Clinical Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 1999. — Vol. 60, no. 9. — P. 598—603. — ISSN 0160-6689. — PMID 10520978. Архивировано 13 января 2018 года. (англ.)
  15. Simeon D., Knutelska M. An open trial of naltrexone in the treatment of depersonalization disorder. (англ.) // Journal of Clinical Psychopharmacology (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 25, no. 3. — P. 267—270. — ISSN 0271-0749. — PMID 15876908. (англ.)
  16. Yuri L. Nuller, Marina G. Morozova, Olga N. Kushnir, Nikita Hamper. Effect of naloxone therapy on depersonalization: a pilot study // Journal of Psychopharmacology. — 2016. — Т. 15, вып. 2. — С. 93—95. — doi:10.1177/026988110101500205. (англ.)

Литература[править | править код]

  • Нуллер, Ю. Л. Депрессия и деперсонализация. — Л. : Медицина, 1981. — 207 с.
  • Simeon, Daphne. Feeling Unreal : Depersonalization Disorder and the Loss of the Self : [англ.] / Daphne Simeon, Jeffrey Abugel. — USA : Oxford University Press, 2008. — [1]+X+242 p. — ISBN 978-0-195-17022-1.
  • Donnelly K. Overcoming Depersonalization Disorder : A Mindfulness and Acceptance Guide to Conquering Feelings of Numbness and Unreality : [англ.] / Katharine Donnelly (MA), Fugen Neziroglu (PhD). — New Harbinger Publications, 2010. — [4]+XII+180+[1] p. — ISBN 978-1-572-24706-2. — ISBN 978-1-572-24826-7.

Ссылки[править | править код]

  • Depersonalization Research Abstracts Список абстрактов научных статей, посвящённых данному расстройству.

Источник