Болезнь куклы чайковский как рассказать детям

Болезнь куклы чайковский как рассказать детям thumbnail

Конспект непосредственно организованной деятельности в средней группе

«Новая кукла»

(Из Детского альбома  П.И.Чайковского)

Цель:   Познакомить детей с музыкой П.И.Чайковского.

Задачи: Развивать интерес к музыке и желание её слушать

Обогащать музыкальные впечатления детей

Формировать умение вести беседу о музыке, высказываться о её характере.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: Аудиозапись «Детский альбом П.И.Чайковского. «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Портрет П.И.Чайковского.

Кукла, детская кроватка.

Солнышко и тучки к музыкально-дидактической игре «Солнышко и тучки».

  1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание  на большое количество игрушек, аккуратно расставленных на полках.

Воспитатель:

— Ребята, а у вас дома есть игрушки?

— Какие самые любимые?

— Как вы с ними играете?

— Как надо играть, чтобы ваши игрушки не ломались, не испортились?

—  После игр сами  убираете игрушки  на место?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщая).  Большинство мальчиков любят играть с машинками, кубиками, конструктором. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы.

— Как можно играть с куклой?

Ответы детей.

Воспитатель:  Сегодня  я вам расскажу историю  о девочке, у которой тоже была кукла.  Придумал эту историю композитор  Пётр Ильич Чайковский.

Показывает портрет.

— Ребята, кто такой  «композитор»?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:  Композитор – это человек, который пишет (сочиняет) музыку.

Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых.  Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы  уложились в несколько музыкальных произведений — пьес под общим названием  «Детский альбом».  Некоторые  из них  мы с вами послушаем .

Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой.  Но не заботилась о ней, часто бросала, трепала её. И однажды кукла заболела.

2.Слушание пьесы  «Болезнь куклы».

Воспитатель: Ребята, какая  по характеру  была музыка, грустная или весёлая?

Дети: Грустная.

Воспитатель: Кто думает по другому?

Тот, кто считает, это весёлая музыка  – поднимите карточку – солнышко.

А кто думает, что грустная —  карточку – тучку.

3.Музыкально-дидактическая игра  «Солнышко и тучка».

Воспитатель: (уточняет)  Прозвучала грустная музыка. В  ней мы услышали, как капают слёзы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает,  просит пить. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Девочке очень жаль свою куклу.  

Воспитатель: Кто хочет показать, как девочка жалеет больную куклу?

4.Драматизация сюжета  под музыку  «Болезнь куклы».

(Повторное слушание)

Воспитатель: Кто запомнил и скажет, как называется  эта музыка?

 Ответы детей.

Воспитатель: Девочка долго горевала, что не стало её любимой куклы. Но прошло время. И однажды в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка. Он развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке… Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

-Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

5.Слушание   пьесы  «Новая кукла».

Воспитатель:  Какая музыка прозвучала по характеру, весёлая или грустная?

Покажите символами.

Воспитатель:  Что вам хочется делать под эту музыку?

Дети:  Танцевать.

Воспитатель: Такая красивая кукла есть и у нас. Давайте с ней поиграем. Становитесь  в круг и  под музыку бережно передавайте  куклу друг другу. На ком закончится музыка – тот выходит в середину круга и пляшет с куклой. Остальные будут хлопать.

6.Танец с куклой.   Звучит   пьеса  «Новая кукла»

Воспитатель: Кукла устала. Положим её спать и споём ей «Баю-баюшки-баю»

Как называется песня, под которую укачивают детей?

Дети: Колыбельная.

Воспитатель: Вы послушали несколько музыкальных историй. Как называлась первая история?

Дети: «Болезнь куклы»

 Воспитатель: Вторая история?

Дети: «Новая кукла»

Воспитатель: Кто написал эту музыку?

Дети: Эту музыку написал Пётр Ильич Чайковский.

Воспитатель: На музыкальных занятиях мы продолжим знакомство с произведениями Петра Ильича Чайковского.

Источник

Анастасия Авдонькина
Конспект музыкального занятия в средней группе: слушание «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Конспект музыкального занятия в средней группе: слушание «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Цель: вызвать интерес к музыке Чайковского, определить замысел композитора. Развивать способность понимать содержание музыкального произведения.

Задачи:

— способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку;

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

— обогащать музыкальные впечатления детей;

— формировать умение вести беседу о музыке, высказываться о ее характере;

— формирование певческих навыков.

Ход занятия:

Перед входом в музыкальный зал детям раздаются листочки. Дети забегают в музыкальный зал как осенние листочки, строят круг, затем бегут врассыпную и кружатся. Затем проходят на свои стульчики.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (распевка «Добрый день!»)

Ребята, вы слышите, что это? (воспитатель изображает плач, на руках у него кукла с забинтованной ножкой).

Посмотрите это куколка, она плачет, она сегодня пришла к нам на музыкальное занятие. Может быть у нее что-то случилось? Вы не знаете? (ответы детей)

Да, она говорит, что у нее болит ножка, и она принесла нам с собой музыку, давайте послушаем ее, ребятки.

Исполняется пьеса «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского)

Ребята, скажите пожалуйста, какая музыка по настроению? (печальная, жалобная, плачущая, тоскливая).

А написал это произведение великий русский композитор П. И. Чайковский (показывает портрет), который жил более 100 лет назад. Известно, что Пётр Ильич Чайковский любил детей, хорошо понимал их. Композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им на фортепиано, а также сам с интересом слушал все их рассказы. П. И. Чайковский написал сборник пьес для детей который называется «Детский альбом». Композитор посвятил его одному из своих племянников — Володе Давыдову, которому на тот момент было шесть с половиной лет. Пьеса, которую мы сегодня прослушали из «Детского альбома» называется «Болезнь куклы».

Давайте пожалеем куколку, чтобы ножка у нее не болела (даю детям погладить, пожалеть куколку).

А чтобы куколка у нас не расстраивалась, давайте покажем ей наш танец с листочками, как вы красиво танцевали, когда вошли в зал.

Дети танцуют танец с осенними листочками

Какие молодцы, так хорошо танцевали, куколке очень понравилось!

А у меня для вас есть загадка:

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок,

Врос в землю крепко.

Что же это? (репка)

(Показываю иллюстрацию репки)

Посмотрите какого она цвета, какие у нее листочки.

Ребята, а какие еще вы знаете овощи?

А вы знаете игру «Репка»? Я очень хочу поиграть с вами в нее.

Игра «Репка»

У меня для вас есть еще одна загадка. Послушайте внимательно.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Кода это бывает? (Осенью)

(ставлю иллюстрацию осени)

Посмотрите, у меня есть осенние листочки деревьев, а это листочки каких деревьев? (березы, клена)

А помните, у нас с вами есть песенка «Осень» кто-нибудь мне напомнит слова?

Учат песню (2ой куплет)

Наше занятие подошло к концу и куколке пора уходить. Она говорит, что ей очень понравилось у нас, и вы все молодцы, стараетесь, она обязательно придет к нам еще. А что вам понравилось на занятии сегодня? (ответы детей). До свидания, ребята! (под музыку уходят из зала)

Источник

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Анализ пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

из цикла «Детский альбом»

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика — пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ много замечательных сборников композиторов-классиков:

— Чайковский П.И. «Детский альбом»;

— Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»;

— Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65;

— Свиридов А. «Детский альбом» и др.

Учащиеся с большим удовольствием работают над пьесами малой формы и это вполне объяснимо:

—  небольшой объем;

— разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

— богатое стилистическое и жанровое разнообразие;

— возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Для преподавателя работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами, крупной формой и полифонией.

Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа над пьесами имеет свою специфику, свои задачи и свои трудности. Но главная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне.

«Детский альбом» Чайковского – первый в России классический сборник музыки для детей. Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес?

Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878г. «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной  легкости и заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана … »

Это было время весеннее, после путешествия, из-за границы Петр Ильич приехал отдыхать на Украину в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее «лучезарным краем».

В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети, — часто говорил композитор, — составляют лучшее украшение жизни». Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, — любимец Чайковского. Композитор называл его «восхитительным экземпляром человеческой породы». Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз задумывался над тем, что сочинений для детей, не так уж много …  А в мае 1878 года сборник был уже закончен и напечатан. Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову – отцу Боба: «Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».  

Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремился в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем многообразии, не приукрашая ее, не избегая ее тяжелых сторон, но стараясь выявить в ней прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всем правду и, играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы все в них было «настоящее», композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Он хочет, чтобы чувства его маленьких героев были искренни и глубоки.

 Рассмотрим одну из пьес этого цикла – «Болезнь куклы». Она входит в трилогию о кукле: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла».

«Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Первые потери маленького человека, очень серьезные переживания, созвучны здесь с пьесой Р. Шумана «Первая утрата».

Пьеса рассчитана на учащегося 1-2 класса, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и  левой руки.  В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру, которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,  Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация) тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с  запаздывающей педалью. Важно научить его слышать связь педализации с интонированием мелодии и сменами гармонии.

В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

Кантиленные пьесы  лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую фантазию и продвинет пианистическую технику.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. К.: Муз. Украина, 1982.

3. Егорина Н. Е. Уроки фортепианного цикла.  Лекция-концерт,2005.

    (xies.ru/225330/1/Лекция_концерт__сценарий_.html‎)

Источник

Методическая разработка

«Методико-исполнительский анализ

пьесы«Болезнь куклы»из цикла«Детский альбом» П.И.Чайковского»

Выполнила: Родина Е.А. преподаватель

БОУ ДО «Детская школа искусств № 2 им. А.А. Цыганкова»

г. Омска

город Омск, 19 апреля 2020 год

Методико-исполнительский анализ пьесы

Болезнь куклы

из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского

Данное произведение, предназначенное для маленьких пианистов 1-2 классов, и знакомит их с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Идея создания фортепианного цикла «Детский альбом» у Чайковского возникла под влиянием нескольких факторов. Во-первых, Петр Ильич хотел создать цикл легких сочинений для детей, как «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Во-вторых, Петр Ильич очень любил детей и много общался со своими племянниками. Сборник детских пьес был посвящен Володе Давыдову – сыну сестры. Об этом он написал в письме к Н.Ф. фон Мекк и ее мужу Л.В.Давыдову: «Бобику, хоть ради его неподражаемой прелестной фигурки, когда он смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать…» (Письмо от 12 (24) дек.1878г.).

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» день и жизнь ребенка русского «дома культуры, благополучия и уюта». В «Детском альбоме» символическое количество пьес – 24 (Прелюдии и фуги Баха, прелюдии Шопена…). Все пьесы цикла программные, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. Начинается цикл с «Утренней молитвы», а заканчивается «Хором» (В церкви). Это определяет духовное воспитание растущего ребенка. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы: игры-куклы (5), песни дальних стран (4), русский простой народ и его сказки (5), танцы (3). Обособленно стоят номера «Мама» и «Сладкая греза», которые образуют сродственность между собой за счет фактурного, мелодического и образного единства.

Микроцикл, связанный с игрой девочки, включает три пьесы: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Художественный сюжет складывается из того, что с куклами играют, с ними гуляют, их укладывают спать, кормят, одевают, они могут болеть, их учат… Им доступно все, что видят в жизни дети. В пьесах отражаются подлинные страдания, подлинная скорбь. Чайковский видит и отражает музыкальным языком незащищенность, ранимость, остроту переживаний дитя, познающего жизнь. Три пьесы очень разные по своим исполнительским задачам. И не смотря на внешнюю простоту музыкального изложения, пьесы очень сложны в исполнительском отношении и требуют от ученика достаточно развитый музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Пьеса «Болезнь куклы» написана в тональности соль минор. Характер пьесы грустный и печальный, имитирующий вздохи и всхлипы ребенка. Мелодическая линия в правой руке, прерывается паузами, и направлена вниз, как падающие слезки девочки. Это первые серьезные переживания маленького человека, искренние и серьезные. Темп исполнения спокойный. Фактура полифоническая, и состоит из трех пластов. Одинаковую важность имеют два крайних пласта, две мелодических линии: это бас в левой руке и стонущие четверти в правой руке. Средний пласт: это синкопированное гармоническое заполнение, которое по своей звучности не должно заглушать ни одну из мелодических линий.

Строение пьесы: пьеса написана в простой 2 частной форме.

I часть простой период повторного строения (8+8), не замкнутый (остановка на Доминанте в 16 такте), повторенный (т.к. в 16 такте стоит знак репризы). Первое предложение (1- 8 такт) состоит из двух фраз повторного строения, где первая мелодическая линия расположена в правой руке и направлена вниз. При этом вторая мелодическая линия в басу имеет восходящее движение. Второе предложение (9-16 такт) несколько иное. Прерывистая нисходящая мелодическая линия передается в левую руку и уходит в низкий регистр. А правая рука наделяется музыкальным материалом левой руки предыдущего предложения. Данный прием вносит более печальные и трагические нотки в художественный образ.

II часть (14 тактов) развивающего типа строится на развитии материала I части: та же фактура, интонации, тональность, художественный образ. Данная форма, использованная композитором, способствует нарастанию эмоционального напряжения, что приводит к кульминации всего произведения. Кульминация достигается за счет самого высокого звука в мелодии, динамических оттенков (это f), за счет эмоционального напряжения (это восходящее движение линии баса по полутонам) и формой непрерывного развития музыкального материала. Последние 12 тактов – это заключение (типичные черты – частое кадансирование). Заключение состоит из неизменно повторяющегося баса — это звука «соль» — тоники (basso ostinato) и повторяющегося этого же звука в верхнем голосе партии правой руки. Таким образом, крайние голоса гармонии стоят на месте, упорно повторяя тонику «соль», а средние голоса двигаются вверх, создавая между собой мягкую сексту, а, затем возвращаются обратно вниз на звуки основного трезвучия. Данный музыкальный материал придает некую безысходность.

Исполнительские задачи:

  1. передача настроения пьесы, применение мягкого, глубокого туше;

  2. слуховой контроль выразительного ведения мелодической линии, которая имеет нисходящую направленность и прерывается паузами (в партии правой руки выстраивать горизонталь);

  3. активизация слухового контроля для протяженности длинных нот в партии левой руки (выстроить горизонталь в длинных звуках левой руки);

  4. дифференцировать мелодию и аккомпанемент (распределить вес руки и динамику между звуками – выстроить вертикаль);

  5. распределить внимание в левой руке между значимым басом, который должен исполняться глубоко и гармоническим заполнением, которое «накладывается» на звучащий бас, не заглушая его;

  6. дослушивать и додерживать звуки левой руки (Зачастую, когда начинает звучать нисходящая мелодия на 2 долю такта, ученик переключает внимание на эту мелодию в правой руке и отпускает звуки в левой руке. Такие действия прежде всего рвут горизонталь в партии левой руки, теряется вторая мелодическая линия, теряются элементы полифонии в произведении. Что в свою очередь, не решает задачи развития гармонического слуха ученика.)

  7. охватить мышлением большие формообразующие построения (8, 12 и 14 тактов), выстраивая динамическое развитие;

  8. дыхание рук по окончании фраз, которое имеет художественное значение;

  9. слуховой контроль над педализацией (использование правой и левой педали).

Методические задачи:

  1. чтение и ритмическая организация нот различной длительности в большой, малой, первой и второй октавах;

  2. использование рекомендуемой аппликатуры;

  3. достижение мышечной свободы и гибкого запястья при весовой игре;

  4. закрепление артикуляционных приемов игры (legato и non legato);

  5. дифференцирование музыкальной фактуры;

  6. формирование культуры звукоизвлечения (певучее, глубокое и мягкое туше), направленной на отображение художественного образа и передача динамических оттенков;

  7. выразительное интонирование мелодии;

  8. формирование естественного дыхания;

  9. выстраивание формы произведения, реализация плана интерпретации.

Методические рекомендации:

  1. изучение партии каждой руки отдельно

Проучивание партии правой руки, выстраивая движение мелодической линии и фразы, без пауз; затем такая же работа, но с выполнением пауз. Работа над партией левой руки несколькими способами: а) игра первой доли — баса, выстраивая динамику и напряжение по фразам; б) игра баса и гармонического заполнения вне ритма, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, свободу мышечного аппарата, гибкость запястья; в) игра в ритме баса и гармонического заполнения, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, с педалью. Педаль, запаздывающая на 1 долю такта. Также не очень опытным пианистам возможно взятие педали на вторую долю такта и точное ее снятие на 1 долю. Но об этом, чуть ниже по тексту.

  1. использование рекомендуемой художественно-оправданной аппликатуры

Необходимо остановиться на проблеме выполнения рекомендованной аппликатуры. Аппликатура, которая выставлена в нотах художественно оправдана. Она позволяет объединить фразы, и мелодическую линию в левой руке. Однако, пьеса предназначена для маленьких учеников 1-2 классов ДШИ. И часто, рука маленького пианиста не способна охватить большие интервалы. Таким образом, в данном произведении, «проблемными» тактами являются 3, 7, 19, 20, 23 (номера тактов в работе указаны без реприз) и отдельно 21 такт. Во всех аппликатурно «проблемных» тактах, кроме 21, возможно использовать 4 палец вместо 3. При этом, брать звуки баса на клавиатуре необходимо ближе к черным клавишам. Еще раз повторю, это необходимо применять лишь при отсутствии физиологической возможности начинающего пианиста охватить большие интервалы, попросту говоря, если рука маленькая и не хватает растяжки. В 21 же такте другой палец поставить невозможно. Он требует отдельной работы над возможностью дотянуться крайними пальцами от нижнего до верхнего звука «соль». Для этого необходимо разбить данную гармонию на три интервала: квинту (соль – ре), кварту (ре — соль), октаву (соль — соль). И проучивать как в гармонически, так и мелодически. При такой работе, руки ученика должны быть теплыми и хорошо разыгранными, чтобы не растянуть и не повредить мышцы или связки.

  1. изучение педализации

Педализация данной пьесы: это запаздывающую педаль на 1 долю такта. Художественная оправданность в данном способе применения педали имеется очень огромная. По характеру своего мышления Чайковский – симфонист. И, такая педаль собирает воедино все пласты музыкальной ткани, образуя гармонический аккорд. Это способствует объединению звуков во фразы. Однако, не у всех учеников получается такая педаль, особенно у начинающих пианистов. Все зависит от умения дифференцировать музыкальную фактуры, а именно, владеть навыком распределения веса руки, иметь развитый музыкальный слух, который слышит протяженность звука, и развитый гармонический слух. Зависит также от умения и владения приемами педализации. В связи с разным уровнем музыкальных способностей обучающихся детей и их владением педалью, возможен второй аппликатурный принцип. Взятие прямой педали на звук мелодии в правой руке, на вторую долю такта. И точное снятие педали на бас в левой руке на 1 доле такта. Также, с момента начала заключения (31 такт) можно подключить левую педаль. Левая педаль поможет сделать больший контраст между кульминацией и заключением, а также добавит обертоновых красок в звуковую палитру.

  1. пение элементов фактуры

Петь верхнюю мелодическую линию сольфеджио (партию правой руки), играя при этом нижнюю мелодическую линию баса (в левой руке). Затем, наоборот, петь мелодическую линию баса, а играть мелодическую линию правой руки. При этом внимательно вслушиваться в слияние звуков в интервалы. После того, как ухо услышало звучание двух звуков одновременно, необходимо усложнить задачу. Для этого, при пении мелодии, играть полностью партию левой руки, с распределением веса и значимости звуков. Прием предназначен для развития гармонического слуха ученика.

  1. освоение естественного дыхания между фразами

Ауфтакт рук следует сделать после 4 такта, после 8 такта, 16, 20, 31 тактов. Ауфтакты можно брать только перед началом фразировочного построения, чтобы не разорвать напряжение в развитии мелодической линии и не нарушить форму. Ауфтакты рук имеют художественное значение. Они передают вздохи, всхлипы ребенка, и, наоборот, их отсутствие (20-31 такты и в коде) приводит к объединению необходимого музыкального материала и нарастанию напряжения в кульминационных моментах.

  1. работа над звуком

Работа над звуком – это сквозная задача всей деятельности исполнителя. В данном произведении необходимо использовать мягкое, глубокое туше. Для отображения художественного образа необходимо использовать весовую игру. Весовая игра относится к русской исполнительской школе. Прием «весовой» манеры звукоизвлечения придает роялю звук, богатый разными тембральными и динамическими красками, а также продлевает протяженность звучания нажатой клавиши. При такой игре используется вес всего корпуса, а не только пальца. Следует учитывать особенности регистров. Так, басы необходимо исполнять более плавно и медленнее, чем звуки в высоком регистре, где требуется более острый прием звукоизвлечения. При весовой игре требуется контролирование нижнего положения запястья, это касается баса на первую долю в левой руке и мелодии в правой. Так после извлечения звука запястье продолжает плавно опускаться вниз в наиболее удобное нижнее положение. Это все относится к приемам звукоизвлечения.

  1. динамика и фразы

В данном музыкальном произведении важно выстроить динамическую линию, которая подчеркнет фразировку и создаст форму в пьесе. Так, в 1 предложении, в 4 такте необходимо очень осторожно прикасаться к звукам, чтобы напряженная доминанта стала мягкой и трогательной. Вторую фразу (с 5 такта) следует начать со «вздоха» рук и несколько тише, не решительно. Вторая фраза развивается на крещендо, что делает окончание этой фразы и доминанту требовательной. Этот прием находит логику в последующем музыкальном развитии, где мелодическая линия переходит в низкий регистр. Так композитором создается драматизм произведения. Драматические ноты прослеживаются еще в начале заключения, когда композитор чередует мягкую тонику с напряженным уменьшенным септаккордом (ум VII2 в широком расположении). К тонике при этом необходимо прикасаться осторожно, едва приподнимая палец с клавиш, а вот уменьшенную гармонию, наоборот, ярче в динамике, глубоким проникновением в клавишу, начиная с ауфтакта рук. В 21 такте достигается самый высокий звука в мелодии. Он накладывается на глубокий бас и сам берется также очень глубоко и тяжело, от плеча, т.е. всем весом корпуса. Так создается звуковая арка. В заключении (последние 10 тактов), необходимо дослушать и выстроить развитие в динамике средних голосов на повторяющемся звучании звука «соль» — тоники в крайних голосах. Средние голоса восходящим движением в сексту также подчеркивают драматизм произведения.

  1. анализ интерпретации

Совместный с учеником анализ видеозаписи его исполнения: образа, звука, приемов звукоизвлечения, организации игровых движений, ритма, артикуляции, динамики и т.д.

Пьеса «Болезнь куклы» очень значима в педагогическом репертуаре начинающих пианистов. Индивидуальность исполнителей подразумевает субъективную и неповторимую трактовку музыкального материала, интерпретацию. Представленные методы работы, задачи и способы их реализации, помогут коллегам-педагогам в работе с детьми над этой пьесой.

hello_html_md88d2fe.jpg

Использованная литература:

  1. Материалы образовательного проекта «К новым берегам», МАГК им. М.И.Глинки, Управление культуры, ДШИ №6, Магнитогорск, 2008г.

  2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений 2-е издание, М., 1979г.

  3. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского. М., Классика XXI, 2003г.

  4. Николаев А.А. Фортепианное наследие П.ИЧайковского. – М. – Л. Музгиз, 1949г.

  5. https://котельники.рф/collective/method/post/442600

  6. Болезнь куклы ноты

  7. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/11/analiz-pesy-chaykovskogo-bolezn-kukly

  8. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/06/12/intonirovanie-na-fortepiano-kak-tvorcheskiy-protsess

  9. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2019/05/23/vospriyatie-muzyki-kak-yazyka-glavnoe-uslovie

Источник