Болезнь куклы из цикла детский альбом

Болезнь куклы из цикла детский альбом thumbnail

Методическая разработка

«Методико-исполнительский анализ

пьесы«Болезнь куклы»из цикла«Детский альбом» П.И.Чайковского»

Выполнила: Родина Е.А. преподаватель

БОУ ДО «Детская школа искусств № 2 им. А.А. Цыганкова»

г. Омска

город Омск, 19 апреля 2020 год

Методико-исполнительский анализ пьесы

Болезнь куклы

из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского

Данное произведение, предназначенное для маленьких пианистов 1-2 классов, и знакомит их с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Идея создания фортепианного цикла «Детский альбом» у Чайковского возникла под влиянием нескольких факторов. Во-первых, Петр Ильич хотел создать цикл легких сочинений для детей, как «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Во-вторых, Петр Ильич очень любил детей и много общался со своими племянниками. Сборник детских пьес был посвящен Володе Давыдову – сыну сестры. Об этом он написал в письме к Н.Ф. фон Мекк и ее мужу Л.В.Давыдову: «Бобику, хоть ради его неподражаемой прелестной фигурки, когда он смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать…» (Письмо от 12 (24) дек.1878г.).

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» день и жизнь ребенка русского «дома культуры, благополучия и уюта». В «Детском альбоме» символическое количество пьес – 24 (Прелюдии и фуги Баха, прелюдии Шопена…). Все пьесы цикла программные, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. Начинается цикл с «Утренней молитвы», а заканчивается «Хором» (В церкви). Это определяет духовное воспитание растущего ребенка. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы: игры-куклы (5), песни дальних стран (4), русский простой народ и его сказки (5), танцы (3). Обособленно стоят номера «Мама» и «Сладкая греза», которые образуют сродственность между собой за счет фактурного, мелодического и образного единства.

Микроцикл, связанный с игрой девочки, включает три пьесы: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Художественный сюжет складывается из того, что с куклами играют, с ними гуляют, их укладывают спать, кормят, одевают, они могут болеть, их учат… Им доступно все, что видят в жизни дети. В пьесах отражаются подлинные страдания, подлинная скорбь. Чайковский видит и отражает музыкальным языком незащищенность, ранимость, остроту переживаний дитя, познающего жизнь. Три пьесы очень разные по своим исполнительским задачам. И не смотря на внешнюю простоту музыкального изложения, пьесы очень сложны в исполнительском отношении и требуют от ученика достаточно развитый музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Пьеса «Болезнь куклы» написана в тональности соль минор. Характер пьесы грустный и печальный, имитирующий вздохи и всхлипы ребенка. Мелодическая линия в правой руке, прерывается паузами, и направлена вниз, как падающие слезки девочки. Это первые серьезные переживания маленького человека, искренние и серьезные. Темп исполнения спокойный. Фактура полифоническая, и состоит из трех пластов. Одинаковую важность имеют два крайних пласта, две мелодических линии: это бас в левой руке и стонущие четверти в правой руке. Средний пласт: это синкопированное гармоническое заполнение, которое по своей звучности не должно заглушать ни одну из мелодических линий.

Строение пьесы: пьеса написана в простой 2 частной форме.

I часть простой период повторного строения (8+8), не замкнутый (остановка на Доминанте в 16 такте), повторенный (т.к. в 16 такте стоит знак репризы). Первое предложение (1- 8 такт) состоит из двух фраз повторного строения, где первая мелодическая линия расположена в правой руке и направлена вниз. При этом вторая мелодическая линия в басу имеет восходящее движение. Второе предложение (9-16 такт) несколько иное. Прерывистая нисходящая мелодическая линия передается в левую руку и уходит в низкий регистр. А правая рука наделяется музыкальным материалом левой руки предыдущего предложения. Данный прием вносит более печальные и трагические нотки в художественный образ.

II часть (14 тактов) развивающего типа строится на развитии материала I части: та же фактура, интонации, тональность, художественный образ. Данная форма, использованная композитором, способствует нарастанию эмоционального напряжения, что приводит к кульминации всего произведения. Кульминация достигается за счет самого высокого звука в мелодии, динамических оттенков (это f), за счет эмоционального напряжения (это восходящее движение линии баса по полутонам) и формой непрерывного развития музыкального материала. Последние 12 тактов – это заключение (типичные черты – частое кадансирование). Заключение состоит из неизменно повторяющегося баса — это звука «соль» — тоники (basso ostinato) и повторяющегося этого же звука в верхнем голосе партии правой руки. Таким образом, крайние голоса гармонии стоят на месте, упорно повторяя тонику «соль», а средние голоса двигаются вверх, создавая между собой мягкую сексту, а, затем возвращаются обратно вниз на звуки основного трезвучия. Данный музыкальный материал придает некую безысходность.

Исполнительские задачи:

  1. передача настроения пьесы, применение мягкого, глубокого туше;

  2. слуховой контроль выразительного ведения мелодической линии, которая имеет нисходящую направленность и прерывается паузами (в партии правой руки выстраивать горизонталь);

  3. активизация слухового контроля для протяженности длинных нот в партии левой руки (выстроить горизонталь в длинных звуках левой руки);

  4. дифференцировать мелодию и аккомпанемент (распределить вес руки и динамику между звуками – выстроить вертикаль);

  5. распределить внимание в левой руке между значимым басом, который должен исполняться глубоко и гармоническим заполнением, которое «накладывается» на звучащий бас, не заглушая его;

  6. дослушивать и додерживать звуки левой руки (Зачастую, когда начинает звучать нисходящая мелодия на 2 долю такта, ученик переключает внимание на эту мелодию в правой руке и отпускает звуки в левой руке. Такие действия прежде всего рвут горизонталь в партии левой руки, теряется вторая мелодическая линия, теряются элементы полифонии в произведении. Что в свою очередь, не решает задачи развития гармонического слуха ученика.)

  7. охватить мышлением большие формообразующие построения (8, 12 и 14 тактов), выстраивая динамическое развитие;

  8. дыхание рук по окончании фраз, которое имеет художественное значение;

  9. слуховой контроль над педализацией (использование правой и левой педали).

Методические задачи:

  1. чтение и ритмическая организация нот различной длительности в большой, малой, первой и второй октавах;

  2. использование рекомендуемой аппликатуры;

  3. достижение мышечной свободы и гибкого запястья при весовой игре;

  4. закрепление артикуляционных приемов игры (legato и non legato);

  5. дифференцирование музыкальной фактуры;

  6. формирование культуры звукоизвлечения (певучее, глубокое и мягкое туше), направленной на отображение художественного образа и передача динамических оттенков;

  7. выразительное интонирование мелодии;

  8. формирование естественного дыхания;

  9. выстраивание формы произведения, реализация плана интерпретации.

Методические рекомендации:

  1. изучение партии каждой руки отдельно

Проучивание партии правой руки, выстраивая движение мелодической линии и фразы, без пауз; затем такая же работа, но с выполнением пауз. Работа над партией левой руки несколькими способами: а) игра первой доли — баса, выстраивая динамику и напряжение по фразам; б) игра баса и гармонического заполнения вне ритма, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, свободу мышечного аппарата, гибкость запястья; в) игра в ритме баса и гармонического заполнения, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, с педалью. Педаль, запаздывающая на 1 долю такта. Также не очень опытным пианистам возможно взятие педали на вторую долю такта и точное ее снятие на 1 долю. Но об этом, чуть ниже по тексту.

  1. использование рекомендуемой художественно-оправданной аппликатуры

Необходимо остановиться на проблеме выполнения рекомендованной аппликатуры. Аппликатура, которая выставлена в нотах художественно оправдана. Она позволяет объединить фразы, и мелодическую линию в левой руке. Однако, пьеса предназначена для маленьких учеников 1-2 классов ДШИ. И часто, рука маленького пианиста не способна охватить большие интервалы. Таким образом, в данном произведении, «проблемными» тактами являются 3, 7, 19, 20, 23 (номера тактов в работе указаны без реприз) и отдельно 21 такт. Во всех аппликатурно «проблемных» тактах, кроме 21, возможно использовать 4 палец вместо 3. При этом, брать звуки баса на клавиатуре необходимо ближе к черным клавишам. Еще раз повторю, это необходимо применять лишь при отсутствии физиологической возможности начинающего пианиста охватить большие интервалы, попросту говоря, если рука маленькая и не хватает растяжки. В 21 же такте другой палец поставить невозможно. Он требует отдельной работы над возможностью дотянуться крайними пальцами от нижнего до верхнего звука «соль». Для этого необходимо разбить данную гармонию на три интервала: квинту (соль – ре), кварту (ре — соль), октаву (соль — соль). И проучивать как в гармонически, так и мелодически. При такой работе, руки ученика должны быть теплыми и хорошо разыгранными, чтобы не растянуть и не повредить мышцы или связки.

  1. изучение педализации

Педализация данной пьесы: это запаздывающую педаль на 1 долю такта. Художественная оправданность в данном способе применения педали имеется очень огромная. По характеру своего мышления Чайковский – симфонист. И, такая педаль собирает воедино все пласты музыкальной ткани, образуя гармонический аккорд. Это способствует объединению звуков во фразы. Однако, не у всех учеников получается такая педаль, особенно у начинающих пианистов. Все зависит от умения дифференцировать музыкальную фактуры, а именно, владеть навыком распределения веса руки, иметь развитый музыкальный слух, который слышит протяженность звука, и развитый гармонический слух. Зависит также от умения и владения приемами педализации. В связи с разным уровнем музыкальных способностей обучающихся детей и их владением педалью, возможен второй аппликатурный принцип. Взятие прямой педали на звук мелодии в правой руке, на вторую долю такта. И точное снятие педали на бас в левой руке на 1 доле такта. Также, с момента начала заключения (31 такт) можно подключить левую педаль. Левая педаль поможет сделать больший контраст между кульминацией и заключением, а также добавит обертоновых красок в звуковую палитру.

  1. пение элементов фактуры

Петь верхнюю мелодическую линию сольфеджио (партию правой руки), играя при этом нижнюю мелодическую линию баса (в левой руке). Затем, наоборот, петь мелодическую линию баса, а играть мелодическую линию правой руки. При этом внимательно вслушиваться в слияние звуков в интервалы. После того, как ухо услышало звучание двух звуков одновременно, необходимо усложнить задачу. Для этого, при пении мелодии, играть полностью партию левой руки, с распределением веса и значимости звуков. Прием предназначен для развития гармонического слуха ученика.

  1. освоение естественного дыхания между фразами

Ауфтакт рук следует сделать после 4 такта, после 8 такта, 16, 20, 31 тактов. Ауфтакты можно брать только перед началом фразировочного построения, чтобы не разорвать напряжение в развитии мелодической линии и не нарушить форму. Ауфтакты рук имеют художественное значение. Они передают вздохи, всхлипы ребенка, и, наоборот, их отсутствие (20-31 такты и в коде) приводит к объединению необходимого музыкального материала и нарастанию напряжения в кульминационных моментах.

  1. работа над звуком

Работа над звуком – это сквозная задача всей деятельности исполнителя. В данном произведении необходимо использовать мягкое, глубокое туше. Для отображения художественного образа необходимо использовать весовую игру. Весовая игра относится к русской исполнительской школе. Прием «весовой» манеры звукоизвлечения придает роялю звук, богатый разными тембральными и динамическими красками, а также продлевает протяженность звучания нажатой клавиши. При такой игре используется вес всего корпуса, а не только пальца. Следует учитывать особенности регистров. Так, басы необходимо исполнять более плавно и медленнее, чем звуки в высоком регистре, где требуется более острый прием звукоизвлечения. При весовой игре требуется контролирование нижнего положения запястья, это касается баса на первую долю в левой руке и мелодии в правой. Так после извлечения звука запястье продолжает плавно опускаться вниз в наиболее удобное нижнее положение. Это все относится к приемам звукоизвлечения.

  1. динамика и фразы

В данном музыкальном произведении важно выстроить динамическую линию, которая подчеркнет фразировку и создаст форму в пьесе. Так, в 1 предложении, в 4 такте необходимо очень осторожно прикасаться к звукам, чтобы напряженная доминанта стала мягкой и трогательной. Вторую фразу (с 5 такта) следует начать со «вздоха» рук и несколько тише, не решительно. Вторая фраза развивается на крещендо, что делает окончание этой фразы и доминанту требовательной. Этот прием находит логику в последующем музыкальном развитии, где мелодическая линия переходит в низкий регистр. Так композитором создается драматизм произведения. Драматические ноты прослеживаются еще в начале заключения, когда композитор чередует мягкую тонику с напряженным уменьшенным септаккордом (ум VII2 в широком расположении). К тонике при этом необходимо прикасаться осторожно, едва приподнимая палец с клавиш, а вот уменьшенную гармонию, наоборот, ярче в динамике, глубоким проникновением в клавишу, начиная с ауфтакта рук. В 21 такте достигается самый высокий звука в мелодии. Он накладывается на глубокий бас и сам берется также очень глубоко и тяжело, от плеча, т.е. всем весом корпуса. Так создается звуковая арка. В заключении (последние 10 тактов), необходимо дослушать и выстроить развитие в динамике средних голосов на повторяющемся звучании звука «соль» — тоники в крайних голосах. Средние голоса восходящим движением в сексту также подчеркивают драматизм произведения.

  1. анализ интерпретации

Совместный с учеником анализ видеозаписи его исполнения: образа, звука, приемов звукоизвлечения, организации игровых движений, ритма, артикуляции, динамики и т.д.

Пьеса «Болезнь куклы» очень значима в педагогическом репертуаре начинающих пианистов. Индивидуальность исполнителей подразумевает субъективную и неповторимую трактовку музыкального материала, интерпретацию. Представленные методы работы, задачи и способы их реализации, помогут коллегам-педагогам в работе с детьми над этой пьесой.

hello_html_md88d2fe.jpg

Использованная литература:

  1. Материалы образовательного проекта «К новым берегам», МАГК им. М.И.Глинки, Управление культуры, ДШИ №6, Магнитогорск, 2008г.

  2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений 2-е издание, М., 1979г.

  3. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского. М., Классика XXI, 2003г.

  4. Николаев А.А. Фортепианное наследие П.ИЧайковского. – М. – Л. Музгиз, 1949г.

  5. https://котельники.рф/collective/method/post/442600

  6. https://romanovaelena.ru/bolezn-kukly-noty

  7. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/11/analiz-pesy-chaykovskogo-bolezn-kukly

  8. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/06/12/intonirovanie-na-fortepiano-kak-tvorcheskiy-protsess

  9. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2019/05/23/vospriyatie-muzyki-kak-yazyka-glavnoe-uslovie

Источник

2:07

Болезнь куклы — Детский альбом, Op.39 – П.И.Чайковский

2:05

П. И. Чайковский. – Детский альбом. Болезнь…

1:12

Александр Гольденвейзер – Детский альбом op. 39 — 6…

3:00

Чайковский – Болезнь куклы

2:58

П. И. Чайковский – Детский альбом.Болезнь…

2:12

Mikhail Khokhlov & Gnessin Virtuosi Chamber Orchestra – Детский альбом, соч. 39 6.…

1:37

Чайковский — Детский альбом – 6.Болезнь куклы

1:40

Яков Флиер — фортепиано – Детский альбом, Болезнь…

2:12

Михаил Хохлов & Камерный оркестр Гнесинские виртуозы – Детский альбом, Op. 39 VI.…

2:56

чайковский (исп. м. плетнёв) – детский альбом болезнь…

1:46

Илья Кручинин – П. И. Чайковский Болезнь…

1:59

П. И. Чайковский – Опус 39. Детский альбом.…

1:10

П.И. Чайковский Детский альбом – 06. Болезнь куклы

3:00

3. П.И.Чайковский – Болезнь куклы

1:33

Чайковский – Болезнь куклы

2:56

Чайковский Пётр Ильич – 101 Болезнь куклы из…

1:50

Canto Ostinato – Болезнь куклы (Remake П.И.…

3:00

П. И. Чайковский – Болезнь куклы (Детский…

3:00

Чайковский (Плетнёв) – Болезнь куклы Детский…

2:12

Mikhail Khokhlov, Gnessin Virtuosi Chamber Orchestra – Болезнь куклы (Из…

2:12

Mikhail Khokhlov & Gnessin Virtuosi Chamber Orchestra – Children s Album, Op. 39 VI. The Sick Doll

2:07

Чайковский П.И. – Болезнь куклы (Детский…

1:30

Чайковский. Детский альбом – Болезнь куклы

2:52

Пётр Ильич Чайковский – Болезнь куклы (Детский…

2:12

Mikhail Khokhlov & Gnessin Virtuosi Chamber Orchestra – Детский альбом, Op. 39 VI.…

2:59

Невiдомий – 187 Чайковский — Детский…

3:00

Чайковский Террористы(( Смерть… – Болезнь куклы

2:09

Петр Ильич Чайковский – Детский альбом — Болезнь…

2:01

Чайковский – Болезнь куклы

1:55

П. И. Чайковский – Болезнь куклы из…

2:26

П.И. Чайковский – Детский альбом — Болезнь…

2:58

Пётр Чайковский – Болезнь куклы

1:35

Детский альбом П.И.Чайковский – Болезнь куклы

1:37

Чайковский – Болезнь куклы (Детский…

2:56

Чайковский – Болезнь куклы

2:56

Михаил Плетнёв – П.И. Чайковский. Детский…

0:34

Чайковский Новая кукла из Детского альбома – 37 08-2Nov

2:51

Чайковский Детский альбом – Болезнь куклы

3:00

Неизвестен – 3. П. И. Чайковский.…

3:00

Задание 1. Определи итонацию – 1

1:51

П. Чайковский – Болезнь куклы

2:28

Павел Нерсесьян – П.Чайковский — Болезнь…

3:00

Чайковский (исп. Плетнёв) – Детский альбом. Болезнь…

2:26

Петр Ильич Чайковский – Болезнь куклы ( Детский…

2:56

Чайковский (Плетнёв) – 6. Болезнь куклы

2:26

Чайковский Детский альбом – Болезнь куклы

3:34

Чайковский (Плетнёв) – Детский альбом — 6.…

3:00

Петр Ильич Чайковский – Детский альбом -6,…

0:33

Чайковский – Новая кукла из Детского…

3:00

Чайковский (Плетнёв, Детский альбом) – 06 Болезнь куклы.

2:21

П.И.Чайковский – Болезнь куклы

2:07

Чайковский (Севидов) – Детский альбом, Op.39 -…

3:00

Чайковский – Болезнь куклы.волшебное

2:28

Чайковский – Болезнь куклы

2:57

Детский альбом Чайковский – Болезнь куклы

3:00

Пётр Чайковский – Детский альбом — Болезнь…

2:56

Детский альбом – П.И.Чайковский-Болезнь…

3:00

Чайковский П. – Детский альбом. Болезнь…

2:58

Петр Ильич Чайковский.Детский альбом – Болезнь куклы (для 1…

2:55

П.И.Чайковский Детский альбом – Болезнь куклы.

0:59

Lrrangement – Чайковский, П. И. Болезнь…

3:00

Чайковский – Болезнь

2:10

Диск 1 – 14. П. Чайковский Детский…

2:07

Чайковский – Болезнь куклы

0:46

Чайковский Детский альбом – Болезнь куклы

2:10

Чайковский П.И. Детский альбом – 4. Болезнь куклы

2:56

Чайковский, Пётр Ильич (1840 1893) – Детский альбом 6.…

3:05

Валентина Лисица – Чайковский — Детский…

3:00

П. Чайковский – Детский альбом — 6.…

2:35

П.И. Чайковский. Детский альбом – Болезнь куклы

2:53

Чайковский – Болезнь куклы из…

1:05

П.И. Чайковский Детский альбом – 07. Болезнь куклы

3:00

Михаил Плетнёв – Детский альбом — 6 -…

3:00

ЧАЙКОВСКИЙ Пётр Ильич (1840-1893) / Плетнёв М.В. – Детский альбом — 6.…

2:07

Чайковский (Севидов) – 06. Детский альбом, Op.39 -…

3:00

Чайковский (Плетнёв) – Детский альбом — 6.…

0:34

Чайковский – Новая кукла

2:18

Чайковский – Детский альбом.Болезнь…

2:01

Чайковский Детский альбом – Болезнь куклы

3:00

Чайковский – Детский альбом -…

Источник