Болезнь пилата в мастере и маргарите

Болезнь пилата в мастере и маргарите thumbnail

Характеристика Понтия Пилата из Мастера и Маргариты Булгакова

Исторический экскурс

Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» позволяет узнать основные события произведения. Писать книгу Булгаков начал еще в начале 1920 года и работал над ней до конца своих дней.

Многие персонажи вызывали немало споров среди читателей. Кто-то считал, что Иешуа Га-Ноцри имел реальный прототип из Библии — Иисуса Христа. Но между ними есть существенная разница. Для создания Понтия Пилата Булгаков изучал богословскую и историческую литературу. В список источников входит рассказ Франса «Прокуратор Иудеи».

Особенность булгаковского Пилата в том, что он не может забыть Иешуа. Когда начальник тайной службы докладывает ему о последних минутах жизни Га-Ноцри, Понтий меняется. При упоминании трусости как главного порока прокуратор начинает говорить хрипло.

Литературоведы прослеживают личную связь между Булгаковым и Понтием. Писатель признается в своей личной душевной слабости, которая терзала его многие годы.

Важные моменты

История создания персонажа

В романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат занимает одно из центральных мест. Он является пятым прокурором Иудеи и принадлежит к знатному сословию. В его руках находится власть, он решает судьбу множества людей. Он занимается судебными разбирательствами и руководит римской армией.

Описание Понтия Пилата позволяет лучше узнать его. Внешность прокуратора самая обычная, он ничем не выделяется. У него желтоватый оттенок кожи и выбритое лицо без намека на щетину. Он почти облысел, но это не смущало его.

Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. Она доставляла ему массу неприятных ощущений. Мужчину раздражает то, чем он занимается, и город Ершалаим вместе с жителями. По этой причине прокуратор часто раздражается и срывается на окружающих людях.

Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» Понтий появляется в белом плаще с красным подбоем. У него была шаркающая походка, которая выдавала в нем кавалериста. Он сидел в кресле как каменный из-за сильной мигрени. Ему предстояло решить дело Иешуа Га-Ноцри.

Весь его облик показывал власть и силу, но никто не знает, что у прокуратора на душе. О его детстве мало что известно: его отцом был король-звездочет, а мать была дочерью мельника. Родители были уверены, что их сын станет великим человеком.

Понтий был отважным и мужественным воином. У него сорванный голос, так как ему приходилось бывать в серьезных сражениях. Империю осаждали германцы, и Пилату приходилось с ними сражаться. Кентурион Крысобой и другие воины были обязаны жизнью Понтию. Его прозвали Золотым копьем, он никогда никого не предавал.

Прокурора не волновали люди, которым он выносил смертный приговор. В городе он вынужден находиться по долгу службы. Поэтому ему приходится заниматься рутинной работой:

  • руководить армией;
  • выслушивать доносы;
  • разбирать судебные дела и т. д.

Власть не радует его, и он ненавидит свою деятельность. Иешуа проницательно заметил, что единственное близкое существо для прокуратора — это собака Банго.

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

  • латинским;
  • греческим;
  • арамейским.

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

Особенности его внешности и происхождения

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Пилат приказал казнить Иешуа, но это решение приносит ему только муки. Он думает над словами Га-Ноцри, который всех считал «добрыми людьми». Понтий же слишком хорошо видел настоящую сущность человека. В Долине Дев Марка Крысобоя едва не разорвала толпа германцев, видел прокуратор и другие преступления. Все это позволило ему потерять веру в людей.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

Характеристика Понтия Пилата

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Все это принесло Пилату муки совести, раздумий и вечные терзания. Все, что он смог сделать — это приказать, чтобы арестанта убили быстро и без мучений. После этого прокуратора будет терзать раскаяние на протяжении «двенадцати тысяч лун».

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Воланд заметит, что Маргарите нет смысла просить освободить прокуратора. За него уже вступился сам Иешуа, который попросил Левия Матвея передать его просьбу. Воплотил ее Мастер, который ограничился коротким: «Свободен!».

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Проблематика романа

Главная проблематика романа Мастер и Маргарита

Анализ произведения «Мастер и Маргарита» позволяет лучше понять всех героев. Писатель делает обращение через них к читателям и позволяет задуматься о разных вещах. Понтий предстает как властный и жестокий человек, но общение с Иешуа меняет его.

До этого прокуратор считал себя одиноким и несчастным человеком, так как всем окружающим людям был важен его титул, а не сущность. Высокое положение не помогало ему, его жизнь была скудна.

Соперником Понтия Пилата стал Иешуа Га-Ноцри, но противоположные взгляды позволили им стать собеседниками. У прокуратора свой интерес к философу, так как тот избавляет его от мигрени. Но он не предпринимает попыток спасти арестанта от казни. У него была уверенность в том, что помилуют Иешуа.

Понтий начинает понимать, что он несчастливый и должность ему противна. После смерти Га-Ноцри он ясно осознает, что главный его порок — это трусость. Это чувство было связано с его положением. Прокуратор понимал, что если он откажется наказать Иешуа, это будет воспринято как попытка пойти против власти.

Убийство Га-Ноцри

Но убийство Га-Ноцри было своеобразным судом над Пилатом. Он обрек себя на вечные страдания и муки, которые не давали ему покоя. Мужчина получил бессмертие, которое не делало его счастливым. Даже его собака была вынуждена томиться вместе с ним. Веками предстояло Понтию думать над тем, что же ему помешало спасти Иешуа.

Через прокуратора Булгаков показывал две важных проблемы. Первая — это высший нематериальный суд, который будет свершен над каждым человеком. Никто не сможет избежать его, всем придется ответить по заслугам. Вторая — это возможность получить прощение. Понтий Пилат раскаялся в своем поступке, осознал ошибку и через две тысячи лет стал свободным.

Роман «Мастер и Маргарита» наполнен неоднозначными персонажами. Нельзя однозначно утверждать, кто из них плохой, а кто хороший. Портрет каждого героя содержит множество деталей. Произведение лучше читать несколько раз в разное время, так как это позволит лучше понять его смысл.

Еще статьи по роману «Мастер и Маргарита»:

  • Характеристика Воланда в романе
  • История создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Гелла — характеристика персонажа романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Азазелло — характеристика героя из романа
  • Латунский — характеристика критика в романе
  • Григорий Данилович Римский — образ и характеристика героя в романе «Мастер и Маргарита»
  • Никанор Иванович Босой — характеристика героя в романе
  • Московские главы в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова
  • Маргарита — характеристика и образ героини
  • Левий Матвей — характеристика персонажа
  • Мечта и реальность в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Коровьев — характеристика персонажа
  • Сочинение на тему: «Любовь сильнее смерти» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Источник

О ней писали еще Авиценна и Гиппократ, ее точно описал Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». От нее страдают, по разным данным, от 5 до 10% населения земного шара. В основном женщины. Что же такое мигрень?

Если верить классику, от головной боли Понтий Пилат буквально взвывал: «Яду мне, яду!» Мигренью страдали Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд, Бернард Шоу, Лев Толстой…

Мигрень, или гемикрания, – головная боль, которая имеет несколько видов,  иногда довольно сильно отличающихся друг от друга  по силе и по форме проявления.

Офтальмическая мигрень характеризуется определенными расстройствами зрения.

Больной начинает нечетко видеть окружающее. У него возникает ощущение облака и тумана, иногда  он видит светящуюся зигзаго-образную линию. Мигрень сопровождается временным, полным или частичным обездвиживанием глазных яблок, опусканием век, двоением в глазах.

Простая или обыкновенная мигрень – боль в области виска или глазного яблока, реже – в области темени, оттуда распространяющаяся по всей половине головы. Во время приступа кожа лица на больной половине часто краснеет или, наоборот, бледнеет.



Вестибулярная
– сопровождается головокружением, подергиванием глазных яблок.

Ассоциированная – может сочетаться с нарушениями речи, нарушениями движений и чувствительности.

Брюшная – с приступами болей в животе, рвотой, тошнотой, повышенным мочеотделением.

Профилактика приступов

Главное – режим: регулярные прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, физические упражнения, соблюдение режима питания. Однако если приступ начинается или уже начался, то необходимо медикаментозное вмешательство с целью снять спазм мозговых сосудов.

Не употребляйте продукты-«провокаторы»: твердые сыры и копчености (ветчина, салями), маринованную сельдь, кока-колу, орехи, бобы и сосиски. Аккуратней с алкоголем, особенно с сухими винами, пивом, шампанским.

Для снятия болевого приступа накладывайте на висок больной половины головы свежие корки лимона, очищенные от цедры. Гемикранию можно несколько смягчить, съев яблоко.

Нетрадиционные методы лечения

Иглорефлексотерапия во всех своих разновидностях: классическая акупунктура, шиацу, аурикулотерапия (воздействие на ушную раковину), цуботерапия (воздействие на точки металлическими шариками) и т.д.



Ароматерапия
– широко известный вьетнамский бальзам «Золотая звезда» поможет при мигрени. После индивидуального подбора используются и эфирные масла герани, лимона, гвоздики, ромашки и др.

Гомеопатия также успешно применяется для лечения мигрени. В этом виде лечения как нигде соблюдается принцип индивидуальности.



Психоанализ
– согласно этому направлению, головная боль является проекцией чувства вины. В теле накапливаются различные подавленные и вытесненные эмоции, которые реализуются в виде мышечных зажимов, физических блоков и т.д.

Лечение цветом – при мигрени рекомендуется созерцать цвета сине-зеленой гаммы. Тем, у кого мигрень  частый гость, полезно оклеивать свою комнату обоями соответствующего цвета, а во время приступа использовать синие лампы.

Существенных успехов в лечении мигрени пока нет. Но при правильном подборе препаратов и соблюдении определенных правил удается достичь уменьшения приступов в значительной степени.

Источник

В 1932 году Михаил Булгаков женился на Елене Сергеевне Шиловской. И предупредил ее: «Я буду очень тяжело умирать. Дай мне клятву, что не отдашь меня в больницу, а я буду умирать у тебя на руках». Елена Сергеевна даже улыбнулась, но жених был серьезен. Потом еще несколько раз говорил, что долго не проживет. Встречая новый 1939 год в полном вроде бы здравии, шутливо, легко заметил: «Ну вот и последний год моей жизни». И ошибся всего на два с небольшим месяца: умер 10 марта 1940-го.

Булгаков был уверен, что умрет в 48 лет, потому что именно в этом возрасте от болезни почек скончался его отец. И сам Булгаков стал жертвой того же недуга. Но только ли наследственность стала его причиной? И можно ли было бы писателя вылечить сегодня? Этим вопросом задались авторы фильма «Спасти Булгакова» из документального сериала «Клинический случай», который начал выходить на телеканале «Доктор». И вот что выяснили.

СРЕДСТВО ОТ «СЫВОРОТОЧНОЙ БОЛЕЗНИ»

Как известно, революции Булгаков практически не заметил: в 1916-1918 годах он работал врачом в захолустной больнице и с утра до ночи принимал пациентов (потом он опишет свою практику в «Записках юного врача»). Однажды к нему принесли ребенка, больного дифтерией, его горло было забито пленками, он задыхался. Чтобы его спасти от удушья, нужно было высосать пленки через трубочку — но эта процедура было сопряжена с большой опасностью для врача, которому в процессе легче легкого было заразиться самому (таким образом дифтерия в прошлом погубила многих медиков).

Заподозрив, что инфекция проникла в его организм, Булгаков принял противодифтерийную сыворотку. Но препарат, которым пользовались тогда, давал серьезную аллергическую реакцию — ее сто лет назад даже называли «сывороточной болезнью». Антигистаминных препаратов в то время не было — аллергия как таковая была еще исследована очень плохо. В частности, «сывороточная болезнь» выражалась в болях в суставах, лихорадке — и поражении почек. Нельзя исключать, что тогда у Булгакова и начался гломерулонефрит, который сразу диагностировать не удалось…

Чтобы снять симптомы, Булгаков начал принимать морфий, и очень быстро к нему пристрастился. Его жена Татьяна Лаппа бегала по аптекам и покупала ему наркотик. Рецепты Булгаков выписывал себе сам и делал инъекции дважды в день. И постепенно начал считать, что вскоре умрет.

Елена Сергеевна Булгакова заботилась о муже до его последних дней.Фото: Википедия

Зависимость от опиоидных наркотиков преодолевается, как известно, с огромным трудом. Герой полуавтобиографического булгаковского рассказа «Морфий», врач Сергей Поляков, ее победить не сумел и застрелился. А сам писатель благодаря заботам Татьяны смог выжить. Но не исключено, что наркотики тоже плохо повлияли на его почки: сегодня известна форма гломерулонефрита, которая называется героиновой нефропатией и понятно, что служит ее причиной.

Но мало того: Булгакова постоянно мучили головные боли. Он с молодости страдал мигренью, которую описал в «Мастере и Маргарите» (там Понтия Пилата мучает «непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы»). Даже попрощавшись с морфием, он был вынужден постоянно принимать другие обезболивающие. Они, к сожалению, тоже губили почки: было описано такое состояние, как хронический тубулоинтерстициальный нефрит, причиной которого становились как раз устаревшие ныне анальгетики.

«СЕЙЧАС ЕГО ПОСТАВИЛИ БЫ В ОЧЕРЕДЬ НА ТРАНСПЛАНТАЦИЮ»

Елена Сергеевна Булгакова очень заботилась о муже, следила за тем, чтобы каждую весну он проходил тщательное медицинское обследование. Но методы диагностики в 30-е годы находились на пещерном уровне, если сравнивать их с сегодняшними (даже УЗИ впервые провели только в год смерти Булгакова). Именно поэтому врачи долго ничего не замечали. А когда заметили, все было уже очень плохо. (Ситуация, чем-то похожая на историю буфетчика Андрея Фокича в «Мастере и Маргарите»: никаких признаков рака врачи у него не находят, однако же через девять месяцев он умирает от онкологии в полном соответствии с предсказанием Коровьева).

Осенью 1939 года Булгаков внезапно потерял зрение (кстати, перед смертью отец Булгакова тоже ослеп). Состояние его глазного дна было характерно для тяжелой гипертонии, а та, в свою очередь, была связана с почками. Которые, как вскоре выяснилось, уже почти перестали работать. Гипертонический нефросклероз, уремия — вот были диагнозы, поставленные Булгакову.

Лечением его занимался не кто иной как профессор Владимир Виноградов, который заодно пользовал Сталина. По словам сегодняшних медиков, он дал совершенно правильные и рациональные рекомендации. Просто уровень медицины был несравним с нынешним. Хлоральгидрат, магнезия — не те препараты, которые могли помочь при серьезнейшем заболевании. Правильного режима питания (из серии «ничего не солить, даже суп не солить»), сна и бодрствования для лечения нефросклероза тоже, мягко говоря, недостаточно… Но зрение все-таки вернулось к Булгакову, хоть и ненадолго.

Как рассказал авторам фильма один из ведущих российских трансплантологов Сергей Готье, сегодня прежде всего Михаилу Афанасьевичу назначили бы какой-то из видов диализа. Однако гемодиализ был впервые применен в 1943 году, а в широкую практику вошел лишь в 60-е. Еще Булгакова поставили бы в очередь на трансплантацию почки. Но эта операция стала обыденной еще позже.

За несколько месяцев до смерти Булгаков писал: «К концу жизни пришлось пережить еще одно разочарование — во врачах терапевтах. Не назову их убийцами, это было бы слишком жестоко, но гастролерами, халтурщиками и бездарностями охотно назову. Есть исключения, конечно, но как они редки! Да и что могут эти исключения, если, скажем от таких недугов, как мой, у аллопатов не только нет никаких средств, но и самого недуга они верно не могут распознать. (…) Потому принял новую веру и перешел к гомеопату. А больше всего да поможет нам всем больным Бог!»

В результате писатель, как и предсказывал, умер в муках. Он спрашивал у Елены Сергеевны, не может ли она достать ему револьвер, но потом отказывался от мыслей о самоубийстве. Просил перечитать ему главу из «Мастера и Маргариты», где речь идет о казни Иешуа, Дисмаса и Гестаса («Бог! За что гневаешься на него? Пошли ему смерть»). «Весь организм его был отравлен, каждый мускул при малейшем движении болел нестерпимо. Он кричал, не в силах сдержать крик» — вспоминали близкие.

А за несколько недель до смерти говорил жене: «Ты со мной… Вот это счастье… Счастье — это лежать долго… в квартире… любимого человека… слышать его голос… вот и все… остальное не нужно…»

Источник

Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем Мастера, то есть героем романа в романе, которые в конце произведения сходятся с одну общую развязку. Историю о Прокураторе, отправившем на смертную казнь странствующего философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего любовь, написал Мастер и поплатился за свою смелость в выборе темы для произведения.

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Тест по произведению

Источник