Болезнь при которой человек много говорит

Болезнь при которой человек много говорит thumbnail

Некоторые психические заболевания и расстройства довольно заметны со стороны. Например, молниеносная смена настроения или вялый голос. Вот пять психических отклонений человека, которые можно определить даже по бытовому общению.

1. Депрессия

via GIPHY

Раньше учёные и врачи ставили существование депрессии как серьёзного заболевания под сомнение. Отсутствие настроения, плохие сны, нежелание что-либо делать приравнивали к абсолютно естественному для человека состоянию. Сегодня Американская психиатрическая ассоциация с уверенностью подчёркивает, что это расстройство такое же распространённое, как гастрит или сахарный диабет. Каждый шестой человек хоть раз в жизни испытывает симптомы депрессии на себе.

Болезнь при которой человек много говоритAmazon Studios

Какие же симптомы становятся очевидными при разговоре?
  1. Человек постоянно говорит о своей несостоятельности, никчёмности или неумении что-либо делать.
  2. Использует слова с негативным значением по типу «злость», «усталость», «смерть», «грусть», а ещё наречия усиления «всегда» или «ничего».
  3. В разговоре можно уловить, что человек постоянно себя в чём-то винит.
  4. Сама речь очень вялая, монотонная, без эмоциональных взлётов.
  5. Собеседник часто переспрашивает вас, потому что легко забывает то, что вы говорили ранее.
  6. Ему трудно принять решение и он долго тянет с ответом.

Такие признаки проявляются не менее двух недель. В некоторых случаях депрессия неплохо маскируется под очень хорошее настроение. Может показаться, что человек безумно счастлив, но вместе с тем он не упустит возможность сказать пару слов о смерти или даже самоубийстве.

2. Обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР

Болезнь при которой человек много говоритBig Beach Films

Симптомы этого тревожного расстройства вы наверняка видели в киношных сценах или даже улавливали в поведении знакомых. Частое мытьё рук, панические атаки, когда кто-то берёт вещи человека, навязчивые идеи. Интересно, что люди, которые страдают этим заболеванием, чаще всего отдают себе отчёт в том, что происходит. Только они ничего не могут с этим сделать самостоятельно, ведь безобидная тяга к порядку перерастает в бесконтрольное помешательство довольно быстро.

Что же вы можете определить при общении с человеком, который страдает ОКР?
  1. Он часто повторяет одни и те же фразы, причём делает это озабоченно и нервно.
  2. В процессе разговора собеседник не раз высказывает беспокойство о ком-либо или чём-либо.
  3. Он или она не протягивает руку, не хочет обниматься, чувствует себя некомфортно и даже раздражённо при прикосновениях.

3. Биполярное аффективное расстройство или БАР

Болезнь при которой человек много говорит@buecax/depositphotos.com

По данным ВОЗ, биполярное расстройство касается 60 миллионов человек по всему миру. Заболевание довольно тяжело диагностировать и некоторые живут с ним годами, даже не догадываясь. А ещё 20% людей, которые подозревают у себя депрессию, на самом деле страдают именно БАР. Обычно в состоянии болезни проявляются эйфорическое настроение и противоположенное упадническое, потеря интереса ко сну и еде, агрессивное поведение.

Вот что вы заметите при разговоре с человеком в маниакальной фазе заболевания:
  1. Собеседник повторяет такие фразы: «Конечно, я смогу всё!», «Я сделаю всё лучше любого другого». На лицо излишняя самоуверенность, которая может быть подчёркнута даже не в тему.
  2. Человек постоянно перескакивает с одной мысли на другую, причём его это никак не смущает.
  3. Он не боится сказать всё, о чём думает.
  4. Предлагает странные вещи, порой аморальные или бредовые. Например, купить картошку и сделать смузи.

4. Шизофрения

Болезнь при которой человек много говоритVertigo Entertainment

Шизофрения — это тяжёлое заболевание, при котором проявляются следующие симптомы: неадекватное поведение, мания преследования и серьёзные эмоциональные расстройства. Часто передаётся по наследству. Некоторые слышат голоса, разговаривают с кем-то, даже если рядом никого нет. К сожалению, при развитии шизофрении растут и риски появления других серьёзных болезней.

Какие симптомы стоит ожидать при общении?
  1. Собеседник ссылается на связи с известными людьми или даже считаем себя таковым. По его словам, он дружит с Арнольдом Шварценеггером или Кутузовым. Да, никого не смущает, что последний жил 200 лет назад.
  2. Логика разговора нарушена полностью.
  3. Человек может не раз сказать, что его преследуют или вот-вот нападут.
  4. Параллельно с вами собеседник может отпускать реплики в сторону, будто бы разговаривая с самим собой.

5. Генерализованное тревожное расстройство

Болезнь при которой человек много говоритFocus Features

Это расстройство характеризуется сильной и очень болезненной тревогой буквально на почве всего и даже больше. Симптомы излишнего беспокойства проявляются как минимум на протяжении шести месяцев, поэтому человек чаще всего сам догадывается о нарушениях психики. Физические проявления — чрезмерная потливость, тошнота, судороги и сильная усталость.

Вот что заметно при разговоре:
  1. Собеседник часто подчёркивает свои страхи за себя, семью, работу и жизнь в целом. Кажется, что у него всё плохо.
  2. Если вы обсуждаете какую-либо проблему, он придёт к пессимистичным выводам. И так постоянно.
  3. Может возникнуть ощущение, что вас не слушают. Человек будто бы витает в облаках.

Распознать диагноз исключительно по этим симптомам невозможно, ведь иногда у собеседника может быть просто сложный период в жизни или плохое настроение. Если же вы чувствуете, что с вашим другом или родным человеком что-то не так уже продолжительное время и есть сходства с описанными выше расстройствами, поспешите обратиться к специалисту.

В следующем материале взгляните на 14 фильмов про психические расстройства, от которых вам станет не по себе.

Подпишитесь на нашу страницу в фейсбуке, там много веселых видео и добрых открыток.

Источник

Будьте внимательны к мелочам: иногда странное поведение человека — не что иное, как симптомы заболевания.

Депрессия

При депрессии наблюдается стойкое снижение настроения и самооценки, потеря интереса к жизни и прежним увлечениям, пессимизм, расстройство сна и аппетита.

Речь человека в депрессии имеет свои особенности:

  • Тихий голос.
  • Отсутствие желания вести беседу.
  • Долгое раздумье перед ответом, заторможенность, тщательный подбор слов.
  • Частое использование слов с негативной окраской («одинокий», «грустный», «несчастный»), местоимения «я» и слов, выражающих тотальность («всегда», «ничего», «целиком»).

Существует понятие маскированной депрессии, когда человек скрывает свои проблемы и пытается казаться счастливым. Распознать расстройство в этом случае непросто: собеседник всегда будет отрицать все жизненные трудности.

Читайте также:  Болезни хосты и борьба с ними фото

Биполярное аффективное расстройство (БАР)

Биполярное аффективное расстройство, или маниакально-депрессивный психоз, — это ещё одно психическое заболевание, связанное с изменением настроения. Жизнь таких людей проходит в двух режимах: мании (или гипомании — её облегчённой форме) и депрессии.

Маниакальная фаза отличается невероятным подъёмом настроения и сил, повышенной активностью, в том числе сексуальной.

  • Чрезмерная болтливость. Человек взбудоражен, перескакивает с одной мысли на другую.
  • Хвастовство, уверенность в себе и в выполнимости своих планов. Человек рассказывает, что готов свернуть горы и завершить много разных проектов.
  • Бредовые идеи (проявляются в особых случаях). Например, больной может говорить, что ему все завидуют и хотят причинить вред.

Депрессивная фаза сопровождается упадком сил, самооценки, сексуального желания, потерей интереса к прежним увлечениям и жизни в целом.

Шизофрения

Согласно ВОЗ шизофренией страдают 23 миллиона человек во всём мире. Это серьёзное психическое заболевание, которое сопровождается нарушением мышления, восприятия реальности, эмоций, речи и поведения.

Распознать шизофрению можно по следующим признакам:

  • Мнительность и паранойя. Человек может быть уверен, что его преследуют или хотят навредить.
  • Грандиозные идеи и планы.
  • Бредовые идеи. Больной может думать, что мир давно захватили инопланетяне.
  • Неспособность вести диалог и формулировать мысли. Они либо обрываются где-то посередине предложения (шперрунг), либо состоят из беспорядочного набора слов (словесная окрошка).

Генерализованное тревожное расстройство

Этому заболеванию подвержена треть населения планеты. Человек постоянно испытывает беспокойство и тревогу, страдает от неприятных ощущений в теле: дрожи, потливости, головокружения, дискомфорта в районе солнечного сплетения. Беспокойство обычно вызывают разнообразные страхи, связанные с будущим.

Среди особенностей общения:

  • Рассказы о собственных страхах. Человек боится то летать на самолёте, то садиться в лифт, то общаться, то заходить в незнакомые места.
  • Постоянное возмущение и жалобы, в том числе на состояние здоровья.

Зачастую это одинокие люди, не достигшие успеха в личной жизни и работе. Часто они чем-то возмущены: руководством страны или компании, где работают, обстановкой в государстве или дома — всем, с чем в жизни сталкиваются.

Полную версию статьи можно найти на нашем сайте. Самые интересные материалы читайте на нашем канале. Делитесь мнением и рассказывайте друзьям. А статьи в картинках можно найти в нашем Instagram.

Источник

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  1. дислексию,
  2. дисграфию,
  3. дизорфографию,
  4. дискалькулию,
  5. диспраксию и
  6. СДВ(Г),

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

Описание[править | править код]

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Читайте также:  Болезни гладиолусов фото и их лечение видео

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Профилактика[править | править код]

Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

История[править | править код]

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Причины[править | править код]

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Диагностика[править | править код]

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Читайте также:  Лечение от болезней на кедровой шелухе

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислексиков[править | править код]

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди[en], которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.

Этноязыковой фактор[править | править код]

Научные исследования сентября 2004 года выявили этнокультурные причины развития дислексии, которые не связаны с общим интеллектом и образованием. Так американские исследователи из Национального института психического здоровья обнаружили то что, к примеру, у китайцев (ханьцев), венгров и англофонов за развитие дислексии ответственны различные участки мозга. Во всех изучаемых культурах доля дислексиков оказалась примерно одинаковой, варьируя в пределах от 2 до 10 % выборки. По итогам исследования оказалось, что проблема малограмотности китайских детей была связаны со сбоями в левой передней центральной извилине. Это различие учёные объяснили тем, что при чтении буквенных языков мозг обычно (в большей или меньшей степени) обрабатывает информацию последовательно, в то время как при чтении китайских иероглифов по большей части требуется мгновенно распознать пиктографический образ. Профессор Чарльза Перфетти из Питсбургского университета установил, что дислексия часто имеет специфическую этноязыковую подоплёку. К примеру, дислексия у англоговорящих детей чаще всего связана с нарушениями фонематического слуха, так как в английском языке для передачи звучания 62 фонем используется 1120 графем[10], а у венгерских детей дислексия обычно развивается в результате нарушениями кратковременной памяти, которая может не справляться с задачей сцепления и обработки многочисленных аффиксов, следующих за корнем слова в этом агглютинативном языке[11].

Документальные фильмы[править | править код]

  • 2014 — «Правописание!» / «Ortho!» (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)

См. также[править | править код]

  • Психолингвистика
  • Нейролингвистика
  • Дефект речи
  • Фильм «Звёздочки на земле» (2007)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
  3. ↑ Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
  4. ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
  5. ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
  6. ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
  7. ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
  8. ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
  9. ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
  10. ↑ https://www.slate.fr/story/183513/anglais-francais-guerre-des-langues-bonnes-feuilles
  11. ↑ https://www.demoscope.ru/weekly/2004/0169/mir01.php

Литература[править | править код]

  • Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.

Источник