Болезнь при которой человек не может испытывать чувства

Болезнь при которой человек не может испытывать чувства thumbnail

Фото: "РГ".Однако день 14 февраля радует не всех.

— А есть люди, которым в принципе не дано любить? — спрашиваю у знаменитого врача-психотерапевта, сексолога, кандидата медицинских наук, профессор Института психоанализа Александра Полеева.

Александр Полеев| Четвертая часть людей, согласно научным исследованиям, не испытывает чувства любви, — отвечает он. — Речь идет о тех, кто живет в цивилизованных странах, в так называемом золотом миллиарде, потому что на мировом уровне подобные исследования не проводились. Но это не значит, что эти люди не испытывают чувства привязанности, желания о ком-то заботиться, однако пережить романтическую любовь им не дано.

Российская газета| А что такое романтическая любовь?

Полеев| Это — очень важный и сложный феномен. Я писал статьи на эту тему, их можно посмотреть на моем сайте www.prosex.ru, и в книгах моих об этом есть. Большая настоящая романтическая любовь обычно бывает у нормального человека в жизни один, два, максимум три раза. Чаще она случаться не может, потому что это чувство — очень радостное, светлое и яркое, НО — истощающее. И психологически и физиологически. В ее основе лежат вовсе не эмоции, как может показаться, и вовсе не страсть (хотя они присутствуют), а так называемая двойная ошибка мышления. Прежде всего это — идеализация, когда обычный человек представляется нам необыкновенно умным, привлекательным и неординарным. Очень часто идеализация происходит, несмотря на то, что мы знаем реальные достоинства человека. Вторая ошибка мышления — это представление о единственности. Когда кажется, что только с этим человеком вы будете счастливы.

У мужчин бывает только часть этих расстройств, потому что представление о единственности партнерши у нас не выражено. А идеализация — да. Какая-то девочка может нам казаться самой обаятельной и привлекательной.

РГ| А вот те, кто любить не умеют, у них отсутствует романтическая любовь как таковая?

Полеев| Для того чтобы понять, что они не умеют любить, необходимо разъяснить: а что именно им не дано. Для чего природа придумала романтическую любовь? Можно же было бы так тихо создавать семью, как делают рациональные немцы. Воспитывать детей. Дело в том, что именно романтическая любовь пробуждает желание жить вдвоем — это во-первых. Второе — она пробуждает сексуальность. Романтическая любовь нужна прежде всего женщинам. Если бы ее не было, большинство из них остались бы фригидными. Романтическая любовь — очень важный процесс. Длится он не очень долго — от четырех до девяти месяцев. Больше длиться не может, потому что идет психологическая подстройка к другому человеку. Люди уже привязались друг к другу, появляется иной вид любви — менее острый.

Те, кто не умеет любить, — у них нет идеализации. Не потому, что они такие умные, а оттого, что они боятся кого-либо идеализировать и таким образом стать зависимыми от определенного человека, уязвимыми. Они, как правило, слишком хрупки. Но часть из них не может идеализировать и потому, что они слишком критичны. Иногда не только к другим, но и к себе. А без идеализации любовь не происходит. Еще один важный момент — пары, которые сошлись без романтической любви, гораздо чаще распадаются. Представьте, поженились люди по расчету. Это может быть психологический расчет, не обязательно материальный. Прожили они пять лет, стали взрослее, умнее, обеспеченнее. Стали смотреть на других. Думать — не перебраться ли к другому партнеру? Задают себе вопросы — и что я в ней (в нем) нашел? Но при этом вспоминают те шесть или восемь месяцев, когда безумно любили друг друга. И возникает мысль, мол, если у меня с ней (с ним) такое было, а с новым партнером такого эмоционального всплеска нет, стоит ли уходить?

РГ| Те, кто не способен испытать любовь, они сами это осознают?

Полеев| Как правило, да.

РГ| И страдают от этого?

Полеев| Они книжки читают, фильмы смотрят, у них есть друзья и подруги, которые им рассказывают о своих чувствах. Мужчины к этому относятся более спокойно. Они говорят: «Я тоже так хочу — быть увлеченным, чтобы гореть, чтобы спешить к ней на свидания. У меня такого никогда не было. Когда-то я это не уважал, а теперь понимаю, что это — здорово! Помогите». А женщины переживают тяжелее. Более того, они не могут состояться как женщины! Без любовного чувства они тяжело втягиваются в интимную жизнь. Чтобы войти в сексуальные отношения, необходима любовь, эмоциональный подъем. Поэтому женщины, неспособные любить, как правило, несостоявшиеся сексуально. Они видят влюбленных подружек и смеются над ними, мол, что ты в нем нашла, и маленького роста, и некрасивый, и получает всего 250 долларов. А потом — и другая подружка влюбилась, и третья, и четвертая. А у нее все никак! Она занимается сексом с мужчинами, но эмоционального-то подъема нет.

РГ| Отчего это бывает? Может, неспособные любить — это эгоистичные люди, зацикленные на себе?

Полеев| К эгоизму это не имеет прямого отношения. Эгоистичные люди тоже любят, правда, эгоистично.

РГ| Отсутствие любви — оно излечимо или нет?

Полеев| Излечимо, но это в большинстве случаев сложный психотерапевтический процесс. Дело ведь в особом складе личности. То, что эта личность не умеет любить, — это только вершина айсберга. За этим кроется другое. Неспособность к романтической любви, строго говоря, это болезнь. Потому что за ней тянется хвост проблем, например, неспособность преодолеть невротические комплексы, недостаток сексуальности. Строго говоря, это тяжелое невротическое расстройство, с которым женщины обращаются к специалистам часто. А мужчины так и ходят. Очень часто бывает так, что неспособность идеализировать, критичность и уязвимость с возрастом проходят. Особенно у мужчин. И человек по-настоящему влюбляется в 35 лет. И весь секс, все увлечения, которые были до этого, кажутся пошлым идиотизмом на фоне этого чувства.

РГ| Но хорошо, если это происходит в 35 лет, а не в 55.

Полеев| Бывает и в 55, но это — реже, потому что любовь требует большой энергетики, а в этом возрасте у человека ее уже просто нет.

РГ| А как же фраза «любви все возрасты покорны?» Мне кажется, что и в 55

лет у человека вдруг может появиться такая энергетика…

Полеев| Абсолютно не все возрасты покорны, если говорить о большой романтической любви. Такая любовь требует длительного горения, страсти. И сильно в 55 лет развернешься? Кто-то, конечно, сохраняет энергию. Но любовь требует не только психологических сил, но и подкрепления их физической энергией.

РГ| Бывает ли такое, что человек способен любить, но не себе подобного, а, скажем, деньги?

Полеев| Это случается достаточно редко. Можно воспылать страстью к какому-то предмету увлечения. Такое отношение встречается, например, у коллекционеров. Да, я видел в своей практике человека, который покончил с собой из-за невозможности купить понравившуюся картину Айвазовского (ему не хватило 10 тысяч долларов). Но это — люди неспособные на большую любовь к женщине, потому что их внутренние силы направлены на другое.

РГ| У меня возник такой вопрос, потому что некоторые в наше время ради заработка готовы пожертвовать любым светлым чувством ради кругленькой суммы.

Полеев| Это не значит, что светлое чувство в них не возникает. Но для того, чтобы любовь в них расцвела, она должна поддерживаться партнером. Романтическая любовь без взаимности быстро угасает. 

Валентин Распутин:

Писатель живет в Сибири. В Москву он прилетел на премьеру в МХТе им. Чехова спектакля «Живи и помни» по одноименной его повести. Главный герой повести Андрей Гуськов дезертирует с войны в конце войны и скрывается в окрестности родной деревни. Почувствовав присутствие мужа, Настена находит его и трепетно хранит эту тайну. Где-то вдалеке идет война, а в душах героев проснулось и заново расцвело «запретное чувство». Бездетная до войны Настена забеременела. В момент облавы на Андрея Настена кончает жизнь самоубийством…

Поступки распутинских героев созвучны сегодняшнему зрителю?

— Валентин Григорьевич, понравился ли вам спектакль?

— Да.

— Что больше движет вашими героями — любовь или супружеский долг?

— У моих героев долг замешан на любви. У них чистые замечательные отношения.

— А что такое, по-вашему, любовь?

— Это — очищающее чувство.

— А то, что называют сегодня любовью в телефильмах и передачах, посвященных взаимоотношениям мужчины и женщины?

— Это не любовь, а растление. Но зло не везде победило. Приезжайте к нам в Сибирь, посмотрите, как люди живут — и любят вопреки всему…

Валентин Юдашкин:

— Кто вам дал имя Валентин?

— Мама.

— Она знала, что оно означает?

— Думаю, что да.

— Чем сейчас вы заняты?

— Подготовкой к Неделе моды в Милане, в которой мы принимали участие, и нашему традиционному праздничному шоу, посвященному женскому дню. Моя новая коллекция называется «Кабаре».

— Что бы вы хотели пожелать в День святого Валентина?

— Любите и будьте любимы.

Валентин Черных:

— Валентин Константинович, вы автор сценариев к фильмам «Москва слезам не верит», «Любить по-русски», «Любовь земная» Евгения Матвеева. А все-таки чем отличается наша русская любовь?

— Ничем. Любовь она и в Париже любовь, и в Москве, и в Риме. Просто любить у нас, наверное, труднее.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Над поправками к десятисерийному фильму Мурата Ибрагимбекова. Названия еще нет, но я хочу предложить свое:»Москва бьет с носка».

— И о чем фильм?

— Да все о том же. Москва — город жесткий, может не только полюбить, но и обломить.

— А что у вас такой голос грустный?

— Собака умерла. Это как будто родного человека потерял.

Валентин Гафт:

— Что такое любовь?

— Я когда-то написал в своей книге «Любовь — короткая статья, но все зависит от чтеца».

— И что вы сейчас читаете?

— Моя последняя любовь — Ольга Михайловна Остроумова. Это судьба.

Валентин Смирнитский:

— Валентин Георгиевич, в «Трех мушкетерах» вы сыграли Портоса. Мушкетеры отличались рыцарским отношением к женщине. А сегодня они встречаются в жизни?

— Редко.

— Что бы вы пожелали людям, жаждущих любви?

— Найти свою половинку.

Источник

Íåñìîòðÿ íà ôåâðàëüñêèå ìîðîçû, â ìîåì êàáèíåòå áûëî êàê íèêîãäà ãîðÿ÷î – òîëüêî çàêîí÷èëñÿ ïðèåì ó âëþáëåííîé ïàðî÷êè, ñòîëêíóâøåéñÿ ñ ïåðâîé íà èõ ïóòè ñåðüåçíîé ïðåãðàäîé. Åãî îæèäàëà î÷åðåäíàÿ êîìàíäèðîâêà íà äðóãîì êîíöå ñòðàíû, à îíà íå õîòåëà åãî îòïóñêàòü – âïîëíå ñåáå îáû÷íàÿ èñòîðèÿ, åñëè áû íå îäíî «íî». Äåâóøêà ïðèäóìûâàëà òûñÿ÷è íåëåïûõ ïðè÷èí ÷òîáû óäåðæàòü ïàðíÿ, ïðîñèëà åãî ðîäèòåëåé ïîâëèÿòü, äàæå íà÷àëà óãðîæàòü ïîëíûì ðàçðûâîì îòíîøåíèé – ðåçóëüòàò îêàçàëñÿ íóëåâîé è òîãäà îíà ïîâåëà åãî ê ïñèõîëîãó. Óâû, íî ýòî äàëî ñîâåðøåííî íå òîò ýôôåêò, íà êîòîðûé îíà ðàññ÷èòûâàëà – âî âðåìÿ áåñåäû äåâóøêà íå âûäåðæàëà è ïðèçíàëàñü, ÷òî õîòåëà óñòðîèòü ëþáèìîìó ïîåçäêó íà ìîðå, ãäå â íåïðèíóæäåííîé îáñòàíîâêå óãîâîðèòü åãî íà íåáåçîïàñíûé ñåêñ. Êàê îêàçàëîñü, âî âðåìÿ îòñóòñòâèÿ ïàðíÿ, îíà íàïèëàñü íà âå÷åðèíêå, è, «íå ïîìíÿ ñåáÿ», îòäàëàñü ñðàçó òðåì ìóæ÷èíàì, ÷òî ïðèâåëî ê áåðåìåííîñòè, êîòîðóþ îíà ïîïûòàëàñü ñêðûòü òàêèì âîò îáðàçîì. Òàêîé áóðè ýìîöèé ìíå íå ïðèõîäèëîñü íàáëþäàòü î÷åíü äàâíî – ñëåçû, êðèêè, ñëîâà, ñêàçàííûå â ãíåâå, ìîëüáû î ïðîùåíèè…

Êàê òîëüêî çà íèìè çàêðûëàñü äâåðü, ÿ â èçíåìîæåíèè ðóõíóëà íà êðåñëî è âçäîõíóëà. Òàêèå ñëó÷àè î÷åíü âûìàòûâàþò ïñèõîëîãà – è ìîðàëüíî è ôèçè÷åñêè. ß óìûëàñü è îòêðûëà îêíî ÷òîáû õîòÿ áû íåìíîãî ïðîâåòðèòü êàáèíåò. Ñîãëàñíî çàïèñÿì, ñëåäóþùèé ïîñåòèòåëü äîëæåí áûë ÿâèòñÿ ÷åðåç ïÿòü ìèíóò è îí, à òî÷íåå îíà, äåéñòâèòåëüíî ïðèáûëà òî÷íî ê íàçíà÷åííîìó ñðîêó.

— Çäðàâñòâóéòå, — åäâà ñëûøíî ïðîèçíåñëà äåâóøêà. – ß íà ïðèåì.

— Äîáðî ïîæàëîâàòü. Ñíèìàéòå âåðõíþþ îäåæäó è ïðîøó çà ìíîé.

Íà ïåðâûé âçãëÿä åé áûëî îêîëî äâàäöàòè – íà ýòî óêàçûâàëè äåòñêèå ÷åðòû ëèöà, ïîïóëÿðíûé ó ïîäðîñòêîâ ðþêçàê âìåñòî ñóìî÷êè è âÿçàíàÿ øàïî÷êà ñ ïîìïîíîì. Íî, ïðè áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè, ÿ ïîíÿëà, ÷òî îøèáëàñü – ñêîðåå âñåãî îíà óæå óñïåëà çàêîí÷èòü óíèâåðñèòåò è ïàðó ëåò ïîðàáîòàòü. Ïî ïðîôåññèè – äèçàéíåð èëè êòî-òî âðîäå òîãî. Ïîêà ÿ íàëèâàëà ÷àé, òî óñïåëà çàìåòèòü, êàê îíà îòâå÷àåò êîìó-òî â ìåññåíäæåðå – äâèæåíèÿ êàçàëèñü î÷åíü áûñòðûìè, âèäèìî îíà äîâîëüíî ìíîãî ïîëüçîâàëàñü ýòèì ñðåäñòâîì ñâÿçè. Çàâèòûå êàøòàíîâûå âîëîñû âîäîïàäîì ñïàäàëè íà áåëóþ êîôòó ñ äëèííûìè ðóêàâàìè, íà êîòîðûõ âèäíåëèñü êðóïíûå ïåðëàìóòðîâûå ïóãîâèöû, à òåìíî-ñèíèå äæèíñû è çàìøåâûå ïîëóñàïîæêè íà íåáîëüøîì êàáëó÷êå äîâåðøàëè îáðàç ïðàêòè÷íîé ìîëîäîé æåíùèíû.

— Âîò, ïîæàëóéñòà, — ñêàçàëà ÿ, ïðîòÿãèâàÿ åé ÷àøêó.

— Ñïàñèáî, — âñå òàêæå òèõî îòâåòèëà îíà, ñìóùåííî óëûáíóâøèñü.

— ×òî æå, Íèêà – ÿ âàñ âíèìàòåëüíî ñëóøàþ.

— Ñ ÷åãî æå íà÷àòü, — îíà íåìíîãî ñäâèíóëà áðîâè, ïûòàÿñü ïîäîáðàòü ñëîâà. – ×åñòíî ãîâîðÿ, ÿ íåñêîëüêî ðàç ïðåäñòàâëÿëà, ÷òî èìåííî áóäó ãîâîðèòü, íî êîãäà äîøëî äî äåëà, âñå êóäà-òî óëåòó÷èëîñü…

— Òîãäà ïîïðîáóéòå ñ òîãî ìîìåíòà, êîãäà âñå ïîøëî íå òàê, êàê âû õîòåëè.

— Ýòî áûëî â ñåíòÿáðå, â òîò âå÷åð ìû îòìå÷àëè äåíü ðîæäåíèÿ äèðåêòîðà íàøåé ôèðìû. Îí çàêàçàë áåñåäêó ñ âèäîì íà íàáåðåæíóþ, ìîðå óãîùåíèé, âûïèâêè è òàíöå⠖ âñå êàê ïîëàãàåòñÿ. Ïîíà÷àëó, âñå øëî õîðîøî, íî áëèæå ê êîíöó ïîñèäåëîê ïîäíÿëñÿ âåòåð è, ïðîñíóâøèñü íà ñëåäóþùåå óòðî, ÿ ïî÷óâñòâîâàëà, êàê âîñïàëèëîñü ãîðëî. Âû çíàåòå, êàê ýòî áûâàåò ó «íåçàìåíèìûõ» ñîòðóäíèêî⠖ òåáå âñå âðåìÿ êàæåòñÿ, ÷òî âñÿ ðàáîòà îáÿçàòåëüíî âñòàíåò, äàæå åñëè òû îïîçäàåøü õîòÿ áû íà ÷àñ. ß áûñòðî ïðîïîëîñêàëà ðîò êàêèì-òî ñîñòàâîì, îñòàâøèìñÿ ñ ïðåäûäóùåé ïðîñòóäû, ïîñëå ÷åãî ïîáåæàëà â îôèñ. È òîëüêî ÷åðåç íåäåëþ ïîíÿëà, ÷òî ïåðåíîñèòü áîëåçíü «íà íîãàõ» áûëî îøèáêîé – âðà÷è äèàãíîñòèðîâàëè îñòðûé ëàðèíãèò. Ãîðëî âîñïàëèëîñü íàñòîëüêî ÷òî ÿ åäâà ìîãëà äûøàòü, íå òî, ÷òî ãîâîðèòü. Äîáàâüòå ê ýòîìó ãîëîâíûå áîëè, íàñìîðê è âñå â òàêîì äóõå è ñìîæåòå ïîíÿòü, íàñêîëüêî ïëîõî ìíå áûëî.

— Êàê äîëãî ýòî ïðîäîëæàëîñü? – ñïðîñèëà ÿ, âîñïîëüçîâàâøèñü ïàóçîé.

— ×óòü áîëüøå äâóõ íåäåëü, — ñîêðóøåííî âçäîõíóëà îíà. – Âàæíî äðóãîå, áîëåçíü äàëà îñëîæíåíèå – ÿ ïî÷òè ïîòåðÿëà ãîëîñ. Ïðèøëîñü çàíîâî ðàçðàáàòûâàòü ñâÿçêè…

— Âû äîâîëüíî íåïëîõî ãîâîðèòå.

— Ýòî ñåé÷àñ, à ïåðâûå ìåñÿöû âñå, ÷òî ïîëó÷àëîñü – ýòî êàêîå-òî ñòðàííîå áóëüêàíüå. ×åñòíî ãîâîðÿ, êîãäà ïðîöåäóðû íå äàëè íèêàêèõ ðåçóëüòàòîâ ó ìåíÿ îïóñòèëèñü ðóêè. ß õîäèëà â ìàãàçèí ñ ïëàíøåòîì, â êîòîðîì ïîêàçûâàëà êàññèðàì çàðàíåå çàãîòîâëåííûå ôðàçû, òðàòèëà êó÷ó âðåìåíè íà îáúÿñíåíèÿ òîãî, ÷òî ó ìåíÿ íåò âîçìîæíîñòè îáùàòüñÿ îáû÷íûì ñïîñîáîì. Îñîáåííî òÿæêî ïðèøëîñü íà ðàáîòå – ðàíüøå ïðèõîäèëîñü î÷åíü ìíîãî îáùàòüñÿ ñ çàêàç÷èêàìè ïî ïîâîäó âíåñåíèÿ ïðàâîê â ýñêèçû.

— Íî ñî âðåìåíåì âû ïðèâûêëè?

— Èìåííî! — ïðîèçíåñëà Íèêà. – Äî ýòîãî ñëó÷àÿ ìíå ïðèõîäèëîñü òðàòèòü ÷àñû íà ïîìîùü ìåíåå îïûòíûì èëè áîëåå ëåíèâûì êîëëåãàì – âåäü èìåííî òàê äîëæåí ïîñòóïàòü ëó÷øèé ñîòðóäíèê êîìïàíèè. Òåïåðü æå, ÿ ìîãëà ñïîêîéíî äåëàòü ñâîþ ðàáîòó, íå îòâëåêàÿñü íà äðóãèõ, è çíàåòå ÷òî? Ïîâûñèëàñü íå òîëüêî ìîÿ âûðàáîòêà, íî è âñåãî îòäåëà â öåëîì – íàðîä, ïîíÿâ, ÷òî ïîìîùè æäàòü íåîòêóäà, íà÷àë ðàçâèâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.  ñóïåðìàðêåòå, ðàñïîëîæåííîì çà óãëîì, ìåíÿ óæå çàïîìíèëè è íå ïðèõîäèëîñü ÷òî-ëèáî ãîâîðèòü, ÷òîáû ðàñïëàòèòüñÿ çà ïîêóïêè.

Îêðóæàþùèå ìåíÿ ëþäè ïîñòîÿííî ïîêàçûâàëè æàëîñòü ïî îòíîøåíèþ êî ìíå. Ýòî ïðîÿâëÿëîñü â îãðîìíîì êîëè÷åñòâå ðàçëè÷íûõ ìåëî÷åé: êîëëåãè ïðåäëàãàëè âûïîëíèòü çà ìåíÿ ÷àñòü îðãàíèçàöèîííûõ çàäà÷, õîòÿ ÿ áûëà âïîëíå ñïîñîáíà çàêîí÷èòü ñ íèìè ñàìîñòîÿòåëüíî, íà÷àëüíèê ñòàë âûäàâàòü ìåíåå òðóäîåìêèå â ïëàíå êîëè÷åñòâà ñîãëàñîâàíèé ïðîåêòû, äàæå â ñòîëîâîé ìíå íà÷àëè óñòóïàòü ìåñòî!

— Ïî íà÷àëó âàñ ýòî âûâîäèëî èç ñåáÿ, âåðíî?

— Íå òî ñëîâî! ß âåäü íå êàëåêà êàêîé-òî, ÷òîáû ìíå ìåñòî óñòóïàòü!

— ×òî âû ïðåäïðèíÿëè?

— Íè÷åãî, — îíà ïîòóõëà òàê æå áûñòðî, êàê è çàãîðåëàñü. – Ìíå ïðîñòî íàäîåëî ïîñòîÿííî ÷òî-òî ïèñàòü, ÷òîáû êîãî-òî ðàçóáåäèòü. Ïåðåòåðïåëà è ïîñòåïåííî ïðèâûêëà ê íîâîìó ïîðÿäêó âåùåé. À ïîòîì, â êàêîé-òî ìîìåíò, ïîéìàëà ñåáÿ íà ìûñëè ÷òî âñå ýòî ìíå íðàâèòñÿ. Ýòî æå òàê óäîáíî, êîãäà ìíå óñòóïàþò î÷åðåäü â êàññå, äàþò ëó÷øóþ ðàáîòó, íå âñòóïàþò â ñïîðû – è âñå òîëüêî ëèøü èç-çà ìîèõ îãðàíè÷åííûõ âîçìîæíîñòåé. ß íàñòîëüêî âæèëàñü â íîâóþ ðîëü, ÷òî íà÷àëà ñêðûâàòü ïîñòåïåííîå âûçäîðîâëåíèå.

— Âû íèêîìó íå ãîâîðèëè?

— Òîëüêî âàì.

— Âîò îíî êàê…

— Ñêîðåå âñåãî, âû äóìàåòå, ÷òî ìåíÿ çàåëà ñîâåñòü è áóäåòå ïðàâû, — ïðîøåïòàëà äåâóøêà. – ß íàñòîëüêî çàâðàëàñü ÷òî íå çíàþ, êàê æèòü äàëüøå.

— Âû áîèòåñü, ÷òî îäíàæäû âûäàäèòå ñåáÿ?

— È ýòîãî òîæå, — êèâíóëà îíà. – Ïîíèìàåòå, ÿ íå õî÷ó ìåíÿòü íûíåøíèé ïîðÿäîê âåùåé, íî ïðè ýòîì íå ìîãó íàéòè â ñåáå ñèëû ïîääåðæèâàòü åãî. Îñîáåííî òÿæêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ÿ âñòðå÷àþ íàñòîÿùèõ èíâàëèäî⠖ íà äóøå àæ êîøêè ñêðåáóò.

Äåâóøêà çàìîë÷àëà, äàâàÿ ìíå âðåìÿ îáäóìàòü óñëûøàííîå — îíà êàçàëàñü ïîäàâëåííîé è çàìêíóòîé â ñåáå. Ìíå óæå ïðèõîäèëîñü âñòðå÷àòüñÿ ñ ëþäüìè, äîëãîå âðåìÿ óäåðæèâàþùèìè â ñåáå ÷òî-òî, íî ýòîò ñëó÷àé îêàçàëñÿ ñàìûì íåîáû÷íûì èç íèõ.

— Íèêà, äàâàéòå âîîáðàçèì ñëåäóþùóþ ñèòóàöèþ: âàì íåîáõîäèìî êóïèòü ñåáå ÷òî-òî èç îäåæäû, î ÷åì âû ñîîáùàåòå ñâîåé áëèæàéøåé ïîäðóãå, êîòîðàÿ òóò æå ñîãëàøàåòñÿ âàì ïîìî÷ü, ïîñêîëüêó çíàåò âàøè ðàçìåðû è ïðåäïî÷òåíèÿ. Îíà ãîâîðèò: «Êîíå÷íî, Íèêà, ÿ ñ ðàäîñòüþ ïîìîãó – òåáå âåäü òàê òðóäíî ñåé÷àñ». ×òî âû ÷óâñòâóåòå â ýòîò ìîìåíò?

— ×òî ÷óâñòâóþ? – ýõîì îòîçâàëàñü äåâóøêà. – Òÿæåñòü è… ñîæàëåíèå — îíà íàâåðíÿêà áðîñèëà ðàäè ìåíÿ ñâîè äåëà.

— È âîò âû âìåñòå êóïèëè âñå ÷òî íóæíî, ÷åì çàéìåòåñü äàëüøå?

— Ðàçîéäåìñÿ ïî äîìàì, íàâåðíîå.

— À êàê áû âû ïîñòóïèëè ðàíüøå, äî áîëåçíè?

— Ïîñèäåëè áû ãäå-íèáóäü, Àíüêà ëþáèò êèíî – ìîæåò ñõîäèëè áû íà êàêîé-íèáóäü ñåàíñ.

— Òî åñòü, âàøà íåìîòà íå äàåò âàì âîçìîæíîñòü ïðîâåñòè âðåìÿ ñ ïîäðóãîé? Êîãäà âû âîîáùå âûõîäèëè ñ íåé êóäà-íèáóäü íå ïî äåëàì?

— Íå ïîìíþ, — ÷åñòíî ïðèçíàëàñü Íèêà.

— Êàê âû äóìàåòå, äîëãî ëè ïðîäëÿòñÿ âàøè ñ íåé îòíîøåíèÿ, ó÷èòûâàÿ ïðîèçîøåäøèå ñ âàìè èçìåíåíèÿ?

— Äóìàþ, íå äîëãî… — ïîíóðèâ ãîëîâó, ñêàçàëà äåâóøêà. –  ïîñëåäíèé ðàç, îíà î÷åíü íåîõîòíî ñîãëàñèëàñü ñúåçäèòü ê ìîèì ðîäèòåëÿì. Íî, ÷òî ñàìîå óæàñíîå — ÿ çíàëà, ÷òî îíà õîòåëà ïðîâåñòè ýòî âðåìÿ ñî ñâîèì ïàðíåì è âñå ðàâíî ïðîäîëæàëà åå óïðàøèâàòü. Êàêàÿ æå ÿ ýãîèñòêà!

Îíà çàêðûëà ëèöî ëàäîíÿìè è çàðûäàëà, à ÿ âñòàëà ñ êðåñëà è îòïðàâèëàñü çà ñàëôåòêàìè. Íèêå áûëî íåîáõîäèìî ñáðîñèòü íàïðÿæåíèå è ìíå ñëåäîâàëî çàïàñòèñü òåðïåíèåì. Íà ýòî ó íåå óøëî ìèíóò äåñÿòü, íå ìåíüøå, ïîñëå ÷åãî ÿ íàëèëà åé åùå ÷àÿ è ïðåäëîæèëà ïðîéòè â óáîðíóþ ÷òîáû ïðèâåñòè ñåáÿ â ïîðÿäîê – ïîòåêøèé ìàêèÿæ ïðèäàâàë äåâóøêå ñòðàøíûé âèä.

— ß òóò ïîäóìàëà… — íà÷àëà îíà, åùå íå óñïåâ âåðíóòüñÿ íà ñâîå ìåñòî, – ÷òî Àíÿ íå åäèíñòâåííàÿ ñ êåì ÿ òàê îáðàùàëàñü. Íå çíàþ, ñìîãóò ëè îíè ïðîñòèòü ìåíÿ åñëè óçíàþò ïðàâäó.

— Îíè òî÷íî âàñ íå ïðîñòÿò, åñëè âû ïðîäîëæèòå ïðèòâîðÿòñÿ.

— Íî ÷òî æå ìíå äåëàòü?

— Êàê ìèíèìóì, ïîíÿòü îäíó âàæíóþ âåùü – âàñ íèêòî íå çàñòàâëÿåò ãîâîðèòü. Ñóùåñòâóåò âåëèêîå ìíîæåñòâî ìîë÷àëèâûõ ëþäåé, è âû âïîëíå ìîæåòå ñòàòü îäíîé èç íèõ.

— Ïîíÿëà.

— Äàëüøå, âàì íåîáõîäèìî íà÷àòü èçáàâëÿòüñÿ îò ñâîåé âûìûøëåííîé èíâàëèäíîñòè. Ñîîáùèòå áëèçêèì è êîëëåãàì ÷òî íà÷àëè ïîòèõîíüêó âûçäîðàâëèâàòü. Ñî âðåìåíåì, âû, ñîâåðøåííî íåçàìåòíî äëÿ äðóãèõ âåðíåòåñü ê èçíà÷àëüíîìó ñîñòîÿíèþ è, âîçìîæíî, îñòàíåòåñü íà îñîáîì ñ÷åòó ó ðóêîâîäñòâà.

— Õîðîøî, — îòðåøåííî êèâíóëà îíà.

— Âàñ íå ðàäóþò òàêèå ïåðñïåêòèâû è ýòî íîðìàëüíî, íî âû óæå ïîíÿëè, ÷òî ïðèòâîðÿòüñÿ äàëüøå, çíà÷èò îáðå÷ü ñåáÿ íà îäèíî÷åñòâî, — ïðîäîëæèëà ÿ, äîáàâèâ â ãîëîñ òâåðäîñòè. — Äðóçüÿ ðàíî èëè ïîçäíî îòâåðíóòñÿ îò âàñ, à ðîäñòâåííèêè áóäóò ñòðàäàòü, ñèëÿñü îáëåã÷èòü âàì æèçíü. Âû, êîíå÷íî, ìîæåòå íàéòè íîâûõ äðóçåé ñðåäè òåõ, êòî íå ïîíàñëûøêå çíàåò, ÷òî òàêîå íåìîòà – íî ðàçâå ýòî òî, ÷åãî âû æåëàåòå?

— Íåò, ÿ ýòîãî íå õî÷ó, — óâåðåííî ñêàçàëà Íèêà.

— Âîò è çàìå÷àòåëüíî… Ìîæåò íà÷íåì èñïðàâëÿòü ýòî ïðÿìî ñåé÷àñ?

— Êàêèì îáðàçîì?

— Íàïèøèòå ñîîáùåíèå Àííå…

— Äóìàåòå ñòîèò?

Îáû÷íî ÿ ñòàðàëàñü íå òîðîïèòü êëèåíòîâ, íî ìíå îò÷åãî-òî êàçàëîñü, ÷òî Íèêà ìîæåò ñîðâàòüñÿ è ïðîäîëæèòü èçîáðàæàòü èíâàëèäà. Òàêèå ëþäè îáû÷íî íå âîçâðàùàþòñÿ ê ïñèõîëîãó è ïðîäîëæàþò ãðîáèòü ñîáñòâåííóþ æèçíü. Òàê ÷òî, ëó÷øèì ñïîñîáîì çàñòàâèòü èõ ñëåäîâàòü íóæíûì êóðñîì – ýòî ïðîèíôîðìèðîâàòü ðîäñòâåííèêîâ è äðóçåé, îòñåêàÿ òåì ñàìûì ïóòü ê îòñòóïëåíèþ.

— Óâåðåíà, — ñ íàæèìîì ïðîèçíåñëà ÿ.

— Êàê ñêàæåòå, — îòîçâàëàñü äåâóøêà è íà÷àëà íàáèðàòü òåêñò íà ñìàðòôîíå. – Ãîòîâî.

— Âîò è çàìå÷àòåëüíî. À åùå, êîãäà Àíÿ îòâåòèò, ïðåäëîæèòå åé îòìåòèòü ýòî ñîáûòèå. Îíà ñïðîñèò: «Ãäå?» — è âû óêàæåòå íà åå ëþáèìîå ìåñòî, ãäå îáÿçàòåëüíî ñîîáùèòå êàê ñèëüíî öåíèòå âñå, ÷òî îíà äëÿ âàñ ñäåëàëà.

— Ìû ïîéäåì â êèòàéñêèé ðåñòîðàí÷èê ðÿäîì ñ íàøèì îôèñîì, — ïðîøåïòàëà äåâóøêà, ñòåðåâ ðóêàâîì ñëåçó, — îíà ïðîñòî îáîæàåò åãî.

— Ýòî ñòàíåò õîðîøèì íà÷àëîì, — îáîäðÿþùå óëûáíóëàñü ÿ. – Çíàéòå: ïî íà÷àëó âàì áóäåò òðóäíî, íî áëèçêèå ñòàíóò íàäåæíîé îïîðîé, ñòîèò òîëüêî èì äîâåðèòüñÿ. À åñëè òåðïåòü ñòàíåò íåâìîãîòó — ïðèõîäèòå ñþäà.

— Äóìàþ, ÿ ñïðàâëþñü, — âîîäóøåâëåííî çàÿâèëà îíà. – Ñïàñèáî âàì áîëüøîå! Ìíå áûë î÷åíü íóæåí ýòîò ðàçãîâîð.

Источник