Болезнь при которой человек не проявляет эмоций

Болезнь при которой человек не проявляет эмоций thumbnail

Человеку свойственно переживать эмоции — как приятные, так и не очень.

Как правило, личность осознает, что чувствует, так как обладает способностью распознавать свои переживания и умеет их описывать.

Но есть те, кто не может ни распознать, ни выразить собственные эмоции словами.

Как же называется такое явление? Рассмотрим определения основных понятий, причины, симптомы, прогноз и способы лечения.

Что такое состояние эмоциональной депривации? Узнайте об этом из нашей статьи.

Как называются такие люди?

Как называются такие равнодушные люди?

В быту безэмоциональных людей называют черствыми, равнодушными, толстокожими, сухими, бездушными, холодными, безразличными, бесчувственными, циничными.

С научной точки зрения подобные лица считаются алекситимиками.

Алекситимия — это расстройство, при котором личность не способна выражать собственные эмоции словами.

Алекситимики отличаются конфликтным характером, слабой стрессоустойчивостью, скудным воображением. Они часто сталкиваются с соматическими болезнями, формирующимися на человеческих эмоциях.

Здоровые индивиды интенсивно переживают эмоции, умеют их распознавать и понимать, а значит, устранять и успокаивать.

Поскольку алекситимик не осознает своих переживаний, он не в силах найти грамотный подход к их устранению. Такие люди смотрят на мир враждебно, не умеют нормально реагировать на стресс.

У них нет ни мотивации, ни нравственных ориентиров, ни целей, появляющихся под воздействием позитивных эмоциональных стимулов.

к содержанию ↑

Определение понятий

Определение основных понятий

Эмоциональная ригидность проявляется в том, что индивид слабо, весьма избирательно и в узком диапазоне проявляет эмоциональные реакции на всевозможные раздражители.

Эмоциональная тупость — это особое психическое состояние, при котором личность либо очень слабо выражает, либо вовсе утрачивает высшие эмоции (сочувствие, уважение, толерантность, тактичность, стыдливость, честность, совестливость и т.д.).

Эмоциональной холодностью называется расстройство, при котором индивид вовсе не испытывает эмоций, либо их проявление ослабевает.

При эмоциональном ступоре под влиянием интенсивных душевных переживаний (боязнь, ужас, опасность для жизни) возникает состояние, при котором блокируется аффективная деятельность, двигательная активность, замедляется мыслительный процесс.

Эмоциональная подавленность — патологическое психическое состояние, которое характеризуется падением настроения, утратой интереса ко всему окружающему, ухудшением самочувствия.

к содержанию ↑

Безэмоциональный человек — почему он такой?

Неэмоциональный или малоэмоциональный человек — почему он такой?

Одни считают алекситимию заболеванием, другие полагают, что это личностная особенность. Алекситимия условно подразделяется на первичную и вторичную.

Первичная вызвана врожденными пороками, возникающими в период развития плода, появления ребенка на свет, прохождения первых детских заболеваний.

>Безэмоциональный человек - почему он такой: причины

Вторичная обусловлена причинами, способными проявиться в уже более сознательном возрасте:

  • травмирующие переживания;
  • стрессовые ситуации;
  • расстройства психики.

Некоторые эксперты усматривают причины этого заболевания в аспектах, связанных с общественной культурой.

Человек не образован, у него отсутствует социальная культура, элементарное воспитание, при котором он мог бы изучать себя, свои эмоции и способы их проявления.

к содержанию ↑

Почему не хватает эмоций в жизни?

По мнению психоаналитиков, алекситимия считается эмоциональной тупостью, развивающейся как защитная реакция на определенный отрицательный фактор. На протяжении жизни человек все время сталкивается со стрессовыми ситуациями.

Если он не способен преодолевать их, идет постепенное привыкание. Отсутствие эмоциональной реакции на происходящее служит защитным механизмом человеческой психики.

Причиной появления алекситимии могут стать те или иные концепции воспитания, через которые индивиду пришлось пройти в нежном возрасте.

Почему некоторым не хватает эмоций в жизни?

Утверждения вроде «мужчины не должны плакать», «публичное проявление эмоций — верх неприличия» могут привести к развитию способности подавлять собственные переживания.

Не стоит забывать и о тех случаях, когда за проявление эмоций наказывают или подвергают издевкам.

К примеру, ребенка ругают за слезы либо громкий смех, приятели глумятся над его сердечными переживаниями.

Подобный опыт вынуждает не демонстрировать собственные чувства и даже полностью игнорировать их во избежание высмеивания и порицания.

к содержанию ↑

Эмоциональная тупость: симптомы

Как же распознать эмоциональную тупость?

  1. Индивид не может выразить словами свои чувства. На лице маска без эмоций. Из-за подобной эмоциональной «безграмотности» его интеллект не развивается. Так как человек не понимает переживания, он совершенно не имеет склонности к эмпатии.

    Иногда он выглядит бессердечным и эгоистичным в глазах окружающих. Хотя в действительности индивид и рад бы проявить участие, но попросту не знает, как это делается.

    Из-за этого в подобных ситуациях он зачастую решает вопрос шаблонной фразой.

  2. Увеличивается число конфликтов с окружающими. Так как личность не понимает собственных эмоций, она не умеет изменять свои поведенческие реакции и подход к ним. Результатом становится одиночество.
  3. Эмоциональная тупость: симптомы и признаки

  4. Одним из наиболее ярких признаков служит прагматическое мышление и тотальное отсутствие интереса к креативности. Творческие способности развиваются только у тех, кто способен к яркому переживанию и пониманию собственных эмоций. Алекситимик не осознает своих чувств, поэтому мыслит, опираясь исключительно на логику. При этом нередки внезапные эмоциональные вспышки, когда индивид выплескивает свое состояние на других людей, не осознавая, отчего это происходит.
  5. Возникают проблемы с адекватной рефлексией на происходящее. Так как индивид не распознает эмоции, у него не получается своевременно реагировать на поведение окружающих и подстраиваться под него. При этом саморегуляция особо не страдает.

    В случае необходимости алекситимики могут быстро изменяться и на внешнем, и на внутреннем уровне, адаптируясь к новым условиям.

  6. Алекситимики могут вообще не видеть снов. Если же им что-то и снится в ночных грезах, то это, как правило, обычные серые будни.
  7. Они отрицают обусловленность проблем эмоциональными порывами. Такого понятия, как интуиция, для них не существует.
  8. Рассказывая о собственных переживаниях, эти люди нередко употребляют слова, описывающие физические ощущения. Они не способны различать телесную боль и душевные муки, радость и тепло.
  9. Существование таких индивидов становится невыносимо скучным и унылым ввиду отсутствия эмоций, их личная и социальная жизнь не устроена.

    Эмоциональная тупость: основные симптомыНе обладая способностью понимать чувств другого человека, алекситимик подозревает, что партнер придумывает проблемы на пустом месте. Неумение ощущать вину и угрызения совести приводит к тому, что такой человек перекладывает ответственность на плечи окружающих, а это, разумеется, не содействует установлению крепких отношений.

  10. Эти люди боятся перемен, избегают проявления собственных чувств. Сама мысль о том, чтобы позволить себе быть более эмоциональными, вызывает у них стойкое сопротивление.
  11. Большинство алекситимиков чувствуют себя неживыми, им будто чего-то недостает внутри. В результате они стремятся заполнить эту пустоту чем угодно. По этой причине такие люди часто впадают в алкогольную или наркотическую зависимость, ведь эти вещества расцвечивают мир разными красками, наполняя его яркими эмоциями и необычными ощущениями. Как только эффект заканчивается, хочется принять новую дозу вновь и вновь.

    Существует немало поведенческих зависимостей, позволяющих испытать массу чувств и переживаний сразу.

С одной стороны, алекситимик притягивает трезвым взглядом на жизнь. Но, с другой, ему совершенно не знакома близость, формирующаяся между людьми на чувственно-эмоциональном уровне.

Эмоциональная тупость родителей — последствия:

О симптомах и лечении органического эмоционально-лабильного расстройства личности читайте здесь.

к содержанию ↑

Диагноз

Само по себе отсутствие эмоций не является болезнью, однако зачастую может служить признаком определенных заболеваний либо психических расстройств:

    Какой диагноз?

  • органического поражения мозга;
  • психопатии;
  • шизофрении;
  • депрессии;
  • гебоидного синдрома;
  • деменции.

Как бы там ни было, диагноз способен установить только врач-психиатр или психотерапевт.

к содержанию ↑

Прогноз

Безэмоциональность никак не сказывается на продолжительности жизни, но качество существования снижает.

Прогноз таков: скудная жизнь в одиночестве, лишенная ярких красок и радостных мгновений.

Прежде всего, индивиду трудно понять самого себя. Он вроде бы переживает чувства, но они не наполняют его той энергий, которую получают нормальные люди.

Позитивные эмоции мотивируют, негативные — позволяют чувствовать угрозу и выносить уроки из определенных ситуаций. Личность, страдающая алекситимией, лишена этого.

Заметно ухудшается коммуникация. Личность не может проявлять собственные эмоции и давать адекватную реакцию на реплики других людей. Человек не способен к состраданию, вследствие чего становится сухим и бездушным.

Какой прогноз?

Логический подход не всегда оказывается эффективным — индивида считают себялюбивым и безжалостным.

Окружающие не понимают, как общаться с тем, кто не проявляет эмоций и не обсуждает их.

Социальная активность обедняется, поскольку в жизни личности просто не оказывается людей, готовых принять ее без эмоциональной близости. Результатом алекситимии становится однообразное рутинное существование.

Жизнь настолько предсказуема, что буквально выверена по шагам, так как индивид не способен оказываться в ситуациях, в которых действуют под влиянием эмоций.

С одной стороны, это, конечно, освобождает от непредвиденных трудностей, но, с другой, не представляется возможность побывать в незнакомых ситуациях.

к содержанию ↑

Что делать?

Нет эмоций — что делать? Непонятные причины появления алекситимии ведут к неадекватному лечению.

В случае с первичной алекситимией довольно трудно назначить терапию: в определенный момент произошло отклонение, и это почти невозможно распознать.

Лечение возымеет эффект, если речь идет о вторичной алекситимии. С учетом причин возникновения эмоциональной холодности врач принимает меры по ее устранению. Чаще всего применяются следующие техники:

  • гештальт-терапия;
  • внушение;
  • психодинамическая терапия;
  • гипноз;
  • художественная терапия.

Что делать: лечение

В процессе лечения нужно быть терпеливым, поскольку результаты будут заметны только спустя время.

Весьма действенными оказываются техники, когда личность проявляет свою творческую составляющую, поскольку она имеет тесную связь с проявлением чувств.

Желательно, чтобы индивид создавал как можно более красочные и интересные произведения.

Сначала ведется работа с выражением эмоций, затем с их пониманием и распознаванием. Индивид должен описывать свои чувства, применяя собственный лексикон и всевозможные материалы. Не менее важно наблюдать за эмоциями других.

Лекарственные препараты используют только в случае депрессии и заболеваний, связанных с психосоматикой. Они подавляют переживания и устраняют физиологические признаки.

Но работа терапевта все равно необходима, потому что акцент ставится на мыслях и осознанных переживаниях. Немалую роль играют здоровый сон и рациональное питание.

Не стоит забывать о том, что результат лечения зависит, прежде всего, от желания самого человека открыть свой мир чувств для себя и окружающих.

Наша интересная группа Вконтакте:

Источник

Íåñìîòðÿ íà ôåâðàëüñêèå ìîðîçû, â ìîåì êàáèíåòå áûëî êàê íèêîãäà ãîðÿ÷î – òîëüêî çàêîí÷èëñÿ ïðèåì ó âëþáëåííîé ïàðî÷êè, ñòîëêíóâøåéñÿ ñ ïåðâîé íà èõ ïóòè ñåðüåçíîé ïðåãðàäîé. Åãî îæèäàëà î÷åðåäíàÿ êîìàíäèðîâêà íà äðóãîì êîíöå ñòðàíû, à îíà íå õîòåëà åãî îòïóñêàòü – âïîëíå ñåáå îáû÷íàÿ èñòîðèÿ, åñëè áû íå îäíî «íî». Äåâóøêà ïðèäóìûâàëà òûñÿ÷è íåëåïûõ ïðè÷èí ÷òîáû óäåðæàòü ïàðíÿ, ïðîñèëà åãî ðîäèòåëåé ïîâëèÿòü, äàæå íà÷àëà óãðîæàòü ïîëíûì ðàçðûâîì îòíîøåíèé – ðåçóëüòàò îêàçàëñÿ íóëåâîé è òîãäà îíà ïîâåëà åãî ê ïñèõîëîãó. Óâû, íî ýòî äàëî ñîâåðøåííî íå òîò ýôôåêò, íà êîòîðûé îíà ðàññ÷èòûâàëà – âî âðåìÿ áåñåäû äåâóøêà íå âûäåðæàëà è ïðèçíàëàñü, ÷òî õîòåëà óñòðîèòü ëþáèìîìó ïîåçäêó íà ìîðå, ãäå â íåïðèíóæäåííîé îáñòàíîâêå óãîâîðèòü åãî íà íåáåçîïàñíûé ñåêñ. Êàê îêàçàëîñü, âî âðåìÿ îòñóòñòâèÿ ïàðíÿ, îíà íàïèëàñü íà âå÷åðèíêå, è, «íå ïîìíÿ ñåáÿ», îòäàëàñü ñðàçó òðåì ìóæ÷èíàì, ÷òî ïðèâåëî ê áåðåìåííîñòè, êîòîðóþ îíà ïîïûòàëàñü ñêðûòü òàêèì âîò îáðàçîì. Òàêîé áóðè ýìîöèé ìíå íå ïðèõîäèëîñü íàáëþäàòü î÷åíü äàâíî – ñëåçû, êðèêè, ñëîâà, ñêàçàííûå â ãíåâå, ìîëüáû î ïðîùåíèè…

Êàê òîëüêî çà íèìè çàêðûëàñü äâåðü, ÿ â èçíåìîæåíèè ðóõíóëà íà êðåñëî è âçäîõíóëà. Òàêèå ñëó÷àè î÷åíü âûìàòûâàþò ïñèõîëîãà – è ìîðàëüíî è ôèçè÷åñêè. ß óìûëàñü è îòêðûëà îêíî ÷òîáû õîòÿ áû íåìíîãî ïðîâåòðèòü êàáèíåò. Ñîãëàñíî çàïèñÿì, ñëåäóþùèé ïîñåòèòåëü äîëæåí áûë ÿâèòñÿ ÷åðåç ïÿòü ìèíóò è îí, à òî÷íåå îíà, äåéñòâèòåëüíî ïðèáûëà òî÷íî ê íàçíà÷åííîìó ñðîêó.

— Çäðàâñòâóéòå, — åäâà ñëûøíî ïðîèçíåñëà äåâóøêà. – ß íà ïðèåì.

— Äîáðî ïîæàëîâàòü. Ñíèìàéòå âåðõíþþ îäåæäó è ïðîøó çà ìíîé.

Íà ïåðâûé âçãëÿä åé áûëî îêîëî äâàäöàòè – íà ýòî óêàçûâàëè äåòñêèå ÷åðòû ëèöà, ïîïóëÿðíûé ó ïîäðîñòêîâ ðþêçàê âìåñòî ñóìî÷êè è âÿçàíàÿ øàïî÷êà ñ ïîìïîíîì. Íî, ïðè áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè, ÿ ïîíÿëà, ÷òî îøèáëàñü – ñêîðåå âñåãî îíà óæå óñïåëà çàêîí÷èòü óíèâåðñèòåò è ïàðó ëåò ïîðàáîòàòü. Ïî ïðîôåññèè – äèçàéíåð èëè êòî-òî âðîäå òîãî. Ïîêà ÿ íàëèâàëà ÷àé, òî óñïåëà çàìåòèòü, êàê îíà îòâå÷àåò êîìó-òî â ìåññåíäæåðå – äâèæåíèÿ êàçàëèñü î÷åíü áûñòðûìè, âèäèìî îíà äîâîëüíî ìíîãî ïîëüçîâàëàñü ýòèì ñðåäñòâîì ñâÿçè. Çàâèòûå êàøòàíîâûå âîëîñû âîäîïàäîì ñïàäàëè íà áåëóþ êîôòó ñ äëèííûìè ðóêàâàìè, íà êîòîðûõ âèäíåëèñü êðóïíûå ïåðëàìóòðîâûå ïóãîâèöû, à òåìíî-ñèíèå äæèíñû è çàìøåâûå ïîëóñàïîæêè íà íåáîëüøîì êàáëó÷êå äîâåðøàëè îáðàç ïðàêòè÷íîé ìîëîäîé æåíùèíû.

— Âîò, ïîæàëóéñòà, — ñêàçàëà ÿ, ïðîòÿãèâàÿ åé ÷àøêó.

— Ñïàñèáî, — âñå òàêæå òèõî îòâåòèëà îíà, ñìóùåííî óëûáíóâøèñü.

— ×òî æå, Íèêà – ÿ âàñ âíèìàòåëüíî ñëóøàþ.

— Ñ ÷åãî æå íà÷àòü, — îíà íåìíîãî ñäâèíóëà áðîâè, ïûòàÿñü ïîäîáðàòü ñëîâà. – ×åñòíî ãîâîðÿ, ÿ íåñêîëüêî ðàç ïðåäñòàâëÿëà, ÷òî èìåííî áóäó ãîâîðèòü, íî êîãäà äîøëî äî äåëà, âñå êóäà-òî óëåòó÷èëîñü…

— Òîãäà ïîïðîáóéòå ñ òîãî ìîìåíòà, êîãäà âñå ïîøëî íå òàê, êàê âû õîòåëè.

— Ýòî áûëî â ñåíòÿáðå, â òîò âå÷åð ìû îòìå÷àëè äåíü ðîæäåíèÿ äèðåêòîðà íàøåé ôèðìû. Îí çàêàçàë áåñåäêó ñ âèäîì íà íàáåðåæíóþ, ìîðå óãîùåíèé, âûïèâêè è òàíöå⠖ âñå êàê ïîëàãàåòñÿ. Ïîíà÷àëó, âñå øëî õîðîøî, íî áëèæå ê êîíöó ïîñèäåëîê ïîäíÿëñÿ âåòåð è, ïðîñíóâøèñü íà ñëåäóþùåå óòðî, ÿ ïî÷óâñòâîâàëà, êàê âîñïàëèëîñü ãîðëî. Âû çíàåòå, êàê ýòî áûâàåò ó «íåçàìåíèìûõ» ñîòðóäíèêî⠖ òåáå âñå âðåìÿ êàæåòñÿ, ÷òî âñÿ ðàáîòà îáÿçàòåëüíî âñòàíåò, äàæå åñëè òû îïîçäàåøü õîòÿ áû íà ÷àñ. ß áûñòðî ïðîïîëîñêàëà ðîò êàêèì-òî ñîñòàâîì, îñòàâøèìñÿ ñ ïðåäûäóùåé ïðîñòóäû, ïîñëå ÷åãî ïîáåæàëà â îôèñ. È òîëüêî ÷åðåç íåäåëþ ïîíÿëà, ÷òî ïåðåíîñèòü áîëåçíü «íà íîãàõ» áûëî îøèáêîé – âðà÷è äèàãíîñòèðîâàëè îñòðûé ëàðèíãèò. Ãîðëî âîñïàëèëîñü íàñòîëüêî ÷òî ÿ åäâà ìîãëà äûøàòü, íå òî, ÷òî ãîâîðèòü. Äîáàâüòå ê ýòîìó ãîëîâíûå áîëè, íàñìîðê è âñå â òàêîì äóõå è ñìîæåòå ïîíÿòü, íàñêîëüêî ïëîõî ìíå áûëî.

— Êàê äîëãî ýòî ïðîäîëæàëîñü? – ñïðîñèëà ÿ, âîñïîëüçîâàâøèñü ïàóçîé.

— ×óòü áîëüøå äâóõ íåäåëü, — ñîêðóøåííî âçäîõíóëà îíà. – Âàæíî äðóãîå, áîëåçíü äàëà îñëîæíåíèå – ÿ ïî÷òè ïîòåðÿëà ãîëîñ. Ïðèøëîñü çàíîâî ðàçðàáàòûâàòü ñâÿçêè…

— Âû äîâîëüíî íåïëîõî ãîâîðèòå.

— Ýòî ñåé÷àñ, à ïåðâûå ìåñÿöû âñå, ÷òî ïîëó÷àëîñü – ýòî êàêîå-òî ñòðàííîå áóëüêàíüå. ×åñòíî ãîâîðÿ, êîãäà ïðîöåäóðû íå äàëè íèêàêèõ ðåçóëüòàòîâ ó ìåíÿ îïóñòèëèñü ðóêè. ß õîäèëà â ìàãàçèí ñ ïëàíøåòîì, â êîòîðîì ïîêàçûâàëà êàññèðàì çàðàíåå çàãîòîâëåííûå ôðàçû, òðàòèëà êó÷ó âðåìåíè íà îáúÿñíåíèÿ òîãî, ÷òî ó ìåíÿ íåò âîçìîæíîñòè îáùàòüñÿ îáû÷íûì ñïîñîáîì. Îñîáåííî òÿæêî ïðèøëîñü íà ðàáîòå – ðàíüøå ïðèõîäèëîñü î÷åíü ìíîãî îáùàòüñÿ ñ çàêàç÷èêàìè ïî ïîâîäó âíåñåíèÿ ïðàâîê â ýñêèçû.

— Íî ñî âðåìåíåì âû ïðèâûêëè?

— Èìåííî! — ïðîèçíåñëà Íèêà. – Äî ýòîãî ñëó÷àÿ ìíå ïðèõîäèëîñü òðàòèòü ÷àñû íà ïîìîùü ìåíåå îïûòíûì èëè áîëåå ëåíèâûì êîëëåãàì – âåäü èìåííî òàê äîëæåí ïîñòóïàòü ëó÷øèé ñîòðóäíèê êîìïàíèè. Òåïåðü æå, ÿ ìîãëà ñïîêîéíî äåëàòü ñâîþ ðàáîòó, íå îòâëåêàÿñü íà äðóãèõ, è çíàåòå ÷òî? Ïîâûñèëàñü íå òîëüêî ìîÿ âûðàáîòêà, íî è âñåãî îòäåëà â öåëîì – íàðîä, ïîíÿâ, ÷òî ïîìîùè æäàòü íåîòêóäà, íà÷àë ðàçâèâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî.  ñóïåðìàðêåòå, ðàñïîëîæåííîì çà óãëîì, ìåíÿ óæå çàïîìíèëè è íå ïðèõîäèëîñü ÷òî-ëèáî ãîâîðèòü, ÷òîáû ðàñïëàòèòüñÿ çà ïîêóïêè.

Îêðóæàþùèå ìåíÿ ëþäè ïîñòîÿííî ïîêàçûâàëè æàëîñòü ïî îòíîøåíèþ êî ìíå. Ýòî ïðîÿâëÿëîñü â îãðîìíîì êîëè÷åñòâå ðàçëè÷íûõ ìåëî÷åé: êîëëåãè ïðåäëàãàëè âûïîëíèòü çà ìåíÿ ÷àñòü îðãàíèçàöèîííûõ çàäà÷, õîòÿ ÿ áûëà âïîëíå ñïîñîáíà çàêîí÷èòü ñ íèìè ñàìîñòîÿòåëüíî, íà÷àëüíèê ñòàë âûäàâàòü ìåíåå òðóäîåìêèå â ïëàíå êîëè÷åñòâà ñîãëàñîâàíèé ïðîåêòû, äàæå â ñòîëîâîé ìíå íà÷àëè óñòóïàòü ìåñòî!

— Ïî íà÷àëó âàñ ýòî âûâîäèëî èç ñåáÿ, âåðíî?

— Íå òî ñëîâî! ß âåäü íå êàëåêà êàêîé-òî, ÷òîáû ìíå ìåñòî óñòóïàòü!

— ×òî âû ïðåäïðèíÿëè?

— Íè÷åãî, — îíà ïîòóõëà òàê æå áûñòðî, êàê è çàãîðåëàñü. – Ìíå ïðîñòî íàäîåëî ïîñòîÿííî ÷òî-òî ïèñàòü, ÷òîáû êîãî-òî ðàçóáåäèòü. Ïåðåòåðïåëà è ïîñòåïåííî ïðèâûêëà ê íîâîìó ïîðÿäêó âåùåé. À ïîòîì, â êàêîé-òî ìîìåíò, ïîéìàëà ñåáÿ íà ìûñëè ÷òî âñå ýòî ìíå íðàâèòñÿ. Ýòî æå òàê óäîáíî, êîãäà ìíå óñòóïàþò î÷åðåäü â êàññå, äàþò ëó÷øóþ ðàáîòó, íå âñòóïàþò â ñïîðû – è âñå òîëüêî ëèøü èç-çà ìîèõ îãðàíè÷åííûõ âîçìîæíîñòåé. ß íàñòîëüêî âæèëàñü â íîâóþ ðîëü, ÷òî íà÷àëà ñêðûâàòü ïîñòåïåííîå âûçäîðîâëåíèå.

— Âû íèêîìó íå ãîâîðèëè?

— Òîëüêî âàì.

— Âîò îíî êàê…

— Ñêîðåå âñåãî, âû äóìàåòå, ÷òî ìåíÿ çàåëà ñîâåñòü è áóäåòå ïðàâû, — ïðîøåïòàëà äåâóøêà. – ß íàñòîëüêî çàâðàëàñü ÷òî íå çíàþ, êàê æèòü äàëüøå.

— Âû áîèòåñü, ÷òî îäíàæäû âûäàäèòå ñåáÿ?

— È ýòîãî òîæå, — êèâíóëà îíà. – Ïîíèìàåòå, ÿ íå õî÷ó ìåíÿòü íûíåøíèé ïîðÿäîê âåùåé, íî ïðè ýòîì íå ìîãó íàéòè â ñåáå ñèëû ïîääåðæèâàòü åãî. Îñîáåííî òÿæêî ñòàíîâèòñÿ, êîãäà ÿ âñòðå÷àþ íàñòîÿùèõ èíâàëèäî⠖ íà äóøå àæ êîøêè ñêðåáóò.

Äåâóøêà çàìîë÷àëà, äàâàÿ ìíå âðåìÿ îáäóìàòü óñëûøàííîå — îíà êàçàëàñü ïîäàâëåííîé è çàìêíóòîé â ñåáå. Ìíå óæå ïðèõîäèëîñü âñòðå÷àòüñÿ ñ ëþäüìè, äîëãîå âðåìÿ óäåðæèâàþùèìè â ñåáå ÷òî-òî, íî ýòîò ñëó÷àé îêàçàëñÿ ñàìûì íåîáû÷íûì èç íèõ.

— Íèêà, äàâàéòå âîîáðàçèì ñëåäóþùóþ ñèòóàöèþ: âàì íåîáõîäèìî êóïèòü ñåáå ÷òî-òî èç îäåæäû, î ÷åì âû ñîîáùàåòå ñâîåé áëèæàéøåé ïîäðóãå, êîòîðàÿ òóò æå ñîãëàøàåòñÿ âàì ïîìî÷ü, ïîñêîëüêó çíàåò âàøè ðàçìåðû è ïðåäïî÷òåíèÿ. Îíà ãîâîðèò: «Êîíå÷íî, Íèêà, ÿ ñ ðàäîñòüþ ïîìîãó – òåáå âåäü òàê òðóäíî ñåé÷àñ». ×òî âû ÷óâñòâóåòå â ýòîò ìîìåíò?

— ×òî ÷óâñòâóþ? – ýõîì îòîçâàëàñü äåâóøêà. – Òÿæåñòü è… ñîæàëåíèå — îíà íàâåðíÿêà áðîñèëà ðàäè ìåíÿ ñâîè äåëà.

— È âîò âû âìåñòå êóïèëè âñå ÷òî íóæíî, ÷åì çàéìåòåñü äàëüøå?

— Ðàçîéäåìñÿ ïî äîìàì, íàâåðíîå.

— À êàê áû âû ïîñòóïèëè ðàíüøå, äî áîëåçíè?

— Ïîñèäåëè áû ãäå-íèáóäü, Àíüêà ëþáèò êèíî – ìîæåò ñõîäèëè áû íà êàêîé-íèáóäü ñåàíñ.

— Òî åñòü, âàøà íåìîòà íå äàåò âàì âîçìîæíîñòü ïðîâåñòè âðåìÿ ñ ïîäðóãîé? Êîãäà âû âîîáùå âûõîäèëè ñ íåé êóäà-íèáóäü íå ïî äåëàì?

— Íå ïîìíþ, — ÷åñòíî ïðèçíàëàñü Íèêà.

— Êàê âû äóìàåòå, äîëãî ëè ïðîäëÿòñÿ âàøè ñ íåé îòíîøåíèÿ, ó÷èòûâàÿ ïðîèçîøåäøèå ñ âàìè èçìåíåíèÿ?

— Äóìàþ, íå äîëãî… — ïîíóðèâ ãîëîâó, ñêàçàëà äåâóøêà. –  ïîñëåäíèé ðàç, îíà î÷åíü íåîõîòíî ñîãëàñèëàñü ñúåçäèòü ê ìîèì ðîäèòåëÿì. Íî, ÷òî ñàìîå óæàñíîå — ÿ çíàëà, ÷òî îíà õîòåëà ïðîâåñòè ýòî âðåìÿ ñî ñâîèì ïàðíåì è âñå ðàâíî ïðîäîëæàëà åå óïðàøèâàòü. Êàêàÿ æå ÿ ýãîèñòêà!

Îíà çàêðûëà ëèöî ëàäîíÿìè è çàðûäàëà, à ÿ âñòàëà ñ êðåñëà è îòïðàâèëàñü çà ñàëôåòêàìè. Íèêå áûëî íåîáõîäèìî ñáðîñèòü íàïðÿæåíèå è ìíå ñëåäîâàëî çàïàñòèñü òåðïåíèåì. Íà ýòî ó íåå óøëî ìèíóò äåñÿòü, íå ìåíüøå, ïîñëå ÷åãî ÿ íàëèëà åé åùå ÷àÿ è ïðåäëîæèëà ïðîéòè â óáîðíóþ ÷òîáû ïðèâåñòè ñåáÿ â ïîðÿäîê – ïîòåêøèé ìàêèÿæ ïðèäàâàë äåâóøêå ñòðàøíûé âèä.

— ß òóò ïîäóìàëà… — íà÷àëà îíà, åùå íå óñïåâ âåðíóòüñÿ íà ñâîå ìåñòî, – ÷òî Àíÿ íå åäèíñòâåííàÿ ñ êåì ÿ òàê îáðàùàëàñü. Íå çíàþ, ñìîãóò ëè îíè ïðîñòèòü ìåíÿ åñëè óçíàþò ïðàâäó.

— Îíè òî÷íî âàñ íå ïðîñòÿò, åñëè âû ïðîäîëæèòå ïðèòâîðÿòñÿ.

— Íî ÷òî æå ìíå äåëàòü?

— Êàê ìèíèìóì, ïîíÿòü îäíó âàæíóþ âåùü – âàñ íèêòî íå çàñòàâëÿåò ãîâîðèòü. Ñóùåñòâóåò âåëèêîå ìíîæåñòâî ìîë÷àëèâûõ ëþäåé, è âû âïîëíå ìîæåòå ñòàòü îäíîé èç íèõ.

— Ïîíÿëà.

— Äàëüøå, âàì íåîáõîäèìî íà÷àòü èçáàâëÿòüñÿ îò ñâîåé âûìûøëåííîé èíâàëèäíîñòè. Ñîîáùèòå áëèçêèì è êîëëåãàì ÷òî íà÷àëè ïîòèõîíüêó âûçäîðàâëèâàòü. Ñî âðåìåíåì, âû, ñîâåðøåííî íåçàìåòíî äëÿ äðóãèõ âåðíåòåñü ê èçíà÷àëüíîìó ñîñòîÿíèþ è, âîçìîæíî, îñòàíåòåñü íà îñîáîì ñ÷åòó ó ðóêîâîäñòâà.

— Õîðîøî, — îòðåøåííî êèâíóëà îíà.

— Âàñ íå ðàäóþò òàêèå ïåðñïåêòèâû è ýòî íîðìàëüíî, íî âû óæå ïîíÿëè, ÷òî ïðèòâîðÿòüñÿ äàëüøå, çíà÷èò îáðå÷ü ñåáÿ íà îäèíî÷åñòâî, — ïðîäîëæèëà ÿ, äîáàâèâ â ãîëîñ òâåðäîñòè. — Äðóçüÿ ðàíî èëè ïîçäíî îòâåðíóòñÿ îò âàñ, à ðîäñòâåííèêè áóäóò ñòðàäàòü, ñèëÿñü îáëåã÷èòü âàì æèçíü. Âû, êîíå÷íî, ìîæåòå íàéòè íîâûõ äðóçåé ñðåäè òåõ, êòî íå ïîíàñëûøêå çíàåò, ÷òî òàêîå íåìîòà – íî ðàçâå ýòî òî, ÷åãî âû æåëàåòå?

— Íåò, ÿ ýòîãî íå õî÷ó, — óâåðåííî ñêàçàëà Íèêà.

— Âîò è çàìå÷àòåëüíî… Ìîæåò íà÷íåì èñïðàâëÿòü ýòî ïðÿìî ñåé÷àñ?

— Êàêèì îáðàçîì?

— Íàïèøèòå ñîîáùåíèå Àííå…

— Äóìàåòå ñòîèò?

Îáû÷íî ÿ ñòàðàëàñü íå òîðîïèòü êëèåíòîâ, íî ìíå îò÷åãî-òî êàçàëîñü, ÷òî Íèêà ìîæåò ñîðâàòüñÿ è ïðîäîëæèòü èçîáðàæàòü èíâàëèäà. Òàêèå ëþäè îáû÷íî íå âîçâðàùàþòñÿ ê ïñèõîëîãó è ïðîäîëæàþò ãðîáèòü ñîáñòâåííóþ æèçíü. Òàê ÷òî, ëó÷øèì ñïîñîáîì çàñòàâèòü èõ ñëåäîâàòü íóæíûì êóðñîì – ýòî ïðîèíôîðìèðîâàòü ðîäñòâåííèêîâ è äðóçåé, îòñåêàÿ òåì ñàìûì ïóòü ê îòñòóïëåíèþ.

— Óâåðåíà, — ñ íàæèìîì ïðîèçíåñëà ÿ.

— Êàê ñêàæåòå, — îòîçâàëàñü äåâóøêà è íà÷àëà íàáèðàòü òåêñò íà ñìàðòôîíå. – Ãîòîâî.

— Âîò è çàìå÷àòåëüíî. À åùå, êîãäà Àíÿ îòâåòèò, ïðåäëîæèòå åé îòìåòèòü ýòî ñîáûòèå. Îíà ñïðîñèò: «Ãäå?» — è âû óêàæåòå íà åå ëþáèìîå ìåñòî, ãäå îáÿçàòåëüíî ñîîáùèòå êàê ñèëüíî öåíèòå âñå, ÷òî îíà äëÿ âàñ ñäåëàëà.

— Ìû ïîéäåì â êèòàéñêèé ðåñòîðàí÷èê ðÿäîì ñ íàøèì îôèñîì, — ïðîøåïòàëà äåâóøêà, ñòåðåâ ðóêàâîì ñëåçó, — îíà ïðîñòî îáîæàåò åãî.

— Ýòî ñòàíåò õîðîøèì íà÷àëîì, — îáîäðÿþùå óëûáíóëàñü ÿ. – Çíàéòå: ïî íà÷àëó âàì áóäåò òðóäíî, íî áëèçêèå ñòàíóò íàäåæíîé îïîðîé, ñòîèò òîëüêî èì äîâåðèòüñÿ. À åñëè òåðïåòü ñòàíåò íåâìîãîòó — ïðèõîäèòå ñþäà.

— Äóìàþ, ÿ ñïðàâëþñü, — âîîäóøåâëåííî çàÿâèëà îíà. – Ñïàñèáî âàì áîëüøîå! Ìíå áûë î÷åíü íóæåí ýòîò ðàçãîâîð.

Источник