Болезнь при которой пропускаешь буквы в словах

Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.

Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.

Почему у взрослых возникает дисграфия?

Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.

Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:

  • травмы головы;
  • нейрохирургические операции;
  • разрастание опухолей мозга;
  • инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
  • воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
  • инсульты;
  • травмы при родах;
  • соответствующие социальные условия;
  • недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).

Читайте также: Семантическая дислексия: сущность и причины

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты также выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Читайте также: Упражнения для взрослых при дисграфии

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Лечение дисграфии у взрослых

Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.

Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.

Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:

  • восполнение дефектов в произношении звуков;
  • расширение запаса используемых в речи слов;
  • правильное формирование грамматических знаний и навыков;
  • развитие связной устной речи;
  • повышение аналитических способностей;
  • формирование умений восприятия информации на слух;
  • улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.

Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.

Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:

  • успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
  • физиотерапия;
  • курсы массажа;
  • водное лечение;
  • лечебная физкультура.

Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.

Источник

Что такое легастения

Легастения – это нарушение психического развития у людей с обычным уровнем развития интеллекта, проявляющееся сложностями в приобретении навыков чтения и письма. Эта патология объединяет в себя дислексию и дизграфию, легастеники путают буквы местами и при письме, и при чтении, пропускают слоги и не могут нормально воспринимать написанный текст.

Причиной развития легастении считается нарушение работы различных частей головного мозга. Снижение или, наоборот, чрезмерная активность разных участков, увеличение плотности, ухудшение кровоснабжения и другие, подобные причины могут привести к нарушению восприятия информации.

К факторам риска развития патологии относят:

  • Патологическое преобладание активности одного полушария головного мозга.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Инфекционные заболевания, которые оказывают влияние на головной мозг – протекающие с высокой температурой и интоксикацией, менингит, энцефалит и так далее.
  • Внутриутробные инфекции, гипоксия, родовые травмы.
  • Социальные факторы.

Спровоцировать развитие болезни или утяжелить состояние могут завышенные требования родителей, конфликтная ситуация в школе, давление со стороны педагогов и родителей. Из-за этих факторов у ребенка с первичными сопутствующими признаками патологии развиваются вторичные психопатологии, возникающие из-за стресса и эмоционального перенапряжения.

К вторичным нарушениям обучения относится:

  • Расстройства поведения – ребенок, который не может соответствовать предъявляемым ему требованиям и испытывает постоянное психологическое давление, чаще всего перестает вообще стремиться к чему-либо и пытается привлечь к себе внимание другими способами.
  • Эмоциональные расстройства – страх, неврозы, депрессивные расстройства диагностируются практически у всех детей с легастенией.
  • Гиперактивность – симптом, также характерный для детей с нарушением поведения.
  • Психосоматические симптомы – головные боли, тошнота, рвота и другие проявления психосоматики могут возникать у детей перед школьными занятиями, особенно – перед оценочными.
  • Нарушение социального поведения – критика и давление со стороны родителей и педагогов чаще всего провоцируют ответную агрессию ребенка в виде нарушения правил поведения, агрессии, конфликтов и так далее.

Гораздо реже легастения возникает у взрослых, как правило, эта патология развивается как осложнение после травм, инсультов или новообразований в головном мозге.

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха — нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

Дислексия — это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения — ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения — дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Невнимательность или реальная проблема?

Легастения – сложное расстройство, при котором головной мозг не может правильно или достаточно быстро принимать и обрабатывать информацию, необходимую для обучения. При этом интеллект ребенка может быть средним или даже выше нормы, но традиционное обучение будет вызывать у него множество проблем.

Симптомы легастении могут сильно отличаться в зависимости от возраста больного, уровня его интеллекта и сопутствующих факторов.

Выделяют симптомы, которые являются основными для всех легастеников:

  • Проблемы с мелкой моторикой – неуклюжий захват ручки, карандаша и сложности в выполнении действий, требующих тонкой «ручной» работы.
  • Нарушение концентрации внимания
  • Сложности с запоминанием и воспроизведением информации
  • Изменение порядка букв при письме или чтении
  • Сложности при запоминании цифр, букв и так далее
  • Нарушение пространственного мышления – сложности с определением понятия «право-лево», «верх-низ» и так далее.
  • Сложности при освоении навыков письма и чтения.

Наличие 3-5 признаков одновременно – это повод внимательнее отнестись к психическому состоянию человека и обязательно пройти обследование у специалиста.

В дошкольном возрасте у легастиков обращают на себя внимание следующие особенности развития:

  • Отставание в развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении сложных слов
  • Нарушение концентрации внимания и сложности в запоминании
  • Замедленное усвоение навыков чтения и письма или их полное отсутствие
  • Нарушение координации движения
  • Замедленно запоминание новой информации
  • Нарушение социальных навыков.

В школьном возрасте на первое место выходят трудности с обучением:

  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Инверсия (переворачивание) и транспозиция (перестановка) букв, слог и слов при чтении
  • «Зеркальное» написание слов и цифр
  • Неправильное понимание и путаница в арифметических знаках
  • Низкий уровень чтения и пересказа текста, большое количество ошибок при чтении.

Легастения может быть отдельным заболеванием, при котором у человека сохраняется высокий интеллект, память и другие высшие функции головного мозга. Иногда это нарушение сопровождает такие заболевания как умственная отсталость, ДЦП, ЗПР и так далее.

При сохранном интеллекте люди с легастенией, также, как с дислексией, могут добиться выдающихся успехов в жизни. Так, среди талантливых и успешных людей с дислексией можно назвать Леонардо да Винчи, А. Энштейна, Уолт Диснея, Киану Ривза и других.

Диагностика

Диагностика легастении проводится в раннем школьном или дошкольном возрасте, реже – у взрослых.

При подозрении на наличие легастении необходимо посетить педиатра, который направляет на консультацию к логопеду, невропатологу, сурдологу, психиатру и другим специалистам.

Для диагностики используют общее наблюдение за ребенком и специальные тесты, включающие в себя:

  • Зачитывание текста вслух
  • Списывание текста
  • Письмо на слух.

Зарубежные ученные разработали специальный тест для диагностики дислексии, который может использоваться для детей от 3-х лет.

При необходимости ребенок проходит дополнительные методы обследования: ЭЭГ, ЭхоЭг, сурдологический осмотр и так далее.

Причины возникновения нарушения

Причины дислексии изучаются уже многие десятилетия, однако однозначно их еще никто не перечислил и не выяснил. Поражения головного мозга, оказывающие влияние на речевые центры, были обнаружены лишь у немногих детей с нарушениями чтения и письма. Многие указывают на наследственный фактор (наследственную слабость психических функций, необходимых при письме и (или) чтении), поэтому существует и такой диагноз, как «врожденная алексия».

Дислексия может быть первичной, т.е. когда говорят о дислексии наследственного происхождения. Благодаря новейшим генетическим исследованиям ее связывают с изменениями генов. А вторичное расстройство чтения возможно при умственной отсталости, а также различных других болезнях. Предполагается, что дислексия не является частым заболеванием. Также как тучность или высокое кровяное давление — это патология, распространившаяся в популяции.

Признаки дисграфии

  • пропуск букв;
  • при письме перестановка букв с похожим звучанием или артикуляцией;
  • пропуск слогов; замена букв;
  • соединение слов в одно целое;
  • графические ошибки (замена похожих букв, их неправильное написание);
  • грамматические ошибки.

Признаки дислексии

  • затрудненное запоминание букв;
  • замена букв по акустическому и графическому подобию;
  • побуквенное чтение, неспособность соединения букв в слоги;
  • замена окончаний;
  • нелогичное сочетание слов.

Нередко такие дети, выполняя математические задания, путают знаки сложения, вычитания, умножения, деления, пишут не те знаки. Сегодня некоторые специалисты полагают, что характерных для дисграфии или дислексии ошибок вообще не существует.

Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:

  1. Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный — определяет нужную букву.
  4. Двигательный — определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Лечение

Усиленная «зубрежка», сочетаемая с длительным и терпеливым обучением письму в школе и дома часто приносит лишь незначительные результаты. Однако и методы лечения, применяемые психологами, не являются столь эффективными, как это ожидалось.

Если у учеников наблюдаются расстройства письма и чтения, они могут посещать логопедические занятия. Занятия длятся 20-25 минут. Устранение определенных расстройств чтения и письма возможно, так как слух у ребенка развивается. Ведь нарушенные речевые функции восстанавливаются даже при удалении речевой зоны в коре головного мозга. Но если эти расстройства остаются незамеченными в I классе и не подвергаются коррекции, позднее ребенок испытывает трудности в учебе.

Главное, чтобы родители были терпеливыми, правильно реагировали на трудности, возникающие у ребенка и не упрекали его в лени. Заметив нарушения, следует обратиться к логопеду. Иногда ребенок нуждается в помощи ортодонта, психолога или невролога.

Лечение легастении включает в себя логопедические коррекционные занятия, в зависимости от тяжести состояния и вида дислексии.

При наличии дополнительных психопатологий легастеникам рекомендуется консультация и помощь психолога или психотерапевта, прием медикаментов, улучшающий кровообращение в головном мозге, антидепрессанты и так далее.

В настоящее время рекомендуется использовать программы для профилактики легастении – они эффективны при диагностировании легастении в раннем возрасте.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения — подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

Источник